Характеристика на ребенка с синдромом дауна 2 года

Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника
муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __
Ф. И. О. ребенка: ___
Дата рождения: ___ г.
Возраст: ___
Домашний адрес: ___
Мать ___, ___ г. р.
Отец: ___, ___г. р.
Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.
Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.
Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.
Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.
Особенности внешнего вида.
Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.
Физическое состояние и соматическое здоровье.
Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна
Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.
Уровень актуального развития ребенка.
Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.
Познавательная деятельность.
Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.
Продуктивная деятельность.
Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.
Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.
С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.
Заведующий: (___) ___
Воспитатель (___) ___
Педагог-психолог:: (___) ___
Источник
МБДОУ ______________________________________________________________________
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА на обучающегося
Ф.И.О__Иванов Иван Иванович_______________________________________________
Дата рождения…….. полных лет – 5
ОВЗ ( синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР (1 уровень речевого развития).
Иванов Иван реагирует на своё имя, коммуникации со взрослыми и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт нестойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, не объединенных общим сюжетом. Игра сопровождается эмоционально окрашенным вокализом, в основном играет в одиночку, требует постоянного внимания.
Психо-эмоциональное состояние ребёнка нестабильное, повышен эмоциональный фон. Мальчик не умеет выполнять рисунки, не может в предмете выделить части, действия с предметами не адекватны (использует большинство предметов не по назначению). Иван не пользуется активной речью, но старается повторять предложенные слова. У мальчика наблюдается повышенная подвижность. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.
Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет с поверхностным интересом. Редко использует метод зрительного соотнесения, постоянно нуждается в помощи педагога. Заинтересованности в конечном результате не наблюдается. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в неполном объеме.
Продуктивная деятельность. Испытывает нестойкий интерес к данным видам деятельности. Орудийные действия формируются в медленном темпе. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Пассивный словарь Ивана шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. Доступно понимание одноступенчатых простых инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает непродолжительное время. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями, активный словарь в зачаточном состоянии – 10-15 слов, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Фразовая речь практически отсутствует. Носовое дыхание ритмично. Голос недостаточной силы и звонкости. В артикуляционном аппарате отмечаются: значительное снижение амплитуды движения языка; гиперсаливация. Функции жевания и глотания не нарушены.
Логопедическое заключение по результатам обследовании речи: тяжёлое нарушение речи, системное нарушение речи по типу ОНР (1 уровня речевого развития).
Моторно неловок, дискоординирован. Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом. Навыки опрятности и навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.
Заведующий МБДОУ ______________________ …………..
Учитель-дефектолог_____________________________………..
Учитель-логопед ___________________________________________……
Воспитатель ___________________________……..
Дата
Источник
На свете есть множество синдром разной этиологии и с различной симптоматикой, в стороне не остались хромосомные болезни, которых частота появления среди новорожденных увеличилась.
Хромосомные болезни – это комплекс множественных врожденных пороков развития, вызываемых изменением структуры и числа хромосом, часто сопровождающихся тяжелыми нарушениями психического и соматического развития хромосом – это участок ДНК, который содержит в себе гены и несет определенную наследственную информацию о признаках и свойствах организма. Основным дефектом является различные степени интеллектуальной недостаточности, что может осложняться нарушениями зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, более выраженными нарушениями чем интеллектуальный дефект могут быть расстройства речи, эмоционально- волевой сферы и поведения [1, с. 108].
Синдром Дауна – это самая часто встречающаяся хромосомная болезнь, ее появление зависит от количественного изменения 21 первой хромосомы, т.е. в связи с неправильным делением клетки хромосом добавляется еще одна лишняя хромосома – этот процесс называется трисомия по 21 хромосоме. Встречается с частотой 1:760. Данный синдром назван в честь английского врача, впервые открывшего и изучившего его в медицинском аспекте в 1866 г [3, с. 98].
Появление дополнительной хромосомы может быть обусловлено генетической случайностью (нерасхождение парных хромосом в овогенезе или сперматогенезе), нарушением клеточного деления уже после оплодотворения либо наследованием генетической мутации от матери или отца, а так же большую роль играет возраст матери, чем старше женщина тем больше увеличивается процент появления такого ребенка.
При синдроме Дауна изменяются не только мыслительные, когнитивные способности, но и появляются специфические особенности в физической внешности ребенка, с помощью этих особенностей можно уже во время внутриутробного развития заметить данное хромосомное заболевание.
Характерными признаками синдрома Дауна является плоское лицо с выступающими скуловыми дугами, уменьшенные размер головы – микроцефалия, уплощенный затылок, узкие глазные щели, маленькие пятна по краю радужки глаза – пятна Брушфилда. Наблюдаются маленькие ушные раковины расположенные ниже обычного, что касается речевого аппарата рот находится всегда в полуоткрытом положении, это еще может говорить о том, что обычное физиологическое дыхание у данного ребенка или подростка может быть нарушено. Твердое небо высокое – готическое, часто отмечается большой бороздчатый язык – макроглосия, плоский короткий нос и большие губы, так же аномалии зуба-челюстной системы.
Наблюдаются изменения не только в лицевой области, но и всего скелета и тела, что приводит к нарушению выполнения каких-либо движений – апраксия и их координации [2, с. 125].
Психолого-педагогическая характеристика ребенка с синдромом Дауна заключается в следующем: психомоторное развитие с рождения запаздывает, это в дальнейшем влияет на появление речевой деятельности. Присутствует относительная сохранность эмоциональной сферы, дети с синдромом Дауна неплохо могут воспроизводить некоторые эмоции. Умственная отсталость у данной категории детей проявляется в различной степени и хорошо становится заметна после 2-3 лет. Дети отличаются конкретикой мышления, нарушенными вниманием и памятью. Механическая память остается более сохранной.
По отношению к другим людям в социуме они безобидны, приветливы, общительны, доверчивы. Обычно проявляют чрезмерную привязанность к своим близким и родным людям, они стараются как можно больше ухаживать за ними. Агрессивные эмоции у ребенка с синдромом Дауна моно встретить очень редко, чаще это будет зависеть от второстепенных дефектов, например такие как умственные нарушения. Для таких детей характерно позднее половое созревание и раннее появление признаков строения [3, с. 101].
В последние годы все большее внимание привлекается к вопросам ранней реабилитации детей различных нозологических категорий. Реабилитация – это комплекс медико- психолого- педагогических мероприятий, направленных на восстановление и развитие утраченных или нарушенных функций. Дети с синдромом Дауна тоже не остались без внимания в этой области. Зная, что дети эмоционально привязываются к своим родным и близким, большая роль отводится взаимодействию ребенка с матерью.
Разрабатываются семейно-центрированные модели обучения и воспитания, в которых разрабатываются направления коррекционной, реабилитационной и консультативной помощи. Эти мероприятия в значительной степени помогают преодолевать резкое снижение интеллекта, наблюдающееся у детей данной категории в определенные возрастные периоды, являются методом профилактики инвалидности и сиротства, увеличения продолжительности и качества жизни. Дети с синдромом Дауна получают раннюю помощь, посещают интегративные (инклюзивные) детские сады и школы. Их права защищает Международное и Российское законодательство [2, с. 134].
Таким образом, наличие этой дополнительной хромосомы обусловливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее, чем его ровесники развиваться и проходить общие для всех этапы развития. По современным данным эти дети не остаются в стороне и для них создаются множество групп при детских садах и школах, также различные реабилитационные и абилитационные центры, которые оказывают не только медицинскую педагогическую помощь ребенку, но и психологическую поддержку его родителям.
Источник
- Главная
- Нарушения развития
- Синдром Дауна
В 1866 году английский врач Джон Даун описал набор характерных признаков, которые указывают на патологию на генном уровне: вместо положенных 46 нормальных хромосом — частичек, отвечающих за передачу генетической информации, фиксируют 47: 21 пара имеет не две, а три копии, что называют трисомией.
информацияДанная аномалия, названная синдромом Дауна, приводит к различным психическим расстройствам, с которыми человеку приходится жить всю жизнь, приспосабливаясь к окружению.
Распространенность
Эта хромосомная патология — достаточно распространенное явление, встречающееся в среднем один раз на 700-1000 новорожденных. При этом ни пол ребенка, ни национальная принадлежность не влияют на фиксацию признаков, принятых называть синдромом Дауна.
Отмечается возрастная пропорциональность риска родить нездорового ребенка: чем старше мать, тем больше вероятность, что у малыша будет этот синдром. Учитывая этот факт, тем не менее, следует заметить, что матери до 35 лет рожают 80% детей с данной патологией.
Увеличивается риск и в случае, если отцу больше 42 лет. На появление синдрома Дауна могут повлиять какие-то случайные события, сопровождающие либо процесс созревания половых клеток, либо формирование беременности. Но ни здоровье будущих родителей, ни окружающая среда на эти процессы никоим образом не влияют.
Признаки синдрома Дауна у детей
Для опытного специалиста достаточно одного взгляда, чтобы сделать заключение: у новорожденного налицо все признаки генетического отклонения. Однако врач может поставить только предварительный диагноз, требующий аналитического подтверждения.
важноТолько лабораторные исследования в праве достоверно констатировать наличие или отсутствие синдрома Дауна.
Внешне диагностировать наличие данного синдрома у ребенка помогают следующие признаки:
- маленькая головка с невыразительным, плоским лицом;
- слегка раскосые глаза – уголки немного подняты, может наблюдаться складка кожи, которая прикрывает внутренний уголок глаза;
- размер полости рта меньше обычного, из-за чего язычок как будто бы не помещается там, поэтому выглядывает наружу;
- рот приоткрыт;
- нёбо «аркообразное»;
- укороченные конечности;
- короткие пальчики на широких ладонях, к тому же вовнутрь загнут мизинчик;
- на шее наблюдается кожная складка;
- затылок «примят» (плоский);
- мышечная ригидность;
- подвижность суставов повышенная.
дополнительноСреди названных признаков некоторые могут встречаться и у обычных детей, без синдрома Дауна.
А вот типичные признаки этого отклонения с возрастом становятся более выразительными:
- короткая шея;
- складка поперек ладошек;
- выраженное нарушение строения зубов;
- слишком коротенький носик;
- явная деформация грудной клетки.
К этому внешнему «букету» присоединяются расстройства в работе внутренних органов или систем: эпилептические припадки, сбои в работе эндокринной системы, пороки сердца, стеноз двенадцатиперстной кишки, нарушение слуха и зрения и другие.
Особенности развития детей с синдромом Дауна
Если некого винить в том, что появился на свет ребенок с синдромом Дауна, то тем более малыш ничуть не должен от этого страдать, испытывая на себе отталкивающие взгляды, отношение «с опаской» и отстранение окружающих. Конечно, им необходимо больше внимания и ухода, чем обычным детям, но говорить о крайних психических патологиях чрезмерно, тем более делать ребят асоциальными.
Синдром Дауна у детей – это не повод считать их необучаемыми, они достаточно эмоциональны, имеют свой особенный внутренний мир, испытывают те же эмоции и чувства, которые свойственны обычным людям, они ищут общения среди сверстников.
важноНаличие лишней хромосомы, приводящее к сбоям в работе других органов и систем, должно как можно раньше быть диагностировано. Вовремя начатое лечение поможет избежать каких-либо побочных явлений или усугубления заболевания.
Дети с синдромом Дауна с первых месяцев жизни проявляют отставание в развитии:
- быстро устают;
- движения их конечностей нарушены;
- плохо реагируют на родных людей;
- головку такие дети начинают фиксировать только к 3 месяцам, а садятся – к году, ходить начинают в возрасте около 2 лет.
Естественно, что при таких особенностях развития только родительское терпение и последовательные их действия, поддерживающие рост малыша, помогут ребенку приобретать все необходимые для жизни умения и навыки.
Пути решения проблемы
Синдром Дауна — не приговор: с ним нужно научиться жить. Помочь родителям поднять на ноги такого ребенка смогут специалисты. Медицинское наблюдение, консультации педиатров, психиатров, необходимые медикаментозные вмешательства, режим и процедуры в комплексе приведут к положительному результату.
информацияСуществуют реабилитационные центры, в которых индивидуальные медико-психологические консультации позволят подобрать необходимую программу развития ребенка с учетом допустимых норм нагрузок.
Важным этапом для малыша является постижение двигательной активности, которая должна пройти все этапы до ходьбы:
- лазание на коленках;
- опора на ножки;
- первые шаги с поддержкой.
Дополнением в решении этого вопроса эффективными будут гимнастика и массаж.
У детей с синдромом Дауна задержка в речи требует постоянного общения с малышом:
- он с удовольствием слушает сказки, колыбельные и другие песни;
- пытается звукоподражать речи родителей, что естественно приведет к первым словам;
- полезными будут упражнения на развитие артикуляции и речевого аппарата в целом.
важноПостоянные занятия родных и близких с ребенком обязательно дадут хорошие результаты, шаг за шагом приводящие малыша к активной жизни среди ровесников.
Этому тоже необходимо его учить:
- наблюдать за игрой детей;
- объяснять малышу правила, по которым играют другие;
- давать возможность попробовать самостоятельно что-то делать или принимать решение к действию.
Однако родители не должны забывать о том, что дитя с этим синдромом быстрее устает, чем другие, поэтому ему необходимо отдыхать, когда это требуется.
Малыши с синдромом Дауна, достигшие 3-летнего возраста, могут посещать дошкольные заведения. Вот здесь родители должны здраво взвесить, в каком садике будет обучаться их ребенок: в специализированном или в обычном. Профессионалы склонны считать, что обычные детсады и школы дают больше шансов вырасти таким, как все. Тем более методы обучения могут быть различными: после занятий с отдохнувшим ребенком могут дополнительно заниматься педагоги и воспитатели в соответствии с индивидуальными специальными планами.
Дети с синдромом Дауна при тщательной поддержке родных и близких могут вырасти вполне успешными, преуспевающими, например, как современный американский актер Крис Бурк, живущий с этой генетической патологией, или Паскаль Дюкен, получивший в 1997 году на Каннском фестивале главный приз за исполнение лучшей мужской роли.
Родители должны понимать, что именно они, как никто другой, могут помочь своему малышу быть социально адаптированным и расти счастливым среди детей-однолеток. Тяжелый труд обязательно найдет отдачу в любви и благодарности вашего взрослого ребенка, которому вы помогли научиться жить полноценной жизнью.
Источник