Игра призрак в доспехах синдром одиночки
Приветствую тебя, мой дорой читатель. Ожидается много букв.
Недавно листал список анонсов и увидел, что Netflix выпустит нового Призрака в доспехах в 2020 году. Пошел искать информацию и тут я вспомнил: помимо оригинальной манги и легендарной полнометражки, которые мне очень понравились в свое время, было выпущено много чего еще. Мною было принято решение ознакомится со всем что выходило и естественно я решил начать с продолжения того самого аниме 95го, но как бы не так. Между полнометражками вышло целых 2 сезона Синдрома одиночки по 26 серий каждый(+ всякие доп. эпизоды) , причем от одной и той же Production I.G. И вот тут то и началось мое знакомство. Сразу оговорюсь, что писал основываясь только на первом сезоне.
Давайте разберемся
Как я раньше думал, есть два типа фанатов Призрака в доспехах: те, кто смотрел полнометражку и те, кто при этом еще и читал мангу. С мангой все понятно – это работа автора, который хотел показать свою историю, мир и атмосферу, навеянные другими представителями жанра киберпанк, но со своей эстетикой и идеями.
А вот полнометражная экранизация была уже более глобальной работой целой студии, где все аспекты были доведены до высшего уровня. Именно фильм обрел невообразимую популярность даже за пределами Японии и стал чуть ли не классикой жанра. Он был красивым, стильным, глубоким, что и позволило ему заиметь огромную фанбазу. Через 5 лет выходит аниме-сериал, и что же предстает перед зрителями:
Сейчас коротко. Это альтернативное развитие событий во вселенной Призрака. Тот же мир и те же персонажи, НО другие стиль и анимация(понятное дело хуже по качеству), другой сюжет, атмосфера, повествование и много чего еще. Как итог: фанаты фильма недовольны, а те, кто его не смотрел, приняли сериал положительно. Так кто же прав? Давайте разберем аниме по нескольким пунктам.
Дизайн и анимация
Вот тут на аниме вылился значительный поток хейта. С первых минут нас встречает CGI опенинг, неплохо поставленный, с очень красивой песней на русском(я сам не сразу понял, слушаю и думаю: что-то знакомое играет), но с беспощадным 3d 2002го. Уже как-то неоднозначно, как говорится: чую триде – пацы в беде (но прошу заметить, в самом аниме CGI вставки довольно неплохи и не режут глаз).
Сразу оговорюсь, все не так плохо как кличут, но дизайнеры Майора не пощадили.
Вот так она и ходит почти весь сериал, и все окружение считает что все норм
Можно долго искать конкретные косяки и до всего докапываться, но если не относиться предвзято: все в пределах нормы. За исключением Мотоко, даже я оправдать это не смогу. Тут есть сцена, где она была в якобы “откровенном” наряде, который был на равне с повседневной одеждой майора, за что ее упрекнули, и выглядело это нелепо. Идем дальше.
Повествование и сюжет
Начнем с самого болезненного для большинства. Юмор. Здесь он присутствует в больших количествах и те, кто ожидал сурового киберпанка слегка опешили. Не сказал бы что он плохой. Юмор в сериале по простому добрый, комические вставки так же незамысловаты, но на общем фоне всего сериала он не выделяется. Практически вся комедия строится на татикомах, и тут мнение зрителей делится на два противоположных между собой: одни их обожают, другие ненавидят всем сердцем. Я нейтрален.
Татикома слева
Юмор, упрощение мира, смещенный акцент повествования и другие факторы значительно уменьшили глубину картины для того, чтобы сериал содержал 26 серий. Структуру сюжета можно представить так:
- Имеется центральная тема сериала, которая мелькает на протяжении всего сериала. Ей посвящено даже несколько отдельных серий, плюс она раскрывается в финале.
- Присутствуют серии, не пересекающиеся с центральной темой, которые представляют собой отдельные небольшие сюжеты. Это истории других персонажей, татиком и т.п.
- И еще отдельные серии, связанные с глобальным сюжетом, но не так прочно.
В целом нам показаны будни 9го отдела и становится ясно, что Майор не единственно действующее лицо. Это история не о ней, а о отделе, и в этом я не вижу ничего плохого – персонажи тут хорошие.
Много интересных идей, есть своя философия(пусть и слабенькая) и сериал бывает очень суровым, хоть иногда это подано простенько. Сценаристы постарались.
По немногу об остальном
В аниме много подковерных игр, политика, коррупция – классика киберпанка и она здесь имеется. Нормально, но иногда раздражает, когда все сводится к незаконным действиям власти.
Мало того что заглавная тема на русском(это новый вид удовольствия от просмотра аниме), так тут еще присутствует старая-добрая русская мафия. Батхерда не вызывает, даже забавно. Серия с боксером хорошая, я в тот день даже медовухи купил.
Хоть мир и кажется блеклым,“киберпанковасть” прописана неплохо. Но это скорее уже заслуга предшественников.
Финал прост, логичен и не разочаровывает. Послевкусие после себя сериал оставляет благоприятное.
Вместо итога
Если вы считаете эталоном первую полнометражку, то лучше этот сериал пропустить. Комплекс одиночки стоит воспринимать как альтернативную историю во вселенной Призрака, как и задумывали авторы. Я был не предвзят и аниме мне понравилось. Добротная история, надеюсь второй сезон не оплошает. Всех прошу к ознакомлению.
На этом все, спасибо за прочтение. Жду ваших отзывы, комментарии и предложения, о каких темах поговорить. Гудбай.
Источник
Еще одна попытка осмыслить знаковое произведение или над чем хохочет «смеющийся человек».
«Призрак в доспехах» – это история о стремительно приближающемся будущем. В нем люди свободно пользуются железными имплантатами и со временем полностью заменяют ими свое настоящее тело. Каждый человек обладает встроенным в мозг компьютером, с помощью которого можно моментально выходить в глобальную сеть и обмениваться информацией. В результате у людей появляются цифровые копии их душ, называемые «Призраками». Отсюда и название фильма: живой «Призрак» в металлических «Доспехах».
С ростом уровня технологий человеческая жизнь не становится проще. Из-за повсеместной кибернизации многие начинают сомневаться в том, остались ли в них что-то человеческое или они давно превратились в бездушные машины. Люди отчаянно цепляются за свои воспоминания как единственное доказательство того, что они на самом деле существуют, хотя их тела постоянно изменяются. Создатель фильма показывает будущее в исключительно мрачных красках.
В этом аниме очень много таинственных и казалось бы парадоксальных явлений. Например, главный антагонист – пример человека максимально эффективно устроившегося в новом цифровом мире. Его ни в коем случае нельзя назвать фанатиком – несмотря на юношеский максимализм, он действует из практических соображений. Что нельзя сказать о его последователях, которые готовы пойти на все, лишь бы почувствовать себя живыми и стать похожим на неизвестного кумира.
Во втором сезоне история повторяется – люди снова находят себе кумира и снова готовы пойти до конца, чтобы стать похожим на него. Здесь раскрывается феномен того, как поток внешней информации преображает и искажает личность индивидов. В новом цифровом мире сохранение Собственного «Я» становится едва ли не главной задачей каждого человека.
Поэтому и возникает синдром одиночки, когда люди перестают чувствовать себя живыми и начинают подражать неизвестному герою. В результате они также теряют свою индивидуальность. Человеку приходится метаться между двух крайностей – стараться быть похожим на какую-то личность и в тоже время не стать полностью поглощенным ею.
«Призрак в доспехах» рассказывает не столько историю конкретных людей, сколько описывает жизнь общества в целом. Персонажи выглядят асексуально, несмотря на нарочно открытые наряды. Они практически не имеют ни душевной, ни физической близости. В широком смысле все люди будущего так или иначе страдают от проявлений «Синдрома одиночки». Многие из них и вовсе живут в сети.
Повсеместная роботизация имеет и обратную сторону. Например, ученые сумели построить Татиком – паукообразных роботов с интеллектом близким человеческому. Майор начинает общаться с ними и все больше замечает их сходство с собой. Присутствие в сериале Татиком размывает грань между людьми и роботами. Особенно в тот момент, когда Татикомам удается доказать окружающим, что они тоже обладают призраками.
Ближе к концу сериала автор подводит нас к мысли, что все живые существа рано или поздно должны слиться в одном цифровом мире. При этом сохранив свою индивидуальность и в то же время став частью единого целого. Мотив очень напоминает философию Евангелиона, но воплощенную с помощью сетевых технологий.
Как итог можно сказать, что этому произведению очень сложно дать однозначную оценку. Многое будет зависеть от его восприятия конкретным человеком. Для одних сериал будет просто киберпанком с симпатичным главным героем, для других – философским размышлением о взаимодействии человека и технологий, ну а для кого-то чуть ли не пророческим посланием о будущем, к которому мы так стремительно движемся.
{
“author_name”: “Fred Lemuer”,
“author_type”: “self”,
“tags”: [],
“comments”: 9,
“likes”: 36,
“favorites”: 18,
“is_advertisement”: false,
“subsite_label”: “flood”,
“id”: 19188,
“is_wide”: false,
“is_ugc”: true,
“date”: “Mon, 30 Apr 2018 15:09:19 +0300”,
“is_special”: false }
Источник
Всем привет! Хочу сразу расставить все точки над i и предупредить, что «Stand Alone Complex» вовсе не продолжение первых двух фильмов. Это – альтернативная вселенная, в которой «9 Отдел» никогда не расследовал дело «Кукловода», а Мотоко Кусанаги никогда не «пропадала без вести». Ну, наверное, внесся немного ясности, можно приступать к рецензии.
Завязка
На этот раз «9 Отделу» МВД Японии (элитному подразделению полиции) придётся распутать довольно сложное дело о «Смеющемся человеке» – хакере, который вовлекает всю команду в опасную игру в кошки-мышки.
Повествование
Структурно все серии делятся на 2 типа:
1)cерии, в которых развивается глобальная история;
2)филлерные серии, в каждой из которых есть свой отдельный мини-сюжет, помогающий раскрывать персонажей.
Не бойтесь серий второго типа, потому что они довольно интересные, и затрагивают актуальные проблемы не только вымышленного современного общества, но и нашего мира, впрочем, как и весь сериал в целом.
Также в этом сериале практически отсутствуют те заумные философствования, не имеющие ничего за собой и представляющие из себя лишь красивую обертку, на которую я пенял в рецензии на «Невинность». Здесь все диалоги по делу и к месту, что никак не отвлекало от просмотра, а, наоборот, мотивировало смотреть дальше.
Атмосфера
Сериал стал более массовым, популярным. Его легко смотреть и воспринимать, но из-за этого от той гнетущей и грязной атмосферы «Киберпанка», присутствующей в первых двух фильмах, пришлось отказаться в пользу более вылизанной «Фантастики», в которой нашлось место «пастельным тонам».
Персонажи
В центре истории находится «Девятый отдел» – группа профессионалов до мозга костей. Но, к сожалению, далеко не всех участников этой команды нам должным образом раскроют в течение сюжета, так что представляю Вам:
Мотоко Кусанаги – 100% киборг, так как после несчастного случая в детстве ей пришлось заменить всё тело, оставив лишь головной мозг и один сегмент спинного мозга. Мотоко владеет рукопашным боем, хорошо стреляет, является первоклассным хакером, а также отличным лидером, собравшим вокруг себя крутых мастеров своего дела.
Бато – киборг-громила, ветеран многих военных конфликтов, специалист по разведке. Также неравнодушен к «Майору» (прозвище Кусанаги), состоит в хороших отношениях со всеми сотрудниками отдела, любит Татиком. За грозным лицом скрывает сочувствующую натуру, способную сопереживать как роботам, так и простым людям.
Тогуса – член «9 Отдела», которого по особому распоряжению «Майора» перевели из полиции в отдел. Является примерным семьянином, любит свою жену и своих детей, отказался от кибернетического тела, использует копию старого револьвера, потому что, по его словам, он не может дать осечку.
Дайсукэ Арамаки – руководитель «Девятого отдела», обладает высоким интеллектом, находчив, имеет много связей, которые он использует не в своих личных целях, а только по долгу службы. Арамаки очень хитёр, за сериал можно не раз наблюдать, как он с легкостью выходит из любой ситуации.
Татикомы – кавайные танки, которые своим поведением напоминают детей, любящих познавать всё новое и ещё неведомое для них. Именно с их помощью в сериал внесли не только долю юмора, но и достаточно трогательные моменты.
Рисовка, Анимация и Музыка
Визуальный стиль претерпел колоссальные изменения, я даже сначала не поверил, что смотрю «Призрака в доспехах», но могу смело утверждать, что качество исполнения не подкачало. Рисовка приятная глаза, анимация также не отстаёт, а если учесть, что аниме было выпущено в далёком 2002 году, то это просто поражает разум, ведь даже сейчас не каждый современный тайтл способен держать такую же планку. О музыке ничего сказать толком не могу, так как она не запоминающаяся, но вроде при просмотре мне не резало слух, так что сойдёт. Но могу выделить опенинг, в котором присутствует русский вокал, советую после просмотра аниме, когда будут раскрыты все карты, повнимательнее вслушаться в слова, и тогда, возможно, они приобретут для Вас совершенно другой смысл.
Настоятельно советую к просмотру всем любителям хорошо закрученного сюжета. Не претендую на объективность. Всем пока!
Источник

30 марта на экраны выходит еще одна экранизация экранизации – голливудский киновариант «Призрака в доспехах», основанный не столько на оригинальной манге, сколько на аниме Мамору Осии и на других анимационных проектах франшизы, о которых я и хочу подробно рассказать. Если перед или после фильма вам захочется подробнее изучить эту вселенную (а она, безусловно, того стоит), вы будете знать, с чего начать и куда двигаться.
Название
Франшиза «Призрака в доспехах» началась в 1989 году с манги Масамунэ Сиро (он же создал и еще одну знаменитую мангу, ставшей основой популярных аниме-полнометражек – Appleseed). Оригинальное японское название звучит совсем не поэтично: «Спецподразделение по предотвращению захвата оболочки», английский вариант – Ghost in the shell – при этом был дан самим автором. Переводится оно скорее как «Дух в оболочке», «душа в стальной плоти», «сознание в машине», подразумевая единство человеческого и электронного в одной сущности, присутствие искры жизни, человеческой интуиции и личности в кибермозге, которые и отличают его от робота.
Ни о каких бронированных привидениях речи, конечно, не идет, но именно этот кривой перевод прижился и стал ассоциироваться с легендарной историей Майора Кусанаги. Надо признать, несмотря на неточность, он звучный и при желании его можно расшифровать в духе франшизы.
На самом деле, Масамуне просто немного переиначил название философского эссе Ghost in the machine Артура Кестлера, посвященного дуальности сознания и тела, утверждающего, что разум не стоит мыслить как нечто абстрактное, отдельное от тела и биологии, наше мышление и тело перевязаны куда сильнее, чем мы привыкли думать.
Майор
Главным героем манги и ее экранизаций стала майор Мотоко Кусанаги, хакер высочайшего класса и искусный боец. Она потеряла свое тело еще в детстве, живого в ней осталось немного – мозг и позвоночник, все остальное – синтетика. Так как создание и поддержание такого сложного и дорогого тела стоило государству огромных денег, долгое время Мотоко не принадлежала себе буквально – она обязана была работать на правительство, пока ей не помогли выкупить ее оболочку.
С этого момента майор Кусанаги делала все, чтобы создать собственный независимый отряд, который правительство сможет нанимать и предоставлять ему полномочия, но не контролировать напрямую. Поиск себя, осознание своей человечности и сохранение независимости стали ее главными целями.
По «Призраку» вышло множество игр для разных платформ, а еще больше игр создавались под непосредственным впечатлением от манги и аниме. В том числе обожаемая мной Oni от Bungie – главная героиня которой, Майя/Коноко Хасегава и выглядит почти как Мотоко Кусанаги и сходство имен неслучайное; истории героинь тоже очень близки. Но в этой статье мы оставим в стороне оригинальную мангу и игры, сосредоточившись на анимационных экранизациях.
Сколько всего экранизаций?
Существуют 2 фильма Мамору Осии, первый из которых («Призрак в доспехах» 1995 года) собственно и сделал историю Мотоко такой популярной. Также существуют 2 сериала – «Синдром Одиночки» и «Зарождение». Они довольно близки по качеству, концепции, уровню анимации и целевой аудитории, никакого резкого контраста между ними нет, проблема в другом – дилогия Мамору и два сериала существуют отдельно друг от друга, в трех параллельных вселенных, манга – как бы в своей, поэтому это немного сбивает с толку.
В любом случае, пытаться смотреть все мультфильмы по хронологии развития событий особого смысла нет, даже просмотр по порядку выхода фильмов и сериалов будет более здравой идеей, и вот почему.
«Призрак в доспехах» Мамору Осии 1995 года
Это единственное аниме из франшизы, которое я безоговорочно советую посмотреть всем. Неважно, любите ли вы аниме и интересен ли вам конкретно «Призрак» – это шедевр, по которому написано сотни академических работ, разбирающих его философию, режиссуру, героев.
Здесь есть потрясающая композиция кадра, изобретательные ракурсы, чарующие и мистические пейзажи города, плывущие перед камерой под завораживающую музыку, запоминающиеся боевые сцены и многое другое. Именно ему обязаны своим появлением и сериалы, и новый фильм с Йоханссон, где присутствует множество визуальных отсылок к этому аниме, вплоть до максимально точно воссозданных сцен, который при этом вряд ли сможет превзойти работу Осии. Им же вдохновлялись Вачовски при съемке «Матрицы», как и создатели множества других фильмов.
Похоже, что фильм со Скарлетт копирует ряд сцен из первого фильма Осии, но при этом злодей и, соответственно, главный сюжет у картины совсем другой. Впрочем, перемешивать разные сюжеты и переназначать сцены – не впервой для франшизы. Сам Мамору в свое время сделал то же самое.
Кукольника можно было считать главным «злодеем» манги и сюжетом в наибольшей степени напоминающим сквозной, основную линию, но при этом появлялся он в манге всего два раза – в середине и в конце. Осии взял историю Кукольника как основную, убрал промежуток между первым и вторым его появлением, а некоторые вещи, включая легендарную начальную сцену с прыжком с небоскреба в камуфляже, изначально не имеющую к линии Кукольника никакого отношения, привязал к его сюжету. То же самое касалось и истории мусорщика, который взламывал чужие мозги – в манге он никак не связан с Кукольником.
«Невинность» Мамору Осии 2004 года
Все остальные экранизации выполнены на очень достойном уровне и среди нет ни одной, от просмотра которой хотелось бы отговаривать, но следует понимать, что подобного вау-эффектка как от первого аниме, скорее всего, у вас больше не будет уже ни от одной экранизации. Если вы смирились с этой мыслью и вам по-прежнему интересно изучать вселенную дальше, следом я советую смотреть прямой сиквел того же режиссера – «Призрак в доспехах 2: Невинность», вышедший через 9 лет после оригинала, в 2004.
Несмотря на то, что это тот же мир и прямое продолжение истории первой части, надо понимать, что смотрится картина уже чуть по-другому.
Осии по-прежнему созерцателен и находит пейзажи еще более мистические и монументальные, чем в оригинале, но главными героями становятся Бато и Тогуса. Майор появляется совсем ненадолго, даже собаке Бато посвящено больше времени, что отлично раскрывает персонаж старомодного киборга. «Невинность» можно назвать менее цельной, драйвовой, запоминающейся и более запутанной, но она все равно приносит большое удовольствие от просмотра, от возвращения в этот мир и наблюдения за дальнейшей судьбой героев.
Сериал «Синдром одиночки» (Stand alone complex) 2002 года
Этот сериал был посвящен будням Девятого отдела и знакомых нам героев: майора Мотоко, глазастого Бато, лишенного кибернетических частей Тогусы, шефа Арамаки и остальных. В 2004 вышел второй сезон, причем в мире сериала тоже прошло два года с того момента, когда мы в последний раз видели героев.
В 2006 вышел полнометражный фильм «Синдром одиночки – Сообщество Стабильной Государственности» (вариантов перевода Solid State Society тоже много. Кто считает, что имелась в виду закостенелость, кто – твердотельность, в значении полупроводников, то есть электронное общество).
В ней тоже присутствует пробел в два года, за которые майор успела уйти из отдела и пропасть из жизни друзей, Тогуса занял ее место в качестве лидера подразделения, так как Бато отказался.
Спойлеры
Поначалу я решил, что это намек на то, что события «Сообщества» происходят после первого или обоих фильмов Мамору Осии – именно их сюжетом и объяснено отсутствие Майора, но в этой версии не все сходится. Если два сезона «Синдрома одиночки» были перед фильмами Мамору, а «Сообщество стабильной государственности» – после, то получается, что Тогуса проработал с Кусанаги несколько лет (за два сезона) перед тем, как они встречают Кукольника в фильме, но у Осии майор и Тогуса вроде как только встретились. Да и Мотоко в «Сообществе» никак не проявляет своего слияния с Кукольником.
На этом моменте я понял, что пытаться склеить эти две вселенных («Синдром одиночки» и дилогию Осии) бесполезно – авторы явно не заботились об этом. Независимые так независимые, черт с ним.
Конец спойлеров
В полнометражке команда борется с новым злодеем под ником Кукольник, вот только парадоксальным образом никакого отношения к Кукольнику из фильма 1995 года он не имеет, и никто из героев не удивляется тому, что подобное имя мы уже где-то слышали.
Всего вышло по 26 эпизодов в каждом из двух сезонов. Злодеем первого сезона был Смеющийся человек, который по слухам стал и главным антагонистом фильма с Йоханссон. Если вас интересует только его сюжетная линия – не обязательно смотреть все 26 эпизодов сезона, история Смеющегося Человека была пересобрана и выпущена отдельным трехчасовым фильмом (2 часа 40 минут). Центральный сюжет второго сезона, посвященный Одиннадцати Индивидуалистам, так же вышел отдельной сборкой.
Сериал «Призрак в доспехах: Зарождение» (Arise) 2013 год
Arise изначально был выпущен в виде четырех фильмов по часу каждый, а затем перекомпилирован в десятисерийный проект с эпизодами около 23 минут – фильмы распилили надвое (это первые 8 эпизодов) и досняли две новые серии. Эти две серии потом тоже склеили в один фильм, пятый, чтобы все сюжеты были доступны в обоих вариантах – и часовых фильмов и стандартных эпизодов сериала.
«Зарождение» – это приквел ко всем предыдущим мультфильмам (хоть мы и не можем достоверно убедиться, что он существует в одной вселенной с «Синдромом» или дилогией полнометражек, но тут хотя бы ничего не мешает так считать), так как нам показывают ранние годы, знакомство персонажей и формирование Девятого отдела.
Мотоко в их первую встречу с Аранаки наставляет на него пистолет, знакомство с Бато тоже быстро скатывается в драку (к удовольствию зрителя), причем с будущим другом и тайным воздыхателем Кусанаги какое-то время вообще воюет по разные стороны.
Тут же мы видим и рекрутирование остальных знакомых героев, которых Мотоко называет «хорошими запчастями моего отряда» и мотивирует их идти за ней, так как больше им идти некуда. Лидер из нее вообще очень любопытный.
В 2015 вышла новая полнометражка, известная как**«Призрак в доспехах: Новый фильм»** – уже по рисовке и упоминаниям вируса «Поджигатель» становится ясно, что она существует во вселенной «Зарождения» и становится его финалом так же как «Сообщество стабильной государственности» завершал первый сериал.
Различия и сходства
Несмотря на хорошую анимацию, сложные и неплохо закрученные детективные сюжеты, отлично продуманные, зрелищные бои киборгов оба сериала и завершающие их полнометражки слепляются в голове в огромный ком историй, которые в итоге тяжело отличить друг от друга.
Рисовка персонажей в сериалах разная, они берут разные временные периоды, и все равно подход ко вселенной и подаче истории у них слишком похож, поэтому отличить по памяти их сложно.
Обе версии – это прежде всего детектив, везде расследуются чрезвычайно запутанные дела с участием какой-либо манипуляции с призраком – то есть с сознанием в кибермозге.
Их взламывают, внедряют ложную память, управляют дистанционно, заставляют хакнутых людей убивать по указке или вышибать себе мозги. Жизни простых людей этого мира мы практически не видим, сюжет вечно крутится вокруг продажных чиновников, террористов, тайных агентов и таинственных хакеров.
Во всех аниме эти расследования имеют столько поворотов и нюансов, что несмотря на проговаривание окончательной версии, сюжет все равно остается довольно мутным и понять до конца, что все-таки произошло, зачастую сложно – даже если смотреть несколько раз.
Оба сериала уделяют не так много внимания развитию персонажей и личным историям, как фильмы Осии. В эпизодах часто встречаются отсылки к дилогии и к манге – Мотоко в начале серий частенько пафосно стоит на какой-нибудь верхотуре, а затем еще более пафосно прыгает в низ, как в начале фильма Мамору и самой манги.
У киборгов часто отрывают руки, Майор постоянно горит желанием залезть на какую-нибудь машину и вырвать ей люк, при этом чуть не разрывая мышцы рук как в легендарной сцене с танком. Ее отряд то и дело взламывает зрение противника или обманывает его иллюзией, подходит сзади и втыкает провод в порты на шее, чтобы взломать кибермозг противника или нырнуть в него. Частенько при этом их самих взламывают или заражают каким-нибудь вирусом.
В какой-то момент становится сложно провести черту между отсылками и однообразием, бесконечными повторениями одних и тех же действий. Когда в одной из сцен трем персонажам отстрелили по руке, это выглядело уже не смешно. Ну что у вас тут, «Звездные войны» что ли?
Сериалы сделаны неплохо, умно, зрелищно, пусть динамика и не всегда мощная, а сюжет со всеми многочисленными твистами неясен до конца, но без созерцательности фильмов Осии, без внимания к философским вопросам, которых эта франшиза поднимает множество, без раскрытия персонажей с тем же терпением и вниманием, как это делал Мамору – истории бледнеют.
Это смотрится просто как очередное аниме про будни боевой группы. Еще одно дело, еще один террорист. Взломы, вирусы, заговор, подлог, погоня, танки, оторванные руки, занавес, потом заново с той же точки. Мы вроде как узнаем больше о наших героях, видим развитие их отношений, проводим время в мире «Призрака», но это не то чтобы сильно обогащает наше понимание этих героев и этого мира, не углубляет его по-настоящему, и от этого становится обидно.
В какой-то момент я понял, что процесс скорее обратный – все эти новые истории своим однообразием и холодной фиксацией на делах отдела Майора начали размывать в моей голове образ франшизы.
После фильмов Осии она воспринимается как нечто глубокое, таинственное, понятое лишь отчасти, но уже наталкивающее на размышление. В его дилогии было ощущение полноценности, многогранности, сериалы же воспринимаются как довольно узкий срез этого мира, лишенный эмоций, отношений, жизни простых людей или дыхания города.
Однобокость – вот что в итоге так сильно мне не понравилось. Они однозначно дали фанатам больше историй про этих персонажей, но глубже наше представление о них и их мире не стало. Добавилось больше деталей, но количество не перешло в качество, нового понимания они не дали.
И все же, я не могу назвать «Синдром одиночки» (Stand Alone Complex) и «Зарождение» (Arise) плохими. Философские вопросы в них все же поднимаются, они создают то самое «пространство для размышлений», за которое мы ценим серьёзные произведения.
Новый фильм со Скарлетт, насколько можно судить по ранним отзывам, упрощает сюжет и мир «Призрака», сводит все к голливудским шаблонам (будем надеяться, что критики неправы и все не так плохо).
Чтобы зритель мог всерьез задуматься над поднимаемой темой, главное – не обесценивать мир, не сбивать серьезный настрой дешевыми ходами и логическими дырами. Сериалы этого не делают. Да, в них нет медитативных пролетов над городом а-ля долгие дубли с водой у Тарковского, нет такого фокуса на философии и внутреннем мире героев, но и к банальностям они все не сводят.
Футикомы
В сериалах есть и еще одна вещь, которую Осии опустил – футикомы/татикомы/логикомы – разумные бронемашины поддержки, выглядящие как двухметровые робопауки. Их задача – прикрывать команду Мотоко и таскать их арсенал, но помимо этого татикомы обладают продвинутым искусственным интеллектом, с которого сняты многие ограничения, чтобы сделать их мышление в бою быстрым и гибким.
Эти роботы гиперактивны, крайне любопытны и наивны, как дети, говорят они тоже умильными детскими голосами, но добавлены они были автором манги не только в качестве комических персонажей.
На их примере «Призрак» исследует эволюцию искусственного интеллекта, то, как он обучается и воспринимает мир. Со временем татикомы одной и той же модели обрели разные личности, в них зародились их собственные призраки, позволяющие машинным сознаниям возвращаться даже после полной зачистки памяти.
Так что же все-таки смотреть и в каком порядке?
Как я уже сказал, начинать стоит с «Призрака в доспехах» Мамору Осии 1995 года – просто потому, что это самое яркое и полноценное произведение, центральное для всей франшизы, пусть хронологически эти события и находятся ближе к концу известной нам истории Мотоко. Следующим стоит посмотреть сиквел, «Невинность», он менее динамичен и еще более заморочен, но так же красив и глубок.
Дальше нужно идти в сериалы, и я бы предложил начать с более нового, «Зарождения» (Arise). Он короче – всего 10 серий (или 5 часовых выпусков), тогда как в «Синдроме одиночки» 52 эпизода, не придется так завязать. К тому же – это приквел, поэтому начать с него некоторым может показаться логичнее. Ну и лично мне этот сериал больше пришелся по душе, он цельнее, зрелищнее и любопытнее с точки зрения динамики отношений между персонажами – знакомства, противостояние, завоевание доверия.
Что делать с двумя полнометражками, завершающими сериалы: «Общество стабильной государственности» (Solid state society) и «Новый фильм» тоже каждый сможет решить сам – можно посмотреть их сразу по окончании соответствующих сериалов, по хронологии событий, а можно – еще до этого. Они самостоятельны и нормально воспринимаются отдельно.
Все версии Мотоко слева направо: манга, фильм 95 года, второй том манги, Синдром одиночки, «Невинность», «Сообщество стабильной государственности» и «Зарождение».
Как вы уже поняли, вселенная «Призрака» вышла довольно однородной и слитной – тут нет вещей, которых стоит однозначно избегать, нет и жесткой очередности, которой надо придерживаться. Войти можно с любой точки, начать с любого мультфильма. Единственное что – если смотреть запоем, этим миром можно легко перенасытиться. Несмотря на то, что в каждом детективном сюжете своя идея и свой твист, их все равно легко перепутать между собой, поэтому я советую растягивать удовольствие и не смотреть все сразу.
P.S. Цикл «Шедевры аниме» был запущен в то время, когда я писал гораздо чаще, с тех пор у меня не было возможности поддерживать его регулярно, и все же две статьи о моих любимых аниме в нем есть: «Бакуман» и «Одержимые смертью».
Все материалы о «Призраке в доспехах»
Хотите скрыть партнерские блоки? Зарегистрируйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Источник