Игры для детей с синдромом дауна в детском саду

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Одна из примет нашего времени – удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием умственного развития. Родители и педагоги стали лучше сознавать потребность таких ребят в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут, так же как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество.
Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислании.
Игры на развитие речи детей
«Волшебный мешочек» – развивать и активизировать речь детей. В мешочек положить игрушки животных. Попросить ребенка вытащить из мешочка животного. «Ой! А кого ты вытыщил? Кошечку. А как она говорит? Мяу. Повтори».
«Угадай, кто кричит» – развивать слуховое внимание, активизировать речь детей.
Зрительное восприятие является основой осознания мира и, следовательно, способности реагировать на него. Дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Ошибки в воспроизведении зрительно воспринятых форм связаны у них с особенностями внимания, а не с точностью восприятия.
Дети-дауны не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Так, например, разглядывая картинки с изображением нелепых ситуаций, им требуется постоянное побуждение. Иначе, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поиску остальных. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух.
Для детей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже дети восьми-девяти лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п., значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета.
Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.
Игра «Опиши, яблоко»- развивать вкусовые ощущения; развивать речь детей.
«Перышко» – для развития дыхания. Дуем на перышко.
«Травка для коровки» – стимулировать звукопроизношение «му»; закреплять цвет; воспитывать интерес к рисованию.
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна, необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо понимать, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями картинки, персонажами истории и прочее. Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.п.
Поэтому ребенку с болезнью Дауна для развития необходимо очень много стимулов – чтобы что-то делать, в чем-то упражняться, учиться. Им постоянно нужна помощь и поддержка родителей и близких.
Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,
Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.
Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,
Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.
Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.
В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребёнка с синдромом Дауна в социум.
Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведётся по нескольким направлениям – формирование различных эталонных систем. А в рамках формирования конкретной эталонной системы работа ведётся в несколько этапов.
Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
Игры на сенсорное развитие.
«Рыбак» – развивать глазомер, сгибательные и разгибательные движения кистей рук. В двух мисках с водой лежат по 3 кубика и 3 шарика вперемешку – выбрать кубики в одну миску, а шары в другую – сачком.
Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.
Подвижные игры.
«Попади в цель»- развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.
«Прокати шарик в воротца»
«Накидывание на кольцеброс» – развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.
Игры на развитие моторики
«Скатай ленту» – развитие общей моторики. На туалетную бумагу приклеить атласную ленту, разной длины и ширины – учить ребенка заматывать и разматывать ленту, развивая запястья.
«Поймай рыбку» – развивать ловкость, развитие моторики, запястья; развивать хватательные движения. В таз с водой накидать игрушек, которые вылавливать сначала руками, а затем сачком.
«Перелей водичку» – развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Сначала переливать воду из стакана в стакан, а затем в бутылочку с помощью воронки.
«Прокати шарик» – развитие крупной моторики и запястья. Можно взять кусочек теста. Сначала мама катает по ладошке ребенка шарик, а потом учим самого ребенка катать шарик круговыми движениями. Шарик может быть сначала большим, а затем поменьше.
«Слепи колобка» – из теста делать колобочки разного диаметра.
«Вылечи куклу» – в прозрачный стакан с водой кинуть комком гуашь – учить размешивать (сделать кукле лекарство).
Игры с песком.
«Сыщик» – закапывать и откапывать мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась».
«Художник» – на влажном песке палочкой или пальчиками рисовать узоры. Можно выложить дорожку из камушков.
«Юный конструктор» – прикреплять прищепки на коробку из-под обуви или конфет – это будет ёжик. А если прикрепить на круглый поднос – это будет солнышко.
Источник
Ольга Марьина
Дидактические игры с детьми с синдромом Дауна для воспитателей
Дидактические игры с детьми с синдромом Дауна для воспитателей.
Учитель-логопед: Марьина О. В.
ГБОУ Школа № 935 г. Москва
Ребенок синдромом Дауна, индивидуален в своем развитии, как и индивидуально развитие каждого ребенка. Но есть и общие особенности развития детей с синдромом Дауна.
Внимание у детей нестойкое и рассеянное.
Для этих детей необходимо неоднократное повторение пройденного материала.
Ребенок очень быстро утомляется от освоения нового материала.
Процесс обучения у детей у детей с синдромом Дауна на много медленнее, чем у обычных детей.
Так же надо не забывать, дети с синдромом Дауна отстают в физическом и умственном развитии на несколько лет от нормально развивающихся детей. Поэтому, занимаясь с такими детьми, нужно учитывать возраст развития ребенка. Еще необходимо брать во внимание, что ребенок с синдромом Дауна проходит те же стадии развития, что и нормально развивающийся ребенок, только с большим отставанием.
Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка.
А также нужно иметь в виду, что из-за проблем со зрением у большинства детей Даунов, наглядный материал должен быть не большим по объему, потому что они просто могут не рассмотреть его. Задание нужно будет повторить несколько раз.
Игра «Найди пару носку»
Цель: закрепить умение различать цвета.
Оборудование: набор деревянных носочков, с разными цветами и рисунками.
Ход игры.
Сначала ребенку надо наглядно показать настоящие детские носочки, Рассказать, что у каждого носка есть точно такой же носочек. Что они похоже друг на друга и цветом и рисунком (рисунок полоски). А когда найдет, потом повесить на веревочку сушить и прикрепить
прищепками.
Игра «Фрукты»
Цель: Расширить кругозор по теме «Фрукты». Учить узнавать фрукты по цвету и форме. Если у ребенка нет аллергии, можно использовать пищевые амортизаторы, в маленьких баночках для чувства обоняния. Чтобы ребенок узнавал фрукт по запаху.
Ход игры.
Показать ребенку фрукт, и спросить на каком фруктовом дереве растет?
Ребенок должен, правильно расставить фрукты по ячейкам.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развивать восприятие на ощупь. Учить узнавать силуэты животных и соотносить их с фигурками домашних животных.
Ход игры:
Достань из мешочка фигурку. Подумай, где ее место, Если ребенок затрудняется, можно предложить, положить силуэт животного, рядом с деревянной игрушкой.
Игра «Найди животных жарких стран».
Цель: формировать умение узнавать знакомые игрушки на картинках.
Оборудование: игрушки, предметные картинки.
Ход игры.
Отберите несколько игрушек животных жарких стран, расставьте на столе в ряд. Сначала проверьте, знает ли ребенок этих животных.Попросите: «покажи, где жираф; где слон; где тигр». Затем покажите ребенку картинку с изображением одной из выставленных игрушек-животных, пусть он ее хорошо рассмотрит, и попросите дать то, что нарисовано, не произнося название игрушки.
Игра «Как они говорят и ходят».
Цель: расширение кругозора детей; увеличение двигательной активности.
Задачи: Учить узнавать животных по картинкам;
показать детям как каждое из них «говорит» и ходит;
формировать умение произносить звукоподражания.
Оборудование: изображения животных на картинках.
Ход игры.
Показать ребенку картинку.Рассказать ему об этом животном: «Это мышка. Она серого цвета. У нее есть голова, тельце, лапки и длинный хвостик. Она маленькая. Живет в норке. Мышка говорит «Пи-пи-пи»».
Продемонстрируйте, как ходит это животное. И пусть ребенок попытается пройтись так же.
И так по очереди знакомить с разными животными.
Подчеркивайте особенности передвижения каждого животного, тогда ребенок лучше поймет и запомнит, какое оно и как передвигается. Так, например, медведь должен идти очень медленным тяжелым шагом. Мышка бежать быстрыми легкими шажками, а лягушка прыгать.
Предложите ребенку еще раз посмотреть на картинки. Назовите животное и попросите показать, как оно говорит и ходит.
Игра «Разложи овощи по банкам».
Цель: закрепить умение различать цвета, названия овощей.
Оборудование:рисунки овощей: красные и желтые помидоры, зеленый огурец, красный, желтый и зеленый перцы. Рисунки овощей разного размера. игрушка «уточка – хозяюшка» и игрушки утята. Силуэты банок с красной, желтой и зеленой крышками.
Ход игры.
Покажите ребенку игрушку уточка – хозяюшка. Прочтите рифмовку.
Уточка-хозяюшка у бабушки жила.
Уточка-хозяюшка, хозяйственной была.
Собирала овощи, в банки их сложили,
А потом консервами деток угостила.
Рассмотрите вместе с ребенком овощи на картинках.Попросите его помочь уточке разложить овощи в банки: красные овощи в банку с красной крышкой; зелёные овощи в банку с зелёной крышкой; желтые овощи в банку с желтой крышкой. После того, как все овощи будут разложены по банкам,предложить ребенку угостить уточек консервированными овощами: Большого утенка, большим красным помидором, среднего утенка зеленым огурчиком, а маленького утенка маленьким желтым перчиком.
Игра «Дары осени».
Цель: расширение кругозора и развитие речи ребенка.
Задачи: учить различать шишки, орехи, желуди и листья. Использовать в речи слова «еще» и «один».
Оборудование: поднос, блюдца, шишки, орехи, желуди и листья.
Ход игры.
На поднос положить орехи, шишки, желуди и листья. Предложите ребенку разложить все по отдельным блюдцам.При этом комментируйте действия ребенка: «Положи орех. Положи еще орех». Попросите ребенка показать, где лежат орехи?Продолжайте: «Сюда положи желудь. Еще один желудь. И еще один желудь» Помогите ребенку разложить шишки, листья.Все время комментируйте действия ребенка и просите показать: Где шишки? Где лежат листья? Где желуди?
Игра «Положи туда, куда скажу»
Цель: формировать умения ребенка различать предлоги, выражающие пространственные взаимоотношения двух предметов (на, в).
Оборудование: Книга, коробка, предметы мебели. Любой предмет желудь, орех, камешек.
Ход игры.
Положите перед ребенком выбранный вами предмет. Попросите ребенка положить этот предмет туда,куда вы скажете: на книгу, на стол, на стул, в коробку,
Игра «Найди животных жарких стран».
Цель: формировать умение узнавать знакомые игрушки на картинках.
Оборудование: игрушки, предметные картинки.
Ход игры.
Отберите несколько игрушек животных жарких стран, расставьте на столе в ряд. Сначала проверьте, знает ли ребенок этих животных.Попросите: «покажи, где жираф; где слон; где тигр». Затем покажите ребенку картинку с изображением одной из выставленных игрушек-животных, пусть он ее хорошо рассмотрит, и попросите дать то, что нарисовано, не произнося название игрушки.
Источник
Подвижные игры для детей с синдромом Дауна в детском саду.
1.Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».
«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал
этого и поэтому поссорился с Максимом ».
2. Лови-лови!
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.
Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.
Комментарий: игра сильно возбуждает детей, её хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.
3. Давайте познакомимся!
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Необходимые приспособления: мяч.
Описание игры: дети со взрослым становятся в круг, взрослый держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. Д
4. Кенгуру
Цель: развитие координации движений.
Необходимые приспособления: мячи.
Описание игры: играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который установлен на расстоянии 20-30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.
Комментарий: несмотря на кажущуюся легкость, она достаточно трудна для детей-дошкольников, требует некоторой тренировки.
5. Змейка
Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.
Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель — заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».
6. Час тишины и час «можно»
Цель: развитие произвольности поведения.
Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины, дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами (рисованием, лепкой). В час «можно» они смогут делать все, что захочется (бегать, прыгать, кричать, петь). Желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо …
Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент. Например, когда нужно, чтобы разгоряченные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно».
7. Зеваки
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Необходимые приспособления: колокольчик или погремушка.
Описание игры: дети становятся в ряд или в круг и идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хлопают в ладоши четыре раза и идут в обратном направлении. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры. У детей младшего возраста выполнение этого правила может вызвать плач. Поэтому можно предложить ребенку, чтобы не расстраивать его, лишь посидеть 1—3 минуты на лавочке в качестве штрафа, а затем снова включиться в игру.
Комментарий: сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.
8. На мостике
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся).
9. Ходим в шляпах
Цель: тренировка вестибулярного аппарата, развитие моторной ловкости.
Необходимые приспособления: набивные мешочки.
Описание игры: каждому ребенку на голову кладут мешочек с песком — «шляпу». Ведущий (взрослый) проверяет, правильная ли осанка у детей, а затем дает сигнал к ходьбе. Выигрывает тот, кто за определенное время ни разу не уронил «шляпу».
Комментарий: игру можно усложнить, разложив на пути детей различные предметы, через которые надо переступать; а также предложив станцевать или пройти по канату.
10. Полет бабочки
Цель: развитие внимания, выразительности движений.
Описание игры: детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, вроде: «полет бабочки», «кошачий шаг» и т. д.
Комментарий: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса «А как у нас ходит мишка (пример)?». Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.
Игра может нести и познавательную нагрузку, если ее включать в занятия по изучению видов профессий, животных, транспорта и т. д., т. е. предлагать, например, имитировать только движения машины, самолета, паровоза и т. д.
Смена движения должна происходить либо по команде взрослого, либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.
11. Горячий мяч
Цель: развитие внимания, скорости реакций, моторной ловкости.
Необходимые приспособления: мячик.
Описание игры: дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.
Комментарий: Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверху, либо, наклонившись, через ноги.
Источник