Интеграция детей с синдромом дауна

Интеграция детей с синдромом дауна thumbnail

Долгое время считалось, что дети с синдромом Дауна необучаемы, что  было вызвано недостаточным объемом исследований и наблюдений за развитием детей, воспитывающихся в семьях.  В своем большинстве, дети с данным диагнозом воспитывались в детских домах и приютах, где вследствие депривации и   недостаточной информированности персонала об особенностях и способностях детей с данным нарушением не всегда осуществлялся правильный подход к их развитию. В настоящее время во многих странах ведется активная работа по социализации таких детей. Благодаря огромной работе российских  фондов, оказывающих  просветительско-методическую поддержку специалистам, начались положительные сдвиги в данном направлении.

Начав работать с такими детьми, мы столкнулись с многочисленными трудностями. Но, проанализировав проблемы воспитания и развития таких детей в детских домах, понаблюдав за ними, пройдя в учебном центре Даунсайд Ап обучающий курс: комплексное сопровождение семьи ребенка с синдромом Дауна дошкольного возраста, а также изучив соответствующую литературу, мы поставили перед собой следующие задачи:

– Уменьшение у детей с синдромом Дауна стереотипных движений, нецеленаправленных действий и манипуляций или полное избавление от них;

– Обучение и развитие детей, направленное на формирование целенаправленной деятельности, используемой в повседневной жизни. 

Развитию обычных детей  раннего и дошкольного возраста соответствуют следующие нормы социально-эмоционального развития:

  • Младенческий возраст (до 1 года) – эмоциональное общение с взрослым;
  • Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – совместная предметно-манипулятивная деятельность с взрослым;
  • Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – игровая деятельность. [6]

Но у детей с синдромом Дауна присутствует значительное отставание в психомоторном развитии, и, как следствие, фактический возраст не совпадает с биологическим возрастом. По этой причине, в коррекции и развитии таких детей мы ориентируемся на их ведущий вид деятельности, а не на фактический возраст.

У детей с синдромом Дауна наблюдается ряд нарушений, из которых  наиболее значительными являются недостаточность систем: тактильной, вестибулярной и проприоцептивной (система кинестетического восприятия мышечно-суставное чувство). Многие из таких детей не ориентируются в схеме собственного тела и окружающем их пространстве. [5] Вследствие этого плохо формируется, предметно-манипулятивная деятельность, которая так важна для становления образа, благодаря которому происходит дальнейшее развитие речи и других высших психических функций. Действуя с предметами, дети без нарушений телесной чувствительности  учатся оценивать их форму, цвет, величину, температуру, вес, свойства поверхности и др. [7] У детей с нарушением тактильной чувствительности и проприоцепции нарушено усвоение перечисленных сенсорных эталонов, что приводит к образованию навязчивых движений и неспецифических манипуляций с предметами. Такие дети недостаточно  чувствуют собственное тело, не говоря уже об ощущении предмета, которым пытаются манипулировать. Этим объясняются некоторые странные для их фактического возраста действия, например,  они стучат  предметом о какую-либо поверхность,  длительно  используют ротовое обследование, то есть  длительно используют способы обследования,  типичные для младенческого возраста.

Огромную роль в развитии этих детей играет создание условий, для развития  сенсорного восприятия.

При этом эффективно использование:

  • специального оборудования: утяжеленных одеял, гамаков, тоннелей, специальных костюмов, тележек, сухого бассейна и др; 
  • природных материалов: песка, каштанов, шишек, воды и пр;
  •  разнообразных мячей, щеток, губок и многого другого, что используется в повседневной жизни. Даже обычные объятия дают большой положительный эффект. 

При налаживании процесса  сенсорной интеграции улучшается общее состояние ребенка, и нарушения, перечисленные выше, уменьшаются или полностью исчезают. Сенсорное развитие обязательно должно совмещаться с моторным развитием: тренировкой силы мышц, координации движений, выносливости и равновесия. [3] Организация спортивных мероприятий, и ежедневных занятий физкультурой благоприятно влияет на развитие детей с синдромом Дауна. Формирование крупной и мелкой моторики неотъемлемая часть сенсорной интеграции. Моторные навыки и сенсорное восприятие напрямую связаны с когнитивным развитием ребенка, что важно учитывать при коррекционной работе таких детей.

Обучение детей с синдромом Дауна использованию  в повседневной жизни основных социально-бытовых навыков играет не менее важную роль. Если за ребенка выполнять всю бытовую деятельность, у него не формируется необходимых навыков для самообслуживания, не формируется мотивов к выполнению какого-либо действия, вследствие этого не образуются новые нейронные связи, и дальнейшее развитие затормаживается. [4]

При обучении навыкам самообслуживания, развиваются сенсорные анализаторы,  когнитивные навыки, речь,  умение пользоваться жестами и многое другое. Стоит отметить, что именно в естественной среде, а не искусственно созданной, ребенок будет лучше развиваться, усваивать и запоминать необходимую информацию. [2]

Как сказано выше, в повседневной жизни можно формировать сенсорные эталоны  и закреплять познавательные навыки:

  • Усвоение ребенком  понятия величины.  Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных размеров, вызывающих интерес и внимание ребенка: спрашивать у него, используя устную и  жестовую речь, какую машинку он хочет взять, большую или маленькую.
  • Развитие сенсорных анализаторов: зрительное, обонятельное, вкусовое, слуховое, соматосенсорное (о чем упоминалось выше). Обращать внимание ребенка  на окружающего его запахи. При отсутствии аллергий, необходимо стимулировать восприятие   различными запахами (цитрусовые, цветочные, запах ванили, корицы и др.), вкусами (кислый, сладкий, горький). Давать пробовать еду контрастную по вкусу, например, лимон и сахар и учить различать их.
  • Важно сопровождать какое-либо действие ребенка своей речью эмоционально окрашенной и подкреплять ее жестами. Использование различных потешек, приговорок,  позволяет улучшить речевое развитие ребенка.
  • Ориентировка во времени. Использование картинного расписания событий, по которому ребенок может понять, какие  действия последуют в дальнейшем,  способствует его ориентировке во времени, помогают научиться выделять начало и конец  действий.
  • Формирование мышц артикуляционного аппарата. Известно, что у детей с синдромом Дауна сниженный мышечный тонус тела, касается также и мышц артикуляционного аппарата. Правильная организация кормления позволяет тренировать мышцы артикуляционного аппарата. Использование твердой пищи, жидкости различной консистенции, питье из трубочек разных диаметров и многое другое играют важную роль в формировании речи у всех детей.
  • Важно формировать у таких детей самостоятельность и умение делать выбор.  Для этого можно и нужно использовать  любые подходящие ситуации, начиная  с того,  от того, что хочет  съесть ребенок (яблоко или банан),  какие штаны надеть (красные или синие) до того во что он хочет поиграть (машинка или кукла). Когда ребенок делает выбор, у него появляется возможность управления ситуацией, возникает чувство своей значимости, появляется активность. И, как следствие, способность к коммуникации. [1]
  • Постоянно разговаривайте с ребенком, если он не может ответить, старайтесь понять и прокомментировать его невербальные сигналы. Всегда опирайтесь на его сильные стороны, уважайте его желания, хвалите его  действия. Обращайте внимание ребенка на позитивные изменения, а не на негативные. Чем больше ребенок не понимает вас, тем больше прикладывайте усилий к его развитию. При выполнении этих простых рекомендаций, даже у детей со сложной структурой дефекта появятся положительные результаты. 
Читайте также:  От кого у лолиты ребенок с синдромом дауна

Список использованной литературы:

  1. Джонсон-Мартин Н.М. и др. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / под ред. Н.Ю. Барановой. — СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004. — 336 с.
  2. Жиянова П.Л. Я все смогу. Развитие ребенка в естественной среде. Навыки и компетенции.— Даунсайд Ап, центр сопровождения семьи. — М., 2015 — 151 с.
  3. Е. В. Клочкова. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. — М.: Теревинф, 2014. — 288 с.
  4. Николлс Д., Мартин Р., Валлас Б., Фукс П. От нейрона к мозгу / Пер. с англ. П. М. Балабана, А.В.Галкина, Р. А. Гиниатуллина, Р.Н.Хазипова, Л.С.Хируга. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 672 с.
  5. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг;  под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. — М.: Теревинф, 2010. — 240 с.
  6. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 384 с.
  7. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO. — M., 2001 № 4

Источник

ната левкина
Формирование представлений у родителей об интеграции ребёнка с синдромом Дауна в общеобразовательную среду

Формирование представлений у родителей об интеграции ребёнка с синдромом Дауна в общеобразовательную среду

Пребывание ребёнка в детском саду играют важную роль в жизни детей с синдромом Дауна. В детском саду ребенок с синдромом Дауна приобретает разнообразные знания, умения, навыки.

Детский сад – это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в среде с детьми с типичным развития. Очень часто общаясь с педагогами, а иногда и от родителей особых детей можно услышать, что родители детей с нормой развития не принимают идеи о возможности включения детей с инвалидностью в обычные школы и детские сады, что они против инклюзии. Определены основные причины: личностное восприятие, страх, что их ребёнок будет подражать особому ребёнку, не знание особенностей психического развития особых детей и правил их воспитания.

Цель нашей работы: содействие изменению родительской позиции, формирование у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их знаний и представлений о особенностях особых детей, желания оказать помощь детям с особенностями.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «синдром Дауна», особенностями развития детей с синдромом Дауна; работой социума по проблеме

2. Расширить знания об особенностях психического развития ребёнка с синдромом Дауна

Возможные формы работы:

1.Групповое собрание: презентация на тему «Такие как и мы», знакомство с Даунсайд Ап

2.Консультирование по запросу: «Особенности личностного развития ребёнка с синдромом Дауна»

3. Наглядные формы просвещения: выпуск буклетов ««Ребёнок с синдромом Дауна чтобы проверить сердца всех остальных людей!»

1.Групповое собрание: просмотр презентации на тему «Такие как и мы», знакомство с Даунсайд Ап, обсуждение

Цель : Рассказать о детях с синдромом Дауна; о социальной поддержке детей с синдромом Дауна

2. Наглядные формы просвещения: выпуск буклетов «Ребёнок с синдромом Дауна чтобы проверить сердца всех остальных людей!»

– В буклете отражена информация о специфических чертах детей с синдромом Дауна, о достижениях людей с синдромом Дауна, которая ещё раз доказывает, что при специальной организованной помощи дети с синдромом Дауна могут добиться тех же результатов, что и дети с нормой развития.

3.Консультирование по запросу: «Особенности развития детей с синдромом Дауна»

Цель: Расширить и углубить знания родителей об особенностях развития детей с синдромом Дауна

Беседа на тему : «Как Вы думаете, какие трудности могут возникнуть у ребёнка с синдромом Дауна в условиях детского сада?»

В результате данной работы можно предположить, что при условии специально организованных мероприятий, возможно, привлечь родителей к проблеме интеграции особых детей, мотивировать родителей к действию – а в частности оказание помощи детям с проблемами. Осуществление помощи осуществляется уже в том, что родители видят проблему, изучают её, обсуждают какие условия нужно и можно создать в детском саду для интеграции особого ребёнка. Родители осознают трудности, которые могут возникнуть у особого ребёнка в среде сверстников, пытаются найти выход из ситуаций. На наш взгляд, положительная динамика в развитии представлений по изучаемой нами проблеме у родителей, в том, что родители стали чаще рассматривать совместное обучение как расширение социального опыта. Идея интеграции уже не рассматривается, как направление работы только специалистов, родители видят и свою роль, однако остаётся мнение, что главное это специальная подготовка родителей. По мнению родителей очень сложно самостоятельно оказать помощь особым детям, просто потому, что не знают как, если только в материальном плане. На основании выше сказанного, можно сформулировать вывод, что работа с родителями детей с нормальным развитием даёт возможность для реализации цели интеграции особого ребёнка – успешной социализации в обществе, так как их успешность в первую очередь зависит от ближайшего окружения. Информированность родителей, снятие эмоционального напряжения, тревожности влияют на процесс интеграции, делая его успешным и эффективным. Для идеального решения задач интеграции необходимо, чтобы ведущим мотивом соорганизации и взаимодействия родителей типично развивающихся детей было стремление к созданию наилучших условий развития своих детей, выстроенных на идеях толерантности и открытости, а сами родители видели себя партнерами в педагогическом процессе и пропагандировали толерантное отношение к особым детям.

Читайте также:  Скачать реферат на тему двс синдром

Рекомендована литература для чтения, которая поможет в воспитании не только особых детей,но и детей с нормой развития :

1. Сирс Уильям, Сирс Марта. Ваш малыш от рождения до двух лет. – М.: Эксмо, 2007.

2. Сирс Уильям, Сирс Марта. Ваш ребенок от рождения до 10 лет. – М.: АСТ, Астрель, 2007.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ, ВКТ, Астрель, 2008.

4. Бонни Харрис. Когда дети управляют нами. – М.:АСТ, 2006.

5. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. –М.: Теревинф, 2004.

«Ребёнок с синдромом Дауна чтобы проверить сердца всех остальных людей!»

Дети с синдромом Дауна – кто они!

Ребёнка рожденного с синдромом Дауна называют «солнечным»…люди очень рады солнцу, так почему наше общество очень часто не принимает «солнечного» ребёнка?

Почему общество закрывает перед ним все возможности развития, счастье быть среди людей? У этого ребенка чего-то не хватает? У него есть то, чего нет у других – лишняя хромосома, которая делает его особенными.

Существует поверье, «Бог сотворил мир за шесть дней, на седьмой Он отдыхал. А вот на восьмой день Бог создал особых детей, чтобы проверить сердца всех остальных людей!» красивая история, но как разобраться, где правда, а где миф о детях с синдромом Дауна

В чём отличие детей с синдромом Дауна?

Синдром Дауна является генетическим заболеванием. У детей с синдромом Дауна – есть дополнительная хромосома. У обычных людей 46 хромосом, а у человека с синдромом Дауна 47. И это отличие приводит к серьезным физическим и умственным нарушениям в развитии ребенка.

1.Миф:

Синдром Дауна – редкое генетическое заболевание.

Правда:

Ежегодно рождается около 5 000 детей с синдромом Дауна, а это примерно один на 600 – 800 новорожденных.

2.Миф: Большая часть детей с синдромом Дауна рождается у родителей более старшего возраста.

Правда: С возрастом у родителей, увеличивается вероятность рождения ребенка с подобным синдромом, но более молодые матери рожают чаще, и поэтому статистика рождаемости детей с синдромом Дауна у них выше.

3.Миф: Дети с синдромом Дауна трудно обучаемы.

4.Правда:

У детей с синдромом Дауна IQ варьируется от 20 до 75 и напрямую зависит от специальной программы и объема этих занятий. Уровень интеллекта у этих детей низок, но, они очень внимательные, послушные и терпеливые при обучении.

5.Миф: Общество относится к людям с синдромом Дауна как к «изгоям»

Правда: Во многих других странах разработаны специальные социальные программы для детей с синдромом Дауна.

6.Миф:

Взрослый человек с синдромом Дауна нетрудоспособен.

Правда: Большинство молодых людей с синдромом Дауна заканчивают школу, затем получают профессиональное образование, устраиваются на работу.

Достижения людей с синдромом Дауна

1. Паскаль Дюкен, актер. В 1997 году получил главный приз за исполнение лучшей мужской роли на Каннском фестивале.

2. В Москве существует «Театр Простодушных», в котором большинство актеров – с синдромом Дауна.

3. Пабло Пинеда. Стал первым человеком с синдромом Дауна, получившим высшее образование.

4. Андрей Востриков. Житель Воронежа, ставший абсолютным чемпионом Европы по спортивной гимнастике.

5. Мигель Томазен. Барабанщик аргентинской группы Reynols.

6. Американец Саджит Десаи. Играет на 6 инструментах!

Источник

Опыт интегрированного обучения ребенка с синдромом Дауна в ДОУ.

Зорина С.С.,

учитель-логопед МАДОУ «Сказка»

г. Лабытнанги, ЯНАО

 Пятый принцип Декларации прав ребенка гласит: «Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния». Однако  в условиях удаленности нашего региона от центральной части России и от наиболее развитых городов страны для нас для нас очень актуальной является проблема интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательных учреждений.

 Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида для детей с нарушениями зрения города Лабытнанги посещают также дети, имеющие не только зрительные нарушения. В течение последних трех лет  нами ведется работа по логопедическому сопровождению ребенка, имеющего диагноз «синдром Дауна» Катя П. Синдром Дауна (трисомия 21) – одно из самых распространенных форм генетических заболеваний в мире. Особенности детей с синдромом Дауна позволяют им включаться в процесс взаимодействия с детьми, обучаться совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Читайте также:  Вы помогаете детям с синдромом дауна

Для детей с данным нарушением характерна специфическая внешность, отличающая их от других сверстников. Эти и мышечная гипотония, монголоидный разрез глазных щелей, нарушение зрения, мышечный гипотонус языка. Вместе с тем у них отмечаются проблемы контроля дыхания, снижение иммунитета, разболтанность, подвижности суставов. Значительное количество детей с синдромом Дауна имеют нарушения речевого развития, мыслительных процессов, отставание в  физическом развитии.

 Логопедическая работа с ребенком проходила в три этапа: адаптационный, диагностический, основной.

1 этап. Адаптационный. Девочка поступила к нам в возрасте трех лет. Адаптационный период проходил длительно и трудно. В течение первого месяца девочка оставалась в группе только в присутствии мамы или папы. Постепенно она привыкла к воспитателям и помощникам воспитателей, потихоньку запоминала и узнавала детей. Когда в группу заходили другие сотрудники детского сада, она бежала за защитой к воспитателям, то есть у ребенка налицо были трудности установления контакта с малознакомыми взрослыми людьми. Адаптационный период проходил в течение всего учебного года. Также долго девочка присматривалась к логопеду, а тот, в свою очередь, искала подходы к ней. Логопед, по возможности, старался проводить больше времени в группе, приходила перед тихим часом и после, приносила различные игрушки с целью заинтересовать ребенка. И наступил момент, когда девочка согласилась пойти с логопедом погулять по детскому саду. Первая прогулка была в музыкальный зал (ей нравится петь и танцевать, она любит музыку), но пошла не одна, а взяла с собой другую девочку (тоже ребенок с ОВЗ). Во время серии других прогулок по детскому саду дети вместе с логопедом  побывали в картинной галерее, во всех коридорах и на всех лестницах ДОУ. Прогулки сопровождались восприятием речи взрослого, девочки привыкали ко мне.  Закончилась серия прогулок посещением логопедического кабинета.

2 этап. Диагностический. На этом этапе проводилось обследование всех сторон речи ребенка. Речь девочки представлена отдельными гласными звуками, пользуется невербальными средствами общения. Испытывает трудности в различении неречевых звуков, но на звуки реагирует с интересом. Фразовая и связная речь отсутствует, грамматический строй не сформирован. Пассивный словарный запас резко ограничен. Артикуляционная моторика нарушена, отмечается повышенное слюноотделение, рот постоянно приоткрыт, гипотония артикуляционного аппарата.

3 этап. Основной. По окончании двух предшествующих периодов нами была разработана индивидуальная программа развития речи ребенка с синдромом Дауна с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип концентричности является основным в построении программы: ознакомление с определенной темой от этапа к этапу усложняется. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении, что позволяет формировать достаточно прочные знания и умения. Нами были определены организационные формы, содержание, основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития речи. Логопедическая работа велась в соответствии с требованиями программы Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта».

Одной из основных особенностей развития детей с синдромом Дауна – значительное отставание экспрессивной речи. Даже на фоне отставания в других областях развития активная речь оказывается самым слабым звеном. Помимо уменьшенного объема словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя.

Коррекционная работа по развитию речи нами осуществлялась:

  • в непосредственном общении с ребенком (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний);
  • на подгрупповых занятиях по развитию речи (все виды и формы речи), построенных по принципу моделирования коммуникативных ситуаций;
  • в процессе индивидуальной коррекционной работы.

Важным моментом развития ребенка с синдромом Дауна являлись подгрупповые занятия с другими детьми, имеющими нарушения речи. Интереснее и продуктивнее проходила артикуляционная гимнастика перед зеркалом, пальчиковая гимнастика, девочка лучше справляется с сопряженной гимнастикой, когда на занятии присутствовали другие дети. Основное условие данных занятий – это отбор воспитанников: необходимо, чтобы на занятии были дети, имеющие более высокие показатели сформированности речевого развития с тем, чтобы у ребенка с синдромом Дауна был образец для подражания в процессе овладения речью.

Однако все усилия по развитию речи сошли бы на нет, если бы не помощь родителей. Родители продолжают коррекционно-педагогическую работу дома. Для этого логопед регулярно проводит с ними обучающие беседы и консультации.  Осознавая необходимость систематической работы с ребенком в условиях семьи, родители выезжали с ребенком в центр реабилитации детей с ОВЗ в г. Москва и приобрели определенные знания и умения по воспитанию и развитию «солнечного» ребенка, прошли курс ихтиотерапии. Организованная и целенаправленная работа по включению девочки в социальную среду сверстников обеспечивает тот положительный результат, который мы наблюдаем в настоящее время. Девочка с радостью играет с другими детьми, занимается, выполняет определенные обязанности в группе. Мы считаем, что было бы сложно добиться подобных результатов, при исключительно  домашнем воспитании ребенка.

Таким образом, дети с синдромом Дауна так же, как и все дети, могут приобщаться к жизни группы детского сада. В процессе обучения и воспитания они осознают возможности собственного тела, способны развивать мышечный тонус и координацию движений. Они находят новых друзей, получают удовольствие от совместной деятельности, испытывают удовлетворение от успеха при выполнении посильных упражнений и заданий. Для этого в работе специалистов и семьи необходима постановка четких целей и задач, определение сроков их достижения с учетом особенностей развития ребенка с синдромом Дауна.

Источник