Исследование синдрома эмоционального выгорания гипотеза

Исследование синдрома эмоционального выгорания гипотеза thumbnail

Фото: Shutterstock

Почему в России считают, что выгореть на работе — это хорошо, причем тут неолиберализм, из-за чего возникает эмоциональное выгорание и как с ним справиться — разбираем синдром профессионального выгорания

Что такое эмоциональное выгорание

В последние годы мы все чаще слышим об эмоциональном выгорании на работе. Этот термин в 1974 году ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер. По статистике Gallup, около 2/3 работников (67%) сообщили о том, что испытывали эмоциональное выгорание на работе. Выгоревшие сотрудники в 2,6 раза чаще активно искали другую работу.

Исследование Deloitte также показывает, что в последние годы эмоциональное выгорание стало масштабной проблемой: 77% респондентов заявили, что они испытали выгорание на своей текущей работе. Более половины из них указали на повторяемость этого состояния. Кроме того, указывается, что миллениалы более подвержены эмоциональному выгоранию (84%).

В мае 2019 года эмоциональное выгорание было включено в Международную классификацию болезней (МКБ-11) в качестве профессионального феномена. В ней выгорание определяется как синдром, возникший в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться. Он относится конкретно к профессиональному контексту и не должен применяться для описания опыта в других сферах жизни.

Он характеризуется следующими измерениями:

  • чувство истощения энергии;
  • численное отдаление от работы или чувство негативизма, цинизма по отношению к работе;
  • снижение профессиональной эффективности.

Причины выгорания

  1. несправедливое обращение на работе;
  2. неуправляемая нагрузка;
  3. отсутствие ясности ролей;
  4. отсутствие связи и поддержки со стороны своего менеджера/начальства;
  5. неоправданное давление времени.

Кроме того, имеет место давящее напряжение между колоссальным количеством возможностей и ограниченными ресурсами (время, энергия и т.д.). Человеку сложно понять, что находится в пределах возможного, а что — нет.

Полина Солдатова, психотерапевт:

«Для современного человека есть два конфликтующих вызова: возможностей работать, учиться и быть лучше очень много (работать можно из любой точки, доступ к образованию и саморазвитию), при этом с этой информацией и скоростью невозможно выжить, необходимо осваивать навыки формирования собственных границ и заботы, доброты к себе.

С приходом интернета в жизнь каждого человека уровень тревожности по поводу собственного места в жизни повысился. Смотря на образ жизни других, люди забывают, что видят только специально выбранный фрагмент жизни, с определенным акцентом — например, солнечное фото на природе и надпись «сегодня написала десять страниц своей будущей книги»). И мгновенно испытывают неприятное чувство гонки («а я сегодня ничего не написала»). Мы постоянно проигрываем, хотя на самом деле гонки не существует».

Страх упущенных возможностей (FOMO, fear of missing out) влияет на требования человека к себе и приводит к постепенному выгоранию.

Фото: Luis Villasmil / Unsplash

Стадии эмоционального выгорания

Герберт Фрейденбергер вместе с коллегой Гейлом Нортом выделили 11 стадий выгорания:

  1. одержимость в демонстрации своей ценности перед успешными сотрудниками;
  2. неспособность отключиться и отвлечься от работы;
  3. пренебрежение потребностями: беспорядочный сон, нарушение питания, недостаток общения;
  4. отрицание проблем, тревожность, ощущение угрозы и паника;
  5. искажение ценностей, одержимость работой;
  6. нетерпимость к коллегам, цинизм к работе, агрессия;
  7. сокращение активности и социальных взаимодействий, потребность избавиться от стресса, часто с помощью алкоголя, наркотиков;
  8. очевидные изменения в поведении, беспокоящие друзей и семью;
  9. деперсонализация: человек перестает видеть ценность в себе и окружающих, не воспринимает свои потребности;
  10. ощущение внутренней пустоты; возможны попытки ее заполнить с помощью переедания, секса, алкоголя или наркотиков;
  11. депрессия и синдром выгорания: чувство потерянности и неуверенности, истощения, ощущение мрачности будущего; может включать полный психический и физический коллапс; на этой стадии может потребоваться медицинская помощь.

Постсоветские мифы и выгорание как благо

На сегодняшний день эмоциональное выгорание — масштабная, исследуемая и обсуждаемая проблема. Однако в постсоветском обществе с ней связан набор стереотипов.

Полина Солдатова выделяет основные мифы:

  1. способность работать считается присущей всем, базовой и всегда присутствующей. Подразумевается, что каждого есть силы, всегда, вне зависимости от ситуации, чтобы продолжать работать. Труд является настолько базовой валютой, что легко обесценивается;
  2. не принято и запрещено уставать, делегировать ответственность, просить других о помощи, отказываться от сверхработы.

«Из-за того, что существует запрет на заботу о себе, свою усталость (которая имеет свойство накапливаться) легко обесценить, не придать значения плохому сну, раздраженности, апатии. Стыд всегда с нами: каждому в жизни говорили, что он делает недостаточно, что все кругом стараются, что без усилий ничего не добиться, что одного таланта недостаточно, а лениться (то есть не иметь достаточно мотивации, чтобы что-то сделать) очень плохо. Многие фразы сидят глубоко и начать относиться к себе с самосостраданием трудно».

Читайте также:  Синдром внутричерепная гипертензия у детей лечение

Мария Макарушкина, партнер компании «ЭКОПСИ Консалтинг», перечисляет еще несколько мифов:

  1. эмоциональное выгорание — признак усердия и самоотверженности сотрудника, который трудится на благо компании;
  2. выгорание требует особой постоянной заботы о сотруднике;
  3. выгорание — признак работы через силу, не «в потоке». Истинно вовлеченные сотрудники не выгорают.

«Иногда эти мифы противоречат друг другу. «Выгоревшие» сотрудники тех компаний, в которых процветает миф № 3, чаще остальных испытывают стыд. Они не говорят об этом внутри организации и с коллегами, но иногда выносят эту тему во время работы с внешними коучами. В целом же, по моему опыту, большинство компаний все-таки исповедуют миф № 1».

Можно предположить, что именно высокая нравственная оценка эмоционального выгорания создала почву для широкого обсуждения этой темы в нашем обществе. То есть, этот миф «помог» избежать стигматизации этого состояния в обществе, как это происходит с большинством негативных эмоциональных состояний и психических расстройств.

Проблема компании, а не сотрудника

Земфира Саламова, преподаватель Школы культурологии НИУ ВШЭ:

«Исследователи эмоциональной культуры (например, К. Юханнисон) проводят параллели между нервозностью и перенапряжением, на которое жаловались жители больших городов начала XX века, — и эмоциональным, или психическим выгоранием. В обоих случаях человек испытывает беспокойство из-за несоблюдения требований, которые общество предъявляет к его ритму жизни. В начале XX века крупные города поражали людей скоростью перемещений, коммуникации, впечатлений, а в конце XX века в развитых странах произошел переход к неолиберальной системе труда, в которой границы между отдыхом и работой стали максимально размытыми. Сам термин «выгорание» очень метафоричен: выгореть может человек, изначально «горящий» — прежде всего, амбициями или идеалами. Их утрата наряду с невозможностью восстанавливать силы приводит к состоянию пустоты и эмоциональному истощению. Подверженными выгоранию в 2000-е годы считались, в первую очередь, работники, много взаимодействующие с другими людьми (например, учителя, социальные работники), а также представители «креативных» профессий, работающие в сфере рекламы, массовых коммуникаций, культуры. Сегодня же труд в самых разных областях связывается с риском выгорания».

По словам эксперта по эмоциональному выгоранию Кристины Маслах, нужно рассматривать этот феномен как проблему компаний, а не отдельно взятых людей: «Когда мы просто смотрим на человека, это означает: «Эй, мы должны лечить этого человека», «Вы не можете работать здесь, потому что вы проблема». Тогда это становится проблемой этого человека, а не ответственностью организации, в которой он работает». Однако даже принимая в расчет корень проблемы, эти же отдельно взятые люди нуждаются в действенных механизмах и практиках.

Фото: Carl Heyerdahl / Unsplash

Как справиться с эмоциональным выгоранием

По словам Марии Макарушкиной, эмоциональное выгорание сильно отличается от обычной рабочей усталости и одной из его причин является личностный кризис. Таким образом, можно попробовать:

  • Найти причины личностного кризиса: понять, что именно в нынешней работе невозможно терпеть. Если негативные факторы превышают отдачу и удовлетворение, стоит подумать о смене работы;
  • Установить границы:
  1. между рабочим и свободным временем и пространством (не брать все задания начальства, ограничить период, во время которого вы отвечаете на электронные письма, отключать уведомления на устройствах в свободное время, использовать разные приложения для личных переписок и переписок по работе);
  2. между навязанными и вашими личными целями (обращать внимание на то, что нужно именно вам, а не является показателем успеха и нравственной ценности с внешней стороны);
  3. между возможным и невыполнимым;
  • Больше проявлять заботу о себе и своем организме: добавить физические нагрузки, увеличить время и качество сна и т.д. Даже если это не решит основную причину эмоционального выгорания, это поможет испытывать меньше стресса и лучше справляться с нагрузкой.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Источник

    Малекина Г.М.

    аспирант кафедры психологии Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

    научный руководитель: Маджуга А.Г. доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии

    Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

      В современных условиях тема эмоционального выгорания преподавателей вузов становиться особенно актуальной. Преподавателям приходится противостоять влияниям эмоциональных факторов современной профессиональной среды: выполнять требования, предъявляемые профессией, при этом оптимально реализовывать себя и получать удовлетворение от педагогической деятельности.

      Деятельность преподавателя неразрывно связанна с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении физического, эмоционального и психического самочувствия. Осознание своей не успешности и некомпетентности в профессиональной деятельности ведет к снижению мотивации и напрямую сказывается на процессе преподавания и отношении к студентам, что ведет к снижению эффективности преподавания, росту конфликтов со студентами, а так же снижается уровень усвоения студентами изучаемого материала.

      Читайте также:  Синдром верхней полой вены при лимфоме

      В настоящее время не существует единой точки зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Эмоциональное выгорание некоторые авторы (Е. Махер, К. Кондо) рассматривают как разновидность стресса, где клиенты социальных служб выступают в качестве стрессогенных факторов. Однако другие исследователи не отождествляют эффекты выгорания и профессиональные стрессы, рассматривая «эмоциональное выгорание» не как разновидность стресса, а как результат влияния комплекса стрессогенных факторов (С. Маслач, А.Г. Абрумова, В.В. Бойко).

      В.В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как синдром, как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения.

      Эмоциональное выгорание представляет собой серьезную проблему для современной образовательной системы, поскольку оказывает влияние на личностный и профессиональный рост преподавателя, на взаимоотношения в педагогическом коллективе, а так же способствует раздражительности, личностной отстраненности, игнорированию индивидуальных особенностей студентов, мешает полноценному управлению педагогическим процессом и оказанию необходимой профессиональной помощи. В связи с этим возникает необходимость исследования эмоционального выгорания преподавателей вузов.

      В соответствии с рассматриваемой проблемой целью нашей исследовательской работы становится исследование взаимосвязи синдрома эмоционального выгорании и черт личности преподавателя вуза.  Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания как вид личностной деформации. Предметом исследования выступают черты личности, способствующие или препятствующие синдрому эмоционального выгорания преподавателя вуза. Исходя из поставленной цели, мы предполагаем, что черты личности преподавателей влияют на развитие синдрома эмоционального выгорания. В исследовательской работе нами использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, методы математической статистики, интерпретация полученных результатов. Экспериментальную базу исследования представляют преподаватели СФ БГУ со стажем работы не менее 5 лет.

      В нашем исследовании мы будем опираться на рассмотрение эмоционального выгорания как синдрома, основываясь на исследованиях К. Маслач.  Поскольку, в данной научной работе мы рассматриваем эмоциональное выгорание в контексте социальной сферы, а именно в сфере профессиональной деятельности преподавателя вуза, и опираемся на определение эмоционального выгорания как «состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы».

      Согласно цели и выдвигаемой гипотезе, наше исследование состояло из нескольких этапов: во-первых, планирование и организация исследования: подбор психодиагностических методик, определение выборки испытуемых, во-вторых, проведение эксперимента и анализ его результатов; в-третьих, формулировка выводов и психолого-педагогических рекомендаций.

      Для исследования нами были использованы следующие психодиагностические методики: «Методика диагностики профессионального выгорания» (MBI), «Тест-опросник» Г. Айзенка (EPI), тест Р.Б. Кеттелла («16 PF – опросник, форма А»), «Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (модификация С. Шмишека). Выявленные черты личности, инициирующие развитие синдрома эмоционального выгорания, будут способствовать разработке и обоснованию программы профилактической помощи и профессионального сопровождения преподавателя вуза.

      Для исследования взаимовлияния исследуемых параметров мы использовали корреляционный анализ данных по К. Пирсону. Корреляционный анализ данных по r-Пирсону показал, что эмоциональное истощение имеет прямые корреляционные взаимосвязи с экстраверсией, нейротизмом, гипертимностью, циклоидностью, демонстративностью, фактором А+ (открытость) и обратные корреляционные взаимосвязи с дистимностью, педантичностью, экзальтированностью, фактором N+ (утонченность).  Корреляционный анализ данных по r-Пирсону показал, что деперсонализация имеет прямые корреляционные взаимосвязи с экстраверсией, нейротизмом, гипертимностью, циклоидностью, демонстративностью, фактором А+ (открытость) и обратные корреляционные взаимосвязи с дистимностью, педантичностью, экзальтированностью, фактором N+ (утонченность). Корреляционный анализ данных по r-Пирсону показал, что редукция личных достижений имеет прямые корреляционные взаимосвязи с педантичностью, дистимностью, экзальтированностью, фактором G+(сознательность), фактором N+ (утонченность) и обратные с экстраверсией, невротизмом, гипертимностью, циклоидностью, фактором А+ (открытость), демонстративностью.

      Нами также разработаны психолого-педагогические рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания у преподавателя вуза:

      1. Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.

      2. Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.

      3. Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше.

      4. Регулярный отдых, баланс работа – досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).

      Читайте также:  Что такое синдром денди уокера

      5. Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Чтобы просыпаться отдохнувшим, необходимо спать в среднем, 7–8 часов. Если имеется недостаточная продолжительность сна, можно ложиться на 30–60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.

      6. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем.

      7. Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например: по 5 минут каждый час), которые более эффективные, чем редкие и длительные.

      8. Делегирование ответственности – разделение ответственности за результат деятельности с преподавателями, студентами, клиентами. Выработка умения говорить «нет». Люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо это делать самому», напрямую идут к «выгоранию».

      9. Наличие хобби (спорт, культура, природа), то есть интересы вне работы, позволяющие снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть.

      10. Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения, действия по изменению стрессогенной ситуации.

      11. Овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию).

      12. Уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ).

      13. Вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным).

      14. Поддерживайте хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

      15. Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

      16. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

      17. Проще относитесь к конфликтам на работе;

      18. Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

      Таким образом, мы выяснили, что между синдромом эмоционального выгорания  и чертами личности преподавателя вуза существует взаимосвязь, как прямая, так и обратная, что позволяет сделать вывод о необходимости изучения и исследования синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде.

      Список литературы

      1. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Педагогические вести. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 5. – С. 34.
      2. Анастази А. Энциклопедия психологических тестов. Личность. Мотивация. Потребность. – М.: Изд-во АСТ, 2012. – 215 с.
      3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – СПб.: Питер,  2009. – 316 с.
      4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Питер, 2004. – 150 с.
      5. Белов В.М. Психология здоровья. – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с.
      6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна, Л.И. Божович. – Воронеж: Ин-т практической психологии, 2009. – 349 с.
      7. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгяд на себя и на других – М.: Информационно-издательский дом «Финиль», 1996. – 472 с. URL:https://www.psyliterature.narod.ru/Library/PDF/389.pdf (дата обращения: 10.10.2013).
      8. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
      9. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2000. – С. 443 – 463.
      10. Cattell, R. B. Structured personality learning theory. –NY.:Praeger, 2001. – 25 р.
      11. Cherniss C. Long-term consequences of burnout: An exploratory study // J. of Organizational Behavior. – NY.: 1992. Vol. 13(1). – P. 11.
      12. Freudenberger H., Richelson G. Burnout: The high cost of high achievement. – NY.: 2005. – 200 р.
      13. Kondo K. Burnout syndrome // Asian medical.  NY.: 2009. № 34. – P. 34-42.
      14. Maslach Cr. Burnout: A multidimensional perspective. In: Professional burnout: Recent developments in the theory and research // Washington D.C: Taylor &Trancis.  NY.:2010. P. 19-32.
      15. MaslachС.,Schaufeii W.B., Leiter M. P., Burnout J. Annual Review of Psychology. – NY.: 2001. – 422 р.

      Источник