История это синдром диагноз это мы

Именно такими словами начинается довольно неоднозначный, на мой взгляд, фильм “Викинг”. Мне посчастливилось попасть на расширенную его версию буквально вчера, но отойти от увиденного до сих пор не получается.
В целом фильм рассказывает о жизни князя Владимира Святославовича – прославившегося в нашей истории как Владимир Красно Солнышко, Владимир Креститель. Довольно символично, что фильм выходит спустя буквально пару месяцев после установки на Боровицкой площади в Москве памятника светлейшему равноапостольному князю. “Его эпоха знала немало свершений, но важнейшим, определяющим, конечно, ключевым из них было крещение Руси”, – отметил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
Кратко напомню основные моменты его биографии. Владимир родился около 962 г., он был внебрачным сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы великой княгини Ольги. Хотя по языческим обычаям социальный статус определялся по отцу, и династические права не ущемлялись, прозвище «робичич» (сын рабы) долго преследовал его. В 970 г. Владимир становится князем Новгородским, а его наставником на время малолетства был поставлен дядя, воевода Добрыня.
После смерти великого киевского князя Святослава в 972 г. Ярополк, старший брат Владимира, стал управлять Киевом, а через 3 года между братьями началась междоусобная война, в ходе которой сначала погибает их средний брат Олег, Древлянский князь, а затем и Ярополк.
Таким образом, начало правления Владимира Святославича ознаменовалось братоубийством. В 978 г. он стал киевским князем.
Владимиру немало пришлось вести войны с соседями. Воевал он с поляками и отнял у них несколько городов; два раза ходил на вятичей (981-982 гг.), которые пробовали освободиться от дани, и усмирял их; в 983 г. завладел землею балто-литовского племени ятвагов, тем самым открыв путь к Балтике; в 984 г. покорил радимичей; в 985 г. победил волжских болгар; в 992 г. подчинил себе хорватов.
До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен (одна из них, Рогнеда, была невестой Ярополка) и несколько сот наложниц, среди которых была и беременная вдова Ярополка. Летописцы, описывая Владимира, наделяют его самыми разными пороками, особенно сластолюбием и ненасытностью в блуде, безудержностью в пирах и забавах.
Владимир был сначала ревностным язычником, он воздвиг в Киеве пантеон с шестью главными идолами, перед которыми совершались человеческие жертвоприношения. Но так как в Киеве жило много христиан, и в дружине их было немало, Владимир стал колебаться в своей вере. Соседние страны также стали пытаться сделать киевского князя своим единоверцем.
Сказание «Об испытании вер» гласит, что в 986 г. являлись к Владимиру послы разных вероисповеданий. Приходили болгары-мусульмане, хазарские евреи, немцы – представители западного христианства. Затем пришел к Владимиру греческий философ и рассказал ему о сотворении мира, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. Увидев преимущества восточного христианства, князь Владимир Святославич решил принять эту веру.
Осуществлению этого решения поспособствовали события, происходившие в Византийской империи в конце 80-х г.г. X века. Мало того, что Греция была ослаблена поражением в войне с болгарами (986 г.), так на нее еще обрушился мятеж полководца Варды Фоки, который в 987 г. объявил себя императором. Соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю за помощью. Владимир согласился помочь, но потребовал себе в жену царевну Анну, их сестру. Византийские императоры были вынуждены согласиться, но при условии крещения князя Владимира, так как не может их сестра выйти замуж за язычника. В конце 987 г. – начале 988 г. Владимир крестился, вероятно, в Киеве, и принял имя Василия.
Шеститысячная армия Владимира разбила войско Варды Фоки, но императоры не торопились выдавать Анну замуж за Владимира. Тогда разгневанный князь выступил с войском на Корсунь, греческий город в Крыму, и подчинил византийцев.
Здесь же прошло бракосочетание Владимира и Анны, а также крещение бояр и дружинников. Русский князь вернулся в Киев, прихватив с собой множество святынь, икон, священников.
По возвращении в Киев Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. Традиционно летописный 988 год считается годом крещения Руси.
Сразу же после крещения великий киевский князь Владимир велит строить церкви. На месте языческого святилища в Киеве была построена церковь святого Василия, позднее появилась церковь Пресвятой Богородицы, получившая название Десятинной и ставшая главным храмом Киевской Руси.
Процесс христианизации на Руси проходил довольно мирно, за исключением некоторых регионов. В Новгороде Добрыне, который руководил здесь крещением, пришлось силой подавлять восстание.
В 992 г. великий князь воевал с Польшей за Червенские земли. После победы он сам с епископами ходил крестить людей и построил здесь город, названный его именем Владимиром.
В более глухих местах язычество держалось крепко, и пришлось немало усилий приложить, чтобы донести до ума народа преимущества веры Христовой. Проблема состояла в том, что проповедников, которые могли бы объяснять святое писание, было очень мало. Корсунские священники были греками и не знали славянского языка. Тогда приказал Владимир брать детей у бояр и лучших мужей и отдавать их в книжное учение.
После принятия христианства у Владимира склонность к войне ослабела. Он больше не предпринимал больших походов, только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу, которая длилась весь период правления Владимира Святославича. Однажды он чудом избежал плена, укрывшись под мостом близ города Василева. Печенеги, не найдя князя, ушли и даже не разорили земли. Это событие произошло в день праздника Преображения Господня, 6 августа 996 г. В честь этого чуда Владимир возвел Спасо-Преображенскую церковь в Василеве.
Таким образом, мы можем видеть, что фигура князя Владимира, хотя и, бесспорно, стала ключевой для развития Древнерусского государства, но отнюдь не была исключительно положительной, о чем нам и напоминает режиссер Андрей Кравчук в своем фильме. Главный герой, роль которого с блеском исполнил Данила Козловский, кается в своих грехах перед священником – да, он убивал. Он пролил много крови, он братоубийца. Он взял жену силой на глазах ее родителей, после чего убил их. Он виновен в гибели своего подчиненного и его маленького сына. Кровь, разрушения, страдания – вот, что он принес людям.
Фильм построен на контрастах. Намеренно или нет, но режиссер добился уникального эффекта – мрачность, кровь, грязь, дикость, животный страх и ужас, темным пятном покрывающие начало фильма только сильнее выделяют тот свет, который Владимир находит в конце, в христианском храме. После сцены жертвоприношения язычников, когда плакал буквально весь зал, слова священника: “Бог любит тебя!” вызывают уже слезы радости. Заканчивается темное время! Больше не будет кровавых богов! Бог един, он любит нас и не требует кровавых подношений! Бог един, и князь Владимир – уже не сын рабыни, но “раб Божий, и больше ничей”. Довольно пролитой крови, довольно бессмысленной жестокости и суеверного страха. Владимир принесет на Русь свет, надежду и любовь Божию.
“Викинг” – один из сам удачных, качественных и красивых наших фильмов за последнее время, я бы поставила его в один ряд с фильмом “Бен Гур” Тимура Бекмамбетова. Всем рекомендую посмотреть, но будьте осторожны – чтобы возрадоваться в конце, надо, не отворачиваясь, выстоять начало.
Всех с наступающим Новым годом, друзья!)
Источник
Èòàê, ìû íåìíîãî ïîãîâîðèëè î ïàðàíîèäíîé ôîðìå øèçîôðåíèè. Îïèñàííûå ñèìïòîìû â òîé èëè èíîé ñòåïåíè õàðàêòåðíû è äëÿ äðóãèõ ôîðì: áðåä, èñòèííûå/ïñåâäîãàëëþöèíàöèè, ïàðàíîéÿ, ðàññòðîéñòâà íàñòðîåíèÿ. ß îïèñàë íåêóþ óñðåäíåííóþ êàðòèíó çàáîëåâàíèÿ, â ðåàëüíîñòè âñå ãîðàçäî áîëåå ðàçíîîáðàçíî.
Ìîæíî ïåðåéòè ê ïðîñòîé ôîðìå øèçîôðåíèè. Åå íàçâàíèå ïðîèñòåêàåò èç åå âåñüìà íåõàðàêòåðíîé äëÿ øèçîôðåíèè áåäíîñòè ñèìïòîìîâ.  êóëüòóðå øèçîôðåíèÿ ïðî÷íî àññîöèèðóåòñÿ ñ áóðíûìè ãàëëþöèíàöèÿìè, òàíöàìè íà óëèöàõ â ãîëîì âèäå è âñòðå÷àõ ñ èíîïëàíåòÿíàìè. À âîò ïðîñòàÿ ôîðìà ñêîðåå ñîîòâåòñòâóåò êàêîìó-íèáóäü òðàìâàéíîìó õàìó èëè õèêêè-çàòâîðíèêó (êàçàëîñü áû, î÷åíü íåñõîæèå òèïàæè). Ïðîñòàÿ ôîðìà øèçîôðåíèè íåðåäêî íà÷èíàåòñÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå. ×åëîâåê äîâîëüíî áûñòðî ìåíÿåòñÿ: ñòàíîâèòñÿ çàìêíóòûì, íåîáùèòåëüíûì, ðàçðàæèòåëüíûì. Áûñòðî è ëåãêî óñòàåò, òåðÿåò ïðåæíèå èíòåðåñû (íàïðèìåð, íà÷èíàåò õóæå ó÷èòüñÿ), èíîãäà ïðè ýòîì ó íåãî ïîÿâëÿåòñÿ êàêîé-òî íîâûé î÷åíü óçêèé èíòåðåñ. Íàïðèìåð, ÷àñòî óâëå÷åíèå ôèëîñîôñêîé ëèòåðàòóðîé, íî íåîáÿçàòåëüíî: ýòî ìîæåò áûòü, ñêàæåì, è ëèòåðàòóðà îá èçâåñòíûõ ìàíüÿêàõ-óáèéöàõ. À â ñîîòâåòñòâèè ñ âåÿíèÿìè âðåìåíè ýòî çàïðîñòî ìîæåò áûòü óâëå÷åíèå âñåëåííîé äîòû èëè ñêàéðèìà.
Òóò õî÷åòñÿ ñäåëàòü âàæíóþ ðåìàðêó: âñå ìû ñëûøèì ïåðèîäè÷åñêè âîò ýòî ãëóïîå âûòü¸ î òîì, ÷òî êîìïüþòåðíûå èãðû âûçûâàþò æåñòîêîñòü è ñâîäÿò ñ óìà äåòåé. Âåñüìà ÷àñòî, åñëè íå â àáñîëþòíîì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ, ýòè äåøåâûå ñåíñàöèè ñâÿçàíû ñ ìàíèôåñòàöèåé øèçîôðåíè÷åñêîãî ïñèõîçà (è íå òîëüêî øèçîôðåíè÷åñêîãî).  êîììåíòàõ ê ïåðâîé ÷àñòè ïîñòà áûëà øóòêà, ÷òî ñíà÷àëà ÿ ïèñàë î ìåäèòàöèè, à òåïåðü âîò íà÷àë ïðî øèçîôðåíèþ. Ýòî îøèáêà ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííîé ñâÿçè: íå èãðû èëè ëèòåðàòóðà î äóõîâíûõ ïðàêòèêàõ âûçûâàþò øèçîôðåíèþ, íî íåðåäêî íà ôîíå íà÷àëà åå ðàçâèòèÿ ýòè âåùè óâëåêàþò áîëüíîãî ñâåðõ ìåðû. Ïî÷åìó? Òðóäíî ñêàçàòü. Áîëüíûå ÷óâñòâóþò, ÷òî ìèð âîêðóã íèõ è/èëè îíè ñàìè èçìåíèëèñü, ó íèõ íà÷èíàþòñÿ ðàññòðîéñòâà ìûøëåíèÿ è ÷àñòî ñíèæàåòñÿ íàñòðîåíèå.  íà÷àëå áîëåçíè îíè îùóùàþò ñâîþ èçìåíåííîñòü è, âåðîÿòíî, èùóò îòâåòà î ïðè÷èíàõ ýòîé ïåðåìåíû. Òàêæå èãðàþò ðîëü èçìåíåíèÿ â íåéðîõèìèè, ïîðîæäàþùèå èçìåíåíèå âëå÷åíèé. Áîëåçíü íà÷èíàåòñÿ î÷åíü ïî-ðàçíîìó – èíîãäà ïîñòåïåííî, ñòåðòî, à èíîãäà òàê áóðíî è âíåçàïíî, ÷òî ÷åëîâåê ìåíÿåòñÿ äî íåóçíàâàåìîñòè çà ïàðó-òðîéêó ìåñÿöåâ. Ïðè íà÷àëå áîëåçíè â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ýòî ÷àñòî ñïóñêàåòñÿ íà òîðìîçàõ, òàê êàê ïîäðîñòêàì âîîáùå íåëåãêî æèâåòñÿ â ñâÿçè ñ ãîðìîíàëüíûìè èçìåíåíèÿìè è ïðî÷èìè ïðèçíàêàìè âçðîñëåíèÿ. Ìíîãèå â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ìåíÿþòñÿ äîâîëüíî çíà÷èòåëüíî, à õîðîøåå íàñòðîåíèå â ýòîò ïåðèîä âîîáùå íå î÷åíü ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ (“Ýòî æå ëó÷øèå ãîäû òâîåé æèçíè!”), è ýòî íå ïðèçíàê áîëåçíè. Íî, ê ñîæàëåíèþ, ðîäèòåëè äàëåêî íå âñåãäà ìîãóò îòëè÷èòü îáû÷íûå ïîäðîñòêîâûå ïðîáëåìû è íà÷àëî øèçîôðåíèè. Çàïîäîçðèòü íåëàäíîå ìîæíî ïî íàèáîëåå âàæíûì ïðèçíàêàì: àóòèçì (çàìêíóòîñòü, çàòâîðíè÷åñòâî, îñîáåííî åñëè ðàíüøå ðåáåíîê íå áûë çàìêíóòûì); àïàòèÿ (áåçðàçëè÷èå êî âñåìó, ðàññåÿííîñòü, òðóäíî ñîñðåäîòî÷èòüñÿ); ñíèæåíèå ýíåðãåòè÷åñêîãî ïîòåíöèàëà (ëåãêî óñòàåò, ÷àñòî ëîæèòñÿ ñïàòü); ïîñòîÿííî ïëîõîå íàñòðîåíèå è/èëè óïëîùåíèå ýìîöèé (ïåðåñòàë ðàäîâàòüñÿ æèçíè, áåçðàçëè÷åí ê ñâîèì ïðåæíèì óäîâîëüñòâèÿì); ÷àñòî æåñòîêîñòü è ãðóáîñòü, â òîì ÷èñëå ïî îòíîøåíèþ ê ðîäèòåëÿì. Äåòè ñòàíîâÿòñÿ àãðåññèâíûìè, ìîãóò óñòðàèâàòü èñòåðèêè ïî ìåëêèì ïîâîäàì, ïðîÿâëÿþò áåçðàçëè÷èå ê ðîäíûì, òåðÿþò ê íèì òåïëûå ÷óâñòâà è ïðèâÿçàííîñòü. Ìîãóò ÷àñàìè è äíÿìè ñèäåòü äîìà, íè÷åì íå çàíèìàÿñü èëè îãðàíè÷èòüñÿ êàêèì-òî îäíèì çàíÿòèåì, ñòåðåîòèïíî åãî ïîâòîðÿÿ. Ïîäîáíûå âåùè, êàê ìèíèìóì, äîëæíû íàñòîðîæèòü ðîäèòåëåé, îñîáåííî åñëè èçìåíåíèÿ ïðîèçîøëè áîëåå-ìåíåå âíåçàïíî, â òå÷åíèå íåäåëü-ìåñÿöåâ.
Êàê âèäèòå, ÿ íè÷åãî íå ñêàçàë î ãàëëþöèíàöèÿõ èëè áðåäîâûõ ðàññòðîéñòâàõ. Îïèñàííûå ìíîé ñèìïòîìû ïîäõîäÿò ïîä îïðåäåëåíèå íåãàòèâíûõ. Ïðîñòàÿ ôîðìà øèçîôðåíèè íà÷èíàåòñÿ è â ñâîåé ãëàâíîé ëèíèè ñîäåðæèò èìåííî íåãàòèâíûå ñèìïòîìû. Ïîçèòèâíûå ñèìïòîìû ìîãóò áûòü, îäíàêî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ îãðàíè÷èâàþòñÿ êîðîòêèìè ýïèçîäàìè èëè ñòåðòûìè ïðîÿâëåíèÿìè: íàïðèìåð, áîëüíîãî êòî-òî èíîãäà îêëèêàåò èëè ìåðåùèòñÿ êàêîé-òî çâóê, ïîðîé âèäèò êàêèå-òî ýëåìåíòàðíûå ãàëëþöèíàöèè (ìåëüêàþò òî÷êè, ìóøêè) èëè èñïûòûâàåò èëëþçèè (ìåðåùàòñÿ ôèãóðû â òåìíîòå, âñå íà÷èíàåò êàçàòüñÿ ñëèøêîì áîëüøèì/ìàëåíüêèì è ò.ï). Äîâîëüíî õàðàêòåðíà ýìîöèîíàëüíàÿ õîëîäíîñòü. Áîëüíûå óòðà÷èâàþò ÷óâñòâî áëèçîñòè ñ ðîäíûìè, äðóçüÿìè, òåðÿþò âîçìîæíîñòü èñïûòûâàòü óäîâîëüñòâèå, î÷åíü îãðàíè÷èâàåòñÿ ýìîöèîíàëüíûé äèàïàçîí. Íà ýòîì ôîíå íåðåäêî ïîÿâëÿåòñÿ æåñòîêîñòü ïî îòíîøåíèþ ê îêðóæàþùèì è áëèçêèì.
Âñïîìèíàþ ñëó÷àé. Ìàëü÷èê 12 ëåò. Ðîñ íåîáùèòåëüíûì, ó÷èëñÿ íå î÷åíü õîðîøî, ïðåäïî÷èòàë ïîñòîÿííî áûòü ñ ìàòåðüþ. Ëåò â 10 ñòàë åùå áîëåå çàìêíóòûì, íàñòðîåíèå ñíèçèëîñü, ñòàë óãðþìûì, ó÷åáà ñòàëà äàâàòüñÿ åùå õóæå: íå ïîíèìàë çàäàíèé, íå ìîã ñîñðåäîòî÷èòüñÿ, áûñòðî óñòàâàë è èñòåðèë. Èíòåðåñîâ è ðàíüøå îñîáûõ íå áûëî, à ñ 10 ëåò îíè ïðîïàëè ïî÷òè ñîâñåì. Ãóëÿòü ñòàë òîëüêî îäèí, ïðîïàäàë â êàêèõ-òî óêðîìíûõ ìåñòàõ òèïà àëëåé è ïàðêîâûõ çîí. Ñòàë îòäàëÿòüñÿ îò ìàòåðè, õîòÿ ðàíüøå áûë î÷åíü ïðèâÿçàí ê íåé ýìîöèîíàëüíî. Ïåðèîäè÷åñêè âçðûâàëñÿ ïî êàêîìó-òî ïîâîäó è îðàë ìàòîì íà ðîäèòåëåé, à ïîòîì èçâèíÿëñÿ è ïîäëèçûâàëñÿ. Íàñòðîåíèå îò ðåçêèõ êîëåáàíèé ïåðåøëî â êàêîå-òî àìîðôíîå ñîñòîÿíèå, ñòàëî ïîñòîÿííî “íèêàêèì”. À òåïåðü íåìíîæêî æåñòè. Îäíî óâëå÷åíèå ó íåãî âñå æå îñòàëîñü. Ïàðåíü íåäàðîì óõîäèë â ïàðêè è ñêâåðû. Òàì ó íåãî ìåñòàìè áûëè øàëàøè, â êîòîðûõ îí ÷àñàìè ìó÷èë áåçäîìíûõ æèâîòíûõ. Îí ìíå ðàññêàçûâàë, êàê ëîìàë èëè îòðåçàë êîøêàì ëàïû, ðàçäàâëèâàë õâîñòû, ëîìàë øåè. È âñå ýòî – ñ òàêîé õàðàêòåðíîé ìå÷òàòåëüíîé óëûáî÷êîé. Ýòî áûëè åäèíñòâåííûå ìîìåíòû, êîãäà ó íåãî íà ëèöå ïîÿâëÿëèñü õîòü êàêèå-òî ýìîöèè è îí îæèâëÿëñÿ, è äàæå â ýòè ìîìåíòû åãî ðåàêöèè è ýìîöèè áûëè ñãëàæåííûìè è ïëîñêèìè, à óâèäåòü èõ ìîæíî áûëî òîëüêî áëàãîäàðÿ êîíòðàñòó ñ îáû÷íûì ñîñòîÿíèåì. ß ñïðàøèâàë: “Òû ïîíèìàåøü, ÷òî òû äåëàë óæàñíûå âåùè? Çà ÷òî òû ìó÷èë æèâîòíûõ?” – îí îòâå÷àë: “À ìíå íðàâèëîñü, îíè òàê ñìåøíî îðàëè. Ìíå ïîôèãó, óæàñíî èëè íåò”. Íå áûëî âåùè, êîòîðàÿ ìîãëà âûçâàòü ó íåãî æàëîñòü. Íåñêîëüêî ðàç ó íåãî áûëè êîíôëèêòû ñ äðóãèìè äåòüìè è îí âñåãäà ëåç â äðàêó ñ ìàêñèìàëüíîé æåñòîêîñòüþ è ÷àñòî âíåçàïíî. Âîò âðîäå åìó ñêàçàëè ÷òî-òî îáèäíîå – íîëü ðåàêöèè, à ïîòîì âäðóã õâàòàåò ñòóë è çàìàõèâàåòñÿ, ÷òîáû äàòü ïî ãîëîâå. Ê ñ÷àñòüþ, ïîäîáíîå åìó íè ðàçó íå óäàâàëîñü.
Òàê âûãëÿäèò ïðîñòàÿ ôîðìà øèçîôðåíèè. Êîíêðåòíî ó ýòîãî ïàöèåíòà âûðàæåííàÿ ãåáîèäíîñòü – îí ýìîöèîíàëüíî âûõîëîùåííûé, æåñòîêèé, íå ñïîñîáåí ñäåðæèâàòü âëå÷åíèÿ, – ýòî âåñüìà õàðàêòåðíî äëÿ ïðîñòîé ôîðìû.
ß îïèñàë ôîðìû øèçîôðåíèè äîâîëüíî ïîâåðõíîñòíî è îáçîðíî, è ñâÿçàíî ýòî ñ òåì, ÷òî áîëåçíü ïðîÿâëÿåò ñåáÿ î÷åíü ìíîãîîáðàçíî. Ïðè ïðîñòîé ôîðìå øèçîôðåíèè íå èñêëþ÷åíû ðóäèìåíòàðíûå ïàðàíîèäíûå ðàññòðîéñòâà (èäåè ïðåñëåäîâàíèÿ, ïîäîçðèòåëüíîñòè, áðåäà âîçäåéñòâèÿ è ò.ï.), íî ïðîÿâëÿþòñÿ îíè îáû÷íîé íå ñòîéêî è íå âûõîäÿò íà ïåðâûé ïëàí. Áîëåå òîãî, ïåðâûå ïðèñòóïû øèçîôðåíèè ìîãóò ïðîòåêàòü êàê áóäòî ïî ñòåðåîòèïó ïðîñòîé ôîðìû, à ïîñëåäóþùèå òðàíñôîðìèðîâàòüñÿ â ïàðàíîèäíóþ ñ ïñåâäîãàëëþöèíàöèÿìè è ïðî÷èìè òèïè÷íûìè ñèìïòîìàìè. À áûâàåò è íàîáîðîò, î ÷åì ñâèäåòåëüñòâóåò åùå îäíà èñòîðèÿ. Ìàëü÷èê 9 ëåò áûë ðåãóëÿðíûì ïîñòîÿëüöåì è, â îáùåì, âñå ïðîáëåìû ñâîäèëèñü ê òîìó, ÷òî îí ñîâåðøåííî íå óìåë êîíòðîëèðîâàòü ñåáÿ: ïî÷òè ïîñòîÿííî áåñèëñÿ, äðàëñÿ ñ êåì-íèáóäü, õóëèãàíèë. Âñå âëå÷åíèÿ äèêî ðàñòîðìîæåíû: è íåïðèñòîéíûå ïðåäëîæåíèÿ äåëàë ìåäñåñòðàì, è íàåäàëñÿ äî òîøíîòû è ò.ä. Ïðè÷åì òóò øèçîôðåíèÿ? Íå õâàòàåò îòöîâñêîãî ðåìíÿ! Íó, ìàêñèìóì íà äèàãíîç “ïñèõîïàòèÿ” íàòÿíóòü ìîæíî. Ìíå òîæå òàê êàçàëîñü, ïîêà íå ïîçíàêîìèëñÿ ñ àíàìíåçîì.  ïîçàïðîøëûé ðàç, â âîçðàñòå 7 ëåò, ìàëü÷èê áûë ãîñïèòàëèçèðîâàí ñ òèïè÷íîé êàðòèíîé… ïàðàíîèäíîé øèçîôðåíèè. Ãàëëþöèíàöèè (ãîëîñà, âèäåíèÿ), áðåä, âñå, êàê ïîëàãàåòñÿ. Çà íèì ïîñòîÿííî ãíàëñÿ êàêîé-òî íåãîäÿé ñ êîðîíîé íà ãîëîâå, à â òå÷åíèå äíÿ íà óõî íàøåïòûâàëè ãîëîñà, ÷òîáû îí ñåáÿ ïëîõî âåë. Åñòåñòâåííî, ïðè÷èí ïðîèñõîäÿùåãî îí íå çíàë: â ýòîì âîçðàñòå áðåä ðåäêî áûâàåò íàñòîëüêî ñòðóêòóðèðîâàííûì, ÷òîáû âêëþ÷àòü ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûå ñâÿçè. Òîãäà ïñèõîç êóïèðîâàëè, ïðèâåëè åãî â ÷óâñòâà è îòïðàâèëè äîìîé. Âñå áûëî õîðîøî, íî ÷åðåç ãîä ïîâåäåíèå íà÷àëî ðàçëàæèâàòüñÿ è ïàðåíü ñòàë âåñòè ñåáÿ èç ðóê âîí ïëîõî, áåñèòüñÿ, õóëèãàíèòü, îðàòü íà ðîäèòåëåé, ðóãàòüñÿ ìàòîì è ò.ä. Ïðè ýòîì íà÷àëèñü, êîíå÷íî ïðîáëåìû ñ ó÷åáîé. Ïðè îñìîòðå ïñèõèàòðà ïðÿìûõ èëè êîñâåííûõ ïðèçíàêîâ ò.í ãàëëþöèíàòîðíîãî ïîâåäåíèÿ íå áûëî. (Ãàëëþöèíàòîðíîå ïîâåäåíèå – ýòî ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà, èñïûòûâàþùåãî ãàëëþöèíàöèè. Êîãäà ó íåãî íåò êðèòèêè, ÷åëîâåê ìîæåò ãîâîðèòü ñî ñâîèìè ãàëëþöèíàöèÿìè, îòìàõèâàòüñÿ îò íèõ è äðóãèìè ñïîñîáàìè âçàèìîäåéñòâîâàòü. Åñëè áîëüíîé æåëàåò ñêðûòü íàëè÷èå ãàëëþöèíàöèé, òî çàìåòíî èõ íàëè÷èå ìîæåò áûòü ïî âçãëÿäàì, æåñòàì, øåâåëåíèþ ãóáàìè è ò.ä.). Òàêèì îáðàçîì, òå÷åíèå áîëåçíè ïðèíÿëî òàêîé ïñèõîïàòîïîäîáíûé âèä, ÷òî, êñòàòè, íå èñêëþ÷àåò ñëåäóþùåãî ïðèñòóïà ïî ïàðàíîèäíîìó èëè äðóãîìó ñöåíàðèþ.
Ó òîãî ìàëü÷èêà âûÿâëåíî áûëî íåáîëüøîå ýìîöèîíàëüíîå îñêóäíåíèå è îò÷åòëèâûå íàðóøåíèÿ ìûøëåíèÿ, âåñüìà õàðàêòåðíûå äëÿ øèçîôðåíèè, ïîýòîìó ñðàçó ðàññêàæó è ïðî íèõ.  òîé èëè èíîé ñòåïåíè îíè ïðèñóòñòâóþò ó ëþáîãî øèçîôðåíèêà è íàçûâàþòñÿ ïîëíîñòüþ “ôîðìàëüíûå íàðóøåíèÿ ìûøëåíèÿ” – òî åñòü íàðóøåíèÿ ôîðìû ìûøëåíèÿ, ìû èõ è îïèøåì.  ïåðâóþ î÷åðåäü, ýòî íàðóøåíèå ñëîæíûõ îïåðàöèé òèïà îáîáùåíèÿ è óñòàíîâëåíèÿ ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûõ ñâÿçåé. Ñàìàÿ êëàññèêà: áîëüíîìó ïðåäëàãàþò òåñò íà îáîáùåíèå/ðàçîáùåíèå. Âûáåðèòå èç ÷åòûðåõ ïðåäìåòîâ ëèøíèé è îáúÿñíèòå, ïî÷åìó îí ëèøíèé: êàðàíäàø, ðó÷êà, êèñòü è ñàìîëåò. Ïàöèåíò âûáèðàåò “êèñòü” è íà âîïðîñ “ïî÷åìó?” îòâå÷àåò: “â êàðàíäàøå, ðó÷êå è ñàìîëåòå óæå åñòü òî, ÷òî îñòàâëÿåò ñëåä íà áóìàãå, à íà êèñòü ýòî íóæíî íàíîñèòü (êðàñêà)”. Òî åñòü íåïðàâèëüíî ñäåëàí âûâîä î ïðèíàäëåæíîñòè ïðåäìåòà ê òîé èëè èíîé êàòåãîðèè. Íî ýòî ïðèìåð âåñüìà ãðóáûõ íàðóøåíèé, áûâàåò ãîðàçäî òîíüøå. Íàïðèìåð: ïàöèåíò îáúåäèíÿåò ñëîâà “êàðàíäàø” è “áîòèíîê” íà îñíîâàíèè òîãî, ÷òî îáà “îñòàâëÿþò ñëåä”. Ïî ñóòè, çäåñü íåò ëîãè÷åñêîé îøèáêè, îäíàêî â ñâîåì ðàññóæäåíèè ïàöèåíò îïèðàåòñÿ íà âòîðè÷íûé, ñëàáûé ïðèçíàê. Áûâàþò è äðóãèå òåñòû, íàïðèìåð, òåñò ñ ïèêòîãðàììàìè: ïàöèåíòó íóæíî óñòàíîâèòü àññîöèàöèþ ìåæäó ñëîâîì è çðèòåëüíûì îáðàçîì, ÷òîáû ïîòîì ïî îáðàçó ñóìåòü âîñïðîèçâåñòè ñëîâî. Íàïðèìåð, ãîâîðÿò ñëîâî “ðûáà” è ÷åëîâåê, ÷òî ëîãè÷íî, ðèñóåò ðûáêó, ÷òîáû ïîòîì âñïîìíèòü ýòî ñëîâî. Áîëüíûå øèçîôðåíèåé èìåþò íàðóøåíèÿ àññîöèàòèâíîãî ìûøëåíèÿ, â ñâÿçè ñ ÷åì ðèñóíêè ìîãóò áûòü âåñüìà ñâîåîáðàçíû: èíîãäà ðèñóþò ïî ñõîæåñòè çâó÷àíèÿ (íàïðèìåð, “äîì” è “ñîì” ðèñóþò â âèäå ðûáû), èíîãäà ïðîñòî ðèñóþò ìàëîïîíÿòíûå ðèñóíêè, êîòîðûå ñõîæè äëÿ ëþáûõ ïðîèçíîñèìûõ ñëîâ. Òàêæå äëÿ áîëüíûõ õàðàêòåðíà ðàçíîïëàíîâîñòü ìûøëåíèÿ: â òîì æå òåñòå íà îáîùåíèå îíè ìîãóò îáúåäèíÿòü ðàçíûå ïðåäìåòû ïî ðàçíûì îñíîâàíèÿì (íàïðèìåð, îáîáùàòü íà îñíîâàíèè öâåòà îäíîãî ïðåäìåòà è ôîðìû äðóãîãî, òî åñòü êëàññèôèöèðîâàòü ïðåäìåòû â îäíó êàòåãîðèþ, ïîëüçóÿñü ðàçíûìè êðèòåðèÿìè). È ãëàâíîå, ÷òî îáúåäèíÿåò íàðóøåíèÿ ìûøëåíèÿ: âñå îíè âåäóò ê ïîòåðå èëè èñêàæåíèþ öåëè ðàññóæäåíèÿ. Ýòî ïðèìåðíî êàê äîëãî ãîòîâèòü ôàðø äëÿ êîòëåò, ïðèïðàâëÿÿ åãî ðàçíûìè ñïåöèÿìè, ïðèäàâàÿ åìó íóæíóþ ôîðìó, à ðåçóëüòàò çàòåì âûáðîñèòü â îêíî âìåñòî òîãî, ÷òîáû ïîñòàâèòü â äóõîâêó.
Òóò ñðàçó õî÷ó îãîâîðèòüñÿ: îïèñàííîå âûøå – ýòî ÍÅ òåñòû íà øèçîôðåíèþ è ïîñòàâèòü ïî íèì äèàãíîç íåâîçìîæíî. Øèçîôðåíèÿ ïîðàæàåò ïñèõè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü â öåëîì, è âûâîä íå ìîæåò ñòðîèòüñÿ íà îòäåëüíîì òåñòå èëè îïðîñå. Çäîðîâûå ëþäè äîâîëüíî ÷àñòî äåëàþò îøèáêè è îïèðàþòñÿ íà ñëàáûå ïðèçíàêè â ýòèõ òåñòàõ, ó ìíîãèõ ñâîåîáðàçíûå ðèñóíêè â òåñòå ïèêòîãðàìì. Ýòî ëèøü îòðàæàåò íåêîòîðûå îñîáåííîñòè ìûøëåíèÿ è íå ãîâîðèò î áîëåçíè, åñëè íå äåìîíñòðèðóåòñÿ ÿâíûõ íàðóøåíèé ëîãè÷åñêîãî ðàññóæäåíèÿ (è äàæå â ýòîì ñëó÷àå ðå÷ü íå èäåò òîëüêî î øèçîôðåíèè). Îïîðà íà ñëàáûé ïðèçíàê è òåíäåíöèÿ ê ðàçíîïëàíîâîñòè – ýòî âîîáùå ìîùíûé òâîð÷åñêèé èíñòðóìåíò, ïðèìåíåíèå êîòîðîãî ïîçâîëèëî ïîÿâèòüñÿ íà ñâåò íå îäíîìó øåäåâðó. Òåì íå ìåíåå, âêóïå ñ îñòàëüíûìè ïðèçíàêàìè, òåñòû èìåþò âàæíîå äèàãíîñòè÷åñêîå çíà÷åíèå.
Êàê ìîæíî âèäåòü, äèàãíîñòèêà øèçîôðåíèè – íåòðèâèàëüíàÿ çàäà÷à è ñïðàâèòüñÿ ñ íåé ìîæåò òîëüêî ïñèõèàòð, èìåþùèé õîðîøóþ áàçîâóþ ïîäãîòîâêó. Äàæå ñòóäåíò ñòàðøèõ êóðñîâ ìåäâóçà ïîñëå êóðñà ïñèõèàòðèè ðåäêî ñïîñîáåí ïðàâèëüíî äèàãíîñòèðîâàòü ñèíäðîìû, õàðàêòåðíûå äëÿ øèçîôðåíèè.
Äëÿ òå÷åíèÿ øèçîôðåíèè õàðàêòåðíà ñâîÿ äèíàìèêà, ïðî ÷òî ÿ ãîâîðèë, îïèñûâàÿ òèïû òå÷åíèÿ è ïðîãðåäèåíòíîñòü.  çàâèñèìîñòè îò îñîáåííîñòåé êîíêðåòíîãî áîëüíîãî, áîëåçíü ìîæåò êàê ïî÷òè íå äâèãàòüñÿ äîëãèå ãîäû, òàê è òå÷ü êàòàñòðîôè÷åñêè, ïðåâðàùàÿ ÷åëîâåêà â ïñèõè÷åñêîãî èíâàëèäà çà ãîä-äâà. Ñòåïåíü ïðîãðåäèåíòíîñòè ïîðîæäàåò öåëóþ ãàììó âîçìîæíûõ âàðèàíòîâ òå÷åíèÿ, êîòîðûå íàêëàäûâàþòñÿ íà íåñêîëüêî ôîðì áîëåçíè (êîòîðûå òàêæå ìîãóò ìåæäó ñîáîé ñîåäèíÿòüñÿ), ÷òî îáðàçóåò ïðÿìî-òàêè îáèëèå âîçìîæíûõ êàðòèí áîëåçíè. Èìåííî ïî ýòîé ïðè÷èíå øèçîôðåíèÿ ÷àñòî íå äèàãíîñòèðóåòñÿ ãîäàìè è áîëüíûå õîäÿò ñ äèàãíîçàìè “íåâðîç” (â òîì ÷èñëå, íàâÿç÷èâûõ ñîñòîÿíèé), “îáñåññèâíî-êîìïóëüñèâíûé ñèíäðîì” (êàê áîëåå òÿæåëûé âàðèàíò), “ïñèõîïàòèÿ”, “øèçîèäíàÿ àêöåíòóàöèÿ” è ò.ä. Íåâðîçîïîäîáíûå ñèìïòîìû õàðàêòåðíû äëÿ øèçîòèïè÷åñêîãî ðàññòðîéñòâà è ìàëîïðîãðåäèåíòíûõ ôîðì øèçîôðåíèè è òîëüêî ïðè î÷åíü òùàòåëüíîì èçó÷åíèè âûÿñíÿåòñÿ, ÷òî ïðèñóòñòâóþò èçìåíåíèÿ ëè÷íîñòè, õàðàêòåðíûå äëÿ øèçîôðåíèè. È ïðîèñõîäèò ýòî îáû÷íî ïîçäíî, êîãäà ýòè èçìåíåíèÿ óæå âåñüìà çàìåòíû è ïîâåðíóòü èõ âñïÿòü íåâîçìîæíî. Î÷åíü ïîêàçàòåëüíûì â äàííîì êîíòåêñòå ÿâëÿåòñÿ âîò ýòîò ïîñò:
https://pikabu.ru/story/istoriya_o_tom_kak_ya_doshel_ot_nevro… (Æåëàþ åãî àâòîðó âñåãî ñàìîãî õîðîøåãî è ïóñòü áîëåçíü îòñòóïèò êàê ìîæíî äàëüøå).  íà÷àëüíîé ñâîåé ôàçå áîëåçíü äåéñòâèòåëüíî î÷åíü íàïîìèíàëà ÎÊÐ (îáñåññèâíî-êîìïóëüñèâíûé ñèíäðîì), è â êîììåíòàðèÿõ âåñü öâåò äèâàííîé ïñèõèàòðèè óæå íà÷àë óñòàíàâëèâàòü ýòîò òðåíäîâûé íûí÷å äèàãíîç. Õîòåëîñü áû ïðåäîñòåðå÷ü îò òàêèõ äåéñòâèé, ïîñêîëüêó ýòî ìîæåò íàïðàâèòü àâòîðà ïî ëîæíîìó ñëåäó è òîëüêî íàâðåäèòü, êàê è ñ ëþáûì äðóãèì çàáîëåâàíèåì. Òåì áîëåå, ÷òî îïèñàííîå àâòîðîì äåéñòâèòåëüíî ïîõîæå íà øèçîòèïèþ, õîòÿ ÿ íå áåðóñü ñòàâèòü êàêîé-ëèáî äèàãíîç ïî èíòåðíåòó.
Èñòîðèþ ýòîãî ïèêàáóøíèêà ÿ âñïîìíèë íåñïðîñòà. Íàëè÷èå ñèíäðîìà íàâÿç÷èâîñòè ñ îáñåññèÿìè è êîìïóëüñèÿìè íåðåäêî ïóòàåò êàðòû äàæå ïñèõèàòðàì. Îïèñàííûé ñëó÷àé, ê ñ÷àñòüþ, îòíîñèòåëüíî íåòÿæåëûé (è, âèäèìî, äðóãîé íîçîëîãèè), à ÿ ïðèïîìèíàþ ñîâñåì äðóãóþ èñòîðèþ. Ëåæàë ó íàñ ìîëîäîé ïàðåíü, ñàìûé òÿæåëûé áîëüíîé â îòäåëåíèè. Òåì ïå÷àëüíåå, ïîñêîëüêó áûë îí äîâîëüíî óìíûé, äîáðûé è îòçûâ÷èâûé. Íà÷àëîñü âñå çà íåñêîëüêî ëåò äî ýòîãî: îí ïîñìîòðåë êàêóþ-òî ïåðåäà÷ó ïðî ìèêðîáîâ è íà÷àë èõ áîÿòüñÿ. Íà÷àë ìûòü ðóêè ïî 5-10 ðàç â äåíü, ïîòîì íà÷àë ìûòü èõ ñ ïîðîøêîì, ïî 10, 20, 40 ìèíóò. Ëå÷èëè åãî îò òîãî ñàìîãî ÎÊÐ (ñåðîòîíèíåðãè÷åñêèå àíòèäåïðåññàíòû, àíêñèîëèòèêè è ò.ï). Ïîñòåïåííî íàâÿç÷èâîñòè íà÷àëè ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ íà äðóãèå ñôåðû æèçíè è â íàøå îòäåëåíèå îí ïîïàë óæå â ñîâåðøåííî êàòàñòðîôè÷åñêîì ñîñòîÿíèè. Îí áóêâàëüíî íå ìîã ñäâèíóòüñÿ ñ ìåñòà èç-çà íàâÿç÷èâîãî ñèíäðîìà. Âñòàòü ñ êðîâàòè íóæíî áûëî îïðåäåëåííûì îáðàçîì è ïåðåä ýòèì ïîïðîáîâàòü âñòàòü îáÿçàòåëüíî 5-10 ðàç. Åñëè ÷òî-òî áûëî ñäåëàíî íå òàê – íà÷èíàòü öèêë ñíà÷àëà.  òóàëåò îí õîäèë îêîëî 40 ìèíóò, õîòÿ äî íåãî áûëî ðîâíî 5 ìåòðîâ.  êîðèäîðå ïåðåä òóàëåòîì áûëà ïëèòêà, êîòîðàÿ êàæäûé ðàç âûçûâàëà äèêèå ñòðàäàíèÿ, âåäü ïî øâàì õîäèòü íåëüçÿ è èäòè íóæíî â îïðåäåëåííîì ïîðÿäêå. Åñëè íå ñïðàâèëñÿ – âñå ñíà÷àëà, êàê â ñàìûõ æåñòêèõ èãðàõ äëÿ NES, êîãäà èç-çà ïîòåðÿííûõ æèçíåé ïðèõîäèëîñü ïðîõîäèòü âñþ èãðó çàíîâî. Âñå îñòàëüíûå äåéñòâèÿ è ìûñëè òàêæå áûëè æåñòêî ñâÿçàíû íàâÿç÷èâîñòÿìè.  ñâÿçè ñ ýòèì îí íå ìîã äåëàòü áóêâàëüíî íè÷åãî, äàæå ëåæàòü â êðîâàòè äëÿ íåãî áûëî ìó÷èòåëüíî, ïîòîìó ÷òî òî è äåëî ïðîñêàêèâàëè “íåïðàâèëüíûå” ìûñëè, çàñòàâëÿâøèå åãî ïåðåâåðíóòüñÿ, ïîäâèíóòüñÿ è ò.ä. Ðàçãîâàðèâàòü ñ íèì áûëî ïî÷òè íåâîçìîæíî, íåñìîòðÿ íà ñîõðàííûé èíòåëëåêò: îí ïîâòîðÿë âñå äåñÿòêàìè ðàç, ïðè ýòîì ïðîñèë, ÷òîáû íåêîòîðûå ÷àñòè äèàëîãà ïîâòîðÿë è ñîáåñåäíèê (îí ñêàçàë “íåïðàâèëüíî”- çíà÷èò, íàäî ïîâòîðèòü íå òîëüêî ñâîè ñëîâà, à âñþ ñèòóàöèþ â öåëîì). Åãî ýìîöèè, êàçàëîñü, òîæå áûëè çàöèêëåíû: îí ìîã íåñêîëüêî ðàç ñòåðåîòèïíî ïîñìåÿòüñÿ â îòâåò íà óäà÷íóþ øóòêó. Áóêâàëüíî òàê, ñëîâíî åãî æèçíü ñíèìàëè äóáëÿìè: çàñìåÿëñÿ, ïðîêîììåíòèðîâàë, çàâèñ, çàòåì ñíîâà èäåíòè÷íî çàñìåÿëñÿ, òàê æå è â òîì æå òåìïå ïðîêîììåíòèðîâàë è ò.ä. Î÷åíü ñêîðî ïðèñîåäèíèëèñü áîëåå çëîâåùèå ñèìïòîìû: ñòðåìëåíèå ê ñàìîïîâðåæäåíèþ. Âìåñòî ïðîñòîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî äèñêîìôîðòà îò íåïðàâèëüíî èñïîëíåííîãî ðèòóàëà îí íà÷àë áèòü ñåáÿ ïî ëèöó äâóìÿ ðóêàìè.  èòîãå ëèöî ó íåãî áûëî â ñèíÿêàõ è ñ ïîñòîÿííûì ðàçäðàæåíèåì êîæè. Ìû ïðîáîâàëè õîòü êàê-òî ðåøèòü ïðîáëåìó è ñäåëàëè åìó “øëåì” èç âàòû è áèíòîâ, ÷òîáû óäàðû áûëè ìÿã÷å. Îäíàêî äåéñòâèå ïðîñòî òðàíñôîðìèðîâàëîñü: îí íà÷àë áèòü ñåáÿ ïî ëáó è âàëèòüñÿ íà ïîë âñåì òóëîâèùåì. Ïðè ýòîì ïàðåíü îñîçíàâàë, ÷òî áîëåí è ÷òî âñå íàâÿç÷èâûå äåéñòâèÿ íå èìåþò ñìûñëà, îäíàêî ïðåêðàòèòü èõ ñîâåðøàòü èëè õîòÿ áû îãðàíè÷èòü, èëè õîòÿ áû èñêëþ÷èòü ñàìîïîâðåæäåíèå íå ìîã. Îí ïî÷òè íå âûõîäèë èç áîëüíèöû, åãî íå áðàëè íèêàêèå íåéðîëåïòèêè, à ñîñòîÿíèå òîëüêî óòÿæåëÿëîñü, ïîÿâëÿëèñü íîâûå ñèìïòîìû. Ê ñîæàëåíèþ, òàêàÿ êàðòèíà áîëåçíè âåñüìà íåáëàãîïðèÿòíà. Âîçìîæíî, ñëåäóþùèì ýòàïîì ñòàíåò ïðèñîåäèíåíèå ïàðàíîèäíûõ ñèìïòîìîâ.
Êàê âèäèòå, äàæå â ðàìêàõ ýòîãî ïîñòà ÿ îïèñàë íåñêîëüêî êëèíè÷åñêèõ ñëó÷àåâ, êîòîðûå äðóã íà äðóãà íå ïîõîæè, õîòÿ âñå ýòî èìåííî øèçîôðåíèÿ, äèàãíîñòèðîâàííàÿ ïî èìåþùèìñÿ â ÌÊÁ-10 (è DSM-5) êðèòåðèÿì. Ïîìèìî ýòîé áîëåçíè â ñòðóêòóðó òàê íàçûâàåìûõ «ðàññòðîéñòâ øèçîôðåíè÷åñêîãî ñïåêòðà» âõîäÿò åùå øèçîàôôåêòèâíîå è øèçîòèïè÷åñêîå ðàññòðîéñòâà, à òàêæå àôôåêòèâíûå ïñèõîçû (ãðóáî ãîâîðÿ, «àôôåêò» çíà÷èò «íàñòðîåíèå») ñ áðåäîâûìè èäåÿìè. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ó ýòèõ ïñèõîçîâ ñõîæàÿ ïðèðîäà, îäíàêî ðàçíàÿ ñòåïåíü âûðàæåííîñòè ðàññòðîéñòâ è äåçèíòåãðàöèè ïñèõèêè. Âîçìîæíî, èìåííî ïîýòîìó â èõ äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêå ëþáî é ãàëëþöèíàòîðíûé ÷åðò ñëîìàåò îáå íîãè è øåþ.
Ñïàñèáî çà âíèìàíèå!  ñëåäóþùåé ÷àñòè ïîñòàðàþñü îïèñàòü ñîâðåìåííûå âçãëÿäû íà ëå÷åíèå øèçîôðåíèè, à òàêæå åùå ïàðó øòðèõîâ ê ïðèðîäå áîëåçíè, ïîñêîëüêó ïîñëå ýòîãî ïîñòà äîëæíà ëó÷øå çàéòè êîíöåïöèÿ åäèíîãî ïñèõîçà, âíîâü îæèâøàÿ â ñîâðåìåííîé ïñèõèàòðèè. Âîïðîñû, ïðåäëîæåíèÿ â êîììåíòû.
Источник