К синдромам временного отставания или замедленного темпа развития

К синдромам временного отставания или замедленного темпа развития thumbnail

Синдром временного отставания

Изучение закономерностей аномалий развития психики является  необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии  и  детской  психиатрии, именно  поиск   этих   закономерностей,   изучение   причин   и   механизмов формирования  того  или  иного  дефекта  психического   развития   позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

Спектр нарушений психического  развития  у  детей  достаточно  широк,  но значительно чаще встречается задержка психического развития.

Задержка психического развития  (ЗПР)  –  синдром  временного  отставания

развития  психики  в  целом  или  отдельных  ее  функций,  замедление  темпа

реализации потенциальных возможностей организма,  часто  обнаруживается  при поступлении в школу и выражается в  недостаточности  общего  запаса  знаний, ограниченности представлений, незрелости  мышления,  малой  интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой  пересыщаемости в интеллектуальной деятельности

Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:

1) причины биологического характера;

2) причины социально – психологического характера.

К причинам биологического характера относят:

1) различные варианты патологии беременности (тяжелые  интоксикации,  резус- конфликт и т.д.);

2) недоношенность ребенка;

3) родовые травмы;

4) различные  соматические  заболевания  (тяжелые  формы   гриппа,   рахит, хронические болезни –  пороки  внутренних  органов,  туберкулез,  синдром  нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)

5) нетяжелые мозговые травмы.

Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в  условии социальной депривации;

2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту  деятельности:  предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.

3) искаженные условия воспитания ребенка  в  семье  (гипоопека,  гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.

В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин. При систематике ЗПР Власова  Т.А.  и  Певзнер  М.С.  выделяют  две  основные формы:

1) Инфантилизм – нарушение темпа созревания  наиболее  поздно  формирующихся мозговых  систем.   Инфантилизм  может  быть гармонический  (связан   с  нарушением функционального  характера,  незрелостью  лобных  структур)  и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

2) Астения –  резкая  ослабленность   соматического   и неврологического  характера, обусловленная   функциональными  и  динамическими  нарушениями   центральной  нервной  системы.  Астения   может   быть   соматическая   и   церебрально – астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70— 80-е гг., которые опирались  на классификацию Власовой – Певзнер.Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:-ЗПР  конституционального  характера  (причина   возникновения   –   несозревание лобных отделов  головного  мозга).  Сюда  относятся  дети  с несложным  гармоническим  инфантилизмом,  они  сохраняют  черты   более младшего возраста,  у них преобладает игровой интерес,  не  развивается  учебный.  Эти  дети  при  благоприятных  условиях  показывают   хорошие  результаты выравнивания.

-ЗПР соматогенного  происхождения  (причина  –  перенесение  ребенком  соматического заболевания).  К этой группе относят детей с соматической  астенией,  признаками  которой  являются  истощаемость,   ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и  т.п.

-ЗПР психогенного  происхождения  (причина  – неблагоприятные  условия  в  семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека)  и т.п.)

-ЗПР церебрально-астенического   генеза (причина – мозговая дисфункция). К этой группе относят  детей  с  церебральной  астенией повышенной  истощаемостью  нервной  системы.   У   детей   наблюдаются: неврозоподобные   явления;   повышенная   психомоторная   возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое  расстройство  – снижение    пищевой    активности,    общая    вялость,    двигательная расторможенность.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных  вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и  интеллектуальной сферы.

Источник

# Такие нарушения эмоций как благодушие, эйфория, эмоциональное безразличие входят в структуру поражения:

– Височной области мозга

+ Лобной области мозга

– Затылочной области мозга

– Теменной области мозга

# Нейропсихологические исследования показывают, что поражение правого полушария мозга сопровождается следующими симптомами эмоциональных расстройств за исключением:

+Устойчивая депрессия

– Яркие параксизмальные аффекты

– Положительный фон настроения

– Анозогнозия

Читайте также:  Что такое моносомия хромосомы x синдром тернера

# При какой психической патологии имеет место заторможенное мышление?

+Депрессия

-Хронический алкоголизм

-Психопатии

-Олигофрения

# Эмоциональные изменения в виде тревоги, подавленности настроения, страха, заторможенности, вялости свойственны для патологии:

+ Правого полушария мозга

– Левого полушария мозга

– Оба ответа верны

– ни один не верный

# На первый план при олигофрении выступают нарушения развития:

– восприятия

– внимания

– памяти

+ интеллекта

# Какие из следующих видов нарушения мышления наиболее характерны для эпилепсии:

– Разорванность мышления

+ Патологическая обстоятельность

– скачка мыслей

– искажение мышления

# Симптом нарушения мышления, который называется «скачка идей», наблюдается только при:

-Эпилепсии

-Неврозах

-Шизофрении

+Маниакальной стадии МДП

# Нарушения мышления, обусловленные снижением уровня обобщения, характеризуются:

-выраженной тенденцией к абстрагированию

-протеканием мыслительных процессов в различных планах

-повышенной отвлекаемостью

+доминированием непосредственных представлений о предметах и явлениях

# Выбрать правильное определение:

-Нарушение критичности мышления – это:

-Непоследовательность суждений

-Неверные, ложные мысли и суждения, не поддающиеся коррекции.

+Нарушение постоянного контроля за мыслительными действиями и коррекции ошибок

-Механическое сочетание не связанных между собой мыслей.

# Разноплановость мышления и искажение процессов обобщения имеет место только при:

-Эпилепсии

-Депресии

|+Шизофрении

-Олигофрении

# К какому виду нарушений эмоционально-личностной сферы относится неустойчивость настроения, изменение его под влиянием незначительных событий?

-апатия

+эмоциональная лабильность

-депрессия

-эксплозивность

# Каким фактором обеспечиваются закономерности совместной работы правого и левого полушария мозга?

-Общемозговым фактором

+Фактором межполушарного взаимодействия

-Модально-неспецифическими факторами

-Модально-специфическими факторами

# Найти соответствие между понятиями:

1 – конституциональные психопатии

2 – приобретенные психопатии

3 – органические психопатии

а – возникающие вследствие неправильного воспитания

б – обусловленные действием на ЦНС неблагоприятных факторов в раннем онтогенезе

в – связанные с неблагоприятной наследственностью

Правильный ответ:

1 – в

2 – а

3 – б

# Психический дизонтогенез, связанный с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, опорно-двигательной сферы называется:

+ дефицитарное психическое развитие

– диспропорциональное психическое развитие

– искаженное психическое развитие

– дисгармоническое психическое развитие

# Какое утверждение является верным?

Эффект Зейгарник состоит в том, что …

-При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец

-Сложные, но менее интересные события (эмоционально нейтральные) запоминаются хуже, чем эмоционально значимые

+Незавершенные действия запоминаются лучше завершенных

#Как называется выпадение из памяти событий, непосредственно предшествующих настоящему патологическому состоянию?

-Парамнезия

-Антероградная амнезия

+Ретроградная амнезия

-Прогрессирующая амнезия

# Установить соответствие между понятиями:

1) резонерство

2) патологическая обстоятельность

3) разорванное мышление

а) возникновение в ходе мышления не только существенных, но и большого количества побочных, случайных суждений.

б) пустые рассуждения, высказывания, не наполненные содержанием.

в) механическое сочетание не связанных между собой мыслей

Ответ: 1 – б: 2-а; 3-в

# Патологические страхи присущи:

– неврастении

– истерии

+ неврозу навязчивых состояний

– психастении

# Нарушение сознания, для которого характерны наплывы фантастических переживаний бредового характера называется:

-оглушенное

– делириозное

– сумеречное

+ онейроидное

# Нарушение сознания, искаженное отражение действительности, сопровождающееся галлюцинациями, бредом, двигательным возбуждением это …

-сумеречное расстройство сознания

+делирий

-онейроид

-аменция

# Вид помрачения сознания, при котором наблюдается дезориентировка в окружающем, сочетающаяся с развитием галлюциноза и острого чувственного бреда, аффектом тоски, злобы и страха, неистовым возбуждением это …

– аменция

– делирий

– онейроид

+ сумеречное расстройство сознания

# Определенное сочетание признаков какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения это …

– симптом

– критерий

– болезнь

+ синдром

# Эхолалия – …, наблюдаемые при некоторых психических заболеваниях

– ложные ощущения

+ автоматические повторения чужих слов

– автоматическое повторение движений

– нарушении отражения реального мира

# Патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств личности, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде это …

– акцентуации характера

+ психопатии

– аномальное развитие

– психогении

# Синдромы временного отставания или замедленного темпа развития психики в целом или отдельных ее функций – это:

Читайте также:  Синдром бас отличия от болезни бас

+ задержка психического развития

– олигофрения

– ранний детский аутизм

– деменция

# К неблагоприятным социальным факторам аномального развития относятся:

– асфиксия

+ педагогическая запущенность

– недоношенность

– хромосомные аберрации

# Исключить неправильный ответ. Алекситимической личности свойственно:

-Ограниченность способности фантазировать

+Эмоциональная неадекватность

-Неспособность выражать переживаемые чувства

-Чувства испытываются, но не передаются словами

# Неспособность переживать и проявлять испытываемые чувства определяется как:

-Вытеснение

-Аутизм

+Алекситимия

-Апатия

#. Каково основное значение сна?

-. отдых для нейронов;

-. отдых для глиальных клеток;

-. период восстановления запасов АТФ;

+ переход кратковременной памяти в долговременную

#. Во время сна:

-. функциональное состояние человека не изменяется;

+. функциональное состояние организма изменяется циклично;

-. повышается возбудимость рецепторов;

-. ЭЭГ становится уплощенной и нерегулярной;

# При психопатиях детского возраста основной дефект психического развития имеет место в:

– интеллектуальной сфере

– двигательной сфере

– сенсорной сфере

+ эмоциональной сфере

# Впервые ранний детский аутизм был описан:

– Выготским

– Сухаревой

– Аспергером

+ Каннером

# Ядром синдрома раннего детского аутизма является:

– нарушение речи

+ недостаточность или полное отсутствие стремления к контактам с окружающими

– нарушение памяти

– нарушение интеллекта

# К какому типу задержанного психического развития относится алалия?

– синдром дефицита внимания

– задержка речевого развития

+ общее недоразвитие речи

– задержка формирования навыков счета

#. Первые эмоциональные реакции ребенка связаны с качеством удовлетворения:

+. биологических потребностей;

-. познавательной деятельностью;

-. развитием двигательной активности;

-. социальных потребностей

#. Какие структуры мозга рассматриваются в качестве морфологического субстрата эмоций?

-. специфические проводящие пути;

-. ганглии;

-. ретикулярная формация;

+ лимбическая система;

#. Какие разновидности чувствительности в коже

-осязание, болевые, тепловые, холодовые;

-осязание, боль, температурное;

+осязание, боль, тепло, холод, давление

-осязание, боль, температура, обоняние

#. В чем заключается биологическое значение половой мотивации:

– сохранение жизни индивида;

+ сохранение вида;

– эмоциональная разрядка;

– эгоцентризм;

#. Первые эмоциональные реакции ребенка связаны с качеством удовлетворения:

+биологических потребностей;

– познавательной деятельностью;

– развитием двигательной активности;

– социальных потребностей

#. Где расположены центры зрительной ориентировочной реакции?

– в коре больших полушарий;

– в коре мозжечка;

– в подкорковых ядрах;

+ в верхних буграх четверохолмия;

#. Где расположены центры слуховой ориентировочной реакции?

– во внутреннем ухе;

– в верхних буграх четверохолмия;

+ в нижних буграх четверохолмия;

– в височной коре;

#. Какие общебиологические процессы возникают при раздражении
любого органа чувств?

-потенциал покоя;

+потенциал действия;

-движение крови

-ответная реакция нейрона на раздражение

#. Какая из перечисленных мозговых структур обеспечивает бодрствование?

-. спинной мозг;

-. мозжечок;

+. неспецифическая восходящая система мозга;

-. ядра четверохолмия;

#. Центр голода и насыщения расположен в:

-. желудке;

-. спинном мозге;

+. гипоталамусе;

-. гипофизе;

#. В чем заключается биологическое значение половой мотивации:

-. сохранение жизни индивида;

+. сохранение вида;

-. эмоциональная разрядка;

-. эгоцентризм;

# Выберите правильный ответ. Согласно данным Т.А.Доброхотовой в структуру эмоциональных нарушений при поражении височных областей мозга входят:

-Эмоциональная неадекатность

-Эмоциональная холодность

-Апатия

+Устойчивые депрессии и яркие параксизмальные аффекты

# Какие проявления эмоциональных расстройств согласно Т.А.Доброхотовой наиболее характерны для патологии гипофизарно-гипоталамической области?

-Неадекватность поведения

-Эмоциональная лабильность

-Дисфория

+Постепенное обеднение эмоций

#Такие нарушения эмоций как благодушие, эйфория, эмоциональное безразличие входят в структуру поражения:

-Височной области мозга

+Лобной области мозга

-Затылочной области мозга

-Теменной области мозга

Источник

d.  между ретикулярной формацией и лобной корой.

47.  Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как:

d.  тревога.

d.  в зависимости от стимульного материала.

d.  различия в чувствительности правой и левой половины тела.

d.  высокая зависимость от латерализации очага поражения.

51.  К основным принципам патопсихологического исследования по Зейгарник относятся все указанные, кроме:

Читайте также:  Миофасциальный синдром метод доктора ткаченко

d.  изучения закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования психических процессов в норме.

52.  Существенными характеристиками внимания являются все указанные, кроме:

a.  устойчивость;

b.  разноплановость;

c.  переключаемость;

d.  концентрация.

53.  Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:

a.  Шульте;

b.  Векслер;

c.  Бурдон;

d.  Бине.

54.  Основателем отечественной школы патопсихологии является:

a.  Лебединский;

b.  Лазурский;

c.  Ананьев;

d.  Зейгарник.

55.  К типичным нарушениям мышления при шизофрении относятся все указанные, кроме:

a.  резонерства;

b.  разноплановости;

c.  соскальзывания;

d.  склонности к детализации.

56.  Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме:

a.  «классификации»;

b.  «исключения предметов»;

c.  методики Выготского-Сахарова;

d.  «10 слов».

57.  Память может характеризоваться всеми указанными видами, кроме:

a.  оперативной;

b.  познавательной;

c.  кратковременной;

d.  отсроченной.

58.  Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме:

a.  замедленности;

b.  тугоподвижности;

c.  актуализации малозначимых «латентных» признаков;

d.  вязкости.

59.  В классической психосоматике выделяют три группы расстройств, кроме:

a.  конверсионных расстройств;

b.  «органных неврозов»;

c.  психосоматических заболеваний в узком смысле слова;

d.  вегетозов.

60.  Представителем антропологического направления в психосоматике является:

a.  Поллок;

b.  Стоквис;

c.  Витковер;

d.  Вайзеккер.

61. Термин «психосоматика» в медицину ввел:

a.  Гиппократ;

b.  Райх;

c.  Хайнрот;

d.  Гроддек.

62. Создателем кортико-висцеральной патологии, как одного из направлений психосоматики, является:

a.  Павлов;

b.  Анохин;

c.  Быков;

d.  Симонов.

63. Современная биопсихосоциальная модель болезни разработана:

a.  Карасу;

b.  Экскюлем;

c.  Энгелем;

d.  Любаном-Плоцца.

64. Автором концепции «профиля личности» в психосоматической медицине является:

a.  Александер;

b.  Витковер;

c.  Данбар;

d.  Поллак;

65. Поведенческий тип А «является фактором риска»:

a.  желудочно-кишечных заболеваний;

b.  злокачественных новообразований;

c.  нарушений дыхательной системы;

d.  сердечно-сосудистых заболеваний.

66. Конверсионные расстройства, положившие начало психоаналитическому направлению в психосоматике, были описаны:

a. Александером;

b. Джеллиффе;

c.  Фрейдом;

d. Адлером.

67. Термин «алекситимия» ввел:

a.  Эллис;

b.  Карасу;

c.  Сифнеос;

d.  Розенман.

68. Концепцию «органных неврозов» разработал:

a. Витковер;

b. Энгель;

c.  Френч;

d. Дойч.

69. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:

a.  ретардация;

b.  регрессия;

c.  распад;

d.  асинхрония.

70. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается грубая дезорганизация либо выпадение функции:

a.  распад;

b.  регрессия;

c.  асинхрония;

d.  ретардация.

71. Вид психического дизонтогенеза, при котором отмечается запаздывание или приостановка психического развития:

a.  асинхрония;

b.  распад;

c.  ретардация;

d.  регрессия.

72. Форма психического дизонтогенеза, при котором отмечается выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств:

a.  асинхрония;

b.  регрессия;

c.  распад;

d.  ретардация.

73. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии:

a.  социальная депривация;

b.  патохарактерологическое формирование личности;

c.  педагогическая запущенность;

d.  краевая психопатия.

74. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится:

a.  педагогическая запущенность;

b.  патохарактерологическое формирование личности;

c.  акцентуация характера;

d.  краевая психопатия.

75. Общее психическое недоразвитие, это:

a.  психопатия;

b.  олигофрения;

c.  акцентуация характера;

d.  педагогическая запущенность.

76. Отличительная черта мышления умственно отсталых:

a.  искажение процесса обобщения;

b.  некритичность;

c.  амбивалентность;

d.  амбитендентность.

77. Эмоции умственно отсталых:

a.  недифференцированы;

b.  амбивалентны;

c.  ригидны;

d.  лабильны.

78. Тотальность поражения психических функций характерна для:

a.  олигофрении;

b.  педагогической запущенности;

c.  задержки психического развития;

d.  психопатии.

79. Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций обозначаются термином:

a.  педагогическая запущенность;

b.  психопатия;

К синдромам временного отставания или замедленного темпа развития

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4

Источник