К синдромам временного отставания или замедленного темпа развития

Синдром временного отставания
Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.
Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания
развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа
реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности
Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:
1) причины биологического характера;
2) причины социально – психологического характера.
К причинам биологического характера относят:
1) различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус- конфликт и т.д.);
2) недоношенность ребенка;
3) родовые травмы;
4) различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)
5) нетяжелые мозговые травмы.
Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:
1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условии социальной депривации;
2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
3) искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.
В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин. При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:
1) Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);
2) Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально – астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).
Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70— 80-е гг., которые опирались на классификацию Власовой – Певзнер.Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:-ЗПР конституционального характера (причина возникновения – несозревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.
-ЗПР соматогенного происхождения (причина – перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
-ЗПР психогенного происхождения (причина – неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)
-ЗПР церебрально-астенического генеза (причина – мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.
В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
Источник
# Такие нарушения эмоций как благодушие, эйфория, эмоциональное безразличие входят в структуру поражения:
– Височной области мозга
+ Лобной области мозга
– Затылочной области мозга
– Теменной области мозга
# Нейропсихологические исследования показывают, что поражение правого полушария мозга сопровождается следующими симптомами эмоциональных расстройств за исключением:
+Устойчивая депрессия
– Яркие параксизмальные аффекты
– Положительный фон настроения
– Анозогнозия
# При какой психической патологии имеет место заторможенное мышление?
+Депрессия
-Хронический алкоголизм
-Психопатии
-Олигофрения
# Эмоциональные изменения в виде тревоги, подавленности настроения, страха, заторможенности, вялости свойственны для патологии:
+ Правого полушария мозга
– Левого полушария мозга
– Оба ответа верны
– ни один не верный
# На первый план при олигофрении выступают нарушения развития:
– восприятия
– внимания
– памяти
+ интеллекта
# Какие из следующих видов нарушения мышления наиболее характерны для эпилепсии:
– Разорванность мышления
+ Патологическая обстоятельность
– скачка мыслей
– искажение мышления
# Симптом нарушения мышления, который называется «скачка идей», наблюдается только при:
-Эпилепсии
-Неврозах
-Шизофрении
+Маниакальной стадии МДП
# Нарушения мышления, обусловленные снижением уровня обобщения, характеризуются:
-выраженной тенденцией к абстрагированию
-протеканием мыслительных процессов в различных планах
-повышенной отвлекаемостью
+доминированием непосредственных представлений о предметах и явлениях
# Выбрать правильное определение:
-Нарушение критичности мышления – это:
-Непоследовательность суждений
-Неверные, ложные мысли и суждения, не поддающиеся коррекции.
+Нарушение постоянного контроля за мыслительными действиями и коррекции ошибок
-Механическое сочетание не связанных между собой мыслей.
# Разноплановость мышления и искажение процессов обобщения имеет место только при:
-Эпилепсии
-Депресии
|+Шизофрении
-Олигофрении
# К какому виду нарушений эмоционально-личностной сферы относится неустойчивость настроения, изменение его под влиянием незначительных событий?
-апатия
+эмоциональная лабильность
-депрессия
-эксплозивность
# Каким фактором обеспечиваются закономерности совместной работы правого и левого полушария мозга?
-Общемозговым фактором
+Фактором межполушарного взаимодействия
-Модально-неспецифическими факторами
-Модально-специфическими факторами
# Найти соответствие между понятиями:
1 – конституциональные психопатии
2 – приобретенные психопатии
3 – органические психопатии
а – возникающие вследствие неправильного воспитания
б – обусловленные действием на ЦНС неблагоприятных факторов в раннем онтогенезе
в – связанные с неблагоприятной наследственностью
Правильный ответ:
1 – в
2 – а
3 – б
# Психический дизонтогенез, связанный с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, опорно-двигательной сферы называется:
+ дефицитарное психическое развитие
– диспропорциональное психическое развитие
– искаженное психическое развитие
– дисгармоническое психическое развитие
# Какое утверждение является верным?
Эффект Зейгарник состоит в том, что …
-При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец
-Сложные, но менее интересные события (эмоционально нейтральные) запоминаются хуже, чем эмоционально значимые
+Незавершенные действия запоминаются лучше завершенных
#Как называется выпадение из памяти событий, непосредственно предшествующих настоящему патологическому состоянию?
-Парамнезия
-Антероградная амнезия
+Ретроградная амнезия
-Прогрессирующая амнезия
# Установить соответствие между понятиями:
1) резонерство
2) патологическая обстоятельность
3) разорванное мышление
а) возникновение в ходе мышления не только существенных, но и большого количества побочных, случайных суждений.
б) пустые рассуждения, высказывания, не наполненные содержанием.
в) механическое сочетание не связанных между собой мыслей
Ответ: 1 – б: 2-а; 3-в
# Патологические страхи присущи:
– неврастении
– истерии
+ неврозу навязчивых состояний
– психастении
# Нарушение сознания, для которого характерны наплывы фантастических переживаний бредового характера называется:
-оглушенное
– делириозное
– сумеречное
+ онейроидное
# Нарушение сознания, искаженное отражение действительности, сопровождающееся галлюцинациями, бредом, двигательным возбуждением это …
-сумеречное расстройство сознания
+делирий
-онейроид
-аменция
# Вид помрачения сознания, при котором наблюдается дезориентировка в окружающем, сочетающаяся с развитием галлюциноза и острого чувственного бреда, аффектом тоски, злобы и страха, неистовым возбуждением это …
– аменция
– делирий
– онейроид
+ сумеречное расстройство сознания
# Определенное сочетание признаков какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения это …
– симптом
– критерий
– болезнь
+ синдром
# Эхолалия – …, наблюдаемые при некоторых психических заболеваниях
– ложные ощущения
+ автоматические повторения чужих слов
– автоматическое повторение движений
– нарушении отражения реального мира
# Патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств личности, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде это …
– акцентуации характера
+ психопатии
– аномальное развитие
– психогении
# Синдромы временного отставания или замедленного темпа развития психики в целом или отдельных ее функций – это:
+ задержка психического развития
– олигофрения
– ранний детский аутизм
– деменция
# К неблагоприятным социальным факторам аномального развития относятся:
– асфиксия
+ педагогическая запущенность
– недоношенность
– хромосомные аберрации
# Исключить неправильный ответ. Алекситимической личности свойственно:
-Ограниченность способности фантазировать
+Эмоциональная неадекватность
-Неспособность выражать переживаемые чувства
-Чувства испытываются, но не передаются словами
# Неспособность переживать и проявлять испытываемые чувства определяется как:
-Вытеснение
-Аутизм
+Алекситимия
-Апатия
#. Каково основное значение сна?
-. отдых для нейронов;
-. отдых для глиальных клеток;
-. период восстановления запасов АТФ;
+ переход кратковременной памяти в долговременную
#. Во время сна:
-. функциональное состояние человека не изменяется;
+. функциональное состояние организма изменяется циклично;
-. повышается возбудимость рецепторов;
-. ЭЭГ становится уплощенной и нерегулярной;
# При психопатиях детского возраста основной дефект психического развития имеет место в:
– интеллектуальной сфере
– двигательной сфере
– сенсорной сфере
+ эмоциональной сфере
# Впервые ранний детский аутизм был описан:
– Выготским
– Сухаревой
– Аспергером
+ Каннером
# Ядром синдрома раннего детского аутизма является:
– нарушение речи
+ недостаточность или полное отсутствие стремления к контактам с окружающими
– нарушение памяти
– нарушение интеллекта
# К какому типу задержанного психического развития относится алалия?
– синдром дефицита внимания
– задержка речевого развития
+ общее недоразвитие речи
– задержка формирования навыков счета
#. Первые эмоциональные реакции ребенка связаны с качеством удовлетворения:
+. биологических потребностей;
-. познавательной деятельностью;
-. развитием двигательной активности;
-. социальных потребностей
#. Какие структуры мозга рассматриваются в качестве морфологического субстрата эмоций?
-. специфические проводящие пути;
-. ганглии;
-. ретикулярная формация;
+ лимбическая система;
#. Какие разновидности чувствительности в коже
-осязание, болевые, тепловые, холодовые;
-осязание, боль, температурное;
+осязание, боль, тепло, холод, давление
-осязание, боль, температура, обоняние
#. В чем заключается биологическое значение половой мотивации:
– сохранение жизни индивида;
+ сохранение вида;
– эмоциональная разрядка;
– эгоцентризм;
#. Первые эмоциональные реакции ребенка связаны с качеством удовлетворения:
+биологических потребностей;
– познавательной деятельностью;
– развитием двигательной активности;
– социальных потребностей
#. Где расположены центры зрительной ориентировочной реакции?
– в коре больших полушарий;
– в коре мозжечка;
– в подкорковых ядрах;
+ в верхних буграх четверохолмия;
#. Где расположены центры слуховой ориентировочной реакции?
– во внутреннем ухе;
– в верхних буграх четверохолмия;
+ в нижних буграх четверохолмия;
– в височной коре;
#. Какие общебиологические процессы возникают при раздражении
любого органа чувств?
-потенциал покоя;
+потенциал действия;
-движение крови
-ответная реакция нейрона на раздражение
#. Какая из перечисленных мозговых структур обеспечивает бодрствование?
-. спинной мозг;
-. мозжечок;
+. неспецифическая восходящая система мозга;
-. ядра четверохолмия;
#. Центр голода и насыщения расположен в:
-. желудке;
-. спинном мозге;
+. гипоталамусе;
-. гипофизе;
#. В чем заключается биологическое значение половой мотивации:
-. сохранение жизни индивида;
+. сохранение вида;
-. эмоциональная разрядка;
-. эгоцентризм;
# Выберите правильный ответ. Согласно данным Т.А.Доброхотовой в структуру эмоциональных нарушений при поражении височных областей мозга входят:
-Эмоциональная неадекатность
-Эмоциональная холодность
-Апатия
+Устойчивые депрессии и яркие параксизмальные аффекты
# Какие проявления эмоциональных расстройств согласно Т.А.Доброхотовой наиболее характерны для патологии гипофизарно-гипоталамической области?
-Неадекватность поведения
-Эмоциональная лабильность
-Дисфория
+Постепенное обеднение эмоций
#Такие нарушения эмоций как благодушие, эйфория, эмоциональное безразличие входят в структуру поражения:
-Височной области мозга
+Лобной области мозга
-Затылочной области мозга
-Теменной области мозга
Источник
d. между ретикулярной формацией и лобной корой.
47. Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как:
d. тревога.
d. в зависимости от стимульного материала.
d. различия в чувствительности правой и левой половины тела.
d. высокая зависимость от латерализации очага поражения.
51. К основным принципам патопсихологического исследования по Зейгарник относятся все указанные, кроме:
d. изучения закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования психических процессов в норме.
52. Существенными характеристиками внимания являются все указанные, кроме:
a. устойчивость;
b. разноплановость;
c. переключаемость;
d. концентрация.
53. Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:
a. Шульте;
b. Векслер;
c. Бурдон;
d. Бине.
54. Основателем отечественной школы патопсихологии является:
a. Лебединский;
b. Лазурский;
c. Ананьев;
d. Зейгарник.
55. К типичным нарушениям мышления при шизофрении относятся все указанные, кроме:
a. резонерства;
b. разноплановости;
c. соскальзывания;
d. склонности к детализации.
56. Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме:
a. «классификации»;
b. «исключения предметов»;
c. методики Выготского-Сахарова;
d. «10 слов».
57. Память может характеризоваться всеми указанными видами, кроме:
a. оперативной;
b. познавательной;
c. кратковременной;
d. отсроченной.
58. Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме:
a. замедленности;
b. тугоподвижности;
c. актуализации малозначимых «латентных» признаков;
d. вязкости.
59. В классической психосоматике выделяют три группы расстройств, кроме:
a. конверсионных расстройств;
b. «органных неврозов»;
c. психосоматических заболеваний в узком смысле слова;
d. вегетозов.
60. Представителем антропологического направления в психосоматике является:
a. Поллок;
b. Стоквис;
c. Витковер;
d. Вайзеккер.
61. Термин «психосоматика» в медицину ввел:
a. Гиппократ;
b. Райх;
c. Хайнрот;
d. Гроддек.
62. Создателем кортико-висцеральной патологии, как одного из направлений психосоматики, является:
a. Павлов;
b. Анохин;
c. Быков;
d. Симонов.
63. Современная биопсихосоциальная модель болезни разработана:
a. Карасу;
b. Экскюлем;
c. Энгелем;
d. Любаном-Плоцца.
64. Автором концепции «профиля личности» в психосоматической медицине является:
a. Александер;
b. Витковер;
c. Данбар;
d. Поллак;
65. Поведенческий тип А «является фактором риска»:
a. желудочно-кишечных заболеваний;
b. злокачественных новообразований;
c. нарушений дыхательной системы;
d. сердечно-сосудистых заболеваний.
66. Конверсионные расстройства, положившие начало психоаналитическому направлению в психосоматике, были описаны:
a. Александером;
b. Джеллиффе;
c. Фрейдом;
d. Адлером.
67. Термин «алекситимия» ввел:
a. Эллис;
b. Карасу;
c. Сифнеос;
d. Розенман.
68. Концепцию «органных неврозов» разработал:
a. Витковер;
b. Энгель;
c. Френч;
d. Дойч.
69. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:
a. ретардация;
b. регрессия;
c. распад;
d. асинхрония.
70. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается грубая дезорганизация либо выпадение функции:
a. распад;
b. регрессия;
c. асинхрония;
d. ретардация.
71. Вид психического дизонтогенеза, при котором отмечается запаздывание или приостановка психического развития:
a. асинхрония;
b. распад;
c. ретардация;
d. регрессия.
72. Форма психического дизонтогенеза, при котором отмечается выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств:
a. асинхрония;
b. регрессия;
c. распад;
d. ретардация.
73. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии:
a. социальная депривация;
b. патохарактерологическое формирование личности;
c. педагогическая запущенность;
d. краевая психопатия.
74. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится:
a. педагогическая запущенность;
b. патохарактерологическое формирование личности;
c. акцентуация характера;
d. краевая психопатия.
75. Общее психическое недоразвитие, это:
a. психопатия;
b. олигофрения;
c. акцентуация характера;
d. педагогическая запущенность.
76. Отличительная черта мышления умственно отсталых:
a. искажение процесса обобщения;
b. некритичность;
c. амбивалентность;
d. амбитендентность.
77. Эмоции умственно отсталых:
a. недифференцированы;
b. амбивалентны;
c. ригидны;
d. лабильны.
78. Тотальность поражения психических функций характерна для:
a. олигофрении;
b. педагогической запущенности;
c. задержки психического развития;
d. психопатии.
79. Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций обозначаются термином:
a. педагогическая запущенность;
b. психопатия;
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Источник