Как адаптировать ребенка с синдромом аспергера

Как адаптировать ребенка с синдромом аспергера thumbnail

Рекомендации Нелль Франсис, учительницы, создательницы сайта AspergerChild.com и матери сына синдромом Аспергера. Может быть, у кого-нибудь будут комментарии, возражения или дополнения к этому списку?

– Дети с синдромом Аспергера отличаются большой честностью, и это может привести к тому, что они говорят провокативные утверждения или комментарии, которые могут разозлить других людей. В результате, ребенок с РАС сталкивается с агрессией, не понимая ее причины – для него она кажется совершенно необоснованным нападением. Постарайтесь отдельно проговаривать с ребенком, какие фразы являются уместными, а какие нет и почему.

– Учителя нашего ребенка с синдромом Аспергера должны знать, что все социальные ситуации оказывают кумулятивный эффект на детей с СА, и это влияет на результаты групповой работы, внеклассное общение и систему приятелей. Может быть полезно время от времени мягко напоминать учителям об этом «нюансе» синдрома Аспергера.

– Детям с синдромом Аспергера не нравится, когда их волосы расчесывают, моют или подстригают. Причина проблемы может быть в слишком чувствительной коже головы, так что причесывание или мытье вызывает у них боль. Попробуйте расческу с широкими зубьями, которая не прикасается к коже, а также нежный массаж во время мытья. Стрижка волос вызывает стресс из-за ощущения от состригаемых волос (например, ощущения от ножниц), а также из-за изменений в ощущениях от тяжести волос. Обсудите эти проблемы с ребенком, чтобы найти решение.

– Регулярно проверяйте, насколько хорошо ваш ребенок с РАС понял чужую речь. Возможно, он понял «буквальный» смысл, а не абстрактное или подразумеваемое значение. Как только дети с синдромом Аспергера научатся этим аспектам языка, они очень часто начинают получать огромное наслаждение от юмора с помощью «игры слов».

– Визуальные методы организации просто фантастически помогают детям с синдромом Аспергера. Вы можете визуально представить: а) то, что нужно сделать перед тем, как пойти в школу; б) режим личной гигиены, или в) расписание по выполнению домашней работы. Эти приемы повышают организованность ребенка и помогают ему учиться.

– Жаркая погода может вызывать сенсорные перегрузки и истерики у ребенка с синдромом Аспергера. Подумайте об установке кондиционера воздуха. В противном случае творчески планируйте занятия, которые связаны с водой. Если у вас нет доступа к бассейну, наполните ванну и пусть ребенок купается в ней по нескольку раз в день. Попробуйте посидеть на мокрых полотенцах, когда на вас направлен вентилятор. Помойте машину, собаку или окна. Играйте в водные пистолеты и другими подобными игрушками. (Возможно, вашему ребенку не нравится, когда вода попадает на лицо, но он сможет терпеть ее на остальных частях тела). Для меня жара означает большую стирку на следующий день (мой сын не переносит мокрую одежду), но я лучше буду стирать, чем иметь дело с истериками!

– Мягкий массаж головы, особенно затылка и за ушами может снять стресс и успокоить ребенка с синдромом Аспергера. Если ему не нравится, когда его трогают, можно обратиться к его интеллекту: «Это помогает твоему мозгу расслабиться». Попробуйте сделать массаж частью вашего распорядка дня.

– Если растворить полчашки «английской соли» в ванне ребенка, то это поможет ему расслабиться, как только он впитает сульфат магния.

– Учить ребенка правильным навыкам разговора недостаточно – будьте максимально конкретны. Говорите со своим ребенком с синдромом Аспергера о том, в какой момент нужно принимать участие в разговоре (например, когда голова и плечи наклонены в твою сторону, если есть контакт глазами), какой тон означает, что говорящий закончил и ждет ответа.

– Двухминутная борьба со стрессом. Чтобы перенаправить негативное поведение ребенка с синдромом Аспергера, используйте занятия, которые активизируют правое полушарие мозга, например, рассказать алфавит в обратном порядке, считать в обратном порядке (используйте в качестве отправного пункта достаточно сложные цифры для этого возраста) или повторяйте скороговорку. Это работает!

– Для детей с чувствительной сенсорикой можно: удалять этикетки с одежды; отдавать предпочтение натуральным тканям; надевать носки вывернутыми наизнанку; поощрять ношение солнцезащитных очков; наблюдать за «громкостью» окружающей среды ребенка; включая телевизор, радио и тому подобное; если ребенок отстраняется от вас, проверьте, как от вас пахнет (духи, дезодорант, ополаскиватель для рта, кондиционер для одежды); если вы предлагаете новые блюда, то пусть их текстура/консистенция будет такой же, как и у любимых блюд ребенка.

Источник

Синдром Аспергера – это довольно неоднозначное расстройство, которое становится предметом множественных научных споров. Одни ученые рассматривают его как проявление аутизма и не считают правильным выделять как отдельное заболевание. Другие и вовсе не воспринимают его как патологию, а характеризуют нестандартным и отличительным поведением.

Знакомство с болезнью

Синдром Аспергера представляет собой психическое расстройство, характеризующееся, прежде всего, проблемами социальной адаптации и стереотипным поведением, но не сопровождающееся умственной отсталостью и речевым недоразвитием. В отдельных случаях такие больные, наоборот, обладают высоким интеллектуальным уровнем.

Впервые о синдроме услышали в середине 20 века, когда австрийский психиатр, педиатр Ганс Аспергер исследовал и описал четырех детей с проблемами социального взаимодействия. Они испытывали сложности в налаживании бессловесного контакта с людьми, отличались эмоциональной скупостью и неспособностью сопереживать другим, а также проявляли некоторую неуклюжесть в движениях.

Кроме того, симптомы данного расстройства проявлялись и у самого его первооткрывателя.

Обнаруженный синдром врач обозначил как аутистическая психопатия. Он рьяно и подобострастно защищал свои «находки», говоря о том, что люди с аутистической психопатией, пройдя через большие трудности в детстве, занимают определенную ячейку в обществе и вносят свой вклад в его развитие. Ученый считал, что такие больные обладают особым складом мышления и в дальнейшем могут достичь значительных высот.

В 90-х годах расстройству было присвоено его современное название: синдром Аспергера. Понятие выделили в самостоятельный диагноз и сформулировали его основные критерии.

В настоящее время Международная классификация болезней отвергает этот термин. Расстройство зашифровано под кодом «Шизоидное расстройство детского возраста».

Одна из теорий возникновения заболевания основана на наследственном факторе. Считается, что, если у ребенка имеются больные родственники, особенно отец, у него есть повышенный риск заработать расстройство.

Предполагается, что еще внутриутробно под воздействием тератогенных, то есть разрушающих, факторов, у плода формируются аномалии и пороки развития. Они приводят к патологической миграции эмбриональных клеток, вызывающих изменения в структуре головного мозга. Последние, в свою очередь, нарушают нейронные пути, отвечающие за мышление и поведение.

 Эволюция симптомов

Синдром Аспергера у детей проявляется еще в раннем возрасте. Расстройство диагностируется чаще у мальчиков. Соотношение случаев синдрома среди мальчиков и девочек соответствует 2:1.

Синдром Аспергера или, как его еще называют, синдром Инопланетянина относят к расстройствам аутистического спектра. Болезнь считают наиболее благоприятной и функциональной его формой и нередко называют высокофункциональным аутизмом.

Однако, несмотря на это, многие аспи, как они сами себя прозвали, очень обижаются, когда их причисляют к аутистам.

Читайте также:  Острый коронарный синдром в рф

Болезнь начинает развиваться еще в младенческом возрасте, но в этот период ее достаточно сложно диагностировать. Это связано с тем, что расстройство проявляет себя через социальные коммуникации, а этому возрасту они еще не свойственны.

Среди косвенных проявлений расстройства в младенчестве можно выделить:

  • проблемы со сном – дети плохо засыпают и спят беспокойно. Сон их поверхностный и чуткий, они реагируют на каждый звук и шорох. Ночью спят мало;
  • чрезмерное спокойствие либо, наоборот, повышенная подвижность;
  • слишком капризны;
  • привередливы в еде;
  • отставание в психомоторном развитии. Ребенок медленно осваивает главные навыки: хождение, приучение к горшку, элементарные игры.

Более явно признаки синдрома проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок идет в сад, начинает более тесно контактировать с другими детьми. Здесь обращает на себя внимание поведение малыша. В группе или на детской площадке можно наблюдать картину, когда все дети играют вместе либо небольшими группами, а один ребенок находится в стороне, обособленно от других.

Он не проявляет интереса к другим деткам, не стремится вовлечься в их игры и общение. Такому ребенку трудно взаимодействовать со сверстниками. Даже совместная деятельность с родителями дается им с трудом.

У детей с синдромом Аспергера слабо развита жестикуляция и мимика. Если большинство ребятишек старше годовалого возраста в ответ на приветственный взмах рукой взрослого повторяют за ним этот жест, то у маленьких аспи этого не происходит. Им сложно устанавливать контакт глаза в глаза, мимика их очень бедная. Они очень чувствительны к прикосновениям других людей – чужие касания для них неприятны и вызывают негативные эмоции.

Дети-аспи с трудом воспринимают режим в детском саду. Кормить их в определенное время или укладывать спать становится настоящей проблемой. Родителей они отпускают с трудом, плачут и цепляются за них.

Девушка с синдромом Аспергера, будучи взрослой, вспоминает свое пребывание в садике как адскую пытку. Она практически все время сидела на одном месте или смотрела в окно. Ей сложно было понять правила, которым нужно следовать, и это раздражало ее. Если кто-то прикасался к ней, это приводило ее в ужас.

Игры других детей она не понимала. То, над чем смеялись они, у нее не вызывало подобных эмоций. Именно в садике она впервые почувствовала себя инопланетянином. Создавалось впечатление, что ее высадили на незнакомой планете с чужой культурой, обычаями и традициями.

Школьный возраст

Взрослея, ребенок-аспи постепенно улавливает смысл общения детей друг с другом и стремится также вступить в это игру. Однако его социальная незрелость становится препятствием на этом пути. Поэтому ребенок устанавливает коммуникативные связи через имитацию поведения других детей. И у некоторых это получается довольно искусно. А если имитируемое лицо – просто предмет для подражания, то все складывается вполне удачно.

Проблема возникает, когда у подростка-аспи появляется тенденция копировать поведение «плохого парня».

Со временем дети с Аспергером способны не только улучшать свои социальные навыки, но и приобретать негативные свойства. Одно из них – психологическая защита в виде злости или высокомерия, которая впоследствии способна перерасти в физическую агрессию. Такая реакция возникает в ответ на гонения и издевательства, которым подвергаются некоторые дети с синдромом в силу своего нетипичного поведения.

В целом, в более старшем возрасте таким детям удается наладить искренние, дружеские отношения со сверстниками. Но, учитывая их категоричность в отношении дружбы, выбор товарищей подвергается тщательному отбору.

Типичные признаки

Считается, что «любимый» возраст проявления синдрома – 6 лет и 2 месяца. В этот период у детей уже активно формируется речь, интересы и социальные взаимодействия, привязанности.

Для аспи характерна так называемая социальная неуклюжесть. Их эмоциональная бедность, неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям, неумение слушать собеседника вызывает трудности в построении взаимоотношений.

Сложностей добавляет неумение устанавливать невербальный контакт, то есть с помощью мимики, языка тела и жестов. Поэтому такие дети сложно налаживают контакт со сверстниками. Здесь возможно два варианта: либо ребенок вообще не взаимодействует с другими детьми, либо формируется однобокое общение, когда ребенок-аспи высказывает собеседнику свои мысли, рассказывает о своих интересах, но совсем не слушает товарища, не дает ему вставить слово. Со стороны такое поведение выглядит как проявление эгоизма и бесчувственности.

Иногда такие дети вполне способны заводить приемлемые беседы, но только с отдельными лицами, которые оказались у них в любимчиках.

Речь у ребенка с синдромом Инопланетянина формируется в срок и развивается вполне нормально, в отдельных случаях превосходя ее уровень у обычных детей. Такие малыши обладают богатым словарным запасом с литературным оттенком, из-за чего их речь называют академической. К тому же многие из них достаточно словоохотливы.

Однако речь не лишена и некоторых недочетов. Часто страдает интонационная её сторона, она может быть слишком громкой и резкой, быстрой, вскрикивающей. Темы разговора сменяются внезапно, без смысловых переходов.

Наблюдается монологичное, однобокое словотечение. То есть, ребенок изрекает длительный монолог, не следя за тем и не понимая, интересно ли это собеседнику. Порой это приводит к тому, что до слушателя смысла сказанного не доносится.

Несмотря на богатую речь, дети-аспи лишены возможности понимания и восприятия абстрактности высказывания. Они не воспринимают юмор и иронию. Даже если логически они понимают, что это смешно, они не испытывают привычного удовлетворения и наслаждения смехом и шутками. Любой текст они воспринимают буквально, не способны «читать между строк» и увидеть скрытый смысл.  

Девушка рассказывала, что в детстве она прочла множество брошюр с анекдотами и юмористическими история, которые затем рассказывала своим родственникам. Таким образом она пыталась понять, что является для людей смешным.

Когнитивные и двигательные особенности 

Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.

Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.

То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.

Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.

Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.

Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.

Мелкая моторика развивается с опозданием. Например, дети-аспи позже обучаются таким элементарным действиям, как завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Письмо также осваивается с запозданием, почерк у них непонятный и неаккуратный.

Читайте также:  Как лечение синдром правой позвоночной артерии

В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.

Диагностика и лечение

Золотое правило в лечении расстройства: чем раньше оно диагностировано, тем плодотворнее и удачнее его лечение. Благодаря своевременной терапии многие дети способны нормально жить и функционировать в обществе.

Проблема диагностики заключается в том, что нередко синдром Аспергера принимают за другое расстройство:

  • дефицит внимания;
  • классический аутизм;
  • шизотипическое расстройство личности;
  • ОКР;
  • последствия энцефалита.

Интересно, что, например, при ОКР навязчивости угнетают больного и приносят ему массу неудобств. Тогда как при синдроме Аспергера ребенок может вполне мирно существовать со своими компульсиями, испытывая от них удовольствие.

Поэтому следует помнить, что правильный диагноз способен установить только специалист.

Лечение расстройства начинается с разъяснения ребенку его особенностей. Для этого специалист использует упражнение на особенности, проводимое в ходе семейной встречи.

Берут 2 листа бумаги. Один озаглавливают как Качества, другой – Трудности. На каждом вписывают свойства, подпадающие под одну из категорий. В процессе участвует не только ребенок, но и его близкие. Каждый пункт затем комментируется специалистом. Беседа заканчивается словами: «Поздравляю, у тебя синдром Аспергера». Далее ребенку разъясняют его особенности.

В терапии синдрома используют медикаментозный и немедикаментозный подходы. Психотические средства помогают справиться с эмоциональным дисбалансом, но детям назначаются с осторожностью.

Немедикаментозные средства воздействия разнообразны и меняются относительно возраста ребенка. В общем, корректировочные программы направлены на развитие социальных навыков и закрепление межличностного общения, правильной манипуляции речью, управлением своими эмоциями, исправление двигательных нарушений.

Следует понимать, что психотренинги проводят не только по отношению к ребенку, но и к родителям. Обучают их правильному взаимодействию с их чадом, учат взрослых понимать особенности его внутреннего мира.

Дети с синдромом Аспергера – это особый контингент, со своеобразным мышлением и поведением. Их можно назвать менее чувственными, но более прагматичными. Нетипичность такого ребенка подвергает его определенным испытаниям. Но правильно расставленные приоритеты и выявленные таланты позволяют воспитать из них настоящих гениев. Пример тому – Эйнштейн и Моцарт, у которых явно прослеживались признаки синдрома.   

Источник

От автора: Синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм многократно повышают риск депрессии и тревожных расстройств

Как справиться с тревожностью и депрессией у детей с синдромом Аспергера

Нет нужды напоминать, что жизнь несправедлива, как несправедлив и синдром Аспрегера. Наличие синдрома Аспергера не освобождает детей и взрослых от испытаний и трудностей жизни. Более того, им сложнее с ними справиться. Это относится и к таким проблемам, как депрессия и тревожность.

Хотя эти сложности не являются критериями при диагностике синдрома Аспергера или высокофункционального аутизма, для таких детей существует повышенный риск депрессивных и тревожных расстройств. До сих пор неясно, является ли подверженность депрессии и тревожности прямым результатом аутизма, или же это просто реакция на связанные с аутизмом трудности. Для нашей статьи ответ на этот вопрос не имеет значения. Здесь мы сосредоточимся на способах распознавания депрессии и тревожности, независимо от их причины, и на методах облегчения страданий ребенка и поддержания его благополучия.

Дети и подростки с синдромом Аспергера подвержены особенно высокому риску депрессии и тревожных расстройств (“фобий”).

Все дело в неврологии

Неврология синдрома Аспергера значительно осложняет жизнь. Как детская площадка может не быть проблемой? Как можно не испытывать раздражения, если приходится реагировать на частые, если не постоянные случаи, когда ребенка не понимают, не ценят, не воспринимают верно то, что он говорит или делает? Эти дети часто отчуждены от своих собственных чувств, и в результате они не способны увидеть какой-либо смысл в своем повседневном опыте.

Более того, природа их социальных и коммуникативных проблем создает трудности сама по себе, поскольку эти дети часто лишены социальных наград, поддержки и взаимопонимания, которые нейротипичные дети воспринимают как должное. Это еще больше усиливает раздражение и отчаяние ребенка. Проще говоря, эти дети постоянно сталкиваются с социальным отвержением и критикой, что приводит к жестоким самообвинениям и чувству, что они подводят всех окружающих.

За 30 лет профессионального опыта я выслушивал множество таких детей, которые рассказывали, как сильно они себя ненавидят, их самокритика в сочетании с негативным социальным опытом была постоянной угрозой их самооценке. Ребенок чувствует себя еще хуже, когда осознает, что его нейротипичные ровесники, братья или сестры справляются с аналогичными ситуациями гораздо успешнее и, как кажется, без особых усилий.

Подобные переживания будут тяжелы для любого человека, тем более, для ребенка, который и так склонен справляться со всем в одиночестве. Возможно, что дальнейшие исследования докажут, что те же нейробиологические причины, которые вызывают синдром Аспергера, приводят к депрессии и тревожности. Однако даже в этом случае мы не можем недооценивать негативное влияние и бремя синдрома Аспергера для хрупких детских плеч и психики. Не можем мы и отказаться от попыток понять и посочувствовать опыту ребенка. Так что же мы можем сделать, чтобы защитить ребенка от депрессии и тревожности?

Наблюдайте за признаками

Эти признаки не скрыты и не спрятаны от глаз. Обращайте внимание на раздражительность и недовольство, которые никак не проходят, особенно если эти чувства проявляются быстро и часто. Стресс может усилить мышечное напряжение и тики, привести к нежелательному поведению, усилению сосредоточенности на чем-то одном и ригидности. Если ребенок теряет интерес к своим любимым темам и занятиям, или, напротив, с головой уходит в свой интерес, доходит до навязчивости, то это может быть сигналом меланхолии. И конечно, к признакам депрессии относятся самоуничижительная критика и нанесение себе повреждений.

Будьте осторожны – явные признаки депрессии или тревожности нельзя списывать на неизбежные проявления синдрома Аспергера. У маленьких детей в первую очередь обращайте внимание на раздражительность, фрустрацию и агрессию. У подростков депрессия проявляется похожим на взрослых людей образом. Дети с синдромом Аспергера, как и все без исключения дети, заслуживают того, чтобы на их страдания обратили внимание и попытались их облегчить.

Как адаптировать ребенка с синдромом аспергера

При синдроме Аспергера и высокофункциональном аутизме типичны постоянные переживания из-за страхов и беспокойств, которыми человеку не с кем поделиться.

Не игнорируйте страхи

Беспокойства детей с синдромом Аспергера – это беспокойства с большой буквы «Б». Не надо критиковать ребенка и проявлять раздражение по поводу причины его страхов. Вы можете ответить ребенку: «Понятно, почему тебя это беспокоит». Или: «Я понимаю, что ты боишься визита к врачу – от этого всем не по себе».

Не надо высмеивать страхи ребенка или пытаться избавить его от них с помощью рациональных доводов. Если игнорируете чувства ребенка, то игнорируете его самого. Беспокоиться и переживать уже и так плохо, но еще хуже чувствовать, что твой опыт изолирован и не похож на опыт других людей. Помогайте ребенку делиться своими обидами и переживаниями, приветствуйте такие попытки. Эти моменты показывают ребенку, что общение людей – это нечто хорошее и утешающее, что его можно использовать для избавления от тревожности и депрессивных мыслей.

Читайте также:  Санатории при синдроме раздраженного кишечника

Ищите смысл

Существовало распространенное мнение, что речь и поведение детей с синдромом Аспергера менее осмысленны, чем у нейротипичных детей. Я ставлю это предположение под сомнение. Будьте осторожны – не надо считать слова или поведение, которые вы не понимаете, пустыми и бессвязными, простыми неврологическими всплесками. Старайтесь понять, что именно ребенок пытается выразить или передать. Это научит ребенка тому, что коммуникация имеет неотъемлемую ценность, и повысит его уверенность в том, что другие люди способны его понять, хотя раньше это казалось невозможным.

Если у ребенка будет возможность рассказать о своих чувствах как можно более ясно и прямо, то у вас на руках появится больше данных для дальнейших действий и вмешательств. В конечном итоге это приведет к более близким отношениям между вами и ребенком, которые сами по себе станут антидотом против депрессии и тревожности.

Сохраняйте спокойствие

Ребенок может почувствовать стресс родителей или учителей, что только усилит стресс у ребенка. Не пытайтесь остановить ребенка, если он ерзает, не приказывайте ему успокоиться. Родители продолжают это делать, хотя прекрасно знают по опыту, что это бесполезно. Ничто так не способствует спокойствию ребенка, как присутствие человека, который кажется расслабленным и уравновешенным, особенно когда реагирует на стресс ребенка. Если ваши действия вызывают у ребенка чрезмерный стресс, то остановитесь – начните говорить тихо и медленно или вообще замолчите. Вы не можете оградить ребенка от стрессов жизни, но вы можете сами стать дружелюбным и надежным убежищем от слишком быстрого и безответного мира.

Как адаптировать ребенка с синдромом аспергера

Музыка может быть одним из способов научить ребенка осознавать и выражать свои эмоции.

Поощряйте отдых в одиночестве

В отношении детей с аутизмом отдых в одиночестве заработал себе плохую репутацию. Понятно, почему так произошло. Мы не хотим, чтобы наши дети провели всю жизнь приклеенными к электронному устройству, оторванными от человеческого общения. Однако если учесть, насколько трудным и стрессовым может быть мир для таких детей, разве трудно понять ребенка, который стремится к стабильному, тихому, поддающемуся регуляции и контролю обществу компьютера, книг или своей комнаты? Ребенку необходимо пространство для отдыха, на которое он всегда может рассчитывать. Не игнорируйте потребность ребенка немного отдохнуть и восстановить силы. Напротив, если вы заметили стресс ребенка, подскажите ему, что пора укрыться в своем личном убежище.

Будьте эмоционально доступны

Бывает трудно посочувствовать переживаниям ребенка. Особенно сложно это сделать, если речь идет о ненависти к себе и навязчивых негативных мыслях, или о ситуации, когда ребенок очень нами недоволен. Тем не менее, какой нам остается выбор? Если родители не будут пытаться встать на место ребенка, то ребенку не останется ничего, кроме вакуума мыслей и чувств, которые могут быть мрачными, пугающими и безнадежными.

Озвучивайте чувства ребенка вслух: «Ты так счастлив, что прыгаешь от радости», «Тебе не понравилось, что я на тебя разозлилась, и теперь тебе очень грустно». Как понять, что вы правильно интерпретируете его чувства, и понимаете эмоциональное состояние ребенка? Вы это поймете, когда его тело расслабится, его тики замедлятся, он станет более сосредоточенным, (подставьте нужное). Никто не знает вашего ребенка так, как вы, и вы научитесь понимать, в каких ситуациях вам удалось установить эмоциональную связь с ним.

Относитесь к его чувствам серьезно

Взрослые люди очень серьезно относятся к собственным чувствам, но склонны считать чувства ребенка, скажем прямо, «детскими», чем-то, что нужно починить и поставить на место. Но ребенок не отличается от взрослого, он просто моложе и ниже ростом. Да, его может одолевать беспокойство за его коллекцию машинок или за судьбу населения Буэнос-Айреса. Неважно, каково содержание, главное, что его беспокойство вполне реально. «Ты не можешь успокоиться, пока не узнаешь, сколько человек живет в Бразилии?», «Ты так расстроен, потому что сайт недоступен», «Когда ты увидел, что я лежу в кровати с простудой, ты испугался и разозлился». Помогая ребенку обозначить и назвать свои чувства, вы придаете им форму, делаете их переносимыми и поддающимися контролю. Впоследствии ребенок усвоит этот навык и сделает его своим собственным.

Как адаптировать ребенка с синдромом аспергера

Детям с синдромом Аспергера может быть трудно определить свои чувства, поэтому им нужно помогать в этом, в том числе с помощью различных шкал и визуальных подсказок.

Используйте слова и интеллект

Хотя и не все, но многие дети с синдромом Аспергера обладают большим, если не сказать впечатляющим, словарным запасом. В коридоре перед моим кабинетом часто сидят неловкие в общении дети, которые с увлечением читают взрослые книги о воспитании, отношениях и различных аспектах человеческой психологии. Интеллект ребенка – это ваш союзник, когда вы пытаетесь помочь ему лучше понять свои переживания. Пробуйте разные стили разговора. Вашему ребенку может подойти не эмоциональная, а интеллектуальная и «взрослая» дискуссия о более абстрактных аспектах человеческих чувств и отношений. Воспитание ребенка не терпит инерции и готовых рецептов. Вам все время нужно экспериментировать и повторять прежние эксперименты, чтобы нащупать наилучший подход к вашему ребенку.

Признайте наличие депрессии

Мрачное настроение ребенка может вас пугать, особенно если ребенок причиняет себе вред или говорит об этом. В то же время нельзя закрывать глаза на реальность. Особенности и требования жизни с синдромом Аспергера приводят к высокому стрессу, результатом которого может стать отчаяние, безнадежность и самоуничижение. Не позволяйте вашему страху оставить ребенка наедине со своими страданиями. Не закрывайтесь от окружающего мира, не изолируйте себя наподобие вашего ребенка. Если вас беспокоит настроение ребенка, обратитесь за профессиональной помощью – это может быть психологическое консультирование или медикаментозное лечение депрессии.

Воспитание ребенка с синдромом Аспергера – это пожизненная работа, ее нельзя сделать за один вечер или один эмоциональный разговор. Если мы будем помогать ребенку предотвращать депрессию и тревожность и справляться с ними, то можно надеяться, что мы сделаем его будущее более позитивным. Что бы вы ни делали, держите руку на пульсе чувств и проблем ребенка.

«Помните, что наверху вашего списка дел большими и жирными буквами написано – каждая молекула общения и связи с вашим ребенком помогает ему защититься от яда ненависти к себе, отчаяния и депрессии» 

Автор: Ричард Бромфильд
Перевод: Елизавета Морозова

Индивидуальные, а также брачные и детско-родительские консультации доступны Вам! В долгосрочной терапии, более четырёх встреч, Вы обучаетесь самостоятельному решению сложных жизненных ситуаций. Запись на странице https://www.b17.ru/bykova1629/?prt=155192.

Благодарю Вас за Вашу оценку полезности данной статьи, в форме нажатия клавиши “спасибо”, расположенной чуть ниже. 

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник