Как бороться с синдромом отличника у детей

Как бороться с синдромом отличника у детей thumbnail

Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма?

Воспитание ребёнка – очень важное и ответственное дело. Родители влияют на то, каким будет их ребёнок, какие черты будут в нём наиболее развиты. От родителей зависит будущее ребёнка, его отношение к жизни и стремления. Поэтому родителям необходимо обладать знаниями в области психологии и педагогики, ведь от этого зависит судьба их дальнейшего рода.

Как бороться с синдромом отличника у детей

Синдром отличника или перфекционизм

Для всех родителей ребёнок является гордостью. Они хотят, что бы он был самым лучшим и добивался успеха во всём, в том числе и в учёбе. И чтобы добиться желаемого, родители предъявляют жёсткие требования и хотят видеть в дневниках своих детей только отличные оценки. Но в этом случае родителей и их детей может подстерегать опасность в виде синдрома отличника (отличницы).

Психология даёт определение синдрому отличника или перфекционизму как психическому состоянию, при котором человек ставит себе изначально самые высокие цели и любым способом стремится достичь их, при этом стремясь выполнить поставленное задание исключительно идеально, часто забывая о других жизненных вещах — например, развлечениях, отдыхе, еде и общении.

Как бороться с синдромом отличника у детей

Портрет ребёнка с синдромом отличника

Ребёнок со следующими симптомами, болен синдромом отличника:

  • Самооценка нестабильна. Похвала вызывает черезмерную уверенность, критика же способна вызвать неуверенность в своих силах при преступлении к следующему делу.
  • Желание получить отличную оценку всеми доступными ему путями. Возможно проявление обмана и лжи. Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки.
  • Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху.
  • Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи.
  • Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало.
  • Ребенок не способен воспринимать критику и замечания.
  • Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями.
  • Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному.

Как бороться с синдромом отличника у детей

Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих.

С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм – это психологическая черта личности, со сложной структурой.

Главные симптомы перфекционизма:

  • Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе;
  • Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»;
  • Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие;
  • Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением;
  • Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»;
  • Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях.

Как бороться с синдромом отличника у детей

Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне.

В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения.

Как бороться с синдромом отличника у детей

Причины

Существует как врождённый, так и приобретённый синдром отличника. Но формируется и становится явным он как раз в детском возрасте, чаще всего, когда ребенок поступает в школу.

Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам:

  • Заниженная самооценка. Дети думают, что они по какой-то причине не полноценны и делают всё, чтобы нивелировать это хорошей учебой.
  • Врождённая потребность в похвале и признании. Часто это является природной чертой характера, которую нужно своевременно выявить и постараться её сгладить.
  • Потребность получить внимание родителей.
  • Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей.

Как бороться с синдромом отличника у детей

Как избавиться от синдрома отличника?

Лучшее лечение от синдрома отличника – это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок – за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным.

Категорически запрещается:

  • Сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только его же результаты, предыдущие с новыми. Например, обратить внимание на то, что у него стало получаться, что-то лучше, чем какое-то время назад.
  • Делать выговор за оценки. Даже если вместо отличной отметки ребёнок принёс плохую оценку, не стоит ругать его, узнайте, что не получилось сделать и помогите справиться со сложным заданием.
  • Бояться совершения ошибки. Ошибка – это опыт, возможность победить трудность, познать себя. Ведь все совершают ошибки и вы в том числе.
  • Оценивать своего ребёнка по отметкам. Оценка – это лишь промежуточный результат определённого временного отрезка. А вы любите своё чадо несмотря ни на что, помните про безусловную любовь. Показывайте её при любой возможности.
  • Отталкивать. Даже, когда вы не в настроении приходите домой, и сынок или дочка бегут вам навстречу поделиться эмоциями, полученными в школе от общения с одноклассниками, непременно поговорите с ними. Сразу, пока впечатления так свежи. Позже их восторг от беседы с родителями станет меньше.
  • Обременять заданиями. Вы желаете, чтобы ребёнок был всесторонне развит, для этого вы записали его во всевозможные кружки и секции. Но учёба забирает много сил, их может не остаться на другие занятия. Ваш ребёнок – не ленивый, возможно, вами были переоценены его возможности. Предоставьте ребёнку самому выбрать, куда ему ходить, где ему будет нравиться, а не вам.
Читайте также:  Синдром кушинга у собак он лечится

Как бороться с синдромом отличника у детей

Советы родителям

У детей синдром отличника с большой долей вероятности появляется от недостаточности внимания и любви. Отличными оценками ребенок неосознанно старается заслужить дополнительную похвалу от своих родителей.

Увидев нездоровую реакцию ученика на его отметки, постарайтесь проявить свою любовь открыто:

  • ведь нужно обнимать своего ребенка чаще, без повода;
  • улыбайтесь ему и смотрите в глаза, когда он чем то взволнованно с вами делится;
  • говорите своему чаду слова любви и понимания;
  • спокойно скажите, что вы любите его только за то, что он у вас есть;
  • проводите вместе больше времени, не отгораживайтесь, ссылаясь на работу, если ему необходима ваша помощь и совет.

Как бороться с синдромом отличника у детей

Если вы обращаете внимание, что ваш ребёнок уделяет урокам очень много времени, предложите ему выйти на прогулку, позвать товарищей в гости или навестить их.

Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:

  • запишите его на спортивные или творческие секции;
  • совершайте прогулки всей семьёй;
  • проводите больше времени с ним, играя в настольные игры.

Как бороться с синдромом отличника у детей

Как победить синдром отличника, смотрите в следующем видео.

С какими ситуациями в будущем может столкнуться перфекционист и как это начинается с синдрома отличника, смотрите в следующем видео психолога Вероники Степановой.

Источник

Что такое синдром отличника

Пожалуй, синдром отличника у ребёнка — не самый популярный психологический комплекс. Родителей чаще волнует другое — как вытянуть школьника на четвёрки, заполнить пробелы, научить учиться. Отличников ставят в пример, а мамам и папам отличников завидуют — вон какой у вас ребёнок, просто загляденье. И кажется, что бороться здесь попросту не с чем.

Но синдром отличника — частый спутник амбиций и успеха. По сути, это нездоровая зависимость от одобрения окружающих. Это стремление достигать успеха и похвалы во всём, не позволять себе проигрывать. Это навязчивая зацикленность на оценках без наслаждения процессом учёбы. 

Почему возникает синдром отличника

Как правило, причины синдрома отличника — следующие: 

  • нехватка внимания, любви и заботы со стороны близких людей, 
  • завышенные требования родителей, 
  • отсутствие похвалы и поощрений, 
  • психологическое давление родителей, 
  • наказания (физические и нефизические) за плохие оценки. 

Источник:  unsplash.com / @kyledevaras

Как определить синдром отличника у ребёнка

Вот три частых симптома синдрома отличника, помимо «чрезмерно хорошей учёбы». 

  1. Зависимость от чужого мнения

Если самооценка ребёнка чрезмерно зависит от того, что говорят окружающие, — стоит обратить внимание. Ребята с синдромом легко теряют уверенность в себе, услышав критику, и, напротив, преисполняются самоуверенностью от похвалы. Мы все в той или иной степени зависим от того, что думают окружающие. Но это не должно переходить границы допустимого. 

  1. Пятёрка любой ценой

Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами. Бывает, что ребёнок превосходно учится в начальной школе, завоёвывает титул первого ученика, переходит в средние классы и успеваемость падает. А престиж нужно поддерживать — вокруг создаётся давление. Чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые способы. 

  1. Страх ошибиться
Читайте также:  Синдром сухого глаза после лазерной коррекции

Жуткие кошмары любого отличника — двойка за работу, незнание ответа на вопрос, неготовность к ответу на уроке. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов. 

Подпись: unsplash.com / @jeshoots

Как бороться с синдромом отличника

Итак, вы поняли, что у вашего ребёнка синдром отличника. Что же делать? Вот несколько тактик. Примените их в общении с ребёнком — и ситуация улучшится. 

Проявляйте любовь

То, что вы любите ребёнка, может быть ему неочевидно. Демонстрируйте чувства поступками, не стесняйтесь ласки и проявления эмоций. Ребёнок должен знать, что его любят не потому, что он отличник, а просто потому, что он есть. И неважно, какие оценки, — любить будут всегда. 

Поддерживайте

Другой способ, как бороться с синдромом отличника, — показать, на чьей вы стороне. Ребёнок должен чувствовать поддержку, а не обвинения родителей, которые вторят учителям: «Контрольная написана плохо! Тему не доучил! Сочинение слабое!». 

Не объединяйтесь с чужими, а вставайте на защиту ребёнка. И даже если сочинение действительно слабое — не нужно накидываться на ребёнка с претензиями. Обнимите и скажите, что ошибки — это нормально. 

Чаще хвалите

Поощряйте ребёнка и говорите, что он умница и молодец. Не в связи с оценками, а просто так. К синдрому отличника нередко приводит именно недостаток одобрения и признания от родителей. Поэтому важно демонстрировать, что цените ребёнка и признаёте его заслуги. 

Проработайте нереализованные амбиции

Часто мы перекладываем на ребёнка то, что не воплотили в жизнь сами. Например, вы всегда хотели стать врачом, но пошли в юристы. А ребёнка подталкиваете к медицинской карьере, возлагаете на него завышенные ожидания и требуете великолепных академических достижений по биологии и химии. 

Уберите важность

Уроки — не главное! Оценки — не главное! Главное — это быть счастливым и любимым. И конечно же, за ошибки в учёбе нельзя наказывать. Сместите фокус внимания важности с учёбы на простые радости и удовольствия жизни. 

<<Блок перелинковки>>

Учиться — нужно и полезно, но необязательно всегда быть первым. Бывает так, что лучше сбавить темп — и прийти вторым или третьим. Зато остаться счастливым.  

Резюме

Чтобы избавиться от синдрома отличника, пожалуй, главный совет — транслировать ребёнку здоровое и позитивное отношение к учёбе. Вовсе не нужно убиваться и получать ежедневные пятёрки с плюсом. Объясните ребёнку, что ошибки — не смертный приговор, а часть обучения. А если чувствуете, что требуется тщательная и комплексная проработка страхов и комплексов ребёнка, — обратитесь к квалифицированному психологу.

Источник

Мы живём в обществе, которое помешано на совершенстве. Дети чувствуют это не хуже нас, особенно через интернет: он полон идеальных селфи, остроумных постов, всезнающих экспертов. Кроме интернета на ребёнка часто давят в школе и дома: «сейчас нужно учиться только на пятёрки, иначе во взрослом возрасте не получится (например) хорошо зарабатывать».

Установки могут звучать по-разному, суть одна и та же: стремление заставить ребёнка заботиться о своем будущем ведут к тому, что он попадает в ловушку вечной гонки за выдуманными идеалами.

Отсюда рождается «синдром отличника», в западной литературе говорят «перфекционизм». Перфекционисты — это те, кто работают в ущерб нервам и здоровью: переделывают по триста раз, потом стесняются показать, отвергают всякую критику и в конце концов впадают в депресссию.

Исключи из разговоров слово «лучший»

«Идеальный ученик» и «лучший в классе», даже «лучший среди друзей» — это ярлыки, которые не имеют смысла. Более того, это ловушки, из которых нет простого выхода. Если твой ребёнок уже стал «лучшим в классе», теперь на нём всегда есть дополнительная ответственность, от которой нельзя отказаться. Если твой ребёнок не стал «лучшим в классе», он навсегда запомнит, что однажды уже стал второсортным учеником и не оправдал доверия.

Идеальных и лучших не существует, и чем раньше ты это понимаешь, тем легче тебе двигаться по жизни. Не выбирай победителей и избегай сравнений — твой рёбенок уникален и пройдет свой жизненный путь так, как будет считать нужным.

Читайте также:  Как сделать себе синдром wpw

Научи искать реалистичные идеи и хвали за смелость делиться ими

Как только ребёнок сможет избавиться от ярлыков и стремления к совершенству, пора научиться по-другому искать и воспринимать идеи. Я, например, стараюсь искать не идеальные идеи, а те, которые не могу выкинуть из головы. И вот как я это делаю:

Шаг 1: Когда у меня появляется идея, я кратко записываю её основные моменты в ежедневник. И делаю это как можно скорее.

Шаг 2: Я откладываю ежедневник в сторону. Затем около недели я ничего не пишу и не пытаюсь разработать прототип нового проекта. Пусть идея созреет.

Шаг 3: Если я не могу перестать думать об идее, то через неделю приступаю к её воплощению. Если я о ней забыл, то просто двигаюсь дальше.

Постарайся научить ребёнка доверять своей интуиции и искать то, что кажется ему правильным. Ибо (к сожалению) мы часто отмахиваемся от нашей интуиции из-за несбыточной погони за совершенством.

Объясни, что успех — это очень сложно. Но так и должно быть.

Одна из самых разрушительных и распространённых форм перфекционизма — видимость и простота успеха бизнеса, окружающего нас. «16 тактик, как невероятно увеличить прибыль» или «Секрет, как добавить шестизначное число в графу «доходы» — пропаганда, которую мы ежедневно читаем в новостных лентах.

Объясни ребёнку, что такие упрощённые статьи практически никогда (исключения очень редки) не рассказывают о тех вещах, которые действительно нужны для достижения успеха. Успех, особенно в бизнесе, — это тяжкий труд, в котором очень много решают индивидуальные качества людей и удача. Но это нормально, не нужно бояться не стать следующим Биллом Гейтсом, им не станут 99,99% людей в мире.

Пару слов о когнитивных искажениях

Сейчас пропагандируются истории успеха, в которых никто не рассказывает о неудачных моментах. В психологии существует понятие «систематическая ошибка выжившего» — логическая ошибка, когда мы обращаем внимание только на тех, кто «выжил» и снисходительно смотрим на тех, кому это не удалось (может, потому что они ходят ровным строем прямо перед нашим носом).

Эта ошибка искажает восприятие реальности, заставляя нас быть чересчур оптимистичными и верить, что успех зависит от качества, которым мы пока не обладаем, а не от случайности. Но историю пишут те, кто выигрывает войну, правда? Позакомьте ребёнка с концепцией «ошибки вышившего» и не забудьте поделиться какими-то жизненными ошибками из своего опыта.

Поощряй желание идти своей дорогой

Сконцентрируй внимание ребёнка на том, чтобы создавать свой собственный путь, прорубать себе дорогу самостоятельно. Она будет кривой, сложной и ветвистой, и это очень хорошо. Нужно научиться давать своим идеям шанс, нужно поверить в свой выбор. Дорога возникает под ногами идущего.

Вот примерная установка для ребёнка:

Прекрати искать совершенство, начинай действовать. Если ты сможешь направить своё мышление на выполнение действий, а не на поиск совершенства, то достигнешь гораздо большего.

Учи фокусироваться на действии. Сделать важнее, чем делать.

Сделанное лучше идеального. Постарайся показывать своим примером, как идет здоровый рабочий процесс. Ты ставишь цели и идешь к ним шаг за шагом, не думая о том, чтобы закончить работу идеально, а думая о том, как её закончить. К тому же, поиск совершенства часто приводит к прокрастинации и уклонению от работы вообще.

Вот примерная установка для ребёнка:

Сфокусируйся на процессе и решениях, которые основываются на выполненных вещах, и только тогда делай следующий шаг вперёд.

Резюме

Перфекционизм мешает жить, особенно в юном возрасте. Старайся учить ребёнка:

— Не думать категориями «лучший» и «все остальные»;

— Искать реалистичные идеи, вынашивать их, додумывать и делиться ими без страха. Идеальных идей не бывает, главное, чтобы она была оригинальной;

— Думать об успехе как о результате труда и удачи в уникальном сочетании для каждого человека. Нет никаких рецептов, их и не может быть, иначе бы все были миллиардерами;

— Всегда прокладывать свой путь самому, ошибаться и пробовать снова;

— Фокусироваться на действии. Не делать, а сделывать.

Источник