Как научить ребенка с синдромом дауна научить считать

Нам, живущим в современном мире, на каждом шагу приходится иметь дело с числами и пользоваться базовыми математическими навыками. Насколько способны к этому люди с синдромом Дауна? На сегодняшний день нет четкого ответа на этот вопрос. Сложилось представление, что все, связанное с числами, воспринимается ими с трудом, что они очень медленно усваивают сколько-нибудь сложные математические концепции. Однако некоторые способности у людей с синдромом Дауна развиты сравнительно хорошо, поэтому разумным представляется создавать методики, которые при обучении базовым математическим навыкам опирались бы на эти сильные стороны. Для развития новых стратегий обучения необходимо точнее определить, какие именно трудности испытывают дети с синдромом Дауна, а для этого, в свою очередь, нужны дальнейшие исследования.
Одно из определений математического мышления выглядит так: «это умение использовать математические навыки в повседневной жизни – дома, на работе и в обществе». Мало кто станет спорить с тем, что такие умения помогли бы молодым людям с синдромом Дауна повысить качество жизни, стать более независимыми.
Базовый уровень математического развития подразумевает возможность считать и выполнять арифметические действия в пределах ста. В большинстве стран используется преимущественно десятичная система исчисления. Она применяется и для номинала денежных единиц, и для измерения различных физических величин. Поэтому понятие о числах первой сотни позволит ориентироваться в этих областях. Важнее всего научиться складывать и вычитать. Что касается умножения, то особенно важными могут оказаться некоторые частные случаи. Например, научившись считать десятками, пятерками и двойками, человек сможет иметь дело с мелкими деньгами в Англии, где имеют хождение монеты именно такого достоинства (то есть в данном случае учиться считать по три или по семь будет менее полезно). Кроме того, уметь считать пятерками важно, чтобы определять время по часам.
Некоторые результаты исследований
О математических способностях и достижениях людей с синдромом Дауна мало опубликованных материалов, но в тех, что имеются, указано: большинству подростков и взрослых с синдромом Дауна не удается достичь базового уровня. Тестирование, проведенное в Великобритании среди 46 подростков с синдромом Дауна, показало, что дети, интегрированные в общеобразовательные классы, овладели арифметическими навыками лучше, чем их сверстники, занимавшиеся отдельно в специальных группах. При этом среди и тех и других очень немногие понимали разрядную систему записи чисел (то есть что в зависимости от местоположения цифра может означать количество десятков или единиц), и редко кто мог умножать и делить даже в пределах первой дюжины.
Математические достижения внутри обследованной группы сильно варьировались. Некоторым юношам и девушкам нравилось осваивать математику, и результаты их были достаточно высоки, но большинству занятия давались с трудом.
Добавим, что математические достижения детей с синдромом Дауна, как правило, ниже, чем их успехи в литературе. Так происходит даже с теми, кто занимается у квалифицированных педагогов в интегративных классах. Исследование, проведенное недавно в Великобритании среди 24-х детей с синдромом Дауна в возрасте от 6 до 14 лет, показало, что их уровень владения математическими навыками в среднем на два года отстает от уровня владения литературными.
Итак, мы знаем, что математика тяжело дается большинству детей с синдромом Дауна, но не знаем почему. Как же выяснить, в чем, собственно, камень преткновения? В Великобритании в рамках длительного исследования пытались сравнить, как учатся считать дети с синдромом Дауна и обычные дети. Для этого были подобраны дети, близкие по уровню психического развития, который определялся с помощью тестов, не требующих использования вербальных способов коммуникации. Когда ребенок начинает учиться считать, он сначала запоминает ‘слова для счета’, или ‘счетную последовательность’, и то, как произносить в правильном порядке числительные от одного до двадцати. Для этого нужна достаточно развитая кратковременная память – слова необходимо выучить и держать в голове в определенном порядке, и только потом они начинают использоваться для подсчета реальных объектов. Понемногу овладевая навыком счета предметов, дети начинают понимать, что считаем мы для того, чтобы выяснить – «сколько тут всего штук?» Осознавая, что последнее числительное, произнесенное при подсчете предметов, как раз и означает это самое «сколько всего?», ребенок осваивает такое понятие, как «мощность множества». Таким образом, он понимает, что каждое числительное обозначает некоторое количество. Вышеупомянутое исследование показало, что дети с синдромом Дауна в среднем запоминают меньший кусок ‘счетной последовательности’, но могут правильно сосчитать столько же предметов, сколько обычные дети из контрольной группы, и так же хорошо осваивают понятие о количестве. (Когда дети только учатся считать, кусок счетной последовательности, который они помнят, как правило, больше, чем количество предметов, которое они могут безошибочно пересчитать. Например, ребенок может назвать числа от 1 до 14, а уверенно пересчитывает предметы только в пределах 9.)
Специфические трудности
Результаты этого исследования обнадеживают, показывая, что на этом этапе дети с синдромом Дауна продвигаются достаточно хорошо. Но почему же тогда они не могут продолжать осваивать математические навыки с приемлемой скоростью, не способны вписаться в возрастные нормы? Какие предположения выдвигают по этому поводу авторы исследования?
Вероятно, дело в том, что действия, связанные с числами, дальше становятся сложнее. Действительно, чтобы просто пересчитывать предметы, не обязательно понимать, что 6 в два раза больше, чем 3, или что 9 больше, чем 5. Но для арифметических вычислений надо уже иметь представление о величине числа, о соотношениях между различными числами, что не всегда усваивается автоматически в процессе тренировки в счете. Кроме того, становится важно осознавать выражения «больше, чем», «меньше, чем», «столько же», «такой же».
Повышаются также требования к вербальной рабочей памяти, поскольку нужно запоминать более длинные цепочки чисел – например, таблицу умножения, – и держать в уме несколько чисел одновременно, выполняя устные вычисления. Вместе с тем для синдрома Дауна характерны специфические задержки во владении языком, в развитии речи и рабочей памяти (не прямо согласующиеся с психическим возрастом).
Практические методы обучения
Таким образом, методики обучения математике, используемые для детей с синдромом Дауна, должны учитывать задержки в развитии речи и памяти. Надо иметь в виду, что многие понятия – даже такие простые, как «больше, чем» – придется, возможно, объяснять специально. Кроме того, необходимы пособия, обеспечивающие поддержку рабочей памяти, – наглядные и осязаемые материалы, служащие ребенку подспорьем на каждом этапе решения математической задачи. Полезными могут оказаться и обычные методы, используемые для детей, отстающих в учебе. Например, можно разбивать каждую задачу на более мелкие «шажки» и давать больше тренировочных заданий для закрепления каждой темы.
По данным одного недавнего исследования, дети с синдромом Дауна быстрее обучаются счету и сравнению чисел, когда в учебном процессе применяются специальные компьютерные программы. Причина этого, вероятно, в том, что компьютер обеспечивает максимальную наглядность и позволяет ребенку в полной мере использовать свои сильные стороны. Работая с компьютерной программой, ребенок способен продвигаться со скоростью, которую он выбирает сам. Можно сказать, что компьютер терпеливее, чем учитель-человек, и дает ученику достаточно времени, чтобы усвоить информацию и найти ответ. Кроме того, ребенку не нужно произносить ответ, вместо этого используется компьютерная мышь. Для многих детей с синдромом Дауна работать с компьютером легче, чем с карандашом и бумагой.
Система Кумона и подходы, использующие визуальные и тактильные каналы восприятия
Что еще можно добавить к сказанному? Эффективными, скорее всего, окажутся те системы обучения, которые предполагают наглядные иллюстрации величины каждого числа и взаимосвязей между числами. Итак, мы перечислили ряд приемов, которые, на наш взгляд, должны помочь детям с синдромом Дауна при изучении математики. Созданы учебные системы, использующие некоторые или все эти приемы. Опыту применения этих систем посвящено несколько статей. Однако на сегодняшний день мы имеем совсем немного достоверных данных, подтверждающих, что предложенные методы действительно работают. Поэтому приоритетными направлениями будущих исследований должны стать сравнительное изучение различных подходов к обучению математике детей с синдромом Дауна, а также дальнейшее выяснение вопроса, почему все-таки действия с числами так трудны для этих учащихся. В то же время родителям и учителям необходимо знать, какие подходы можно использовать, чтобы помочь детям. Пока наибольшее распространение получили три системы: Кумона, Стерн и Нумикон. Мы изучили статьи, написанные разработчиками данных методик, учителями, которые по ним преподавали, и другими заинтересованными лицами. Ниже приводятся сведения, которые позволят составить сравнительное представление об этих подходах.
Система Кумона
В этой методике процесс обучения разбит на очень мелкие «шажки», они многократно повторяются, чтобы закрепить достижения и подтвердить успех. Ребенок ежедневно получает задания, которые надо выполнять с помощью карандаша и бумаги. Такой подход оказался очень эффективным для Сэма, который в 16 лет смог пройти аттестацию по математике в британской общеобразовательной школе. Мама Сэма, по профессии учительница младших классов, рассказала, что для Сэма наиболее подходящим методом оказалось заучивание наизусть – таким образом он научился действиям с числами. Она предполагает, что в случае с Сэмом полезно было НЕ использовать при обучении осязаемые счетные материалы. «Переход от конкретного к абстрактному никогда не вызывал у Сэма замешательства или растерянности», – отмечала она. Эти наблюдения представляют большой интерес для нас и побуждают к дальнейшим исследованиям. Ведь если все это верно не только для Сэма, то многие из существующих подходов к обучению математике могут быть адаптированы для детей с синдромом Дауна. Вероятно, в некоторых случаях следует больше времени уделять заучиванию наизусть и меньше – практике с осязаемыми материалами. Отметим, однако, что система Кумона не используется в школах – это дополнительная программа, по которой родители занимаются с детьми в свободное от школьных занятий время. То есть эти дети, кроме занятий по Кумону, занимаются еще и в школе по другим программам.
Система Стерн и система Нумикон
Системы Стерн и Нумикон имеют некоторые общие преимущества – и в той и в другой системе используются наглядные и осязаемые материалы, которые помогают ребенку сформировать понятия о числах, об их сравнительной величине; в основе обеих систем лежат сходные идеи. Материалы наглядно иллюстрируют сравнительную величину чисел и позволяют ребенку производить различные операции, чтобы на практике освоить счет и арифметические вычисления.
Система Стерн, включающая в себя раздаточный материал и руководство к нему, была впервые предложена доктором Кэтрин Стерн. В статье о ней подчеркивается: «этот материал создавался для того, чтобы дети учились, делая свои собственные открытия, и таким образом осваивали мир чисел». Данный подход противоположен подходу Кумона, основанному на заучивании. Для того, чтобы проиллюстрировать понятия, связанные с числами, здесь используются определенные предметы. Описывая методику Стерн, автор статьи подчеркивает, что целью ее создателей было помочь детям в областях, особенно трудных для них, способствовать преодолению препятствий, мешающие продвинуться в познании математики. Поэтому система включает в себя пособия, которые позволяют визуализировать процесс вычисления и тем самым уменьшить нагрузку на память, содействовать освоению математических понятий и терминов. Она приводит примеры, показывающие, как именно с помощью наглядных материалов и методических разработок Стерн дети могут продвинуться в понимании тех или иных концепций.
В наборе целые числа представлены деревянными брусочками разного цвета и различной длины. Единицу изображает кубик с ребром 2 см, двойку – брусочек, как бы склеенный из двух таких кубиков, и так далее. Кроме того, в набор входит квадратная коробка размером 10х10 см, в которую можно уложить число «десять», собранное из брусочков разными способами (9+1, 8+2 и т.д.). Еще есть коробочки размером 2х5 см с квадратными «окошками», с помощью которых тоже легко «увидеть» состав чисел от 1 до 10, а также различие между четными и нечетными числами. Когда числа в пределах первого десятка будут освоены, пригодится «двойная» доска-коробка, размер которой – 20х20 см. С ее помощью можно продемонстрировать состав чисел до 20, до 100, счет десятками, принципы умножения. На следующих этапах программы предполагается изучение принципов десятичной записи чисел, дробей и процентов. Система Стерн появилась совсем недавно, поэтому мы еще не имеем объективной и всесторонней оценки ее эффективности. Однако уже есть положительные отзывы от учителей и родителей, использующих этот материал.
В Нумиконе целые числа представлены фигурками, как и в системе Стерн, но на этом сходство практически заканчивается. Создатели Нумикона предлагают множество способов использования этих фигурок в учебном процессе, но их подход отличается от подхода, представленного в системе Стерн. В Нумиконе каждому числу соответствует пластмассовая пластинка с соответствующим количеством дырочек. Пластинки окрашены в различные цвета и определенным образом соответствуют друг другу. Соединяя их, можно наглядно показать процесс и результат сложения или, например, разницу между соседними числами. В набор входят также панели с пупырышками (к которым эти пластмассовые детали легко прикрепляются), числовые ленты, карточки с заданиями и некоторые другие предметы. Авторы этой программы убеждены, что важно подключить к учебному процессу как можно больше каналов чувственного восприятия, задействуя и слух, и зрение, и осязание, и речь ребенка. Вот один из примеров. В наборе Нумикона есть мешочек, который предлагается использовать следующим образом: внутрь кладется одна или несколько фигурок, изображающих числа, с которыми ребенок уже хорошо знаком. Ребенку предлагается засунуть руки в мешочек, на ощупь определить, что за числа там спрятаны, и назвать их. Тут в работу включаются и осязание, и воображение, и речь ребенка.
Авторы Нумикона раньше работали учителями математики. Создавая эту методику, они опирались на свой опыт и на свое понимание того, как ребенок усваивает математические знания. Они предлагают пошаговую программу, которую можно, по их мнению, начинать с ребенком в возрасте 18 месяцев.
Прочитав статьи, посвященные системе Стерн и Нумикону, легко увидеть разницу между ними. Пластмассовые фигурки из Нумикона определенным образом подходят друг к другу, их можно составлять вместе. Деревянные детали Стерна не предполагают такой возможности. С коробочками и другими предметами из программы Стерна в процессе учебной деятельности можно делать много такого, чего не сделаешь с Нумиконом, и наоборот.
Оценка эффективности
Ясно видно, что и в системе Стерн, и в Нумиконе глубоко продуманы методики и что в обеих предлагается много разных способов помочь детям освоиться в мире чисел. Некоторое время назад в Великобритании было начато исследование с целью оценить эффективность Нумикона для обучения детей с синдромом Дауна. Достижения детей, которые обучались с помощью Нумикона, сравнивали с результатами учеников из контрольной группы, где преподавание велось по обычным методикам. Пока выявлено небольшое преимущество Нумикона. Что касается системы Стерн, то она стала известна в Великобритании совсем недавно, и есть только отдельные отзывы о ее эффективности. Систематические исследования проводить пока рано. Разработано дополнительное руководство по использованию Нумикона для детей с синдромом Дауна, эта система используется во многих странах мира, материалы по ней переведены на разные языки.
Выдающийся результат.
О Катрине – девочке с синдромом Дауна, которая к десяти годам добилась выдающихся успехов в математике, – написано несколько статей. В одной из них особо подчеркивается, что все три упомянутые здесь подхода имеют свои преимущества и могут быть использованы параллельно. Катрина использовала все три. На одной стадии обучения может лучше работать одна методика, на другой – другая. Катрина продвигается в изучении математики исключительно успешно для своего возраста, но ее родители подчеркивают, что достигается это многими часами занятий. Для того чтобы закрепить понятое и перейти на следующую ступень, требуется множество упражнений. Родительские отзывы свидетельствуют, что ребенок с синдромом Дауна не сможет полностью реализовать свой потенциал без дополнительной работы дома, после школьных занятий. Отсюда ясно, что составляя планы учебной деятельности для ребенка с синдромом Дауна, учителя и родители должны действовать сообща. Очевидна также потребность в материалах и программах, которые помогли бы сделать домашние занятия легче и приятнее как для ребенка, так и для членов его семьи.
Источник
Как использовать проверочный лист к каждому разделу
Если вы не уверены, с развития каких именно навыков и, соответственно, с каких упражнений начинать занятия с ребенком, в начале каждого раздела вашему вниманию предлагаются проверочные листы. Протестируйте ребенка согласно пунктам данного списка, поставьте галочки напротив тех навыков, что уже освоены ребенком. Вы поймете, над чем с ним работать дальше. Когда все навыки данного раздела освоены и везде стоят галочки, переходите к следующему разделу.
Проверочный лист (предварительное и окончательное тестирование)
Может ли ребенок/ученик:
— Механически перечислить числительные от 1 до 10 в правильном порядке (позднее: от 1 до 30). Ребенок при этом ничего не считает, рассказывает счет «наизусть».
— Назвать правильное числительное для соответствующего количества (от 1 до 5), пересчитывая предметы по одному.
— Сознательно считать предметы – от 1 до 10.
— Назвать последнее числительное по счету, когда его спрашивают об общем количестве посчитанных предметов (количественный счет).
— Использовать слово и понятие «ноль» для выражения отсутствия.
— Считать от 11 до 19 предметов с использованием правильных числительных.
— Доказать, что понимает логику того, как считать большее количество предметов, правильно освоив счет от 20 до 29.
— Назвать (не считая) количество точек (до 5) на игральном кубике (кости).
Понимание числа очень важно для освоения математики. Оно включает не только умение считать предметы, но и осознание взаимоотношений между числами, числительными, понимание таких понятий, как «ноль», порядок следования чисел и т.п.
Большинство детей учатся перечислять числительные, как стишок, у взрослых людей в их окружении. У детей с синдромом Дауна, конечно, сразу не получится запомнить числительные, будьте терпеливы. Малыш может научиться считать до 10, но ему будет трудно понять логику образования числительных 11-19, 20-29 и т.д. Если ребенку это все еще слишком сложно, работу над этими навыками можно немного отложить и заняться отработкой цифр (см. следующие главы), а к данным навыкам вернуться несколько позже.
Упражнение: «Обучение механическому счету (перечислению числительных)»
Цель: Ребенок должен научиться наизусть рассказывать счет от 1 до 10 (позднее – до 30), не соединяя эти числительные с конкретным количеством каких-то предметов.
Материалы: простые песенки типа «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», книжки с подобными стишками
.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: пусть ребенок покажет ручки и ножки (их по две), похвалите его. Если ребенок сам не может их посчитать, подайте ему пример: «Ну-ка, посчитаем, сколько у тебя ручек? Один, два. Две ручки!».
Что делать далее: (с детьми до 10 лет) найдите или сочините стихотворение или песенку, в которых счет от 1 до 10 рифмуется. Пойте эту песенку или рассказывайте стихотворение с ребенком, разыгрывайте сценки. Можно придумать с числительными также кричалки типа кричалок футбольных болельщиков. Ребенок должен слышать счет от 1 до 10 часто и автоматически запомнить эту последовательность.
(Если ребенок еще не говорит сам, см. следующую главу.)
Однако цель – чтобы ребенок не исполнил сам стихотворение или песенку, а мог по просьбе посчитать от 1 до 10. Спрашивайте это с него.
Включение в повседневную жизнь: Разумеется, малышу трудно за один раз запомнить сразу счет от 1 до 10. Вы начнете с того, что будете учить его считать «раз, два, три» (достаточно долго), а затем перейдете к счету до 5. Это можно делать в игровой форме («Один, два, три, морская фигура, на месте замри» и другие игры). Предлагаются также следующие игры.
– Подкиньте мяч в воздух и считайте – до скольки ребенок сможет досчитать, пока мяч не ударится о землю?
– Играйте в прятки, пусть ребенок (и вы, в свою очередь) считает до 10, пока другие игроки прячутся.
– Считайте до 10, давая ребенку время для того, чтобы переключиться на другой вид деятельности в течение дня. Например, «я считаю до 10! Когда я дойду до 10, ты идешь чистить зубы!».
– Заключайте с ребенком пари типа «спорим, ты не успеешь надеть куртку, пока я (медленно) считаю до 10!».
Параллельно с этим навыком следует постепенно учить ребенка считать предметы – на самом деле пересчитывать предметы от 1 до 5.
Упражнение: «Закон сохранения количества предметов»
Цель: Если показать два ряда по 5 фишек, причем в верхнем ряду фишки будут лежать на большем расстоянии друг от друга, а в нижнем ряду более кучно, то обычный ребенок примерно до 4-5 лет может думать (если не пересчитает предметы), что в верхнем ряду фишек больше. Понимание того, что это не так – если не обращать на это особого внимания, – приходит достаточно поздно, даже с обычными детьми. Итак, ребенок должен понимать, что количество предметов не меняется в зависимости от того, как именно расположены предметы. (Если ребенку пока слишком трудно дается это понимание, этот шаг можно отложить.)
Материалы: по 5 одинаковых предметов, например, фишек, 2 разных цветов. Желательны контрастные цвета – не синий и голубой, к примеру, а синий и красный.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: попросите ученика показать синюю фишку (если он знает синий цвет), похвалите ребенка. Если ребенок не дает правильного ответа, сами покажите ему синюю фишку, дотроньтесь его рукой до синей фишки. Попросите его указать еще на одну фишку такого же цвета.
Что делать далее: положите 5 красных фишек в ряд. Поместите 5 синих фишек в ряд напротив. Спросите у ребенка, одинаковое ли перед ним количество красных и синих фишек. Расположите синие фишки так, чтобы каждая из них лежала точно под красной фишкой, чтобы было очевидно, что количество фишек разных цветов одинаково.
Теперь «растяните» ряд с синими фишками, раздвиньте их подальше друг от друга. Снова спросите ребенка, одинаковое ли количество синих и красных фишек, или каких-то фишек больше. Добивайтесь правильного ответа: да, одинаковое. Если ребенку трудно это понять, снова придвиньте синие фишки к красным, чтобы можно было видеть их пары.
Повторите с раздвиганием ряда красных фишек.
Если это необходимо, повторяйте это упражнение с различными предметами, подчеркивая, что количество предметов остается неизменным вне зависимости от их расположения.
Можно играть так в классе, выделив две группы по 4-5 человек и поставив их друг напротив друга.
Упражнение: «Начинаем считать: соотношение одно числительное – один предмет (1-5)»
Цель: Ребенок должен научиться называть правильное числительное для соответствующего предмета в ряду от 1 до 5 предметов. (Если малыш этого не понимает, он может называть шаги вслух «раз, два, три, четыре» и сделать при этом 6, 8 и т.п. шагов или прыжков. Это случается с маленькими детьми довольно часто.)
Материалы: счетные палочки, фишки, любой счетный материал; то, что нужно раздавать присутствующим в реальной жизни, например, стаканы, салфетки, ложки, карандаши…
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: попросите ученика раздать присутствующим каждому по 1 стаканчику или по 1 конфетке. Для этого ребенку не нужно уметь считать. Подчеркните, что конфеты распределены справедливо, честно. У всех по 1 конфетке. Похвалите ребенка за честность. (Если вы занимаетесь с ребенком индивидуально, он может раздать что-нибудь своим игрушкам.)
Что делать далее: после обязательного проигрывания «ситуации успеха» возьмите 5 счетных палочек (фишек…), считайте их вслух «один, два, три, четыре, пять» и одновременно раскладывайте их по 1 на стол перед учеником. Попросите ученика взять счетные палочки и повторить то же действие. Если ребенок еще не считает до 5, начинайте с 3 палочек. Тренируется два навыка – устный счет от 1 до 3 (5) и понимание того, что одно слово-числительное соответствует одному объекту.
Если ребенку трудно дается это упражнение, нарисуйте на бумаге три круга и попросите его положить по 1 палочке в каждый кружок. Сами вслух считайте при этом: «один, два, три». Предложите ему повторить это и считать при этом самому.
Освоив таким образом счет от 1 до 3, переходите к счету от 1 до 5. Даже если ребенок умеет уже считать до 10 и дальше, не переходите пока к дальнейшему счету. Нужно обязательно научить ребенка, что одно слово-числительное соответствует одному предмету, одному «шагу».
Включение в повседневную жизнь: Для тренировки этого навыка подходят многие повседневные дела. Например, попросите ребенка отобрать изюм или другую начинку или какие-то кондитерские украшения для порционных кексов или домашних пирожных (заодно потренируете навыки мелкой моторики). Почаще просите ученика раздавать что-то другим ученикам – по соломинке для коктейля в кафе, по 1 листу цветной бумаги во время занятий и т.п. Тренировке этого навыка помогают и такие занятия, как расстановка CD и DVD-дисков в подставки, обратите внимание ребенка, что в каждую щель вставляется только один диск.
Упражнение: «Столько же точек»
Цель: Ребенок должен уметь положить в стаканчик столько же счетных палочек, сколько точек нарисовано на стаканчике. Это навык определения числа без счета или навык сознательного счета.
Материалы: 15 и больше палочек для мороженого или счетных палочек, от 5 до 9 пустых бумажных или пластиковых стаканчиков, маркер для рисования на них точек.
Что делать далее: Нарисуйте на первом стаканчике одну большую точку, на втором две, на третьем три и так далее. Предложите ученику поставить в стаканчик столько палочек, сколько на нем точек. Проверьте, насколько успешно он справился с заданием.
Если ребенок не уверен в своих силах, можно разрешить ему пересчитать точки и пересчитать палочки вслух.
Упражнение: «Сознательный счет до 10»
Цель: Ребенок может сознательно и правильно досчитать до 10, демонстрируя понимание того, что одному предмету соответствует одно слово-числительное.
Материалы: Различные предметы (кубики, карандаши и т.п.), которые можно посчитать. Хорошо бы это было что-то, что нравится ребенку. Контейнер (коробка) для этих предметов.
Что делать далее: Попросите ребенка пересчитывать предметы по 1 и тут же укладывать их по 1 в коробку. Ученик говорит «один», берет первый карандаш и кладет его в коробку, говорит «два», берет второй карандаш, кладет в коробку и т.д.
Важно класть предметы в коробку, чтобы ребенок не ошибся и не пересчитал их «по второму кругу».
Если ребенок захватывает за раз больше одного предмета, сами подавайте ему из рук в руки по одному предмету.
Включение в повседневную жизнь: Повторяйте это упражнение с различными предметами, дома и в саду, в школе. Если ребенку нравятся диски с мультиками, пусть пересчитывает их, когда составляет их на подставку для дисков. Все, что нравится ребенку, будет мотивировать его к счету. Например, ему может нравится пересчитывать предметы в своей коллекции (если он что-то коллекционирует), магнитики, свои машинки или куколки из «Киндер-сюрпризов».
Упражнение: «Сколько»
Цель: Ребенок должен понимать, что последнее названное при порядковом счете числительное соответствует количеству предметов. Как правило, начиная осваивать счет, ребенок этого не понимает. Он может досчитать до 5 механически либо досчитать до 5 осознанно, трогая при каждом слове каждую из положенных перед ним 5 вилок, но не сможет ответить на вопрос, СКОЛЬКО же перед ним вилок.
Материалы: Любой счетный материал, например, счетные палочки или что-нибудь, что интересно считать. Носовой платок.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: попросите ученика сказать, какого цвета счетные палочки, если он знает ответ. Похвалите ребенка.
Что делать далее: Положите перед учеником три синих счетных палочки, считая вслух «один, два, три». Скажите: теперь у тебя три палочки. Сколько у тебя палочек? (Ребенок должен сказать: три.) Если он справляется с этим, положите перед ним 5 палочек, отсчитывая: «1, 2, 3, 4, 5». Спросите: «Сколько у тебя палочек?». Проверьте, понимает ли он, что последнее названное вслух числительное соответствует КОЛИЧЕСТВУ палочек. Если ребенок этого не понимает, тренируйтесь поначалу с тремя предметами.
Включение в повседневную жизнь: Для этого навыка включение в повседневную жизнь крайне важно!
Пересчитывайте все, что попадется под руку. Пока ребенку еще трудно сосредоточиться на счете, пусть он считает только одинаковые предметы – не разнородные игрушки, например, а одинаковые кубики. Считайте тарелки на столе; предметы одежды, укладывая их в стиральную машину; ключи на брелке; апельсины, складывая их в пакет или укладывая в холодильник; выдуваемые ребенком мыльные пузыри; карандаши, которые пора подточить, и так далее. Попросите ребенка угадать, сколько маленьких крекеров или орешков уместится в горсти, пусть возьмет в горсть как можно больше, а потом вы с ним их пересчитаете. Считайте вслух, кидая ребенку мяч. Читайте ребенку стишки и детские книжки, в которых идет речь о счете.
Упражнение: «Что у меня в сумке» (игра)
Материалы: счетные палочки или другой счетный материал, маленький бумажный пакет
Что делать далее: Отсчитывайте палочки на виду у ученика и по 1 опускайте их в пакет. Затем закройте пакет и скажите: «Знаешь, сколько у меня в пакете палочек?». Если ребенок отвечает правильно, повторяя последнее названное вами числительное, пошутите, что он может видеть сквозь пакет. Затем по одной вынимайте палочки, пересчитывая их вслух, чтобы проверить, правильно ли ребенок ответил.
Повторяйте игру с разным количеством палочек (или других предметов), начиная с 1-2, если ребенку трудно дается предыдущее упражнение. Каждый раз, когда ребенок называет количество правильно, он победил, а вы проиграли.
Со старшими детьми и подростками используйте не счетный материал, а что-нибудь из повседневной жизни, например, ключи или монеты.
Упражнение: «Ноль»
Цель: Ребенок должен понимать, что такое «ноль», и использовать это слово.
Материалы: Маленькие кусочки еды, например, драже, жевательный мармелад или ягодки. Машинки, кубики.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: Спросите ученика, что перед ним, похвалите его за правильный ответ.
Что делать далее: Дайте ребенку две ягоды. Скажите ему, что у него сейчас две ягоды. Затем заберите одну обратно. Спросите, сколько у него осталось ягод. Разрешите ему съесть эту ягодку и спросите, сколько у него теперь. Если он ответит, что у него нет ягод, объясните, что это называется «ноль». Нарисуйте ноль и покажите ребенку.
Тренируйтесь так же с несъедобными предметами – их придется отбирать у ребенка, поэтому постарайтесь так подобрать эти предметы, чтобы малыш не начал при этом плакать.
Включение в повседневную жизнь: Продолжайте обсуждать с ребенком понятие «ноль». Встаньте перед ребенком босиком и скажите: «Сколько на мне тапочек? Нисколько? Ноль!». Если у малыша образное мышление, можете показать ему, что ноль грустный, потому что у него ничего нет. Сложите большой и указательный палец «бубликом» и покажите ребенку дырку: «Ноль выглядит так, тут ничего нет!».
Если ребенка интересует спорт, обращайте его внимание на нулевое количество очков или баллов, нулевой счет – ничью 0 : 0 в начале любого матча и т.п.
Упражнение: «Счет от 11 до 19»
Цель: Ребенок должен научиться правильно считать, освоив наименования чисел – вначале от 11 до 13, затем от 14 до 19.
Материалы: Различный счетный материал, монетки. Картонка из-под яиц.
Что делать далее: Ученик должен научиться словам «одиннадцать», «двенадцать», «тринадцать» и понимать, что они означают. Если ребенок умеет считать пока только до 10, поставьте перед ним 11 человек или 11 предметов и попросите посчитать вслух. Когда он дойдет до одиннадцатого, скажите: «А с этим что делать? Это 11!» Повторите это слово много раз, пусть ребенок выучит и запомнит его. Затем так же вводите числительные 12 и 13, а затем, постепенно, числительные до 19.
Для наглядности можно пересчитывать предметы, например, монетки, по одной раскладывая их в контейнер/ картонку для яиц.
Включение в повседневную жизнь: Так же, как с упражнением на счет 1-5 и 1-10. Можно еще обсудить друзей-школьников и сколько им лет.
Возможно, ребенку с синдромом Дауна не так легко будет научиться считать до 20. Этот навык надо будет закреплять до того, как вы будете учить его считать дальше. Поэтому, еще до того, как вы перейдете к нижеописанным упражнениям, можно будет параллельно учить его распознавать и писать цифры. Поскольку у детей с синдромом Дауна, как правило, сильна визуальная память, цифры могут помочь им лучше запомнить числительные.
Упражнение: «Понимание логики образования числительных 21-29»
Цель: Ребенок должен понять логику образования числительных 21-29.
Материалы: 40 маленьких крекеров или счетных палочек, бумажные тарелки.
Ситуация успеха, Проигрываемая в начале занятия: попросите ребенка посчитать до 19, пока вы кладете на стол по 1 печенью или палочке. Похвалите ребенка.
Что делать далее: Скажите: «А теперь я буду считать дальше. 20, 21, 22… 29». Положите на каждую тарелку по 10 крекеров. «Давай посчитаем еще раз. Двадцать. Двадцать… что? Один, правильно, 21». Продолжайте считать, спрашивая ребенка о подсказке. «А после двух что идет? Три, правильно, значит, 23». (Можете параллельно записывать числа, если вы уже начали работать над цифрами.)
Учите ребенка механическому счету наизусть от 20 до 29, а также сознательному счету предметов до 29. Когда он хорошо это усвоит, проверьте, понял ли он саму логику образования этих числительных. Если да, то ему будет легко научиться считать от 30 до 39. Но не торопитесь с дальнейшим счетом, вы можете сбить ребенка с толку и он растеряется.
Упражнение: «Определение количества без счета» (на глаз)
Цель: Ребенок должен научиться определять количество предметов, например, точек на игральном кубике без счета. Поначалу до 4 точек.
Примечание: Ученикам с дискалькулией это может не даваться.
Материалы: Игральные кубики, карточки с нарисованным на них различным количеством точек.