Как приучить к горшку ребенка с синдромом дауна

Каждой маме знакомы переживания, связанные с проблемой приучения к горшку. Действительно, умение ребенка правильно и во-время пользоваться туалетом в значительной степени влияет на воз-можности адаптации в детском саду. С появлением памперсов вопрос перестал быть настолько острым, как прежде, но все же эта «маленькая» проблема продолжает занимать умы все новых поколе- ний родителей. Желание приучить малыша к горшку порой быва-ет настолько сильным, что мы забываем о возможностях самого ре-бенка и в конце концов с удивлением видим печальный результат своих усилий – стойкое отвращение к горшку или страх перед ним у малыша.
Попробуем разобраться. Любому ребенку сложнее всего научиться пользоваться туалетом, поскольку этот навык требует от него анализа ощущений, которые поступают от внутренних органов. Более того, проанализировать свои ощущения малыш должен заранее, чтобы ус-петь попроситься в туалет или проделать ряд действий самостоятельно (найти горшок, стянуть штанишки и т.д.). Это требует не только уме-ния взаимодействовать со взрослым и определенного уровня развития двигательных навыков, но и высокого уровня умственного развития.
У ребенка с синдромом Дауна при отсутствии дополнительных заболеваний (почек, мочевого пузыря и др.) приучение к горшку происходит в той же последовательности, что и у всех детей, хотя возможно и отставание в сроках.
По данным разных авторов, возраст, когда малыш может заранее почувствовать позыв к стулу, колеблется от 15 до 18 месяцев, а то, что ему пора мочиться, он понимает к 18–24 месяцам. Что же может усвоить ребенок до наступления этого возраста? Прежде всего, разделим понятия: проситься на горшок и пользоваться им. В подготовительный период ребенок может научиться пользоваться горшком.
- Если мама внимательно наблюдает за поведением ребенка, возможно, она научится по его мимике, определенным звукам понимать, что его нужно высадить на горшок. Если такие попытки будут удачными, постепенно малыш поймет назначение горшка и,возможно, со временем сам начнет привлекать внимание взрослых к своим потребностям.
- Если взрослые по поведению ребенка не могут определить его желание, можно попробовать фиксировать время, когда у ребенка бывает стул и когда он мочится. Высаживая малыша в оптимальное время, можно также добиться того, что он поймет назначение горшка. При этом нужно учитывать, что ребенок должен сидеть на горшке не более трех-пяти минут.
- Игры в «дочки-матери», помимо кормления и укладывания спать, могут включать и обыгрывание горшка, что поможет ребенку не только понять ситуацию, но и, возможно, отыграть имеющиеся у него страхи. Наличие страха по поводу того, что какаято часть его самого утеряна, отмечают некоторые психологи и педагоги. В этом случае родителям можно посоветовать не слишком бурно реагировать на положительный результат.
- Во время игры можно научить малыша жесту или слову, обозначающему горшок и/или туалет. Это даст ему возможность заявить о своей потребности.
- Малыш должен знать, где находится горшок, уметь найти или принести его по просьбе взрослого.
- Возможно, удастся научить малыша стягивать штанишки, перед тем как взрослый высадит его на горшок.
Подготовительный период при правильной организации формирует у ребенка положительное отношение к горшку, понимание его назначения и создает предпосылки для умения проситься на горшок.
Умение проситься на горшок формируется постепенно, проходя следующие стадии:
- Малыш сообщает о случившемся «постфактум». В этом случае его не нужно ругать. Можно снять мокрые штанишки и, пока взрослый готовит чистые, предложить малышу посидеть несколько минут на горшке. Часто бывает, что ребенок пугается того, что он сходил в штаны, и часть «своей продукции» удерживает. В любом случая есть смысл еще раз связать происшедшее с горшком.
- Малыш сообщает о том, что ему нужно на горшок, во время «процесса». В этом случае нужно быстро посадить его на горшок.
- Многие родители этого не делают, мотивируя это тем, что уже поздно. У малыша создается неправильное представление о том, что если он опоздал, то сообщать не нужно, что будет шагом на зад в формировании этого умения.
- Малыш начинает проситься заранее. Это очень важный момент в развитии данного умения. Взрослому лучше быстро снять с ребенка штанишки, чтобы малыш успел все сделать в горшок. По мере того, как этот навык будет развиваться, ребенок сможет удерживаться дольше, он будет сам снимать штанишки.
- Если ребенок уже сам садится на горшок, взрослый должен максимально упростить ему задачу: горшок должен всегда быть в доступном постоянном месте, а штанишки – сниматься легко и удобно.
- К этому навыку позже присоединяется умение пользоваться туалетной бумагой, выливать содержимое горшка, мыть его, спускать в туалете воду, надевать штанишки, мыть после туалета руки.
Все это представляет собой сложную цепочку действий, которая формируется по определенным принципам. Необходимым условием для приучения малыша проситься на горшок является отказ от памперсов.
Только на основании дискомфорта от грязных штанов у ребенка формируются все перечисленные стадии. Некоторые родители летом держат детей без штанишек – результат тот же, что и при пользовании памперсами. Кожа малыша быстро высыхает, он чувствует себя достаточно комфортно и поэтому не испытывает необходимости что-либо менять в своем поведении. Умение ночью оставаться сухим, напротив, требует использования памперсов. Возможно, на первый взгляд, в этом есть противоречие, но еще раз задумаемся над тем, чего мы хотим достичь. Если вы считаете, что малыш должен проспать всю ночь, не просыпаясь, и остаться сухим, а сами его будите и высаживаете на горшок, то рискуете получить у ребенка стойкую привычку просыпаться среди ночи и, сидя на горшке, общаться с вами и даже играть. В этом случае ребенок, который смог бы всю ночь оставаться сухим, просыпается, будит родителей, а если они не сразу встают, мочится в постель. Итак, на ночь надеваем на малыша памперсы. Рекомендуем одновременно с этим изменить режим питания. Не только сок и молочные продукты, но и фрукты и овощи содержат в себе большое количество жидкости. В последнее кормление лучше дать кашу или что-нибудь мучное. Как только малыш проснется, поднимите его и, если памперс сухой, быстро посадите его на горшок. Не забудьте похвалить ребенка, сказать, что он уже большой. Главная проблема не в детях, а в нас, взрослых. Вчера мы все сделали как нужно, а сегодня с утра идет дождь, и мы никуда не спешим, малыш (такой молодец!) играет сам в кроватке, значит, можно не вставать. В результате – мокрые памперсы, и вы можете начинать все с начала. Это не значит, что мы требуем немедленно начать проделывать всю описанную выше процедуру. Делать это нужно, если вас действительно очень сильно тревожит этот вопрос, если нет – пока отложите его решение. Спите ночью спокойно и вставайте так, как вы привыкли. Став постарше, малыш легче научится ночью оставаться сухим.
В то же время есть и взрослые, которые обязательно встают ночью в туалет. Если ребенку больше трех-четырех лет, а памперсы к утру все еще оказываются мокрыми, возможно, это и есть тот самый случай. Исключив сопутствующие заболевания, с таким ребенком придется изменить тактику поведения, приучая ночью просыпаться, чтобы сходить в туалет. Последовательность приучения та же, что и в дневное время:
- Ребенок, уложенный спать без памперсов, просыпается оттого, что мокрый.
- Взрослый отмечает время, когда это происходит, или, если спит чутко, слышит изменения поведения ребенка во сне, будит малыша и сажает на горшок.
- Постепенно ребенок приучается проситься вовремя или сам встает и идет в туалет. Часто это бывает после четырех лет, а у мальчиков может быть и позже.
Мы надеемся, что наши советы помогут вам, но еще раз хотим напомнить: решите, готовы ли вы быть настойчивыми и последова тельными в оказании помощи и поддержки вашему малышу.
Источник
/
Mamaclub
Процесс приучения к туалету ребенка с синдромом Дауна может принести родителям немало горестных моментов и проблем. Даже со здоровыми детьми это зачастую может быть непросто и занять большое количество времени, но если речь заходит о малышах с подобными отклонениями в развитии, то усилий потребуется гораздо больше. Нижеперечисленные приемы обучения подходят для детей различного возраста, страдающих синдромом Дауна.
Помимо выполнения рекомендаций, следует знать, что ребенку будет полезно наблюдать за тем, как другие люди используют туалет. Для большей комфортности всех членов семьи лучше пусть это будут лица одного пола с ребенком.
Ничего аморального в подобном нет и это действительно может помочь в деле приучения к горшку ребенка с проблемами умственного развития.
Основным фактором успеха этой программы является разработка реального графика посещения ребенком туалета. Для этого следует наблюдать за ребенком не менее 2-3 дней. Важно отмечать то, как часто и в какое именно время ребенок ходит в туалет. Предпочтительнее пользоваться в этот период обычными трусами и одеждой, но подгузники также подойдут, однако проверять их необходимо достаточно часто. Удобным решением могут быть подгузники, которые имеют индикатор, меняющий цвет, если ребенок сходил в туалет.
Записывайте точное время, когда ребенок ходит в туалет. Следует заметить, что в большинстве случаев ребенок испражняется примерно в одно и то же время. Собрав эти исходные данные, можно вычислить, как часто ребенок ходит в туалет. Для этого следует разделить время бодрствования за сутки в минутах на количество походов в туалет.
После этого нужно составить индивидуальный график посещения туалета. Для начала ребенку следует посещать туалет вдвое чаще, чем высчитанная частота походов в туалет на основании собранных данных. Если ребенок ходит в туалет раз в час, то следует каждые полчаса предлагать ему сесть на горшок или воспользоваться унитазом. Выстраивая график, отдельно отметьте посещения сразу после пробуждения – в это время обычно все дети испытывают потребность сходить туалет.
Если ребенок понимает обращенную к нему речь, то следует выбрать фразу и придерживаться ее постоянно, чтобы дать понять ребенку, что время идти в туалет. Если же ребенок не понимает речи, то необходимо выбрать невербальный знак, который будет означать для него необходимость отправляться в ванную комнату. Первое время нужно четко придерживаться составленного графика, но со временем график будет уже не нужен, а знак о желании пойти в туалет будет подавать сам ребенок, а не родитель.
Сделайте ванную комнату интересной для ребенка – разместите здесь игрушки, к которым ребенок будет иметь доступ, сидя на горшке. Оставьте игрушки в ванной, пусть малыш играет ними только во время посещения туалета. Кроме того, может быть полезной и музыка. Специалисты рекомендуют попробовать классические произведения.
Среди хитростей, которые могут быть использованы – это стакан сока, компота или воды, который нужно предложить ребенку за 15-20 минут до запланированного времени посещения туалета. Это увеличит шансы на то, что малышу потребуется воспользоваться туалетом и он быстрее поймет его предназначение.
Не давите на ребенка во время посещения туалета, у него должны быть позитивные ассоциации с горшком или унитазом. Не оставляйте малыша на унитазе более 5-7 минут. Если ребенок хочет в туалет, он сделает свои дела за это время. Если ребенок сделал то, что от него ожидалось, похвалите его словами, прикоснитесь к нему одобрительно – погладьте, обнимите, похлопайте ласково по плечу. В отличие от обычных детей, с малышами, страдающими от синдрома Дауна, на первых этапах для поощрения можно применять даже сладости, но делать их использование постоянной практикой все-таки не стоит. Общая задача родителей в целом проста – крайне важно создать положительный настрой от посещения туалета, закрепить навык.
Ты еще не подписан на наш Telegram? Быстро жми!
Консультации врачей
Лаборатории
Источник
Как приучить ребенка к горшку
П.Л. Жиянова, специалист Службы ранней помощи
Каждой маме знакомы переживания, связанные с проблемой приучения к горшку. Действительно, умение ребенка правильно и вовремя пользоваться туалетом в значительной степени влияет на возможности адаптации в детском саду. С появлением памперсов вопрос перестал быть настолько острым, как прежде, но все же эта «маленькая» проблема продолжает занимать умы все новых поколений родителей. Желание приучить малыша к горшку порой бывает настолько сильным, что мы забываем о возможностях самого ребенка и в конце концов с удивлением видим печальный результат своих усилий – стойкое отвращение к горшку или страх перед ним у малыша.
Попробуем разобраться. Любому ребенку сложнее всего научиться пользоваться туалетом, поскольку этот навык требует от него анализа ощущений, которые поступают от внутренних органов. Более того, проанализировать свои ощущения малыш должен заранее, чтобы успеть попроситься в туалет или проделать ряд действий самостоятельно (найти горшок, стянуть штанишки и т.д.). Это требует не только умения взаимодействовать со взрослым и определенного уровня развития двигательных навыков, но и высокого уровня умственного развития.
У ребенка с синдромом Дауна при отсутствии дополнительных заболеваний (почек, мочевого пузыря и др.) приучение к горшку происходит в той же последовательности, что и у всех детей, хотя возможно и отставание в сроках.
По данным разных авторов, возраст, когда малыш может заранее почувствовать позыв к стулу, колеблется от 15 до 18 мес., а то, что ему пора мочиться, он понимает к 18–24 мес.
Что же может усвоить ребенок до наступления этого возраста?
Прежде всего, разделим понятия: проситься на горшок и пользоваться им.
В подготовительный период ребенок может научиться пользоваться горшком.
· Если мама внимательно наблюдает за поведением ребенка, возможно, она научится по его мимике, определенным звукам определять, что его нужно высадить на горшок. Если такие попытки будут удачными, постепенно малыш поймет назначение горшка и, возможно, со временем сам начнет привлекать внимание взрослых к своим потребностям.
· Если взрослые по поведению ребенка не могут определить его желание, можно попробовать фиксировать время, когда у ребенка бывает стул и когда он мочится. Высаживая малыша в оптимальное время, можно также добиться того, что он поймет назначение горшка. При этом нужно учитывать, что ребенок должен сидеть на горшке не более трех-пяти минут.
· Игры в “дочки-матери”, помимо кормления и укладывания спать, могут включать и обыгрывание горшка, что поможет ребенку не только понять ситуацию, но и, возможно, отыграть имеющиеся у него страхи. Наличие страха по поводу того, что какая-то часть его самого утеряна, отмечают некоторые психологи и педагоги. В этом случае родителям можно посоветовать не слишком бурно реагировать на положительный результат.
· Во время игры можно научить малыша жесту или слову, обозначающему горшок и/или туалет. Это даст ему возможность заявить о своей потребности.
· Малыш должен знать, где находится горшок, уметь найти или принести его по просьбе взрослого.
· Возможно, удастся научить малыша стягивать штанишки, перед тем как взрослый высадит его на горшок.
Подготовительный период при правильной организации формирует у ребенка положительное отношение к горшку, понимание его назначения и создает предпосылки для умения проситься на горшок.
Умение проситься на горшок формируется постепенно, проходя следующие стадии:
· Малыш сообщает о случившемся «постфактум». В этом случае его не нужно ругать. Можно снять мокрые штанишки и, пока взрослый готовит чистые, предложить малышу посидеть несколько минут на горшке. Часто бывает, что ребенок пугается того, что он сходил в штаны, и часть “своей продукции” удерживает. В любом случая есть смысл еще раз связать происшедшее с горшком.
· Малыш сообщает о том, что ему нужно на горшок, во время «процесса». В этом случае нужно быстро посадить его на горшок. Многие родители этого не делают, мотивируя это тем, что уже поздно. У малыша создается неправильное представление о том, что если он опоздал, то сообщать не нужно, что будет шагом назад в формировании этого умения.
· Малыш начинает проситься заранее. Это очень важный момент в развитии данного умения. Взрослому лучше быстро снять с ребенка штанишки, чтобы малыш успел все сделать в горшок. По мере того, как этот навык будет развиваться, ребенок сможет удерживаться дольше, он будет сам снимать штанишки.
· Если ребенок уже сам садится на горшок, взрослый должен максимально упростить ему задачу: горшок должен всегда быть в доступном постоянном месте, а штанишки – сниматься легко и удобно.
· К этому навыку позже присоединяется умение пользоваться туалетной бумагой, выливать содержимое горшка, мыть его, спускать в туалете воду, надевать штанишки, мыть после туалета руки. Все это представляет собой сложную цепочку действий, которая формируется по определенным принципам.
Необходимым условием для приучения малыша проситься на горшок является отказ от памперсов.
Только на основании дискомфорта от грязных штанов у ребенка формируются все перечисленные стадии. Некоторые родители летом держат детей без штанишек – результат тот же, что и при пользовании памперсами. Кожа малыша быстро высыхает, он чувствует себя достаточно комфортно и поэтому не испытывает необходимости что-либо менять в своем поведении.
Умение ночью оставаться сухим, напротив, требует использования памперсов. Возможно, на первый взгляд, в этом есть противоречие, но еще раз задумаемся над тем, чего мы хотим достичь. Если вы считаете, что малыш должен проспать всю ночь, не просыпаясь, и остаться сухим, а сами его будите и высаживаете на горшок, то рискуете получить у ребенка стойкую привычку просыпаться среди ночи и, сидя на горшке, общаться с вами и даже играть. В этом случае ребенок, который смог бы всю ночь оставаться сухим, просыпается, будит родителей, а если они не сразу встают, мочится в постель.
Итак, на ночь надеваем на малыша памперсы. Рекомендуем одновременно с этим изменить режим питания. Не только сок и молочные продукты, но и фрукты и овощи содержат в себе большое количество жидкости. В последнее кормление лучше дать кашу или что-нибудь мучное. Как только малыш проснется, поднимите его и, если памперс сухой, быстро посадите его на горшок. Не забудьте похвалить ребенка, сказать, что он уже большой. Главная проблема не в детях, а в нас, взрослых. Вчера мы все сделали как нужно, а сегодня с утра идет дождь, и мы никуда не спешим, малыш (такой молодец!) играет сам в кроватке, значит, можно не вставать. В результате – мокрые памперсы, и вы можете начинать все с начала.
Это не значит, что мы требуем немедленно начать проделывать всю описанную выше процедуру. Делать это нужно, если вас действительно очень сильно тревожит этот вопрос, если нет – пока отложите его решение. Спите ночью спокойно и вставайте так, как вы привыкли. Став постарше, малыш легче научится ночью оставаться сухим.
В то же время есть и взрослые, которые обязательно встают ночью в туалет. Если ребенку больше трех-четырех лет, а памперсы к утру все еще оказываются мокрыми, возможно, это и есть тот самый случай. Исключив сопутствующие заболевания, с таким ребенком придется изменить тактику поведения, приучая ночью просыпаться, чтобы сходить в туалет.
Последовательность приучения та же, что и в дневное время:
· Ребенок, уложенный спать без памперсов, просыпается оттого, что мокрый.
· Взрослый отмечает время, когда это происходит, или, если спит чутко, слышит изменения поведения ребенка во сне, будит малыша и сажает на горшок.
· Постепенно ребенок приучается проситься вовремя или сам встает и идет в туалет. Часто это бывает после четырех лет, а у мальчиков может быть и позже.
Мы надеемся, что наши советы помогут вам, но еще раз хотим напомнить: решите, готовы ли вы быть настойчивыми и последовательными в оказании помощи и поддержки вашему малышу.
Источник