Как пройти пмпк для ребенка с синдромом дауна

Если положено, почему не взять?
Чем похожи семьи особенных детей? Да хотя бы тем, что однажды каждая семья (где бы она ни жила, какой бы уровень благосостояния и социальный статус ни имела) сталкивается с таким явлением, как ПМПК[1]. Валерия Булгакова, мама пятилетнего Василия, и предположить не могла, что общение с комиссией заденет ее настолько, что в пору будет пить успокоительные. Дружная семья, подающий надежды ребенок, которого хвалят педагоги, горы прочитанной литературы и тщательные наблюдения за сыном – все убеждало ее в том, что Васе нужна инклюзия. Поэтому – обычный детский сад в подмосковной Балашихе, куда Васю взяли в четыре года: родители просто зарегистрировали ребенка через электронную систему, не указывая, что он особенный, а когда подошла очередь, отправились на прием к заведующей. Вася ей очень понравился, и она не побоялась взять необычного ребенка в свое учреждение.
Но посещать сад – одно, а получать там необходимую поддержку – другое. Вася отходил в сад год, после чего родители решили: скоро сыну 5 лет, у него появилась речь – почему бы ему не заниматься с логопедом в детском саду? Так что на первой ПМПК, которая состоялась весной, они сказали об этом и, как им показалось, нашли у членов комиссии понимание. Но в сентябре, когда ребенок вернулся в сад после каникул, никаких занятий не было, как и в октябре, и в ноябре. На вопрос, почему с малышом не занимаются, логопед ответила: «А вам не положено! Нет заключения ПМПК. К тому же, у нас не логопедическая служба, а всего лишь логопункт, мы звуки ставим». Оказалось, что никаких документальных подтверждений решения ПМПК детский сад не получил. Дальше начался процесс убеждения логопеда в том, что с Васей можно и нужно заниматься…
Это можно было бы считать частной историей, если бы не общие черты подобных ситуаций: специалист, который просто боится взять особенного ребенка, не зная, что с ним делать; заведующая детским садом, которая без заключения ПМПК при всем своем желании не имеет права определять программу занятий. «Никаких ожиданий или требований к логопеду у нас не было, – говорит Валерия. – Но если в детском саду есть специалист, почему бы не попробовать позаниматься, прежде чем говорить «нет»?» Аргумент резонный, логопеда он отчасти убедил, и она решила попробовать. Но для того чтобы определить программу занятий, ребенка вновь отправили на ПМПК. И здесь начинается вторая часть нашей истории.
Факты, подтвержденные опытом
О ПМПК большинство родителей особых детей знают заранее, поскольку читают советы юристов в интернете и слышат истории других семей. Несмотря на это собственная встреча всегда оказывается неожиданностью. Но к ней можно и нужно готовиться и юридически, и морально. Вместе с Валерией Булгаковой мы постарались обобщить факты ее опыта, избавившись, по возможности, от лишних эмоций.
Факт 1: Заключение комиссии носит рекомендательный характер
«Заключение ПМПК», выданное ребенку-инвалиду, – это не требование и не распоряжение. Понимание этого изначально настраивает семью на правильное общение. Родители не обязаны четко следовать советам комиссии. Все, что говорится на заседании комиссии, они могут игнорировать, а письменное заключение убрать в ящик. Правда, без этого заключения детский сад или школа имеют право отказать вам в предоставлении тех или иных услуг.
Факт 2: Все рекомендации ПМПК должны быть зафиксированы письменно. По итогам работы комиссии семья может потребовать копию протокола заседания, заключение и все другие бумаги.
Но учтите: заключение ПМПК – это документ, который должен быть соответствующе оформлен и зафиксирован. Вам не отдадут его в день проведения комиссии. Как правило, на заседании комиссии родителям говорят, когда и где они могут получить на руки заключение.
Факт 3: Если хотите чего-то добиться, наберитесь терпения
Валерия думала, что комиссия просто определит логопедическую программу. Вместо этого она долго доказывала экспертам, что ее сыну нужна инклюзия и что ему точно не будет лучше в коррекционном образовательном учреждении. «Мы не против коррекции, – говорит Валерия. – Но Вася ходит в сад второй год, у него сложились хорошие отношения и с детьми, и с педагогами. Зачем искусственно вырывать ребенка из комфортной для него обстановки?» Контраргументы приводились разные, от «с ним же в коррекционном саду будут заниматься» до «а вы знаете, сколько таких через нас прошло?» «Такой», а именно Вася, все это время спокойно сидел за столом, увлеченный новыми игрушками. По просьбе членов комиссии он назвал цвета, правильно показал формы. Потом взялся за сортер. Закончив собирать его, он повернулся к маме и четко сказал: «Мам, все!» – и показал на сортер. Отчего члены комиссии чуть не закричали браво! Их явно удивило, что ребенок в пять лет собрал сортер.
По словам Валерии, члены комиссии говорили с ней вежливо, но своими вердиктами, каждым своим словом и взглядом они словно впечатывали ее в землю. Это при том, что ПМПК не имеет право ставить диагнозы, в том числе называть ребенка умственно отсталым, если такой диагноз еще не поставлен медиками. У мамы было ощущение, что как бы она ни расписывала, что может ребенок, для членов комиссии был важен только его диагноз – «синдром Дауна». Очень часто члены комиссий – это люди, воспитанные в традициях советской дефектологии – науки крепкой, но многие идеи которой сегодня устарели. К сожалению, не все специалисты готовы узнавать новое, переучиваться, признаваться в том, что положения, на которых они строили свою практику много лет, уже не могут применяться в наше время. Тем не менее, Валерия терпеливо приводила свои аргументы, отвечала на возражения. Иногда ей казалось, что она проводит лекцию о развитии детей с синдромом Дауна. «Мне говорят: “Зачем вам логопед, если у ребенка нет речи?” Я им: “А что в вашем понимании речь?” Ответ: “Когда ребенок сам к вам обращается, говорит слова”. Но в Даунсайд Ап мне объясняли: ребенка можно считать говорящим, если он способен коммуницировать, в том числе с помощью жестов и звуков. Согласитесь, совершенно разные подходы!»
Факт 4: Умейте сформулировать, чего именно вы хотите добиться
Всегда есть вероятность того, что в ситуации кратковременного общения с ребенком, который в присутствии чужих людей может растеряться, у членов комиссии сложится неверное впечатление о его способностях. Сопротивляться такой позиции может только тот, кто искренне убежден в обратном. Могут ли пошатнуть крепкую уверенность семьи в своем ребенке и принятом решении люди, которые видят семью в первый раз? Общение с грамотными, оптимистично настроенными специалистами, которым вы доверяете, посещение развивающих занятий, чтение статей и книг, обсуждение своей позиции в семье – все это поможет сформулировать, что именно вы хотите и почему. И не поддаться уговорам комиссии, если вам будут предлагать совсем не то, что вы считаете нужным, основываясь на мнениях других, не менее профессиональных, но более независимых экспертов.
Факт 5: Нужно хорошо знать своего ребенка и понимать, что для него лучше
Важно понять, что именно нужно вашему малышу, как он себя проявляет, что чувствует. И отстаивать его интересы. «Я знаю своего ребенка, доверяю ему, себе, своему мужу, нашим специалистам, – говорит Валерия Булгакова, – и, общаясь с другими родителями, могу оценить, что влечет за собой инклюзия, а что – коррекция. К примеру, Вася не выносит резкие звуки. Я представляю, что будет с ним в коррекционной группе, где дети часто очень сильно кричат – он просто забьется в угол и будет там сидеть». Лучше, если ваше представление о возможностях и жизненных ориентирах своего ребенка будет подкреплено мнением опытных специалистов. Но все равно готовьтесь, что ваша позиция может быть расценена членами ПМПК как «нездоровые амбиции мамы, которая не хочет видеть реальности».
Факт 6: На аргументы «Дайте шанс», «Давайте попробуем» трудно возразить
В ситуации Булгаковых именно такие формулировки, которые Валерия повторяла, как мантру, и в разговоре с логопедом, и в общении с ПМПК, сыграли, наверное, решающую роль. Потому что на них действительно трудно возразить. Мало того, этими словами можно противостоять даже аргументу «Не положено». «Комиссия подчеркивала, что в саду только логопункт, где с нашим ребенком-инвалидом заниматься не обязаны», – говорит Валерия. Но позиция «Дайте шанс» никого не связывает жесткими ожиданиями, требованиями, обязательствами: попробуем, если получится – хорошо, нет – будем искать другие варианты. А там, где есть свобода, и действовать легче.
Факт 7: На ПМПК лучше приходить с группой поддержки и диктофоном
Это очень важный момент. Валерия оказалась на комиссии одна, лицом к лицу с четырьмя экспертами. Хорошо, что Вася вел себя спокойно и не требовал маминого внимания. А если бы он заволновался, начал капризничать, бегать?.. «Передо мной на комиссии была одна мама, – рассказывает Валерия Булгакова, – и когда она выходила, то на ней просто лица не было. Казалось, что на нее ушат воды вылили. Я даже представить не могу, что ей наговорили про ребенка!» Так что лучше взять с собой кого-то из родственников или педагогов.
Факт 8: Все люди разные. Хороших больше
История Булгаковых закончилась неплохо. «Не знаю, откуда у меня взялись силы, – говорит Валерия. – Я сидела и рассказывала этим людям о возможностях своего ребенка, приводила аргументы, отвечала на их вопросы. Внутри, конечно, все кипело, но мне хватило терпения не показать раздражение и обиду. В итоге председатель комиссии позвонила в местное управление образования, где получила разрешение на наши занятия. И характеристику ПМПК в итоге дала хорошую, отметив Васино дружелюбие, спокойствие, знания. Логопедическую программу “прописали” на два года – как раз до школы. Надеюсь, что вся эта нервотрепка была не зря».
И мы надеемся. Как и на то, что с каждым годом будет все меньше комиссий, в которых сидят люди, привыкшие встречать детей по диагнозу, не верящие в их возможности. И верим, что все-таки хороших людей больше. А потому и справедливых комиссий будет больше.
От редакции: по словам специалистов Даунсайд Ап, в том числе являющихся членами ПМПК, в этой статье есть спорные моменты, комментарии к которым составили бы несколько отдельных статей. Но важно понять, что сейчас российское образование переживает сложнейший этап: глобальные перемены происходят на наших глазах, и негативный результат этого – непонимание между родителями, специалистами ПМПК и сотрудниками образовательных учреждений. Одна из главных его причин – многие процедуры взаимоотношений не проработаны законодателями, есть пробелы, которые решаются на усмотрение сторон. На страницах нашего журнала мы продолжим развивать эту, безусловно, важную тему, а пока желаем родителям удачи и терпения и верим, что принцип «предупрежден значит вооружен» все же работает.
О нюансах взаимодействия с ПМПК вы можете прочитать в журнале «Сделай шаг», № 1 (49), 2014, а также на сайте РООИ «Перспектива»
[1] Психолого-медико-педагогическая комиссия.
Источник
https://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html
Новое Положение о ПМПК: определение позиций
С осени 2013 года вступило в действие новое Положение о ПМПК (Приказ
Минобрнауки России от 20.09.2013 No. 1082
https://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html). В нем четко
указано: 1 – что именно должно и не должно содержать заключение ПМПК;
2 – может ли организация социального обслуживания (интернат)
рассматриваться как место получения образования.
1. Что должно и не должно содержаться в заключении ПМПК
В заключении комиссии, выполненном на бланке, указываются (пункт 21
Положения ПМПК):
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка
особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или)
отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости
создания условий для получения ребенком образования, коррекции
нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных
педагогических подходов;
рекомендации по определению формы получения образования,
образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и
методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных
условий для получения образования.
Таким образом, ПМПК должна признать ребенка обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ (или не признать его
таковым), констатировать, что у ребенка есть особенности развития и
необходимо создание специальных условий для его обучения, а также
описать эти специальные условия (образовательная программа,
психолого-педагогическая помощь, методы и способы обучения и
воспитания и другие условия, определенные в статье 79 Федерального
закона <<Об образовании в РФ>>).
В компетенцию ПМПК не входит определение организации, в которой
ребенок должен обучаться или заниматься. То есть ПМПК может описать
только необходимые условия обучения, например: образовательная
программа, адаптированная для обучения детей с определенным видом
нарушений, групповые и индивидуальные занятия по
психолого-педагогической коррекции, с какими конкретно специалистами –
дефектолог, логопед, другие специалисты, условия доступности
(например, для детей на колясках), а также потребность в услугах
помощника.
Выбор организации, в которой будет обучаться ребенок, осуществляется
родителем с помощью органа образования, который должен представить
информацию о том, в каких учреждениях имеются или могут быть созданы
соответствующие условия для обучения ребенка. В соответствии с п. 23
Положения о ПМПК представленное родителями (законными представителями)
детей заключение комиссии является основанием для создания органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими
государственное управление в сфере образования, и органами местного
самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования,
образовательными организациями, иными органами и организациями в
соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий
для обучения и воспитания детей. Таким образом, орган образования
должен создать для ребенка те условия, которые определены в заключении
ПМПК.
2. Может ли организация социального обслуживания (интернат)
рассматриваться как место получения образования
Группы организаций социального обслуживания, в том числе стационарных
(например, в доме-интернате для умственно отсталых детей), могут быть
выбраны родителями по их желанию в качестве места для получения
дошкольного или школьного образования, если учреждение имеет лицензию
на реализацию соответствующих программ основного общего образования
(образовательные программы дошкольного образования, образовательные
программы начального общего образования, образовательные программы
основного общего образования, образовательные программы среднего
общего образования). При этом ребенок может посещать занятия в группе
в режиме дневного пребывания, а не круглосуточного.
Лицензия на осуществление программ дополнительного образования не
заменяет указанные выше лицензии (к программам дополнительного
образования не предъявляются требования федеральных образовательных
стандартов к основному общему образованию, соответственно не могут
выдвигаться формально понятные требования к качеству образования).
Материал размещен на сайте “Особое детство” в разделе “Информационные
страницы”: https://www.osoboedetstvo.ru/fs/archives/114-.html
Правовая группа РБОО “Центр лечебной педагогики”
pravo@osoboedetstvo.ru
https://www.osoboedetstvo.ru/rights.htm
Источник
Здравствуйте, уважаемые врачи! Моему ребенку с Синдромом Дауна 5 лет. Наблюдаемся (поскольку так “положено” всем детям с СД) у психиатра, в психо-неврологическом диспансере. Возникли разногласия с психиатром по поводу диагноза. Психиатр, уделяя ребенку от силы 5 минут внимания, ставит диагноз F71. ПМПК, которая наблюдает нас с 2-х лет, ставит F70. Диагноз мне принципиален, поскольку в первом случае нам уготовано только учреждение соцзащиты (по крайней мере, так в нашем городе заведено), а во втором мой сын может обучаться в учреждении системы образования. Должен ли психиатр по заключению ПМПК изменить свой диагноз? Или мне придется каждый раз, когда с меня будут требовать справку от психиатра, проходить ПМПК, чтобы доказать, что у нас не F71?
Добрый день!
Насколько я понял, расходятся в диагнозе участковый психиатр и окружная ПМПК. В Москве обычно психиатры соглашаются с диагнозами ПМПК и сами направляют на них не только для определения профиля школы, но и для уточнения диагноза.
Если психиатр упертый, это, конечно, плохо. Лучше договориться с участковым, объяснить ситуацию. Может быть, психиатр держится за 71 для обоснования инвалидности. Спросите, зачем ему это нужно.
Должен ли психиатр по заключению ПМПК изменить свой диагноз?
Нет, не должен, но может.
Или мне придется каждый раз, когда с меня будут требовать справку от психиатра, проходить ПМПК, чтобы доказать, что у нас не F71?
Кто будет требовать справку? Это очень важный вопрос. Зачисление в школы для F70 осуществляется по копии протокола ПМПК, в котором будет вписан и диагноз психиатра комиссии. Ваш участковый не будет иметь отношения к протоколу и заключению ПМПК (если, конечно, в этой комиссии не состоит). Справки от участкового там не нужны. Еще заключение участкового психиатра будет требоваться на бумагах на оформление инвалидности. И все! Больше диагноз Вашего ребенка никого не должен касаться!
Еще, если Вы будете настаивать на смене диагноза, то психиатр может предложить госпитализацию. Здесь уже он будет слушаться решения обследовавших врачей.
С уважением,
Осин Елисей
elisey, большое спасибо за ответ!
Может быть, психиатр держится за 71 для обоснования инвалидности. Спросите, зачем ему это нужно.
Я полагаю, у нас ВСЕМ детям с СД ставят не ниже F71 и всех сразу направляют в д/с для детей с имбецильностью. Я, наверное, первый человек в нашем городе, который официально добился посещения массового детского сада ребенком с СД, через ПМПК. А вот психиатр, действительно, дама упертая, раз ребенок не отвечает на вопросы – значит, он неадекватен, а видеоматериалы про ребенка она смотреть не будет – и точка!
По инвалидности очень интересная ситуация, т.к. мы буквально неделю назад ее переоформляли и пришли на МСЭ с разными диагнозами от психиатра и от ПМПК (чем очень удивили специалистов МСЭ), тем не менее нам продлили на 2 года.
Кто будет требовать справку?
Про справку от психиарта навеяно обсуждением на форуме мам особых детей. Там для санаторно-курортного лечения требовалась справка, что ребенок адекватен. Вот мне и подумалось, что с F71 такую справку могут не дать? Или адекватность оценивается не по диагнозу, а индивидуально?
Я, наверное, первый человек в нашем городе, который официально добился посещения массового детского сада ребенком с СД, через ПМПК.
Здорово!
Про справку от психиарта навеяно обсуждением на форуме мам особых детей. Там для санаторно-курортного лечения требовалась справка, что ребенок адекватен. Вот мне и подумалось, что с F71 такую справку могут не дать? Или адекватность оценивается не по диагнозу, а индивидуально?
Нет, такой справки “об адекватности” не существует.
Я не очень хорошо разбираюсь в этом вопросе, может кто-то еще из врачей подскажет, но, насколько я понимаю, для санаторно-курортного лечения есть список показаний и противопоказаний. Входит ли F71 в список противопоказаний, я не знаю, но думаю, что скорее нет. В санатории надо предъявить какие-то справки, от педиатра, на энтеробиоз, но справку от психиатра – очень сомневаюсь.
Нет, такой справки “об адекватности” не существует.
Спасибо, хоть это буду знать. Я посмотрела документы по СКЛ – оказывается, сама по себе умственная отсталость является противопоказанием к какому бы то ни было СКЛ 🙁 Кроме санаториев для детей с ДЦП, да и там только в степени дебильности допускаются 🙁
У меня еще один вопрос, если можно :ab: А умственная отсталось относится к психическим заболеваниям?
А умственная отсталось относится к психическим заболеваниям?
Это очень интересный вопрос! тут много всего можно сказать. Но что Вас конкретно в этом интересует? Или это просто теоретический вопрос?
Нет, вопрос не теоретический. Пару дней назад была с ребенком в детском центре, где меня попросили написать расписку, что мой ребенок не страдает психическими и инфекционными заболеваниями. Я расписку написала, т.к. в нашем случае скорее другие дети представляют опасность для моего сына, т.к. они более ловкие и активные, к тому же деть под моим присмотром. А если не с моей точки зрения смотреть, а с медицинской – я имела право писать такую расписку?
А еще сегодня в списке противопоказаний к СКЛ увидела, что умственная отсталость и психические заболевания стоят отдельно друг от друга – значит, все-таки есть разница?
Умственная отсталость может быть приобретенной и врожденной. Приобретенная умственная отсталость связана с травмами и тяжелыми психическим заболеваниями, врожденная – с наследственностью, хромосомными аномалиями (как при СД), тяжелыми беременностью, родами и еще много с чем.
Если умственная отсталость приобретена из-за психической болезни (например, шизофрении, эпилепсии), то тогда основным в состоянии будет считаться болезнь. В этом случае умственная отсталость – часть основного психического заболевания и в каком-то смысле может считаться болезнью. В России такой вид умственной отсталости называется деменцией. Степень умственной отсталости определяется течением болезни: болезнь течет, ухудшается – умственная отсталость нарастает.
Если умственная отсталость врожденная, тогда все совсем по-другому. В большинстве случаев (как например, при СД) нет течения, нет ухудшения и нарастания умственной отсталости. Наоборот, ребенок в меру своих (иногда высоких, иногда не очень) возможностей развивается и динамика только положительная. В России такую форму умственной отсталости называют олигофренией. В этом случае нет того, что есть при болезни – начала, течения, исхода. И тогда это не болезнь. Что-то “неправильное” произошло, как-то воздействовало на ребенка, но теперь этого воздействия нет, а есть последствия. Еще олигофрении называют дизонтогенезом, то есть нарушенным развитием. Действительно, в этом случае умственная отсталость – вариант особенного развития, отличающегося от условно нормативного, но не являющегося болезнью. Грубо говоря, ребенок особенный, непохожий, другой, политкорректно говоря, «с особыми потребностями», но не больной. Поэтому, например, синдром Дауна – это именно синдром, не болезнь Дауна.
elisey, большое спасибо за Ваше внимание к моим вопросам и за ответы! Про УО как часть псих. заболевания я поняла, а почему при олигофрении тогда нужно наблюдение у психиатра? (Потому что так в нашей стране с каких-то пор заведено? Знаю, что в других странах дети с СД у психиатра не наблюдаются).
И еще вопрос, если можно :ab: Ну оччень он меня интересует. Как психиатры ставят диагноз УО, по каким тестам/методикам (я имеюю ввиду детей дошкольного возраста)? Я знаю чем руководствуются психологи, ПМПК – есть специальные методики, задания, по которым все это определяется. По этим методикам об имбецильности у моего ребенка вообще речи быть не может, даже легкая УО под вопросом (ну знает он у меня уже давно и цветов достаточно, и формы, и буквы, и слоги, и предметы к соответствующему классу отнести может, и сделать по образцу и проч.) Но диагноз может выставить только психиатр. НАШ психиатр ставит диагноз “автоматом” по диагнозу СД, я уже писала об этом. А как ДОЛЖНО БЫТЬ? Главным образом интересует, может у психиатров свои методики, по которым у нас действительно F71 :confused:
почему при олигофрении тогда нужно наблюдение у психиатра?
Во-первых, сам диагноз может поставить только психиатр. Ни психолог, ни педагог, ни логопед не имеют право его ставить. Это прерогатива и обязанность врача-психиатра. На протоколах ПМПК пишется степень умственной отсталости, именно потому, что в нее входит врач. Не было бы его в комиссии, нельзя было бы писать.
Во-вторых, олигофрении часто связаны с большим количеством других психических проблем, начиная с низкой самооценки, депрессии, кончая тяжелыми нарушениями поведения и т.п. Возможности адаптации, душевные резервы для решения возникающих проблем у таких детишек снижены, поэтому часто им бывает нужна дополнительная помощь, как психологическая, так и медикаментозная.
С другой стороны, что значит “наблюдение”? Никто же Вас не заставляет приходить раз в месяц и отмечаться. Это не тот случай. Для оформления в школу (как раз через ПМПК) – надо, для инвалидности тоже надо. А что-то большее – только по Вашему желанию. Да, карточка у психиатра лежит, но не более того.
Комментировать действия Вашего психиатра не хочется. Скажу в общем, что у нас для определения степени уо есть как бы два подхода, в общем, совмещающиеся.
Первый – как Вы описали, при помощи специальных методик и заданий исследуются отдельные возможности психики: память, мышление, воображение, речь, восприятие и т.д. Даются самые разные тесты, а потом в заключении все результаты сводятся воедино.
Второй – более “западный”, когда степень умственной отсталости определяется по колличественным методикам определения коэффициента интеллекта. В нашей стране используется адаптированная методика Векслера, состоящая из самых разных вопросов на общую осведомленность, способность понимать задачи, строить, повторять фигуры и так далее.
Понятно, что помимо этих методик не менее важны наблюдение за ребенком, беседа с ребенком, игра, подробный сбор анамнеза. Вот это как раз то, что делает психиатр.
Обычно психиатр психологические обследования не проводит, а направляет к специально обученному психологу или педагогу, (иногда сразу на ПМПК), а потом анализирует заключения, сопоставляя их с анамнезом и своим впечатлением.
Понятно, что “автоматом” ставить неправильно. Неправильно ставить и по косвенным признакам (“молчит, значит ничего не может”).
Источник