Какие синдромы могут возникнуть при выпадении кинетического фактора
Страница 1
Данный фактор связан с работой премоторных отделов мозга. Он обеспечивает такие составляющие психической деятельности, как возможность перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий, основанных на реализации цепи последовательных сменяющих друг друга «шагов».
Например: При нарушении данного фактора в случае мозговой патологии или при его несформированности, элементы движения выполняются изолированно, двигательный цикл характеризуется прерывистостью, затрудняется быстрая и плавная смена включенных в движение компонентов. Эти черты обнаруживают себя в обеспечении письма и рисования. В более выраженных случаях недостаточности кинетического фактора могут возникать своеобразные застревания на коком–либо фрагменте движения с его повторным или неоднократном повторении. Так же все отмеченные феномены относятся и к речевой моторике, поскольку она требует плавной смене артикуляции, перехода от слова к слову при построении высказывания, и представлены пропусками согласных в тех словах, где они сочетаются.
Таким образом, кинетический фактор выводится за пределы сугубо двигательных процессов, приобретая свою функциональную роль в обеспечении психических действий прямо с моторикой не связанных. Из этого следует, что в случае несформированности или дефицитарности данного фактора в индивидуальном развитии ребенка именно это звено, в общем, конструкте психики должно стать «мишенью» психолого-педагогического коррекционного воздействия. В частности, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на уроках ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
4. Модально – специфические факторы
Они связаны с работой тех отделов мозга, куда приходит информация от органов чувств, и обеспечивают восприятие тактильных (осязание), слуховых и зрительных стимулов и одновременно в случае специальной задачи вводиться в память.
В контексте описания группы этих факторов важно выделить следующие особенности: во-первых, индивидуальные особенности, проявляющиеся в преимущественном развитии зрительной и слуховой памяти, во–вторых значительную роль тактильной сферы в развитии ребенка на ранних этапах онтогенеза. У детей тактильное восприятие представлено в жизни гораздо более интенсивно и, чем у взрослых. Известно, например, из логопедической практики, что при формировании образа буквы эффективным приемом является ощупывание и лепка ребенком букв. Органы чувств и соответствующие зоны мозга закономерно воздействуют между собой, и работа одного анализатора активирует работу другого.
В данной группе особое место занимает восприятие звуков речи, называемое фонетическим слухом. Звуки речи включены в систему языка, где каждый звук имеет смыслоразличительную функцию.
Например, по опытам, проведенными Леонтьевым с детьми у которых наблюдались ошибки в письменной речи произошли значительные успехи в результате формирование у них звуко – высотного музыкального слуха на основании специальных приемов, включающих развитие двигательной подстройки голосового аппарата.
5. Кинестетический фактор
Обеспечивает передачу сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах и несущих информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в их статическом состоянии или в режиме движения. Зона мозга, ответственная за этот фактор, – теменная область. Данный фактор тесно связан с осязанием, то есть с модально – специфическим фактором. Это взаимодействие необходимо для реализации комплексов движений тела, рук, ног, органов артикуляции, движении глаз и тд.
Например: брать книгу со стола. Вдевать нитку в иголку, перепрыгивание лужи, переход по узкому мостику и тд. Все это требует очень внимательного контроля за органами движения с готовностью к немедленной коррекции. В основе всех этих движений лежит кинестетический фактор, который проявляется еще у младенца (удерживание головы), хорошо его видно, когда ребенок начинает ходить. Один и тот же фактор пронизывает разные психические процессы, кинестетический не исключение. Речевая моторика, формирование артикуляций осуществляются без участия зрения, исключительно на кинестической основе. Сформированное письмо также требует полноценных, кинестически подкрепленных тонких движений.
Развитию данного фактора способствует двигательная активность ребенка в различных сферах, отдельные компоненты которой должны быть объектом воспитания и обучения.
6. Пространственный
Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения – важнейшее и необходимое условие адаптивного существования.
Пространственная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих: реальное пространство окружающей среды, аналогичные ему представления о пространстве во внутреннем плане и квазипространство, которому нет аналогов в реальном мире. Квазипространство – это упорядочная система знаков и символов, выработанные человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи другим людям. ( Например: нотная запись).
Страницы: 1 2
Статьи по теме:
Формы мышления
Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различаются три формы мышления – понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства одно родной группы предмето …
Общение как форма межличностных отношений
Человек представляет собой существо социальное, поэтому реализации социальных отношений, для достижения поставленных целей в процессе деятельности необходимо общение. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовоспри …
Воля
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воля нужна при выборе цели, принятии решен …
Источник
Модально-специфические факторы
Связанны с работой анализаторных систем
- зрительной,
- слуховой,
- кожно-кинестетической,
- двигательной (моторная сфера).
Проявляются в виде:
- агнозий – гностических дефектов,
- апраксий – праксиса,
- амнезий – модально-специфических мнестических нарушений.
Симптоматика здесь связана с поражением прежде всего
- вторичных полей коры полушарий, входящих в
“ядерные зоны” корковых отделов анализаторов
(по И.П. Павлову).
МСФ послужили основой для формирования самого понятия «фактор».
Модально-неспецифические факторы
Связаны с работой неспецифических срединных структур мозга.
- «Фактор инертности – подвижности» нервных процессов,
лежащий в основе синдромов
поражения передних отделов мозга (персевераций); - «Фактор активации – дезактивации»,
нарушение которого проявляется - адинамией,
- нарушениями произвольного внимания,
- нарушениями селективности психических процессов;
- «Фактор спонтанности – аспонтанности»,
нарушение которого ведет к - дезорганизации поведения,
- замене целесообразных актов шаблонами и стереотипами.
Данные факторы следует, по-видимому,
соотносить с различными отделами неспецифической системы.
Факторы, связанные с работой
ассоциативных (третичных) областей коры
Эти факторы отражают процессы интеграции анализаторных систем,
отражают работу двух основных комплексов третичных полей:
- конвекситального (префронтального)
- «фактор программирования и контроля»;
- височно-теменно-затылочного (зоны ТРО)
- «фактором симультанной организации»
психических процессов.Нарушение этих факторов лежит в основе
самостоятельных нейропсихологических синдромов: - префронтальый синдром,
- синдром зоны ТРО.
Полушарные факторы, связанные с работой
левого и правого полушарий мозга как целого
- Интегративны по своей сути;
- Характеризуют общую стратегию работы
всего полушария в целом. - Носят характер дихотомий, различающий
принципы работы правого и левого полушарий.
Их изучение началось относительно недавно в рамках проблемы межполушарной асимметрии мозга. В известной степени можно выделить следующие полушарные стратегии (факторы)…
Факторы, связанные со способами переработки информации
- Абстрактные (вербально-логические) способы
- функции, опосредованные речью,
связаны преимущественно с работой левого полушария; - Конкретные (наглядно-образные) способы
- связаны преимущественно с работой правого полушария.
Фактор произвольной / непроизвольной
регуляции психической деятельности
Уровень регуляции высших психических функций:
- Произвольный
- связан с работой левого полушария (у правшей);
- Непроизвольный
- связан с работой правого полушария.
Фактор осознанности / неосознанности
психических функций и состояний
- Осознанность тесно связана с речевой системой,
с языковыми семантическими категориями.Этим и объясняется различное отношение полушарий
к данному аспекту психической деятельности.
Поражения правого полушария чаще, чем поражения левого,
сопровождаются нарушениями осознания больным своего дефекта - анозогнозии.
Фактор сукцессивной / симультанной организации ВПФ.
- Сукцессивная организация психической деятельности
- последовательная,
- развернутая во времени,
- подчиненная определенной программе,
- связана с работой левого полушария
в большей степени (у правшей). - Симультанный принцип организации психической деятельности
- принцип гештальта
- преимущественно в правом полушарии.
Дихотомии, не получившие нейропсихологического подтверждения
В литературе имеются описания:
- «Анализ – Синтез»,
- «Время – Пространство»,
- «Знакомое – Незнакомое» и др.
Факторы межполушарного взаимодействия
- Обеспечивают закономерности
совместной работы левого и правого полушарий мозга; - Связаны со структурами комиссур мозга
- мозолистое тело (corpus callosum) и др.
Исследование больных, оперированных по методу Р. Сперри (рассечение corpus callosum), обнаружило целый синдром нарушений психических функций (аномия, дископия-дисграфия). Изучение этого типа факторов в нейропсихологии началось сравнительно недавно.
Общемозговые факторы,
обеспечивающие целостную интегративную работу мозга
Механизмы, обеспечивающие целостную интегративную работу мозга
- Общемозговые механизмы
кровообращения и ликворообращения; - Гуморальные, биохимические процессы и т.п.
Нарушения этих факторов
- приводит к появлению особых нейропсихологических синдромов,
- влияет на общее функциональное состояние мозга,
вмешиваясь в реализацию любых видов психической деятельности.
Речь идет о широком спектре - динамических аспектов психических функций.
Эти факторы могут действовать как
- изолированно, так и
- в сочетании с другими, более региональными факторами.
В связи с этим в нейропсихологии существует - проблема дифференциации
- локальных симптомов и
- общемозговых симптомов.
Факторы, связанные с работой
«глубинных» подкорковых структур мозга
Эти факторы, по всей вероятности, имеют самостоятельное значение,
что находит свое подтверждение в исследованиях:
- Н.П. Бехтеревой и ее сотрудников,
- Л.И. Московичюте,
- А.Л. Кадина,
- Н.К. Корсаковой и др.,
но синдромный анализ нарушений высших психических функций
при поражении подкорковых структур пока еще является делом будущего.
Общая характеристика любых факторов
Какими бы ни были нейропсихологические факторы,
все они имеют общее черты:
- Нарушение каждого из факторов
вследствие того или иного локального поражения мозга
ведет к возникновению нейропсихологического синдрома,
характеризующегося определенной структурой симптомов. - Факторы обладают некоторой автономностью,
что является отражением работы определенных,
относительно автономных, дифференцированных
мозговых систем, каждая из которых
характеризуется собственными закономерностями.
Источник
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30
Анализ нейропсихологических факторов (с позиции детской нейропсихологии).
Понятие нейропсихологического фактора.
Нейропсихологический фактор является связующим понятием между психическими функциями и мозгом.
Нейропсихологический фактор одновременно
- является продуктом работы определенной зоны мозга
- обеспечивает реализацию специфического звена в различных психических процессах.
Наша задача описать основные нейропсихологические факторы, лежащие в основе психической деятельности и особенно значимые для ее формирования в детском возрасте.
Кинетический фактор.
Локализация: премоторные отделы мозга.
Значение: Обеспечивает такие составляющие психической деятельности, как возможность перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий, основанных на реализации цепи последовательно сменяющих друг друга «шагов».
- В двигательной сфере – обеспечение мелодических схем двигательной активности.
- Во внутренней речи – обеспечение последовательного развертывания смысловой схемы высказывания.
- В мыслительном процессе – обеспечение плавности и последовательности мышления.
Нарушение (не сформированность, слабость, поражение).
В двигательной сфере (например, в письме):
- элементы движения выполняются изолированно,
- двигательный цикл характеризуется прерывистостью,
- затрудняется быстрая и плавная смена включенных в движение компонентов,
- застревание на каком-либо фрагменте движения с его повторным и неоднократным повторением (персеверации).
В двигательной речи.
- пропуски согласных в тех словах, где они сочетаются (вместо страшный срашный, так как у ребенка затруднения в плавной смене артикуляций, перехода от одной артикулемы к другой). То есть возникает характерное для таких случаев упрощение программы.
- «телеграфный стиль» речи с преимущественным употреблением существительных в именительном падеже или глаголов в неопределенной форме (так как трудности в переключении с одного слова на другое, в последовательном развертывании смысловой схемы высказывания).
В мышлении:
- Замедленность понимания задачи с необходимостью неоднократного прочитывания условий задачи.
- Плохая автоматизация счетных операций, тенденция к прибавлению по единице в действии сложения (задание 3+7 выполняется медленнее, чем 7+3).
- Застревание на отдельных операциях при решении арифметических и логических задач.
- Невозможность перейти к иному алгоритму решения задачи.
- Трудности переключения от процесса решения к проверке правильности его хода.
Таким образом, самые разные психические процессы (двигательные навыки, письмо, рисование, речь, счетные операции, логическое мышление) оказываются взаимосвязанными, объединенными между собой в этом связующем их звене, который связан с кинетическим фактором (премоторной область мозга). Следовательно, в случае несформированности или дефицитарности данного фактора в онтогенезе ребенка идет системное нарушение мышления, речи и других психических функций.
Методы коррекции:
Развивать телесную моторику в подвижных играх, танцах, при игре на музыкальных инструментах. Тем самым мы создаем предпосылки для становления, казалось бы, таких далеких от этого процессов, как речь и мышление.
Почему. Так как в онтогенезе ребенка развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления. Коррекционная работа должна быть направлена «снизу-вверх» (от движений к мышлению), а не наоборот.
Приемы нейропсихологической коррекции направлены не на тренировку изолированных психических действий путем их «натаскивания», а на развитие базисных нейропсихологических факторов, пронизывающих и одновременно центрирующих в себе системно связанные психические процессы.
Синдромный подход.
Если собрать воедино все проявления слабости кинетического фактора в разных сферах психики (движении, речи, мышлении и т.д.), то комплекс этих проявлений составит нейропсихологический синдром.
Синдром закономерное сочетание симптомов нарушения или несформированости различных психических процессов, в основе которого лежит слабое функционирование отдельного фактора.
Так как факторы разные, различаются и варианты нейропсихологических синдромов.
Из определения синдрома вытекает два практических следствия.
- Нейропсихологическая диагностика через всесторонне описание синдрома выявляет в его частных проявлениях дефицитарность фактора в целом.
- Нейропсихологическая диагностика позволяет через выявление недостаточно сформированного фактора выйти на уровень оценки состояния соответствующих зон мозга, то есть искать причины возникновения синдрома в отклонениях от нормального морфогенеза мозга (топический диагноз).
Модально-специфические факторы.
Локализация: связаны с теми отделами мозга, куда приходит информация от органов чувств (затылочная, височная и теменная область коры).
Значение: работа этих факторов связана с восприятием и запоминанием информации в соответствующей модальности (зрительной, слуховой и тактильной).
Особенности развития в онтогенезе:
- Индивидуальные особенности, проявляющиеся в преимущественном развитии зрительной, слуховой или двигательной памяти.
- Важное значение тактильной сферы на ранних этапах развития ребенка.
- Разная скорость созревания анализаторных систем с опережающей готовностью тактильной сферы в развитии ребенка (следовательно, это надо учитывать в обучении детей на этапе дошкольного детства).
Нарушения.
Например, слухоречевой модально-специфический фактор.
Восприятие: трудности различения близких звуков (бочка – почка).
Память: трудности запоминания слухоречевой информации.
Письмо: ошибки при письме под диктовку, пропуски слов, не закачивание предложений.
Речь: бедная речь (из-за трудностей пополнения словарного запаса), обедненность понимания услышанного и прочитанного.
Кинестетический фактор.
Локализация: обширная теменная область.
Тесно связан с тактильным модально-специфическим фактором.
Значение:
- он обеспечивает передачу сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах и несущих информацию а взаиморасположении моторных аппаратов в их статическом положении или в режиме движения,
- таким образом, участвует в организации движений (телесных и речевых).
Значение для развития психики ребенка.
- Имеет очень большое значение для развития восприятия и движения в онтогенезе (рука обучает глаз правильно воспринимать внешний мир, манеж мешает развитию движений).
- Большая роль в формировании представлений о схеме своего тела, образа телесного «я», на чем впоследствии выстраивается более сложное представление ребенка о себе, его самоидентификация как необходимое условие для развития личности.
- Большое значение для развития речи, письма и чтения.
Нарушение.
- В восприятии трудности оценки расположения своего тела, рук, органов речи (нарушения праксиса позы, орального праксиса).
- В движении трудности выполнения тонких движений руки (тонкая моторика руки), неуклюжие недифференцированные движения тела (в танце, ходьбе и т.д.), трудности освоения новых движений.
- В речи трудности в произношении (д-н, б-м), трудности в понимании слов, имеющих близкие по артикуляции звуки.
- В письме ошибки при написании слов с близкими артикулемами (оральный праксис), не красивое письмо, большие буквы- каракули (праксис поз руки).
Коррекция развитие «культуры тела», «культуры движения». Техники актерского искусства, психомоторные методы, телесно-ориентированная терапия.
Пространственный фактор.
Локализация: зона ТРО
Значение: восприятие и переработка пространственных и квазипространственных характеристик и пространственных соотношений.
- предметов, расположенных относительно друг друга,
- явлений, следующих одно за другим,
- слов, объединенных во фразы и определенным образом расположенных в них,
- понятий, вмещающих в себя упорядоченные по структуре содержания.
Пространственная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих:
- реальное пространство окружающей среды,
- аналогичные реальному пространству представления о пространстве во внутреннем плане,
- квазипространство, которому нет аналогов в реальном мире. Квазипространство характерно для системы знаков и символов, выработанных человечеством для обобщения представления о мире (например, нотная запись – каждому звуку в упорядоченных представлениях об их соотношении по высоте соответствует определенное место на нотной линейке).
Рассмотрим квазипространственные характеристики мира, которые должен освоить ребенок. Он должен усвоить квазипространственную структуру языка:
- сложных логико-грамматических конструкций языка (собака хозяина и хозяин собаки),
- разрядного строения числа (71 не то же самое, что 17),
- суффиксов, обозначающих вмещающие в себя что-либо предметы (чернильница),
- освоение предлогов и приставок, обозначающих пространственные характеристики объектов и действий,
- понимание отношений сравнения (больше – меньше, ближе – дальше),
Освоение таких предметов как рисование, черчение, география, геометрия напрямую связано с нормальной работой пространственного фактора.
Нарушение.
Восприятие (ориентация в карте, циферблате часов и т.д.).
Движения (пространственно – ориентированные движения в танце, при застилании постели, одевании одежды, конструктивная деятельность).
Речь (понимание пространственных и квазипространственных конструкций).
Письмо (неправильное написание и восприятие букв, имеющих только пространственные различия, трудности в ориентации букв относительно друг друга, строки относительно листа бумаги).
Чтение (трудности понимания слов, где встречаются буквы, имеющие только пространственные различия, трудности ориентации в поле страницы).
Счет (суммирование).
Мышление (оперирование зрительными образами при решении невербальных задач, конструктивное мышлении, кубики Кооса и т.д.).
Нормальное развитие фактора:
Этот фактор развивается на основе
- активных движений в реальном, сложном, многомерном и динамичном пространственном мире
- с опорой на схему собственного тел,
- и обязательное взаимодействие органов чувств различной модальности (недаром, зона ТРО занимает промежуточное положение между отделами мозга, относящимися к переработке зрительной, слуховой и тактильной информации).
Современному дошкольнику часто не достает предпосылок для такого развития, что приводит к отклонениям в развитии и трудностям обучения.
Фактор произвольной регуляции психической деятельности.
Локализация: лобные отделы мозга.
Значение:
1. постановка целей действий в соответствии с мотивами, потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами,
2. планирование путей достижения цели с выбором оптимальных способов действования, определения их последовательности,
3. контроль за исполнением выбранной программы с возможностью ее изменения по ходу выполнения, требующей постоянного сличения цели и промежуточных результатов, а также отказа от возникающих в процессе достижения цели побочных действий и ассоциаций.
Особенности развития:
- Морфогенез и функциогенез лобного отела мозга продолжается до 20-летнего возраста.
- Анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга оформляется к семи годам жизни (Поэтому необходимое, по словам Л.С.Выготского, сотрудничество с самим собой у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще мало сформировано. И это надо учитывать в образовательном процессе и коррекционной работе).
- Именно контроль часто является наиболее слабым звеном в деятельности ребенка, что проявляется у дошкольников в:
- не доведении действия до конца,
- соскальзывание на побочные действия или ассоциации,
- отсутствие действия проверки после окончания выполнения задания,
- отвлекаемость школьника на внешние раздражители.
Нарушения.
Восприятие (отвлекаемость, хаотическая стратегия разглядывания).
Движения (не организованные, много лишних движений, соскальзывание на побочные действия, импульсивные движения).
Речь (спонтанная, соскальзывание на побочные ассоциации).
Письмо (трудности в распределении внимания между технической стороной письма и орфографическими правилами, орфографические ошибки, отсутствие знаков препинания, вместо заглавных пишутся прописные, пропуски слов, букв).
Внимание (отвлекаемость школьника на внешние раздражители, трудности сосредоточения внимания, произвольный компонент внимания).
Мышление (импульсивность принимаемых решений отсутствие действия проверки после окончания выполнения задания, не продумывания последовательности и тактики решения задачи, отсутствие способности предвидеть результаты своего собственного поведения, и т.д.).
Коррекция у детей.
Развитие этого фактора у детей дошкольного детства наиболее интенсивно идет в процессе игровой деятельности. Контроль за своими действиями развивается в связи с правилами, которые существуют в ролевых играх. Ребенок вынужден подстраиваться под них, чтобы иметь возможность играть с другими. В этих играх прорабатывается и развивается столь необходимый для обучения фактор произвольной регуляции психической деятельности, лежащий в основе сложных процессов овладения собственным поведением.
Нейродинамический фактор.
Локализация: глубинные отделы мозга.
Значение: обеспечение баланса возбуждения и торможения (гармоничной нейродинамики), того фона, на котором разыгрываются все психические процессы.
Особенности развития.
- у ребенка баланс возбуждения и торможения (нейродинамика) еще очень не стабилен.
- На работу этих структур оказывают сильное влияние различные вредные воздействия как биологической, так и психической природы.
Биологические причины:
- черепно-мозговые травмы,
- недостаточность в работе сердечно-сосудистой системы,
- неблагоприятные экологические влияния,
- различного рода интоксикации,
- последствия инфекционных заболеваний.
Психогенные причины:
- стрессовые ситуации,
- длительные эмоционально-неприятные переживания,
- не дозированные психические нагрузки.
Нарушение гармонии в процессах возбуждения и торможения, что проявляется:
Поведение: повышенная утомляемость, замедленность включения в деятельность, колебания ее продуктивности в относительно коротких временных интервалах, гиперактивность.
Память: быстрое забывание материала в условиях интерферирующей деятельности (забывание в условиях интерферирующей деятельности является естественней закономерностью в организации памяти человека. Но в случае недостаточной сформированности нейродинамического фактора такое забывание приобретает ускоренный и усиленный характер).
Внимание: быстрая истощаемость внимания, колебания внимания, трудности в распределении, переключении и концентрации внимания.
Симультанный и сукцессивный фактор. Фактор межполушарного взаимодействия.
Локализация:
- Фактор сукцессивности – левое полушарие,
- Фактор симультанности – правое полушарие,
- Фактор межполушарного взаимодействия комиссуры мозга (мозолистое тело)
Значение:
- обеспечение различных стратегий переработки одной и той же информации человеком.
Симультанная стратегия (восприятие явления в целом, одномоментно, синтез).
Сукцессивная стратегия (восприятие явления по частям, последовательно, анализ)
- межполушарное взаимодействие обеспечивает взаимную дополнительность сукцессивных и симультанных стратегий психического отражения.
Особенности развития:
В онтогенез эти три фактора формируются постепенно, не синхронно и имеют большие индивидуальные различия.
Недостаточная сформированность фактора симультанности выражается в следующих симптомах:
Восприятие: фрагментарное.
Мышление: затрудненное восприятие условий задачи в целом,
Чтение и письмо: имеют место пропуски слов, что препятствует пониманию текста,
Речь: трудности в понимании (так как понимание основано на факторе симультанности)
Графическая деятельность: рисуя домик, ребенок сначала изображает его отдельные детали и лишь потом доходит до общего контура, в котором детали не размещаются соразмерно, а располагаются, как попало.
Недостаточная сформированность фактора сукцессивности выражается в следующих симптомах:
Мышление: затруднение выделения части из целого, затруднение дробления условий задачи на значимые для составления программы решения звенья, затруднение выделения вопроса из целостного каркаса задачи,
Речь: затруднение в составлении плана рассказа или сочинения,
Память: при запоминании текста ребенок может воспроизводить общий смысл, но не справляться с припоминанием деталей,
Графическая деятельность: в рисовании целого пропускаются его детали.
Недостаточная сформированность фактора межполушарного взаимодействия может приводить к следующим симптомам:
- не происходит обмена информации между полушариями, сукцессивность и симультанность существуют как два отдельных процесса,
- одни виды активности реализуются только при последовательной, а другие при целостной переработки информации,
- хаотическая смена различных стратегий выполнения задания.
Заключение по описанию факторов.
Названные факторы далеко не исчерпывают всех составляющих психических процессов. Вместе с тем эти факторы действительно являются основными, так как на основании оценки их состояния можно осуществлять диагностику развития познавательных процессов.
Нужно отметить, что в познавательной сфере ребенка целесообразно рассматривать различные процессы на основе их общих составляющих. Традиционное для психологии выделение таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, речь и т.д. при этом не исключается. Но данные нейропсихологии показывают, что эти процессы имеют сложное внутреннее строение, а, главное, связаны между собой в объединяющих их общих звеньях. Для понимания логики развития ребенка и возможных трудностей в обучении, с точки зрения нейропсихологии, более эффективным и прогностически ценным является диагностика не отдельных психических процессов, а тех «сквозных» компонентов, которые создают базис для их содружественного развития.
Выявление недостаточно сформированного фактора в качестве слабого звена, которое обнаруживает себя в дефицитарности, как правило, не одного, нескольких психических процессов (нейропсихологический синдром) позволяет определить мишень коррекционной помощи ребенку с трудностями в обучении.
Преимущества нейропсихологический диагностики состоят еще и в том, что путем анализа уровня сформированности основных факторов можно выявить не только слабые, но и сильные, нормально развитые базисные составляющие психики. Именно они могут и должны учитываться в прогнозе о зоне ближайшего развития ребенка. Именно на их полноценное функционирование следует опираться при построении программ коррекционной работы с ребенком.
Наконец, нейропсихологический синдромный факторный подход позволяет рассматривать онтогенез с учетом закономерностей становления и развития психики и мозга в единстве.
Источник