Классификация синдромов развития у детей

Классификация синдромов развития у детей thumbnail

Вид нарушения

Характер нарушения (категории лиц с ОВЗ)

Причины возникновения нарушения

Структура дефекта

Основные признаки

Период воздействия на организм ребенка

происхождение

Общее психическое недоразвитие

Умственная отсталость

генетический, внутриутробный, родовой, раннее постнатальный

тотальность недоразвития мозга (лобно-теменных отделов головного мозга)

– поражения мозга инфекциями (перенесенными матерью во время беременности, особенно на ее ранних этапах (краснуха, свинка, корь и т. д.) хронические заболевания, как токсоплазмоз, сифилис),

интоксикациями (алкоголизмом, лекарственные препараты); радиоактивное и рентгеновское облучения на половые клетки родителей и сам плод;

эндокринные заболевания матери, недостаточность ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода;

хронический недостаток кислорода (внутриутробная гипоксия)

родовая травма и асфиксия

– заболевания (менингит, менингоэнцефалит, возникшим как в результате нейроинфекции, так и тяжелых форм общесоматических инфекций: дизентерии, кори, скарлатины и т. д). (инфекции первых 2— 3 лет жизни)

– черепно-мозговые травмы, редко — опухоли.

Первичным дефектом при умственной отсталости является органическое поражение головного мозга. Вторичное нарушение – недоразвитие познавательной деятельности.

Недостаточность внимания (слабость его фиксации, сужение объема)

недостаточность памяти как в отношении запоминания, так и хранения и воспроизведения информации, моторика, элементарные эмоции

неустойчивость и регрессивные тенденции мышления

социальная депривация (изоляции в среде сверстников, выпадение из сферы полноценного общения, вызывают невротические наслоения, еще более тормозящие контакты с окружающими)

Задержанное психическое развитие

генетический, внутриутробный, натальный и раннее постнатальный

органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже — генетического характера

поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций,

патология беременности и родов,

хронические заболевания, инфекции, интоксикации, травмы мозга; травмы нервной системы в первые годы жизни (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера

  1. повреждения мозговых систем
  2.  речевое развитие

задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нерезкие нарушения в интеллектуальной сфере; замедление   развития   интеллектуальной сферы. недоразвитие зрительных, слуховых и моторных функций

неполноценность пространственной ориентировки

дефицитарность памяти, ее различных видов

отставание мышления

Повышенная истощаемость внимания

Поврежденное психическое развитие

генетический, внутриутробные, родовые,  послеродовые

перенесенные инфекции, интоксикации, травмы нервной системы, наследственные дегенеративные, заболевания мозга

органическая деменция;

нарушения опорно-двигательного аппарата (парезы, параличи, судорожные припадки)

нарушения механической памяти, локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. д.,

Дефицитарное психическое развитие

нарушения зрения (слепые и слабовидящие), слуха (глухие, позднооглохшие слабослышащие), речи, опорно-двигательным аппаратом (ДЦП, парезы, параличи)

родовые, генетические

слух: инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы: краснуха, корь, грипп; а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, определенная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паротиту; менингиты и менингоэнцефалиты, отиты.

зрение: инфекции, как туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, вирусные заболевания, болезни обмена веществ, интоксикации беременной матери алкоголем, лекарственными препаратами — гормональными, снотворными и т. д.). Среди постнатальных заболеваний основное место занимают острые и хронические инфекции, реже — менингиты и опухоли мозга.

нарушения зрения

слуха

речи,

опорно-двигательным аппаратом (ДЦП, парезы, параличи)

слух: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы

зрение: На уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов. Поэтому при слабовидении будут сохраняться значительно большие потенциальные возможности нервно-психического развития, чем при слепоте

Искаженное психическое развитие

ранний детский аутизм (РДА), шизофрения

генетическое,

органическое поражение мозга

первое — аутизм с аутистическими переживаниями, второе — однообразное поведение с элементами одержимости и особенностями двигательных расстройств и третье — своеобразные нарушения речи.

Наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций.

болезненная гиперстезия к обычным сенсорным раздражителям: тактильным, температурным, свету, звукам.

Дисгармоничное психическое развитие

психопатии

генетическое и экзогенно-органическое

нарушенное формирование корково-подкорковых связей

Д1 – диффузное органическое поражение коры больших полушарий головного мозга на ранних этапах онтогенеза.

Д2 – недоразвитие ВПФ (высших форм мышления, памяти, внимания, специфическое нарушение речи, моторики, эмоционально-волевой сферы, социального опыта и социальной адаптации).

Д3 – недоразвитие познавательной деятельности (дефицит любознательности, замедленное, затрудненное усвоение нового, плохая обучаемость).

грубые расстройства в эмоционально-волевой сфере, речи, мышлении и деятельности, аномалия развития.

Дети со смешанным (сложным) дефектом

например: умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т.п.

Источник

В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (М. А. Власова и М. С. Певзнер, 1967; В. В. Лебединский, 1985; В. А. Лапшин и Б. П. Пузанов, 1990;

Читайте также:  Анемия это группа клинико гематологических синдромов

О. Н. Усанова, 1995). Нет единых критериев классификации нарушений в развитии организма человека.

Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с нарушениями в развитии:

  • 1) с сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата и сен- сомоторики);
  • 2) задержкой психического развития;
  • 3) астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;
  • 4) психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональными нарушениями поведения);
  • 5) умственно отсталые (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идиотии);
  • 6) с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрении, эпилепсии, истерии и др.).

Эта классификация детей с отклонениями в развитии представлена в работе Т. А. Власовой и М. С. Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (1967).

Имеется и другая классификация детей с нарушениями в развитии, обусловленными:

  • 1) органическими нарушениями;
  • 2) функциональной незрелостью;
  • 3) психической депривацией (О. Н. Усанова, 1995).

Большой интерес представляют исследования В. В. Лебединского (1985), который дифференцировал следующие варианты психического дизонтогенеза.

  • 1. Общее стойкое недоразвитие. Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития — олигофрения.
  • 2. Задержанное развитие. Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, соматогенный, психогенный, церебральный (церебрально-органический) .
  • 3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного развития — наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг оказывается на более поздних этапах онтогенеза (после 2—3 лет). Характерная модель поврежденного развития — органическая деменция.
  • 4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нарушениями анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).
  • 5. Искаженное развитие. В данном случае наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении количества контактов, в «уходе» в свой внутренний мир.
  • 6. Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития — психопатия и патологическое формирование личности.

Наиболее пригодной для практической деятельности является классификация, предложенная В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым (1990).

1. Дети с нарушениями слуха и зрения.

Детей с нарушениями слуха делят на две группы:

  • глухие (неслышащие) дети — с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди неслышащих детей различают: а) неслышащих без речи (рано оглохших); б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (поздно оглохших). У неслышащих детей понижение слуха составляет 75—80 дБ;
  • слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но возможностью самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. У слабослышащих понижение слуха составляет 20—75 дБ.

Детей с нарушениями зрения тоже делят на две группы:

  • слепые (незрячие) дети — с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 ед. на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков);
  • слабовидящие дети — с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05—0,4 ед. (с применением очков).
  • 2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.

Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрении и деменции.

Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5—2 лет), деменция (распад психики) — на более поздних (после 1,5—2 лет). Деменция может иметь две формы: резидуальную (остаточную) и прогредиентную (прогрессирующую).

Различают три степени интеллектуального недоразвития: идиотию (самая тяжелая степень), имбецильность (средняя и более легкая по сравнению с идиотией), дебильность — наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью).

Детей с задержкой психического развития (ЗПР) дифференцируют на четыре категории: дети с ЗПР конституционного происхождения (гармонический инфантилизм); соматогенного происхождения; психогенного происхождения; церебрасте- нического характера.

  • 3. Дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты). Все виды речевых нарушений подразделяются на две группы: 1) нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание (логоневроз), дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия); нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).
  • 4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Основной контингент этой категории — дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП — заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.
  • 5. Дети со смешанным (сложным) дефектом. Например: умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухие и т. п.
  • 5. Дети с искаженным развитием психопатией (стойким дисгармоническим складом психики) и патологией влечений. Основой этого типа дизонтогенеза являются врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере, а также так называемые патологические формирования личности в результате неправильных условий воспитания. Иногда эти отклонения называют нарушениями эмоционально-волевой сферы.
  • 1. Дайте определения понятий «аномалия», «нарушенное развитие», «физический и психический недостатки».
  • 2. Перечислите причины врожденных и приобретенных нарушений в развитии человека.
  • 3. Дайте определения понятиям специальной (коррекционной) педагогики.
  • 4. Проанализируйте классификации нарушений в развитии человека.
  • 5. Охарактеризуйте основные группы детей с нарушениями в развитии.
  • 1. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В. М. Астапов. — Москва, 1994.
  • 2. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва, 2019.
  • 3. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — Москва, 1967.
  • 4. Власова, Т А. Дети с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — Москва, 1973.
  • 5. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под редакцией В. А. Сластенина. — Москва, 1999.
  • 6. Коррекционная педагогика : учебное пособие / под редакцией Б. П. Пузанова — Москва, 1998.
  • 7. Лапшин, В. А. Основы дефектологии: учебное пособие / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. — Москва, 1990.
  • 8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. — Москва, 1985.
  • 9. Специальная психология. В 2 томах : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; под редакцией В. И. Лубов- ского. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2016.
  • 10. Специальная педагогика : учебное пособие / под редакцией Н. М. Назаровой. — Москва, 2000.
Читайте также:  Синдром хронической тазовой боли при депрессии

И.Усанова, О. Н. Дети с проблемами психического развития / О. Н. Усанова. — Москва, 1995.

Источник

Г.Е. Сухарева (1965) с позиций патогенеза нарушений развития личности различает три вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие; Л. Каннер (1955) – недоразвитие и искаженно развитие.

В.В. Ковалевым (1979) выделяется два основных клинических типа психического дизонтогенеза:

1) ретардация, т.е. замедление или стойкое психическое недоразвитие,

2) асинхрония как неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации. .

Классификация нарушений психического развития у детей, созданная в русле патопсихологической науки В.В. Лебединским (1985), является одной из наиболее распространенных. Она построена на базе теоретических идей л.с. Вы готского, исследованиях Г.Е. Сухаревой, Л. Каннера, В.В. Ковалева. В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о следующих направлениях нарушений психического развития человека:

ретардация – запаздывание или приостановка всех сторон психического

развития;

дисфункция созревания – связана с морфофункциональной возрастной

незрелостью ЦНС;

повреждение развития – изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы;

асинхрония – диспропорциональность развития.

В классификации психического дизонтогенеза В.В. Лебединского выделены:

1. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего – коры больших полушарий). Поражение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов, действующих во внутриутробный, природовый периоды или в раннем детстве. Наиболее характерным примером недоразвития является самая не достраненная форма умственной отсталости – олигофрения.

Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развитие ‘возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний.

3.Поврежденное психическое развитие, представленное органической деменцией – нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер.

4. Дефицитарное психическое развитие. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостатоности анализаторных систем – зрения, слуха и мышечно-кинестетическои системы (т.е. опорно-двигательного аппарата). .

5. Искаженное психическое развитие – разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития являются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм – наиболее яркий пример этого типа нарушенного

Читайте также:  Презентация по гинекологии нейроэндокринные синдромы

6. Дисгармоническое психическое развитие, связанное с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы. К нему относятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.

Таким образом, в классификации психического дизонтогенеза В.В. Лебединского представлены три группы дизонтогений,

Первая группа – отклонения по типу ретардации (отставания): недоразвитие и задержанное развитие, что включает умственную отсталость и задержку психического развития.

Спецификой вариантов недостаточного развития является недостаточность по отношению к средне нормативному всех (тотальное, задержанное) или отдельных (парциапьное) психических функций, их базовых составляющих.

Вторая группа – по типу асинхроний (диспропорциональность): искаженное и дисгармоническое развитие, что включает ранний детский аутизм и психопатии.

Асинхронное развитие характеризуется нарушением основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как (отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей).

Третья группа – по типу повреждения (поломка, выпадение): поврежденное и дефицитарное развитие, что включает органическую деменцию и тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, речи, развитие в условиях соматических заболеваний

Основанием выделения группы поврежденного развития служит наличие повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, искажающего в первую очередь органические основы развития, а вторично (в зависимости е большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженного качества поражения и т. д.) – воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития.

На базе классификации В.В. Лебединского (1985) свою авторскую трактовку типологии отклоняющегося развития предлагают Н.Я. Семаго и ~ М. Семаго (2001). В ней отражается попытка создать систему собственных психологических показателей развития ребенка, которые определяют и в то же время отграничивают содержательное поле деятельности психолога ~

направлений работ других специалистов (логопедов, дефектологов, психиаторов).

Они выделяют три основные группы собственно психологических сидромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие, определяемых в первую очередь спецификой, последовательностью и темпом формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка.

Принципиально важным для этих исследователей является то, что квалификация актуального психического статуса, определение в ретроспектив (включая и внутриутробный период) времени и места нарушения, соотнесение ситуации развития всех ВПФ должны быть описаны не только на язык психических процессов, но и на языке нейропсихологии. Подобный подход позволяет образовать интегративный статус, дающий возможность выбрав адекватные развивающие и коррекционные программы, соответствующего характеру онтогенеза ребенка (Семаго Н.Я., Семаго М.М., 2001). Таким образом предпринимается попытка соединить патопсихологический подход критерии нейропсихологии. Дальнейшая разработка такого подхода представляется очень перспекгиеной в силу раскрывающихся возможностей структурного анализа нарушения с учетом взаимодействия ВПФ.

С развитием детской нейропсихологии наметился еще один подход к классификации нарушений развития (Л.С.Цветкова, Н.к.Корсакова, Ю. В. Микадзе, Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, А. В. Семенович, О. Н. Усанова и др). В нем анализируются варианты онтогенеза психики той части детской популяции, которую можно определить как неблагополучную, дезадаптивную относительно учебной (социальной) деятельности.

Наиболее полно нейропсихологический подход к классификации пред­

ставлен в работах А. В. Семенович (1998, 2000). Ею выделены и подробно

описаны синдромы отклоняющегося развития, которые могут служить осно­

вой для классификации нарушений. Они дифференцируются на «синдРОА1Ы

несформированности» (1) и ((синдромы дефичитаркостиь (11). Методологи’

чески подобное разделение связано с учетом степени зрелости мозговых сис­

тем и соответствия этой зрелости возрастному уровню ребенка.

1. Синдромы несформированности:

1) функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга;

2) функциональная несформированность левой Височной области;

3) функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела);

4) функциональная несформированность правого полушария мозга.

2. Синдромы дефицитарности:

1) функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга;

2) функциональная дефицитарность стволовых образований мозга, дистегенетический синдром.

нейропсихологический подход к классификации нарушений развития оказался продуктивным, потому что, во-первых, главное в нем – это знание того, какие именно составляющие психики, входящие в разные виды деятельности связаны с работой известных на сегодняшний день зон мозга. Во-вторых потому что, понимая взаимосвязь высших психических функции и

мозга, можно правильно определить механизм нарушения, а также понять, почему и конкретно как нарушена та или иная функция. Именно такое понимание является базисом научно обоснованной программы помощи ребенку.

Нейропсихологический подход к изучению отклонений в развитии в настоящее время широко востребован также и потому, что его основные принципы применимы как для изучения нормально развивающихся детей, так и для детей с отклонениями в развитии.



Источник