Клиническая картина поли х синдрома у женщин

Клиническая картина поли х синдрома у женщин thumbnail

4) Морфологический дефект органа, части органа или большого участка тела в результате внешнего препятствия или воздействия на изначально нормальный процесс развития (тератогенные факторы и нарушение имплантации)

5) Морфологический дефект органа, части органа или большого участка тела, возникший в результате приема матерью препаратов с тератогенным эффектом

Задание № 2

Вопрос:Болезнь Дауна может являться результатом:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Делеции

2) Кольцевой хромосомы

3) Триплоидии

Регулярной трисомии

5) Сбалансированной транслокации

Задание № 3

Вопрос: Метод УЗИ-диагностики состояния плода имеет следующие характеристики:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Проводится в 8-10, 16-20, 32-34 недели, 100% выявления хромосомной патологии у плода

2) Проводится в 10-14 и 20-24, 32-36 недель с целью уточнения пола плода

Проводится в 10-14, 20-24, 32-34 недели для выявления косвенных признаков хромосомной патологии и ВПР у плода

4) Проводится беременным группы высокого риска в 16-20 недель по строгим показаниям

5) Не имеет диагностической значимости в целях пренатальной диагностики

Задание № 4

Вопрос: Спорадические случаи наследственной болезни:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

Единственный случай данной болезни в родословной

2) первый случай аутосомно-доминантного заболевания в родословной

3) Пациент с наследственной болезнью, впервые обратившийся за медицинской помощью

4) Первый случай аутосомно-рецессивного заболевания в родословной

5) Пациент с наследственной болезнью, имеющий здоровых родителей

Задание № 5

Вопрос:При мультифакториальном наследовании существует следующее количественное соотношение генетических и средовых факторов:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Один ген и один средовой фактор

2) Один ген и много средовых факторов

3) Много генов и один средовой фактор

Много генов и много средовых факторов

5) Один ген при отсутствии влияния средовых факторов

Задание № 6

Вопрос:Возможными направлениями в лечении наследственных болезней обмена являются:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

Выведение токсичных метаболитов

Ограничение поступления субстрата

Восполнение недостающего продукта

Фермент-заместительная и фермент-индуцирующая терапия

Генотерапия

Задание № 7

Вопрос:Тип связи множественных врожденных пороков развития, известный как следствие, представляет собой:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Устойчивое сочетание двух и более не индуцированных друг другом пороков развития в разных системах органов

2) Неслучайное сочетание нескольких пороков и аномалий развития со статистическим типом связи

Комплекс пороков развития, возникающий вследствие действия одного врожденного порока или физического фактора, который вызывает каскад вторичных нарушений

4) Множественные пороки развития, вызванные одновременным действием нескольких внешнесредовых факторов

5) Сочетание нескольких пороков развития, описанных у жителей определенной географической зоны

Задание № 8

Вопрос: Кариотип – это:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Совокупность всех генов определенного биологического вида

Набор хромосом соматической клетки

3) Набор генов, определяющий развитие фенотипического признака или ряда признаков организма

4) Тринуклиотидная последовательность в составе ДНК и мРНК, кодирующая определенную аминокислоту

5) Наличие двух одинаковых аллелей в одном локусе

Задание № 9

Вопрос:Основной целью проспективного медико-генетического консультирования является:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

Определение риска возникновения наследственного или врожденного заболевания в семье до наступления беременности или в первом триместре

2) Определение прогноза здоровья ребенка и риска появления заболевания у последующих детей в семье, где есть больные дети

3) Выбор наиболее эффективного способа периконцепционной профилактики

4) Определение наиболее оптимального метода инвазивной пренатальной диагностики

5) Проведение кариотипирования

Задание № 10

Вопрос:Положения, характеризующие аутосомно-доминантный тип наследования

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Родители пробанда фенотипически здоровы, но аналогичные заболевания встречаются у сибсов

2) Сын никогда не унаследует заболевание от отца

У больного члена семьи хотя бы один из родителей болен

4) Высокая частота кровнородственных браков

5) Заболевание чаще встречается у мужчин

Задание № 11

Вопрос: Частота наследственных и врожденных заболеваний среди новорожденных составляет:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 0,1-1%

2) 3-3,5%

3) 9-10%

4) 5-5,5%

5) 10-15%

Задание № 12

Вопрос:Продуктами генов могут быть:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) ДНК

Ферменты и структурные белки

3) АТФ

4) глюкоза

РНК

Задание № 13

Вопрос: К основным методам диагностики митохондриальных болезней относят

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Цитогенетические молекулярно-цитогенетические

2) Молекулярно-генетические и близнецовый метод

Морфологические и биохимические

4) Биохимические и цитогенетические

5) Метод дерматоглифики популяционно-статистический метод

Задание № 14

Вопрос:При определении повышенных показателей Скрининга 1 поводят следующие мероприятия:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Направляют семью в учреждения медико-генетической службы федерального уровня для уточнения диагноза

2) Назначают уточняющую ДНК-диагностику

3) Активно наблюдают до развития клинических симптомов и затем начинают патогенетическую терапию

Назначают повторное определение этих же показателей

5) Проводят цитогенетическое исследование.

Задание № 15

Вопрос: Болезнями, обусловленными генными мутациями, являются:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Синдром Дауна

2) Синдром Кернса-Сейра

3) Сахарный диабет

Муковисцидоз

5) Синдром «кошачьего крика»

ПРИЧИНОЙ ХРОМОСОМНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ МОГУТ БЫТЬ:

A. изменения числа хромосом+++

B. нарушение обмена аминокислот

C. нарушения структуры хромосом++++

D. влияние факторов внешней среды

E. индивидуальные особенности организма

НОРМА СОДЕРЖАНИЯ ФЕНИЛАЛАНИНА В КРОВИ ПРИ НЕОНАТАЛЬНОМ СКРИНИНГЕ:

A. до 2 мг/дл++++

B. 4 мг/дл

C. 8 мг/дл

D. 10 мг/дл

E. 20 мг/дл

ОСНОВНЫМ БИОХИМИЧЕСКИМ ПРИЗНАКОМ ФЕНИЛКЕТОНУРИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ:

A. ванилилминдальной кислоты

B. диоксифенилуксусной кислоты

C. дигидроксифенилэтанола

D. фенилпировиноградной кислоты +++

E. фитановой кислоты

УКАЖИТЕ ПРИЗНАК, ХАРАКТЕРНЫЙ ДЛЯ МИТОХОНДРИАЛЬНОГО ТИПА НАСЛЕДОВАНИЯ:

A. болезнь передается только от матери++++

B. заболевание чаще встречается у мужчин

C. больные женщины передают заболевание половине детей

D. у пораженных отцов 50% детей больные

E. болезнь передается только от отца

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ МЕДИКОГЕНЕТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:

A. проведение кариотипирования

B. определение метода инвазивной пренатальной диагностики

C. определение риска рождения больного ребенка+++

D. выбор эффективного способа периконцепционной профилактики

E. определение группы здоровья ребенка

СОСТОЯНИЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ОДНОВРЕМЕННЫМ НАЛИЧИЕМ В ОРГАНИЗМЕ КЛЕТОЧНЫХ КЛОНОВ С РАЗНЫМ КАРИОТИПОМ, НАЗЫВАЮТ:

A. геномный импринтинг

B. анеуплоидия

C. гетероплоидия

D. хромосомные аберрации

E. мозаицизм+++

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПОЛИ-Х СИНДРОМА У ЖЕНЩИН ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

A. бесплодием

Читайте также:  У эвелины бледанс родился с синдромом дауна

B. множественными пороками развития

C. дисменореей +++

D. крыловидными складками на шее

E. сохранением фертильностью+++

ПОРАЖЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ НАСЛЕДСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ ОБМЕНА У ДЕТЕЙ СВЯЗАНО:

A. с нарушением мозгового кровообращения

B. с эндокринными нарушениями

C. с токсическим повреждением продуктами обмена+++

D. с гипоксическим повреждением нейрона

E. с изменением клеточной проницаемости

К МОЛЕКУЛЯРНО-ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИМ МЕТОДАМ ДИАГНОСТИКИ ОТНОСЯТ:

A. метод ПЦР

B. кариотипирование

C. хроматографию

D. блотгибридизацию

E. метод FISH+++

В ОСНОВУ КЛАССИФИКАЦИИ НАСЛЕДСТВЕННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, УЧИТЫВАЮЩЕЙ ИХ ГЕНЕТИЧЕСКУЮ ПРИРОДУ, ПОЛОЖЕНЫ ОСОБЕННОСТИ:

A. генных мутаций+++

B. хромосомных мутаций +++

C. количественных изменений хромосом+++

D. клинических проявлений

E. точковых мутаций+++

ПОЛИСИСЕМНОСТЬ ПОРАЖЕНИЯ ПРИ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОБУСЛОВЛЕНА:

A. плейотропным действием гена+++

B. изолированным влиянием множественных факторов внешней среды

C. вариабельной экспрессивностью гена

D. сегрегацией симптомов заболевания в семье

E. вырожденностью генетического кода

ПОЛИПЛОИДИЯ-ЭТО:

A. кратное увеличение числа хромосом в наборе++++

B. увеличение количества пальцев

C. неравное изменение хромосом в наборе

D. отсутствие одной хромосомы в наборе

E. добавочная хромосома в наборе

ПРИ СИНДРОМЕ ШЕРЕШЕВСКОГО-ТЕРНЕРА КАРИОТИП БОЛЬНОГО:

A. 46, XX

B. 45, ХО++++

C. 47, XXY

D. 47, ХХХ

E. 46, XY

СКРИНИНГ НА АДРЕНОГЕНИТАЛЬНЫЙ СИНДРОМ ОСНОВАН НА ОПРЕДЕЛЕНИИ:

A. 17-гидроксипрогестерона+++

B. АКТГ

C. андрогенов

D. 21-гидроксилазы

E. электролитов (Na, К)

К ВРОЖДЕННЫМ ПОРОКАМ РАЗВИТИЯ ОТНОСЯТ:

A. агенезию+++

B. атрезию+++

C. гипоплазию+++

D. макроглоссию

E. эпикант



Источник

Синдром фрагильной Х-хромосомы (ломкой Х-хромосомы, ФХС, FRAX-А, синдром Мартина-Белла) – клиника, диагностика

Синдром фрагильной Х-хромосомы (синдром ломкой Х-хромосомы) (ФХС, иногда упоминается в литературе как «FRAX-А» и синдром Мартина-Белла) представляет собой сочетание соматических и поведенческих характеристик, связанных с фрагильным участком (и локусом гена) длинного плеча Х-хромосомы в области Xq27.3, который обнаруживается только в культуре с умеренным дефицитом фолата.

Данное заболевание является второй после синдрома Дауна причиной задержки умственного развития с коэффициентом IQ менее 50 и наиболее частой причиной семейных случаев умственной отсталости и предпосылкой для развития различных поведенческих проблем, включая аутизм и синдром гиперактивности (Percy et al., 1990; Reiss и Freund, 1990; Hagerman и Hagerman, 2002).

У многих пациентов отмечаются специфические нарушения речи, языковых навыков, поведения и социальных навыков. «Беспорядочная» речь является характерным признаком (Hanson et al., 1986). Типичны гиперактивность и дефицит внимания, а аутизм выявляется в 23% случаев (Bregman et al., 1987; Thake et al., 1987; Vieregge и Froster-Iskenius, 1989). Тем не менее, поведенческий фенотип отличается от проявлений аутизма, вызванного другими причинами, а гиперактивность может быть особенно ярко выражена (Baumgardner et al., 1995; Hagerman et al., 2005). Женщины, являющиеся носителями полной мутации одной из Х-хромосом, обычно имеют нормальный фенотип.

Приблизительно в 35% случаев отмечается задержка умственного развития, обычно легкая, а у 15% пациенток отмечается пограничный уровень интеллекта, сложности в обучении или и то и другое (Kemper et al., 1986). Таким образом, ФХС является важной причиной легкой задержки умственного развития у женщин. Кроме того, приблизительно у 10% женщин с нормальным интеллектом, являющихся носительницами патологической хромосомы, могут отмечаться психиатрические заболевания, в особенности аффективное или шизоидное расстройство (Reiss и Freund, 1990).

а) Патогенез. Синдром вызван увеличением «нормального» количества дупликаций тринуклеотида ЦГГ на участке Xq27.3 гена FMR1, кодирующего белок FMRR Имеются сообщения о развитии премутации при наличии более 55 повторов (51-54 повтора—пограничное число), а полная мутация отмечается, когда количество повторов превышает 200. Передача синдрома от мужчин без симптомов заболевания предполагает наличие премутаций, связанных с повтором 55-200 копий. Премутация имеет тенденцию к стабильности в процессе сперматогенеза, но часто превращается в полную мутацию в процессе овогенеза; таким образом, дочери мужчин-носителей всегда являются носительницами только премутации, в то время как у детей женщин-носительниц часто развивается клинически выраженная форма заболевания. У мужчин с полной мутацией практически всегда отмечается задержка умственного развития, в то время как у женщин это осложнение встречается лишь в 30-50% случаев и по сравнению с мужчинами менее выражено (Staley et al., 1993).

Выявление фрагильного участка возможно только в 30-50% случаев. Присутствие полной мутации препятствует трансляции гена в белок (в результате метилирования) (Knight et al., 1993). Отсутствие гена FMRP в редких случаях регистрируется у пациентов без увеличения количества тринуклеотидов, а с множественными делециями или точечными мутациями гена FMR1 (Hirst et al., 1995). Зарегистрированы редкие случаи, когда у мужчин с полной мутацией сохранялись нормальные когнитивные способности (Smeets et al., 1995). Ген FMRP экспрессирован во многих тканях, с особым изобилием в нейронах. Его содержание у лиц с премутациями остается нормальным (Devys et al., 1993). Функции гена FMRP до сих пор до конца не изучены.

Полная мутация гена может стать причиной аутизма, неспособности к обучению, тревожных расстройств и задержки умственного развития. Имеются данные о том, что аутизм также встречается у молодых мужчин, являющихся носителями премутантных аллелей. В ходе одного из недавних исследований было продемонстрировано, что приблизительно у 30% пациентов с ФХС отмечается аутизм; среди пациентов с аутизмом (по сравнению с пациентами только с ФХС) выявляются более низкие когнитивные способности, более выраженные проблемы с речью и отклонения поведения.

Другие отклонения, связанные с премутантными формами гена, включают «синдром тремора-атаксии» (ФХТАС) среди пожилых мужчин и в редких случаях у женщин и преждевременную недостаточность яичников (Hagerman et al., 2005).

У пациентов с синдромом фрагильной Х-хромосомы (ФХС) отмечается нарушение регуляции путей, связанных с метаботрофным рецептором глутамата-5; считается, что данное нарушение метаболизма обусловливает характерный фенотип.

Неврологические и психические отклонения при синдроме ломкой Х-хромосомы

б) Распространенность. Синдром фрагильной Х-хромосомы (ФХС) (полная мутация ДНК) встречается с частотой приблизительно 1:4000 (среди мужчин) и 1:8000 (среди женщин), но учитывая, что исследования ДНК населения в целом не проводились, невозможно сделать вывод о достоверности данных сведений (Hagerman и Hagerman, 2002). Носительство премутаций отмечается с частотой 1:750-1000 мужчин и 1:250-350 женщин. С учетом того, что не у всех носителей фрагильной Х-хромосомы уровень IQ ниже 70, и они (не всегда) могут иметь лишь незначительные проблемы с учебой без гендерных различий, истинная распространенность ФХС (полной мутации и премутации с клинически значимыми отклонениями), вероятно, выше.

У большинства мужчин с полной мутацией отмечаются отклонения от умеренной до тяжелой степени выраженности, в то время как у женщин проявления заболевания имеют менее выраженный характер, тем не менее, около трети пациенток имеют коэффициент IQ менее 70.

Распространенность ФХС среди детей с трудностями в обучении от умеренной до тяжелой степени выраженности и без специфических дисморфических проявлений варьирует от 2% до 10% (Slaney et al., 1995).

в) Диагностика. Диагноз синдрома фрагильной Х-хромосомы (ФХС) можно предположить на основании фенотипа; диагноз легко установить в постпубертатном периоде у мальчиков и затруднительно в препубертатном периоде у мальчиков и у девочек-носительниц, без типичных соматических изменений. Крупные уши и макроорхизм, напротив, часто не связаны с фрагильной Х-хромосомой (Hagerman, 1987). Семейный анамнез задержки умственного развития показателен, но обнаруживается только в трети случаев (Simko et al., 1989).

Исследования ДНК в настоящее время надежны и оправдывают затраты (Rousseau et al., 1991, 1994; Oostra et al., 1993; Wang et al., 1993; Hagerman и Hagerman, 2002a). Экспресс-метод реакции антител, позволяющий выявить ген FMRP в лимфоцитах, был предложен в качестве скрининга для выявления полной мутации (Willemsen et al., 1995).

Пренатальная диагностика синдрома фрагильной Х-хромосомы (ФХС) возможна с использованием культуры амниотических клеток или клеток ворсин хориона и методом анализа ДНК. Тем не менее, возникают этические проблемы, так как только у некоторых носителей мутации (особенно среди женщин) в дальнейшем разовьется заболевание. В настоящее время рассчитана (Weaver и Sherman, 1987) вероятность задержки умственного развития у детей больных родителей, но точные рекомендации остаются затруднительными.

Неврологические и психические отклонения при синдроме ломкой Х-хромосомы
Синдром фрагильной Х-хромосомы: удлиненное лицо, большие уши, прогнатизм.

Общее развитие тела адекватное, но отмечается увеличение яичек.

г) Клинические проявления. Заболевание легче выявить у подростков, чем у детей в препубертатном возрасте. Наиболее важными проявлениями являются отсутствие замедленного физического развития, типично связанного с многими причинами умственной отсталости и, в особенности, нормальная или увеличенная окружность головы, вытянутое лицо с выступающей челюстью и макроорхизм (Но et al„ 1989).

Классические проявления в виде вытянутого узкого лица и выступающих ушей часто незаметны в препубертатном периоде, хотя иногда бывают ярко выражены у молодых мужчин с ФХС. У взрослых женщин с полной мутацией часто отмечаются такие же изменения лица, но многие из них выглядят более «нормально», по сравнению с мужчинами. Макроорхизм отмечается приблизительно у трети мальчиков с ФХС и более чем у 90% взрослых мужчин. Другие частые изменения включают повышенную подвижность суставов пальцев, два сустава на первом пальце руки, плоские стопы, мягкую кожу, мышечную гипотонию, шум или дополнительный тон сердца (часто связанный с пролапсом митрального клапана или расширением корня аорты), косоглазие и высокое небо различной степени выраженности. В детском возрасте чрезвычайно часто встречается рецидивирующий средний отит, особенно по сравнению со здоровыми сибсами и детьми в общей популяции.

В препубертатном возрасте у детей выявляются только следующие признаки: большая голова, большие уши и высокое небо. Помочь в установлении диагноза может также обнаружение повышенной гибкости суставов и мягкие уши. Несмотря на отсутствие макроорхизма у пациентов раннего возраста, в 15-50% случаев отмечается некоторое увеличение яичек (Simko et al., 1989).

Типичные соматические проявления синдрома фрагильной Х-хромосомы (ФХС) представлены в таблице ниже.

Задержка умственного развития при синдроме фрагильной Х-хромосомы (ФХС) обычно выражена слабо или умеренно, но с тенденцией к утяжелению в подростковом и взрослом возрасте (Borghgraef et al., 1987; Hagerman, 1987,1989; Wisniewski et al., 1989). У большинства мужчин по результатам стандартных тестов уровень IQ составляет менее 70 (чаще всего 35-40), но часть пациентов обладает нормальным или низко нормальным коэффициентом IQ. Вербальные навыки обычно превосходят способность к выполнению заданий и зрительно-пространственные навыки.

Эпилепсия является достаточно частым проявлением и встречается в 15-25% случаев (Hagerman и Hagerman, 2002). Приступы часто имеют сложный парциальный характер, относительно доброкачественны и склонны к разрешению в подростковом возрасте, тем не менее, изредка отмечаются тяжелые и сложные случаи эпилепсии. Существует гипотеза о возможной связи припадков с аномалиями червя мозжечка, выявляемыми при ФХС.

В подавляющем большинстве случаев у мужчин отмечаются явные признаки социальной дисфункции. Практически у всех мужчин присутствуют проявления аутизма, но лишь у немногих развивается полный синдром аутизма в сочетании с задержкой умственного развития или без нее. Фрагильная Х-хромосома наиболее распространена среди известных причин аутизма. Часто (приблизительно у половины мальчиков с полной мутацией) встречается гиперкинетический синдром в сочетании с аутизмом или без него, обычно с аутистическими проявлениями (Sullivan et al., 2006). Показатели когнитивных функций при ФХС отличаются от встречающихся при низкофункциональном аутизме, но достаточно часто соответствуют таковым при высокофункциональном аутизме и синдроме Аспергера. Некоторые авторы описывают сочетание синдрома Аспергера и синдрома фрагильной хромосомы (Hagerman, 1989).

Некоторые варианты поведения, наиболее часто встречающиеся у пациентов мужского пола, включают избегание зрительного контакта, оборонительное поведение при прикосновении и социальную самоизоляцию (в возрасте от 0 до 2 лет); избегание зрительного контакта и приветственного поведения (отворачивание головы и тела при приветствии других людей), застенчивость, двигательные стереотипии различных видов и гиперактивность (в возрасте 3-4 лет); эхолалия, беспорядочная речь, «нервная непоседливость», хлопанье в ладоши, стереотипное махание вещами, кусание запястья или суставов пальцев, избегание зрительного контакта и приветственного поведения вместо стремления к социальной близости и заинтересованности в других людях (в возрасте 5-8 лет); сохраняющаяся застенчивость, избегание зрительного контакта и «нервозность», часто также привязанность к определенным вещам или людям на фоне общей картины умеренной задержки умственного развития с быстрой, беспорядочной речью с эхолалиями (очень часто отмечается разговор полушепотом, «нервный» смех) (в возрасте 9-12 лет); сохраняющиеся отклонения, часто усиливающиеся различными проблемами, связанными с началом пубертатного периода, включая трансвестизм, гипервозбудимость, самодеструктивное поведение и проблемы с одеждой (в связи с большим размером гениталий) (в возрасте 13-20 лет).

В пубертатном периоде часто отмечается остановка когнитивного развития или даже ухудшение когнитивных функций.

Сходная клиническая картина изредка отмечается у больных женщин, но в основном отклонения менее выраженные. У небольшого количества пациентов выявляется резко выраженный аутизм, а застенчивость и избегание зрительного контакта являются достаточно частыми проявлениями даже среди относительного большого числа больных без существенных отклонений. От трети до половины женщин с ФХС имеют различные варианты проблем обучения, которые варьируют от дислексии до легкой/умеренной задержки умственного развития. Имеются единичные сообщения о развитии шизоаффективного психоза у некоторых молодых женщин с фрагильной Х-хромосомой (Hagerman, 1989). У некоторых из этих женщин до развития психоза отмечались относительно небольшие проблемы в обучении, но с другой стороны, у них, по крайней мере, внешне, не выявлялось каких-либо проблем.

Фенотип фрагильной Х-хромосомы также сочетается с синдромом тремора и атаксии (ФХТАС), который представлен тремором, атаксией, периферической поли-нейропатией и когнитивным дефицитом. Обычно отмечается значимая атрофия головного мозга и поражение белого вещества. ФХТАС развивается после подросткового возраста у мужчин (в отдельных случаях у женщин), имеющих премутации. Считается, что данный синдром связан с увеличением уровня аномальной информационной РНК гена FMR1. Имеющаяся в настоящее время информация в сочетании с недавно полученными сведениями о связи выраженности нейропатии (количества внутриядерных включений) и размера премутационного аллеля, подтверждает, что нейродегенеративный фенотип при ФХТАС является следствием распространенности повторов тринуклеотида ЦГГ (Cohen et al., 2006).

Получены убедительные доказательства взаимосвязи премутации гена FMR1 и нарушения функции яичников с потерей фертильности (Wittenberger et al., 2007). Токсическое действие информационной РНК гена FMR1, кодирующей патологический белок, может являться причиной повреждения функции яичников. У женщин с преждевременной недостаточностью яичников отмечается повышенный риск наличия премутации гена FMR1; их информируют о возможности обследования на наличие фрагильной X-хромосомы. Специалисты по репродуктивной медицине могут обеспечить адекватные условия для разъяснения роли обследования на премутацию гена FMR1, создать условия для проведения и своевременно направлять пациенток на генетическую консультацию.

Неврологические и психические отклонения при синдроме ломкой Х-хромосомы

д) Лечение. В настоящее время специфического лечения синдрома фрагильной Х-хромосомы не существует (Hagerman, 1989). Некоторыми врачами использовалась фолиевая кислота (0,5-1,5 мг/кг, дважды в сутки), но эффективность сомнительна. В некоторых отчетах предполагается положительное воздействие фолиевой кислоты на симптомы аутизма, как минимум при назначении в дошкольном возрасте, но после пубертатного периода данный препарат оказывает незначительное отрицательное воздействие или не действует. Многие авторы использовали стимуляторы для подавления гиперактивности (в дозах, рекомендованных детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью независимо от этиологии) и отмечали благоприятные или хорошие результаты (Hagerman и Hagerman, 2002). Ингибиторы обратного захвата серотонина могут быть эффективны в отношении тревожности, депрессивного настроения и раздражительности, но при применении необходим строгий контроль из-за возможности усиления импульсивности и агрессивного поведения.

е) Другие, связанные с Х-хромосомой синдромы, с задержкой умственного развития. ФХС объясняется только 50% случаев преобладания задержки умственного развития среди мальчиков. Описано множество других более или менее идентифицированных синдромов связанной с Х-хромосомой задержки умственного развития (Opitz et al., 1986). Некоторые пациенты с анэуплоидией половых хромосом имеют трудности в обучении и другие нервно-психические отклонения. Данные заболевания описаны ниже.

1. FRAX-E. В некоторых случаях выявляется второй тип синдрома фрагильной Х-хромосомы (FRAX-E), вызванный распространением повторов тринуклеотида ГЦЦ в области Xq28, 600 тысяч нуклеотидов после гена FMR1 (Flynn et al., 1993). Задержка умственного развития обычно имеет слабо выраженный характер, а во многих случаях полностью отсутствует.

2. FRAX-F. Зарегистрирован третий вариант фрагильной Х-хромосомы (FRAX-F), который также связан с распространением повторов тринуклеотидов и может сочетаться с задержкой умственного развития и припадками (Hirst et al., 1993).

3. Синдром Ренпеннинга. Синдром Ренпеннинга, изначально считавшийся одним из клинических вариантов ФХС, характеризуется задержкой умственного развития от умеренной до тяжелой степени выраженности, легкой микроцефалией, низкорослостью и нормальным строением хромосом (Archidiacono et al, 1987).

4. Синдром Юберга-Марсиди. Данный редкий синдром включает такие проявления как задержка роста, глухота и микрогенитализм (Juberg и Marsidi, 1980).

ж) Другие варианты рецессивных сцепленных с Х-хромосомой синдромов с задержкой умственного развития. Рецессивные сцепленные с Х-хромосомой синдромы с задержкой умственного развития были зарегистрированы также в сочетании с избыточным ростом тела (Golabi и Rusen, 1984), грубыми чертами лица, низкорослостью, макроорхизмом (Atkin et al., 1985) и прогрессирующими сложными неврологическими нарушениями (Schimke et al., 1984; Pfeiffer и Steffann, 1985). У родственников (мужского пола) пациентов со сцепленным с Х-хромосомой стенозом водопровода может отмечаться задержка умственного развития от умеренной до тяжелой степени выраженности, не сочетающаяся с гидроцефалией (Willems et al., 1987), иногда сопровождающаяся параплегией, приведенными первыми пальцами кистей и нарушениями речи (синдром задержки умственного развития-афазии-шаркающей походки-приведенных первых пальцев кистей). Сцепленная с Х-хромосомой глухота вследствие поражения слухового нерва, атрофия зрительного нерва и деменция могут быть проявлениями специфического рецессивного сцепленного с Х-хромосомой синдрома (Jensen 1981).

– Также рекомендуем “Синдром Гольденхара – клиника, диагностика”

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 4.12.2018

Оглавление темы “Наследственные синдромы в неврологии.”:

  1. Генетические причины неврологических и умственных отклонений
  2. Синдром Ангельмана (синдром счастливой марионетки) – этиология, клиника, диагностика
  3. Синдром Корнелии де Ланге (синдром Брахмана де Ланге, синдром дегенеративного нанизма амстердамского типа) – этиология, клиника, диагностика
  4. Синдром Ди Джорджи (вело-кардио-фациальный синдром, синдром делеции 22q11) – этиология, клиника, диагностика
  5. Синдром Дауна (трисомия 21-й хромосомы) – этиология, клиника, диагностика
  6. Трисомия 13-й хромосомы (синдром Патау) – клиника, диагностика
  7. Трисомия 18-й хромосомы (синдром Эдвардса) – клиника, диагностика
  8. Трисомия 8-й хромосомы – клиника, диагностика
  9. Синдром фрагильной Х-хромосомы (ломкой Х-хромосомы, ФХС, FRAX-А, синдром Мартина-Белла) – клиника, диагностика
  10. Синдром Гольденхара – клиника, диагностика

Источник

Читайте также:  Упражнение для развития детей с синдромом дауна