Код по мкб для школьников

Код по мкб для школьников thumbnail

Код по мкб для школьников

В 2018 году отделом образовательных проектов и развития кадрового потенциала НИИОЗММ ДЗМ был организован цикл повышения квалификации «Правила кодирования заболеваемости и смертности населения. Международная классификация болезней (МКБ-10)». В июне состоялся второй курс из запланированных в этом году. О том, как должна собираться медицинская статистика, зачем врачам нужны дополнительные знания в этой области и почему существуют несоответствия в интерпретации полученных результатов, мы поговорили с преподавателем курса, ведущим научным сотрудником ЦНИИОИЗ Минздрава России, доктором медицинских наук Давидом Вайсманом.

– Что представляет собой МКБ-10? Зачем потребовалось создание международной классификации?

– Прежде всего для унификации имеющейся информации. Лечебный процесс должен быть зафиксирован статистически. Для того чтобы перевести диагнозы в статистические коды и полученные результаты были сопоставимы между разными странами, Всемирной организацией здравоохранения и была разработана Международная классификация болезней (МКБ). Первый такой документ появился в начале XIX века. Каждые десять лет МКБ обновляется, сейчас действует 10-й пересмотр классификации. В Российской Федерации классификация была внедрена в практику здравоохранения с 1 января 1999 года, и в соответствии с приказом Минздрава России является нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению во всех субъектах Российской Федерации.

Необходимо отметить, что не все страны одинаково пользуются международной классификацией, кто-то еще руководствуется 9-й редакцией документа. В ближайшее время планируется 11-й пересмотр МКБ, но это полностью электронный документ, и для работы с ним требуется автоматизация всех процессов в медицине – создание электронных сетей, специальных рабочих мест, чего у нас пока еще нет.

Последняя редакция классификации достаточно универсальна и построена таким образом, что ее структура позволяет вносить дополнения без полного пересмотра документа. Всемирная организация здравоохранения ежегодно вносит изменения в МКБ-10, часто они бывают достаточно существенными, и отдельные новые правила кодирования и выбора первоначальной причины смерти направляются в регионы письмами Минздрава России. Но, к сожалению, мы сильно отстаем в этом аспекте от других развитых стран мира. Второе издание МКБ-10 в России только готовится, в то время как в англоязычном варианте уже существует пять версий этого документа.

– Кто должен заниматься сбором такой информации?

– В Российской Федерации функции по сбору статистической информации возложены на врачей. На мой взгляд, это является изначально неверным решением. Основная задача клинициста заключается в том, чтобы лечить пациента. У него нет достаточных знаний и навыков для подобного рода деятельности. Ведь международная классификация болезней – это не просто перечень диагнозов с кодами, а целая наука, которой нужно серьезно обучаться.

За рубежом сбором, обобщением и анализом статистической информации по заболеваемости и смертности занимается специальная служба, в штате которой работают кодировщики. Существуют автоматизированные системы регистрации соблюдения правил МКБ. В России такая система также создана, но она пока широко не используется в регионах, и сбор статистической информации производится по старинке вручную, при этом основываются в большей степени на субъективных оценках. Поэтому, когда мы начинаем сравнивать наши данные с международными показателями, к сожалению, очень часто они оказываются несопоставимыми.

– В чем заключаются основные сложности при сборе и обработке статистических данных?

– Выбирая посмертный диагноз в качестве первоначальной причины, врач руководствуется своей профессиональной логикой, но это неправильно в части достоверности статистики. Самый сложный раздел классификации – статистика смертности. Наиболее показательный пример, свидетельствующий о различных подходах к оценке состояния пациента и кодированию причин смерти (несмотря на единые для всех правила, описанные в МКБ), – показатели смертности от болезней системы кровообращения.

Читайте также:  Аномалия развития сердца код по мкб

В Российской Федерации в структуре смертности эти заболевания превалируют и ранее составляли 55 %, а по последним данным – 48 %. Для сравнения: во всем мире этот показатель не превышает 30–35 %. Такое расхождение в данных в большей степени обусловлено не истинной картиной заболеваемости, а погрешностями в статистике. У нас в стране изначально неверно трактуют первоначальную причину смерти пациента, который на самом деле умирает совсем от других заболеваний. Таким образом, недостоверная медицинская статистика искажает истинную картину заболеваемости и смертности в стране. В этой связи основная задача на сегодняшний день – обучить врачей основам этой деятельности.

– Расскажите, пожалуйста, о самом курсе. Как строился образовательный процесс, какие специалисты приняли в нем участие?

– Когда я начинаю курс, то всегда знакомлюсь с его слушателями. Состав участников курса был достаточно разноплановым: руководители отделений стационаров и поликлиник, врачи-статистики, всего в нем приняли участие 40 слушателей. Очень важно, чтобы полученные знания были отработаны на практике, поэтому учебная программа была построена таким образом, чтобы в ней сочетались в равной степени теоретическая и практическая части.

Слушатели приобрели навыки правильного кодирования, выбора первоначальной причины смерти и правильного оформления медицинских свидетельств о смерти. Все это поможет им в дальнейшей работе для повышения достоверности статистических показателей, с одной стороны, и даст в руки организаторов здравоохранения необходимую, и, что важно, достоверную информацию для принятия соответствующих управленческих решений – с другой.

– Что вызывает в ваших лекциях наибольший отклик и интерес со стороны слушателей?

– Трудно выделить какой-то отдельный раздел, поскольку этот цикл совершенно уникальный. Дело в том, что получить знания по МКБ-10 сегодня практически негде – этому не учат ни в институтах, ни на циклах повышения профессиональной квалификации. Это тот пробел, который мы восполняем. И я всегда предупреждаю слушателей, что им придется перестроить свое мышление, отвлечься от укоренившихся понятий и руководствоваться не личным опытом и знаниями, которые, конечно, необходимы клиницистам в их лечебной деятельности, а определенным жестким алгоритмом, четко выполняя правила классификации. Только так можно получить действительно объективную информацию по заболеваемости и смертности.

Конечно, обучить всех врачей основам статистики не предоставляется возможным, да это и не нужно. Достаточно, чтобы в каждой медицинской организации был ответственный за кодирование и выбор первоначальной причины смерти. Это может быть любой клиницист (начмед, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, врач-статистик или патологоанатом), который возьмет на себя эти функции. В рамках образовательного курса мы как раз и готовим таких специалистов.

Автор: Ирина Степанова
Источник: Газета “Московская медицина”

Источник

Аллергический ринит у детей

Республиканский центр развития здравоохранения

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

МКБ-10: Аллергический ринит неуточненный (J30.4), Аллергический ринит, вызванный пыльцой растений (J30.1), Другие аллергические риниты (J30.3), Другие сезонные аллергические риниты (J30.2)

Раздел медицины: Аллергология детская, Оториноларингология детская, Педиатрия

Аллергия к белкам коровьего молока у детей

Республиканский центр развития здравоохранения

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

МКБ-10: Аллергический и алиментарный гастроэнтерит и колит (K52.2), Аллергия неуточненная (T78.4), Дерматит, вызванный съеденной пищей (L27.2), Другие атопические дерматиты (L20.8), Другие неблагоприятные реакции, не классифицированные в других рубриках (T78.8), Другие проявления патологической реакции на пищу (T78.1), Крапивница (L50)

Раздел медицины: Аллергология детская, Гастроэнтерология детская, Дерматология детская, Педиатрия

Атопический дерматит у детей

Республиканский центр развития здравоохранения

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

МКБ-10: Атопический дерматит неуточненный (L20.9), Другие атопические дерматиты (L20.8)

Раздел медицины: Аллергология детская, Дерматология детская, Педиатрия

Аутоиммунный гепатит у детей

Республиканский центр развития здравоохранения

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

МКБ-10: Другие хронические гепатиты, не классифицированные в других рубриках (K73.8), Хронический активный гепатит, не классифицированный в других рубриках (K73.2)

Раздел медицины: Гастроэнтерология детская, Педиатрия

Облачная МИС “МедЭлемент”

Облачная МИС “МедЭлемент”

Болезнь “кленового сиропа” у детей

Республиканский центр развития здравоохранения

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

МКБ-10: Болезнь кленового сиропа (E71.0)

Раздел медицины: Орфанные заболевания, Педиатрия

Болезнь Гоше у детей

Республиканский центр развития здравоохранения

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

МКБ-10: Другие сфинголипидозы (E75.2)

Раздел медицины: Неврология детская, Орфанные заболевания, Педиатрия

Болезнь Помпе

Республиканский центр развития здравоохранения

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

Альтернативное название: Гликогеноз II типа

МКБ-10: Болезни накопления гликогена (E74.0)

Раздел медицины: Орфанные заболевания, Педиатрия

Бронхиальная астма у детей

Республиканский центр развития здравоохранения

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

МКБ-10: Астма (J45), Астматический статус [status asthmaticus] (J46)

Раздел медицины: Аллергология детская, Педиатрия, Пульмонология детская

Бронхолегочная дисплазия

Республиканский центр развития здравоохранения

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

МКБ-10: Бронхолегочная дисплазия, возникшая в перинатальном периоде (P27.1)

Раздел медицины: Неонатология, Педиатрия, Пульмонология детская

Мобильное приложение “MedElement”

  • Профессиональные медицинские справочники. Стандарты лечения
  • Коммуникация с пациентами: онлайн-консультация, отзывы, запись на приём

Скачать приложение для ANDROID / для iOS

Мобильное приложение “MedElement”

  • Профессиональные медицинские справочники
  • Коммуникация с пациентами: онлайн-консультация, отзывы, запись на приём

Скачать приложение для ANDROID / для iOS

Лечение за рубежом

Пройти лечение в Корее, Израиле, Германии, США

Бронхоэктазы у детей

Республиканский центр развития здравоохранения

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

МКБ-10: Бронхоэктазия (J47), Врожденная бронхоэктазия (Q33.4)

Раздел медицины: Педиатрия, Пульмонология детская

Наверх

Источник

МКБ-10.

Памятка для специалиста ПМПК

  (F70-F79) – Умственная отсталость

Умственная отсталость – (интеллектуальная недостаточность)

F70 – умственная отсталость легкой степени

F71 – умственная отсталость умеренная

F72 – умственная отсталость тяжелая

F73 – умственная отсталость глубокая

F78 – другие формы умственной отсталости

F79 – умственная отсталость неуточненная

Примечание. Для удобства работы с методическими рекомендациями психолого-педагогическое описание нарушений развития у ребенка выделено курсивом. Психолого-педагогические заключения взяты в скобки и выделены курсивом.

МКБ-10

Степень

умственной отсталости

Коэффициент

интеллектуального развития (IQ)

Интеллектуальная недостаточность

F70

легкая

50-69

легкая

F71

умеренная

35-49

умеренная

F72

тяжелая

20-34

тяжелая

F73

глубокая

ниже 20

глубокая

Для уточнения степени нарушения поведения может использоваться четвертый знак:

F7х.0 – минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их

F7х.1 – значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер

F7х.8 – другие поведенческие нарушения

F7х.9 – поведенческие нарушения не определены

F82 – специфические расстройства развития моторной функции

Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением.

F83 – смешанные специфические расстройства психологического развития – (задержка психического развития церебрально-органического происхождения)

F84 – общие расстройства психологического развития

F84.0 – детский аутизм

F84.1 – атипичный аутизм

F84.2 – синдром Ретта

F84.3 – другое дезинтегративное расстройство детского возраста

F84.4 – гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (IQ ниже 50)

F84.5 – синдром Аспергера

F84.8 – другие общие расстройства развития – (задержка психического развития соматогенного происхождения или вследствие минимальной мозговой дисфункции)

 (H60-H95) – Болезни уха и сосцевидного отростка

Н90 – кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха двусторонняя

Код МКБ-10

Болезнь

Состояние

Категория детей

Н90.0

Кондуктивная потеря слуха двусторонняя

Глухота (потеря слуха свыше 80 дБ):

врожденная;

раноприобретенная (до 3 лет);

приобретенная (после 3 лет)

Глухие

Ранооглох-шие

Позднооглохшие

Н90.3

Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя

Н90.5

Нейросенсорная потеря слуха неуточненная

Врожденная глухота БДУ

Снижение слуха:

центральное

сенсорное

Нейросенсорная глухота

Слабослышащие с грубым недоразви-тием речи

Н90.6

Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя

Тугоухость (потеря слуха в диапазоне 84 дБ)

Слабослышащие с относитель-но развитой речью

 (H00-H59) – Болезни глаза и его придаточного аппарата

Н53 – расстройства зрения

Н53.0 – амблиопия вследствие анопсии

Амблиопия обусловленная:

  • анизометропией;
  • зрительной депривацией;
  • косоглазием.
  • Н54 – слепота и пониженное зрение
  • Н54.0 – слепота обоих глаз. Нарушение зрения категории 3, 4, 5, обоих глаз
  • Н54.1 – слепота одного глаза, пониженное зрение другого глаза. Нарушение зрения категории 3, 4, 5, одного глаза и категории 1 или 2 обоих глаз
  • Н54.3 – неопределенная потеря зрения обоих глаз. Нарушение зрения категории 9 обоих глаз

МКБ10 Для детей с ТНР

(F80-F89) – Расстройства психологического развития

F80 – специфические расстройства развития речи и языка

F80.0 – специфические расстройства речевой артикуляции – (дислалия)

F 80.1 – моторная алалия.

F 80.2 – сенсорная алалия.

F 80.3 – детская афазия.

F80.8 – другие расстройства речи и языка

F80.9 – расстройства развития речи и языка неуточненные – (неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного патогенеза)

(R47-R49) – Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу

R47.0 – дисфагия и афазия – (афазия)

R47.1 – дизартрия, анартрия – (дизартрия, анартрия)

R49.0 – дисфония – (дисфония)

R49.1 – афония – (афония)

R49.2 – открытая гнусавость и закрытая гнусавость – (открытая и закрытая ринолалия)

F98 – другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F98.5 – заикание – (заикание)

F98.6 – речь взахлеб – (тахилалия)

Для школьников

F81 – специфические расстройства развития учебных навыков

F81.0 – специфическое расстройство чтения – (дислексия)

Таким образом, F81.0 кодифицирует:

дислексия – F81.0;

дисграфия в сочетании с дислексией – F81.0.

F81.1 – специфическое расстройство спеллингования – (дисграфия)

Примечание. В F81.1 включается «чистое» расстройство спеллингования, т. е. дисграфия, которой не сопутствуют серьезные затруднения в чтении.

При сочетании дислексии и дисграфии используется шифр F81.0.

F81.2 – специфическое расстройство арифметических навыков – (дискалькулия)

F81.3 – смешанное расстройство учебных навыков – (задержка психического развития психогенного происхождения)

F81.9 – расстройство развития учебных навыков неуточненное – (задержка психического развития вследствие психофизического инфантилизма (конституционального происхождения)

Источник