Когнитивный синдром что это такое

Когнитивные расстройства личности – это специфические нарушения, происходящие в познавательной сфере индивида и включающие следующие симптомы: снижение памяти, интеллектуальной работоспособности и снижение других когнитивных процессов мозга в сравнении с персональной нормой (исходным уровнем) каждого индивида. Познавательными или когнитивными функциями называют наиболее сложные процессы, проистекающие в головном мозге. При помощи этих процессов осуществляется рациональное постижение окружающего мира, взаимосвязь и взаимодействие с ним, характеризующееся целенаправленностью.
К познавательным функциям следует отнести: восприятие (прием) информации, обработку и анализ данных, их запоминание и последующее хранение, обмен данными, выработка и реализация плана действий. Причинами когнитивных расстройств может быть множество недугов, отличающихся по механизмам и условиям возникновения, течения болезни.
Причины когнитивных расстройств
Когнитивные нарушения по своей природе бывают функциональными и органическими. Функциональные нарушения в познавательной сфере формируются в отсутствии прямого поражения головного мозга. Переутомление, стрессы и постоянное перенапряжение, отрицательные эмоции – все это может являться причиной функциональных познавательных расстройств. Функциональные нарушения познавательной сферы могут развиться в любом возрасте. Такие расстройства не считаются опасными и всегда исчезают или существенно уменьшаются их проявления после ликвидации причины нарушений. Однако в отдельных случаях может потребоваться применение медикаментозной терапии.
Органические состояния в когнитивной сфере возникают вследствие повреждения головного мозга в результате заболеваний. Они чаще наблюдаются у людей старшего возраста и носят обычно более устойчивые черты. Однако правильная терапия даже в этих случаях помогает добиться улучшения в состоянии и препятствует нарастанию нарушений в дальнейшем.
Наиболее частыми причинами органических патологий в когнитивной сфере считаются: недостаточность кровоснабжения мозга и возрастное понижение массы мозга или атрофия.
Недостаточность кровоснабжения мозга может наступать вследствие гипертонической болезни, сердечнососудистой патологии и инсультов. Поэтому очень важным является своевременное диагностирование перечисленных заболеваний и правильное их лечение. В противном случае могут возникнуть серьезные осложнения. Артериальному давлению, поддержанию уровня сахара в норме и холестерина в крови следует уделять особое внимание. Выделяют также сосудистые когнитивные расстройства, которые развиваются вследствие хронической ишемии головного мозга, повторных инсультов или их сочетания. Такие патологии делятся на два варианта: расстройства, возникающие как результат патологии мелких сосудов, и нарушения вследствие патологии крупных сосудов. Нейропсихологические особенности обнаруженных состояний, отражающие их взаимосвязь с нарушением в работе лобных долей мозга, будут свидетельствовать о сосудистой этиологии когнитивных расстройств.
Сосудистые когнитивные расстройства личности сегодня довольно распространенны в практике неврологических патологий.
При атрофии головного мозга, вследствие возрастных изменений, формируются более выраженные патологии когнитивных функций. Такое патологическое состояние именуется болезнью Альцгеймера и считается прогрессирующим заболеванием. Однако темпы нарастания патологий в когнитивной сфере могут значительно варьироваться. Преимущественно, симптомы характеризуются медленным нарастанием, вследствие чего больные могут на протяжении многих лет сохранять независимость и самостоятельность. Огромным значением для таких больных обладает адекватная терапия. Современные методы терапии помогают добиться улучшения в состоянии больного и длительной стабилизации проявлений.
Также причинами патологий в когнитивной сфере могут быть другие заболевания головного мозга, сердечнососудистая недостаточность, заболевания внутренних органов, нарушение в обмене веществ, злоупотребление алкогольными напитками или другие отравления.
Симптомы когнитивных расстройств
Расстройство когнитивных функций характеризуется специфической симптоматикой, которая зависит от того, в какой степени выраженности находится патологический процесс, и какие отделы мозга он затрагивает. Поражение отдельных участков обуславливает нарушения отдельных когнитивных функций, однако все же чаще встречается расстройство нескольких сразу или всех функций.
Расстройство когнитивных функций вызывает снижение умственной работоспособности, ухудшение памяти, трудности с выражением собственных мыслей или осмыслением чужой речи, ухудшение концентрации внимания. При тяжелых нарушениях пациенты могут ни на что не жаловаться вследствие потери критичности к собственному состоянию.
Среди патологий познавательной сферы самым частым симптомом считается ухудшение памяти. Вначале возникают прогрессирующие нарушения в запоминании недавних событий, а постепенно и отдаленных событий. Наряду с этим может снижаться умственная активность, нарушаться мышление, вследствие чего индивид не может правильно оценить информацию, ухудшается способность обобщать данные, делать выводы. Еще одним не менее распространенным проявлением познавательных нарушений является ухудшение концентрации внимания. Индивидам с такими проявлениями сложно поддерживать энергичную умственную деятельность, концентрироваться на конкретных задачах.
Под понятием умеренные когнитивные расстройства личности обычно подразумевают нарушение работы одного либо нескольких когнитивных процессов, выходящих за границы возрастной нормы, но при этом не доходящих до выраженности деменции. Умеренные когнитивные нарушения, главным образом, считаются патологическим состоянием, результатом которого трансформации на данной стадии не исчерпываются только лишь возрастными инволютивными процессами.
В соответствии с данными ряда исследований, синдром умеренных познавательных расстройств наблюдается у 20% индивидов старше 65 лет. Также исследования свидетельствуют о том, что деменция развивается у 60% индивидов с данной патологией в течение пяти лет.
Умеренные когнитивные расстройства в 20-30% случаев носят устойчивый или вяло прогрессирующий характер, другими словами не преобразуются в деменцию. Такие расстройства способны в течение довольно длительного времени оставаться незамеченными индивидами. Однако если обнаружено наличие нескольких симптомов за короткий срок, то стоит обратиться к специалистам за консультацией.
О наличии расстройства когнитивной сферы свидетельствуют следующие симптомы: сложности в выполнении обычных счетных операций, трудности с повторением только что полученных сведений, нарушение ориентации в малознакомой местности, трудности в запоминании имен людей, новых в окружении, очевидные сложности в подборе слов при обычном разговоре.
Умеренные когнитивные расстройства, выявленные на ранних фазах своего развития, довольно успешно поддаются коррекции при помощи лекарственных препаратов и различных психологических методик.
С целью оценки выраженности нарушений когнитивной сферы применяются специальное нейропсихологическое тестирование, которое заключается в ответе на ряд вопросов и выполнении некоторых заданий пациентом. В соответствии с результатами тестирования становится возможным определить наличие отклонений определенных когнитивных функций, а также их выраженность. Задания теста могут быть в виде простых математических действий, таких как прибавление или вычитание, написания чего-нибудь на бумаге, повторения нескольких слов, определения показанных предметов и др.
Легкое когнитивное расстройство
Додементное состояние представляет собой легкое расстройство когнитивных функций. Другими словами легкие нарушения когнитивных функций представляют собой патологии высших функций мозга, которые характеризуются, прежде всего, сосудистым слабоумием, проходящим ряд ступеней в своем развитии, определяющихся последовательным нарастанием симптоматики – начиная легкими нарушениями функций когнитивной сферы, главным образом памяти, и завершая тяжелыми нарушениями – деменциями.
Согласно с рекомендациями международной классификации болезней, диагностирование легкого когнитивного расстройства возможно при наличии следующей симптоматики: ухудшение функции памяти, внимания или снижение способности к учебе,
при совершении умственной работы наблюдается высокая утомляемость. При этом расстройство функции памяти и нарушение работы других мозговых функций не ведет к атрофической деменции и не несет связи с делирием. Перечисленные нарушения имеют цереброваскулярное происхождение.
Клинические проявления данного нарушения соответствуют устойчивому церебрастеническому синдрому, который по сути относится к психопатологическим состояниям, отражающим нарушение различных областей психики, включающих и когнитивные функции. Однако, несмотря на это церебрастенический синдром характеризуется внешней сохранностью пациентов, отсутствием тяжелых нарушений умственных, критических и прогностических процессов, иллюзией неустойчивости, проходимости астенических нарушений.
Диагностика данного нарушения основана на результатах клинических обследований и выводах экспериментально-психологического исследования.
Легкое когнитивное расстройство дифференцируются от органических расстройств тем, что нарушения в работе познавательной сферы не проистекают в связке с эмоциональными (аффективная неустойчивость), продуктивными (!паранойя) и поведенческими расстройствами (неадекватность).
Когнитивное расстройство у детей
Развитие когнитивных функций в большинстве своем имеет зависимость от обеспеченности человеческого организма витаминами и другими полезными веществами.
Сегодня, к сожалению, довольно острой становится проблема гиповитаминоза у детей. Употребление рафинированных продовольственных товаров, продуктов долговременного хранения, товаров, которые подвергались длительной температурной обработке, ведет к невозможности восполнения необходимого количества незаменимых микронутриентов только при помощи рациона питания.
Согласно проведенным в последние годы исследованиям витаминно-минерального состояния организма детей можно сделать вывод, что нехватка аскорбиновой кислоты (витамин С) среди детского населения страны достигает практически 95%, приблизительно у 80% детей обнаружился дефицит тиамина (витамин В1), рибофлавина (витамин В2), пиридоксина (витамин В6), ниацина (витамин В4 или РР) и фолиевая кислота (витамин В9). Познавательные функции являются сложнейшим и сегодня не до конца постигнутым явлением. Однако целый комплекс проведенных исследований оценки отдельных когнитивных процессов, например, таких как воспроизведение, память, четкость умственного восприятия, интенсивность мыслительных процессов, способности к концентрации внимания, обучение, разрешение проблем, мобилизация позволил проследить четкую взаимосвязь между когнитивными функциями детей и их обеспеченностью определенными микронутриентами.
Сегодня когнитивные нарушения являют собой одну из важнейших проблем психиатрии и неврологии. Такие патологии, к сожалению, наблюдаются приблизительно у 20% субъектов детского и подросткового возраста.
Распространенность нарушений речи и функций языка, которые включают расстройства письма и чтения, составляет от 5% до 20%. Нарушения аутистического спектра достигают практически 17%. Недостаток внимания в соединении с повышенной активностью наблюдается приблизительно у 7% индивидов детского и подросткового возраста. Также широко распространены и расстройства психологического развития, эмоциональные нарушения, синдромы умственной отсталости и расстройства поведенческой сферы. Однако наиболее часто можно отметить возникновение расстройства развития навыков учебы, моторных процессов, смешанные специфические нарушения развития.
Когнитивные расстройства у детей наиболее часто встречаются вследствие перенесенных заболеваний, характеризующихся дисгенезией коры головного мозга, врожденными обменными расстройствами, поражающими нервную систему, дегенеративными заболеваниями, поражениями нервной системы в период формирования плода.
К поражениям нервной системы в перинатальном периоде относят: гипоксию мозга, травму, полученную в процессе родов, внутриутробную инфекцию. Поэтому по сей день важной проблемой остается диагностика начальных фаз расстройств когнитивных функций у детей. Ее ранние результаты способствовать более своевременному назначению соответственной терапии и предупреждению ранней инвалидизации детей. Сегодня диагностика детских патологий в когнитивной сфере возможна только лишь при помощи проведения комплексного клинического обследования, клинико-психопатологического освидетельствования, психометрического, нейропсихологического методов исследования.
Лечение когнитивных расстройств
Нарушения познавательной сферы в наше время представляют собой едва ли не один из самых часто встречаемых неврологических симптомов, так как значительная часть коры мозга имеет связь непосредственно с обеспечением когнитивных процессов, поэтому практически любая болезнь, которая вовлекает мозг, будет сопровождаться когнитивными нарушениями.
Когнитивные расстройства личности объединяют нарушения пяти главных мозговых процесса: гнозиса, памяти, речи, мышления и праксиса. Нередко к этим пяти процессам добавляют еще шестой – внимание. Сегодня остается открытым вопрос о том, обладает ли внимание собственным содержанием или все же является производным. Проблема когнитивных нарушений, прежде всего, является проблемой стареющего населения.
Когнитивные расстройства бывают легкой степени выраженности, умеренной и тяжелой.
Легкие расстройства когнитивных процессов обнаруживаются только вследствие тщательного нейропсихологического обследования и, как правило, не влияют на обыденную жизнь, хотя иногда могут порождать субъективное беспокойство индивида.
Умеренные когнитивные расстройства выступают за пределы возрастной нормы, однако пока не ведут к ограничениям в обыденной деятельности и влияют только лишь на сложные ее формы. Индивиды при умеренных патологиях когнитивной сферы, как правило, сохраняют независимость и автономность.
Тяжелые нарушения когнитивной сферы оказывают существенное негативное воздействие на повседневную жизнь. Пациенты ощущают значительные сложности в ежедневных занятиях, профессии, деятельности, социальной сфере, а на более поздних стадиях – в самообслуживании. Деменция относится к тяжелым когнитивным патологиям.
Выбор терапевтической стратегии зависит от причины возникновения когнитивных расстройств и выраженности таких нарушений. По возможности следует проводить лечение, которое будет направлено на коррекцию патологических процессов, проистекающих в организме. С целью лечения непосредственно расстройств когнитивных процессов применяют ингибиторы ацетилхолинэстеразы центрального действия.
Также для лечения расстройств личности применяют и методы психотерапии. Так, например, в своей книге А. Бек и А. Фримен «Когнитивная психотерапия расстройств личности» высветили проблемы диагностирования и индивидуального подхода в лечении личностных расстройств методиками когнитивной психотерапии, раскрыли воздействие когнитивных структур на образование личностных расстройств, воззрения и установки, которые характеризуют каждое из таких нарушений, реконструкцию, трансформацию и реинтерпретацию структур.
На ранних стадиях развития нарушений когнитивная психотерапия расстройств личности считается во многих аспектах «инсайт-терапией», располагающей в своем арсенале интроспективными методами, предназначенными для личностных трансформаций пациента.
Когнитивная терапия направлена на помощь пациентам в изучении их познавательных структур и на способности модифицировать собственное поведение или мысли. Изучение структур и схем познавательных процессов и обучение адаптивным реакциям на отрицательные мысли и самоуничижительные позиции в итоге являются ключевыми целями психотерапии. Следует стремиться к последовательным трансформациям, а не к сиюминутному результату. Постановка последовательно усложняющихся заданий, последовательные небольшие шажки, оценивание ответов и реагирования с позиции желательных трансформаций, постепенное приспособление к стрессовым факторам и тревожности, психотерапевтическая поддержка позволяют пациенту совершить попытку с целью собственного изменения.
В случае появления когнитивных нарушений, большинство из них будет неустанно прогрессировать. Именно поэтому основной задачей в профилактических мероприятиях когнитивных расстройств является замедление, приостановление дальнейшего течения разрушительного процесса.
Для предупреждения прогрессирования нарушений познавательных процессов, следует регулярно принимать лекарственные препараты (ингибиторы ацетилхолинэстеразы). Также необходимо пытаться поддерживать нарушенные процессы. С этой целью следует выполнять различные упражнения, направленные на тренировку определенных функций (например, при нарушениях памяти нужно учить стихотворения). Кроме этого, также необходимо избегать влияния стрессовых ситуаций, так как во время волнения нарушения когнитивных процессов становятся еще более выраженными.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии когнитивных расстроств обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Источник
Когнитивные нарушения – это распространённый неврологический симптом, который часто возникает при наличии проблем с работой головного мозга. Его можно воспринимать как сигнал о том, что в организме появилось нарушения, которые следует срочно диагностировать. Расстройство когнитивных способностей напрямую влияет на возможность человека рационально познавать мир.
Подобная проблема возникает из-за различных заболеваний, поэтому крайне важно разобраться, что именно в организме пошло не так. Естественно, в домашних условиях лечением заниматься не следует. Обязательно потребуется обратиться к врачу для улучшения самочувствия.
Характеристика
Когнитивные функции – это способности нервной системы познавать, воспринимать внешний мир, а также обрабатывать получаемую информацию. Если подобная возможность отсутствовала бы, тогда человек не мог бы оценивать всё, что находится вокруг него. Следует подробнее рассмотреть, какие бывают когнитивные способности, а также как влияет на человека их нарушение.
Основные функции:
- Восприятие. Человек утрачивает возможность воспринимать информацию, которая поступает из внешнего мира.
- Психомоторика. Утрачивается способность выполнять определённые двигательные навыки, которые человек ранее приобрёл. Речь идёт о письме, рисовании, вождении автомобиля и о других вещих.
- Внимание. У пациента утрачивается возможность выделять конкретную информацию из потока, то есть, он утрачивает способность концентрироваться. Человек больше не определяет то, что является важным, а что нет.
- Интеллект. Значительно нарушается анализ получаемых сведений. Человек утрачивает возможность логически мыслить и делать какие-либо выводы.
- Речь. Нарушается способность разговаривать, понимать других людей, правильно выражать свои мысли.
- Память. Пациент утрачивает способность сохранять, а также воспроизводить получаемую информацию.
Все когнитивные нарушения значительно ухудшают качество жизни человека. Именно поэтому нужно в обязательном порядке обратиться к врачу, потому как потребуется провести общее обследование. Нужно понять, почему возникли мозговые нарушения. Только в этом случае удастся определить, что делать в конкретной ситуации.
Причины
Специалисты связывают появление когнитивных расстройств с различными провоцирующими факторами. Условно они делятся на две группы: органические и функциональные. В первом случае у человека всегда наблюдается повреждение головного мозга.
Подобные состояния имеют прямую связь с тем, что имеются болезни черепно-мозговой коробки. При этом подобные состояния преимущественно наблюдаются у людей преклонного возраста. Если же вовремя начать терапию, тогда можно достигнуть положительных результатов.
Функциональные когнитивные расстройства диагностируются в том случае, если у человека отсутствует прямое поражение головного мозга. К подобным негативным состояниям могут проводить значительные стрессы, переутомление, а также яркие отрицательные эмоции. Нередко данные расстройства встречаются у людей любого возраста, потому как они не зависят от конкретного количества лет.
Сами по себе они не являются опасными, потому как симптомы самостоятельно уходят со временем. Важно лишь устранить причину, которая привела к появлению патологии. Крайне важно в такой ситуации использовать медикаментозную поддержку, которую порекомендует врач.
Можно выделить ряд распространённых факторов, которые приводят к когнитивным нарушениям:
- Сосудистые болезни, затрагивающий головной мозг. Отметить можно такие распространённые патологии, как инсульт, атеросклероз, а также гипертензию. Они нередко приводят к появлению когнитивных расстройств.
- Травмы. Если у человека был ушиб или перелом черепно-мозговой коробки, тогда в будущем это может отразиться на состоянии органа. Как итог, со временем может проявиться когнитивное расстройство.
- Сахарный диабет. Он приводит ко многим проблемам со здоровьем. В частности приводит к различным когнитивным нарушениям, если человек не будет полноценно лечить заболевание.
- Алкоголизм и наркомания. Эти вредные привычки приводят ко многим проблемам со здоровьем. В частности они способствуют возникновению когнитивных расстройств, именно поэтому человеку важно отказаться от вредных привычек. Если этого не сделать, тогда можно столкнуться с различными заболеваниями.
- Почечная и печеночная недостаточность. Данные болезни требуют своевременной диагностики, а также лечения. Если человек не будет принимать нужных мер для поддержания нормального самочувствия, тогда можно столкнуться с серьёзными проблемами со здоровьем.
- Болезни Альцгеймера и Паркинсона. Во время них возникает стойкое нарушение когнитивных функций. При этом предотвратить развитие болезни не удастся. В лучшем случае у человека получится замедлить прогрессирование нарушений.
- Опухоли головного мозга. Они приводят к различным негативным симптомам, которые человек не сможет игнорировать. Если появляются когнитивные расстройства, тогда важно будет сразу принять меры и, как минимум, пройти обследование. На ранних стадиях будет возможность вылечить заболевание. При этом по мере его развития будет всё сложнее осуществить лечение и продлить срок жизни.
- Отравления. Когнитивное расстройство может появиться даже при интоксикации, нередко её вызывают пищевые продукты, химические вещества, радиация. В такой ситуации будут конкретные симптомы, указывающие на отравление. Важно сразу принять меры по очистке организма и восстановлению функций, чтобы избежать опасных осложнений.
- Рассеянный склероз. Болезнь преимущественно возникает у людей преклонного возраста. Во время неё считается обычным явлением возникновение когнитивных нарушений. По этой причине человеку важно будет вовремя начать лечение, чтобы была возможность улучшить своё самочувствие и как можно дольше поддерживать достойный уровень жизни.
- Злоупотребление лекарственными препаратами. Крайне важно не употреблять медикаменты в чрезмерном количестве, а также смешивать их без необходимости и самовольно превышать дозировку. Иначе не стоит удивляться тому, что появились различные когнитивные расстройства.
Как можно понять, существует немало причин, которые приводят к негативным симптомам. Именно поэтому придётся пройти профессиональную диагностику в больнице, чтобы можно было понять, что происходит с конкретным человеком.
Симптомы
Недостаточно знать, что такое когнитивные нарушения. Важно понимать, как их распознать, чтобы можно было вовремя обратиться к врачу. Причём сам пациент может не понимать, что с ним что-то происходит не так. Следовательно, задача окружающих людей – обратить внимание на характерные признаки заболевания, чтобы можно было вовремя отвести человека к врачу.
Стоит отметить, что нередко страдает не одна функция, а сразу несколько. При этом многое будет зависеть от того, насколько тяжело протекает патологический процесс, а также в каком именно месте органа возникло нарушение.
Например, в большинстве случаев у людей отмечается проблема с памятью. Поначалу человек не помнит то, что произошло совсем недавно. По мере развития болезни он перестаёт помнить даже то, что было давно. Нередко он не может назвать даже своё имя, если здоровье находится в тяжёлом состоянии.
Когнитивные расстройства нередко проявляются ухудшением ориентации в пространстве. Человек может легко потеряться в незнакомом месте. При этом он может даже не помнить, куда идти, если находится в привычной обстановке. По этой причине близким родственникам крайне важно следить за тем, чтобы пациент никуда не уходил.
Невозможность оценивать своё поведение, которое нередко является ненадлежащим. Человек не может себя критиковать, а также он не понимает, что его поступки бывают неправильными.
Значительно ухудшается концентрация внимание. Из-за этого человеку становится тяжело справляться с привычными задачами. Он утрачивает способность к работе, именно поэтому требует ухода со стороны близких людей.
Проблемы с мыслительной функцией являются распространённым проявлением когнитивных расстройств. Значительно ухудшается способность человека выполнять умственные задачи. Практически не воспринимается новая информация. При этом становится сложно делать какие-либо выводы.
Всего врачи выделяют три типа когнитивных нарушений: лёгкие, умеренные и тяжёлые. В первом случае человек может поддерживать нормальный образ жизни, хотя страдает от того, что забывает имена людей, не может сам сориентироваться в незнакомом месте, а также ему тяжело подбирать слова.
При умеренныхкогнитивных расстройствах сразу ухудшается несколько процессов. Человек не может самостоятельно справляться даже с обычными делами, поэтому требует помощи от третьих лиц. Он забывает события из жизни, а также не может самостоятельно найти дорогу.
При тяжёлой форме возникают серьёзные проблемы с состоянием человека, он не может справиться даже с элементарным самообслуживанием. Человек не помнит большую часть сбытый из жизни. Он может даже не разговаривать, не ходить в нужное место в туалет, а также пациент полностью утрачивает психомоторные навыки.
Стоит отметить, что бывают когнитивные нарушения у детей, в этом случае у них наблюдается гиперактивность, проблемы со вниманием, неустойчивость психики, проблемы с чтением и письмом. Важно незамедлительно обратиться к специалисту, чтобы можно было улучшить состояние ребёнка.
Диагностика и лечение
При диагностике учитывается образ жизни человека, а также болезни, которые имеются у близких родственников. Пациенту придётся пройти различные анализы, такие как анализ крови, МРТ и КТ, разные психические тесты, а также следует сделать лапидограму. Исходя из результатов, можно будет отделить заболевание от других, а также определить, какая болезнь спровоцировала когнитивные нарушения.
Обязательно потребуется пройти терапию, которая будет назначена по результатам пройденных обследований. Врач сам решит, какие препараты потребуются человеку. Например, при стойком поражении головного мозга специалист может прописать Галатамин, Днепезил и Ницерголин.
Если имеются умеренные когнитивные нарушения, тогда специалист может назначить лекарства, которые поспособствуют улучшению кровообращения. Также нередко применяются нейропротекторы. Например, специалист может порекомендовать Глицин, Цераксн, Мексидол и Ноотропил.
Помимо лекарств, человеку придётся соблюдать специальную диету. Человеку потребуется отказаться от жирных продуктов, от употребления фруктов и овощей в свежем виде, а также от морепродуктов. При этом придётся принимать витамины группы B для поддержания организма.
Человеку не стоит отказываться от привычного образа жизни, нужно поддерживать социальное общение, оставаться активным, при этом нужно стараться избегать стрессов. Потребуется регулярно наблюдаться у врача, чтобы можно было скорректировать схему лечения, а также контролировать своё состояние.
Источник