Колледж для детей с синдромом дауна

Колледж для детей с синдромом дауна thumbnail

Ситуацию с устройством на работу людей с синдромом Дауна комментирует Маруся Ищенко, координатор по поддерживаемому трудоустройству фонда «Лучшие друзья»

subscriber_589942

Маруся Ищенко, координатор по поддерживаемому трудоустройству фонда «Лучшие друзья». Фото с сайта snob.ru

— Сколько среднеспециальных учебных заведений с профориентацией, в которых могут обучаться дети с синдромом Дауна, существуют в Москве?

— Главных колледжа, которые принимают людей с нарушениями развития и/или интеллекта, в том числе синдромом Дауна, два: Педагогический колледж №16 и Технологический колледж № 21. Учащиеся получают здесь такие специальности, как, например, ткач, вышивальщица, брошюровщик, изготовитель изделий из керамики.

— Каковы перспективы у выпускников таких колледжей?

— Перспективы – это самая большая проблема. В основе ее, во-первых, лежит неготовность большинства работодателей принимать на работу людей с ментальной инвалидностью, в том числе с синдромом Дауна.

Во-вторых, колледжи дают небольшой круг профессий, к сожалению, часто невостребованных и неактуальных, по крайней мере, в Москве (например, ткач или вышивальщица). И эта невостребованность серьезным образом усложняет жизнь выпускников. Они выходят со знаниями и навыками, которые в московской действительности не всегда нужны.

Возможность или невозможность официального трудоустройства зависит также от степени ограничения способности человека к трудовой деятельности. Эта информация указывается на справке об инвалидности и/или в Индивидуальной программе реабилитации (ИПР) – документах, которые выдает медико-социальная экспертиза.

Соответственно, если у человека «нерабочая» группа, работодатель его либо вовсе не возьмет, либо будет искать какие-то «обходные пути»: например, официально оформит не сотрудника с инвалидностью, а его родителя.

По нашему опыту, многие ребята учатся по два-три раза в колледже не потому, что им хочется овладеть максимальным кругом профессий: быть и садоводом-озеленителем, и поваром второго разряда, и швеей. Они это делают потому, что заканчивая колледж, им некуда идти дальше, их ничего не ждет. И они вновь идут учиться. Или устраиваются в творческие мастерские.

— Вы сказали, что некоторые люди с инвалидностью получают образование несколько раз. Есть ли здесь регламенты?

— Сейчас это больной вопрос. В настоящее время активно обсуждается, сколько раз и кто может учиться, какие предметы будут платными, какие бесплатными, сколько часов на них может быть выделено. Одним словом, все шатко.

— Где люди с синдромом Дауна, их родители могут узнать информацию о трудовой занятости?

— Это нескромно, но я бы рекомендовала выбрать программу, которую предлагает наш фонд «Лучшие друзья» – программу трудоустройства людей с инвалидностью 18+.

Понимаете, мало трудоустроить человека, мало найти подходящее для него место. Крайне важна адаптация человека на рабочем месте и адаптация его к коллективу.

Давайте по-честному: у большинства работодателей нет опыта общения с людьми с инвалидностью в принципе, с людьми с ментальной инвалидностью –  в частности. Поэтому-то и возникает масса вопросов как у них, так и у будущих коллег: что можно говорить? А чего нельзя говорить таким людям? а вдруг я обижу, сделаю замечание и он уйдет, как быть?

Поэтому очень хорошо, когда есть куратор. То есть человек, который необходимое время сопровождает трудоустроенного на работу, помогает совместной адаптации, поиску общего языка с коллективом, вообще содействует комфортному сосуществованию. Так что устройство сотрудника с инвалидностью на работу — проблема комплексная, которую должен решать не только работодатель, ему одному это не по силам.

Поддержка на рабочем месте очень важна, это необходимо понимать. Именно потому мы рекомендую нашу программу https://bestbuddies.ru/program/podderjivaemoe-trudoustroistvo/

На превью статьи фото с сайта ridus.ru из пиццерии в Риме, где трудоустроены люди с синдромом Дауна

Источник

Развитие и распространение передового практического опыта является одним из основных стратегических направлений деятельности Даунсайд Ап.

В 2015 году наша организация получила лицензию Министерства образования на осуществление образовательной деятельности, на основании которой обучением специалистов занимается отдельное подразделение фонда – Образовательный центр Даунсайд Ап.

Мы предоставляем образовательные услуги широкому кругу государственных и общественных организаций, работающих в области абилитации детей с ограниченными возможностями в России и в странах ближнего зарубежья. 

Образовательный центр Даунсайд Ап ежегодно проводит ряд курсов повышения квалификации и вебинары для специалистов, имеющих психолого-педагогическое образование.

Успешно окончившие курс получают Удостоверение о повышении квалификации.

Расписание курса повышения квалификации по программе «Развитие речи и мышления у детей с синдромом Дауна»

Расписание курса повышения квалификации «Индивидуальные и групповые формы работы с семьей ребенка с синдромом Дауна»

Расписание вебинаров П.Л. Жияновой в 2019-2020

Для участия в образовательных программах Даунсайд Ап необходимо пройти регистрацию на нашем сайте в роли Специалиста. 

Расписание всех образовательных мероприятий представлено в Календаре обучающих мероприятий.

Большая часть наших лекционно-семинарских занятий транслируется в онлайн-режиме, поэтому у всех желающих есть возможность дистанционного подключения.

В течение учебного года по предварительной записи проводятся обучающие семинары для специалистов:

Мультисенсорный подход к обучению математике. Использование программы

Мультисенсорный подход к обучению математике. Использование программы

«Нумикон» при формировании математических представлений у детей

«Нумикон» при формировании математических представлений у детей

Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна. Иллюстративно-методическое пособие «Начинаем говорить!»

Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна. Иллюстративно-методическое пособие «Начинаем говорить!»

С 2015 года Даунсайд Ап также работает над организацией онлайн-обучения, и в настоящее время на площадке сайта Competentum специалисты могут пройти ряд дистанционных курсов:

– Мифы и правда о синдроме Дауна;


– Двигательное развитие ребенка с синдромом Дауна раннего возраста;


– Дневник развития ребенка;


– Как научить ребенка учиться и быть успешным? Развитие ребенка в естественной среде. Компетентностный подход;


– Кормление в рамках логопедической работы;


– Познавательное развитие ребенка раннего возраста с синдромом Дауна;


– Психомоторный профиль развития ребенка с синдромом Дауна;


– Семейно-центрированная модель сопровождения семьи ребенка с ОВЗ и подходы к оказанию помощи семье;


– Современные стратегии поддержки семьи.


Обратите внимание, что регистрация на сайте и в системе дистанционного обучения – это две разные регистрации. Пароль и логин от сайта downsideup.org не подходят для входа. В системе дистанционного обучения Вам нужно пройти регистрацию еще раз.

По любым вопросам об организации обучающих мероприятий и участии в них вы можете связаться с нами:

Елена Викторовна Поле

Елена Викторовна Поле

Екатерина Пономарева

Екатерина Пономарева

Источник

С синдромом Дауна, по статистике, на свет появляется каждый 700-800 ребенок в мире. Это – особенные дети, но им также нужна любовь, уважение и общение. В Международный день человека с синдромом Дауна мы вспомнили благотворительные фонды, центры и организации, которые помогают таким детям и их родителям.

Даунсайд Ап

Лица фонда: управляющий директор «ВТБ Капитал» Кирилл Громов, бизнесмен Марлен Манасов, член Совета Директоров ПАО «Акрон» Николай Арутюнов.

Благотворительная организация работает над повышением качества жизни людей с синдромом Дауна. Фонд принимает и денежные пожертвования, и сладкие гостинцы (фрукты и печенье), и другую помощь: от переводов до дизайна и разработки информационных и рекламных материалов.

Синдром любви

Лица фонда: первый заместитель генерального директора Mail.Ru Group, исполнительный директор ВКонтакте Дмитрий Сергеев, актриса и телеведущая Эвелина Бледанс, журналист Дмитрий Дибров, худрук Большого Московского государственного цирка Аскольд Запашный и другие.

Читайте также:  Можно ли забеременеть с антифосфолипидным синдромом

«Синдром любви» помогает людям с генетическими особенностями получить образование и найти работу, заниматься спортом и творчеством. В фонде дейсвтует специальная программа для детей дошкольного возраста, которые не ходят в детский сад.

«Упсала цирк»

Единственный в мире цирк для хулиганов работает в Петербурге с 2000 года. В 2007 году там появилась группа «Особый ребенок», где занимаются дети с синдромом Дауна. Воспитанники «Упсала цирка» занимаются акробатикой, жонглированием, современным искусством, паркуром и брейкдансом и другими направлениями уличной культуры. Педагоги развивают потенциал детей, мотивируя их прыгнуть «выше головы» в прямом и буквальном смысле.

Время перемен

Региональная общественная организация «Время Перемен» находится в Москве и содействует защите прав и интересов людей с синдромом Дауна и членов их семей. «Время перемен» сначала было еженедельными собраниями родителей детей с синдромом Дауна, а вскоре превратилось в благотворительную организацию.

Подопечные организации участвуют в театральных и танцевальных постановках, они ходят на концерты классической музыки, участвуют в выставках, одним словом, живут активной жизнью.

Центр лечебной педагогики (ЦЛП), Москва

ЦЛП существует около 30 лет и помогает всем детям с особенностями развития и семьям, которые таких детей воспитывают.

Главные принципы центра – каждый ребенок уникален и неповторим, он заслуживает любви, уважения и достойного будущего. Чтобы стать частью общества, ребенок должен получить образование и реализовать свои таланты.

«Инновационный центр „Сияние“», Нижний Новгород

Организация объединяет родителей и других законных представителей детей с синдромом Дауна, детей с другой интеллектуальной недостаточностью, а также взрослых с синдромом Дауна.

Фонд защищает права детей с синдромом Дауна и их родственников, помогает детям развиваться и адаптироваться к жизни в обществе.

Центр «Сияние» в Нижнем Новгороде появился благодаря активным родителям. Одна из них – Светлана Рашванд была гостьей программы «ЗаДело!».

Даун-Центр, Санкт-Петербург

«Даун-Центр» – крупнейшая в Петербурге организация, помогающая детям с синдромом Дауна и их родителям.

«В Даун-Центре мы пытаемся помочь друг другу найти правильный путь для себя, для наших детей, для взрослых «особых» людей, живущих рядом с нами. Здесь мы стараемся организовать как можно больше доступных занятий для наших “солнечных” детей разных возрастов. Мы организуем много разных интересных и объединяющих нас событий: праздники, экскурсии и походы в театры и другие любопытные места. Наша организация может помочь узнать о правах ребенка с синдромом Дауна и его семьи».

Свердловская региональная общественная организация инвалидов «Солнечные дети»

У «Солнечных детей» – больше 300 подопечных из Екатеринбурга и других городов Свердловской области.

Волонтеры оказывают семьям психологическую и информационную поддержку, работают над изменением отношения общества к «солнечным детям», помогают устраивать детей с синдромом Дауна в приемные семьи. У фонда есть специальные программы по оказанию ранней помощи детям младше трех лет и специальные занятия по социализации и развитию детей.

Благотворительный фонд «ВладМама», Владивосток

У приморского фонда «Владмама» есть специальная программа «Особые дети». Сотрудники НКО оказывают таким детям социальную, правовую и психологическую поддержку, помогают им получать образование, развивать таланты, социализироваться.

Центр поддержки семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии «Дети-лучики»

В краснодарском центре есть программы для работы с «солнечными детьми» разных возрастов. Дошкольников готовят к школе, у них развивают мелкую моторику, учат их общаться с другими детьми.

У детей школьного возраста педагоги воспитывают чувство уверенности в себе, аккуратность, ответственность. Для подростков в центре есть профориентационная программа.

С детьми работают логопеды, дефектологи, олигофренопедагоги, психологи, все занятия в центре – бесплатные.

Читайте также

Люди с синдромом Дауна: актеры, юристы и рестораторы

Источник

Результаты телефонного опроса родителей, проведенного Благотворительным фондом «Даунсайд Ап»

В сентябре — октябре 2016 года в рамках пилотной программы по профориентации для подростков и молодых людей (старше 15 лет) с синдромом Дауна Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» провел телефонный опрос родителей. Целью этой работы было изучение желаний и возможностей детей и семей, касающихся профориентации. При проведении опроса под профориентацией понималась система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда. Ранее этот вопрос в нашей стране систематически не изучался.

Данный опрос – пилотное исследование, направленное на то, чтобы собрать первоначальную информацию и выявить основные тенденции. Цифры, которые получены в результате анализа и группировки ответов, могут служить только для обозначения тенденций и не должны интерпретироваться как количественные результаты.

Методика проведения опроса

Опрос проводился среди выпускников фонда — московских семей с детьми 2001 года рождения и старше. Из имеющихся в базе данных фонда 172 семей данной возрастной категории в опрос удалось вовлечь 63 семьи. Таким образом, были проанализированы данные по 63 подросткам и молодым людям с синдромом Дауна, проживающим в Москве.

Опрос проводился по телефону методом структурированного интервью по заранее разработанной анкете. При этом использовались только открытые вопросы, то есть ни один вопрос не содержал в себе вариантов ответа. Ответы респондентов записывались максимально подробно. Во время обработки результатов ответы по каждому вопросу были сгруппированы и обобщены для удобства анализа.

Вопросы касались различных сторон жизни подростков и молодых людей с синдромом Дауна, имеющих отношение к профориентации и трудоустройству. Нас интересовали следующие аспекты: уровень развития речевой функции, степень самостоятельности при пользовании общественным транспортом, история обучения в школе и колледже, наличие предпочтений при выборе будущей профессии, мнения родителей о потенциальной занятости и трудоустройстве ребенка и др.

Не всем родителям задавались все вопросы анкеты. Если родитель был в тяжелом психологическом состоянии или сразу говорил, что семья не заинтересована в профориентации ребенка, то опрос сводился к минимуму.

В данной статье представлены только результаты опроса и основные выводы. Углубленный анализ собранной информации, интерпретация результатов, а также поиск вариантов решения выявленных проблем – отдельное поле деятельности, этим Даунсайд Ап планирует заниматься в будущем. Однако мы считаем, что сами данные опроса могут послужить почвой для размышления многим специалистам, в том числе из различных регионов России.

Всего было собрано 63 анкеты: 39 анкет от родителей подростков 15—17 лет и 24 — от родителей молодых людей 18—25 лет (рис. 1).

Колледж для детей с синдромом дауна

Рисунок 1. Половозрастной состав подростков и молодых людей, родители которых участвовали в опросе

Факторы, определяющие возможность и результативность профориентации и трудоустройства подростков и молодежи с синдромом Дауна

Среди факторов, так или иначе влияющих на возможность получения профессии и последующее трудоустройство, нами были выделены следующие: состояние здоровья, социальная компетентность и речь, мобильность, базовое образование, профориентация, планирование и целеполагание, склонности и индивидуальные предпочтения, позиция родителей.

Читайте также:  Линия симиана или синдром дауна

Состояние здоровья детей

В анкете не было отдельного вопроса про состояние здоровья, но, отвечая на другие вопросы, многие родители говорили о самочувствии ребенка, так как это имеет прямое влияние на все сферы жизни.

Около трети опрошенных родителей (22 человека) сообщили о проблемах здоровья, которые затрудняют участие ребенка в проектах по профориентации или препятствуют ему. Чаще всего упоминались проблемы со зрением.

Вот примеры отмеченных проблем со здоровьем:

  • Утомляется быстро, ездить куда-то физически тяжело.
  • Она перемещается в инвалидной коляске даже по дому.
  • Плохое зрение, один глаз не видит совсем.
  • Очень слабое здоровье, аутизм.
  • Он оглох.
  • С возрастом стало у нее с костной системой не очень, ножки болят.
  • Проблема со здоровьем у нас. Кроме зрения, спина — сколиоз. Сейчас нам должны сделать корсет. И проблемы с сердцем. Тем более что он не давал себя обследовать.

Важно понимать, что это не полные данные о здоровье молодых людей. Целенаправленное изучение этого аспекта могло бы выявить более широкий спектр проблем.

Социальная компетентность и речь

Одним из ключевых ограничений при профориентации молодых людей с синдромом Дауна и выборе профессии или вариантов трудоустройства является присущая им специфика речевой функции. Судя по ответам родителей, более двух третей молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет имеют значительные трудности с речью, которые ограничивают диапазон возможных вариантов их трудоустройства (рис. 2).

Колледж для детей с синдромом дауна

Рисунок 2. Выявление проблемы с речью

При этом нужно помнить, что даже те, кто разговаривает и кого можно понять, часто имеют значительную специфику речи и поведения, что затрудняет межличностную коммуникацию и осложняет выполнение многих трудовых функций. Вот примеры пояснений родителей, которые описали речь своих детей как понятную:

  • Хорошо говорит. Разговор своеобразный, но простые вещи может объяснить.
  • Разговаривает достаточно понятно. Но он упрямый, к нему нужен индивидуальный подход. Тут не только в речи проблема.
  • Речь нормальная. Но у нее сильные признаки аутизма. Такой характер. Ей проще быть одной, на диване сидеть.
  • Речь есть, отдельные слова, в целом понять можно.

В совокупности с данными, представленными в гистограмме, это означает, что подавляющее большинство молодых людей и подростков из семей, вошедших в опрос, имеют значительные ограничения возможностей трудоустройства из-за недостаточности и/или специфики экспрессивной речи.

Мобильность

Вторым по значимости и основным по частоте встречаемости фактором, препятствующим адекватной профориентации и выбору профессии молодыми людьми с синдромом Дауна, является их малая мобильность вследствие недостаточной самостоятельности при пользовании общественным транспортом.

По данным опроса их родителей, ничтожно малая часть молодых людей обладает достаточными компетенциями в этой сфере, позволяющими им самостоятельно добираться до места работы или учебы (рис. 3).

Колледж для детей с синдромом дауна

Рисунок 3. Ответы родителей о степени мобильности и самостоятельности детей при пользовании общественным транспортом

Значительная часть родителей, указавших, что в настоящее время их ребенок самостоятельно общественным транспортом не пользуется, готова помогать ему в этом любыми доступными способами: сопровождать или возить его могла бы бабушка, или няня, или старший брат (сестра) (19 семей из 44 ответивших); стали бы сопровождать при определенных условиях (20 семей из 44). Чаще всего эти условия состоят в том, что ребенку должно быть интересно на работе (практике), тогда возить его будут. Почти так же часто встречается условие, что место работы (практики) должно быть недалеко от места жительства.

Лишь 5 семей из 44 ответивших на данный вопрос сообщили о невозможности сопровождать ребенка до его места работы.

Базовое образование

Основная часть подростков 15—17 лет учится в школе или закончила ее (35 из 39 человек). Среди молодых людей и девушек старше 18 лет почти половина (11 из 24) закончила школу и не стала продолжать образование (рис. 4).

Колледж для детей с синдромом дауна

Рисунок 4. Варианты образовательного маршрута подростков и молодых людей из опрошенных семей

Среди родителей подростков 15—17 лет практически все хотят, чтобы ребенок продолжал учиться в школе до 10—12-го класса, но не всегда есть такая возможность. Ситуация часто меняется в процессе учебы. Например, в некоторых школах неожиданно для родителей обучение с 10-го класса стало платным и родителям пришлось забрать ребенка из школы после 9-го класса.

Профориентация в школе

Судя по ответам родителей, они считают профориентацией следующее:

  1. Уроки труда и домоводства (домашнего труда), кулинарию, шитье, столярное/слесарное дело, обучение бытовым навыкам и т. п.
  2. Дополнительные занятия и кружки в школе, такие как гончарные мастерские, растениеводство, керамика, «что-то такое полиграфическое, блокноты делать» и др.
  3. Мероприятия, знакомящие детей с различными профессиями и помогающие им выбрать ту профессию, которая лучше всего им подходит.

Собственно профориентацией можно считать только мероприятия из 3-го пункта. Но из всех опрошенных родителей их описали лишь трое:

  • Колледж предложил детям из нашего класса ходить знакомиться со специальностями: парикмахер, маникюрша, информатика — 2 раза в неделю по 2 часа.
  • После Нового года планируются поездки в училища и ПТУ, прикрепленные к нашему комплексу, для ознакомления. Есть психологический практикум по профориентации.
  • В начале сентября было родительское собрание, предлагали дальнейшее трудоустройство. Был день открытых дверей в колледже — ездили туда, знакомились. Шитье, цветоводство, программирование — это специальности, о которых нам говорили, будут с ними детей знакомить. Показывали успехи наших детей, говорили о возможности трудоустройства.

Основная же часть ответов в этом разделе была о различных уроках труда, занятиях ручным трудом и школьных кружках.

Среди ответов родителей были и такие, которые свидетельствовали о недоступности профориентации для учащихся с синдромом Дауна по разным причинам: в школе профориентации нет либо родители о ней не знают; на профориентацию в школе ребенок не допускается из-за того, что у него синдром Дауна.

  • Нет, ничего такого нет.
  • Насколько я знаю, раньше было, а сейчас ничего нет.
  • Не знаю, то они пишут, то рисуют, ничего не слышала.
  • Может быть, она и есть, я не замечаю. Уроки труда есть: там они что-то из бумаги вырезают, так особо ничего.
  • Ничего нет, никакой профориентации. В школе есть столярная и слесарная мастерские, но туда наших детей [с синдромом Дауна] не допускают. Он ходит на шитье.

Планирование и целеполагание

Возможность получения профессии и собственно профориентация не в последнюю очередь связаны с обучением в профессиональном учебном заведении. Это одна из основных предпосылок адекватного трудоустройства. Результаты опроса показали, что лишь незначительная часть молодых людей с синдромом Дауна старше 18 лет включена в систему среднего профессионального образования: среди опрошенных московских семей их доля не превышает одной четверти. При этом половина опрошенных родителей по разным причинам даже не пробовала устроить ребенка в колледж (рис. 5).

Колледж для детей с синдромом дауна

Рисунок 5. Ситуация с обучением в колледже у молодых людей с синдромом Дауна старше 18 лет

Среди родителей подростков 15—17  лет больше тех, кто думает о колледже: их примерно столько же, сколько тех, кто колледж для ребенка не планирует  (рис. 6). Основные причины отказа от обучения в среднем специальном учебном заведении те же, что и у родителей  молодых людей и девушек старше 18 лет: плохое здоровье; недостаточность речевой функции; значительные, препятствующие обучению сложности поведения; ограничения со стороны родителей (нет сил, чтобы возить на учебу, и т. п.).

Читайте также:  Сколько содержит хромосом диплоидная клетка при синдроме дауна

Колледж для детей с синдромом дауна

Рисунок 6. Планы на обучение в колледже у родителей детей с синдромом Дауна 15–17 лет

По характеру ответов родителей создается впечатление, что они воспринимают колледж как очередное место, где ребенок сможет проводить время, а получение профессии для них гораздо менее значимо. Собственно, и в школе для многих из них, по мнению родителей,  главное времяпровождение, а не обучение.

Определив общую ситуацию, в которой находится ребенок и семья, мы задали родителям несколько вопросов, которые касаются потенциального трудоустройства или других форм занятости для их ребенка. Эти вопросы оказались психологически непростыми для многих родителей. Для них эта тема болезненна: взрослые не видят возможностей для будущей работы или занятости своего ребенка. Также есть две категории людей с синдромом Дауна, трудоустройство которых юридически не отрегулировано, так как в законодательстве РФ нет однозначного толкования данного вопроса:

  1. Люди, которые судом признаны полностью или частично недееспособными и в отношении которых оформлено опекунство.
  2. Молодые люди старше 18 лет, имеющие 1-ю группу инвалидности.

Для таких людей в настоящее время имеет смысл говорить скорее не о трудоустройстве, а о занятости, но для родителей разница между этими понятиями неочевидна и непонятна.

Склонности и предпочтения

Очень редко родители что-то отвечали по поводу профессиональных предпочтений ребенка, в том числе потому, что, по словам родителей, у их детей нет стремления кем-то стать. Зато они охотно перечисляли, что дети любят делать. Поэтому ниже мы проанализировали ответы сразу на два вопроса анкеты (допускалось более двух ответов на один вопрос):

  • Есть ли у ребенка какие-либо предпочтения относительно будущей профессии? Кем он (она) хочет стать? Что ребенок любит делать больше всего?
  • Какие навыки есть у ребенка, которые можно было бы применить в будущей трудовой деятельности (хобби, кружки и т. п.)?

Очевидным лидером среди увлечений подростков и молодых людей являются танцы, пение, театр, музыка. Далее следуют физкультура и спорт, рисование (рис. 7).

Колледж для детей с синдромом дауна

Рисунок 7. Увлечения и предпочтения подростков и молодых людей с синдромом Дауна

Мнение родителей о потенциальном трудоустройстве их ребенка

Вопросы о трудоустройстве или другой занятости для ребенка задавались только тем родителям, чьи дети посещают или посещали школу, но даже среди них не все захотели говорить об этом. Всего на эти вопросы ответили 40 человек, в основном родители молодых людей и девушек старше 18 лет. При этом один родитель мог дать несколько вариантов ответов; поэтому общая сумма ответов больше 40.

Более половины ответов отражают позитивное отношение родителей к возможному трудоустройству или другой занятости их ребенка (рис. 8).

Колледж для детей с синдромом дауна

Рисунок 8. Отношение родителей к потенциальному трудоустройству ребенка

В ответ на уточняющий вопрос о том, кем бы мог работать их ребенок, почти половина ответивших (19 человек из 40) назвали один и более видов занятости, которые могут подойти их детям. Чуть меньше (17 человек) выразили свои сомнения и неуверенность относительно подходящих занятий. И всего 4 человека полностью отрицали способность их ребенка работать (рис. 9).

Колледж для детей с синдромом дауна

Рисунок 9. Отношение родителей к потенциальному трудоустройству ребенка

Показательно, что часто родители одновременно сообщали противоречивые вещи: например, говорили, что им хотелось бы, чтобы их ребенок в будущем работал, но они не верят в это, боятся, сомневаются и т. д. Примеры таких ответов:

  • Я бы хотела, но насколько это возможно? Думаю, что невозможно.
  • Много об этом думаю, но пока ничего не вижу.
  • Конечно, я бы рассмотрела, если бы это было реально. На данный момент это утопия, по-моему.
  • Я ее уже пытался пристроить на работу, но нигде не берут.

Выводы

Результаты опроса свидетельствуют о том, что на данный момент в Москве ситуация в сфере профориентации и трудоустройства подростков и молодых людей с синдромом Дауна непростая. Большинство родителей осознают наличие существенных барьеров и факторов риска, препятствующих трудоустройству их выросшего ребенка или значительно затрудняющих возможность получения им профессии и работы. Это останавливает их уже на этапе определения цели и постановки задач в этой области. Кроме того, обращает на себя внимание пессимизм родителей в отношении возможностей трудоустройства. Среди подростков и молодых людей с синдромом Дауна большинство также не готовы к поиску профессии и дальнейшей работе в силу как объективных, так и субъективных причин.

Для части подростков и молодых людей с синдромом Дауна возможность работать не определена законодательно, так как они признаны недееспособными или имеют инвалидность 1-й группы. Этих людей нужно готовить к будущей занятости, а не к трудоустройству.

У большинства подростков и молодых людей с синдромом Дауна есть ряд объективных ограничений, осложняющих профориентацию и будущее трудоустройство:

  1. Проблемы со здоровьем.
  2. Отсутствие речи или плохая речь.
  3. Недостаточная мобильность вследствие низкой компетенции при пользовании общественным транспортом, а также низкий уровень готовности родителей предоставлять детям самостоятельность в этой сфере жизнедеятельности.

Есть еще одно ограничение, которое в ходе данного опроса не оценивалось, однако факты и наблюдения говорят о том, что оно реально существует. Это проблема асоциального поведения подростков с синдромом Дауна. Как показал опыт их участия в группах Даунсайд Ап для школьников, а также в летнем лагере Даунсайд Ап, это достаточно распространенная проблема: дети и подростки не всегда умеют адекватно вести себя в обществе, не соблюдают нормы и правила поведения, иногда не владеют простыми навыками коммуникации и социального ориентирования.

Основываясь на результатах данного опроса, нельзя утверждать, что подростки и молодые люди с синдромом Дауна могут и хотят работать. На сегодняшний день можно только аккуратно сообщать о том, что некоторые люди с синдромом Дауна потенциально могут работать.

Но все же ситуация внушает оптимизм. Родители подростков 15—17 лет гораздо более открыты к идеям профориентации и трудоустройства своих детей, чем родители молодых людей старше 18 лет. Мы уверены в том, что проекты по профориентации важны и актуальны, так как могут изменить ситуацию к лучшему. При этом начинать профориентационные мероприятия нужно с начальной школы и вовлекать в них не только детей, но и родителей. Подобные мероприятия должны быть прицельно направлены на подготовку семьи и самого ребенка с синдромом Дауна к выбору его будущей занятости. Очень важно прививать позитивное отношение к трудовой деятельности людей с синдромом Дауна как им самим, так и их родителям.

Источник