Конспект индивидуального занятия с ребенком с синдромом дауна

Конспект индивидуального занятия с ребенком с синдромом дауна thumbnail

согласно индивидуальной адаптированной образовательной программе.

Раздел работы

Основные виды работы

Организационный момент.

Ваня, скоро праздник Новый год. К нам в гости сегодня пришла ёлочка (на столе лежит картинка, с изображением ёлочки). Она хочет с тобой поиграть. А ты хочешь поиграть с ёлочкой? (так как ребенок общается только при помощи звукокомплексов, пытаемся вместе сказать «да»).

Общие речевые навыки

Основная часть.

1. На Новый год ёлочка очень любит, когда её поют песни. Давай и мы с тобой поём для неё песенку.  

Пение гласных звуков [а], [у], [и], их слияний.

Гласные поём громко-тихо. Сначала пропеваем один гласный звук. Затем поём другую песенку, с другим гласным звуком. Затем с третьим. Потом пытаемся пропеть слияние гласных звуков – ау, аи, уа, уи и т.д.

Артикуляционная моторика

2. Артикуляционная гимнастика.

Елочка очень хочет посмотреть, как ты умеешь хорошо работать язычком. Покажешь ей?

  • «Бегемотик» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот). Повторить 3-4 раза.
  • «Лягушка» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять»,  затем вернуть губы в исходное положение). Повторить 3-4 раза. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
  • «Слонёнок» (сомкнутые губы вытянуть вперёд трубочкой, удерживать под счёт взрослого до 5-10). Повторить 3-4 раза.
  •  «Лягушка-слонёнок» (на слово «лягушка» улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении. На слово «слонёнок» – сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Далее чередовать «лягушка – слонёнок», «лягушка – слонёнок». При чередование зубы должны быть сомкнутые, работают только губы). Повторить 8-10 раз.
  • «Месим тесто» (улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами: пя-пя-пя. Затем покусать его зубами: тя-тя-тя). Повторить 5 раз.
  • «Блинчик» (улыбнуться, широко открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти). Повторить 3-5 раз.

Лексика

3. игра «Праздник ёлки».

Посмотри внимательно на елку, скоро праздник, а на ней совсем нет игрушек. Давай мы с тобой её сейчас украсим.

На столе лежат картинки с изображением бус, шаров, домика, кота, мишки, волка, кубика, звезды.

Что сначала повесим на ёлку? Это бусы. Логопед вместе с ребенком повторяют.

Потом повесим на елку шары. Что это? Логопед вместе с ребенком повторяют.

После того, как украсят всю елку, логопед спрашивает у Вани, что висит на елке. Логопед показывает на игрушку, а Ваня самостоятельно называет, что висит на елке.

Мелкая моторика

4. Игра-шнуровка «Ёлочка».

Смотри, елочка пришла в гости не одна. Кто это ещё пришёл? Правильно, ещё одна елочка. Она тоже хочет, чтобы её нарядили к празднику. Смотри, какие у меня есть длинные бусы. Что это? (Бусы). Давай мы украсим елочку.

Ваня с помощью шнурка украшает картонную елочку.

5. Массаж ладоней и пальцев рук (при помощи массажных мячиков, Ваня повторяет движения, которые показывает логопед – .

«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
(катаем мяч между двумя ладонями)

Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
(крепко сжать мяч ладонями двух рук)

Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
(переложить мяч с одной ладошки на другую)

Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(удерживать указательными пальцами правой и левой руки мяч, затем средними пальцами и т. д.)

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)

Танцевать умеет танец,
На мяче мой каждый палец.
(катать мяч по кончикам пальцев)

Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
(катать мяч всей длинной пальцев)

Мячик мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.
(катаем мяч между ладонями вверх-вниз)

Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
(подкидываем мяч вверх)

Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(левой ладошкой катать мяч по правой ладони)
Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь!

Зрительное и слуховое внимание и восприятие

6. «Что звучит?» (бубен, барабан, часы, дудочка).

Сначала логопед уточняет названия музыкальных инструментов и то, как звучит каждый инструмент. Затем логопед прячет за ширму инструменты  и по очереди играет на них. Ваня должен правильно узнать и назвать музыкальный инструмент.

Итог.

Логопед вместе с ребенком вспоминают, что они сегодня делали, в какие игры играли? Что украшали? Чем нарядили елочку?

Логопед хвалит ребенка и говорит, что елочка к нам ещё придет в гости.

Читайте также:  Синдром аспергера и синдром ретта

Источник

Коррекционно – развивающее логопедическое занятие

для ребенка с синдромом Дауна

 «Смешарики» 

Цель: развитие подражательной речевой деятельности.

Коррекционно – развивающие задачи:

– создавать предпосылки к вербализации речи через мимику, жесты, телодвижения;

– развивать мимическую мускулатуру, артикуляционную, мелкую моторику;

– активизировать кинестетические ощущения;

– формировать правильное речевое дыхание;

– уточнять артикуляции гласных звуков, а, у, и, о.

– развивать подражательность, фонематический слух.

Коррекционно – воспитательные задачи: 

– формировать положительный настрой на коммуникативную деятельность со взрослым;

– воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Категории участников: ребенок младшего дошкольного возраста с Синдромом  Дауна.

Форма организации: индивидуальная

Методы работы: словесный метод (беседа, подбадривание), наглядный метод (демонстрация), практический метод (игры и упражнения).

Инструментарий: игрушки (Смешарики: Нюша, Крош, Копатыч, Ежик), массажный мяч, цветы, ширма, картинки-символы (колобки, символы артикуляционной и мимической гимнастики), «волшебный» мешочек, массажная варежка.

Длительность занятия: 20 минут

Ход занятия:

Логопед создает положительный настрой на совместную деятельность.

I.Организационный момент. (3 минуты)

– Логопед: Лиза посмотри где солнышко. Нет солнышка в нашем кабинете. Ой, оно спит за тучкой. Солнышко грустное, улыбнись ему. Давай позовем солнышко: «Солнышко, иди к нам». Солнышко не просыпается. Поможем солнышку проснуться?

II. Основная часть. (15 минут)

Самомассаж.

 – Л: Солнышко, вставать пора,

        Нам с тобой играть с утра,

        Будем ручки растирать,

        (Ребенок растирает ладони)

        Будем их разогревать.

        (дует на ладони)

        Теплыми руками будем щеки умывать.

        (поглаживаем щеки ладонями, прием – растирание)

        Солнышко не просыпается, не улыбается!

Массаж языка.

Логопед: Посмотри, кто там улыбается? Это Нюша пришла к нам в гости и принесла для тебя Чупа-чупс! Чупа-чупс любит играть с язычком. Открой рот.

   По ровненькой дорожке

   шагали наши ножки.

   Большие ноги шагали по дороге:  

   топ-топ, топ-топ.

(ребенок постукивает чупа-чупсом по языку)

   Увидали мы змею,

   Я ползу, ползу, ползу.

(поглаживает язык чупа-чупсом)

Приближается змея,

 хочет укусить меня.

Вдруг закапал дождик:

Кап-кап, кап-кап, кап-кап.

Подул теплый ветерок

И погладил язычок.

(Выполняет чупа-чупсом легкие поглаживания языка)

Логопед: понравилось тебе играть с Нюшей? Оближи губки, проглоти слюнки.

Артикуляционная и мимическая гимнастика.

Логопед: а чьи это ушки? Кто это?

Ребенок: Крош.

Логопед: Лиза, давай вместе с Крошем сделаем гимнастику нашему язычку.

Упражнение «Лопатка».

Нужно улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать такое положение на счет до пяти.

Упражнение «Часики».

Нужно высунуть язык и двигать им вправо-влево.

Логопед: вот какие ловкие Крош и язычок!

Упражнения на активизацию кинестетических ощущений.

Логопед: Лиза, посмотри, к нам пришел еще один гость. Кто это?

Ребенок: Ежик.

Логопед: Ежик какой?

Ребенок: Колючий.

Логопед: Ай-ай-ай! (Изображает испуг) Он принес «волшебный» мешочек. Найди в мешке колючую игрушку, как ежик.

Ребенок выполняет задание.

Массаж с мячом.

Логопед: Лиза, ты молодец! Справилась с заданием! А сейчас давай поиграем с нашим мячом.

Ребенок выполняет движения по тексту.

Мы мячом круги катаем,

Взад – вперед его гоняем.

Мы пригладим им ладошку,

А потом сожмем немножко.

Динамическая пауза с элементами пантомимики.

Логопед: а это мишка Копатыч.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и на нас ревет:

Э-э-э (сердито).

Ребенок повторяет звук (э) с сердитой интонацией.

Мишка наклонился, ягодку сорвал.

Откусил немножко, весело сказал: «Вкусно!»

Дыхательное упражнение.

Логопед: Посмотри, какие цветы у Копатыча: они ароматные. Понюхай их.

Ребенок выполняет задание.

Упражнение на закрепление артикуляции гласных звуков.

Логопед: Лиза, с кем мы сегодня играли?

Ребенок называет игрушки.

Логопед: Принеси их пожалуйста.

Ребенок выполняет задание.

Логопед: споем нашим героям песенки колобков. Спой такую песенку (логопед демонстрирует колобок-схему): «О-о-о», или такую: «У-у-у», или такую: «Э-э-э», или такую: «И-и-и».

 III. Заключительная часть

Рефлексия

Логопед: Посмотри, солнышко проснулось! Как мы его разбудили? Что делали с Крошем? Как нюхали цветы с Копатычем?

Улыбнись солнышку.

Ребенок улыбается.

Вот и солнышко проснулось, улыбнулось,

Потянулось, потянулось…

Теплыми лучами

До ребяток дотянулось.

Согрело голову, плечи, спину, живот, ноги…

Ребенок массирует массажной варежкой голову, плечи, спину, живот, ноги.

Ну а сейчас солнышко зовет тебя к ребятам.

Составитель: учитель-логопед Верхотурцева Е.В.

Источник

Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия ребёнка с нарушением интеллекта (синдром Дауна).

Речь отсутствует.

Учитель-логопед Колтунова О.В.

Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, звукоподражания, овладение новыми внеречевыми средствами общения ( система «Макатон»).

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Читайте также:  Что такое синдром запястного канала кисти рук

Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.

Задачи:

развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;

развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;

Способствовать формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции.

содействовать умению детей соотносить предмет с картинкой и символом; овладению новыми внеречевыми средствами общения (жест: система «Макатон», символ).

формирование умения выполнять действия по подражанию.

формирование познавательных действий; первичных представлений о свойствах предметов.

совершенствование умения рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цвета (кр.,зел.,жел.)

воспитание интереса к совместной деятельности.

Оборудование

Карточки пиктограммы, набор символов, фотография ребёнка и карточка с именем.

Игрушка черепашонок Тип-топ

Массажный мячик

Игрушки-символы: Лягушка, слон, змейка, лошадка, цветы (2)

Маски медведей (2)

Цветы

Корзина с цв.крышками

Сенсорная тропинка

Альбом, кисти, краски (желтая,красная,зеленная)

Предварительная работа

Приветствие ребенка в группе, приглашение его на занятие, речевое сопровождение маршрута «группа-кабинет», создание положительных эмоций для предстоящего занятия.

Ход занятия:

Вводная часть:

Вырабатывать стереотип ритуальных действий на занятии:

«Встанем рядышком с тобой. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Улыбнемся и в ответ скажем: «Привет!»

показ карточек и определение своего места на занятии.

Приветствие игрушек. Обводка букв своего имени.

Вызвать положительные эмоции и интерес к предстоящей деятельности:

Садись поудобнее…

Мотивация на предстоящую деятельность

-Раз,два, три! Слушай и смотри. Три,два,раз! Мы начнем сейчас.

– Посмотри наш черепашонок Тип-топ уже ждёт тебя, чтобы поиграть с тобой в разные игры, но для начала выполним гимнастики для рук и язычка.

2. Основная часть занятия. Логопедический массаж:

1. Массаж рук массажным мячом.

Выдаётся массажный мяч ребенку и взрослому, выполняется комплекс «Разминка» (по методике Крупенчук, побудить ребенка к повтору движений за взрослым).

Мячик сильно пожимаю и в ладошке подержу.1,2,3.

Здравствуй мой любимый мячик, скажет утром мячу пальчик «привет-привет-привет».

Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю, только брату отдает, брат у брата мяч берет.

Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.

По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю…

Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу..

Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец..

Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет..

Молодец, Тип-топу очень понравилась наша разминка.

– А сейчас, садись поудобнее я поглажу твое личико.

2. Массаж лица и пассивная артик.гимнастика (по методике Крупенчук, Воробьевой)

нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры

уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата

снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата

стимуляция проприоцептивных ощущений

увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений

активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность

формирование произвольных координированных движений органов артикуляции

3. Артикуляционная гимнастика комплекс «Зоопарк» (по методике Кислицыной) в сочетании с вокально-голосовыми и дыхательными упражнениями.

– Но перед тем как отправиться играть, давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он широко открывал свои двери (рот ,губы) и громко зевал:

-А-А-А-А-а-а-а-а! (2-3 раза).

Затем выглядывал в окошко (язычок на губке), смотрел направо, затем налево – нет ли по близости кого-нибудь, потом вверх на солнышко и вниз на всякий случай. И только потом отправлялся гулять. Вот и сейчас, наш язычок

отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упр. «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

тянем губы прямо к ушкам.

Вокализация: И-и-и-и-и-и-и.(3-4 раза)

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, стоит огромный слон с большущим хоботом.

Упр. «Слоник»

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Вокализация: У-у-у-у-у-у-у. (3-4 раза)

Засмотрелся язычок на слоника и не заметил, как споткнулся о какой-то длинный шланг. Оказалось, что это вовсе не шланг, а маленькие змейки.

Упр. «Змейка».

Подражаю я змее с ней я буду наравне,

Высуну язык и спрячу только так, а не иначе. (3-4 раза)

Но вот откуда не возьмись, прискакала лошадка, и так язычку захотелось прокатиться, что он тут же сел на лошадку и поскакал.

Упр. «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко-

стук копыт услышишь звонкий.

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал дальше, бежит и видит, сидят 2 медведя: один большой, другой маленький и нюхают цветочки:

Дыхательное упр-ние:

Вдох носом выдох ртом с восклицанием (громко-тихо в соответствии с исполняемой ролью):

-Ах! – ах,

– Ох!- ох,

– Эх!- эх,

– Ух!- ух.

Загулялся язычок, как вдруг вспомнил, что пора уже идти домой. И пошёл.

Читайте также:  Синдром маршала у детей лечение народными средствами

На этом наша прогулка тоже окончена.

4. Музыкальная пауза «Ладушки» (по методике Железновых).

5. А теперь посмотри на Тип-топа, он нас уже заждался:

– Привет, Тип-топ!

-Поздоровайся с Тип-топом, скажи «привет».

Тип-топ приготовил для тебя интересные задания, смотри:

«Покажи, что шуршит?»

У Тип-топа в коробочке лежат разные «шумелки» (газета, пакет, бумага). Тип-топ, будет шуршать, шелестеть, а ты угадывать, что это шуршало, согласен? Скажи «Да».

2) «Цветная тропинка слов и звукоподражаний» (выкладывание заданного цветового порядка в сочетании со звукоподражанием),

Тип-топ, предлагает тебе выложить звуковую дорожку к следующему заданию. Вот корзинка с цветными крышками. Нам потребуются крышки только красного и желтого цветов. Вот такие (показываю крышки). Крышечки будут шагать друг за другом вот так: красная-желтая-красная-…какая следующая, но прежде, чем уложить крышечку на тропинку мы пропоем с тобой слово:

Ау.На.Дай.Мама.А-ня.О-ля.Та-та.Па-па,Ля-ля.Ба-ба.

Рисование красками «Яблоко», соотнесение с предметной картинкой, с пиктограммой, с жестом (система «Макатон»)

Давай вместе с тобой нарисуем для Тип-Топа яблочко. Я нарисую желтое, а ты красное, а вместе нарисуем зеленое.

7. Заключительная часть. Подведение итогов.

Какие красивые яблочки у нас получились.Тип-топ какое тебе больше нравиться, выбирай. (Тип-топ выбирает яблочко нарисованное ребенком, хвалит его, благодарит и прощается.)

Сегодня ты был с язычком на прогулке в зоопарке, играл с черепашонком,

тебе понравилось, ты придёшь ещё?

А сейчас наше занятие окончено. Ты молодец! Давай прощаться с игрушками (словом и жестом, система «Макатон»)

Увод ребенка в группу.

Пояснительная записка к индивидуальному коррекционно-логопедическому занятию ребёнка с нарушением интеллекта (синдром Дауна).

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/339050-konspekt-individualnogo-korrekcionno-logopedi/download

Источник

Тема: Мишуткина пропажа.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель: создать условия для формирования элементарные представления о чайной посуде.

Задачи:

  1. обеспечить усвоение и закрепление понятий о чайной посуде; способствовать усвоению алгоритма действий, используя образец для выкладывания с помощью палочек Кюизенера;
  2. обеспечить развитие зрительно-слухо-двигательной связи;
  3. способствовать стимулированию речевого сопровождения с движениями;
  4. создать условия, обеспечивающие познавательный интерес к изучаемой теме.

Оборудование: палочки Кюизенера, лист № 9 из комплекта «Посудная лавка», зеркало, предметные картинки с изображениями предметов чайного сервиза (блюдца и чашки), кукольный чайный сервиз, сюжетная картинка «Чаепитие».

Ход коррекционного занятия

  1. Создание мотивационного поля

Педагог сообщает ребёнку, что у них в гостях Мишутка, который потерял свою любимую чашку, и предлагает «поискать» её вместе с Мишуткой:

Потерял Мишутка чашку и расстроился бедняжка.

Ты, Мишутка, не грусти вместе с нами поищи!

  1. Актуализация знаний

– познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность

Беседа с использованием предметов кукольного чайного сервиза. Педагог уточняет у ребенка назначение чашки, блюдца. Помогает составить предложения.

– коммуникативная деятельность (артикуляционная гимнастика)

Мы хотим напиться чаю,

Свои чашки подставляем.

Вот и чайник закипел –

Песенку свою запел.

Пар пускает –

Один, два, три! (надуть щёки и произнести звук «П» три раза подряд)

Посмотри и повтори.

Затем педагог показывает ребенку дыхательно-артикуляционное упражнение «Чайник», а ребенок его повторяет.

  • дыхательное упражнение «Чайник»

Вытянуть хоботком губы и высунуть между ними язык, сложенный трубочкой. Медленно выдуть изо рта воздух через эту трубочку.

Где же чашки? Вот они.

Посмотри и повтори.

Педагог показывает артикуляционное упражнение «Чашечка», а ребенок его повторяет.

  • статическое упражнение «Чашечка»

Высунуть изо рта широкий язык, придав ему форму чаши.

Подожди – не убирай!

Наливаю в чашку чай.

Ребенок удерживает артикуляционную позу «Чашечка», а педагог делает вид, что наливает чай в его чашку. Для этого педагог подносит ладонь, сложенную щепотью ко рту ребенка, и произносит звук [с].

Чай мы в чашечку налили.

Сахар тоже положили.

Ложку чайную возьмём –

Помешаем и попьём.

  • динамическое упражнение «Чайная ложка» (по кругу)

Открыть рот и облизать губы круговыми движениями языка – сначала верхнюю губу, а потом нижнюю.

– динамическая пауза «помощники» (координация речи с движениями)

Один, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Будем маме помогать. (ритмично хлопаем в ладоши)

Быстро чашки мы помыли, (трем ладошка о ладошку)

И про блюдца не забыли. (трем ладошка о ладошку)

Всю посуду мы убрали. (поднимаем руки вверх)

Очень сильно мы устали. (опускаем вниз)

– игровое упражнение «Мишкина чашка» педагог предлагает найти где чья чашка, где чьё блюдце:

    –  развитие мелкой моторики

Педагог предлагает выложить из палочек Кюизенера чашку для Мишутки на наглядной основе (лист № 9 из комплекта «Посудная лавка»)

  1. Рефлексия

Педагог хвалит ребёнка и благодарит от имени Мишутки:

Вот и чашка для Мишутки,

Чтобы чаю мог пить он,

Сладкий чай Мишутка пьет,

В гости всех друзей зовет!

Источник