Конспект занятий психолога с ребенком с синдромом дауна

Конспект занятий психолога с ребенком с синдромом дауна thumbnail

Занятие по развитию познавательной сферы детей с синдромом Дауна 7-ми лет.

Цель: создание доверительной обстановки, формирование положительной мотивации, коммуникативных навыков, развитие познавательных процессов.

Время: 1 академический час.

Материал: лист бумаги формата А4, цветные карандаши, бланки к заданиям, карандаш, краски, палочки, блоки Дьенеша, трафарет и картинка репы, влажный или кинетический песок.

1.Упражнение – приветствие «Солнышко».

Цель: создание положительного настроя на работу.

Техника проведения: предлагается повторять слова и движения за педагогом-психологом.

Инструкция: педагог-психолог зачитывает стихотворение, сопровождая движениями рук.

Утром солнышко встаёт выше, выше (руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже (руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся (делаем ручками фонарики),

И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши).

2.Упражнение «Рисунок – репка».

Цель: настрой на совместную работу.

Материал: краски, лист бумаги формата А4, трафарет и картинка репы.

Техника проведения: предлагается изобразить овощ при помощи техники «Оттиск печатками поролона».

Инструкция: посмотри, какая красивая репка. Какого она цвета? Желтая. Что это? Овощ. Давай нарисуем репку. Возьми трафарет репки, положи на лист бумаги. Теперь возьми поролон, опусти в краску и движениями сверху вниз ставь отпечатки на листе бумаге с трафаретом.

2. Упражнение «Чудесная корзинка».

Цель: обогащение словарного запаса.

Материал: овощи, картинки, корзинка.

Техника проведения: педагог-психолог показывает картинку с изображением овоща, а обучающийся находит соответствующий овощ среди муляжей.

Инструкция: посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней – это морковка, это помидор, это огурец, это капуста. Найди морковь (огурец, помидор, капусту). Я буду показывать картинку, а ты будешь находить овощи.

3.Упражнение «Овощи».

Цель: формирование подражательных способностей, посредством пальчиковых игр.

Техника проведения: обучающийся повторяет движения за педагогом-психологом.

Инструкция: педагог-психолог зачитывает стихотворение, сопровождая движениями рук.

У нашего Тимочки (складывает ладони корзиночкой)                                         

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачек

Уложился набочек.                     (загибает мизинец)

Морковку,                                  (загибает безымянный палец)

Уложил Тима ловко,

Помидор, огурец.                       (загибает средний и указатель палец)                 

Вот наш Тима. Молодец!             (показывает большой палец)

4. Упражнение «По лесной лужайке».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Техника проведения: обучающийся слушает стишок и повторяет движения за педагогом-психологом.

Инструкция: педагог-психолог читает стихотворение и показывает движения. Повторяй за мной.

По лесной лужайке.                       ( прыжки на двух ногах)

Поскакали зайки.

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Сели зайчики в кружок.            ( ребенок присаживается на корточки

Роют лапкой корешок.                 и руками «гребет» по полу)

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Вот бежит лисичка.                    ( прячется, закрывая ладонями

Рыжая сестричка.                         лицо)

Ищет где же зайки.

Зайки побегайки.

5. Упражнение «Домик» (складывание из палочек).

Цель: развитие пространственного мышления.

Материал: палочки.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает зайчику построить из палочек домик. Сначала выкладывает педагог-психолог, затем обучающийся.

Инструкция: посмотри,зайчик сидит и грустит! У него нет домика. Давай построим зайчику домик из палочек. Посмотри, как это делаю я? Повтори! Молодец!

6.Упражнение «Разложи по цвету».

Цель: развитие восприятия цвета.

Материал: блоки Дьенеша.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает разложить фигуры по цвету, выкладывая первый ряд. Задача обучающегося – выложить в соответствии с цветом первого второй ряд.

Инструкция: посмотри, я выкладываю цветные фигуры. Первая фигура, какого цвета? Найди фигуру такого же цвета и положи под нее. Вторая фигура, какого цвета? и т.д.

7.Упражнение «Лепим овощи» (влажный или кинетический песок).

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление полученных знаний.

Материал: влажный или кинетический песок.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает слепить по образцу разные овощи.

Педагог-психолог показывает, а обучающийся повторяет.

Инструкция: давай, слепим огурчик. Посмотри, как я делаю, повтори за мной. Молодец! Давай, слепим другие овощи.

8.Упражнение «Все дальше и выше».

Цель: завершение занятия.

Материал: мяч.

Техника проведения: педагог-психолог и обучающийся кидают друг другу мяч. Задача обучающегося ловить и бросать мяч.

Инструкция: давай поиграем с мячиком – я буду кидать мячик, приговаривая: «Я кидаю высоко, Я кидаю далеко», а ты его ловить и наоборот.

Источник

автор: Морясова Асия Дамильевна

Педагог-психолог Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок» города Набережные Челны

Конспект занятия педагога-психолога с ребенком с синдромом Дауна пяти лет.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад комбинированного вида №23 «Светлячок»

Конспект занятия педагога-психолога с ребенком

 с синдромом Дауна пяти лет.

(Показ видео-фрагментов на заседании МО №1 педагогов-психологов) 

                                                  Составила: педагог-психолог первой

квалификационной категории Морясова А.Д.

г. Набережные Челны

2019 год

Конспект занятия педагога-психолога с ребенком

 с синдромом Дауна пяти лет.

 (занятие разработано для детей не говорящих, но понимающих инструкцию).

Задачи:

— учить ребенка классифицировать предметы по признаку домашние, дикие животные.

— развивать мыслительные операции (находить парную картинку из предложенных).

— развивать мелкую моторику рук (использование элементов пескотерапии). 

— учить ребенка правильно выполнять инструкцию взрослого. 

Материал: Деревянный конструктор, карточки с изображением домашних и диких животных, набор парных карточек, поднос, песок кинетический, ракушки, камни разного размера и материала, пластмассовые рыбки, настольная игра «Подбери окошки для домика», шаблоны солнца, облака, моркови, разноцветные прищепки.

Читайте также:  Физиолечение при туннельном синдроме запястья

Ход занятия:

  1. Приветствие.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей

Мы друг другу улыбнемся 

И играть начнем скорей!

 (также можно использовать другие приветствия, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка).

  1. Д/и «Кто где живет»

Цель: научить ребенка классифицировать предметы по признаку домашние и дикие животные.

На столе лежат карточки с изображением домашних и диких животных, а также построены из деревянного конструктора «лес» и «деревня». Ребенку необходимо разложить карточки с изображением животных по месту их обитания. 

  1. Д/и «Найди парную картинку».

Цель: учить сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия, находить одинаковые. 

На столе разложены карточки с изображением различных предметов. Педагог показывает ребенку одну карточку и предлагает найти пару среди остальных карточек. (Усложнение задания: педагог показывает ребенку карточку, у которой нет пары в комплекте ребенка.)

  1. Игра с кинетическим песком. 

Цель: формирование у ребенка с ОВЗ умения осознавать собственные чувства, ощущения через развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук. Развитие воображения.   

Педагог предлагает ребенку поиграть с песком и «оказаться на море». Ребенок может на выбор использовать дополнительные предметы: камни, ракушки, пластмассовые рыбки и т.д. (Усложнение задания: в набор с обитателями моря добавляется любое лесное или домашнее животное).

  1. Настольная деревянная игра «Подбери окошки для домика»

Цель: развитие сенсорных способностей.

Педагог предлагает подобрать окошки для дома, опираясь на величину и форму окошка. 

  1. Дидактическая игра с прищепками.

Цель: Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие мышления, воображения, речи.

Ребенку предлагаются шаблоны солнца, облака, моркови. Педагог по очереди предлагает тот или иной шаблон. Ребенок выбирает прищепки соответствующего цвета и прикрепляет их к шаблону.

  1. Прощание. 

(может быть любым, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка).

Источник

согласно индивидуальной адаптированной образовательной программе.

Раздел работы

Основные виды работы

Организационный момент.

Ваня, скоро праздник Новый год. К нам в гости сегодня пришла ёлочка (на столе лежит картинка, с изображением ёлочки). Она хочет с тобой поиграть. А ты хочешь поиграть с ёлочкой? (так как ребенок общается только при помощи звукокомплексов, пытаемся вместе сказать «да»).

Общие речевые навыки

Основная часть.

1. На Новый год ёлочка очень любит, когда её поют песни. Давай и мы с тобой поём для неё песенку.  

Пение гласных звуков [а], [у], [и], их слияний.

Гласные поём громко-тихо. Сначала пропеваем один гласный звук. Затем поём другую песенку, с другим гласным звуком. Затем с третьим. Потом пытаемся пропеть слияние гласных звуков – ау, аи, уа, уи и т.д.

Артикуляционная моторика

2. Артикуляционная гимнастика.

Елочка очень хочет посмотреть, как ты умеешь хорошо работать язычком. Покажешь ей?

  • «Бегемотик» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот). Повторить 3-4 раза.
  • «Лягушка» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять»,  затем вернуть губы в исходное положение). Повторить 3-4 раза. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
  • «Слонёнок» (сомкнутые губы вытянуть вперёд трубочкой, удерживать под счёт взрослого до 5-10). Повторить 3-4 раза.
  •  «Лягушка-слонёнок» (на слово «лягушка» улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении. На слово «слонёнок» – сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Далее чередовать «лягушка – слонёнок», «лягушка – слонёнок». При чередование зубы должны быть сомкнутые, работают только губы). Повторить 8-10 раз.
  • «Месим тесто» (улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами: пя-пя-пя. Затем покусать его зубами: тя-тя-тя). Повторить 5 раз.
  • «Блинчик» (улыбнуться, широко открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти). Повторить 3-5 раз.

Лексика

3. игра «Праздник ёлки».

Посмотри внимательно на елку, скоро праздник, а на ней совсем нет игрушек. Давай мы с тобой её сейчас украсим.

На столе лежат картинки с изображением бус, шаров, домика, кота, мишки, волка, кубика, звезды.

Что сначала повесим на ёлку? Это бусы. Логопед вместе с ребенком повторяют.

Потом повесим на елку шары. Что это? Логопед вместе с ребенком повторяют.

После того, как украсят всю елку, логопед спрашивает у Вани, что висит на елке. Логопед показывает на игрушку, а Ваня самостоятельно называет, что висит на елке.

Мелкая моторика

4. Игра-шнуровка «Ёлочка».

Смотри, елочка пришла в гости не одна. Кто это ещё пришёл? Правильно, ещё одна елочка. Она тоже хочет, чтобы её нарядили к празднику. Смотри, какие у меня есть длинные бусы. Что это? (Бусы). Давай мы украсим елочку.

Ваня с помощью шнурка украшает картонную елочку.

5. Массаж ладоней и пальцев рук (при помощи массажных мячиков, Ваня повторяет движения, которые показывает логопед – .

«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
(катаем мяч между двумя ладонями)

Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
(крепко сжать мяч ладонями двух рук)

Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
(переложить мяч с одной ладошки на другую)

Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(удерживать указательными пальцами правой и левой руки мяч, затем средними пальцами и т. д.)

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)

Танцевать умеет танец,
На мяче мой каждый палец.
(катать мяч по кончикам пальцев)

Читайте также:  Можно есть кабачки при синдроме раздраженного кишечника

Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
(катать мяч всей длинной пальцев)

Мячик мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.
(катаем мяч между ладонями вверх-вниз)

Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
(подкидываем мяч вверх)

Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(левой ладошкой катать мяч по правой ладони)
Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь!

Зрительное и слуховое внимание и восприятие

6. «Что звучит?» (бубен, барабан, часы, дудочка).

Сначала логопед уточняет названия музыкальных инструментов и то, как звучит каждый инструмент. Затем логопед прячет за ширму инструменты  и по очереди играет на них. Ваня должен правильно узнать и назвать музыкальный инструмент.

Итог.

Логопед вместе с ребенком вспоминают, что они сегодня делали, в какие игры играли? Что украшали? Чем нарядили елочку?

Логопед хвалит ребенка и говорит, что елочка к нам ещё придет в гости.

Источник

Цель:

Закрепить представление об овощах.

Формировать интерес к совместной деятельности с воспитателем.

Задачи:  Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.

Обогащение положительного эмоционального опыта.

1. Динамическая пауза

Воспитатель:

-Тимочка, покажи, где твои ручки ? Давай поиграем!

Здравствуйте глазки!                    (Показывает пальчиками глаза)

Здравствуйте ушки!                      (Показывает уши)

Здравствуйте щечки!                    (дотрагивается ладошками о щеки)

Здравствуй носик!                        (показывает нос)

Здравствуйте губки!                     (показывает поцелуй)

Здравствуй Тимочка!                    (гладит по голове)  

Задачи:

Закреплять представление об овоща.

Учить узнавать, различать и показывать овощи.  

Развитие познавательного интереса.

Учить понимать и выполнять словесную инструкцию.

Воспитатель:(показывает зайца)

2. Дидактическая игра: «Чудесная корзинка»

-Воспитатель:  (показывает зайца)

-К нам прискакал зайчик и принес корзинку.

– Тимочка! Посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней.(достает овощи и называет их) это морковка, это помидор, это огурец, это капуста.

-Тима, найди морковь.(огурец, помидор, капусту)

– Еще зайчик принес картинки с изображением овощей.

– Я буду показывать картинку, а ты будешь находить такой же овощ.

3. Дидактическая игра: «Покорми Зайчика»

-Тима, возьми морковку и покорми зайчика.

Воспитатель:

-Тима, давай поиграем с пальчиками!

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Развивать зрительно-моторную координацию.

4. Пальчиковая игра «Овощи»

У нашего Тимочки                       (складывает ладони корзиночкой)                                                                                                     

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачек

Уложился набочек.                     (загибает мизинец)

Морковку,                                  (загибает безымянный палец)

Уложил Тима ловко,

Помидор, огурец.                       (загибает средний и указатель палец)                 

Вот наш Тима. Молодец!             (показывает большой палец)

Воспитатель: (надевает  на голову ребенка маску паровозика)

-А теперь, Тима превратился в паровозик! (подводит к зеркалу)

-Посмотри какой ты красивый настоящий паровозик!-Поехали!

Задача: Формировать положительно- эмоциональный опыт

Развивать координацию движений.

Учить произносить звукоиметацию

5.Подвижная игра: «Паровоз»

Загудел паровоз,              (ребенок и взрослый идут погруппе делая

И вагончики повез.            круговые движения локтями, сопровождая

Чох! Чох! Чух! Чух!                           звуковой имитацией)

Я далеко укачу: Ту-ту-у-у…

Воспитатель:

-Тима, посмотри, мы приехали на полянку. Какой красивый цветок!

Давай понюхаем!

Задача: Развивать умение делать длительный вдох и длительный выдох.

6. Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок»,»Сдуй жучка»

(вдыхаем через нос и  выдыхаем через рот  « А-а»)

Вот прилетела на цветок бабочка! Давай ее сдуем с цветка!

(сдувает губами бабочку)

Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.

Формировать конструктивные умения.

Воспитатель: (показывает на зайчика)

7. Конструктивная деятельность: «складывание из палочек домика»

Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.

Формировать конструктивные умения.

Воспитывать чувство сопереживания.

Воспитатель: (показывает на зайчика)

– Зайчик сидит и грустит! У него нет домика.

-Тима, давай построим Зайчику домик из палочек.

– Молодец!

Задачи: Формировать позитивно-эмоциональный настрой.

Закреплять умение соотносить движения со словами

8. Подвижно-музыкальная игра «По лесной лужайке»

По лесной лужайке.                       ( прыжки на двух ногах)

Поскакали зайки.

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Сели зайчики в кружок.            ( ребенок присаживается на корточки

Роют лапкой корешок.                 и руками «гребет» по полу)

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Вот бежит лисичка.                    ( прячется, закрывая ладонями

Рыжая сестричка.                         лицо)

Читайте также:  Синдром повышенного внимания у взрослых

Ищет где же зайки.

Зайки побегайки.

Воспитатель:

-Тимочка! Ты молодец!

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна 5  г.ж.

(интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,«Музыка», «Социализация»)

                                                                             

Использование технологий:

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми

Игровых

Здоровьесберегающих

                                                                                        Воспитателя

                                                                                             Кукарских Н.В.

Источник

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия

педагога-психолога Кузьминой И.Е.

на тему: «Развитие мышления у детей 5-8 лет с синдромом Дауна»

Цель занятия: формирование мыслительных операций у детей с синдромом Дауна.

Задачи занятия:

1) развивать мышление через выполнение заданий на классификацию;

2) развивать мышление через выполнение заданий на сериацию;

3) развивать мышление через выполнение заданий на сравнение;

4) развивать мышление через выполнение заданий на аналогию;

5) развивать мышление через выполнение заданий на исключение лишнего;

Оборудование: дидактический материал, карандаши, развивающие пособия, игрушечные конфетки разных цветов.

Ход занятия

I. Ритуал приветствия.

Цель: установление контакта, настрой на занятие.

– Давай поздороваемся друг с другом с помощью стихотворения.

Стенка-стенка, парта-парта,

Ручка-ручка, выше-выше,

Солнце в небе, радость в сердце  

Дарю всем!

Стенка – руки показывают на стены, парта  – руки складываем как на парте, ручка – руки сгибаем в локтях, выше – руки поднимаем выше, солнце в небе – руки тянутся к солнцу, радость в сердце – руки дотрагиваются до сердца, дарю всем – руки раскрываются и показывают на всех, кто находится в кабинете).

II. Разминка.

«Вкладыши «Репка»»

Цель: активизация мыслительных операций, закрепление сказки «Репка».

– Давай вспомним сказку «Репка». (Педагог рассказывает сказку). 

Когда я рассказывала тебе сказку, мы с тобой вынули всех героев из их домиков. Попробуй расставить героев на свои места, соблюдая очерёдность (как в сказке).

III. Основная часть.

1) «Разноцветные конфетки»

Цель: развитие мышления через выполнение задания на классификацию.

– Перед тобой сидят игрушки: мишка, зайка и белочка. Они очень любят кушать конфетки. Перед тобой гора конфеток. Мишка очень любит жёлтые, лимонные, зайка – оранжевые, апельсиновые, а белочка – зелёные, яблочные. Угости каждую игрушку их любимыми конфетками. Раздели конфеты по цвету.

2) «Накорми матрёшек»

Цель: развитие мышления через выполнение задания на сериацию.

– Перед тобой стоят матрёшки. Они очень любят пить чай. Поставь матрёшек по росту: от самой большой до самой маленькой, а затем подбери к каждой матёшке чашечки – также от самой большой до самой маленькой.

3) «Сравни картинки»

Цель: развитие мышления через выполнение задания на сравнение.

– Перед тобой 2 картинки. Они почти одинаковые, но всё же имеют отличия. Давай их найдём и обведём в кружочек.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик-пальчик, где ты был?».

Цель: формировать умение подражать действиям педагога, массаж пальцев рук.

– Повторяй за мной движения пальчиков.

Пальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцев щи варил.

С этим братцем кашу ел.

Сделал много-много дел.

4) «Подходящие картинки»»

Цель: развитие мышления через выполнение задания на аналогию.

– Перед тобой лист с картинками. На первой картинке изображена курица и цыплёнок. На второй собака и пустой квадратик. Кого мы можем поставить вместо пустого квадратика? (выбрать из предложенных вариантов: котёнок, щенок, косточка, будка)

На второй картинке изображен домик и окно. На второй – лицо и пустой квадратик. Что поставим вместо пустого квадратика? (выбрать из предложенных вариантов: рука, глаз, кепка, платье)

Предложить аналогичные задания.

5) «Что лишнее?»

Цель: развитие мышления через выполнение задания на исключение лишнего.

Педагог раскладывает перед ребёнком предметы красного цвета, и один жёлтый.

– Посмотри на предметы и определи, какой из них не подходит к остальным, лишний.

Затем педагог повторяет те же манипуляции, но на исключение по другим признакам по другим признакам (по форме, по величине, по назначению, по лексической принадлежности).

IV. Релаксация.

Упражнение «Растущий цветочек»

Цель: расслабление, снятие мышечного и психического напряжения.

– Педагог (садовник) предлагает малышу представить себя маленьким и сморщенным семенем (ребенок сжимается в клубочек, прячет головку и прикрывает ее ручками). «Взрослый садовник», ухаживая за зернышком, гладит малыша по спинке, по головке – и «ребенок-цветочек» начинает расти. Сначала у него появляются стебелек и листочки (тело и ручки малыша медленно вытягиваются вперед), затем показываются бутоны (кисти сжимаются в кулачки). И, наконец-то, цветок расцветает (кулачки резко разжимаются).

V. Рефлексия.

– Перед тобой изображение солнышка. У него нет ротика. Если тебе понравилось занятие, нарисуй ему улыбку. Если не понравилось – нарисуй грустный ротик.

VI. Ритуал прощания.

Педагог и ребёнок встают и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания». Не говорящий ребёнок машет рукой.

Источник