Конспекты уроков детей с синдромом дауна

Цель:
Закрепить представление об овощах.
Формировать интерес к совместной деятельности с воспитателем.
Задачи: Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.
Обогащение положительного эмоционального опыта.
1. Динамическая пауза
Воспитатель:
-Тимочка, покажи, где твои ручки ? Давай поиграем!
Здравствуйте глазки! (Показывает пальчиками глаза)
Здравствуйте ушки! (Показывает уши)
Здравствуйте щечки! (дотрагивается ладошками о щеки)
Здравствуй носик! (показывает нос)
Здравствуйте губки! (показывает поцелуй)
Здравствуй Тимочка! (гладит по голове)
Задачи:
Закреплять представление об овоща.
Учить узнавать, различать и показывать овощи.
Развитие познавательного интереса.
Учить понимать и выполнять словесную инструкцию.
Воспитатель:(показывает зайца)
2. Дидактическая игра: «Чудесная корзинка»
-Воспитатель: (показывает зайца)
-К нам прискакал зайчик и принес корзинку.
– Тимочка! Посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней.(достает овощи и называет их) это морковка, это помидор, это огурец, это капуста.
-Тима, найди морковь.(огурец, помидор, капусту)
– Еще зайчик принес картинки с изображением овощей.
– Я буду показывать картинку, а ты будешь находить такой же овощ.
3. Дидактическая игра: «Покорми Зайчика»
-Тима, возьми морковку и покорми зайчика.
Воспитатель:
-Тима, давай поиграем с пальчиками!
Задачи:
Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
Развивать зрительно-моторную координацию.
4. Пальчиковая игра «Овощи»
У нашего Тимочки (складывает ладони корзиночкой)
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачек
Уложился набочек. (загибает мизинец)
Морковку, (загибает безымянный палец)
Уложил Тима ловко,
Помидор, огурец. (загибает средний и указатель палец)
Вот наш Тима. Молодец! (показывает большой палец)
Воспитатель: (надевает на голову ребенка маску паровозика)
-А теперь, Тима превратился в паровозик! (подводит к зеркалу)
-Посмотри какой ты красивый настоящий паровозик!-Поехали!
Задача: Формировать положительно- эмоциональный опыт
Развивать координацию движений.
Учить произносить звукоиметацию
5.Подвижная игра: «Паровоз»
Загудел паровоз, (ребенок и взрослый идут погруппе делая
И вагончики повез. круговые движения локтями, сопровождая
Чох! Чох! Чух! Чух! звуковой имитацией)
Я далеко укачу: Ту-ту-у-у…
Воспитатель:
-Тима, посмотри, мы приехали на полянку. Какой красивый цветок!
Давай понюхаем!
Задача: Развивать умение делать длительный вдох и длительный выдох.
6. Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок»,»Сдуй жучка»
(вдыхаем через нос и выдыхаем через рот « А-а»)
Вот прилетела на цветок бабочка! Давай ее сдуем с цветка!
(сдувает губами бабочку)
Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.
Формировать конструктивные умения.
Воспитатель: (показывает на зайчика)
7. Конструктивная деятельность: «складывание из палочек домика»
Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.
Формировать конструктивные умения.
Воспитывать чувство сопереживания.
Воспитатель: (показывает на зайчика)
– Зайчик сидит и грустит! У него нет домика.
-Тима, давай построим Зайчику домик из палочек.
– Молодец!
Задачи: Формировать позитивно-эмоциональный настрой.
Закреплять умение соотносить движения со словами
8. Подвижно-музыкальная игра «По лесной лужайке»
По лесной лужайке. ( прыжки на двух ногах)
Поскакали зайки.
Вот какие зайки.
Зайки побегайки.
Сели зайчики в кружок. ( ребенок присаживается на корточки
Роют лапкой корешок. и руками «гребет» по полу)
Вот какие зайки.
Зайки побегайки.
Вот бежит лисичка. ( прячется, закрывая ладонями
Рыжая сестричка. лицо)
Ищет где же зайки.
Зайки побегайки.
Воспитатель:
-Тимочка! Ты молодец!
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна 5 г.ж.
(интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,«Музыка», «Социализация»)
–
Использование технологий:
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми
Игровых
Здоровьесберегающих
Воспитателя
Кукарских Н.В.
Источник
Примерные конспекты уроков чтения и письма
УРОК №…
Тема урока: Знакомство с буквой и звуком Т
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- познакомить детей с новой буквой Т;
- запомнить ее звучание и графический образ;
- научить читать ее в слогах и словах;
- совершенствовать технику чтения детей с изученными буквами;
- развитие устной речи, фонематического слуха;
- формирование графических навыков для воспроизведения буквы;
- развитие логики и сообразительности;
- воспитание прилежания, любознательности в процессе учения.
ОБОРУДОВАНИЕ (демонстрационное и раздаточное) Демонстрационное: образ буквы Т; картинки, названия которых начинаются на букву Т: ТЕЛЕФОН, ТАРЕЛКА, ТЫКВА, ТУФЕЛЬКИ, ТОРТ; слоги ТА, ТО, ТУ, ТЫ, ТИ, ТЕ; серии сюжетных картин.
Раздаточное: буквы Т, палочки (ветки), мягкие карандаши или восковые мелки.
ХОД УРОКА
Организационный момент
(Дети вместе с педагогом рассказывают стишок с жестами.)
Тик-так, тик-так –
Ходят часики вот так!
Громко прозвенел звонок -Начинается урок!
– Здравствуйте, ребята, садитесь! Спинки держите ровно, ручки положите на парту, смотрите на меня.
– Давайте узнаем, кто сегодня к нам пришел, Маша здесь? (Ребенок отвечает: «Я здесь», поднимает руку.)
Актуализация опорных знаний
- Проверка домашнего задания
– Ребята, я сейчас буду проверять ваше домашнее задание. Достаньте тетрадки. (Педагог проверяет выполненную работу у каждого ребенка, поощряет наклейкой.)
– Ребята, давайте вспомним, какие буквы вы уже знаете? (Дети называют буквы.)
– Маша, какую букву ты вспомнила? (и т. д.)
- Чтение слогов
(На доску педагог вывешивает слоги, составленные из изученных букв.)
– Кто хочет пойти прочитать слоги? (Дети по очереди выходят к доске и прочитывают слоги, все остальные ребята находят данный слог в своей таблице слогов.)
Работа над новым материалом
- Знакомство с новой буквой
– Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с новой буквой.
Посмотрите на картинки и назовите их: ТЕЛЕФОН, ТАРЕЛКА, ТОРТ, ТУФЕЛЬКИ, цифра 3.
Скажите, на какую букву начинаются эти слова? Правильно, эти слова начинаются на букву Т.
Сегодня к нам в гости пришла буква Т (она вывешивается на доску):
Эта буковка с секретом, Разгадать не сложно Вам,
Мы возьмем большую палку
И сломаем пополам.
А теперь берем 2 части, Сложим палочки мы все.
Что, дружок, ты догадался? Получилась буква Т.
(Педагог делает букву Т из палочек или веток. Затем детям предлагается самостоятельно сделать букву Т.)
Показ в воздухе, пальцами (использование телесных поз для лучшего запоминания образа).
Рисование по точкам, дорисовывание буквы Т до зонтика.
Закрепление изученного материала
- Чтение слогов ТА, ТО, ТУ, ТЫ, ТЕ, ТИ.
– А сейчас, ребята, мы с вами будем читать (на доске висят слоги). Что здесь написано? ТА. Все вместе: «ТА» (и т. д.).
- Чтение скороговорок с учителем.
ТА-ТА-ТА – мы увидели коТА,
ТУ-ТУ-ТУ – ловим мячик на леТУ,
ТИ-ТИ-ТИ – мусор с пола подмеТИ,
ТЕ-ТЕ-ТЕ – висит бантик на хвосТЕ.
Физкультминутка
– А теперь давайте немножко отдохнем, вставайте около своих парт, сейчас мы расскажем наш стишок:
Ветер дует нам в лицо, (ладошками машем на лицо)
Закачалось деревцо, (поднимаемруки вверх,
раскачиваем из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише, (садимся на корточки, постепенно опуская руки)
Деревцо все выше, выше, выше! (встаем на носочки, тянемся вверх)
Развитие устной речи
- Составление рассказа по серии картин
Педагог показывает сюжетные картины, рассказывает:
– Это щенок Тимка. Тимка сидел дома и скучал. Вдруг он увидел тапки и стал с ними играть. Пришел с работы папа и стал искать тапки. А Тимка спрятал тапки под тумбочку.
Далее проводится беседа по вопросам:
– Как зовут щенка?
– Что спрятал Тимка?
– Где папа нашел тапки?
- Домашнее задание
– Ребята, мы сегодня познакомились с буквой Т, дома раскрасьте эту букву.
- Подведение итогов
– Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? Какие вы знаете слова, которые начинаются на букву Т? Какие слоги мы читали? Про кого я читала вам рассказ, как звали щенка? Вам понравилось сегодняшнее занятие или было сложно?..
Дается оценка деятельности детей на уроке.
Завершение урока
Тик-так, тик-так –
Ходят часики вот так.
Громко прозвенел звонок –
Вот и кончился урок!
УРОК №…
Тема урока: Закрепление звука и буквы Т
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- актуализировать в памяти детей пройденные буквы;
- развивать умение различать на слух буквы М, П, Т;
- совершенствовать технику чтения детей;
- развитие устной речи, фонематического слуха;
- развитие логики и сообразительности, творческого воображения;
- воспитание прилежания, эмоционально-положительного настроя на урок, сотрудничества с учителем и детьми.
ОБОРУДОВАНИЕ (демонстрационное и раздаточное) Демонстрационное: слоги ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЕ, буквы Т, М, П, картинки: телефон, танк, мишка, молоко, паровоз, пирожок.
Раздаточное: таблички со слогами, муляжи овощей: картофель, огурец, помидор, перец, капуста, морковь, лук, чеснок.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
(Дети вместе с педагогом рассказывают стишок с жестами.)
Тик-так, тик-так –
Ходят часики вот так!
Громко прозвенел звонок -Начинается урок!
– Здравствуйте, ребята!
Слушайте внимательно, на стульчик садится только тот, чье имя я назову. Маша, Катя…
Проверка домашнего задания и закрепление пройденного
Работа со слогами (на доске висят слоги ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЕ)
– Ребята, какую букву мы узнали на прошлом занятии? (Т)
А теперь давайте прочитаем слоги. (Дети хором прочитывают слоги с доски.) Далее детям раздаются данные слоги. Инструкция:
– Найдите и покажите ТА. (Дети находят карточку, поднимают. Для детей, которым сложно выполнять данное задание, педагог через некоторое время показывает слог на доске, чтобы ребенок сличил его со своим.)
Развитие речи. Формирование простого и сложного предложения. Составление предложения
– Ребята, сейчас на улице тепло, снег растаял и появилась травка. (На доску вывешиваются картины и фотографии по теме «Весна»). Мы все с вами скоро поедем на дачу и будем сажать и поливать растения.
На доске написано: «Я посажу на даче … и ……
Педагог показывает детям два овоща, спрашивает, что это, и дает словесный образец:
– Я посажу на даче картофель и помидоры.
Далее всем детям раздаются овощи, каждый ребенок называет их и составляет предложение, дети хором повторяют. На доске к схеме предложения прикрепляются нужные картинки с подписями.
Физкультминутка
– Мы занимались и немножко устали, давайте сейчас разомнемся:
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок. (пальцами рисуем горизонтальные полоски
на животе).
Хомка рано встает,
Ручки моет, глазки трет, (тянемся вверх, «моем»ручки, глазки) Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку (наклоняемся к полу, машем руками из стороны в
сторону)
Один, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать!!! (руки в стороны, на счет сгибаем в локтях)
Актуализация опорных (или приобретенных) знаний
Дифференциация букв/звуков Т, М, П
На доску вывешиваются буквы Т, М, П.
– Ребята, давайте вспомним, какие это буквы, и назовем их….
А у меня есть картинки, что это? («Телефон».) Какая первая буква в этом слове? («Т».) Маша, иди, повесь эту картинку в нужную колонку. Так последовательно обсуждаются и развешиваются все 6 картинок. Затем дети самостоятельно выполняют эту работу у себя на листах, после чего производится проверка выполненной работы:
– Ребята, какие картинки вы приклеили на букву Т? (Дети называют, сравнивают с доской и т. д.)
Подведение итогов урока
– Ребята, что мы сегодня делали на уроке? Какие буквы вспоминали? Какие слоги читали? Какие картинки вы приклеивали? Что на занятии вам понравилось?..
Дается оценка деятельности детей на уроке.
Завершение урока
Тик-так, тик-так –
Ходят часики вот так.
Громко зазвенел звонок –
Вот и кончился урок.
Источник
Конспект развивающего занятия
по индивидуальной коррекционной работе
с детьми VIII вида
Выполнила: Короткова Марина
Владимировна
г.о. Самара, 2014 год
Конспект развивающего занятия.
Цели:
1) формировать и развивать произвольное внимание, наглядно-образное мышление; 2) развивать свойства внимания: объем, устойчивость, концентрацию, переключение; 3) формировать и развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; 4) обогащать зрительные образы и представления; 5) формировать умения выделять главные признаки предмета.
Оборудование: иллюстрации к заданиям, медаль.
Ход занятия:
– Андрей, здравствуй! Посмотри за окно. Какое сейчас время года?
( весна)
– Сегодня мы поиграем в игру: «понаблюдай за весной»
– Весной распускаются…….
– Что?
( цветы)
– Правильно. Сейчас нам надо собрать картинку, чтобы цветы успели распуститься.
Игра: «Подбери подходящие части вместо пропущенных»
– Посмотри на верхний знак вопроса. Подбери кусочек, который должен сюда подойти. Проверь. Подставь его на нужное место. Подходит? ( если нет, ищет другой кусочек). То же самое с другим знаком вопроса.
– А еще весной много…..
– Кого?
( насекомых)
Игра “Маленький жук”
“Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук”. И т.д.
А еще весной очень ярко светит…..
– Что?
( солнце)
Игра: «Нарисуй пропущенный рисунок»
– Посмотри, что не хватает на рисунке? Если затрудняется ответить: посмотри на первый домик, что видишь на нем, возле него.
( окно, дверь, солнце)
– что на втором домике и возле него?
( окно, дверь, солнце)
– А возле третьего?
( окно, дверь, крыша)
– Чего возле него не хватает?
( солнца)
– Нарисуй его.
– также весной на улице можно увидеть много ……
– кого?
( собак)
Игра: «Найди цифру «один»»
– Помоги собачке найти все цифры один. Увидишь цифру один – зачеркивай.
Игра: ««Кто спрятался за кустом?»»
Рассмотри внимательно всех животных. Назови что есть у каждого. ( какие ушки, лапки, нос, глаза и т.д.) А теперь определи, кто спрятался за кустом?
А за забором?
Какой вид транспорта спрятался за забором? Чем они отличаются? Что есть у коляски? У самоката? У велосипеда?
Разрезные картинки.
Я тебе принесла картинку, на ней вид транспорта. Но она порвалась. Помоги мне ее восстановить.
– Получилась картинка? Что на ней изображено? Если возникают затруднения: возьми одну часть. Что это? Как ты думаешь эта часть находится внизу или вверху транспорта? А эта часть? Что это? Где она находится? Посмотри, можно ли соединить эти две части? Возьми другую. Что на ней? Куда мы ее присоединим? Чего не хватает? Подставь. Что же за картинка получилась?
– Молодец! За сегодняшнюю работу я хочу подарить тебе медаль! На ней написано: «Молодец!» Спасибо за помощь!
Источник
Коррекционно – развивающее логопедическое занятие
для ребенка с синдромом Дауна
«Смешарики»
Цель: развитие подражательной речевой деятельности.
Коррекционно – развивающие задачи:
– создавать предпосылки к вербализации речи через мимику, жесты, телодвижения;
– развивать мимическую мускулатуру, артикуляционную, мелкую моторику;
– активизировать кинестетические ощущения;
– формировать правильное речевое дыхание;
– уточнять артикуляции гласных звуков, а, у, и, о.
– развивать подражательность, фонематический слух.
Коррекционно – воспитательные задачи:
– формировать положительный настрой на коммуникативную деятельность со взрослым;
– воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Категории участников: ребенок младшего дошкольного возраста с Синдромом Дауна.
Форма организации: индивидуальная
Методы работы: словесный метод (беседа, подбадривание), наглядный метод (демонстрация), практический метод (игры и упражнения).
Инструментарий: игрушки (Смешарики: Нюша, Крош, Копатыч, Ежик), массажный мяч, цветы, ширма, картинки-символы (колобки, символы артикуляционной и мимической гимнастики), «волшебный» мешочек, массажная варежка.
Длительность занятия: 20 минут
Ход занятия:
Логопед создает положительный настрой на совместную деятельность.
I.Организационный момент. (3 минуты)
– Логопед: Лиза посмотри где солнышко. Нет солнышка в нашем кабинете. Ой, оно спит за тучкой. Солнышко грустное, улыбнись ему. Давай позовем солнышко: «Солнышко, иди к нам». Солнышко не просыпается. Поможем солнышку проснуться?
II. Основная часть. (15 минут)
Самомассаж.
– Л: Солнышко, вставать пора,
Нам с тобой играть с утра,
Будем ручки растирать,
(Ребенок растирает ладони)
Будем их разогревать.
(дует на ладони)
Теплыми руками будем щеки умывать.
(поглаживаем щеки ладонями, прием – растирание)
Солнышко не просыпается, не улыбается!
Массаж языка.
Логопед: Посмотри, кто там улыбается? Это Нюша пришла к нам в гости и принесла для тебя Чупа-чупс! Чупа-чупс любит играть с язычком. Открой рот.
По ровненькой дорожке
шагали наши ножки.
Большие ноги шагали по дороге:
топ-топ, топ-топ.
(ребенок постукивает чупа-чупсом по языку)
Увидали мы змею,
Я ползу, ползу, ползу.
(поглаживает язык чупа-чупсом)
Приближается змея,
хочет укусить меня.
Вдруг закапал дождик:
Кап-кап, кап-кап, кап-кап.
Подул теплый ветерок
И погладил язычок.
(Выполняет чупа-чупсом легкие поглаживания языка)
Логопед: понравилось тебе играть с Нюшей? Оближи губки, проглоти слюнки.
Артикуляционная и мимическая гимнастика.
Логопед: а чьи это ушки? Кто это?
Ребенок: Крош.
Логопед: Лиза, давай вместе с Крошем сделаем гимнастику нашему язычку.
Упражнение «Лопатка».
Нужно улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать такое положение на счет до пяти.
Упражнение «Часики».
Нужно высунуть язык и двигать им вправо-влево.
Логопед: вот какие ловкие Крош и язычок!
Упражнения на активизацию кинестетических ощущений.
Логопед: Лиза, посмотри, к нам пришел еще один гость. Кто это?
Ребенок: Ежик.
Логопед: Ежик какой?
Ребенок: Колючий.
Логопед: Ай-ай-ай! (Изображает испуг) Он принес «волшебный» мешочек. Найди в мешке колючую игрушку, как ежик.
Ребенок выполняет задание.
Массаж с мячом.
Логопед: Лиза, ты молодец! Справилась с заданием! А сейчас давай поиграем с нашим мячом.
Ребенок выполняет движения по тексту.
Мы мячом круги катаем,
Взад – вперед его гоняем.
Мы пригладим им ладошку,
А потом сожмем немножко.
Динамическая пауза с элементами пантомимики.
Логопед: а это мишка Копатыч.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и на нас ревет:
Э-э-э (сердито).
Ребенок повторяет звук (э) с сердитой интонацией.
Мишка наклонился, ягодку сорвал.
Откусил немножко, весело сказал: «Вкусно!»
Дыхательное упражнение.
Логопед: Посмотри, какие цветы у Копатыча: они ароматные. Понюхай их.
Ребенок выполняет задание.
Упражнение на закрепление артикуляции гласных звуков.
Логопед: Лиза, с кем мы сегодня играли?
Ребенок называет игрушки.
Логопед: Принеси их пожалуйста.
Ребенок выполняет задание.
Логопед: споем нашим героям песенки колобков. Спой такую песенку (логопед демонстрирует колобок-схему): «О-о-о», или такую: «У-у-у», или такую: «Э-э-э», или такую: «И-и-и».
III. Заключительная часть
Рефлексия
Логопед: Посмотри, солнышко проснулось! Как мы его разбудили? Что делали с Крошем? Как нюхали цветы с Копатычем?
Улыбнись солнышку.
Ребенок улыбается.
Вот и солнышко проснулось, улыбнулось,
Потянулось, потянулось…
Теплыми лучами
До ребяток дотянулось.
Согрело голову, плечи, спину, живот, ноги…
Ребенок массирует массажной варежкой голову, плечи, спину, живот, ноги.
Ну а сейчас солнышко зовет тебя к ребятам.
Составитель: учитель-логопед Верхотурцева Е.В.
Источник