Консультация для воспитателей о детях с синдромом дауна

Консультация для воспитателей
группы, которую посещает ребенок
с синдромом Дауна
Подготовила:
педагог-психолог
Балашова А.В.
г. Москва
Особенности развития детей с синдромом Дауна
– Дети с СД проходят те же стадии развития, что и обычный ребенок.
– Сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными. Например, нормальный ребенок стоит на ножках в 10-11 месяцев, ребенок с СД в 20 месяцев, нормальный начинает произносить первые слова в 11-12 месяцев, ребенок с СД в 16-30 месяцев.
– Дети с СД дольше находиться на каждой стадии развития. Например, ладонный захват предметов у нормально развивающего ребенка сменяется другими видами захвата после 1 года, у ребенка с СД сохраняется до 3-4 лет.
-У детей с СД наблюдается некоторые неравномерность развития навыков. Например, речевое развитие сильно отстает от других сфер.
– Дети с СД обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития могут существенно различаться. Например, при отсутствии сопутствующих заболеваний и при систематическом обучении некоторые дети с СД к 6-7 годам могут догнать сверстников по уровню психического развития, некоторые дети (особенно в детских домах) могут всю жизнь остаться неговорящими с глубокой умственной отсталостью.
-Специально организованное обучение и развитие способствует максимальному психическому развитию ребенка с СД, включение их в организованные детские коллективы способствует более эффективному развитию речи и общения.
Рассмотрим особенности развития психических процессов ребенка с СД.
Речь
– Одна из основных особенностей развития детей с СД – значительное отставание экспрессивной речи (говорения).
– Понимание речи намного опережает активную речь.
– Сниженный объем памяти требует многократных повторений слов для их запоминания
– В процессе организации работы по развитию речи наиболее эффективный результат дает сочетание индивидуальных логопедических занятий, развитие речи во всех видах занятий, в быту и в игре, а так же включение ребенка в групповые занятия со сверстниками.
Ощущения и восприятие
-трудности в согласованном движении глаз и фиксации взгляда на объекте
– высокие пороги чувствительности (требуется более сильная стимуляция, для того чтобы ребенок почувствовал)
– снижен темп восприятия, требуется более длительное время для узнавания объекта
-ограничен объем информации, которую может воспринять ребенок в процессе занятия
Память
-зрительная память развита намного лучше, чем слуховая
– для запоминания требуется большее количество повторений
-сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий уровень запоминания
Мышление
Умственное развитие ребенка всегда тесно связано с общим развитием, известно, что отставание в развитии речи, в двигательной сфере, отрицательно сказываются на интеллектуальном развитии ребенка. Дети с СД индивидуальны в уровне умственного развития, при специальном обучении они достигают хороших результатов, тем не менее их умственное развитие имеет следующие особенности
– трудности планирования собственных действий
-понятийный уровень мышления (соединение представлений со словом) из- за задержки речи появляется позже
– затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую
-резко уменьшен объем информации, полученной самостоятельно, в основном ребенок знает то, чему его специально учили.
Двигательное развитие
– недостаток мышечной силы из-за гипотонии препятствует своевременному развитию координации движений и чувства равновесия
-чрезмерная эластичность связок замедляет развитие контроля собственного тела и осознание своего положения в пространстве
-часто у детей с СД ноги и руки коротки по сравнению с туловищем – это тоже создает определенные трудности в овладении двигательными навыками.
Включение ребенка в коллектив сверстников дает ему возможность подражать образцам движений, свойственных его уровню, что является решающем для его развития в целом, а особенно для формирования двигательных навыков.
Мелкая моторика и зрительно-моторная координация
– слабый мышечный тонус осложняет формирования захвата, затрудняет удержание предметов и манипулирование ими
– эластичность связок приводит к чрезмерной подвижности всех суставов рук, снижая возможность сделать движения более точными.
-особенности развития памяти и мышления, нарушение планирования влияют на развитие моторики, поскольку ребенок испытывает сложности при усвоении цепочки последовательных действий
– часто у детей с СД позднее формируются кости запястья, пальцы бывают короткими, а большой палец отставленным в стороны – это затрудняет стабилизацию запястья и задерживают формирование пальцевого захвата
-дети с СД до 4-5 лет вместо движения кистью двигают плечом или предплечьем и используют ладонный захват, редко использую указательный жест. При специализированном обучении ребенок способен пройти все стадии развития захвата (щепоть, пинцетный)
Навыки самообслуживания
Сроки формирования этих навыков у детей с СД задерживается в силу особенностей развития описанных выше. Так же на развитие навыков самообслуживания влияет то, насколько большое внимание уделялось этому в семье.
К трем годам ребенок с СД чаще всего умеет
– есть ложкой и пить из чашки, брать и откусывать хлеб, печенье. Слабость мышц губ и языка затрудняет аккуратное пережевывание пищи.
– мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем с помощью взрослого (в осуществлении всей цепочки действий помогает взрослый (идти в ванную -открыть кран- взять мыло и т.д)
– снимать шапку, носочки, ботиночки – формирование других навыков одевания сильно запаздывает
– только учиться пользоваться горшком и сообщать взрослому, что хочет в туалет.
Особенности организации занятий с детьми с синдромом Дауна в группе детского сада.
Ребенок с СД может быть включен в следующие виды организации образовательного процесса:
– утренняя зарядка, физкультминутки;
– самостоятельная деятельность с игрушками;
– пальчиковые игры, хороводы;
-слушание коротких стихов, потешек, песенок (до 5 минут);
-групповые игровые дидактические занятия («Покормим куклу», «Оденем куклы на прогулку», «Чаепитие»);
-индивидуальные дидактические игры, соответствующие уровню развития ребенка;
– прогулка, игры в песочнице.
Ребенку трудно дается понимание фронтальной инструкции (данной для группы детей) и выполнение многоступенчатых команд. Скорее всего фразы «садитесь на стульчики», «идите одеваться» и похожие не будут понятны ребенку с СД.
Участие в групповом занятии за столами для ребенка с СД мало эффективно, во время этих занятий с ребенком лучше организовать индивидуальные занятия со вторым педагогом, логопедом, психологом, музыкальным руководителем или дать индивидуальное задание (например, сортировка по цвету, конструктор, мозаика)
Во время занятий по ИЗО, лепке и аппликации ребенку так же даются индивидуальные задания, соответствующие уровню развития:
– рисование с использование ладонного захвата ( карандаш ребенок держит в кулачке, рабочий конец карандаша направлен к мизинцу вниз, большой палец направлен вверх)
-разминать пластилин в ладони, расплющивать его на столе, между ладонями
-раскатывать пластилиновые столбики на столе
-раскатывать столбики между ладонями
Ребенок может участвовать в физкультурных занятиях (с учетом индивидуальных возможностей самого ребенка):
– ходьба по сенсорным дорожкам;
– переступание через препятствия;
– ходьба по широкой доске с поддержкой;
– прыжки на месте;
-бить ногой по мячу;
-бросать и катать мяч;
-ходьба по наклонной плоскости;
– ходьба по ступенькам.
Дети с СД могут участвовать в музыкальных занятиях, они любят музыку, охотно повторяют движения под музыку за педагогом и детьми, спонтанно танцуют под музыку.
Факторы, затрудняющие обучение
∙ Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики;
∙ Возможные проблемы со слухом и зрением;
∙ Проблемы с развитием речи;
∙ Слабая кратковременная слуховая память;
∙ Более короткий период концентрации;
∙ Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;
∙ Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
∙ Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);
Быть педагогом, “особого ” ребёнка ставит перед нами особые вопросы. Как воспитывать ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для него? Корригировать развитие, нарушенное аномалией, лечить, обучать? Или ухаживать, заботится, защищать, общаться, ласкать, играть, гулять?
Опыт, педагогов и других специалистов, занимающихся этой проблемой, показывает, что при всём многообразии возможных позиций можно выделить две основные стратегии ответов на них и соответственно, две стратегии воспитания “ особого” ребёнка и отношения к нему.
Имея в группе такого ребёнка необходимо сделать не просто всё, а больше, чем всё, потому, что дети должны быть не просто счастливыми, но и больше чем счастливыми, – здоровыми. Мы становимся для таких детей всем – опорой, поддержкой, опорой.
Но есть и другой путь: “Ребёнок есть ребёнок, и для его счастья нужно всё, то же самое, что и для счастья других детей”.
Таким образом, необходимо делать для этих детей всё то, что необходимо делать для обычного ребёнка, эти действия требуют определённых усилий, терпения и любви.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Муравейник»
Консультация для педагогов
«Особенности коррекционно-педагогической работы
с ребенком с синдромом Дауна»
Подготовила:
педагог-психолог
Закирова А.С.
г. Коломна
2019 г.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.
Синдром Дауна – самая распространенная на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.
Итак, к Вам в группу пришел ребенок с синдромом Дауна. У Вас возникает вопрос: «Что с ним делать, как общаться?». Первое, что нужно сделать, – это наладить с ним контакт. Доброжелательный тон, искренняя улыбка помогут Вам расположить ребенка к себе. Однако, не расстраивайтесь, если ответной реакции Вы сразу не получите. К трем годам малыша с СД речь остается очень ограниченной. Поэтому он может застесняться или же объясняться жестами.
Для налаживания контакта с ребенком используйте невербальные (несловесные) средства коммуникации как основу общения: мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты. Все это будет подкреплять и стимулировать общение с ребенком.
Далее необходимо побеседовать с родителями о том, что уже умеет ребенок, какие у него привычки, стереотипы определенных действий. Ведь в силу эмоционально-волевых нарушений ребенок с СД адаптируется к миру с помощью поведенческих стереотипов, им самим выстроенных. Дайте ребенку возможность самому адаптироваться в новой среде. Постепенно ему удастся осуществить перенос стереотипных действий (например, игра с дверью – должен сам отрывать и закрывать дверь) и даже выработать новые.
Ваш первый шаг – «отойти», отодвинуться от ребенка, постепенно и осторожно налаживать с ним контакт, не ломать его стереотипы, а стараться расширить их (очень осторожно вносить новые элементы).
Чем поведение детей с синдромом Дауна отличается от поведения обычных детей?
Оно отличается не так уж сильно; определенные стадии развития могут начинаться позже и длиться дольше. Например, проявления характера с истерикой обычно свойственны двух- и трехлеткам. А ребенок с синдромом Дауна может начать проявлять таким образом характер в 3-4 года. Само поведение чаще не отличается, и поэтому можно применять те же методы воспитания, что и с обычными детьми. Однако важно рассматривать проблемы поведения в связи с его уровнем развития, а не в связи с его хронологическим возрастом в годах. Также важно учитывать, как ребенок владеет языком. Многие проблемы в поведении детей с СД связаны с тем, что ребенок не может словами выразить свои потребности и, естественно, начинает из-за этого злиться или расстраиваться (например, рычит).
Будьте готовы к тому, что в поведении детей с СД часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, чрезмерная активность). Особенности психического и личностного развития такого ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания или определённой незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фактора действуют одновременно.
Например, ребенок бывает агрессивен по отношению к окружающим предметам, животным, людям и среде, его не устраивающей. Прежде всего необходимо разобраться, в чем причина агрессии. Защита ли это? И от чего защищается ребенок? Иногда мы видим, что ребенок пытается оградить себя от вторжения в его внутренний мир, от навязываемых ему действий.
Эмоционально дети с синдромом Дауна мало чем отличаются от своих здоровых сверстников. Из-за более ограниченного, чем у “обычных” детей, круга общения, дети с синдромом Дауна больше привязаны к родителям. Однако дружеские отношения со сверстниками представляют для таких детей особую ценность. Подражая им, дети с синдромом Дауна могут учиться, как вести себя в бытовых ситуациях, как играть и т.д.
Дети с синдромом Дауна не умеют одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности одновременно обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т.д.). Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.д.
Однако сильной стороной «солнечных деток» является отличное зрительное и тактильное восприятие (им важно смотреть на объект и трогать его), поэтому обучение должно строиться с обязательным учетом этих факторов. Поэтому главным в воспитании и образовании детей с синдромом Дауна в детских садах является сенсорное воспитание.
Цель работы с ребенком с синдромом Дауна – обеспечение оптимального вхождения его в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Направления предстоящей работы:
1. Развитие общей моторики;
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук;
3. Развитие речи;
4. Воспитание культурно-гигиенических навыков;
5. Развитие социально-коммуникативной сферы.
Формирование любых умений и навыков проводится по этапам:
1) совместная деятельность со взрослым;
2) деятельность по образцу;
3) деятельность по словесной инструкции.
На начальном этапе работы важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка. Все занятия с ребенком проводятся в индивидуальной форме. Играйте совместно с ребенком в пирамидки, вкладыши, шнуровки, мозаику, конструкторы, матрешку, «Волшебный мешочек», кубики и др.
На первом году необходимо очень осторожно использовать картинки в качестве наглядного материала, поскольку дети часто не узнают предметы на изображении. Но если вы все-таки используете предметные картинки, то показываем также и натуральные, реальные предметы.
Развитие навыка действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения проводится следующим образом: показ способов действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая посудой). Также необходимо формировать у ребенка навыки самообслуживания: пользоваться полотенцем, надевать штаны, снимать одежду.
Для развития общей моторики привлекайте ребенка к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Особенно успешно может проходить обучение на занятиях танцами, т.к. именно сочетание музыки и ритмических движений приносят ребенку с синдромом Дауна наибольшее удовольствие.
Развитие мелкой моторики может стать затруднительным моментом для ребенка с синдромом Дауна. Особенности заболевания обуславливают нарушение развития ладони и пальцев: у детей очень короткие пальцы. Показывайте ребенку, как брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомьте его со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Очень полезно лепить из теста, пластилина, перебирать фасоль, делать гимнастику для пальцев и т.д.
Что касается социально-коммуникативного развития, то у детей с СД мало контактов со сверстниками и взрослыми. Поэтому основной целью социально-коммуникативного развития является обеспечение оптимального вхождения детей с синдромом Дауна в общественную жизнь. Можно сначала ненавязчиво вводить особого ребенка в детские игры, затем, когда несколько детишек станут с ним играть, он сам начнет искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.
При общении с ребёнком не употребляем слова «скажи», «повтори», поскольку это может привести к отказу от общения. Именно игра позволяет педагогу дать ребенку возможности и побудительные мотивы для свободного и естественного общения. Сравните две сценки:
1. Ребенок и педагог сидят друг напротив друга за столом. Педагог берет игрушечную собачку: «Это собака. Скажи собака!».
2. Ребенок и педагог сидят на полу с игрушечной собачкой и небольшим одеялом. Педагог позволяет малышу поиграть с собачкой; при этом комментирует его действия. Затем прячет игрушку под одеяло: «Ах! Где собака? Давай позовем ее. Собака! Собака! Где она может быть? А ну-ка, ты позови ее!».
Преимущества второго подхода очевидны. Не следует, правда, думать, что овладение речью через игру происходит спонтанно, само собой. Игровые занятия требуют постоянного повторения.
Ещё одной из важнейших задач в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна является привлечение к активному сотрудничеству семьи, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанник, но и его родители. Поэтому специалисты детского сада консультируют родителей по проблемам развития их детей, знакомят с методами и приемами оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.
Таким образом, успешная социализация особого ребенка в условиях детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития.
Источник
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад № 9 «Колобок»
Консультация для педагогов на тему:
«Особенности развития познавательной деятельности детей с синдромом Дауна»
Подготовила:
Учитель – дефектолог
Матвеева А.В.
2016-2017 уч. год
Особенности развития детейс синдромом Дауна
В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромомДауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общиепринципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:
1. Медленное формирование понятий и становление навыков:
• снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
• низкий уровень обобщения материала;
• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимообъединить новую информацию с уже изученным материалом;
• сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными
многократно повторяемыми действиями;
• трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
• нарушения целеполагания и планирования действий.
3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально -эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
4. Особенностью предметно -практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использованиянескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает, связано со сниженной чувствительностью ичасто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться. В основу программы когнитивного развития легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно -действенное мышление как базудля дальнейшего перехода к наглядно -_образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучениев игровой форме, а также возможность индивидуального подхода ккаждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения искорость обучения.
Практические советы педагогам и родителям по развитию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна.
Зачем нужно специально заниматься с ребенком?
Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой задачу максимально развивать их познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к самостоятельной жизни в будущем. Для этого необходимо:
Планировать цель.
Спланировать действия, приводящие к этой цели.
Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.
Например, если вы хотите купить хлеб, вам нужно выбрать одежду по сезону, надеть ее, взять деньги, запереть дверь, найти магазин, выбрать хлеб, расплатиться. И вы должны суметь сделать каждый шаг в отдельности, правильно спланировав порядок выполнения необходимых действий.
Задачей развития познавательной деятельности является развитие мышления, формирование и отработка отдельных навыков, а также обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы этой цели достичь.
Мы можем обучать ребенка в процессе специально организованного занятия, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности и в игре.
Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.
В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие, по мере того как ребенок заучивает нужную последовательность действий.
Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе. Н-р, игра в поликлинику, во время которой вы проигрываете все то, что происходило с ребенком во время посещения врача. Кроме того умения переносить действия из реальной жизни в игру способствует развитию абстрактного мышления.
Часто получается так, что навык отработанный на занятии, оказывается востребованным только на занятии, так как обращение к нему в быту требует специального внимания родителей, а собственная игра оказывается менее развитой, чем его «академические навыки». И хотя ребенок правильно использует игрушки, он не может самостоятельно включить в свои игры новые, более сложные навыки и построить развернутый сюжет.
Не случайно большое внимание уделяется сюжетной игре, обычно дети не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них не было. Общение со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться. Поэтому большая просьба уделить этому значительное внимание. Именно игра является тем полем, где происходит наиболее значимая часть обучения, связанная с целеполаганием и планированием действий.
Как заниматься с ребенком?
Основой развития ребенка дошкольного возраста является его деятельность, так как мышление в этом возрасте имеет предметный характер. Ребенок знакомиться с миром через действия, которые он совершает с окружающими предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления. Старайтесь, чтобы деятельность Вашего ребенка была насыщенной и разнообразной. Все, что происходит вокруг, становится источником информации, обобщается и используется им. Для ребенка основные формы получения знаний – это игра и участие в бытовых делах и только потом – специально организованные дидактические занятия.
Как проводить занятия за столом?
Важно научить ребенка заниматься за столом. Для этого выбирайте такие виды деятельности, которые действительно требуют позы, сидя за столом. Вы можете всей семьей играть за столом в лото, рисовать или лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу.
Сядьте за столик таким образом, чтобы ему было легко слышать инструкцию и видеть ваши жесты и действия. Если у ребенка нет детского стола, позаботьтесь о том, чтобы он правильно сидел за столом: поставьте скамеечку ему под ноги, убедитесь, что столешница находиться примерно на уровне его груди.
Инструкция, которую мы даем ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходимо давать пошагово, говорить нужно медленно, подкрепляя свои слова жестами. Иногда вместо словесной инструкции можно показать ребенку, что он должен сделать. Обязательно выдержите паузу, давая ребенку подумать и ответить. Не торопите его!!! Подсказка, предложенная ребенку, когда он еще не успел «додумать», часто только сбивает его.
Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, можно помочь ему сконцентрировать внимание на нужном действии. Если этого оказывается недостаточно, помогите ребенку в выполнении правильного действия, взяв его руки в свои или выполнить часть задания вместо него. В любом случае постарайтесь, чтобы задание было закончено.
Как сделать занятия привлекательными для ребенка?
Самое первое условие – эти задания должны нравиться вам самим.
Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка.
Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание. Если у него что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал», и помочь ему доделать до конца.
Избегайте негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».
Если ребенок отказывается от занятий, бросает игрушки, картинки, отворачивается, это сигнал, что задания или форма, в которой они предлагаются, не соответствуют уровню развития ребенка. В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребенку более простые задания. Постарайтесь также изменить саму форму занятий, выделите основную цель каждого задания и попытаться решить ее в быту или включить в те игры, в которые вы играете с ребенком. Поняв, что играть с вами интересно, ребенок через некоторое время согласиться вернуться к занятиям за столом.
Как обучать ребенка в быту?
Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи. Мытье полов способствует развитию точности движений. Стирка и выжимание белья руками, мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения. Очень полезно также предлагать ребенку лепить из теста пирожки, носить белье в тазике, развешивать его и закреплять прищепками, работать в огороде и т.д.
Ребенок может помогать вам, выполняя отдельные поручения или подражания вашим действиям. Например, когда вы готовите салат, можно попросить ребенка достать миску и поставить ее на стол. А затем можно дать одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные овощи и зелень вместе с вами.
Просьбы, с которыми вы обращаетесь к ребенку должны быть простыми, но разнообразными. Обсуждайте с ними все, что вы делаете. Ребенок должен не просто научиться выполнять отдельные хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно. Обязательно хвалите его за то, что он сделал, а также за попытки помочь вам.
6
Источник