Консультация педагога с синдромом эмоционального выгорания

Шувалова Алевтина Николаевна
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно чувствуешь себя очень уставшим, появляется крайне странное ощущение,будто внутри что-то сломалось: все безразлично, все нипочем? Работа, которая так нравилась, которой отдавался без остатка, без которой не представлял своей жизни, теперь не радует, а раздражает, общение с детьми вызывает негативные эмоции.В голове живет только одна мысль: поскорее закончился бы рабочий день! Дома тоже ничего не хочется, даже общаться с близкими.

Многие, наверное, находились в подобном состоянии. Психологи назвали его синдром эмоционального выгорания.

Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Синдром эмоционального выгорания – это опасное профессиональное заболевание тех,кто работает с людьми: педагогов, врачей, психологов, социальных работников. Известный американский психолог Кристина Маслач, которая одна из первых начала исследовать эту проблему, утверждала, что эмоциональное выгорание – это плата за сочувствие.

Профессия педагога отличается рядом специфических особенностей, главной из которых является безусловное общение с детьми, а также волевой стимул, который постоянно побуждает к практической педагогической деятельности. Образовательная деятельность не имеет фиксированного объема и общепринятых критериев оценки результативности, но требует творчества, активного функционирования сознания, постоянной работы над собой, совершенствования и пополнения знаний, что часто приводит к эмоциональному перенапряжению.

Поэтому главными причинами возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов являются:

– Стресс, вызванный большим количеством требований;

– Неспокойная обстановка на работе, требующей устойчивого внимания и напряжения;

– Не всегда разумная организация рабочего времени и труда;

– Невнимание к своему физическому здоровью.

Учитывая, что психологическое переутомление педагога приводит к снижению качества образовательного процесса, ухудшению психологического климата в группе, а, следовательно, и эмоционального состояния детей, очень важно заранее предупредить возникновение синдрома эмоционального выгорания. Поэтому психолог в детском саду регулярно проводит работу, направленную на профилактику синдрома эмоционального выгорания. Это позволяет педагогам совершенствовать коммуникативные умения, научиться дискутировать, доказывать правильность своей точки зрения и принимать без обид и взаимных претензий точку зрения оппонента. А еще – педагоги учатся определять свое эмоциональное состояние, овладевают техниками релаксации и техниками, которые позволяют быстро взять себя в руки в стрессовой ситуации.

Некоторые практические психологи, однако, признаются в том, что с педагогическим коллективом работать сложно, ведь педагоги не всегда охотно идут на контакт, с осторожностью соглашаются на участие в работе тренингов на семинарах-практикумах.

Источник

Консультация для педагогов
«Эмоциональное выгорание… как этого избежать?!»

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

К симптомам эмоционального выгорания относится:

  • эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
  • напряженность в отношении к людям;
  • заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
  • частая раздражительность;
  • психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
  • снижение активности.

Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания, который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель профессионального выгорания.

«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»

(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.

Тест

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

Читайте также:  Медикаментозное лечение синдрома шейной артерии

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка и интерпретация результата

Варианты ответов оцениваются следующим образом: 

  • «никогда» – 0 баллов;
  • «очень редко» – 1 балл;
  • «иногда» – 3 балла;
  • «часто» – 4 балла;
  • «очень часто» – 5 баллов;
  • «каждый день» – 6 баллов.

Ключ к тесту

  • «Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
  • «Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
  • «Редукция личных достижений»(тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Соответственно, чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния.

Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания, мы советуем:

1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).

7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Для профилактики эмоционального выгорания, мы предлагаем приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:

  • Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

  • Упражнение «Радуга»

Цель: Стабилизация эмоционального состояния.

Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая – съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения.

  • Упражнение «Напряжение – расслабление»

Цель: снятие мышечных зажимов

Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. 

  • Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Описание: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

 Не забывайте: работа – всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

 Список литературы:

1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. – № 2, 2006.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

3. Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст]: Учебное пособие. / Е.Г. Семенова. – М.: Издательство Института психотерапии, 2002.

Источник

Анастасия Чередниченко
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания»

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального

выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как

руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги.

Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов

(особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории

которых относится профессия воспитателя) начинается

незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких

трудностей для организации, а в результате обходится очень

дорого.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная

реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя

психологические, психофизиологические и поведенческие

компоненты.

Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов

профессиональной деформации и развивается, как правило, у

специалистов, которым по роду службы положено много

общаться с другими людьми.

За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество

Читайте также:  Синдром болезненных ног и движущихся пальцев

психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что

приводит зачастую к разочарованию в своей профессии,

профессиональному выгоранию.

К основным факторам, способствующим формированию

эмоционального выгорания воспитателей,относят:

1) высокую ответственность за своих подопечных;

2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

3) самоотверженную помощь;

4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами

и морально–материальным вознаграждением;

5) наличие ролевых конфликтов;

6) работу с «трудными» детьми.

Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной

реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые

воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий

из поведенческой модели и психологических переживаний, которые

непосредственно влияют на уровень работоспособности

воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на характер

межличностных отношений как в системе «воспитатель –

коллеги», так и в системе «воспитатель – ребнок».

Так как выгорание является относительно устойчивым

состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной

деятельности специалиста, профилактика данного синдрома

является значимым аспектом в системе профилактической работы

дошкольного учреждения.

По мнению специалистов в области стресс–менеджмента,

выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и

организации (Водопьянова Н. Е., 2005). Специалисты,

подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие

проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные

проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих»

профессий, особенно при взаимодействии с детьми.

Таким образом, коммуникативная и эмоциональная

составляющие деятельности педагога являются наиболее

«эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными

«износу», что приводит к попыткам специалиста экономить,

излишне не расходовать, «придерживать» их.

Последствия эмоционального выгорания педагогов могут

проявляться в различных сферах:

• межличностные последствия проявляются в профессиональных,

семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами,

администрацией, воспитанниками и родителями, в

раздражительности и эмоциональной истощенности;

• установочные последствия проявляются в негативных

установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к

себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;

• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне

одного сотрудника,так и на уровне всего учреждения: педагог

выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели

поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг

себя и, как следствие, – снижение качества работы и

межличностного взаимодействия, потребность в употреблении

психоактивных веществ;

• психофизиологические последствия находят выражение в

расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в

виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.

Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на

психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и

в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на

общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.

Избежать последствий выгорания педагогов можно путем

планомерной профилактики синдрома.

Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо

проводить в двух направлениях:

1) оптимизация организационных условий труда педагога;

2) актуализация личностных ресурсов педагога.

Первое направление включает в себя следующие составляющие.

• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее

санитарное состояние рабочего пространства, так и

эстетическую составляющую. Исследования показывают, что

педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях,

имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное

оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома

эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные

работать в тесных, обшарпанных. «голых» группах.

• Строгая определенность должностных инструкций и

обязанностей.

Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и

наказаний, принятая в коллективе.

• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по

служебной лестнице и др.

• Оказание социальной поддержки и защита интересов

сотрудников.

• Отлаженная система охраны труда сотрудников.

• Наличие общепринятых стандартов формального и

неформального поведения педагогов в учреждении.

• Наличие и развитие высокой организационной культуры.

• Профессиональная и административная поддержка.

• Эффективное руководство, доступность администрации для

диалога.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных

ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.

1.Просветительское направление:

– информирование педагогов о причинах и признаках

эмоционального выгорания;

-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для

сохранения работоспособности, профессионального и

психосоматического здоровья.

2. Повышение значимости педагогической профессии, которое

будет способствовать удовлетворению потребности в

признании,самоутверждении и самовыражении учителя:

– создание администрацией школы условий для постоянного

повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;

– создание возможностей для беспрепятственной аттестации

педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;

– участие в педагогических чтениях и методических семинарах,

марафонах, деловых играх;

– обобщение педагогического опыта воспитателя;

– возможности публикации педагогических находок и разработок

педагога и др.

3. Обучение педагогов следующим приемам и методам

саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые

формы работы)

Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в

работе

с людьми (рецепты В. В. Бойко)

• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, –

делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на

работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить

их к лучшему.

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие

позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за

них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться

достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать

прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не

конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом

замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и

средств их достижения, а не на исправление непродуманных

действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и

раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо,

следует произносить достаточно громко и отчетливо,

предварительно убедившись, что партнер в состоянии их

воспринять.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или

допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти

выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема

или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и

спокойно.

Читайте также:  Развитие познавательных процессов детей с синдромом дауна

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не

обсуждать их с коллегами.

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с

ними открытыми, искренними и естественными.

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто

неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

Упражнение «Имя – профессиональное качество».

Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие

самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на

ценности каждого члена группы.

Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое –

либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву

имени.

Упражнение “Лестница”.

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном

промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным

изображением лестницы и предлагается внимательно ее

рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на

сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий

задает участникам вопросы:

– Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или

опускаетесь вниз?

– Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

– Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

– Что мешает Вам находиться наверху?

Коллаж «Привычки счастливого человека»

Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и

картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги, они делятся на

на 2 команды 1 команде предлагается написать,нарисовать виды

деятельности, которые приносят им удовольствие на работе, 2

команде предлагается написать,нарисовать виды деятельности,

которые приносят им удовольствие вне работы.

Флеш-тренинг.

Видеозапись с расслабляющими изображениями. Участники

рассматривают слайды под спокойную музыку.

«Мешочек пожеланий»

Участники вытаскивают позитивные пожелания и зачитывают

их. (В ближайшее время Вам особенно повезет! Вас сегодня

ожидает сюрприз! И т. д.)

Рефлексия

Что понравилось? Что узнали нового? Чему научились?

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального

выгорания

1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте

усилия на их достижении.

2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли.

Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и

благополучия.

3. Откажитесь от пекфекционизма. Не все вещи, которые стоит

делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо,

а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то

хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а

вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное

настроение.

5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых.

Устанавливайте приоритеты. Вспомните

6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть

спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить

успокаивающую ванну с аромамаслами.

7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты

ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая

события

прошедшего дня, “смывайте” их, т. к. вода издавна является

мощным энергетическим проводником.

8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте

берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону.

Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам

людьми свои проблемы.

11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у

вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк,

почитайте анекдоты.

13. Не забывайте хвалить себя!

14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).

15.Находите время для себя: примите расслабляющую ванну,

почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и

тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если

Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и

чувствовать себя лучше.

16. Станьте энтузиастом собственной жизни!

17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения,

то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до

10, выйдите из помещения, займитесь другим видом

деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими

коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите

в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья,

порадуйтесь погоде, солнцу.

21. Делайте дни информационного отдыха от ТВ и

компьютера. Почитайте что-то.

22. Посещайте, выставки, театр, концерты.

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь

стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и

проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму

человеческого организма и действуют успокаивающе.

23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения

являются физические нагрузки – физическая культура и физический

труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж.

Замечательным средством достижения внутреннего равновесия

является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

24. Музыка – это тоже психотерапия.

25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды,

которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают

нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета.

Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же

достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из

этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно

успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

27. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет

и общение с животными.

28. Снять напряжение также поможет смена деятельности,

когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют

грусть.

29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг

нас и мир, несовершенны.

30. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте

на потом!

Помните: работа – всего лишь часть жизни!

Источник