Коррекция синдрома внимания с гиперактивностью

Коррекция синдрома внимания с гиперактивностью thumbnail

 Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте — это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Это Комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, нарушениях концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности.

Немного из истории вопроса

В середине 19-го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребёнка и дал ему прозвище Непоседа Фил. С 60-х годов 20-го века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга). С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Здесь отмечу, что гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания у ребёнка, но не обязательно!

Гиперактивность и СДВГ является серьёзной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие этим недугом, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4–5 раз чаще, чем у девочек.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ) — это неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.

Основные признаки синдрома — это неспособность ребёнка сосредоточиться; гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость. Признаки бывают выражены в разной степени. У детей с СДВГ имеется минимальная дисфункция головного мозга, вследствие чего характерные поведенческие отклонения нередко сочетаются у них с плохой координацией движений, эмоциональной лабильностью, некоторой задержкой развития, трудностями восприятия и усвоения учебного материала, дефектами речи и лёгкими неврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании.

СДВГ и его лечение вызывает много споров. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Некоторые считают, что такого заболевания, как СДВГ, не существует вообще, однако их противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

1. синдром гиперактивности без дефицита внимания;

2. синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек — они достаточно спокойные, тихие, “витающие в облаках”);

3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространённый вариант).

Кроме того, выделяют простую и осложнённую формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна и т.п..

Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний или как последствие родовых травм и инфекционных поражений ЦНС, например после перенесённого гриппа.

Чем же гиперактивные малыши отличаются от своих просто активных сверстников?

1. Они постоянно активны. Если просто активные малыши с интересом могут почитать книжку, полепить или порисовать, то гиперактивный малыш не может долгое время сосредоточится на одном задании, тем более, если оно требует усидчивости, сидения на одном месте. 

2. Их движения носят хаотичный, нецелесообразный характер. Кроме того, они постоянно что-то разбивают, ударяются, опрокидывают. Эдакие неуклюжие мишки

3. Их активность одинакова как дома, так и в незнакомых местах, где естественная активность обычно снижается. И гиперактивные дети просто не могут вести себя иначе. Даже если их наказывают или стараются уговорить. 

При “СДВГ” к вышеперечисленным симптомам добавляются:

1. Невозможность концентрироваться на какой-либо задаче. 

2. Трудности в восприятии обращённой к нему речи

3. Невозможность доводить начатое дело до концаи пр.

Вообще, первые проявления этого недуга иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за ребёнком, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1–2 мес позже остальных), а также в речевом развитии. Такие дети они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребёнка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность.

Трёхлетний возраст является для ребёнка особенным. С одной стороны, в это период активно развивается внимание и память. С другой, — наблюдается первый, трёхлетний кризис “Я сам”. Основное содержание этого периода — негативизм, упрямство и строптивость. Ребёнок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, своё “Я”. Зачастую в 3–4 года, до поступления ребёнка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идёт в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребёнка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью.

Все эти “неожиданные” проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребёнка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5–6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой.

Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и лёгкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что такой ребёнок в силу объективных причин не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Принято считать, что при правильном подходе к решению проблемы гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому периоду, но импульсивность и нарушения функции внимания могут сохранятся до взрослого возраста. Поэтому коррекцией такого недуга малыша следует начать заниматься как можно раньше!

Причины гиперактивности и СДВГ у ребёнка

Достоверных данных о точных причинах возникновения гиперактивности и СДВГ не существует. Часть исследований говорит о врождённых или даже наследственных факторах, часть приписывает это неблагоприятному течению беременности и родам, часть — последствиям перенесённых заболеваний и психотравм, и есть доля авторов, выделяющих в качестве первопричины нарушения в воспитании и проблемы в психоэмоцилнальной сфере ребенка.

На мой взгляд, истина где-то посередине. И, вероятно, все подходы отчасти верны.

Я, как психолог, имеющий опыт работы с такими детьми и их родителями, пальму первенства среди причин развития гиперактивности и СДВГ у ребёнка отдаю микроклимату в семье малыша, характеру отношений между родителями и детьми, системе отношений в целом.

Давайте попытаемся понять, какое эмоциональное состояние является преобладающим у гиперактивного ребёнка?

Вспомните все описанные мною признаки и попытайтесь представить, когда Вы ведёте себя также? Например, когда на Вас повышает голос начальник? Не возникает ли сложность в концентрации внимания, невозможность сосредоточится, неуклюжесть в движениях? Не хватаетесь ли Вы то за одно, то за другое, пытаясь найти нужный Вам предмет? Конечно, так реагируют не все и не всегда, но думаю понятно, что описанный человек испытывает тревогу. Так вот и гиперактивность можно заменить на гипертревожность. Такие детки очень сильно тревожатся по маломальскому, на наш взрослый взгляд, поводу.

А если попытаться проанализировать: что лежит в основе тревоги? На самом деле не страх, как многие считают. Страх всегда предметен. Мы можем с уверенностью сказать, чего боимся. Тревога же в большинстве своём ни на кого не направлена. Трудно объяснима и логически не обоснованна.

Читайте также:  Мкб 10 синдром вегетативной дисфункции

Тревога — это верхушка айсберга под названием “негативные чувства”. Ведь тревожиться в описанной ситуации станет только тот, кто не сможет спокойно отреагировать на замечание начальства. Человек с умением выражать своё недовольство начнёт отстаивать свою позицию, если он прав, либо спокойно примет критику руководства. Либо, в конце концов, не станет работать там, где на него беспричинно кричат. Но только человек, не умеющий осознавать и выражать свои чувства, склонен к переживанию постоянной тревоги.

А теперь вернёмся к гиперактивным детям. Это те дети, внутри которых очень много невыраженных, запрятанных в глубину чувств, как правило, негативных, которые они по понятным причинам не могу выразить.

Причины эти, как правило, связаны с ошибками в воспитании. Если ребёнку не дают выразить имеющееся у него несогласие, гнев и другие сильные эмоции, если воспитание построено на страхе, авторитаризме, наказании, то негативные чувства копятся. Если папа или мама приходят с опостылевшей работы взвинченные, уставшие, незаслуженно раскритикованные тем самым начальником — то порция негатива полетит куда? Ответ, думаю, известен. В ни в чем не виноватого малыша, который просто нечаянно, например, что-то пролил или просто и естественно хочет вашего внимания, рассказывая взахлёб о событиях дня минувшего. А стоит ли в таком случае выражать ответынй гнев маме или папе? Упаси Боже! Получит ещё больше, если не физически, то словесно — криком, угрозами и грубостью. Что остаётся ребёнку делать со своими естественными в такой ситуации обидой, гневом и иными негативными чувствами? Конечно, в целях безопасности запрятать их в себя.

Все мы уже знаем, что чувства сопровождаются соответствующими телесными ощущениями. Негативные заставляют тело сжиматься и напрягаться. А вспомните, что происходит с сильно напряжённой мышцей? В критический момент — судорога и сброс этого напряжения. Так вот фактически через чрезмерную подвижность детки сбрасывают то напряжение, которое они копят в связи с чем-либо. К переизбытку тех же самых негативных чувств приводит и какая-либо болезнь или травма. А если ещё и мама склонна к тревоге, то этом лишь усиливает негативные переживания малыша.

А дальше ситуация развивается по замкнутому кругу. Чем активнее малыш, тем больше упрёков и критики он слышит в свой адрес. Это привод к ещё большему переполнению его кувшина чувств всякими обидами, страхами, раздражениями и злостью. И тем сильнее нужна активность, чтобы это напряжение сбросить. А критики становится все больше. А потом Подключаются ещё воспитатели, учителя… Каждый вносит свою весомую лепту в хрупкий внутренний мир ребенка.

И что же со всем этим делать, спросите Вы меня? И я снова приведу вам свою любимую аксиому! Работает — 200%!

“Здоровы родители — Здоровы дети!”

Уважаемые, дорогие родители! Работайте над собой! Станьте здоровым образцом для своего ребёнка. Ведь, как известно, дети перенимают образ поведения родителей, а не их слова…

Помните, что Ваши особенные дети нуждаются в гораздо большем понимании и терпении со стороны близких. Без Вашей поддержки и уверенности в том, что с ним все будет хорошо, ему будет крайне сложно решить эту проблему. А без проявлений Вашей любви и безусловного его принятия — просто невозможно.

А если у вас не все в порядке с нервной системой, то как Ваш малыш может быть спокоен и гармоничен?

Коррекция гиперактивности и СДВГ

Первое и самое важное — работа взрослых над Своим внутренним состоянием и поведением.

Далее, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это не произошло, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребёнка, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжёлые заболевания. Желательно пройти комплексное обследование.

Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.

Первый — субъективный — включает субъективную оценку поведения ребёнка исходя из общепринятых диагностических критериев. Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесённых ребёнком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез.

Второй этап — объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребёнком при выполнении специальных тестов, и по времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует помнить, что такие исследования можно проводить у детей только начиная с пяти-шестилетнего возраста.

На третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребёнка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безвредны и безболезненны. По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.

Лечение следует сделать комплексным, то есть включать, если это действительно необходимо, медикаментозную терапию, и обязательно психологическую коррекцию. Возможно работа с психологом будет происходит всей смьей, или ребёнок и мама, или индивидуально с ребёнком. Но, в любом случае, без коррекции поведения родителей — работа с ребёнком практически бесполезна.

Ребёнку нужно и важно ощущать поддержку родителей!

Технические Рекомендации родителям:

  • Организуйте максимально чёткий режим дня. Разработайте определённый порядок для малыша, который не должен меняться ни в коем случае. В такой ситуации у ребёнка возникнет простой рефлекс, например, спать после сказки или после того, как свет будет погашен.
  • Ребёнок должен находиться в правильной, предсказуемой обстановке, без лишних раздражающих факторов. Это очень важно, ведь на любую внезапно возникшую ситуацию он может отреагировать сильным выбросом энергии. А куда направить эту энергию? Уже понятно.

Ребёнок плохо концентрирует внимание

Вполне возможно, что гиперактивный ребёнок в детском саду не желает подстраиваться под общий порядок. Конечно, это сложно, ведь родителей нет рядом. Поэтому для начала поговорите с воспитателем об имеющейся проблеме, постарайтесь дома приблизить распорядок дня к распорядку в садике, не балуйте малыша — если нужно спать сейчас — кладите спать. Он скоро привыкнет.

Гиперподвижность

  • Не ограничивайте действия ребёнка, ведь именно так он расходует свою энергию, которой, как вы понимаете, выше крыши. Насильно сажая ребёнка на диван, или же поставив его в угол, вы отнимаете у малыша возможность расходовать излишек энергии, что, кстати, проявится тогда, когда вы будете укладывать его спать.
  • Запишите малыша в секцию или кружок. Лучше всего выбрать такую секцию, чтобы ребёнок много двигался. Но, помните, это должна быть не просто беготня, а осмысленные действия с какой-то целью.
  • Если у вас нет возможности отдать ребёнка в кружок, организуйте его сами. Отведите специальное место, где малыш мог бы бегать прыгать и кувыркаться. Такие занятия не только снизят опасность травм, но и разовьют координацию движений у ребенка.

Как видите, работа с гиперактивными детьми — это не так страшно, как казалось.

Если у вашего малыша СДВГ или гиперактивность, обязательно Задайть себе вопросы:

1. Что заставляет вашего ребёнка испытывать негативные эмоции? Перенесённая травма? Негармоничное воспитание?

2. Если самостоятельно найти причину не удаётся, обращайтесь за консультацией к психологу, чтобы он помог найти ответ. 

3. Работайте над устранением причины. Если это травмы, то необходимо помогать ребёнку избавится от страха и гнева, полученного в те моменты. Здесь, в зависимости от возраста, подойдут танцевально-двигательная или телесно-ориентированная терапия, терапия рисунком, сказкотерапия, песочная терапия и другие направления арт- терапии. 

4. Проводите профилактику негативных эмоций. Для этого необходимо как можно больше телесных упражнений, позволяющих выбросить накопленный гнев и страх. Также необходимо, чтобы у ребёнка была возможность для двигательной активности без ограничений. Например, место, где он мог бы бегать, лазить, пинать безопасные предметы и всчески “выплёскивать” скопившиеся эмоции.

5. Обязательно работать с телом малыша. Помните, в его теле “застряло” очень много негативных эмоций. Если Вам не знакомы основные навыки, как через телесный контакт успокоить малыша, то обратитесь на консультацию к специалисту — танцевально-двигательному или телесно-ориентированному терапевту.

Радости Вам и гармоничных семейных отношений!

Источник

«Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью»

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т.д. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Читайте также:  Гидроцефальный синдром у детей и его лечение

СДВГ – синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек.

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС (центральной нервной системы). Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия.

Это может быть:

1.Патологическое течение беременности и родов у матери (стремительные или затяжные роды),

2.Употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),

3.Асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.

4.Инфекционные заболевании, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

5.В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.).

6.Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием.

7.Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.

  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.

  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя растяжки, дыхательные упражнения. перекрёстные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для коммуникативной и когнетивной сферы, упражнения с правилами.

Растяжки нормализуют гипертонус – неконтролируемое чрезмерное напряжение мышц и гипотонус – неконтролируемая мышечная вялость. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребёнка, негативно сказывается на общем ходе его развития.

Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребёнка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных познавательных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью. Низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.

Наличие гипертонуса, как правило. Проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придаёт психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Такие дети с трудом расслабляются. Регуляция мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног.

Например: упражнение растяжка «Половинка»

Цель: оптимизация тонуса мышц.

И.п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх—низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правосторон­нее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

Растяжка «Лучики».

И.п. — сидя на полу. Поочередное напряжение и расслабление: шеи, спины, ягодиц; правого плеча, правой руки, правой кисти, правого
бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы; левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребёнка через базовые многоуровневые приёмы. Нарушение ритма организма ( электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перестальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребёнка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Отборку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вздохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, лёгкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребёнку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя. Как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе – опускается вниз. Дыхание ( различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами глаз и языка. Эффективными приёмами является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т.д).

Читайте также:  Голая екатерина климова в сериале синдром дракона

Например: дыхательное упражнение.

Цель: развитие произвольнос­ти и самоконтроля, ритмирование организма.

И.п. — сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания) Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно силь­нее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

 Дыхательное упражнение.

И.п. — сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и их сочетания.

Функциональные упражнения целесообразно проводить по трём основным направлениям:

– развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

– элиминация гиперактивности и импульсивности;

-элиминация гнева и агрессии.

К упражнениям для развития произвольности относят движения, которые осуществляют по словесной команде и должны быть определённым образом осмыслены, «перекодированы» ребёнком. На основании чего он даёт команду произвести то или иное действие. В процессе занятий степень произвольности может быть различной. Так, инструкция для решения задачи типа « делай, как хочешь» не требует программы.

Например  функциональное упражнение с правилами«Костер».

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» — встать и махать руками, по команде «искры полетели» — хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

 Например: функциональное упражнение «Море волнуется…».

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:

Море волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Морская фигура — замри! Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.

Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный»(старинная игра).

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.

Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяет­ся, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ла­дошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение тре­угольника руками).

Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события ( зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.

Например: когнитивное упражнение «Визуализация цвета».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

И.п. сидя на полу. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цветом (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или различии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.

Релаксация ( состояние расслабленности, возникающее у человека после снятия напряжения) может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретённого в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следует интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении ( вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии ребёнком ощущений и навыков, приобретённых в ходе занятия.

Например: релаксация «Кулачки».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

И.п. сидя на полу. Инструктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза! Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза. Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем.

Легко поднять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики».

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Гиперактивность – это не поведенческая проблема. Не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словами убеждения. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а. скорее, ухудшат его.

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивно?