Коррекционные занятия с детьми синдром дефицита внимания

Парфененкова Ирина
Конспект занятия по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности «Будь усидчивым и внимательным всегда»
Цель: коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
– развитие внимания;
– формирование навыков уверенного поведения;
– развитие усидчивости;
– развитие мелкой моторики;
– снятие психоэмоционального напряжения;
– снятие мышечного напряжения.
Количество участников: 5 человек.
Возраст: шестой год жизни.
Продолжительность мероприятия: 25 минут.
Необходимые материалы: мяч; игровое поле, карточка с изображением персонажа; бланки с заданием; цветные карандаша; карточки с изображением животных; подушечки; следы, сделанные из самоклеющейся плёнки; картонные круги красного, жёлтого, синего цвета; ковёр.
Структура занятия:
I. Организационный этап. Ритуал начала занятия.
II. Основной этап.
Игра на пространственную ориентацию на плоскости.
Цель: Развитие устойчивости и концентрированности внимания.
Игра «Раскрась»
Цель: Развитие распределения, переключения внимания.
Упражнение «Штанга»
Цель: Расслабление мышц рук, ног, корпуса.
Игра «Поставь пальчик»
Цель: Развитие целенаправленного слухового внимания, умения слышать и быстро реагировать.
Игра «Будь внимателен»
Цель: Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Игра «Кричалки – шепталки – молчалки»
Цель: Развитие наблюдательности, произвольности, умения действовать по правилам, формировать волевую регуляцию.
Релаксация «Волшебный сон»
Цель: Успокоение, расслабление, снятие мышечного напряжения.
III. Заключительный этап. Ритуал окончания занятия.
Ход занятия:
1. Ритуал начала занятия.
Дети стоят в кругу. Психолог передаёт мяч рядом стоящему ребёнку, здоровается с ним и называет его имя. Затем мяч передаётся следующему ребёнку, и так пока очередь вновь дойдёт до психолога. В конце психолог приветствует всех детей.
2. Игра на пространственную ориентацию на плоскости.
Цель: Развитие устойчивости и концентрированности внимания.
Оборудование: Игровое поле, карточка с изображением персонажа.
Содержание: По клеточкам игрового поля следует перемещать карточку с изображением персонажа. Перемещение персонажа с одной клетки на другую происходит по команде «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Исходное положение персонажа указывается перед началом игры.
3. Игра «Раскрась»
Цель: Развитие распределения, переключения внимания.
Оборудование: Бланк с заданием, цветные карандаши.
Содержание: Психолог предлагает детям раскрасить все цветочки в красный цвет, шляпки в коричневый, листья – в зелёный.
4. Упражнение «Штанга»
Цель: Расслабление мышц рук, ног, корпуса.
Содержание: И. п. – стоя.Психолог: «Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-пауза. Выдох-пауза.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом
(наклониться вперед).
Штангу с пола поднимаем
(выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим…
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.»
Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.
Нам становиться понятно:
Расслабление приятно.
5. Игра «Поставь пальчик»
Цель: Развитие целенаправленного слухового внимания, умения слышать и быстро реагировать.
Оборудование: 9 картинок с изображением животных; подушечки.
Содержание: Подушечки, на которых располагаются дети, раскладываются в виде цветка с сердцевиной. На «сердцевину» выкладываются все 9 карточек изображением вверх так, чтобы они друг друга не касались. Звучит команда «Внимание». Затем психолог называет картинку, например, «Собака». Кто из детей увидит её, ничего не говорит, а молча ставит пальчик на эту картинку.
6. Игра «Будь внимателен»
Цель: Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Оборудование: Следы, сделанные из самоклеющейся плёнки, приклеенные на пол.
Содержание: Дети становятся на следы.Психолог договаривается с ними: сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное, сделайте шаг вперёд.
Слова: стол, книга, лошадь, виноград, собака, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, яблоко, дерево, ковёр, лев, тигр, тетрадь, лёд, заяц, галстук, волк, лимон, медведь, чайник, тарелка, пальто, белка.
7. Игра «Кричалки – шепталки – молчалки»
Цель: Развитие наблюдательности, произвольности, умения действовать по правилам, формировать волевую регуляцию.
Оборудование: Три круга, сделанных из красного, жёлтого и синего картона.
Содержание: Дети стоят свободно. Каждый ребёнок находится на расстоянии от другого примерно на 0,5 м. Звучит музыка. Дети под музыку свободно перемещаются по комнате, у кого как получится. Музыка останавливается и психолог произвольно, с разными интервалами и в вперемешку показывает круги. Когда психолог поднимает красный круг – «кричалку» дети бегают, кричат, сильно шумят; жёлтый круг – «шепталку» – дети тихо передвигаются и шепчутся; зелёный круг – «молчалка» – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелится.
8. Релаксация «Волшебный сон»
Цель: Успокоение, расслабление, снятие мышечного напряжения.
Содержание: Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Психолог даёт следующую установку: «Начинается игра «Волшебный сон». Вы заснёте не по-настоящему, будете все слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснётесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон».
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном спокойным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются… (2 раза)
Дышится легко…ровно глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело (2 раза,
Будто мы лежим на травке,
На зелёной, мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Ноги тёплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы тёплые и вялые
И нисколько не усталые.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться!
Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
9. Ритуал окончания занятия.
Дети берутся за руки и передают как эстафету рукопожатие.Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Лере, от Леры к Максиму и т. д и, наконец, возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
Источник
Конспект психологического коррекционно-развивающего занятия с ребенком с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Исполнитель: педагог-психолог
МБДОУ “Детский сад №3” с. Ижма
Пархачёва П.Г.
Ижма, 2017 г.
Тема занятия: ” В гостях у зайчонка!”
Цель занятия: психокоррекция и развитие индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Задачи :
-Нормализация гипертонуса и гипотонуса мышц. Оптимизация тонуса мышц.
-Улучшение ритмирования организма, развитие самоконтроля и произвольности.
-Расширение поля зрения, улучшение восприятия, развитие межполушарного взаимодействия и повышение энергетизации организма.
-Развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.
-Развитие внимания, произвольности и самоконтроля; элиминация гиперактивности и импульсивности; элиминация гнева и агрессии.
Предварительная работа:
1. Наблюдения педагога-психолога, воспитателей детского сада, родителей, по которым ребенка можно описать с признаками и симптомами, характерными для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, такими как нарушение концентрации внимания и импульсивное, необдуманное поведение (см. Приложение 1).
2. Диагноз “синдром дефицита внимания и гиперактивности”, поставленный врачом – невропатологом.
Занятие проводится в индивидуальной форме.
Время проведения: 40-45 минут.
Оборудование и материалы: Мягкая игрушка заяц, воздушный шарик, жетончик, яркая коробка.
Место проведения: занятие проводится в кабинете психолога.
Возраст ребенка: старший дошкольный возраст.
Структура занятия:
растяжка – 4-5 минут;
дыхательное упражнение – 3-4 минут;
глазодвигательное упражнение – 3-4 минуты;
упражнения для развития мелкой моторики рук – 5-10 минут;
функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии – 15- 20 минут;
релаксация – 4-5 минут.
Ход занятия
Этапы работы
Цели работы
Действия педагога-психолога
Действия ребенка
Приветствие и мотивирование на занятие
Цель: настрой на доброжелательное взаимодействие, мотивация на занятие(с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации)
Здравствуй, (Имя ребенка)! Я очень рада тебя видеть! И не только я! Тебя сегодня приветствует с удовольствием вот этот зайка, который подготовил для тебя много интересных и очень важных игр и упражнений. Их надо выполнить. Если зайчику понравится твое поведение, он наградит тебя вот таким жетончиком. Эти жетончики мы будем собирать каждую нашу встречу. Когда у тебя будет 10 жетончиков, зайка тебе кое-что подарит.
Договорились?
Ребенок слушает психолога, держась с ним за руку.
Соглашается
1. Упражнение «Растяжка»
Цель: оптимизация тонуса мышц.
Упражнение выполняется сидя на стульях (педагог-психолог и ребенок напротив друг другу; психолог выполняет упражнение вместе с ребенком).
Для начала выполним такое упражнение. Сначала сделаем спокойный глубокий вдох носом – потом выдох. Еще раз! (3 цикла).
А сейчас давай поиграем в “Мороженое”!Ты любишь мороженое? Представим, что мы с тобой – два мороженых, я буду клубничным, а ты?
Отлично! Представим, что нас с тобой только что достали из морозильника, и мы очень-очень твердые, постарайся напрячь всё своё тело. Мы немножко уже разогрелись и начали таять, расслабься. А теперь попробуем “заморозить” только левую руку, а сейчас правую руку. Хорошо! Теперь “заморозим” шею, а сейчас спину, живот. А теперь попытаемя поднапрячь ноги, сначала левую ногу. Достаточно! Теперь правую ногу. Уф! мы совсем расстаяли! Расслабимся! Вот и закончили!
Перейдем к следующему упражнению.
Выполняет упражнение
Отвечает, каким мороженым будет
2. Дыхательное упражнение.
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
Посмотри, что принес тебе наш зайчонок. (Показывает яркую привлекательную коробку). Да, это коробка, но она не простая, в ней что-то лежит. Опусти в неё руку и попробуй наощупь определить, что там лежит.
Догадался, что там?
(Пс-г вынимает шарик из коробки). – Сейчас он маленький. Что нужно сделать, чтобы он стал большим?
Правильно. (Надувает шарик) –
Смотри, когда воздух из шарика выходит, он опять становится маленьким (выпускает из шарика воздух). Давай представим, что у тебя в животике тоже воздушный шарик. Какого цвета будет у тебя шарик?
Сейчас он не надут. Надуем его через нос. Делаем глубокий вдох и следим за животом – он увеличивается, шарик надувается. А сейчас сдуваем его, выпускаем воздух из него через рот, шарик сдувается, живот уменьшается.
Реб-к – Это коробка
Реб-к – Это воздушный шарик.
Ребенок – Его надо надуть.
(Ответ ребёнка).
(упражнение повторяют вместе 2-3 раза).
3. Глазодвигательное упражнение.
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия и повышение энергетизации организма.
–Вот зайчику понравилось, как ты выполнил предыдущее задание, и он тоже захотел с тобой поиграть. Смотри на него: куда он – туда и твои глазки, но голова при этом не должна двигаться.
(Психолог держит игрушку на расстоянии вытянутой руки от ребёнка, медленно перемещая её по осям через центр: влево – пауза, вправо – пауза, вверх – пауза, вниз – пауза, в левый верхний угол – пауза, в правый нижний угол – пауза, в правый верхний угол -пауза, в левый нижний угол. То же самое: на расстоянии локтя, а затем около носа.)
А сейчас посмотри на верхушки деревьев за окном, а теперь – на штору на окне. хорошо, справились с упражнением.
Выполняет упражнение, сидя ровно на стуле, провожает глазами зайчика в руке психолога.
Направляет свой взор за окно на деревья, затем на шторы.
4. Упражнения на равитие мелкой моторики.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
За то, что ты старался, заяц предлагает тебе поучиться игре на барабане, ведь зайцы самые лучшие в мире барабанщики. Вот как они это делают. (Психолог поочерёдно стучит по столу указательными пальцами сначала медленно, затем быстрее и быстрее, далее – замедляя ритм.)
А сейчас выполним упражнение «Колечки». Надо соединить большой палец руки с указательным пальцем, так, чтобы получилось колечко, а затем поочередно со всеми остальными пальцами. Вот так ( показывает).
А ты знаешь, как скачет лягушка.
А сможешь показать это ручками?
Давай попробуем вместе, смотри! (Упражнение «Лягушка») Одну руку положи на стол кулаком, а другую – ладонью. Теперь нужно менять положение рук одновременно, ту руку, которая лежала кулаком – преврати в ладонь, а ту, которая лежала ладонью – преврати в кулак (психолог показывает упражнение во время объяснения). Сначала будем делать медленно, а потом будем убыстряться.
Ребёнок выполняет упражнение.
Ребёнок соединяет в колечко большой и указательный пальцы, поочерёдно большой палец соединяется с остальными пальцами руки до мизинца и обратно – сначала правая, затем левая, а потом обе руки вместе, с постепенным убыстрением темпа.
Реб-к: Да!
Ребенок: отвечает
Ребенок выполняет упражнение вместе с психологом.
5. Функциональные упражнения
Упражнение “Море волнуется…”.
Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Упражнение “Послушать тишину”.
Цель: формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса(познание, узнавание характера звукового раздражения)
Игра «Прыжки на месте».
Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
Давай поиграем в одну известную всем игру, она называется: “Море волнуется…”.
Пока произношу считалку, мы будем активно двигаться, можно танцевать, бегать, прыгать…Как только я произношу слово:”Замри”, ты замираешь в той позе, которой тебя застало это слово и стоишь не двигаясь, пока я не скажу: “Отомри”. Понятно? Начали…
Психолог произносит считалку:
Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура – замри!
После того как ребенок замер, дается команда: “Отомри”! Молодец! Давай еще раз! (повторить упражнение 2-3 раза)
А теперь, я предлагаю очень интересную и простую игру, которая называется “Послушать тишину.” Для этого садись, пожалуйста, на стульчик и закрой глаза. Сейчас давай молча послушаем звуки на улице за окном. Что ты слышишь?
А теперь слушаем звуки в комнате. А давай попробуем послушать свое дыхание, биение сердца.
Сейчас нам надо встать друг напротив друга.
Мы будем делать прыжки сначала на правой ноге 5 раз, потом на левой 5 раз, потом вместе на двух ногах 5 раз, далее по 4 раза на правой, на левой и на двух ногах, и так – по 3, 2 и 1 разу. (Психолог выполняет упражнение вместе с ребёнком).
Ребенок активно двигаетя, затем замирает в одной из поз. (По команде психолога “Отомри!” упражнение продолжается).
Выполняет упражнение, отвечает
Выполняет упражнение
8. Релаксация “Поза покоя”.
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
А сейчас, чтобы наш зайка остался нами довольным, необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положи на колени, ноги слегка расставь, вот так (психолог помогает сесть правильно).
Психолог медленно, тихим голосом, с длительными паузами начинает читать:
“Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!”
Ребенок с помощью психолога присаживается на стул в необходимом положении и слушает.
Прощание
Цель: настрой на следующее занятие
Психолог: Вот ты и заработал свой первый жетончик. Мы с зайчиком тебя поздравляем! Этот жетончик мы будем хранить в той красивой коробке, которую ты уже видел! Положи ее туда сам!
Мы надеемся, что твоему жетончику не придется долго скучать, ведь ты заработаешь туда еще жетончик на следующем занятии?
Да?
Мы очень рады! Спасибо за занятие! Мы будем ждать тебя еще.
Ребенок кладёт жетончик в коробку.
Ребенок соглашается
Список использованной литературы:
– Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоравливающие учебные игры. Санкт- Петербург, 2001.
– Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.М.,2002.
Приложение 1
КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
(схема наблюдений за ребенком)
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенностъ:
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения.
5. Не может/контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет на одних уроках он успешен, на других – нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз), что ребёнок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Источник
В последнее время все большую актуальность приобретает синдром дефицита
внимания и гиперактивности (СДВГ), который в процессе онтогенеза может фасадно
измениться в девиантность или делинквентность. Анализ литературы выявил широкую
вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США
гиперактивных детей 4–20%, Великобритании – 1–3%, Италии – 3–10%, в Китае –
1–13%, Австралии – 7–10%, России – 4–18% В настоящее время в Германии более
полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности,
причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. Чаще всего девочки
страдают особой формой синдрома дефицита внимания без гиперактивности.
Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание
процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические
трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и
организации сложных видов деятельности. Большинству из них свойственна слабая
психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство,
лживость, вспыльчивость, агрессивность. Кроме того, у них возникает
неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно
отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных
и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую
реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное,
оппозиционно-вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания
со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая
агрессивная модель защитного поведения.
Фасадные проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве
отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом
возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать
причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается
тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология
представляет серьезную социальную проблему. Для профилактики подростковой
преступности, алкоголизма, наркомании необходимо своевременно выявлять и
корригировать детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как
самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно
развить сильную и творческую личность.
Слабые стороны:
- трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать
внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в
процессе выполнения задания); - не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной
концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему
нравится, ребенок может быть более внимательным); - слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по
несколько раз); - не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;
- часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной
деятельности; - может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по
отношению к своему внешнему виду); - отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе
может забыть, чем занимался); - нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:
- ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;
- ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);
- болтлив;
- начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;
- ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;
- ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать
других детей).
Сильные стороны:
- щедрые (даже в ущерб себе);
- отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);
- энергичные (активны в спорте и на физкультуре);
- добрые;
- смелые;
- творческие;
- веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);
- дружелюбные;
- непосредственные;
- с повышенным чувством справедливости.
У гиперактивных детей присутствуют проблемы с успеваемостью, это так
называемые “качели успеваемости”. Сегодня ребенок “приносит” домой одни девятки
и десятки, а завтра по тем же предметам может получить два. Это очень
расстраивает родителей и удивляет учителей. Учителя предполагают, что ребенок не
подготовился сегодня к уроку или попросту незахотел ответить хорошо.
На самом же деле причиной таких результатов может быть нарушение режима дня и
ребенок попросту не выспался. Обычный ученик даже если и не выспался, то к
середине урока может собраться и ответить, а ребенок с гиперкинетическим
расстройством в течение всего дня будет несобран, импульсивен и капризен.
Вследствие этого показывает результаты хуже, чем мог бы.
Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) при выполнении
каких-либо заданий сильно отвлекается на посторонние раздражители, например,
звуки. В итоге ни одно из дел не доводится до конца или делается поверхностно.
Постоянно перескакивает с одного занятия на другое, невозможно чем-то увлечь его
на длительное время. В этом кроется и причина неуклюжести, проявляющаяся в том,
что они постоянно что-то роняют, сбивают, натыкаются на мебель.
Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства
могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Такие люди суетливы,
легкоотвлекаемы, нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться
на предмете деятельности. У них часто меняется настроение. Трудности
планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по
службе, в устройстве семейной жизни. Гиперактивные проявления сильной степени
выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и
личностных расстройств. В то же время своевременная медицинская и
психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.
Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана
недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются
немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.
Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения,
психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку
рекомендуется щадящий режим обучения – минимальное количество детей в классе
(идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин),
пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает
концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является
также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых
норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального .
Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали
поведение ребенка как “хулиганское” и проявляли больше понимания и терпения в
своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением
режима дня “гиперактивного” ребенка (время приема пищи, выполнение домашних
заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в
физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать
утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.
“Гиперактивные” дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо
исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением
большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации
внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток
времени. Важен выбор партнеров для игр – друзья ребенка должны быть
уравновешенными и спокойными.
Эффективна семейная игровая терапия.
В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать 2
основных приёма: сглаживание напряжения и следование за интересами ребёнка.
Коррекционную работу с такими детьми можно производить в рамках игровой
терапии. Полезна работа с песком, глиной, крупой, водой.
В работе с гиперактивным ребёнком потенциальную помощь оказывают
релаксационные упражнения и упражнения на телесные контакт. Они способствуют
лучшему осознанию своего тела и осуществлению контроля.
Коррекционно – развивающая и формирующая работа, основанная на
двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные,
глазодвигательные, перекрёстные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц
челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксация развития коммуникативной и
когнитивной сферы, упражнения с правилами.
Своевременная диагностика и коррекция трудностей позволяет приблизить любой
вид онтогенеза к нормальному течению, облегчить вхождение ребёнка в обычную
социальную среду. Наиболее коррегируеиый возраст – от 5 до 12 лет.
Главный принцип развития: “Своевременность решает всё!”.
Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности
целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции.
Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и
ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике
эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов – антидепрессанта
амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.
Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности
достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим
ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.
Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей
симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка
нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов
регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита
внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость,
рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые,
быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами
неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими
заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности
у самого больного. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита
внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии
заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.
Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности.
Помощь такому ребенкубудет заключаться в обучении
саморегуляции и контролю над собственным телом. Следует обучить ребенка техникам
расслабления, научить получать удовольствие от отдыха. Этого можно достичь путем
медитативных сказок, дыхательных упражнений, прослушивания расслабляющей музыки.
Также необходимо направить ребенка на обучение развития скорости реакции и
координации движений.
У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зачастую присутствуют
дополнительные проблемы: заикание, дислалия, дизартрия, высокая утомляемость и
агрессивное поведение, вследствие чего у ребенка возникает недостаточное
усвоение школьной программы, заниженная самооценка, социальная изоляция. В таких
ситуациях как можно раньше следует обратиться к специалистам: неврологам,
психиатрам, психологам, логопедам и дефектологам.
Одна из больших сложностей у детей с СДВГ – трудности в самоорганизации.
Такие дети часто опаздывают, не могут распределять свое время. Отвлекаясь на
посторонние раздражители, они часто не успевают выполнить контрольную работу или
тест за ограниченное время, однако знаний для успешного выполнения контрольной
вполне достаточно. В таких случаях негативные методы воздействия, такие как
ругань или одергивания, не действуют на детей с СДВГ и вызывают протестную и
агрессивную реакцию.
В первую очередь, следует ставить перед ребенком конкретные цели и давать
короткие и однозначные указания.
Следует поощрять ребенка, что будет стимулировать его усилия к достижению
поставленной задачи. Если ребенку пора поменять вид деятельности, то следует
предупредить его об этом за 5–10 минут.
Многие родители обращаются к специалистам в связи с трудностями адаптации
ребенка в коллективе, большую часть этих детей учителя направляют к детскому
психиатру, а в некоторых случаях это решение принимает педсовета. Родители
опускают руки и теряют надежду, становятся агрессивными. Доведенные до отчаяния
родители применяют к детям строгие дисциплинарные меры в виде наказаний,
окриков, шлепков и т.д. Все это не дает положительного результата, а наоборот
вызывает агрессию.
Ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей
обучение детей и их окружения. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный
ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры
по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент следует делать на развитии
эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии
воспитания с преобладанием методов поддержки и поощрения. Кроме того, в семье
должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка.
Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не
просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые
требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу.
Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные
способности и креативность, уже к концу первого класса оказываются в числе
неуспевающих.
Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше
внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться
очень способным и ярким учеником.
В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы
ребенок как можно меньше отвлекался.
1. Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может
его отвлечь.
2. Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом
для подражания.
3. Используйте как можно больше наглядных средств обучения.
4. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему
прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).
5. Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к
заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять, что он
неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.
6. Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).
7. Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте
список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует.
Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.
8. Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о
положительных.
9. Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени.
Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют
многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.
10. Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте
указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут
самостоятельно записать или запомнить устные указания.
11. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.
12. Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеиваются над ним,
давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните н?