Креативность педагогов как профилактика синдрома эмоционального выгорания
Психологический тренинг
«Креативность педагогов как профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Цели: 1. Повышение стрессоустойчивости педагогов.
2. Раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.
Задачи:
1. повысить уровень жизненного оптимизма;
2. создать хороший настрой на работу;
3. снизить уровень фрустрации (стресса).
Предварительная работа
Диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов (Сокращенный опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко)
1. Упражнение «Поза Наполеона»
Цель: настроить участников на дальнейшую работу.
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
2. Мини-лекция «Синдром эмоционального выгорания»
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением.
Эмоциональному выгоранию подвержен каждый из нас. Исследователи доказали, что «скорость сгорания» не связана ни с образованием, ни с уровнем интеллекта, ни даже с оплатой труда. Единственное, что имеет значение,- ситуация на работе и наше к ней отношение.
Едва ли ни первой причиной, способствующей выгоранию, служит перегрузка.
Однако большой объем работы – не единственная причина выгорания. Оно может связано и с нашим отношением к делу: риск выгореть существенно выше у тех, кто уверен, что всегда должен быть сдержан, не имеет права на ошибку и обязан служить примером для коллег. Не менее опасна ситуация, в которой мы постоянно ощущаем, что нас недооценивают, что наши усилия не ведут к достижению осмысленной цели и мы никак не можем изменить положение дел.
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми – всех, чья деятельность невозможна без общения.
Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу:
« Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».
Три стадии профессионального выгорания:
Первая стадия:
– На уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задан ли планируемый вопрос). Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может протекать в течение трех-пяти лет.
Вторая стадия:
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями: не хочется видеть коллег, начальство, «в четверг ощущение, что уже пятница, «неделя длиться нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появляются устойчивые соматические симптомы (нет сил, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний; повышенная раздражительность. Продолжительность протекания данной стадии- в среднем от пяти до пятнадцати лет..
Третья стадия:
Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремиться к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может длиться от десяти до двадцати лет.
3. Результаты диагностики педагогов.
Познакомившись с понятием СЭВ, причинами его возникновения, симптомами проявления, мы можем сделать вывод о том, что универсального рецепта исцеления от профессионального выгорания не существует, это проблема решаема, если ею целенаправленно заниматься. Каждому человеку время от времени необходимо остановиться, оглянуться вокруг, побыть наедине с самим с собой, подумать, откуда и куда он идет, с какой скоростью и с какими попутчиками, а главное – зачем, с какой целью. Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье педагога можно.
К решению проблемы профессионального выгорания подходят разными способами. Кто-то осваивает дыхательные упражнения, другие навыки саморегуляции … А я хочу напомнить вам о том, что творчество, гибкость, нестандартность мышления также являются одним из способов преодоления СЭВ.
Возможно, вы не сможете применить предложенные игры и упражнения в повседневной работе, однако с их помощью, надеюсь, вспомните или ещё раз убедитесь в том, что все мы – люди позитивные, спонтанные, креативные, умеющие решать нестандартные задачи и творчески подходить к любым ситуациям.
4. Притча «Все в твоих руках»
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? ” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Ведь вы сами на 100% ответственны за все события в своей жизни.
Сегодня я хочу дать вам несколько техник, способов управления своим психоэмоциональным состоянием, поднять свою самооценку, повысить эмоциональный настрой. А чтобы, слово работа ассоциировалась у вас только с радостными и счастливыми моментами.
5. Упражнение “Одно из двух”.
Цель: развить спонтанность, творческое, ассоциативное мышление.
Ведущий задаёт вопрос, участники отвечают по кругу (или по желанию – свободно). При этом необходимо аргументировать свой выбор.
Например:
– Чёрное или белое?
– Чёрное, потому что эффектнее…
– День или ночь?
– Ночь, романтичнее…
Круг или зигзаг?
Прямая или поворот?
Кислое или сладкое?
Пропасть или небо?
Свобода или необходимость?
Простота или сложность?
Ум или чувство?
Теория или практика?
6. Упражнение “НГОК” (Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки).
Цель: упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.
Инструкция: “Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое на К. Например, “Николай Говорит Очень Красиво”.
Через три минуты ведущий предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.
7. Упражнение «Приметы» (Участники группы сидят по кругу. У психолога мяч).
Цель: развить спонтанность, творческое, ассоциативное мышление.
Инструкция: “Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож – придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, барабан, монетка и. т.д.
Тот, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению, придет, и в случае возникновения вопросов у остальных, объясняет, почему это происходит. Делать все это постараемся как можно быстрее”.
В процессе выполнения упражнения поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости и нестандартные интерпретации.
8. Упражнение “Моечная машина”
Цель: снятие эмоционального напряжения, создание группового доверия.
А сейчас встаньте, пожалуйста, в шеренгу, рассчитайтесь на первый и второй. Первые номера шаг вперед. Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек в шеренге №1 становится “машиной”, последний человек в шеренге №2 становится “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой” во второй шеренге, с начала шеренги идет следующая “машина” из шеренги №2.
9. Упражнение «Пять добрых слов»
Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.
Оборудование: листы бумаги, ручки
Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.
Задание. Каждый из вас должен:
• обвести свою левую руку на листе бумаги;
• на ладошке написать свое имя;
• передать свой лист соседу справа, а сами получить рисунок от соседа слева.
В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка, вы пишете какое–нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».
Обсуждение
– Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?
– Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
10.Притча о колодце.
А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”.
Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
11. Обратная связь
Источник
«Профилактика синдрома
эмоционального выгорания педагога»
Ход проведения
Упражнение «Сквозь кольцо»
Задача: Создание положительного эмоционального настроя, умения координировать совместные действия, проявлять сплоченность, уверенность.
Описание упражнения:
Участникам встать в шеренгу, взяться за руки; крайнему дается гимнастический обруч. Задача участников – не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном счете оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.
Обсуждение:
Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с выдвинутым кем-то планом или каждый действовал по собственной инициативе? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча? (поднять руки вверх…)
– Вам знакомо состояние, когда внезапно накатывает давящая усталость, такое ощущение, что что-то сломалось внутри. И вчера еще любимая работа, сегодня не радует, дети раздражают и вызывают лишь негативные эмоции. Раздражение готово перелиться через край. Но взрослый человек продолжает свою работу, невзирая на сидящую в голове мысль:
«-когда же все это закончится, и я уйду домой!»
Но дома Вам ничего не хочется, и раздражает общение даже с близкими людьми. Вы бесцельно слоняетесь по дому или валяетесь на диване, бессмысленно уставившись в экран телевизора, поглощаете один за другим бутерброды или, напротив, с отвращением смотрите на холодильник…
Подобное состояние, наверное, испытывал каждый.
Такое психическое состояние названо психологами синдромом
«эмоционального сгорания»
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
Понятие “эмоциональное выгорание” ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе “человек-человек”: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др.. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:
1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:
— переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
— недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);
— “загнанность в тупик” – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;
— тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.
2. “Резистенция” – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.
Симптомы профессионального выгорания
ПЕРВАЯ ГРУППА
Психофизические симптомы:
– чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
– ощущение эмоционального и физического истощения;
– снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);
– общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
– частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
– резкая потеря или резкое увеличение веса;
– полная или частичная бессонница;
– постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
– одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
– заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
ВТОРАЯ ГРУППА
Социально-психологические симптомы:
– безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
– повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
– частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
– немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;
– постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
– чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
– чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
– общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА
Поведенческие симптомы:
– ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
– сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
– постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
– чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
– невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
– дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
- Во-первых:
- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
- Во-вторых:
- опыт успешного преодоления профессионального стресса;
- способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
- высокая мобильность;
- открытость;
- общительность;
- самостоятельность;
- стремление опираться на собственные силы.
- В-третьих:
- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Профилактика профессионального выгорания
- НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.
- НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
- Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
- Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того, чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы сегодня немного поговорим.
Все люди без исключения, могут регулировать своё поведение в стрессовой ситуации, используя методы саморегуляции. Эти методы бывают естественные и искусственные.
Естественные методы:
- различная физическая нагрузка, прогулка, занятия спортом – после этого исчезает накопившееся за день раздражение, появляется физическая усталость, но проходит психологическая;
- быстро успокоиться и привести нервы «в порядок» поможет вода: различные водные процедуры – ванная, душ, баня, сауна;
- поможет расслабиться и получить удовольствие какое-либо увлечение;
- считается особо важным – не забывать доставлять себе удовольствие, т.е. время от времени делать то, что приятно;
- легко избавиться от стресса помогает общение со спокойными и оптимистичными людьми.
Искусственные методы.
Упражнения, позволяющие за короткое время избавиться от пагубных влияний стресса, способствующие сохранению душевного равновесия и здоровья.
1.Упражнение «Тайм-аут».
Необходимо 5-10 минут посидеть спокойно, абсолютно ничего не делая. Сосредоточиться на окружающих звуках, на своих ощущениях, проверить, нет ли чувства тяжести в области шеи, плеч, рук, груди. Для многих людей это самое тяжёлое упражнение. Ничегонеделание может потребовать настоящего усилия над собой.
Когда мы просто спокойно сидим, замедляется сердцебиение и снижается давление, то есть устраняются самые очевидные симптомы стресса. Мы также можем увидеть ситуацию в новом свете и почувствовать, что способны ею хоть как-то управлять.
4.Упражнение «Подумаем о хорошем».
На какое-то время (от15 секунд до 5 минут) необходимо сосредоточиться на ком-то или чём-то, что вам очень дорого, или представить себе картинку на тему «Спокойный отпуск».
Мысли о чём-то хорошем, успокаивающем могут препятствовать физиологическим изменениям, возникающим при стрессе.
5.Упражнение «Дышим глубоко».
Необходимо на 5 минут замедлить дыхание: сделать около 6 глубоких вдохов животом в минуту (Секунд 5 вдыхать воздух и секунд 5 выдыхать воздух).
Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность.
Данные упражнения рекомендуется использовать в самостоятельной работе над собой, особенно когда вы чувствуете себя особенно уставшими, или начинаете нервничать.
Упражнения, которые явились для вас наиболее эффективными, следует регулярно практиковать в своей жизни и на работе при нарастании внутреннего напряжения.
Упражнение “Ведро мусора”
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)
Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном),
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Упражнение «Плюс-минус» (10 мин.)
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.
Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Игра “Волшебная шкатулка”
В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
– тебе сегодня особенно повезет! – жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
– наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
– люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!
– сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
– сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
– сегодня твой день, успехов тебе!
– все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
– люби свою жизнь, она у тебя очень интересная!
– ты полна хороших идей, пусть они воплотятся в жизнь!
– начинайте день с улыбки, и все у вас получится!
– твоя улыбка как сияние солнца, пусть она согревает детей!
Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.
После этого каждый педагог получает буклет с практическими рекомендациями относительно профилактики эмоционального выгорания (содержание рекомендаций в конце семинара-практикума).
Ожидания (подведение итогов)
Источник