Культурные синдромы по триандису и хофстеду

     План 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Существует
несколько культурных характеристик,
которые изменяются в связи с изменением
среды. Из этих характеристик состоят
так называемые «культурные синдромы».

     Культурный 
синдром — это определенный набор 
ценностей, установок, верований, норм
и моделей поведения, которыми одна группа
культур отличается от другой. Триандис
выделил три культурных синдрома:

    • «простота — сложность»,
    • «индивидуализм—коллективизм»
    • «открытость—закрытость».

1.1
«простота-сложность»

     Чем
более сложной является культура,
тем более внимательно люди в ней относятся
ко времени. Например, на вопрос «Если
у вас назначена встреча с другом, как
долго вы намерены ждать его?» люди в индустриальных
культурах (США, Япония) давали ответ в
минутах, люди в культурах, средних по
сложности (Греция, Италия) — в часах, а
в наименее сложных (некоторые культуры
Африки, Латинской Америки) — в сутках.
Представления о времени различны в разных
типах культур: на Западе время понимается
как линейный вектор от прошлого через
настоящее к будущему. Во многих культурах
Востока время рассматривается как непрерывность
повторяющихся циклов в природе и человеческой
жизни. В западных культурах принято делать
одно дело в единицу времени и разговоры
вести последовательно, а не одновременно.
В других культурах (например, Саудовская
Аравия) вполне приемлемо вести разговоры
одновременно с несколькими людьми.

     Также,
чем более сложной считается 
культура, тем более специфичны в 
ней роли, в менее сложных культурах 
роли более диффузны, размыты. Например,
в сложных культурах от продавца
ожидается определенная модель поведения,
основанная на его социальной роли, и покупателя
совершенно не интересуют религиозные
взгляды продавца, его партийная принадлежность
и т. д. В менее сложных культурах, например
в Иране, религиозная принадлежность человека
— главный определяющий фактор его социального
поведения, и это может влиять на оценку
его социальной роли окружающими.

     В
результате разного отношения ко
времени может возникнуть непонимание:
представители сложных культур 
могут расценивать длительное опоздание
или одновременный разговор со многими
людьми как неуважение к ним лично. Различия
в степени специфичности ролей также могут
привести к непониманию: в культурах, где
роли диффузны, трудно разделить человека
и его идеи, поэтому критика идей небезопасна,
— она может быть воспринята как критика
данного человека в целом, что в таких
культурах недопустимо. С другой стороны,
в культурах с диффузными ролями к вам
могут демонстрировать хорошее отношение,
считая в душе полным ничтожеством, что
практически невозможно в западных культурах.
Но при этом представителям культур с
диффузными ролями поведение людей из
культур Запада представляется грубым
и высокомерным.

1.2
«индивидуализм – коллективизм»

     «Индивидуализм—коллективизм» 
выделяется теоретиками разных дисциплин
как главное измерение культур. Индивидуалистической
может быть названа культура, в которой
индивидуальные цели ее членов не менее
(если не более) важны, чем групповые. Коллективистская
культура, наоборот, характеризуется тем,
что в ней групповые цели превалируют
над индивидуальными. В каждой культуре
люди имеют как индивидуалистические,
так и коллективистские тенденции сознания
и поведения, однако индивидуализм характерен
для Запада, а коллективизм — для Востока
и Африки.

     В
индивидуалистических культурах личная
идентичность превалирует над групповой,
которая является определяющей в коллективистских
культурах. В индивидуалистических культурах
поведение личности определяется ее мотивацией
к достижению, а в коллективистских —
принадлежностью к группе. Уверенность
в себе — ценность, значимая в обоих типах
культур, но по-разному: в коллективистских
культурах это означает: «Я не являюсь
обузой для своей группы», а в индивидуалистических:
«Я могу делать то, что мне надо».

     Современные
исследования разделяют коллективизм
на два типа: горизонтальный (характеризует
взаимную зависимость людей друг от друга)
и вертикальный (означает служение
индивида группе). Оба типа коллективизма
тесно коррелируют между собой. Люди в
индивидуалистических культурах часто
отдают приоритет своим личным целям,
даже когда они входят в конфликт с целями
значимых групп (семья, рабочий коллектив,
приятельская компания). Представители
коллективистских культур, соответственно,
отдают преимущество целям группы, что
особенно заметно у тех, кто придерживается
вертикального коллективизма. Например,
в коллективистских культурах люди могут
жить рядом с состарившимися родителями,
даже когда при этом страдает их карьера
или им не нравится климат данной местности.
В индивидуалистических культурах взрослые
дети выберут лучший климат или работу
вне зависимости, близко это или далеко
от их родителей. Людям из коллективистских
культур такое поведение может представляться
эгоистическим.

Читайте также:  Занятия по обучению для детей с синдромом дауна

     Главная
предпосылка индивидуализма, по мнению
Г. Триандиса, — уровень благосостояния.
Г. Хофстед выявил значимую корреляцию
между долей валового национального продукта
на душу населения и выраженностью индивидуализма.
Считается, что финансовое благополучие
ведет к социальной и психологической
независимости. Наиболее состоятельные
и образованные слои общества в любой
культуре имеют тенденцию быть более индивидуалистически
настроенными. Миграции, социальная мобильность
и урбанизация также способствуют росту
индивидуализма. В то же время, проявление
индивидуалистических или коллективистских
тенденций зависит не только от культуры,
но и от социального контекста: человек
может демонстрировать коллективистские
тенденции в семье и среди близких друзей
и индивидуалистическое поведение — на
работе или с незнакомыми людьми.

     Чем
отличается поведение людей, придерживающихся
норм индивидуализма или коллективизма?
Исследования показали, что в коллективистских
культурах поведение людей трактуется
с позиций норм, принятых в данной
культуре, а в индивидуалистических
— объясняется личностными особенностями
и установками самого индивида. В коллективистских
культурах успех человека чаще приписывается
помощи других людей, богатству и т. д.,
а в индивидуалистических культурах успех
приписывается способностям личности.
Неудача, в свою очередь, в коллективистских
культурах трактуется как следствие лени,
а в индивидуалистических — как результат
неблагоприятного стечения обстоятельств.
В коллективистских культурах человек
чаще сам приспосабливается к ситуации,
чем меняет ситуацию «под себя», в индивидуалистических
же культурах, наоборот, он стремится изменить
ситуацию «в свою пользу». В коллективистских
культурах людям свойственно знать (и
рассказывать) больше о других, чем о себе,
а в индивидуалистических культурах индивид
больше склонен знать (и говорить) о себе,
чем о других. Г. Триандис с коллегами разработал
тренинг общения индивидуалистов с коллективистами
и наоборот. Ими было предложено 46 практических
советов для межкультурного общения. В
традиционных культурах обычно ниже уровень
преступности, что связано с типом социализации.
Забота о детях, поощрение взаимной зависимости
позволяют в большей степени избежать
проблем, связанных с алкоголизмом и наркоманией.

     К
недостаткам коллективизма относятся:
авторитаризм и давление на личность
(например, детей часто заставляют выбирать
не то, что нравится им самим, а то, что
нравится родителям); высокая вероятность
установления автократических режимов;
низкая ценность отдельной человеческой
личности и даже человеческой жизни.

     Для
культур, основанных на индивидуализме,
характерны акцент на правах отдельной
личности, демократия, мультикультурализм.
Наказывается один человек и только за
свои проступки в соответствии с законом.
Личность может развивать свои таланты,
и это выгодно всему обществу, так как
экономика развивается в результате предприимчивости
отдельных людей.

     Недостатками 
индивидуализма являются одиночество,
семейные конфликты, разводы. Свобода 
приводит к отчуждению, детской преступности,
наркотикам, СПИДу. Моральные авторитеты
отсутствуют, и все держится на законах.
Возрастает риск сердечно-сосудистых
заболеваний. Исследования показали, что
высокая ценность и ожидание богатства
негативно коррелируют с успехом и благосостоянием.
Оказалось, что поведенческие нарушения
и преступления выше среди «материалистов».
С высоким стремлением к власти, желанием
контролировать, подавлять других (комплекс
мотивов, свойственных индивидуалистическим
культурам) связан высокий уровень дистрессов.
Сейчас многие международные корпорации
осознали, что индивидуализм в какой-то
степени тормозит развитие экономики
— сложность обучения персонала требует
больших затрат от компаний на подготовку
служащих, которые в любой момент могут
уйти в другую компанию, повинуясь психологии
индивидуализма. Поэтому компании, не
желая готовить персонал для своих конкурентов,
часто не хотят тратиться на достойное
обучение своих сотрудников.

Читайте также:  У кого был гидроцефальный синдром

     Согласно 
измерениям Г. Хофстеда, культурами индивидуалистического
типа являются культуры США, Австралии,
Великобритании, Канады, Нидерландов,
Новой Зеландии, Швеции, Бельгии, Дании,
Франции, Италии, Ирландии, Германии и
др. Коллективистскими же культурами можно
считать культуры Кореи, Пакистана, Перу,
Тайваня, Колумбии, Венесуэлы, Коста-Рики,
Гватемалы, Эквадора, Индонезии, Португалии,
Японии, Китая и др. Русскую культуру Хофстед
также причисляет к культурам коллективистского
типа.

1.3
«открытость-закрытость»

     В
«закрытых» культурах люди должны вести 
себя в соответствии с групповыми
нормами, и нарушение норм строго
карается. В «открытых» культурах 
наблюдается большая терпимость
к отклонению поведения индивидов 
от общепринятых норм. Для людей 
из «закрытых» культур значимы предсказуемость,
определенность и безопасность: им важно
знать, что другие люди намерены делать,
и если те поступают непредсказуемо и
неожиданно, это психологически травмирует
членов «закрытых» культур. 
Индивиды из «закрытых» культур склонны
воспринимать людей из «открытых» культур
как недисциплинированных, своевольных
и капризных, в то время как люди из «открытых»
культур, в свою очередь, трактуют поведение
представителей «закрытых» культур как
негибкое и бескомпромиссное.

     Здесь
необходимо отвлечься от конкретных персон
и подумать об условиях жизни и аспектах
социализации в данных культурах: в «закрытых»
культурах индивид, если отступит от норм,
попадет в сложную ситуацию, поэтому он
вынужден их соблюдать и ждать этого соблюдения
от других (часто коллективный гнев в «закрытых»
культурах направляется на смельчака,
осмелившегося все-таки нарушить нормы:
«нам нельзя, а ему можно?!»). А в «открытых»
культурах, чтобы чего-то достичь, необходимо
быть свободным, в том числе и от ограничивающих
индивидуальное творчество и деятельность
норм. Подобный анализ помогает избавиться
от собственного этноцентризма при анализе
поведения людей из других культур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Большое
влияние на развитие социологии культуры
оказала разработка голландским исследователем
Гиртом Хофстеде в 1986 г. подходов к культурным
измерениям. Г. Хофстеде работал менеджером
по персоналу в транснациональной корпорации
IBM, которая имела филиалы в 66 странах мира.

     По 
долгу службы, обследовав служащих
из разных культур по более чем 90 параметрам
и статистически обработав полученные
данные с помощью факторного анализа,
он обнаружил, что культуры больше всего
различаются по 6 факторам. Их-то он и назвал
«культурными измерениями». Культурное
измерение
— это определенный набор
ценностей, установок, верований, норм
и моделей поведения, которыми одна культура
отличается от другой

2.1
избегание неопределенности

     Культуры 
в исследовании Хофстеда были условно 
поделены на культуры с высоким и 
низким уровнями избегания неопределенности.
Культуры с высоким уровнем избегания
неопределенности (в основном, культуры
коллективистского типа) имеют низкий
уровень толерантности к неопределенности,
что выражается в высоком уровне тревожности
и тенденции к «выбросу энергии» (агрессивному
поведению). Индивидам из таких культур
свойственна высокая потребность в формализованных
правилах и нормах поведения и в «абсолютном
доверии». Данные культуры также характеризуются
низкой толерантностью к людям или группам
с отличающимися идеями или поведением.
В таких культурах присутствует выраженная
тенденция к внутригрупповому согласию.
В то же время представители данных культур
характеризуются ярким проявлением эмоций
в отличие от членов культур с низким уровнем
избегания неопределенности. Индивиды
из культур с высоким уровнем избегания
неопределенности больше сопротивляются
любым изменениям, имеют более высокий
уровень тревожности, нетерпимы к двусмысленности,
больше беспокоятся о будущем, считают
верность своему правительству самой
большой добродетелью, имеют низкую мотивацию
к достижению, мало склонны к риску.

     Культуры 
с низким уровнем избегания неопределенности
имеют более низкий уровень стрессов,
принимают разногласия в своей 
среде и характеризуются большей 
склонностью к риску. Высокий уровень
избегания неопределенности характеризует
культуры стран Латинской Америки, Африки,
а также культуры стран Ближнего Востока,
Грецию, Бельгию, Францию, Испанию, Израиль,
Японию, Корею, Португалию, Югославию и
др. Низкий уровень избегания неопределенности
характерен для культур таких стран, как
Дания, Великобритания, Гонконг, Ямайка,
Сингапур, Малайзия, Ирландия и ряда других.

Читайте также:  Как часто ошибается узи при синдроме дауна

2.2
дистанция власти

     Дистанция
власти определяется как степень 
неравномерности распределения 
власти с точки зрения членов данного
общества. Индивиды из культур с большой
дистанцией власти считают, что власть
— это наиболее важная часть общественной
жизни, поэтому люди, облеченные властью,
рассматривают своих подчиненных как
сильно отличающихся от них самих. В культурах
такого типа акцент делается в основном
на принудительную власть, в то время как
в культурах с низкой дистанцией власти
господствует мнение, что только легитимная
власть подлинна, и компетентная власть
предпочитается власти простой силы и
принуждения. Родители из культур с высоким
уровнем дистанции власти поощряют в своих
детях обязательность и исполнительность,
а студенты в данных культурах демонстрируют
более конформное поведение и более авторитарные
установки, чем в культурах с низкой дистанцией
власти. 
В социальных организациях культур с высокой
дистанцией власти господствует более
жесткий стиль управления; подчиненным
свойствен больший страх перед выражением
несогласия с начальством, потерей доверия
сослуживцев в сравнении с культурами
с низкой дистанцией власти. «Путь к благоденствию»
в понимании членов культур с низкой дистанцией
власти включает знания, любовь и счастье,
а в понимании членов культур с высокой
дистанцией власти — родовитость, наследство,
скупость, хитрость и временами даже нечестность.

     Согласно 
данным Хофстеда, высокий уровень 
дистанции власти характерен для 
большинства африканских, латиноамериканских
и восточных культур, а также 
для таких стран, как Индия, Индонезия,
Малайзия, Филиппины, Сингапур, Турция,
Таиланд, Югославия, Бельгия, Франция и
др. Культуры с низкой дистанцией власти
— это культуры таких стран, как Австрия,
Дания, Израиль, Швеция, Швейцария, Финляндия,
Германия, Великобритания, Канада, США
и др.

2.3
маскулинность – феминность

     Высокая
степень маскулинности (выраженности
«мужского начала»), согласно Хофстеду,
означает высокую ценность в данной культуре
материальных вещей, власти и представительности.
Культуры, в которых в качестве главных
ценностей превалирует сам человек, его
воспитание и смысл жизни, считаются феминными
(или основанными на «женском начале»).

     В
культурах маскулинного типа подчеркивается
различие в половых ролях, исполнительность,
амбициозность и независимость.
В культурах феминного типа половые 
роли обычно не столь строго фиксированы,
и упор делается на взаимную зависимость
и служение друг другу. Люди в маскулинных
культурах имеют более сильную мотивацию
к достижению, в работе они видят смысл
жизни, склонны считать интересы компании
своими собственными интересами и центром
своей личной жизни, способны очень напряженно
работать. В данных культурах существуют
значимые расхождения в оценке мужчин
и женщин, занимающих одно и то же положение,
в сторону более высокой оценки мужчин,
а признание, успех и конкуренция рассматриваются
как главные источники удовлетворенности
работой. 
Иногда люди из разных культур смотрят
друг на друга со взаимным пренебрежением:
для представителей маскулинных культур
люди из феминных культур недостаточно
деятельны, а для вторых первые недостаточно
заботливы и щедры. Примерами могут служить
Швеция (феминная культура), которая помогает
бедным странам больше других стран в
мире, и Япония (маскулинная культура),
которая по этому показателю «скупее»
всех.

     Культурами 
маскулинного типа считаются культуры
Австралии, Австрии, Колумбии, Германии,
Великобритании, Ирландии, Италии, Японии,
Мексики, Филиппин, Южной Африки, Швейцарии,
Венесуэлы, США, Канады и др. Культурами
феминного типа являются культуры Чили,
Коста-Рики, Дании, Нидерландов, Норвегии,
Швеции, Югославии и др. Согласно мнениям
некоторых зарубежных исследователей,
Россия относится к странам с культурой
феминного типа. 

     Используя
данные измерения, необходимо помнить,
что со временем общества и культуры
претерпевают значительные изменения.
Согласно данным исследований, студенты
в Японии в настоящее время более являются
индивидуалистами, чем коллективистами,
несмотря на то что в целом японская культура
коллективистская. 
 

Источник