Курсовая работы синдром профессионального выгорания
Симптомы и факторы, причины и проявления профессионального выгорания. Меры его предупреждения. Психологические основы профилактики перенапряжения. Причины, последствия и преодоление стресса. Истощение эмоционально-энергетических ресурсов организма.
Профессиональное выгорание менеджера как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса. Истощение эмоционально-энергических и личностных ресурсов как следствие психологического выгорания. Профилактика выгорания и психологическая помощь “выгоревшим”.
контрольная работа, добавлен 06.08.2013
Общая характеристика синдрома, развивающегося на фоне хронического стресса и ведущего к истощению эмоционально-энергетических, а также личностных ресурсов работающего человека. Знакомство с основными стадиями профессионального выгорания, анализ мифов.
презентация, добавлен 09.04.2015
Синдром профессионального выгорания. Физиологические основы и виды стресса. Развитие синдрома, его симптоматика. Особенности синдрома выгорания у психологов. Преодоление выгорания на межличностном и организационном уровнях, проведение психотерапии.
реферат, добавлен 18.01.2013
Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.
курсовая работа, добавлен 26.06.2013
Основные подходы к проблеме профилактики “выгорания”. Исследование уровня эмоционального выгорания социальных работников Неклиновского ЦСО и изучение влияния стажа работы на выгорание. Формы и методы профилактики синдрома профессионального выгорания.
дипломная работа, добавлен 17.05.2014
Понятие о синдроме профессионального выгорания. Синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека, его симптомы, профилактика и методика диагностирования.
курсовая работа, добавлен 04.03.2009
История появления и понятие термина “синдром сгорания личности”. Работники группы риска профессионального “выгорания”. Причины, психофизические и социально-психологические симптомы проявления “синдрома сгорания”. Советы для преодоления “выгорания”.
реферат, добавлен 25.07.2010
Проявления индивидуальности педагога. Симптомы эмоционального выгорания современного учителя. Экспериментальное исследование влияния профессионального выгорания на индивидуальны стиль деятельности учителей-предметников. Рекомендации по его профилактике.
дипломная работа, добавлен 29.06.2011
Феномен “профессионального выгорания”. Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания. Факторы риска и последствия профессионального “выгорания” у торговых агентов. Профилактика и психологическая помощь.
дипломная работа, добавлен 16.04.2014
Сущность и содержание профессионального выгорания, существующие в данной сфере концепции, этапы их формирования и развития, меры по его профилактике в зависимости и степени. Эмоциональное истощение и его изучение в качестве основного компонента синдрома.
реферат, добавлен 04.10.2014
Источник
Факультет гуманитарный
Кафедра ЗХТФ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ)
«ВЫГОРАНИЕ»
Курсовая работа по дисциплине «Организация и администрирование
в социальной работе»
(СРС.77000.***. КР) – последние 3 цифры номера
зачетки
Руководитель:
________________
(подпись)
___________________________
(оценка, дата)
Разработал:
Студент группы
_____________
(подпись)
___________________________
(дата)
Красноярск – 2014 г.
Реферат
Курсовая работа
выполнена на тему: «Профессиональное
(эмоциональное) «выгорание».
Цель: рассмотреть проблему
профессионального эмоционального «выгорания»
в деятельности специалиста по социальной
работе.
Объект: профессиональная
деятельность специалиста по социальной
работе.
Предмет: факторы,
влияющие на формирование эмоционального
«выгорания» в профессиональной деятельности
специалиста по социальной работе.
В первой главе рассматриваются
теоретические аспекты феномена «синдром
профессионального (эмоционального) «выгорания»:
сущность профессионального «выгорания»
и основные теоретические подходы к изучению
данного феномена, распространенность
синдрома в профессиях «человек – человек»,
симптомы синдрома «эмоционального выгорания»
и факторы, влияющие на его развитие, а
так же стадии эмоционального «выгорания».
Во второй главе
представлена специфика феномена «эмоционального
выгорания» в профессиональной деятельности
социального работника, а именно: факторы
и особенности синдрома применительно
в социальной работе, а так же профилактика
и лечение синдрома профессионального
(эмоционального) «выгорания»
Ключевые слова:
синдром эмоционального выгорания, стресс,
социальная работа, когнитивный, дегуманизация,
психогигиена.
Методы исследования:
выборка статей по представленной тематике,
анализ учебно-методической литературы.
Курсовая работа выполнена
на 37 страницах текста с использованием
21 источников литературы.
Содержание
Введение…………………………..…………………………………………………….4
1 Теоретические аспекты явления
«синдром профессионального (эмоционального)
«выгорания»…………………………………………………….7
1.1 Сущность
профессионального «выгорания» и основные
теоретические подходы к изучению данного
феномена …………………… ………….……..7
1.2 Распространенность
синдрома в профессиях «человек – человек»……….12
1.3 Симптомы синдрома
«эмоционального выгорания» и факторы,
влияющие на его развитие……………………………………………………..14
1.4 Стадии эмоционального «выгорания»…………………………………….19
2 Специфика феномена «эмоционального
выгорания» в профессиональной деятельности
социального работника ………………………….…………………21
2.1 Факторы и особенности синдрома применительно
в социальной работе…………………………………………………………………………..21
2.2 Профилактика
и лечение синдрома профессионального
(эмоционального) «выгорания»………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………….……………….…34
Библиографический
список …………………………………………………….…36
Введение
Социальная работа является особым видом
деятельности, цель которой – удовлетворение социально
гарантированных и личностных интересов
и потребностей различных групп населения,
создание условий, содействующих восстановлению
или улучшению способностей людей к социальному
функционированию.
Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе при
изучении профессиональной деятельности
специалистов социономических профессий
(врачей, педагогов, социальных работников
и т. д.) акцент делается, прежде всего,
на позитивных аспектах работы с людьми.
Вместе с тем совершенно очевидно, что
именно работа с людьми в силу предъявляемых
ею высоких требований, особой ответственности
и эмоциональных нагрузок потенциально
содержит в себе опасность тяжелых переживаний,
связанных с рабочими ситуациями, и вероятность
возникновения профессионального стресса.
Профессиональная деятельность социального
работника, независимо от разновидности
исполняемой работы, относится к группе
профессий с повышенной моральной ответственностью
за здоровье и жизнь отдельных людей, групп
населения и общества в целом. Постоянные стрессовые
ситуации, в которые попадает социальный
работник в процессе сложного социального
взаимодействия с клиентом, постоянное
проникновение в суть социальных проблем
клиента, личная незащищенность и другие
морально-психологические факторы оказывают
негативное воздействие на здоровье социального
работника [5; С.58].
Социальным работникам, по роду своей
деятельности вовлеченным в длительное
напряженное общение с другими людьми,
свойственен, как и другим специалистам
системы «человек — человек», так называемый синдром
«эмоционального выгорания» или феномен
«эмоционального выгорания», проявляется
как состояние физического и психического
истощения, вызванного интенсивными межличностными
взаимодействиями при работе с людьми,
сопровождающимися эмоциональной насыщенностью
и когнитивной сложностью. Это связано
также с тем, что в своей деятельности
социальный работник, помимо профессиональных
знаний, умений и навыков, в значительной
мере использует свою личность, являясь
своего рода «эмоциональным донором»
[15; С.302].
По мнению исследователей, негативные
психические переживания и состояния
могут затрагивать разные грани трудового
процесса –– профессиональную деятельность,
личность профессионала, профессиональное
общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном
развитии личности.
Социальная работа предъявляет жесткие
требования к психофизиологическим особенностям
специалиста-профессионала и требует
научно обоснованные методы отбора, адаптации
специалистов по социальной работе и профилактики синдрома эмоционального
«выгорания». На сегодняшний день насчитывается
незначительное число работ, посвященных
изучению стрессоустойчивости в профессиональной
деятельности социальных работников,
что свидетельствует о недостаточном
внимании, уделяемом исследователями
разработке данной проблемы.
Проблематика являения профессионального
– эмоционального выгорания весьма
актуальна в настоящее время. Выявление причин и путей решения
данной проблемы занимались такие ученые
как К. Маслач, В.В. Бойко, Х. Дж. Фрейденбергер,
Е. Махер, К. Кондо, П. Торнтон, Е. Махер
А. Пайнс, К. Роджерс. Общие направления
нарушения профессионального развития
и его конкретные проявления, связанные
с появлением негативных симптомов и качеств
личности под влиянием особых условий
деятельности и перегрузок, нашли отражение
в трудах: Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник,
А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Г.Е. Сухаревой,
В.В. Лебединского, А.К. Марковой, В.П. Подвойского.
Курсовая работа
выполнена на тему: «Профессиональное
(эмоциональное) «выгорание».
Целью курсовой
является рассмотрение проблемы профессионального
эмоционального «выгорания» в деятельности
специалиста по социальной работе.
Объектом курсовой выступает
профессиональная деятельность специалиста
по социальной работе.
Предметом
являются факторы, влияющие на формирование
эмоционального «выгорания» в профессиональной
деятельности специалиста по социальной
работе.
Задачи поставленные
при рассмотрении темы курсовой работы:
1. Проанализировать
сущность профессионального «выгорания»
и основные теоретические подходы к изучению
данного феномена;
2. Рассмотреть
распространенность синдрома в профессиях
«человек – человек»;
3. Выяснить основные
симптомы синдрома «эмоционального выгорания»
и факторы, влияющие на его развитие;
4. Ознакомится
со стадиями эмоционального «выгорания»;
5. Рассмотреть факторы и особенности
синдрома применительно в социальной
работе
6. Ознакомиться
с профилактикой и лечением
синдрома профессионального (эмоционального)
«выгорания»
1 Теоретические аспекты явления «синдром
профессионального (эмоционального) «выгорания»
1.1 Сущность
профессионального «выгорания» и основные
теоретические подходы к изучению данного
феномена
Согласно современным
данным, под «психическим выгоранием»
понимается состояние физического, эмоционального
и умственного истощения, проявляющееся
в профессиях социальной сферы. Синдром
«выгорания», выражается в депрессивном
состоянии, чувстве усталости и опустошенности,
недостатке энергии и энтузиазма, утрате
способностей видеть положительные результаты
своего труда, отрицательной установке
в отношении работы и жизни вообще.
Эмоциональное истощение
проявляется в ощущениях эмоционального
перенапряжения и чувства опустошенности,
исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.
Человек чувствует, что не может отдаваться
работе с таким же воодушевлением, желанием,
как раньше. Деперсонализация связана
с возникновением равнодушного и даже
негативного отношения к людям, обслуживаемым
по роду работы. Контакты с ними становятся
формальными, обезличенными; возникающие
негативные установки могут поначалу
иметь скрытый характер и проявляться
во внутренне сдерживаемом раздражении,
которое со временем прорывается наружу
и приводит к конфликтам. Подобные состояния
имеют место в замкнутых рабочих коллективах,
выполняющих длительное время (до полугода)
совместную работу [20; С.145]. Сниженная рабочая
продуктивность проявляется в снижении
самооценки своей компетентности (в негативном
восприятии себя как профессионала), недовольстве
собой и негативном отношении к себе как
к личности. Прослеживаются тесные связи
между личной значимостью производственных
задач и продуктивностью деятельности,
намерением уйти с работы и интегральным
показателем «выгорания», прогулами и
деперсонализацией; плохими отношениями
с семьей и друзьями и деперсонализацией,
психосоматическими заболеваниями и эмоциональным
истощением, значимостью работы и личными
достижениями, употреблением алкоголя
и личными достижениями.
Синдром эмоционального «выгорания»
– это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного
воздействия профессиональных стрессов
средней интенсивности.
Синдром эмоционального «выгорания»
– это процесс постепенной утраты эмоциональной,
когнитивной и физической энергии, проявляющийся
в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического
утомления, личной отстраненности и снижения
удовлетворения исполнением работы. В
литературе в качестве синонима синдрома
эмоционального выгорания, используется
термин «синдром психического выгорания»
[10; С.148].
Так же это выработанный личностью механизм
психологической защиты в форме полного
или частичного исключения эмоций в ответ
на избранные психотравмирующие воздействия.
Это приобретенный стереотип эмоционального,
чаще всего профессионального, поведения.
«Выгорание» – отчасти функциональный
стереотип, поскольку позволяет дозировать
и экономно расходовать энергетические
ресурсы. В то же время могут возникать
его дисфункциональные следствия, когда
«выгорание» отрицательно сказывается
на исполнении профессиональной деятельности
и отношениях с партнерами. Иногда данное
явление (в иностранной литературе
– «burnout») обозначается понятием «профессиональное
выгорание», что позволяет рассматривать
это явление в аспекте личной деформации
под влиянием профессиональных стрессов.
Большой интерес
к данному феномену привлекли в конце
XX века, как к специфическому виду профессионального
хронического состояния лиц, работающих
с людьми.
Термин «эмоциональное
выгорание» ввел американский психиатр
Х. Дж. Фрейденбергер для характеристики
психического состояния здоровых людей,
находящихся в интенсивном и тесном общении
с пациентами, клиентами в эмоционально
насыщенной атмосфере при оказании профессиональной
помощи. Первоначально данный термин определялся
как состояние изнеможения, истощения
с ощущением собственной беспомощности.
Затем феномен был детализирован, в результате
чего выделился его синдром [2; С.25].
В настоящее время
не существует единой точки зрения на
сущность психического выгорания и его
структуру. Синдром «эмоционального выгорания»
некоторые авторы (Е. Махер, К. Кондо) рассматривают
как разновидность стресса, где клиенты
социальных служб выступают в качестве
стрессогенных факторов. Эмоционально
напряженная работа сопровождается чрезмерной
тратой психической энергии, приводит
к психосоматической усталости (изнурение)
и эмоциональному истощению (исчерпывание).
В результате появляются беспокойство
(тревога), раздражение, гнев, пониженная
самооценка на фоне учащенного сердцебиения,
одышка, желудочно-кишечные расстройства,
головные боли, пониженное давление, нарушения
сна; как правило, возникают и семейные
проблемы. Однако другие исследователи
не отождествляют эффекты выгорания и
профессиональные стрессы, рассматривая
«эмоциональное выгорание» не как разновидность
стресса, а как результат влияния комплекса
стрессогенных факторов (С. Маслач, А. Г.
Абрумова, В. В. Бойко).
В. В. Бойко рассматривает
«выгорание» как выработанный личностью
механизм психологической защиты в форме
полного или частичного исключения эмоций
в ответ на избранные психотравмирующие
воздействия, приобретенный стереотип
эмоционального, чаще всего профессионального
поведения. В. В. Бойко описывает различные
симптомы «выгорания»: эмоциональный
дефицит, деперсонализации или личностная
отстраненность, психосоматические и
психовегетативные нарушения [3; С.100].
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
Кафедра
ФИО
СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, КАК ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент гр. __________________ (подпись) | |
Руководитель ст. преподаватель _____________ ФИО | |
Консультант доцент (если имеется) _____________ ФИО | |
Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия « _____» ___________________ 20 г. | Оценка _________________________ ____________ ___________________ подпись И.О.Фамилия «_____» ________________ 20 г. |
г. Владивосток
2012
Оглавление
Введение
1 Синдром профессионального выгорания в психологии
1.1 Изучение синдрома профессионального выгорания зарубежными исследователями
1.2 Изучение синдрома профессионального выгорания в отечественной науке
2 Синдром профессионального выгорания, как психосоциальная проблема
2.1 Понятие «синдром профессионального (эмоционального) выгорания» в современной науке
2.2 Причины и факторы синдрома профессионального выгорания
2.3 Сущность, клиническая картина синдрома профессионального выгорания
2.4 Психосоциальная помощь при синдроме профессионального выгорания
Заключение
Список литературы
Введение
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.
Понятие «профессиональное» или «эмоциональное выгорание» впервые было введено в оборот американским психологом Фрейденбергом и обозначало психологическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально в эту группу попали специалисты, работающие в кризисных центрах и психиатрических клиниках. А позже в эту же группу объединили всех, кто по роду своей профессиональной деятельности постоянно общается с людьми. Понятие «синдрома эмоционального выгорания» (от английского burn out – выгорать, «отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек») закрепилось как определенные изменения в поведении и состоянии человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от них. В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки: их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. В других случаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться. Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа различных специалистов с людьми связана с большими нервно-психическими нагрузками. Здесь имеются в виду не только факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д.. Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость и другие индивидуальные проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с людьми. Таким образом, профессиональное выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека.
В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми. Признаки синдрома могут развиваться быстрее у специалистов службы занятости, милиции, системы здравоохранения, социального обеспечения — то есть всех тех, кто имеет дело с клиентами, находящимися в негативном эмоциональном состоянии, имеющими различные физические и психические дефекты (безработные, мигранты, люди с тяжелыми или хроническими заболеваниями, инвалиды, преступники). У специалистов, которые работают с людьми в преимущественно в стабильном или положительном эмоциональном состоянии, этот синдром обычно развивается медленнее.
В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века (Maslach, Yackson, Jones, Freidenberger и др.).[1]
Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Его последствия обнаруживаются в отрицательных переживаниях относительно себя, процесса и результатов труда, деловых отношений, личностного неблагополучия. Синдром выгорания представляет собой форму психологической дезадаптации и проявляется в физическом, психическом истощении, «обезличивании» других людей, потере трудовой мотивации или эмоционально-ценностного отношения к профессии.
В связи с этим одной из задач сохранения надежности и работоспособности работника является выявление и смягчение негативных последствий взаимодействия человека и профессии.
Целью данной работы является изучение синдрома профессионального выгорания как психосоциальной проблемы.
Объект исследования: синдром профессионального (эмоционального) выгорания.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
– Проанализировать теоретические подходы к изучению синдрома профессионального выгорания в рамках зарубежной и отечественной науки;
– Дать определения понятия «синдром профессионального выгорания»;
– Ознакомиться с причинами и факторами, вызывающими синдром профессионального (эмоционального) выгорания;
– Вникнуть в сущность проблемы синдрома профессионального выгорания путем изучения его клинической картины;
– Рассмотреть варианты возможной психосоциальной помощи при синдроме профессионального выгорания.
Практическая значимость работы заключается в том, что в изучение особенностей синдрома профессионального выгорания может быть использовано для психологического консультирования специалистов по вопросам межличностных отношений в работе, создании методик и техник профилактики и помощи специалистам при СПВ. Материалы исследования могут быть использованы в курсах «Социальная психология» и «Социальная работа», «Психология труда», «Психология конфликта».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Синдром профессионального выгорания в психологии
1.1 Изучение синдрома профессионального выгорания зарубежными исследователями
Первые работы по проблеме эмоционального выгорания появились в США в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, имеющие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. Часто их единственной обязанностью в подобных случаях было оказание психологической поддержки — выслушать, поддержать, если возможно, что-то посоветовать. Несмотря на специальную подготовку и подбор персонала, руководство служб через некоторое время их работы сталкивалось с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие и даже грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса — «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого феномена «эмоционального» или «профессионального» выгорания.[2]
Описал феномен и дал ему название “burnout” (англ. сгорание, выгорание, затухание горения) американский психиатр H.Frendenberger в 1974 г.. Хотя в научных работах 50-х годов также были описаны случаи наличия у людей психических состояний, имеющих симптоматику выгорания, но называющихся по-другому (Burish, Shwartz &Will,1953).[3] H.Frendenberger использовал «выгорание» для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.[4] Изначально в эту группу попали специалисты, работающие в кризисных центрах и психиатрических клиниках. А позже в эту же группу объединили всех, кто по роду своей профессиональной деятельности постоянно общается с людьми. Сначала термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности, и сущности этого заболевания были посвящены исследования многих ученых.[5] Однако, они носили в основном описательный и эпизодический характер.
Когда Freudenberger (1974) предложил термин “выгорание” для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений, он разработал новую модель для рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с работой. Оказалось, что она удобна и подходит для всех врачей и многих других специалистов, работающих в системе здравоохранения. Она сфокусирована на патологии профессиональной деятельности и стала средством разрушения табу, которого врачи обычно придерживались, обсуждая друг с другом свою внутреннюю жизнь, личную борьбу и уязвимость. Созданы специальные модели для объяснения низкой самооценки, стресса, тревоги и депрессии у наших больных, но врачи неохотно применяют их к себе. Накопление наблюдений и идей в отношении состояния выгорания дало возможность представителям профессий, связанных с оказанием медицинской помощи, изучить становление профессии и процесс ее приобретения, а также рассмотреть скрытые механизмы своей лечебной работы, способные привести к тому, что на более поздней стадии медики не справляются с профессиональными отношениями, ролями и стрессами.
Развитие представлений о выгорании на первых этапах изучения проходило путем накопления описаний симптомов, которые связаны с ним. Большинство исследований имело сугубо эмпирическую направленность и не пыталось дать теоретически обобщенного определения. Авторы обзора, посвященного выгоранию, Т. Кокс и А. Гриффитс[6], перечисляют около 150 симптомов, которые исследователи того периода относили к выгоранию. Среди них аффективные симптомы: угрюмость, плаксивость, пониженность и нестабильность настроения, истощение эмоциональных ресурсов, когнитивные симптомы — ощущение безысходности и безнадежности, ригидность мышления, циничность, отстраненность в общении с коллегами и клиентами, стереотипное отношение. Все это сопровождается типичными для стресса жалобами на здоровье: головные боли, тошнота, головокружение, беспокойство и бессонница. К мотивационным симптомам относится исчезновение присущих человеку мотиваций: старания, энтузиазма, заинтересованности и идеализма; и напротив, появление разочарования, неудовлетворенности, возможен отказ от должности. Многообразие симптомов легко может запутать. Часть из них является индикаторами стресса, другая связана с личностными расстройствами, таким образом, само понятие выгорания несколько размывается.[7]
В концептуальном плане наиболее разработана модель выгорания, предложенная в 1976 г. исследователями К. Маслач и С. Джексоном.
Социальный психолог Кристина Маслач детализировала этот синдром как состояние физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам, то есть утрату профессионального мастерства. Первая статья К. Маслак на эту тему, опубликованная в журнале «Human Behavior» в 1976 г., по ее собственному признанию, вызвала огромный и неожиданный отклик, прежде всего среди непрофессионалов. Она получила множество писем от людей самых разных «помогающих» профессий. А по прошествии десяти лет по проблемам синдрома «выгорания» было опубликовано более тысячи статей, созданы специальные методики диагностики синдрома «выгорани». Этой проблеме посвящались конференции, сборники статей [Pain W.S. (ed.) 1982; Farber B.A. (ed.) 1983; Pines A., Maslach C. (eds.), 1979; Maslach C., Jackson S.E. 1982; Reid K.E. (ed.), 1979; Jones J.W. (ed.), 1981; Gillespie D.F. editor. 1986 и др.] и монографии [Maslach C., 1982; Cherniss C. 1980; Edelwich J., Brodsky A., 1980; Pines A.M., Aronson E., Kafry D. 1980; Veninga R.L., Spradley J.P., 1981; White W.L. 1979 и др.]. В восьмидесятые годы внимание к концепции выгорания и термин burnout потеснили термин stress со страниц сотен научных публикаций и диссертаций в англоязычных странах.[8] И если первоначально речь шла об описании проблем медицинских работников, то дальнейшие исследования в этой области позволили распространить выявленную феноменологию на более широкий круг профессионалов. В книге К. Маслач, опубликованной спустя шесть лет, речь идет уже и об учителях, воспитателях, полицейских и т. д. Здесь К. Маслач в соавторстве с С. Е. Джексоном (1981г.) подчеркивали, что возможность психического выгорания ограничивается представителями коммуникативных профессий. Эти же авторы разработали опросник «MBI» – Maslach Burnout Inventory. Методика диагностики «выгорания», предложенная Кристиной Маслач [Maslach C., Jackson S.E. 1981] была проанализирована и уточнена Krowinski W.J. в том же 1981году. Так же было разработано несколько опросников для определения глубины и формы «выгорания» Emener W.G., Luck R.S. и др..[9]
Источник