Курсовая синдром эмоционального выгорания медицинских работников

МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧИТИНСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет
высшего сестринского образования
Кафедра
психиатрии, наркологии и медицинской
психологии
БЕРЕЗНЕВА
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
СИНДРОМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ЕГО РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ
У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Курсовая
работа по медицинской психологии
Студент заочного
обучения
351 группы
О.А. Березнева
Чита
– 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Синдром
эмоционального выгорания как проблемы
медицинской психологии
- Подходы к
изучению феномена «эмоционального
выгорания» - Факторы,
способствующие развитию синдрома эмоционального
выгорания - Особенности
СЭВ у представителей медицинской профессии - Основные
стрессоры - Динамика
развития и психологическая симптоматика
синдрома эмоционального выгорания - Выводы по
главе 1
Глава 2. Эмпирическое
исследование влияния личностных особенностей
медицинских сестер на формирование синдрома
эмоционального выгорания в процессе
выполнения профессиональной деятельности
2.1. Характеристика
базы, процедуры проведения и
методов исследования
2.2. Изложение
и анализ результатов исследования.
Выводы по результатам исследования
2.3. Лечение и
профилактика синдрома эмоционального
выгорания
Заключение
Литература
Введение
Проблематика
стрессоустойчивости человека в
различных профессиях с давних пор
привлекала внимание психологов. Существует
ряд профессий, в которых человек начинает
испытывать чувство внутренней эмоциональной
опустошённости вследствие необходимости
постоянных контактов с другими людьми.
«Ничто не является для человека такой
сильной нагрузкой и таким сильным испытанием,
как другой человек», – эту метафору можно
положить в основу исследований психологического
феномена – синдрома эмоционального
выгорания.
Медицинские
работники, постоянно сталкивающиеся
со страданием людей, вынуждены воздвигать
своеобразный барьер психологической
защиты от пациента, становиться менее
эмпатичными, иначе им грозит эмоциональное
выгорание. Сюда же следует отнести психологические
трудности принимающего, безусловного
общения. По существу эмоциогенность заложена
в самой природе медицинского труда, причём
спектр эмоций весьма разнообразен.
При
этом несущий бремя «груза общения»
специалист вынужден постоянно
находиться в гнетущей атмосфере чужих
отрицательных эмоций, служить
то утешителем, а то, напротив, –
мишенью для раздражения и агрессии.
Наша психика от природы устроена
так, что мы не можем оставаться
равнодушными к проявлениям эмоций
со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся»
ими. К этому добавляются ещё и вторичные
переживания по поводу чужих проблем,
вызванные незримым, но ощутимо давящим
на плечи грузом ответственности.
Следствием всего этого может являться
помимо собственного ухудшения здоровья
человека ещё и стойкое снижение
результативности его работы. Итог
известен и ёмко описан словами классика:
«Ещё один сгорел на работе»
[20].
В
построенной А. С. Шафрановой классификации
профессий медицинские работники вынесены
в особую группу профессий «профессии
высшего типа» по признаку необходимости
постоянной работы над предметом и собой,
подобное основание в большей степени
подходит для определения субъектного
вклада индивидов [18].
Актуальностью
и социальной значимостью выбранной
темы является сложный характер синдрома
эмоционального выгорания, а также разнородность
интерпретации его причин и проявлений,
требующих поиска исследовательских стратегий
и создания соответствующего психологического
инструментария.
Изучение
синдрома эмоционального выгорания
в профессиональной деятельности медицинской
сестры особенно актуально в период проведения
реформ, которые приводят к интенсификации
профессиональной деятельности. Медицинские
сёстры обеспечивают результативность
производственной деятельности лечебно-
профилактического учреждения, что возможно
лишь при высоком потенциале их здоровья.
Цель
исследования: изучить формирование
синдрома эмоционального выгорания
в процессе выполнения профессиональной
деятельности медицинскими сестрами.
Задачи
исследования:
1.
Провести аналитический обзор литературы.
2.
Провести исследование формирования синдрома
эмоционального выгорания в процессе
выполнения профессиональной деятельности
у медицинских сестёр разных отделений.
3.Провести
обработку и анализ результатов исследования.
Предмет
исследования: формирование синдрома
эмоционального выгорания в процессе
выполнения профессиональной деятельности
медицинскими сестрами разных отделений.
Объект
исследования: синдром эмоционального
выгорания как психологический феномен.
База
исследования: медицинские сёстры разных
отделений ЦРБ г. Балей в количестве
38 человек.
Методы
сбора и обработки информации
исследования:
1)Тест
«Как узнать, что вы подверглись стрессу»;
2)Методика
«Диагностика эмоционального выгорания
личности» В. В. Бойко.
Глава
1. Синдром эмоционального
выгорания как проблемы
медицинской психологии
1.1.
Подходы к изучению
феномена «эмоционального
выгорания»
Термин
«эмоциональное выгорание» введён американским
психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году,
для характеристики психологического
состояния здоровых людей, находящихся
в интенсивном и тесном общении с клиентами,
пациентами в эмоционально нагруженной
атмосфере при оказании профессиональной
помощи.
«Выгорание
— психологический термин, обозначающий
симптомокомплекс последствий длительного
рабочего стресса и определенных видов
профессионального кризиса», – М. Буриш
[16].
По
мнению А. М. Ричардсена, данные современных
исследований наглядно показали, что эмоциональное
выгорание отличается от других форм стресса,
что это не просто «слабый» синоним более
устоявшихся обозначений данных симптомов.
В
1981 году вышла работа американских
психологов К. Маслач, С. Е. Джексона, в
которой возможность психического выгорания
ограничивается представителями коммуникативных
профессий. Эти же авторы разработали
опросник «MBI». В соответствии с их подходом
синдром психического выгорания представляет
собой трёхмерный конструкт, включающий
эмоциональное истощение; деперсонализацию
(тенденцию развивать негативное отношение
к клиентам); редуцирование личных достижений
проявляется либо в тенденции к негативному
оцениванию себя в профессиональном плане,
либо в редуцировании собственного достоинства,
ограничении своих возможностей, обязанностей
по отношению к другим, снятие с себя ответственности
и перекладывание её на других [14].
Структура
синдрома эмоционального выгорания, по
В. В. Бойко, представляет собой последовательность
трёх фаз:
1.напряжение
включает симптомы – переживание
психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость
собой, загнанность в клетку, тревогу и
депрессию;
2.резистенция
включает симптомы – неадекватное
избирательное эмоциональное реагирование,
эмоционально-нравственную дезориентацию,
расширение сферы экономии эмоций, редукцию
профессиональных обязанностей;
3.истощение
включает симптомы – эмоциональный
дефицит, эмоциональную отстранённость,
личностную отстранённость (деперсонализацию),
психосоматические и психовегетативные
нарушения [19].
Б.
Пельман и Е. Хартман выделили три главных
компонента эмоционального выгорания:
1.Эмоциональное
истощение проявляется в ощущениях
эмоционального перенапряжения и в чувстве
опустошённости, исчерпанности своих
эмоциональных ресурсов.
2.Деперсонализация
связана с возникновением равнодушного
и даже негативного отношения к людям,
обслуживаемым по роду работы. Контакты
с ними становятся формальными, безличными;
возникающие негативные установки могут
поначалу иметь скрытый характер и проявляться
во внутренне сдерживаемом раздражении,
которое со временем прорывается наружу
и приводит к конфликтам.
3.Сниженная
рабочая продуктивность проявляется
в снижении самооценки своей компетентности
(в негативном восприятии себя как профессионала),
недовольстве собой, негативном отношении
к себе как личности [19].
А.
Пинес и Е. Аронсон рассматривают синдром
эмоционального выгорания как одномерную
конструкцию. Эмоциональное выгорание
– это состояние физического и психического
истощения, вызванное длительным пребыванием
в эмоционально перегруженных ситуациях.
А.
Чиром считает эмоциональное
выгорание комбинацией физического,
эмоционального и когнитивного истощения
или утомления. Он полагает, что главный
фактор эмоционального выгорания – это
эмоциональное истощение, а дополнительные
компоненты являются следствием либо
поведения (купирования стресса), ведущего
к деперсонализации, либо собственно когнитивно-
эмоционального выгорания, что выражается
в редуцировании личных достижений (деформации
субъективной оценки собственных возможностей).
И то и другое проявляется в деформации
личности и имеет непосредственное значение
для её социального здоровья. В противоположность
предыдущим подходам, авторы одномерного
подхода не ограничивают эмоциональное
выгорание определённой группой специалистов
[14].
В
англоязычной литературе были опубликованы
свыше тысячи статей по «эмоциональному
выгоранию». Однако исследования носили
главным образом описательный и эпизодический
характер [16].
1.2.
Факторы, способствующие
развитию синдрома
эмоционального
выгорания
В
литературе выделяют три фактора, играющих
существенную роль в эмоциональном выгорании:
личностный, ролевой и организационный
(у К. Кондо соответственно: индивидуальный,
социальный, характер работы и рабочего
окружения) [20].
Среди
личностных особенностей, способствующих
эмоциональному выгоранию, Х. Дж. Фрейденберг
выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость,
идеализированность, интровертированность,
фанатичность.
В.
И. Ковальчук отмечает, что людям
с низким уровнем самооценки и экстернальным
локусом контроля больше подвержены
эмоциональному выгоранию [19].
В.
В. Бойко указывает на следующие
личностные факторы, способствующие развитию
синдрома эмоционального выгорания: склонность
к эмоциональной холодности, склонность
к интенсивному переживанию негативных
обстоятельств в профессиональной деятельности,
слабая мотивация эмоциональной отдачи
в профессиональной деятельности.
Различают
стрессы профессиональные, личностные,
стрессы ответственности. К профессиональным
стрессам можно отнести вхождение в новую
профессиональную среду, ситуации нововведений
и конфликтов в этой сфере, ситуации изменения
требований к профессии, внутренних кризисов,
профессионального роста, карьеры. Так
ситуации нововведений и конфликтов в
профессиональной сфере могут способствовать
появлению у человека стрессовых проявлений:
беспомощности, эмоциональной напряжённости,
снижения работоспособности, уровня самокритичности.
В
преодолении стресса задействованы
три важнейших фактора: когнитивный,
эмоциональный, поведенческий. Существуют
индивидуальные различия в том, какая
из сфер психики окажется наиболее уязвимой
при длительном высоком напряжении.
Выбор
«мишени» обусловливают ситуативные
факторы и личностные особенности.
При сильном стрессе возникают: навязчивые
мысли или образы (когнитивная сфера);
застревание, зацикленность переживаний
(эмоциональная сфера); навязчивые
стремления, действия, ритуалы (поведенческая
сфера); нарушение социальных связей и
социальная дезадаптация (социально-психологическая
сфера).
Источник
Повседневная работа врача требует эмоционально напряженного общения с пациентами. Это мощный фактор, который предрасполагает к формированию у него хронического стресса с последующим профессиональным выгоранием , которое отражает имеющийся профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе нее.
Термин «эмоциональное выгорание» ввел в 1974 году американский психиатр X. Дж. Фрейденбергер для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.1
Часто профессиональное выгорание проявляется физической слабостью и снижением работоспособности. Эмоциональное истощение может быть единственным кардинальным симптомом выгорания. Наибольшему риску подвергаются люди «помогающих» профессий, которые находятся под психологическим давлением со стороны факторов своей работы, и те, которые имеют ограниченную поддержку. В этом отношении профессию медицинского работника можно считать одной из самых уязвимых.2–3
Врач с синдромом профессионального выгорания уже сам может предъявлять жалобы на физическое, эмоциональное или мотивационное истощение. Симптоматика объективна: нарушения продуктивности в работе, быстрая усталость, бессонница, повышенная подверженность соматическим заболеваниям. В ряде случаев, осознавая проблему, врачи каким-то образом пытаются сами найти выход из создавшегося положения. Иногда они просто бегут от сложившейся ситуации, в частности может иметь место употребление алкоголя или других психоактивных средств с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и даже суицидального поведения.4 Как показывают данные зарубежной статистики, число самоубийц среди врачей составляет от 28 до 40 на 100 тыс. человек. Особенно уязвимы врачи-женщины. Среди них число самоубийств в 4 раза больше, чем среди женщин в целом. Среди врачей-мужчин – в 2 раза. Естественно, что такое положение врача неудовлетворительно сказывается не только на нем самом, но и на пациенте, которого он лечит.1
Первое исследование по теме эмоционального выгорания опубликовано в 1976 году. Его автор, К. Маслач, определила «эмоциональное выгорание» как дезадаптированность к рабочему месту из-за большой рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Это состояние характеризуется чрезмерной тратой психической энергии, психосоматической усталостью и эмоциональным истощением и, как следствие, повышенной раздражительностью, снижением самооценки, расстройством сна и иногда соматическими реакциями. В 1981 году К. Маслач уточнила свое описание, определив этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане – снижение или утрату профессионализма.1
Синдром профессионального выгорания представлен в трех типах проявлений:5
- Эмоциональное истощение – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
- Деперсонализация – циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда.
- Редукция профессиональных достижений – возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Фрагментирующие, редукционистские, смещающие и отчуждающие ситуации приводят к оборонительному поведению, особенно к отрицанию, изоляции и сублимации, которые проявляются как избегание и подкрепляются образом героической персоны, пытающейся спасти другого от страданий, не жалея никаких усилий, тем самым жертвуя собственным здоровьем. Это приводит к отказу от жизни вне этой роли. Деперсонализация (обезличивание) посредством самоотречения (отраженная в пренебрежении к самообслуживанию), скрывающая дистресс при столкновении с напряженными ситуациями, трансформируется в героические импульсы, которые приводят работников к самоотречению, нанося значительный ущерб семейной и общественной жизни.6
Выгорание можно приравнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении. Это уже третья стадия общего синдрома адаптации – стадия истощения. Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.
К основным симптомам неуправляемого стресса относятся:2
- Усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности.
- Соматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница и другие проявления психовегетативного синдрома).
- Появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений).
- Отрицательная настроенность к выполняемой деятельности.
- Агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам).
- Негативное отношение к себе.
- Тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.
В современной литературе выделяют до 100 симптомов, характеризующих профессиональное выгорание.7–8Физические и психологические симптомы достигают высшей точки при истощении. При этом имеющиеся нарушения сна, недостаточное количество часов отдыха, а также неправильное питание не дают возможность восстановиться. Усталость может иметь пагубные последствия для различных систем организма, что приводит к многочисленным изменениям функций, которые, в свою очередь, приводят к снижению производительности на работе, ряду психологических, семейных и социальных проблем.
Главной причиной синдрома профессионального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к этому синдрому.9
Проблема профессионального выгорания характерна не только для врачей, но и для среднего медперсонала. В исследовании, проведенном среди медсестер, было показано, что у 55,4% была склонность к синдрому выгорания, а также к проблемам со здоровьем, связанным с работой и эмоциональными жалобами.10
При анализе социально-демографического профиля работников здравоохранения выявляются некоторые факторы, которые могут быть связаны со стрессом, например, большинство женщин замужние и имеют детей (а некоторые разведены), что само по себе представляет двойную нагрузку на человека. Женщины вообще оказываются особенно склонны к проблемам, связанным с профессиональным стрессом. Среди других факторов также выделяют преодоление финансовых, физических или эмоциональных трудностей.11
Эпидемиологическая ситуация нынешнего года показала, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции медицинские работники оказались наиболее уязвимой категорией населения по риску развития профессионального выгорания из-за чрезмерной рабочей нагрузки, опасности физического истощения, формирования страха, эмоциональных расстройств и проблем со сном. Медицинские работники, занимающиеся прямой диагностикой, лечением и уходом за пациентами с COVID-19, имеют более высокий риск:12–13
- депрессии (ОШ, 1,52; 95% ДИ, 1,11-2,09; Р = 0,01),
- тревоги (ОШ 1,57; 95% ДИ 1,22-2,02; Р
- бессонницы (ОШ 2,97; 95% ДИ 1,92-4,60; Р
- дистресса (ОШ 1,60; 95% ДИ 1,25 -2,04; Р
Один из путей контроля и преодоления стресса – это необходимость заботы о себе (самоуход), что помогает расслабиться и отдохнуть и, в конечном итоге, приводит к более высокой производительности труда. В медицинских учреждениях специалисты заботятся о пациентах, беспокоятся об их реабилитации, стремятся предотвратить проблемы со здоровьем своих пациентов и обеспечить их безопасность, но парадоксальным образом пренебрегают собой и собственным здоровьем.11 Пренебрежение к себе и собственному телу, к самоуходу, по-видимому, обусловлено нехваткой времени для организации правильного питания, физического и эстетического поведения, а также меньшим временем на себя из-за работы.14
Считается общепринятым и нормальным, что медработники не позволяют себе выделять время и создавать условия, при которых возможно было бы за собой ухаживать. Это создает ситуацию отчуждения, которая воспринимается как абсолютно «естественная» и является якобы частью их профессионального выбора, она восходит к историческим описаниям самоотречения. Все более требовательный и выборочный рынок труда, не имеющий тенденций к улучшению условий работы или повышению заработной платы, также побуждает профессионала повысить свою самоотверженность и целеустремленность, что сокращает время для личной жизни и ухода за собой. Поэтому такие работники, как правило, находятся в некомфортном состоянии в результате неспособности выполнить возложенную на них работу: из-за ее чрезмерного объема и ограниченного временного отрезка. Когда человек начинает это осознавать, то у него возникает чувство раздражения и разочарования, что вынуждает его чувствовать себя стесненным внешними факторами и отдаляет от личных и профессиональных идеалов.15
К профессиональному выгоранию особенно склонны люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего (как в России, так и за рубежом) это женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.1
Таким образом, стресс у работников здравоохранения оказывает негативное влияние на их профессиональную деятельность. И в первую очередь это связано с ошибками при назначении терапии (в назначении лекарственных средств, их дозировках, способах введения). Контроль уровня стресса и напряжения у врачей необходимы не только для сохранения их собственного здоровья и благополучия, но и для обеспечения качества медицинской помощи и безопасности для пациента.2, 12–13
В последние годы в разных странах мира остро стоит вопрос необходимости разработки системы поощрения медиков к принятию ими более здорового образа жизни. Это позволит защитить от стресса, вызванного требованиями работы в медицинских структурах.16
Мы в свою очередь сформулировали несколько простых базовых правил, позволяющих снизить уровень стресса у врача, связанного с работой, и увеличить его стрессоустойчивость. Для профилактики и уменьшения риска профессионального выгорания врачу (медработнику) можно предложить
«Десять шагов, чтобы оставаться здоровым»:
- Постарайтесь «дистанцировать» себя от занимаемой должности.
- Не драматизируйте события и не возводите свои деловые задачи в ранг мирового значения.
- Устраивайте свой досуг: ходите в кино, театры и на выставки, какими бы уставшими вы не были. Это дает возможность получения новой приятной информации, отвлечения от рабочей ситуации.
- Вечером старайтесь не решать рабочих проблем. Вечер – ваше время, которое вы можете потратить на себя и свою семью.
- Не пренебрегайте выходными днями в угоду работе.
- Больше общайтесь с людьми, которые не связаны с вами узами деловых отношений.
- Занимайтесь физкультурой, это поможет снять негативное напряжение.
- Пейте много воды и ешьте регулярно здоровую пищу, что обеспечит организм необходимыми нутриентами для восстановления.
- Дышите правильно, используйте регулярно методики аутотренинга: глубокое дыхание и релаксационные практики – способы, которые повысят вашу стрессоустойчивость.
- Всегда выделяйте время на полноценный сон.
Здоровья вам, дорогие коллеги!
Литература
- Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей// Вестник ТГУ. Т.18, вып.4, 2013, с. 1337–1341.
- Акарачкова Е.С. Хронический стресс и нарушение профессиональной адаптации // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. Т. 111, №5, 2011, с. 56–59.
- Stucky E.R., Dresselhaus T.R., Dollarhide A., Shively M. et al. Intern to Attending: Assessing Stress Among Physicians. Acad Med. 2009, Feb., 84 (2), p. 251–257.
- Feddock C.A., Hoellein A.R., Wilson J.F., Caudill T.S., Griffith C.H. Do pressure and fatigue influence resident job performance? Med Teach. 2007, Jun, ;29 (5), p. 495–497.
- Barros D.S., Tironi M.O.S., Sobrinho C.L.N., Neves F.S., Bitencourt A.G.V., Almeida A.M. Intensive care unit physicians: socio-demographic profile, working conditions and factors associated with burnout syndrome. Rev. Bras. Ter Intensiva. 2008, 20 (3), p. 235–240.
- Ignatt C. Nurses suffering psychical—a mythological vision. Revista Científica Integrada. 2012. Avaiable in: https://www.unaerp.br/rci/pt/edicao-atual
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1996. 154 с.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 338 с.
- Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 1, 1995, с. 54–67.
- Ribeiro V.F., Ferreira-Filho C., Valenti V.E., Ferreira M.A., Abu L.C., Carvalho T.D., et al. Prevalence of burnout syndrome in clinical nurses at a hospital of excellence. Int. Arch. Med. 2014,7, 22.
- Silva M.C.M., Gomes R.S. Occupational stress in health professionals: a study with portuguese doctor’s and nurse practitioners. Psychol Studies. 2009, 14 (3), p. 239–248.
- Lai J., Ma S., Wang Y.,Cai Z., Hu J. et al. Factors Associated With Mental Health Outcomes Among Health Care Workers Exposed to Coronavirus Disease 2019. JAMA Netw Open. 2020 Mar. 2, 3 (3), e203976. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2020.3976.
- Xiao H., Zhang Y., Kong D., Li S., Yang N. The Effects of Social Support on Sleep Quality of Medical Staff Treating Patients with Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) in January and February 2020 in China. Med. Sci Monit. 2020 Mar. 5, 26, e923549. doi: 10.12659/MSM.923549.
- Baggio M.A., Formaggio F.M. Nursing professionals: understanding self-care. Rev Gaúcha de Enferm. 2007, 28 (2), 233.
- Oliveira L.C.B., Chaves-Maia E.M. The psychic wellbeing of health personnel working in public hospitals. Rev. Saude Publica. 2008, p. 405–413.
- Tsai Y.C., Liu C.H. Factors and symptoms associated with work stress and health-promoting lifestyles among hospital staff: a pilot study in Taiwan. BMC Health Serv Res. 2012, 12, 199.
Источник