Курсовая технология работы с детьми с синдромом дефицита внимания и

Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ, ïðîâåäåíèå èõ êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ. Ïîìîùü ðîäèòåëåé â êîððåêöèè ãèïåðàêòèâíîãî ðåáåíêà. Ðàçâèâàþùàÿ êèíåçèîëîãè÷åñêàÿ ïðîãðàììà.

ÐóáðèêàÏåäàãîãèêà
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ23.03.2014
Ðàçìåð ôàéëà128,3 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ Ðåñïóáëèêè Áåëàðóñü

Ó÷ðåæäåíèÿ îáðàçîâàíèÿ

“Áðåñòñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò èì.À.Ñ. Ïóøêèíà”

Èíñòèòóò ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè è ïåðåïîäãîòîâêè

ðóêîâîäÿùèõ ðàáîòíèêîâ è ñïåöèàëèñòîâ

Êàôåäðà ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèõ äèñöèïëèí

Êóðñîâàÿ ðàáîòà

Êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà

Âûïîëíèë:

ßðîøêî Àííà Âëàäèìèðîâíà

Íàó÷íûé ðóêîâîäèòåëü:

Âàëèòîâà Èðèíà Åâãåíüåâíà,

êàíäèäàò ïñèõîëîãè÷åñêèõ íàóê

Áðåñò 2009

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • 1. Îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ è îñîáåííîñòè äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ
  • 1.1 Îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ÑÄÂÃ è èõ îñîáåííîñòè
  • 2. Êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà äåòåé ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ
  • 2.1 Ðàçâèâàþùàÿ êèíåçèîëîãè÷åñêàÿ ïðîãðàììà
  • 2.2 Êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåå îáó÷åíèå äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ ñ ÑÄÂÃ
  • 2.3 Ïîìîùü ðîäèòåëåé â êîððåêöèè ãèïåðàêòèâíîãî ðåá¸íêà
  • 2.4 ×åì ìîæåò ïîìî÷ü øêîëà?
  • 3. Ïðîâåäåíèå êîððåêöèîííîé ðàáîòû ñ ó÷àùèìèñÿ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðíûõ èñòî÷íèêîâ
  • Ïðèëîæåíèÿ

äåôèöèò âíèìàíèå ãèïåðàêòèâíîñòü ñèíäðîì

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ôàêòîðû è ïðåäïîñûëêè åãî ðàçâèòèÿ, íàïðàâëåíèÿ ðåãóëèðîâàíèÿ, îñîáåííîñòè äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè. Ðàçðàáîòêà èãð äëÿ êîððåêöèè ïîâåäåíèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [42,9 K], äîáàâëåí 17.04.2015

  • Îïðåäåëåíèå è îáîñíîâàíèå ïåäàãîãè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ â êîððåêöèè äâèãàòåëüíîé ñôåðû äîøêîëüíèêîâ ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ. Îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ ãèïåðâîçáóäèìîñòè. Îòëè÷èå ðåá¸íêà ðåãèäíîãî è ãàðìîíè÷íîãî.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [285,5 K], äîáàâëåí 01.02.2014

  • Ñðàâíèòåëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà íåâðîòè÷åñêîé, íåâðîçîïîäîáíîé è ñìåøàííîé ôîðì çàèêàíèÿ. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ âíèìàíèÿ ó äåòåé ñ çàèêàíèåì. Ïðîãðàììà ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé êîððåêöèè âíèìàíèÿ ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ïàòîëîãèåé çàèêàíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [734,2 K], äîáàâëåí 06.04.2016

  • Ôåíîìåí âíèìàíèÿ â ïñèõîëîãèè, îñîáåííîñòè åãî ðàçâèòèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå. Îñîáåííîñòè äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ìåòîäû äèàãíîñòèêè è èçó÷åíèÿ âíèìàíèÿ ó íèõ. Àíàëèç ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [122,4 K], äîáàâëåí 09.03.2013

  • Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. Îáúåì ïñèõîëîãè÷åñêèõ çíàíèé, íåîáõîäèìûõ äëÿ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ìåòîäè÷åñêèå ñðåäñòâà è ïðèåìû ïðåïîäàâàíèÿ ïñèõîëîãèè, ïðèåìëåìûå äëÿ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ñèñòåìà çàíÿòèé ïî ïñèõîëîãèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [79,8 K], äîáàâëåí 08.03.2014

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник



Факультет
Кафедра
Специальность

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Профессиональная деятельность социального педагога в различных сферах жизнедеятельности
Тема: Технология работы с детьми с синдромом дефицита внимания
(тема работы)
Выполнил(а) студент(ка):
(курс, форма обучения, ФИО)
Руководитель работы:(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

К защите __________________________
(дата, подпись руководителя)
Работа защищена с оценкой____________

Москва 2016 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………….. 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ СИНДРОМ ДЕФЕЦИТАВНИМАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ……………………………………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие синдром дефицита внимания у детей ……………….…………. 5
1.2 Особенности проявления синдрома дефицита внимания у детей……….. 9
Выводы по главе I…………………………………………………………….

Глава II. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТАВНИМАНИЯ………………………………………………………………….. 18
2.1 Обзор коррекционных методов в работе с детьми с синдром дефицита внимания …………………………………………………………………….. .18
2.2 Технология проведения коррекционной работы с детьми с синдром дефицита внимания…………………………………………………………………………………. 21
Выводы по главе II……………………………………………………………Заключение……………………………………………………………………………………………. 28 Литература…………………………………………………………………………………………….. 30
Приложения…………………………………………………………………………………………… 31

ВВЕДЕНИЕ

В данный момент синдромдефицита внимания выступает одним из самых встречающимся диагнозом у детей. Среди детей начальной школы плотность исчисляется в 15-45%. В соответствии с изучениями Н.Н. Заводенко частота синдрома дефицита внимания у обучающихся набрала 7,6%, при этом мальчики испытывают трудности в 2 раза больше девочек.
Вопрос исследования синдрома дефицита внимания определен несуществованием единственной точкизрения на основания его происхождения. По соображению большего количества экспериментаторов, этиология исполняет собой роль совмещения генетических, нейрофизиологических и психосоциальных обстоятельств.
За последнее время были завоеваны значительные достижения в проведение исследования синдрома дефицита внимания у детей, но до настоящего времени не имеется целостных методических вариантов и мерокисследования предоставленного расстройства.
Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его высокой общественной существенностью.
Во всех странах этому расстройству оказывается великое значение – организуются конференции, съезды, симпозиумы; печатаются книги для родителей и учителей, разрабатываются методические рекомендации, тиражируется большоеколичество статей в журналах и публикуется на сайтах интернета. Дети с синдромом дефицита внимания обладают нормальным или значительным интеллектом, тем не менее, как правило, слабо успевают в обучении. Не считая нелёгкости в обучении, родители школьников встречаются, с такими демонстрированиями у детей как – недостатки сосредоточенности внимания, несконцентрированность, агрессивность поведения,вопросы в отношениях с окружающими.
В рамках научных вопросов синдрома дефицита внимания сосредоточиваются кругозоры всевозможных экспертов – педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.
Отдельные врачи находят синдром дефицита внимания болезнью и лечат детей препаратами. Порой весьма основательными медикаментами, которые обладают массой побочных…

Читайте также:  Внук ельцина глеб синдром дауна

Источник

В последнее время все большую актуальность приобретает синдром дефицита
внимания и гиперактивности (СДВГ), который в процессе онтогенеза может фасадно
измениться в девиантность или делинквентность. Анализ литературы выявил широкую
вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США
гиперактивных детей 4–20%, Великобритании – 1–3%, Италии – 3–10%, в Китае –
1–13%, Австралии – 7–10%, России – 4–18% В настоящее время в Германии более
полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности,
причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. Чаще всего девочки
страдают особой формой синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание
процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические
трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и
организации сложных видов деятельности. Большинству из них свойственна слабая
психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство,
лживость, вспыльчивость, агрессивность. Кроме того, у них возникает
неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно
отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных
и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую
реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное,
оппозиционно-вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания
со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая
агрессивная модель защитного поведения.

Фасадные проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве
отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом
возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать
причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается
тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология
представляет серьезную социальную проблему. Для профилактики подростковой
преступности, алкоголизма, наркомании необходимо своевременно выявлять и
корригировать детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как
самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно
развить сильную и творческую личность.

Слабые стороны:

  • трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать
    внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в
    процессе выполнения задания);
  • не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной
    концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему
    нравится, ребенок может быть более внимательным);
  • слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по
    несколько раз);
  • не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;
  • часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной
    деятельности;
  • может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по
    отношению к своему внешнему виду);
  • отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе
    может забыть, чем занимался);
  • нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:
  • ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;
  • ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);
  • болтлив;
  • начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;
  • ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;
  • ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать
    других детей).

Сильные стороны:

  • щедрые (даже в ущерб себе);
  • отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);
  • энергичные (активны в спорте и на физкультуре);
  • добрые;
  • смелые;
  • творческие;
  • веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);
  • дружелюбные;
  • непосредственные;
  • с повышенным чувством справедливости.

У гиперактивных детей присутствуют проблемы с успеваемостью, это так
называемые “качели успеваемости”. Сегодня ребенок “приносит” домой одни девятки
и десятки, а завтра по тем же предметам может получить два. Это очень
расстраивает родителей и удивляет учителей. Учителя предполагают, что ребенок не
подготовился сегодня к уроку или попросту незахотел ответить хорошо.

На самом же деле причиной таких результатов может быть нарушение режима дня и
ребенок попросту не выспался. Обычный ученик даже если и не выспался, то к
середине урока может собраться и ответить, а ребенок с гиперкинетическим
расстройством в течение всего дня будет несобран, импульсивен и капризен.
Вследствие этого показывает результаты хуже, чем мог бы.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) при выполнении
каких-либо заданий сильно отвлекается на посторонние раздражители, например,
звуки. В итоге ни одно из дел не доводится до конца или делается поверхностно.
Постоянно перескакивает с одного занятия на другое, невозможно чем-то увлечь его
на длительное время. В этом кроется и причина неуклюжести, проявляющаяся в том,
что они постоянно что-то роняют, сбивают, натыкаются на мебель.

Читайте также:  Синдром меллори вейса по мкб

Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства
могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Такие люди суетливы,
легкоотвлекаемы, нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться
на предмете деятельности. У них часто меняется настроение. Трудности
планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по
службе, в устройстве семейной жизни. Гиперактивные проявления сильной степени
выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и
личностных расстройств. В то же время своевременная медицинская и
психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана
недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются
немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения,
психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку
рекомендуется щадящий режим обучения – минимальное количество детей в классе
(идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин),
пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает
концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является
также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых
норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального .
Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали
поведение ребенка как “хулиганское” и проявляли больше понимания и терпения в
своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением
режима дня “гиперактивного” ребенка (время приема пищи, выполнение домашних
заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в
физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать
утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.
“Гиперактивные” дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо
исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением
большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации
внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток
времени. Важен выбор партнеров для игр – друзья ребенка должны быть
уравновешенными и спокойными.

Эффективна семейная игровая терапия.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать 2
основных приёма: сглаживание напряжения и следование за интересами ребёнка.

Коррекционную работу с такими детьми можно производить в рамках игровой
терапии. Полезна работа с песком, глиной, крупой, водой.

В работе с гиперактивным ребёнком потенциальную помощь оказывают
релаксационные упражнения и упражнения на телесные контакт. Они способствуют
лучшему осознанию своего тела и осуществлению контроля.

Коррекционно – развивающая и формирующая работа, основанная на
двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные,
глазодвигательные, перекрёстные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц
челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксация развития коммуникативной и
когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Своевременная диагностика и коррекция трудностей позволяет приблизить любой
вид онтогенеза к нормальному течению, облегчить вхождение ребёнка в обычную
социальную среду. Наиболее коррегируеиый возраст – от 5 до 12 лет.

Главный принцип развития: “Своевременность решает всё!”.

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности
целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции.
Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и
ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике
эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов – антидепрессанта
амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности
достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим
ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей
симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка
нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов
регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита
внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость,
рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые,
быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами
неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими
заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности
у самого больного. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита
внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии
заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности.

Помощь такому ребенкубудет заключаться в обучении
саморегуляции и контролю над собственным телом. Следует обучить ребенка техникам
расслабления, научить получать удовольствие от отдыха. Этого можно достичь путем
медитативных сказок, дыхательных упражнений, прослушивания расслабляющей музыки.
Также необходимо направить ребенка на обучение развития скорости реакции и
координации движений.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зачастую присутствуют
дополнительные проблемы: заикание, дислалия, дизартрия, высокая утомляемость и
агрессивное поведение, вследствие чего у ребенка возникает недостаточное
усвоение школьной программы, заниженная самооценка, социальная изоляция. В таких
ситуациях как можно раньше следует обратиться к специалистам: неврологам,
психиатрам, психологам, логопедам и дефектологам.

Одна из больших сложностей у детей с СДВГ – трудности в самоорганизации.
Такие дети часто опаздывают, не могут распределять свое время. Отвлекаясь на
посторонние раздражители, они часто не успевают выполнить контрольную работу или
тест за ограниченное время, однако знаний для успешного выполнения контрольной
вполне достаточно. В таких случаях негативные методы воздействия, такие как
ругань или одергивания, не действуют на детей с СДВГ и вызывают протестную и
агрессивную реакцию.

Читайте также:  Причины возникновения синдрома кушинга у собак

В первую очередь, следует ставить перед ребенком конкретные цели и давать
короткие и однозначные указания.

Следует поощрять ребенка, что будет стимулировать его усилия к достижению
поставленной задачи. Если ребенку пора поменять вид деятельности, то следует
предупредить его об этом за 5–10 минут.

Многие родители обращаются к специалистам в связи с трудностями адаптации
ребенка в коллективе, большую часть этих детей учителя направляют к детскому
психиатру, а в некоторых случаях это решение принимает педсовета. Родители
опускают руки и теряют надежду, становятся агрессивными. Доведенные до отчаяния
родители применяют к детям строгие дисциплинарные меры в виде наказаний,
окриков, шлепков и т.д. Все это не дает положительного результата, а наоборот
вызывает агрессию.

Ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей
обучение детей и их окружения. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный
ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры
по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент следует делать на развитии
эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии
воспитания с преобладанием методов поддержки и поощрения. Кроме того, в семье
должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка.

Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не
просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые
требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу.
Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные
способности и креативность, уже к концу первого класса оказываются в числе
неуспевающих.

Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше
внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться
очень способным и ярким учеником.

В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы
ребенок как можно меньше отвлекался.

1. Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может
его отвлечь.
2. Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом
для подражания.
3. Используйте как можно больше наглядных средств обучения.
4. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему
прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).
5. Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к
заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять, что он
неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.
6. Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).
7. Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте
список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует.
Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.
8. Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о
положительных.
9. Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени.
Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют
многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.
10. Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте
указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут
самостоятельно записать или запомнить устные указания.
11. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.
12. Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеиваются над ним,
давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните насколько
важно выполнить его хорошо. Это повысит самооценку и ответственность.
13.Организуйте творческие уроки, где ребенок с СДВГ может показать свои
творческие способности.

Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как
стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой
ребенок. В этом случае родителям следует еще более тщательно выбирать учителя,
способного понять и быть терпеливым в его обучении. Необходим постоянный диалог
между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на
изменения в поведении и учебных результатах ребенка. Это будет способствовать
своевременной коррекции поведения ребенка и поможет ему построить хорошие
отношения с одноклассниками.

Литература

  1. Болотовский, Г. В. Гиперактивный ребенок / Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко,
    И. В. Попова. – СПБ: НПК “Омега”. – 2010. – 160 с.
  2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – М.: Изд – во Институт психотерапии, 2001.
  3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:
    ACT, Астрель. – 240 с.
  4. Змановская Е. В. Девиантология. – М.: АРКТИ, 2004.
  5. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. – М.: Класс, 1997. – 336 с.

Источник