Лечебная физкультура при астено невротическом синдроме детям

Комментарии
Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61
А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.
Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)
В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией [1, 2]. Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков [3–5].
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [6–8]. Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [9–11].
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) [12, 13].
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы [4, 7, 12–17]. Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. [3, 5–7,18, 19].
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) [18].
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:
- Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
- Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
- Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
- Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
- Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.
В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:
- гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
- гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.
Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20].
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].
- Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
- Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
- Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
- Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
- Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
- Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.
Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния [24].
ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) [3, 6, 12].
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [5, 9]. Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете [5, 25–27].
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов [9, 20].
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели [25].
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.
Список литературы находится в редакции.
Комментарии
(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Источник
Астено-невротический синдром имеет много синонимов, среди
которых наиболее известным является название «синдром хронической усталости».
Но даже этот термин не дает полного понимания о природе расстройства, хотя и в
большей мере объясняет его появление и характер. В целом под
астено-невротическим синдромом понимают особую разновидность невроза, которому
наибольше подвержены люди с чувствительной, ранимой психикой.
В последние годы наблюдается резкое увеличение количества
случаев диагностирования этого заболевания, называемого еще неврастенией. Причем
среди пациентов оказываются не только взрослые люди, но и дети разного
возраста! Подобное является ярким отражением современного образа жизни, но при
этом астено-невротический синдром нельзя назвать безобидным состоянием, так как
в запущенных случаях он приводит к тотальной апатии, глубокой депрессии или
даже суицидальным наклонностям. Поэтому очень важно вовремя обратить внимание
на подкрадывающуюся беду и найти эффективный способ с ней справиться.
Причины развития астено-невротического синдрома
Основной причиной возникновения данного вида заболевания
является наличие расстройства работы вегетативной нервной системы, что под
действием частых стрессов, выраженного недостатка отдыха и действия других
факторов перерастает в полноценный невроз. Поскольку подавляющее большинство
современных людей живет в условиях бешеного ритма жизни, ежедневно и
повсеместно подвергается стрессам, страдает от вредных привычек и, как правило,
питается на ходу, не особо заботясь, о сбалансированности рациона, это
усугубляет имеющиеся нарушения и в конечном итоге приводит к возникновению
астено-невротического синдрома.
Наиболее подвержены развитию этого нарушения ранимые люди и дети, которые сильно реагируют на любые неудачи и раздражители, а также пережили психологические травмы, имеют проблемы с самооценкой, воспитываются в авторитарном стиле или страдают от завышенных ожиданий родителей.
Количество предпосылок для развития астено-невротического
синдрома настолько многообразно, что не всегда удается точно определить, какие
из них послужили причиной для его возникновения. Наиболее распространенными из
них являются:
- сильные и частые стрессы, особенно трагические,
глубоко переживаемые события; - регулярное переутомление с дефицитом отдыха;
- инфекционные заболевания, сопровождающиеся
подъемом температуры тела до высоких значений, а, следовательно, и
интоксикацией организма; - курение, злоупотребление алкоголем, употребление
наркотических средств; - заболевания эндокринной системы, в частности,
щитовидной, поджелудочной железы, а также половых органов; - неправильное питание, приводящее к дефициту не
только витаминов и минералов, но и резкому дисбалансу между потребляемыми
жирами, белками и углеводами; - лабильность психики при склонности к
перфекционизму; - черепно-мозговые травмы.
У детей основными причинами развития астено-невротического
синдрома становятся:
- гипоксия плода;
- родовые травмы;
- внутриутробные инфекции;
- наличие пороков развития нервной системы;
- наличие вредных привычек у матери во время
беременности.
Астено-невротический синдром и ранее диагностировался у
детей, но сегодня количество таких случаев увеличилось в разы. Этому также
способствует изменение образа жизни и повышение уровня стресса. Даже
дошкольники могут становиться жертвами этого расстройства, не говоря уже про
детей школьного возраста, на которых возлагается огромная умственная нагрузка.
Симптомы синдрома хронической усталости
Астено-невротический синдром относится к числу тех
нарушений, которые развиваются медленно и могут долгое время протекать
незаметно. Его первые симптомы могут быть настолько обыденными, что человек
обычно не придает им никакого значения, списывает на проявление усталости и тем
более не спешит записаться к врачу. Но со временем под действием внешних и
внутренних факторов расстройство прогрессирует и существенно изменяет жизнь
человека, что уже не может остаться не замеченным. Но главная проблема при этом
часто заключается в резком нежелании что-либо предпринимать для исправления
ситуации.
Изначально синдром хронической усталости может заявлять о
себе:
- беспричинной раздражительностью – приступ злости
может вызвать любая мелочь, на которую ранее этот же человек не обратил бы ни
малейшего внимания; - повышением утомляемости;
- ухудшением иммунитета, в результате чего
значительно чаще возникают простуды и другие инфекционные заболевания.
У детей астено-невротический синдром проявляется значительно
ярче, чем у взрослых. На его возникновение могут указывать:
- резкие перемены в настроении;
- снижение аппетита вплоть до полного отказа от
еды; - появление вредных привычек, например, грызть
ногти, сосать палец и т. д.; - появление неконтролируемых приступов агрессии,
вымещение злобы на игрушках, младших братьях или сестрах; - повышение капризности, частый плач;
- утомляемость;
- головные боли, локализующиеся в разных частях
головы; - трудности при общении со сверстниками;
- потеря интереса к учебе, снижение успеваемости.
Обычно люди обращаются за медицинской помощью только тогда, когда проблема зашла уже слишком далеко и возможности самостоятельно справиться с депрессивным состоянием нет. При этом на консультацию к врачу обычно записывается не сам больной, а его близкие и друзья, так как у него полностью отсутствует желание что-либо предпринимать для улучшения своего самочувствия.
В целом все симптомы астено-невротического синдрома можно
разделить на 3 большие группы:
- Физические – опоясывающие голову боли, не
проходящая после отдыха, усталость, повышение артериального давления, проблемы
с засыпанием и пробуждением, невротической природы дискомфорт в области груди
по типу сердечных болей, увеличение лимфатических узлов, возможно похудение,
лихорадка и ломота в теле, склонность к укачиванию в транспорте. - Эмоциональные – раздражительность, потеря
интереса к жизни и желаний, пессимистический настрой, ощущение полного
бессилия, высокий уровень тревожности, утрата чувства юмора. - Социальные – возникновение пристрастия к
алкоголю или наркотическим веществам в попытках справиться с навалившимися
проблемами, решение сменить место жительства, работу, развод, снижение
потребности и желания к общению с другими людьми, в том числе близкими.
Стадии
В течении астено-невротического синдрома выделяют 3 стадии,
которые последовательно сменяют друг друга при отсутствии своевременного вмешательства.
На первой или гиперстенической стадии крайне редко сам больной или его близкие
замечают наличие признаков отклонений от нормы. Постоянно увеличивающуюся
усталость, раздражительность принимают за переутомление и временное явление.
Со временем человек начинает терять контроль над поведением,
в результате чего он может внезапно рассмеяться или заплакать, но чаще
реагирует даже на незначительные раздражители криком. Нередко наблюдается
снижение памяти, способности к концентрации внимания, возникает бессонница,
головные боли, слабость и резко падает трудоспособность. На этой стадии синдром
хронической усталости или неврастения практически никогда не диагностируется.
Поэтому он плавно переходит во вторую стадию развития.
На 2-м этапе проявляется излишняя эмоциональность и возникают уже такие физические симптомы патологии, как головные боли, постоянная усталость, выраженное снижение работоспособности. Люди с астено-невротическим синдромом начинают испытывать проблемы со сном: их мучает бессонница и постоянная сонливость. Все время присутствует стойкое желание прилечь и отдохнуть. Проваливаясь в сон, больной может просыпаться от кошмара или нахлынувшего чувства тревоги, а отдых, даже продолжительный, не приносит желаемого ощущения бодрости и свежести. Каждое утро человек борется с собой, поднимаясь с постели не менее уставшим, чем ложился. При этом он становится плаксивым и обидчивым, любое даже случайно оброненное слово может его сильно ранить, что вызывает трудности при общении с другими людьми.
На третьей или гипостенической стадии признаки
патологических изменений уже становятся очевидными. Постоянная усталость и
беспокойство сменяются абсолютным безразличием ко всему, что происходит вокруг.
Больной теряет интерес к новостям из внешнего мира и внутрисемейным, ему уже не
интересны фильмы и развлечения, он старается изолироваться от общества и
избегает общения с другими людьми. В итоге наступает затяжная депрессия,
справиться с которой можно только с помощью адекватной медицинской помощи.
Последствия
Если игнорировать признаки неврастении и не провести
соответствующее ситуации лечение, со временем заболевание может иметь
достаточно опасные для физического здоровья последствия. Оно может приводить не
только к хроническим головным болям, пищевым нарушениям, развитию фобий и
снижению либидо, но и к:
- инсульту;
- инфаркту;
- гормональным нарушениям;
- обострению хронических заболеваний и пр.
Кроме того, нельзя забывать, что затяжные депрессии чреваты
появлением стойких мыслей о суициде. Поэтому астено-невротический синдром может
иметь весьма серьезные последствия, что не позволяет игнорировать его или
относиться халатно.
Не менее опасен синдром хронической усталости и для детей. В
силу не оконченного формирования организма у них он приводит к нарушению
гормонального фона, следствием чего могут стать заболевания щитовидной железы,
нарушения развития, а также сахарный диабет, а в дальнейшем и нарушения
репродуктивной функции.
Диагностика и лечение астено-невротического синдрома
Для диагностики заболевания не требуется проведения сложных
процедур. Для выявления неврастении достаточно опроса невролога, но важно,
чтобы пациент был полностью откровенен и не скрывал никаких подробностей. Для
опытного специалиста не составляет труда определить только по имеющейся
клинической картине астено-невротический синдром еще на первых стадиях его
развития, не говоря уже про третью. Потому и лечение назначается сразу же.
Главной трудностью диагностики является обнаружение причины
или комплекса факторов, спровоцировавших развитие заболевания. Этому моменту
всегда придается первостепенное значение, так как именно путем воздействия на
причину можно полностью решить имеющуюся проблему, тогда как симптоматическая
терапия даст эффект лишь на время. Но, к сожалению, сразу выявить все факторы
удается не всегда.
Лечение астено-невротического синдрома всегда носит
комплексный характер и подразумевает проведение:
- медикаментозной терапии;
- психотерапии;
- коррекции образа жизни;
- лечебного массажа или мануальной терапии;
- физиотерапевтических процедур.
При обнаружении заболевания у ребенка обычно достаточно
скорректировать образ жизни. Устранения из меню откровенно вредных продуктов и
содержащих кофеин напитков с заменой их на свежевыжатые соки, фрукты, овощи,
ягоды, а также отказ от длительного просмотра телевизора, компьютерных игры и
т. д. обычно помогает привести состояние ребенка в норму. Весьма полезны
продолжительные прогулки на свежем воздухе, особенно перед сном. При этом важно
установить режим дня и строго его придерживаться, чтобы малыш ложился спать в
одно и то же время и мог полноценно отдохнуть.
Медикаментозная терапия и физиотерапия
Характер медикаментозной терапии подбирается в соответствии
с тяжестью течения синдрома хронической усталости. Поэтому если на 1-й стадии
его развития достаточно использования фиточаев или средств народной медицины в
сочетании с приемом комплексных витаминных препаратов, то при более серьезных
изменениях требуется назначение ряда седативных препаратов и антидепрессантов.
Таким образом, медикаментозное лечение синдрома хронической
усталости может включать:
- успокоительные (седативные) средства
растительного происхождения, включая настойки валерианы, пустырника и
комплексные препараты типа Персена – снижают возбудимость нервной системы и
помогают снизить уровень тревожности; - антидепрессанты – назначаются при отсутствии
эффекта от приема седативных средств, быстро снимают тревогу, успокаивают, но
могут провоцировать развитие побочных явлений; - антиастенические препараты – поднимают жизненный
тонус и вернуть энергию; - ноотропы – улучшают работу головного мозга,
повышают способность к концентрации внимания, улучшают память и течение
мыслительных процессов; - адаптогены, включая настойку элеутерококка –
помогают повысить способность организма адаптироваться к меняющимся условиям
жизни; - витамины – оказывают общеукрепляющее действие на
организм.
Действие препаратов дополняют назначением
физиотерапевтических процедур. Чаще всего при астено-невротическом синдроме
рекомендуют пройти курс сеансов рефлексотерапии и электросна.
Многим приходится по душе аромотерапия. При отсутствии аллергии никто не может запретить пациенту использовать этот метод лечения для нормализации психологического состояния и преодоления имеющихся проблем. Но аромотерапия может выступать только в качестве вспомогательного метода лечения, не заменяя назначенной врачом схемы терапии.
Психотерапия
Поскольку в развитии астено-невротического синдрома большую
роль играют особенности личности и психологические факторы, лечение
заболевания, особенно на поздних стадиях развития, невозможно представить без
помощи психотерапевта или психолога. Этот специалист поможет обнаружить
глубинные проблемы личности, травмирующие ситуации и проработать их, чтобы устранить
создаваемое ими давление.
Практически всегда больным рекомендуется найти для себя
отдушину – какое-то хобби, которое будет доставлять удовольствие и помогать
расслабляться. Это может быть любое занятие от вязания, рисования, до занятий с
домашним животным, коллекционирования монет или чтения.
Особенно эффективными элементами психотерапии для больных с астено-невротическим
синдромом является арттерапия и пескотерапия. Рисование в целом помогает
справиться с напряжение и выплеснуть любые накопившиеся эмоции и переживания, а
нередко оно помогает докопаться до глубинного смыслы проблемы и найти легкий
путь ее решения.
Дыхательная гимнастика отличается большой пользой для людей
с синдромом хронической усталости, поскольку она оказывает расслабляющее
действие на тело и заряжает хорошим настроением.
Коррекция образа жизни
Поскольку образ жизни человека играет далеко не последнюю
роль в развитии астено-невротического синдрома, большое внимание уделяется его
коррекции. Зачастую рекомендуется:
- отказаться от вредных привычек;
- повысить уровень физической активности, особенно
полезны кардионагрузки, занятия йогой; - избегать перенапряжения;
- чередовать труд с отдыхом;
- принимать витамины;
- уделить внимание питанию.
Диета при астено-невротическом синдроме заключается в отказе
от употребления синтетических энергетиков, а также минимизации потребления
кофе, чая, а также других содержащих кофеин напитков. Их заменяют травяными
сборами, настоем боярышника или шиповника, чаем с ромашкой, мятой, мелиссой и
т. д. Обязательно ежедневный рацион обогащают свежими фруктами и овощами. При
этом желательно минимизировать количество потребляемых жареных и жирных блюд,
выпечки.
Лечебный массаж и мануальная терапия
Обе процедуры подразумевают воздействие руками на мягкие
ткани спины, что обеспечивает выраженный расслабляющий и оздоровительный
эффект. Но мануальная терапия отличается от лечебного массажа тем, что в ходе
сеанса специалист прорабатывает еще и позвоночник. Как известно, от его
состояния зависит качество функционирования всего организма и в особенности
нервной системы. Поэтому сеансы мануальной терапии позволяют воздействовать на
основное зв?