Лекотека для детей с синдромом дауна

МКУ «Новоселовский Межшкольный Методический Центр»
Муниципальный фестиваль
«ОТ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАКТИК К МОДЕЛЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Номинация
«ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Практика
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ЛЕКОТЕКА»
Выполнила Зенцова
Ирина Петровна,
учитель классов коррекции
МБОУ СОШ № 6
2018
Обучение детей с синдромом Дауна посредством метода лекотека
Дети с синдромом Дауна обучаемы. На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов, педагогов они становились полноценными людьми, обучались в школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело не безнадёжное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.
В 2016 году в нашу школу пришёл такой особый ребёнок. У него имеются специфические проблемы, ограничивающие способности к развитию. Он боялся шума, звонка, любых резких звуков, большого скопления людей. Большая трудность была в том, что речь практически отсутствовала, произносил отдельные звуки и слогоподражания. Для него, чтобы учиться и развиваться, в той или иной степени необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых.
Здесь очень помог метод – лекотека. Первая лекотека была создана в Швеции в 1963 году. Родители и педагоги создали своеобразную «библиотеку» (собрание) развивающих игр и игрушек. Начиная с 2016 года, мы начали формировать своё «хранилище игрушек». Часть оборудования мы закупили по Государственной Программе «Доступная среда», остальное приобретали постепенно в течение трёх лет.
Помочь ребёнку адаптироваться, освоить необходимые социальные навыки, личностно раскрыться и поверить в свои силы — вот, что мы считаем главным на сегодня. Наш ученик зачастую не испытывает особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира. Моя педагогическая задача состоит в том, чтобы найти, чем можно было бы заинтересовать его, определить мотивацию, исходя из его интересов. Лекотека помогает ребёнку перейти на новый уровень, постепенно расширяя рамки игровой деятельности и помогая справиться со специфическими трудностями.
Для этого мы внимательно и тщательно выбираем доступный, но разнообразный материал. В работе с детьми используется специальное оборудование, направленное на:
развитие тактильно-двигательного восприятия;
развитие мелкой и крупной моторики;
экспериментирование: вес, вкус, звук, цвет;
экспериментирование: изучаем движение и свойства воды;
экспериментирование: оптические эффекты;
художественное творчество,
развитие координации движений.
Оборудование включает в себя:
1. Набор «Пертра»:
Пространство и преобразование;
От хватания к схватыванию;
От каракуль к каллиграфии;
Классификация;
Одинаковое и разное;
Конструирование;
Первоначальные математические представления; (Приложение 1).
2. Конструкторы:
Набор «Полидрон» магнитный «Элементарная математика»;
Набор «Полидрон» развивающий «Сфера»;
Пластмассовые конструкторы (Приложение 2).
3.Наборы для сюжетно – ролевых игр:
«Магазин»;
«Больница»;
«Транспорт»;
«Животные»; и др. (Приложение 3).
4. Игры для развития и коррекции:
«Подуй на шарик»; «Угадай на ощупь»; шарик в лабиринте; игры для развития речи, моторики; набор для занятий с водой, кубики, кукольный театр, музыкальные и шумовые инструменты, компьютерные технологии по методике Г. Домана и многое другое (Приложение 4).
Каждое занятие мы начинаем обязательно с артикуляционной гимнастики для губ, для языка, для челюсти. Используя леготеку, мы играем в дразнилки, играем мимикой лица, издаём звуки животных. Пополняем словарный запас короткими словами. Результатом работы можно на сегодняшний день отметить то, что речь ребёнка стала более понятной не только родителям и мне, но и окружающим. Ребёнок говорит отдельные слова, может выразить свою просьбу и желание, ответы даёт словами и жестами.
В начале обучения ребёнок хаотически чертил на листе, зажав карандаш в кулаке. Ему было недоступно выполнение задания даже способом «рука в руке». Постепенно к концу третьего года обучения мы научились проводить линии, обводить и закрашивать по контуру. (Приложение 5).
Лекотека помогает формировать у детей с нарушениями развития предпосылки к учебной деятельности. Результатом комплекса мер является то, что если в начале обучения ребёнок с трудом выдерживал 10 минут работы, то сейчас мы спокойно работаем в течение всего урока, можем переключиться с одного вида деятельности на другой и продолжать свою работу.
Спланировать результаты обучения такого ребёнка достаточно сложно. Но динамика положительна, результат очевиден, следовательно, я считаю, что иду в верном направлении.
Ещё одной немало важной задачей коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – это, конечно, социальная адаптация. Ребёнок находится, пусть не всё время, но в детском коллективе, он общается, видит пример правильного поведения. Помимо учебных занятий ребёнок посещает мероприятия для начальной школы. Он не изолирован от общества, а является равноправным его членом.
В ходе проведения занятий родители и педагоги являются равноправными участниками данного процесса — партнерами, осуществляющими совместную деятельность. Родителям даются рекомендации с описанием конкретных индивидуальных занятий и приемов работы с ребенком. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители.
Мы стараемся создать эмоционально благоприятную атмосферу для адаптации детей, оказать благотворное влияние на развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и познавательной деятельностей. Мы развиваем творческую активность, а также коммуникативные, двигательные и художественные навыки детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
Люди очень рады солнцу, так почему наше общество очень часто не принимает «солнечного» ребёнка? У этого ребенка чего-то не хватает? У него есть то, чего нет у других – лишняя хромосома, которая делает его особенными. Среди родителей детей с синдромом Дауна существует легенда: «Бог сотворил мир за шесть дней, на седьмой Он отдыхал. А вот на восьмой день Бог создал особых детей, чтобы проверить сердца всех остальных людей!». Я заметила одну особенность, ученики нашей школы в общении с ним и даже в его присутствии перестали грубить друг другу, дразнить друг друга. Быть может именно эти дети, дети с ОВЗ и сделают наше общество гуманнее и добрее.
На примере описанной практики можно уверенно сказать, что педагоги в условиях лекотеки помогают детям перейти на новый уровень, постепенно расширяя рамки игровой деятельности и помогая справиться со специфическими трудностями.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Иван Ш. на занятии вместе с мамой. 2016 – 2017 учебный год.
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Приложение 1.
Набор «ПЕРТРА»
Содержимое отдельных чемоданов набора “
Приложение 2.
Конструкторы
Приложение 3.
Наборы для сюжетно-ролевых игр
Приложение 4.
Игры для коррекции и развития
Приложение 5.
Рисунок карандашом. Второй год обучения.
Закрашивание по контуру. Второй год обучения.
Рисунок карандашами. Начало третьего года обучения.
Рисунок красками. Средина третьего года обучения.
Рисунок и закрашивание по контуру. Средина третьего года обучения.
Рисунок и закрашивание по контуру. Конец третьего года обучения.
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация на тему: ” Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их семей в условиях лекотеки”.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их семей в условиях лекотеки. Выполнила: воспитатель Шестакова Ольга Юрьевна БСУСО КДДИ г.Омск-2017г.
2 слайд
Описание слайда:
Основная цель создание лекотек: – Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития и их семей.
3 слайд
Описание слайда:
Главные проблемы специалистов лекотек: Родители не имеют опыта взаимодействия с образовательными учреждениями, т.к. дети ранее никогда не посещали дошкольных учреждений; Родители часто неверно оценивают возможности детей; Во многих семьях существует гиперопека детей; Родители активно занимаются здоровьем детей и практически не занимаются их развитием.
4 слайд
Описание слайда:
Особое направление лекотек: Психолого-коррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
5 слайд
Описание слайда:
Цель специалистов лекотеки: Помочь матери преодолеть тяжелые психологические переживания и включить в активную помощь ребенку. Данная цель достигается в два этапа: 1 ЭТАП – Выявление личностных проблем матери. 2 ЭТАП – Психокоррекционная работа.
6 слайд
Описание слайда:
Пять уровней познавательной деятельности:
7 слайд
Описание слайда:
Первый уровень: Плохо воспринимают обращенную речь. Отмечается полевое поведение. Действий по подражанию не выполняют. Действуют неадекватно. К сотрудничеству со взрослым не готовы. Наглядно-действенное мышление не сформировано.
8 слайд
Описание слайда:
Второй уровень: Не руководствуются инструкцией. Не понимают цель задания. Не готовы к сотрудничеству со взрослым. Действуют неадекватно даже в условиях подражания. Отмечается полевое поведение.
9 слайд
Описание слайда:
Третий уровень: Не могут выполнять задание самостоятельно. С трудом вступают в контакт со взрослым. Характерны хаотичные действия. Не стремятся достигнуть определённого результата. В дальнейшем отказ от выполнения задания. Задание по подражанию выполняют не все. После обучения выполнить задание самостоятельно не могут. Безразличны к результату своей деятельности.
10 слайд
Описание слайда:
Четвёртый уровень: Самостоятельно выполнить задание не могут. Легко вступают в контакт со взрослым. Действуют без учёта свойств предметов. Стремятся достигнуть искомого результата. Из-за неудач теряют к заданию интерес. В дальнейшем отказ от выполнения задания. После обучения самостоятельно выполнить задание не могут. Безразличны к результату своей деятельности.
11 слайд
Описание слайда:
Пятый уровень: Заинтересованно сотрудничают со взрослым. Понимают условия заданий и стремятся к их выполнению. Самостоятельно не всегда находят адекватный способ выполнения задания. Часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом, многие дети самостоятельно справляются с заданием. Проявляют большую заинтересованность в результате своей деятельности.
12 слайд
Описание слайда:
Программы включают в себя следующие разделы: 1) Развитие сенсорного восприятия: а) развитие зрительного восприятия и внимания: Формирование представлений о форме. Формирование представлений о величине. Формирование представлений о цвете. б) Развитие тактильно-двигательного восприятия. в) Развитие слухового восприятия и внимания. 2) Развитие представлений об окружающем. 3) Формирование мышления. 4)Развитие памяти. 5)Развитие воображения. 6)Развитие мелкой моторики. 7)Формирование графомоторных навыков.
13 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Специалист в области охраны труда
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1388168
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети
«Игра в жизни ребенка – это самое главное»
Что такое лекотека? Если верить латыни, то просто хранилище игрушек. Однако маленькие гости новой лекотеки, открывшейся 13 декабря на ул. Новоморской, 18, будут здесь не только играть. Для них этот развивающий центр – настоящая путевка в мир новых возможностей.
– Наша игротека предназначена для детей, у которых есть проблемы со здоровьем, – говорит директор Комплексного центра социального обслуживания населения Советского района Ирина Цветкова. – У нас есть подопечные с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата, плохо слышащие дети, мы работаем с более чем двадцатью семьями, в которых растут дети-аутисты. Семья, имеющая такого ребенка, конечно, сталкивается с множеством проблем.
Ирина Юрьевна поясняет, что лекотека работает уже полгода, но официально открылась только сейчас, когда было приобретено все необходимое оборудование. Занятия с ребятишками обязательно проходят в присутствии родителей, бабушек, дедушек, которые должны будут дома повторить то, чему научатся у специалистов. Ведь занятие длится всего около часа, в это время с ребенком работают логопед, психолог, педагог- дефектолог, в зависимости от потребностей конкретного ребенка. Потом отдых -15-30 минут в сенсорной комнате, где установлены фиброоптическая панель, тактильная дорожка, пузырьковая колонна – все, что может помочь расслабиться.
Гости лекотеки – дети, родители, представители администрации и прессы, пришедшие на открытие, с восторгом разглядывали светодиодный водопад, разноцветную световую панель, стены игровой комнаты, оборудованные различными развивающими приспособлениями. А Ирина Цветкова уже переходит к проблемным вопросам:
– Штатное расписание должно быть расширено: нам необходимы педагог-психолог и опытный педиатр. Ведь не каждый наш специалист возьмет на себя ответственность наблюдать наших детей.
Сейчас занятия проходят в различной форме: групповые терапевтически игры, семейные встречи, родительские собрания. Здесь дети не замыкаются в кругу родных и близких, а учатся общаться с другими ребятишками, взрослыми, социализируются.
– В Советском районе 67 детей-инвалидов, – продолжает Ирина Юрьевна. – И это только те дети, кто имеет справки МСЭ. Но не секрет, что до года определить патологии в развитии ребенка довольно сложно. Что делать, когда ребенок в месяц не держит головку, в положенное время не встает на ножки? А у нас есть массаж, есть врач-дефектолог, они могут помочь специальными упражнениями и научит им родителей. С самое главное – дать родителям возможность не унывать, и надежду, что все в их руках!
На церемонии открытия новой игротеки присутствовали Людмила Грохотова, замглавы администрации района, Тамара Колдина, начальник управления социальной поддержки населения мэрии; Татьяна Есипова, председатель городской общественной организации инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ»».
-Хочу обратиться к родителям, – сказала Татьяна Есипова. – Я сама мама ребенка, у которого есть проблемы в развитии, и я вас понимаю. Мы все время пытаемся наших детей чему-то научить, а здесь вам будут помогать играть с детьми. Наверняка вы дома очень редко этим занимаетесь, потому что голова забита тем, как научить правильно держать ручку, ложку, но игра в жизни ребенка – это самое главное. Поэтому я надеюсь, что игровые приемы, которые здесь будут отрабатываться со специалистами, положительно повлияют на развитие наших детей.
Мамам, таким же, как я, желаю удачи, быть всегда в тонусе, надеяться на самое хорошее. Ведь раньше детей с синдромом Дауна не принимали в садики, а теперь нам предлагают: «Давайте включим вашего малыша в группу». Надеюсь, что в будущем мы сможем отправлять в обычные группы детей и с двигательными нарушениями. Пусть ваши мечты сбудутся. Больших вам побед!
Благоустройство лекотеки не окончится на стадии ремонта. Долгосрочной целевой программой развития Советского района будет выделено 20 миллионов рублей на обустройство и ремонт самого здания на Новоморской, 18, строительство парадного крыльца (сейчас родители с детками пользуются черным ходом), благоустройство территории вокруг самого здания (для прогулок с детьми), приобретение нового оборудования.
-Не будем говорить, много этих деток, или мало. Они есть, и мы должны им помочь, – добавляет Людмила Грохотова.- Будет один ребенок – будем работать ради одного ребенка, чтобы он мог социально адаптироваться и в дальнейшем реализовать себя. Это самое главное.
Татьяна Сбоева – мама, пришедшая на открытие лекотеки вместе со своей маленькой Настей, поделилась впечатлениями от увиденного:
– Сидеть дома с ребенком недостаточно. Ему все равно надо развиваться, получать какие-то занятия. В садик нас не берут, ездить в город далеко и тяжело. А здесь центр рядышком, столько всего! Работают и педагог, и логопед. Когда ребенком занимается не только мама, становится намного легче.
Действительно, в новой игротеке работают кабинеты массажа, психолога, сенсорная комната, игровой зал с детскими и взрослыми тренажерами и даже комната эрготерапии, оснащенная удивительными приспособлениями для адаптации детей и раскрытия их потенциала. Про кафельную стену для рисования пальчиковыми красками с гордостью рассказывает Ирина Цветкова:
– Дети рисуют очень много, и важно рисовать именно пальчиками – так развивается мелкая моторика. Рисовать кисточкой тоже важно, но там тактильные ощущения замыкаются на трех пальцах, работать может каждый пальчик и вся ладошка. Но у нас пять занятий в день, бумаги понадобится невообразимо много! Пальчиковыми красками можно рисовать хоть по обоям, хоть по стенам, поэтому, когда перед ремонтом встал вопрос – что делать с этой нишей, сразу возникла идея специальной стены из кафеля. Можно нарисовать, стереть и рисовать снова. Здесь даже использована специальная затирка, которая не впитывает краску.
Ирина Юрьевна пояснила, что вскоре в центре появится новое оборудование – вертикализаторы со столиками, которые обеспечат деткам с проблемами опорно-двигательного аппарата возможность самостоятельно подходить к этой стенке и рисовать. Так что творить сможет каждый малыш!
Лекотека на Новоморской, 18 ждет своих старых и новых друзей с 9 до 17 часов каждый день, кроме субботы и воскресения.
20.12.2012
Автор: Анна Сызранова
Девочки подскажите с пропиской на васхниле куда можно ходить?
в какую лекотеку?
В калининском районе лекотека на рассветной.
Я звонила туда в июле. Запись у них два раза в год. Меня записали на очередь. Сказали ждите с нового года.
Если вы в Ленинском, то идите на Котовского, 1 (КСЦОН). (Паспорт, св-во о рождении)
Там вам расскажут, что вы можете получить из услуг в районе. (Лекотека в том числе, инв. не нужна).
Александра2881
когда мы зашли на курс я присутствовала на занятиях первые дни (разрешения ни у кого не спрашивала), а потом увидела, что сын освоился (да и с парковкой проблемы) и перестала присутствовать на что мне специалисты сказали – что у них вообще не принято, чтобы мама была на занятии.
Мама_Таня
Спасибо, но у нас нет машины мы везде сами так что я думаю с этим нет проблемам, я так понимаю там дети одни мамы их ждут?
Александра2881
мы сейчас ходим в Леотеку ж-д района, там у нас только психолог, дефектолог и преподаватель по творчеству. все мне нравится, психолог и дефектолог – молодые девочки, а педагог по творчеству – женщина за 50. Все очень позитивные и добрые по отношению к сыну. Сыну тоже очень нравится там, с удовольствием идет на занятия, точнее для него это игра – он так воспринимает)))
Записались мы в нашу Лектотеку еще зимой, было место в мае, но нас не было в городе, вот ща вернулись в нск и сразу пошли в лекотеку.
Единственный минус (что доставляет огромные неудобства) – лекотека находится в самом центре города, и у них нет своей парковки, так вот очень часто приходится быстро ребенка на занятия, а самой сидеть в машине и караулить место – ужасно все это, буду жалобу писать их руководителю!!!
Добавлено спустя 7 минут 12 секунд:
Так лекотеки тоже изначально в Нске создала инициативная мама, которая создала центр “Даун Синдром” – она так же написала проект и выиграла грант, получила поддержку и финансирование,и это не государственная программа создание Лекотек в Нске – это получается заслуга этой женщины (она сама мать ребенка-инвалида с СД). Поэтому не надо воспринимать лекотеку – как должное. Вот напр в др городах Сибири, как Иркутск о таком приходится только мечтать, тк у них там вообще ничего нет.
в Лекотеке у нас индивид и групповые занятия 50/50 логопед, психолог, арт-терапевт, дефектолог, лфк, массаж… занятия 2р/нед (всего 9 занятий каждого, кроме массажа и лфк)
Александра2881
Ок, гугл))
Вот тема https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=407323
Запись через соц. защиту.
Александра2881
Мы посещаем
Добавлено спустя 10 минут 29 секунд:
А так я просто сходила в соц. защиту и сказала, что хочу поводить ребенка в Лекотеку, меня послали записаться на очередь без справок, без всего… как очередь дошла, нам позвонили и пригласили на собрание ( к тому времени прошло уже полгода) и выдали список документов, которые нужно принести и список концелярии
Вопрос ко всем участницам темы, кто посещает Лекотеку что это и как попасть?
ZlaTa
Хорошо спасибо.
Mo123
очень странно, т.к. насколько я знаю не все районы имеют лекотеки
Попробуйте пойти сперва в свою соцзащиту, т.к. лекотеки – это их отделения, и выяснить куда вы относитесь. Может быть вам дадут что-то типа направления в районную городскую лекотеку.
ZlaTa
Пробовала, звонила в лекотеку на обьгэс и на петухова – ответили, что не могут принимать ребятишек с других районов.
А мы относимся к Новосибирскому району (область).
сказали что только можно в свою соцзащиту.
Mo123
в ближайшую к вам обращайтесь
а жители васхнила куда могут обратиться?
Источник