Лепка для детей с синдромом дауна

Полина Юминова
Проект «Чудо-пластилин» для детей с синдромом Дауна Видео
Тема: «Угостим ежика яблоком»
(Конспект одного занятия из проекта “Чудо-пластилин” по лепке из пластилина предмета состоящего из отдельных частей, для развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна)
Цель: Сформировать образ целого предмета состоящего из отдельных частей; лепить яблоко из пластилина.
Задачи:
Образовательные:
– формировать умение узнавать образ целого предмета
– развивать умение учить соединять части предмета в целое
Коррекционные:
– формировать целостное восприятие предмета, его форму, цвет
– учить передавать пространственное соотношение частей в целое
Воспитательные:
-воспитывать желание помочь, «угостить».
Подготовительный период.
Д/и «Складывание разрезных картинок из 2- 3- 4-х частей» – предложить детям во время режимных моментов собрать разрезные картинки с изображением яблока (красного, желтого и зеленого цвета).
Оборудование:
Раздаточный материал: кусочки пластилина красного цвета самый большой кусочек для придания формы яблоку, кусочек поменьше зеленого цвета для листочка и самый маленький кусочек пластилина коричневого цвета палочка от яблока, дощечка для пластилина.
Демонстрационный материал: мягкая игрушка-ежик, натуральное яблоко (зеленого, красного, желтого цвета) и готовый образец яблока из пластилина, картинка с изображением яблока и картинка с изображением ежика несущего яблоко на спине.
Этапы занятия:
1. Игровая ситуация «Кто к нам в гости пришел?»
2. Анализ частей предмета (яблока)
3. Пальчиковая гимнастика
4. Поэтапная лепка предмета из пластилина
5. Оценивание результата детских работ
6. Обыгрывание предмета
Ход занятия:
1. Орг. Момент.
Педагог: Ребята, к нам в гости сегодня кто-то пришел, хотите узнать кто это?Отгадайте загадку:
По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно –
(Еж) (дети отвечают все вместе)
Педагог: – Правильно ребята, к нам в гости сегодня пришел ежик.
Давайте, слепим для него угощение – яблоко.
2. Анализ предмета.
У педагога на тарелке 3 яблока (натуральные): красное, желтое и зеленое.
Педагог вместе с детьми рассматривает яблоки (определяет, из каких частей состоит яблоко, его форму и цвет). Ребята, покажите мне яблоко желтого цвета? А где у нас яблоко зеленого цвета? А красное?
Мы сегодня будем лепить яблоко красного цвета.
Прежде чем мы приступим к лепке, нужно разогреть наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты!
(Сжимают и разжимают пальцы, затем загибают по одному пальцу, начиная с мизинца).
3. Лепка предмета из пластилина.
После анализа дети начинают поэтапно лепить яблоко, конструктивным способом из кусочков пластилина глядя на образец.
Педагог: Ребята, возьмите самый большой кусочек пластилина красного цвета и скатайте его круговыми движениями рук, чтобы у нас получился шарик, пока отложите его. Теперь возьмите кусочек пластилина коричневого цвета и раскатайте прямыми движениями рук, чтобы у нас получилась палочка. Остался у нас только один кусочек, он какого цвета? Зеленого! Правильно, а что мы будем из него лепить? Листочек. Возьмите кусочек и между пальчиками его придавите. А теперь все детали соединяем. Листочек на палочку, а палочку прикрепляем к верхней части яблока. И наше яблоко готово!
Педагог: Ребята, я предлагаю вам немного подвигаться. Давайте выйдем из-за столов и встанем в круг.
Физкультминутка
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою – хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу.
(Дети выполняют движения по тексту.)
Педагог: Ребята вы все молодцы, у вас у всех красивые яблочки получились. Ёжику они очень понравились, но ему нужно возвращаться в лес. Давайте ёжику скажем до свидания!
4. Итог.
Анализ детских работ.
Затем проводится сравнение детских работ с образцом.
Ребята, что мы сегодня лепили? Что есть у яблока? (палочка, листочек). Яблоко, какого цвета? На что оно похоже? А кого мы сегодня угощали нашим яблочком?
Источник
Тема: « Угостим ежика яблоком»
( Конспект занятия по лепке из пластилина предмета состоящего из отдельных частей, для развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна)
Цель: Сформировать образ целого предмета состоящего из отдельных частей; лепить яблоко из пластилина.
Задачи:
Образовательные:
– формировать умение узнавать образ целого предмета
– развивать умение учить соединять части предмета в целое
Коррекционные:
– формировать целостное восприятие предмета, его форму, цвет
– учить передавать пространственное соотношение частей в целое
Воспитательные:
-воспитывать желание помочь, «угостить».
Подготовительный период.
Д/и «Складывание разрезных картинок из 2- 3- 4-х частей» – предложить детям во время режимных моментов собрать разрезные картинки с изображением яблока (красного, желтого и зеленого цвета).
Оборудование:
Раздаточный материал: кусочки пластилина красного цвета самый большой кусочек для придания формы яблоку, кусочек поменьше зеленого цвета для листочка и самый маленький кусочек пластилина коричневого цвета палочка от яблока, дощечка для пластилина.
Демонстрационный материал: мягкая игрушка-ежик, натуральное яблоко (зеленого, красного, желтого цвета) и готовый образец яблока из пластилина, картинка с изображением яблока и картинка с изображением ежика несущего яблоко на спине.
Этапы занятия:
Игровая ситуация «Кто к нам в гости пришел?»
Анализ частей предмета (яблока)
Пальчиковая гимнастика
Поэтапная лепка предмета из пластилина
Оценивание результата детских работ
Обыгрывание предмета
Ход занятия:
Орг. Момент.
Педагог: Ребята, к нам в гости сегодня кто-то пришел, хотите узнать кто это? Отгадайте загадку:
По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно –
(Еж) (дети отвечают все вместе)
Педагог: – Правильно ребята, к нам в гости сегодня пришел ежик.
Давайте, слепим для него угощение – яблоко.
2. Анализ предмета.
У педагога на тарелке 3 яблока (натуральные): красное, желтое и зеленое.
Педагог вместе с детьми рассматривает яблоки (определяет, из каких частей состоит яблоко, его форму и цвет). Ребята, покажите мне яблоко желтого цвета? А где у нас яблоко зеленого цвета? А красное?
Мы сегодня будем лепить яблоко красного цвета.
Прежде чем мы приступим к лепке, нужно разогреть наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты!
(Сжимают и разжимают пальцы, затем загибают по одному пальцу, начиная с мизинца).
3. Лепка предмета из пластилина.
После анализа дети начинают поэтапно лепить яблоко, конструктивным способом из кусочков пластилина глядя на образец.
Педагог: Ребята, возьмите самый большой кусочек пластилина красного цвета и скатайте его круговыми движениями рук, чтобы у нас получился шарик, пока отложите его. Теперь возьмите кусочек пластилина коричневого цвета и раскатайте прямыми движениями рук, чтобы у нас получилась палочка. Остался у нас только один кусочек, он какого цвета? Зеленого! Правильно, а что мы будем из него лепить? Листочек. Возьмите кусочек и между пальчиками его придавите. А теперь все детали соединяем. Листочек на палочку, а палочку прикрепляем к верхней части яблока. И наше яблоко готово!
Педагог: Ребята, я предлагаю вам немного подвигаться. Давайте выйдем из-за столов и встанем в круг.
Физкультминутка
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою – хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу.
(Дети выполняют движения по тексту.)
Педагог: Ребята вы все молодцы, у вас у всех красивые яблочки получились. Ёжику они очень понравились, но ему нужно возвращаться в лес. Давайте ёжику скажем до свидания!
4. Итог.
Анализ детских работ.
Затем проводится сравнение детских работ с образцом.
Ребята, что мы сегодня лепили? Что есть у яблока? (палочка, листочек). Яблоко, какого цвета? На что оно похоже? А кого мы сегодня угощали нашим яблочком?
Источник
Тема: « Снеговик»
(конспект занятия по лепке из пластилина предмета состоящего из отдельных частей для развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна)
Цель: Сформировать образ целого предмета состоящего из отдельных частей. Лепить снеговика из пластилина; скатать из 3-х кусочков пластилина белого цвета три шара (большой, средний и маленький, соединить части, плотно прижимая их друг к другу).
Задачи.
Образовательная:
– формировать умение узнавать образ целого предмета
– развивать умение учить соединять части предмета в целое
– различать и называть цвет пластилина
Коррекционная:
– формировать целостное восприятие предмета, его форму, цвет
– формировать зрительное восприятие
– учить передавать пространственное соотношение частей в целое
– формировать умение лепить разные по размеру детали предмета
Воспитательная:
– развивать самостоятельность во время лепки снеговика.
Подготовительный период.
Д/и «Три круга» – предложить детям во время режимных моментов соотносить по величине три предмета (предметы каждый раз разные).
Оборудование:
Раздаточный материал: 3 кусочка пластилина белого цвета (кусочки разные по размеру), 1 кусок зеленого цвета (для ведра), 1 кусок красного цвета (для носа), дощечка для пластилина.
Демонстрационный материал: игрушка-снеговик, готовый образец снеговика из пластилина, картинка с изображением снеговика.
Ход занятия:
Орг. Момент.
Педагог: Ребята, к нам в гости сегодня кто-то пришел, давайте узнаем кто это, отгадав загадку:
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился …(дети хором – снеговик)
Педагог: – Молодцы, правильно отгадали загадку это снеговик.
Анализ предмета.
Педагог вместе с детьми рассматривает игрушку снеговика, определяет, из каких частей состоит снеговик, его форму и цвет (из трех шаров большой, чуть поменьше и маленький.)
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами будем лепить вот такого снеговика (показывает детям готовый образец из пластилина).
Прежде чем мы приступим к лепке снеговика, нам нужно разогреть наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, “Лепят снежок”.
Кати по снегу свой снежок — “Катят”.
Он превратится в толстый ком, Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком. “Рисуют” руками снеговика.
Лепка предмета из пластилина.
После анализа дети начинают поэтапно лепить снеговика, конструктивным способом из кусочков пластилина глядя на образец.
Педагог: Ребята, возьмите самый большой кусочек пластилина белого цвета и скатайте его круговыми движениями рук, чтобы у нас получился шарик большой, а теперь найдите кусочек поменьше и скатайте его точно так же как первый шарик, а теперь самый маленький кусочек белого цвета скатайте. Скатали? Молодцы! Перед вами три шарика покажите мне самый большой шарик, а теперь самый маленький? Сейчас нам нужно их соединить: на самый большой шарик положить шарик чуть поменьше, и потом самый маленький. Что еще не хватает нашему снеговику? Давайте возьмем кусочек зеленого цвета и вылепим ведро, где оно находится у снеговика? Правильно на голове. А из красного кусочка пластилина мы вылепим нос. И наш снеговик готов!
Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться.
Физкультминутка «Снеговик»
1.Лепим мы снеговика –
(Дети показывают всё, о чём говорят)
2.Шляпу, нос, глаза, бока.
3.Он не мал и не велик
(Приседают, встают.)
4.Вышел славный снеговик –
(Руки на пояс ставят, повороты корпусом влево – вправо)
Педагог: Ребята вы все такие молодцы! Такие замечательные у вас получились снеговики! Так много друзей сразу стало у нашего снеговика! Давайте попрощаемся с нашим гостем.
Итог.
Анализ детских работ.
Сравнение детских работ с образцом.
Ребята, кого мы сегодня лепили? Сколько шариков мы накатали? Какого они цвета? Что еще мы слепили нашему снеговику? Какого цвета ведро? А нос?
Источник
Конспект
открытого подгруппового занятия по пластилинографии
с воспитанниками первой семейной группы
(диагноз «синдром Дауна», умственная отсталость умеренная) на тему «Осеннее дерево»
Цель: Научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Закрепить цвета – красный, желтый, зеленый.
Материал: Лист картона с силуэтом дерева, пластилин красного, желтого, зеленого цвета в брусках, а также пластилин, скатанный в шарики.
Приемы лепки: Отщипывание, скатывание, надавливание.
Ход занятия:
Дети заходят в кабинет психолога.
Приветсвие «Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Дети остаются стоять в круге.
Психолог:
– Ребята, скажите, какое сейчас время года?
-Да, правильно – осень
Психолог читает стихотворение:
Осень
Осень нас чарует красками цветными!
Листопадом ярким, листьями резными,
Тонкой паутинкой, капелькой дождя –
Осень золотая радует меня!
(Гончарова М.М.)
Вот и наступила осень, а вы ребята заметил, что изменилось осенью? Что стало с листьями на деревьях? (по возможности, в силу своего заболевания, дети отвечают).
Психолог:
– Осенью листья желтеют, краснеют, а потом опадают (рассматривание картинок осени, разноцветных листьев деревьев).
Психолог приглашает детей сесть за столы.
Психолог:
– Ребята, посмотрите к нам в гости пришла белочка. Белочке очень нравится гулять в осеннем парке, любоваться красивым нарядом деревьев и прыгать с веточки на веточку.
Психолог:
– На ваших столах лежат листы с изображением деревьев.
-Посмотрите, что не хватает на деревьях? (ответы детей)
-Ну, конечно, не хватает осеннего убора – листьев. А листья какого цвета на деревьях осенью?
Психолог:
– Правильно листья красного, желтого, зеленого цвета.
-Давайте порадуем белочку, создадим осенний парк, в котором она будет гулять и радоваться.
– Прежде, чем вы начнете работать, немножко разомнем свои ручки и пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Листья»
Раз, 2, 3, 4, 5,
Будем листья собирать:
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем,
Песню осеннюю маме споем!
(загибаем пальчики, начиная с мизинца и потом разгибаем)
Психолог:
– Наши пальчики готовы к работе?
– Приступаем! Выберите цвет листьев на дереве, и возьмите пластилин такого же цвета.
– Возьмите большой кусок пластилина и, отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатайте из них шарики.
-Положите “на крону дерева” пластилиновый шарик и нажмите на него пальчиком.
-Давайте сделаем много листьев на дереве – красных, желтых, зеленых.
Психолог помогает детям в процессе работы.
Психолог:
-Вот какие красивые осенние деревья получились!
-Белка любит гулять среди осенних деревьев, ей очень понравились наши деревья, она говорит: – «большое спасибо»!
Дети встают из – за столов, выходят на ковер.
Ритуал окончания занятия:
«Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».
Источник
Изобретатель пластилина стал миллионером в 27 лет, не смотря на то, что пластилин в те времена был только белым.
Лепка – один из немаловажных видов творчества в жизни ребенка.Как и любой другой ручной труд, она способствует развитию сенсомоторики у детей, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости и точности в выполнении действий, развитию речи, пространственного мышления, фантазии, усидчивости наконец. И здесь не так важен сам результат, как процесс, поэтому, чем разнообразнее будут материалы для лепки, тактильные ощущения от них, тем большую пользу принесет она малышу, вызовет больше восторга и радостных эмоций.
Итак, в продолжение темы Что нужно для рисования ребенку 0-6 лет. Выбираем, составляем набор и анализируем. Личный опыт. сегодня поговорим о лепке.
Тесто
Самый первый материал для лепки в силу своейэкологичности и мягкости. К тому же оно горько-соленое, и ребенок, попробовав его, в следующий раз вряд ли захочет повторить эксперимент. Можно приготовить самим из соли, воды, муки и пищевых красителей. Пропорции давать не стану, так как сама пока не нашла идеального рецепта, схожего по внешним характеристикам с покупным. При длительном использовании соленое тесто начинает крошиться и теряет пластичность. Со временем тесто засыхает полностью, поэтому, чтобы продлить срок его “жизни”, баночку с тестом необходимо каждый раз плотно закрывать, а как только оно начинает терять свою первоначальную мягкость – добавлять капельку воды: “восстанавливается водой”, как пишут производители, но нужно иметь ввиду, что после каждого такого восстановления тесто теряет свои качества: становится более липким, вязким и пачкающимся.
Пластилин
- на восковой основе
- на растительной основе
- восковые палочки
- шариковый
- нанопластилин (умный пластилин/жвачка для рук)
- скульптурный
- плавающий
- воздушный
- прыгающий
- арт-пластилин
- застывающий
Безусловно, с малышом чаще всего мы работаем с обычным пластилином, иногда шариковым, реже, с плавающим. Не удивлюсь, если некоторые родители даже о двух последних видах пластилина не слышали.
Твердый пластилин
или
скульптурный
– для профессиональных скульпторов и учащихся художественных школ. Основа его восковая, и обычно он бывает серого, оливкового или телесного цвета. У такого пластилина особая твердость и эластичность.
Средней твердости
пластилин подходит для поделок, отлично держит форму, при нагревании руками становится пластичным и податливым.
Мягкий пластилин
легкий для лепки материал, пластичный при этом держит форму. Бывает флюоресцентным. Подходит для занятий с маленькими детьми. Этот пластилин мы называем детским 🙂 На мой взгляд, лучший здесь пластилин фирмы Jovi. Из отечественных – Пчелка. Из мягкого пластилина можно создавать прекрасные картинки-пластилинки.
На растительной основе
– очень мягкий пластилин, аналог теста для лепки. Если я ничего не путаю, то весь пластилин Jovi – именно на растительной основе.
Восковые палочки
– пластилиновая “вермишель”, отрезая от которой ножницами кусочки разной длины можно создавать интересные поделки и картинки. В принципе, того же эффекта можно добиться и с помощью специального пресса из наборов для лепки (шепотом: или с помощью чеснокодавилки, как в одной из наших открыток к 8 марта).
Воздушный пластилин
. После высыхания становится еще легче. Различные цвета пластилина создаются с помощью маркеров на водной основе. Засохшая масса восстанавливается, если смочить ее водой и закрыть в контейнере на 3-4 дня. Поделки из воздушного пластилина можно раскрашивать фломастерами или красками.
Прыгающий
– очень податлив, если его разогреть в руках, но главное, остыв, он отскакивает как мячик от множества поверхностей. С ним лепка – не просто творчество, но и подвижная игра.
Шариковый
– засыхающий и незасыхающий (многоразовый), которые также подразделяются на крупно- и мелкозернистые. Пенопластовые шарики, соединенные клейкой массой на основе глицерина. Здесь важно выбрать качественный, так как иногда с таки пластилином неприятно работать из за ужасной “липучести”. Незасыхающий не прилипает к поверхностям (ни к рукам, ни к одежде и т.п.), более “сухой” и плохо держит объемные формы. Он больше подходит для выкладывания картинок.
Плавающий
– не тонет при погружении в воду благодаря использованию легких наполнителей. Еще один интересный способ разнообразить купание ребенка.
Нанопластилин
– производится из силикона. Его можно мять, растягивать, рвать, из него можно лепить разные фигурки, как из обычного пластилина, он прыгает, как каучуковый мячик, а если его оставить в покое, то он начинает растекаться. Мягкий и приятный на ощупь, не прилипает и не пачкается.
Арт-пластилин
или
пластилин Ключниковых
. Бывает «мягкий» – подходит для изготовления плоских изделий (картин, аппликаций и др.) и «твердый» или каркасный – подходит для изготовления объемных изделий (кукол, игрушек и др.). Изделия из этого пластилина подвергаются отверждению в бытовых условиях. Например, за 15-30 минут в горячей воде, духов ом шкафу, под настольной лампой или в СВЧ-печи. То есть можно выполнять различные резиновые игрушки, а так же рисовать картины! Возможно так же нанесение цветных резиновых аппликаций на ткани утюгом через бумагу для выпечки или кальку. Например, можно выполнить гибкую куклу. Сначала делается основа – проволочный каркас куклы. Затем на проволочный каркас наносится арт-пластилин, и изделие вулканизуется в резину в духовке при 100-110 оС за 15-30 минут.
На что обращаем внимание при выборе пластилина для ребенка:
– мягкость – должен быстро согреваться в руках и становиться мягким (отрезанный пластилин возьмите в руки и подержите минуту две в кулаке)
– пластичность – не крошится, но и не размазывается, не тает, легко разрезается (двумя пальцами (указательным и большим) разомните пластилин, растягивая его во все стороны)
– клейкость – катается между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней, но при этом легко лепится к бумаге, картону, дереву (раскатывая пальцами, вы можете узнать, пачкается пластилин или нет, для большей уверенности прокатайте его по чистому, белому листу бумаги)
– не оставляет жирных пятен – с помощью пластмассового стека без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен (разомните пластилин прямо на бумаге и вдавите его в ее поверхность, через пару минут снимите пластилин с листа стеком. Если вы сделали это легко, и на бумаге не осталось жирных пяте и остатков пластилина, то вы купили качественный пластилин)
– способность сохранения придаваемой формы – один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии
– достаточно долго находится на открытом воздухе, не меняя своих качеств (положите открытую коробку с пластилином на стол или другое место и дайте постоять ему сутки, изменений с пластилином не должно произойти. Он не должен потерять цвет, пластичность, т.е все ранее определенные вами качества)
– легко отмывается с рук теплой водой
Для почитателей iPad – специально для самых маленьких читателей студия Touch’anka выпустила отличную сказку про трех маленьких поросят с замечательными пластилиновыми интерактивными иллюстрациями. Ссылка на приложение в AppStore.
Паста и масса для лепки
Паста и масса для моделирования – интересный и удобный материал, мягкий, пластичный, не пачкает руки и одежду. Готовится из полимерных материалов либо на основе натуральной глины. Полностью готова к использованию и не требует обжига, просто затвердевает на воздухе примерно в течение суток. После затвердевания не теряет своих насыщенных оттенков. Можно использовать для лепки руками, также подходит для работы на гончарном круге. Нередко имеет резкий запах, после высыхания фигурки могут трескаться и ломаться. Иногда производители соленое тесто для лепки также именуют массой для лепки, поэтому внимательно читаем аннотацию к продукту. У нас масса от кох-и-нора – вполне неплохая оказалась, без специфического резкого запаха, достаточно мягкая, в руках размягчается и становится более пластичной. После 12 часов сушки фигурки все еще можно переделать.
Глина
- обычная
- полимерная запекаемая
- полимерная самоотвердевающая (“холодный фарфор”)
Глина обычная
. Глина не содержит никаких искусственных добавок, поэтому она подвержена естественному высыханию. Для того, чтобы подготовить глину к занятиям, ее нужно сбрызнуть водой, завернуть во влажную тряпочку, а затем поместить на некоторое время в полиэтиленовый пакет. После этого глина станет мягкой и эластичной. Продаются также комплекты с электрическим гончарным кругом в наборе.
Самоотвердевающая.
Для детей продаются комплекты с фимо – производится на основе 97% натуральных веществ и поэтому удобна в применении для детских учреждений и безопасна для детей. Похожий на обычную глину материал. После затвердевания предметы хорошо шлифуются наждачной бумагой или напильником и покрываются акриловыми красками,
акварелью или гелем. Также эту глину можно использовать с металлической фольгой. Сохнет при комнатной температуре в течение суток, требует каркаса. Степень усадки материала после затвердевания составляет лишь 7%, что значительно меньше, чем у обычной глины. Очень прочная.
“Холодный фарфор” можно сделать самим с добавлением клея пва.
Так как этот материал для меня совершенно неизвестен, то воспользуюсь прекрасным описанием, взятом здесь.
Полимерной глиной принять называть запекаемую пластику ( Фимо, Цернит, Скальпи), а холодный фарфор- самозастывающая. Как и у любого материала у них есть свои плюсы и минусы.
Запекаемая пластика: ” + “отлично подходит для лепки еды, тортиков, фигурок; не боится воды; не надо ждать пока деталь подсохнет для продолжения дальнейшей работы; долго хранится без особых сложностей. ” – ” нельзя слишком тонко раскатывать- хрупкая ( реалистичные цветы не получатся); могут отпадать детали при дальнейшей эксплуатации ( если не были закреплены Фимо-гелем ); необходима духовка; риск перепечь или недопечь- изделие испортится на самой последней стадии роботы или будет хрупким;
Холодный фарфор: ” + ” идеально подходит для лепки реалистичных цветов ( лепесточки можно раскатывать очень тоненько – не отличить от живых ); очень прочный и в то же время гибкий материал – лепесточки после высыхания можно скручивать в трубочки и ничего им не будет; окрашивается масляными красками- возможность добиться любого цвета и оттенка; тонируется масляными красками- легко добиться естественных переходов цвета, что повышает реалистичность; материал мягкий и не возникает боли в суставах при долгой работе; ” – ” боится воды- при погружении в воду более чем на 20 минут изделие может повредится ( кратковременный контакт с водой, дождь не страшен фарфору); на морозе с изделиями из холодного фарфора необходимо обращаться аккуратно- может становится хрупким, но как только отогревается в помещении к изделию возвращается прежняя эластичность; материал необходимо хранить плотно завернутым в целлофановую пищевую пленку- тогда он будет долго храниться, при не соблюдении этого правила быстро высохнет; дает легкую усадку- на цветах это практически не заметно
Гипс
Гипс, как и глина, материал более “взрослый”, поэтому лепить ими с детьми рекомендуют с 3-4-летнего возраста, когда ребенок перестанет пробовать на вкус все вокруг. Опять же, в силу специфики данных материалов, при лепке ими нужна определенная сноровка и подготовка, знание определенных правил, поэтому весь процесс происходит только в присутствии взрослых (впрочем, как и любой, совместный с малышами, вид творчества). Сейчас продается множество наборов для создания барельефов и фигурок из гипса.
“Лунный песок“
Относительно новый и малоизвестный материал для творчества, сочетает свойства массы для лепки и морского влажного песка, не высыхает, легко лепится и хорошо сохраняет нужную форму. Изготавливается из кварцевой пудры, микрокристаллического воска, цветного порошка. Для соскучившихся по летним замкам из мокрого песка 🙂
Крем для лепки.
Воздушный крем-пластилин с насадками как у кондитерского мешочка для украшения изделий из воздушного и обычного пластилина.
Ох! Какие аппетитнейшие вещи получаются с его помощью!
Воск
100% натуральный продукт, чем немилосердно пользуются рекламщики данного продукта в его описании )))) Приятный запах, податливость и мягкая фактура превращают пчелиный воск в идеальный материал для воплощения творческих замыслов. Фигурки из воска пропускают солнечный свет, благодаря чему создается впечатление, что они светятся изнутри (эффект полупрозрачности – лессировки) – продолжают они дальше. Думаю, воск действительно заслуживает подобной похвалы – уж очень приятный по ощущениям материал!
Папье-маше
Легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше изготавливаются различные бытовые и художественные изделия, отличающиеся легкостью и прочностью (сразу приходят на ум фрукты и овощи из него). Помню, в советское время это был весьма популярный материал для лепки, хотя недавно в одном эстонском садике я видела, как шестилетки с воспитательницей как раз готовили массу для папье-маше.
Инструменты
- скалки, стеки, палочки, ролики, резаки…
- штампы и формочки
- доска для лепки
Скалки, стеки, палочки, ролики, резаки, щипцы, прессы
– сделают процесс лепки приятным и комфортным, хотя, безусловно, не заменят ручной труд )))
Штампы и формочки
– все, что позволяет сделать интересную фактуру. Они могут быть, естественно, не только покупными – следы” от игрушечных машинок и тракторов, пластиковых животных, гофрированного картона, расчески, ткани и т.д. и т.п. – все даст превосходный результат. Подойдет любой твердый и мягкий предмет с необычной фактурой. При покупке формочек обратите внимание на их размер и контуры: если присутствуют мелкие зазоры и выемки, пластилин из них можно будет выковырять только с помощью стеки.
Доска для лепки
– удобное приспособление. Во-первых, позволяет уберечь стол от повреждений и пятен от пластилина, во-вторых, дает необходимую твердость, ну а в-третьих, если купить доску с рельефом на одной стороне, то можно еще и прямо на доске создать пластилиновую картинку по образцу. Обратите внимание как раз на твердые пластиковые доски форматом не меньше листа А4. От себя лично рекомендую
доски от тм Луч
с рельефным трафаретом на обратной стороне.
Рабочее место
Лепить лучше на твердой поверхности, как я отметила выше, особенно это касается создания картинок из пластилина. Как и в статье о предметах для Рисования, здесь я точно также рекомендую пластиковое покрытие для стола, наподобие икеевского, и накидку для творчества с длинным рукавом.
Книги в помощь.
Вы считаете, что руки у вас придуманы для скуки и вы не в состоянии слепить мало-мальски удобоваримую зверюшку? Тогда в помощь вам книги с подробными пошаговыми иллюстрациями и примерами. Бестселлерами, конечно же, являются Секреты пластилина от Тони Орена. Но есть немало и других интересных пособий и книг: это и методические рекомендации с занятиями, и книги, в которых предлагается ребенку самому дополнить детали из пластилина, и даже для вдохновения книги с иллюстрациями, выполненными в жанре “пластилиновой живописи”. И еще рекомендую почитать советы по лепке от Марьи Новацкой – дельные и толковые, с несколькими секретами, которые сберегут вам деньги и время. На этом же сайте вы найдете множество бесплатных мастер-классов по лепке фигурок из пластилина.
И, конечно же, напоследок шедевральный мультфильм! Приятного вам творений!
А какие материалы для лепки используете вы?
Источник