Литература по развитию детей с синдром

Литература по развитию детей с синдром thumbnail

1. Аксенова, Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет: / Л.И. Аксенова, А.А. Лисеев, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадаревич // Дефектология. – 2009. – №5.

2. Борисенко, М.Г., Камышникова, О.Е., Кирьянова, Т.Ф., Рачковская, Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста: Методическое пособие / М. Г. Борисенко, О.Е. Камышникова, Т.Ф. Кирьянова, Н.Н. Рачковская. – СПб.: Паритет, 2008. – 64 с.

3. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. – М.: «Гном-Пресс», 2010. – 64с.

4. Воспитание детей раннего возраста / под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой и др. – М.: Просвещение. – 2006. – 158 с.

5. Галанов, А.С. Дневник развития ребенка от года до двух лет / А.С. Галанов. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 64 с.

6. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года / А.С. Галанов. – М.: АРКТИ, 2001. – 112с.

7. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет / А.С. Галанов. – М.: АРКТИ, 2000. – 64с.

8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 2009.

9. Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития /Т.А. Деташидзе. – СПб.: Речь, 2007. – 128 с.

10. Джонсон-Мартин, Н.М. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. – 336 с.

11. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 64 с.

12. Дунайкин, М.Л., Брин, И.Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей первого года жизни (обзор литературы) / М.Л. Дунайкин, И.Л. Брин // Дефектология. – 2002. – № 3.

13. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. – М.: Медицина, 1981. -272с.

14. Казьмин, А.М., Казьмина, Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет / А.М. Казьмин, Казьмина. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 74 с.

15. Камышанова, К.И. Ребенок от рождения до двух лет / К.И. Камышанова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 240 с.

16. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Экзамен, 2007. – 128с.

17. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 112 с.

18. Мастюкова, Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова // Дефектология. – 1996. – № 5.

19. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Мастюкова Е.М. – М.: Просвещение, 2002. – 95 с

20. Мастюкова, Е.М., Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с.

21. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст / Мастюкова Е.М. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

22. Микиртумов, Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный – СПб: Питер, 2001. – 256 с.

23. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2007. – 480 с.

24. Павлова, Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 224с.

25. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 168 с.

26. Панфилова, М.Л. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.Л. Памфилова. – М., 2005.

27. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М., 2008.

28. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

29. Питерси, М., Трилор, Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. / Питерси М., Трилор Р. / Пер. с англ. Н. Грозной. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.

30. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М.Семаго. – М., 2009.

31. Приходько, О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 160 с.

32. Развивающие игры с малышами до трех лет. / Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 240с.

Читайте также:  Кашель как синдром навязчивых движений у детей лечение

33. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М.: «Академия», 2002.- 192 с.

34. Разенкова, Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста / Ю.А. Разенкова. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 160 с.

35. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М.: «Академия», 2012. – 192 с.

36. Разенкова, Ю.А. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное направление развития: Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: «Академия», 2011. – 400с.

37. Стребелева, Е.А. Ранняя коррекционно – педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Стребелева // Дефектология. – 2003. – №3.

Источник

Здесь находятся книги и пособия для родителей, психологов, педагогов и других специалистов, которые работают и живут с детьми с СДВ(Г)

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Автор: Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С.

Проблема гиперактивности весьма актуальна и междисциплинарна. Данная монография — одна из первых попыток реализации комплексного подхода не только на уровне теории, но и на уровне ее практического применения. В книге представлен опыт врачей, психологов и педагогов. В книге освещены многие важные темы, которые будут интересны как специалистам, работающим с данной проблемой, так и родителям гиперактивных детей. Распространенность и причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Признаки заболевания и сопутствующие расстройства. Диагностика и различные методы лечения СДВГ. Программа тренинга для родителей и детей. Обучение и коррекционные занятия для ребенка с СДВГ. Рекомендации для родителей, педагогов и воспитателей.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. – “Шпаргалка для взрослых”

Соавтор: Елена Константиновна Лютова-Робертс, кандидат психологических наук, член Британского психологического общества (BPS), детский практический психолог, психолог-консультант (Лондон), автор книг по детской практической психологии и психологическому консультированию.
Книга поможет научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними.
Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей.
В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких “проблемных” детей, а также советы родителям.

Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Книга посвящена одному из наиболее распространенных поведенческих расстройств детства – синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В ней представлены как современные научные знания (этиология, патогенез, клиническая картина), так и практический опыт помощи детям с этим расстройством. Рассматриваются вопросы диагностики и терапии (организация помощи в семье, в школе, медикаментозная терапия). Книга опровергает распространенные мифы об СДВГ и предлагает целостную модель помощи детям и их семьям.
Предназначена для широкого круга специалистов – педагогов, психологов, врачей и в целом всех, кто интересуется проблематикой психического здоровья детей, воспитанием и обучением детей с особыми потребностями.

Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство.

Дети с различными проявлениями патологиями ЦНС имеют определенные особенности в развитии, носящие типологический характер и наиболее ярко проявляющиеся с началом интенсивной интеллектуальной деятельности в младшем школьном возрасте.

ММД — наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую симптоматику, и проявляются в виде функциональных нарушений, нормализуемых по мере роста — созревания мозга [22]. При ММД отмечается общее замедление темпов роста мозга.
Таким образом, при ММЦ можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной).
4. Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности.
5. Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).
7. Неполную сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог, т. е. при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении).

ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА
Авторы: Монина Г.Б., Лютова Е.К.

Книга окажет существенную помощь родителям в воспитании ребенка. В ней описаны особенности развития ребенка раннего возраста, пути разрешения разнообразных поведенческих проблем ребенка, игры и советы по изготовлению методических пособий
Книга предназначена для педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов, логопедов и родителей.

Читайте также:  Дорсопатия шейного отдела позвоночника с синдромом

Хэлловэлл Э. Не отвлекайте меня! Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что; пер.
с англ. А. Анваера. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.

В этой книге известный эксперт по СДВГ (синдрому дефицита внимания и гиперактивности) и практикующий психиатр Эдвард Хэлловэлл предлагает эффективный план по решению величайшей проблемы современности — потери продуктивности. Доктор Хэлловэлл дает полезные и научно обоснованные рекомендации для достижения высокой концентрации в хаосе отвлекающих факторов и постоянных перегрузок.
Книга предназначена для всех, кто хочет больше успевать на работе и сохранять высокую продуктивность несмотря ни на что. Все права защищены. Никакая часть настоящего издания ни

Хэлловэлл Э., Рэйти Дж. Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать; пер. с англ. В. Горохова ; [науч. ред. Н. Никольская]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 368 с.

В этой книге авторитетные специалисты Эдвард Хэлловэлл и Джон Рэйти делятся актуальной и научно обоснованной информацией о син- дроме дефицита внимания и гиперактивности. Авторы рассматривают такие вопросы, как мифы и правда о болезни, современные способы лечения, полезные методики борьбы, воспитание ребенка с СДВГ и многие другие. Книга содержит «живые» истории людей с этим диагнозом, кото-рые вдохновляют и позволяют посмотреть на СДВГ с другого ракурса. Вос- пользуйтесь рекомендациями авторов, и вы сможете извлечь из синдрома дефицита внимания только преимущества и добиться своих целей!

Как помочь невнимательному и гиперактивному ученику: памятка для учителей

Презентации по СДВ(Г) и особенностям внимания

Источник

Мир особых детей навсегда переплетён с нашим. Даже если ребёнок не разговаривает, не может ходить или проявляет агрессию в силу своих особенностей, ему, как и другим, важно общение, принятие и любовь. Мы можем дать ему это всё, если научимся сами. И книги могут нам в этом помочь.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Русской литературы об особых детях у нас крайне мало. И практически вся она — автобиографическая, а значит, живёт не по законам художественного жанра, а по законам документалистики.

Самые известные произведения — «Белое на чёрном» Рубена Давида Гонсалеса Гальего, но можно назвать и «Траву, пробившую асфальт» Тамары Черемновой, и «Нестрашный мир» Марии Беркович. На другом полюсе оказываются немногочисленные авторы, которые рассказывают о теме особых детей через фантастику: «Дом, в котором…» Мариам Петросян, «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой и так далее.

Мы уже писали о книгах, посвящённых образу «особого ребёнка» и написанных в жанре нон-фикшн. В продолжение этой темы мы нашли несколько художественных произведений, из которых тоже можно узнать, как работать, общаться и взаимодействовать с детьми с тем или иным «официальным» диагнозом. А заодно можно узнать, как выглядит жизнь особых детей в разных странах.

Задержка психического и речевого развития:
Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика» (2010)

Литература по развитию детей с синдром

Первоклассник Тэцудзо Усуи не умеет ни читать, ни писать, практически не разговаривает и склонен к непредсказуемому, агрессивному поведению. Как и прочие его сверстники из промышленного района, он играет на улице возле мусорных куч: школа, где учатся герои Кэндзиро Хайтани, расположена возле мусоросжигательного завода. Новая молодая учительница Тэцудзо решает завоевать доверие мальчика и разделить то единственное увлечение, которому он предаётся со страстью. А именно — помочь Тэцудзо в разведении и изучении мух.

«Но почему мухи?» — еле сдерживая отвращение, недоумевает Котани-сэнсей. Да потому, объясняет ей дедушка мальчика-сироты, что «ежели бы мы с ним в горы ходили, то он жуков бы растил. На реку бы ходили — рыб разводил. Но куда я с ним пойду? Как? Вот и выходит, что он кроме мусорных этих куч ничего в своей жизни не видит! Кого ему тут разводить, как не мух?»

Книга Кэндзиро Хайтани, казалось бы столь далёкая от русского читателя по своему колориту, учит конкретным и очень функциональным вещам. Тому, что прежде чем бороться с запущенностью и задержкой развития, следует стать для ребёнка тем взрослым, которому он доверяет. Тому, что в работе с ребёнком нужно опираться на его ресурс — увлечения и интересы, каким сомнительным этот ресурс ни казался. Тому, что иногда, чтобы помочь ребёнку, необходимо его просто помыть. А много ли мы знаем молодых учителей, готовых вымыть голову чужому ребёнку?

ДЦП:
Шэрон Дрейпер «Привет, давай поговорим» (2012)

Литература по развитию детей с синдром

По сути, повесть американской писательницы Шэрон Дрейпер — типичная школьная проза для девочек о противостоянии двух героинь, одна из которых лидер, а вторая, как правило, подвергается травле. Все то же самое мы встречаем и в истории десятилетней Мелоди. Разница только в том, что завоевать своё место в группе и в жизни вообще ей намного труднее, чем другим.

Мелоди страдает тяжёлой спастической тетраплегией, не ходит и не говорит. В школе все уверены, что у неё глубокая умственная отсталость, что к обучению она не способна. При этом интеллект Мелоди развит отлично. С помощью «Медиатолкера», компьютера, позволяющего неговорящим людям общаться, девочка налаживает контакт с одноклассниками. Позднее даже принимает участие в американском аналоге игры «Что? Где? Когда?» и неожиданно оказывается самым сильным игроком в школьной команде. Но команда и её негласный лидер, заносчивая и равнодушная Клер, стыдятся Мелоди и отстраняют её от участия в финале. В итоге они проигрывают, а Мелоди остаётся с опытом горькой моральной победы.

В повести Шэрон Дрейпер нет ни сусальности, ни традиционного хёппи-энда. Неслучайно она закольцована фразой, которую девочка повторяет о себе снова и снова: «Мне почти 11 лет. За всю свою жизнь я не произнесла ни слова». В жизни Мелоди будет ещё очень много подобных сражений, и кто знает, надолго ли хватит её упорства и мужества.

Читайте также:  21 марта международный день человека с синдромом дауна

Аутизм:
Марти Леймбах «Дэниэл молчит» (2008)

Литература по развитию детей с синдром

В отличие от повести Дрейпер, история Марти Леймбах написана не для детей, а для взрослых. Мелани Марш — счастливая жена преуспевающего мужа и мать двоих детей. Внезапно она обнаруживает у двухлетнего сына симптомы аутизма. Благополучная и стабильная жизнь начинает рушиться.

В разговоре об особых детях Леймбах предпочитает типичный европейский подход. Ребёнок у неё — участник событий, но не их центр. Главное, что происходит в повести, происходит в жизни самой Мелани. Болезнь сына Дэниэла лишь помогает раскрыть, что чувствует и чем живёт героиня, чем живёт её муж, в чьи образцово-показательные карьерные и семейные планы не входит сын с аутизмом.

Рекламная картинка идеальной семьи оказывается фальшивкой, и Мелани ищет помощи у людей, к которым раньше никогда бы не обратилась. У уборщицы-индианки, приехавшей из страны, «где по-прежнему существует каста неприкасаемых, а мальчиков похищают, кастрируют и отдают в евнухи». У легкомысленного игротерапевта Энди О’Коннора в вечно продранных джинсах — благодаря его альтернативной методике «поведенческой терапии» маленький Дэниэл начинает играть, а затем говорить. И вот уже Мелани смело отказывается от прежней образцовой жизни, предполагающей помещение «неудачного» сына в спецшколу. На смену успешному бизнесмену приходит фриковатый детский доктор: «Энди ирландец — в отличие от тебя, Стивен. Он с нашими детьми — в отличие от тебя. Он умеет с ними играть — в отличие от тебя. Он рядом со мной — в отличие от тебя…».

Впрочем, несмотря на убедительный психологизм повести, самое интересное в ней — те моменты терапии, которые практикует Энди О’Коннор. Они смогут пригодиться семьям не только особых, но и самых обычных детей. Потому что учиться играть с ребёнком полезно в любых обстоятельствах.

Синдром Дауна:
Александр Снегирёв «Нефтяная Венера» (2009)

Литература по развитию детей с синдром

Книга Александра Снегирёва, молодого прозаика, лауреата премии «Русский Букер» 2015 года, отмечена маркировкой «18 +». Здесь много мата, секса, цинизма и сочных кинематографических ситуаций на грани фола. А как же иначе, если в центре внимания писателя успешный московский дизайнер слегка за тридцать и при этом — отец-одиночка, воспитывающий подростка с синдромом Дауна?

Несмотря на очевидную биографичность, роман Снегирёва написан не столько о детях с синдромом Дауна, сколько о жизни в России периода «нулевых». О крови и нефти, о деньгах как о пятой стихии, о героях пока ещё новой для нас, непривычной страны. Креативный класс, вымирающая интеллигенция с модой на ясновидение и экстрасенсов, гламурные красотки и не вписывающиеся в эту круговерть дети-инвалиды, которые одни способны разглядеть в окружающем правду и красоту. Снегирёв видит свою задачу в том, чтобы разрушить стену между ними и между нами.

Именно этим и занимается мальчик Ваня, легко преодолевающий не только социальные, но и материальные границы.

«Весь потолок, по его мнению, напоминал карту фантастического мира… Я предположил, что именно в этом мире и находится загадочная Атлантида, которую учёные не могут отыскать.

— Вот она, — указывал я на самый эффектный кусок штукатурки.

— А кто там живёт? — спрашивал зачарованный Ваня.

— Там живут совсем другие люди. Не такие, как мы… — Я запутался, и вдруг с губ само собой сорвалось: — Там живут такие, как ты…

Теперь он с удовольствием рассказал об этом Соне.

— А как туда попасть? — спросила она. — Я бы хотела посмотреть на эту страну, надоел Таиланд.

Ваня ответил не задумываясь:

— В эту страну можно попасть только после смерти. Но берут туда не всех. Только таких, как я. А я смогу тебя пригласить в гости…».

Пройдёт совсем немного времени, и нелепая Ванина гибель соберёт вместе тех, кого он любил в своей жизни: отца, его новых подруг, мать, отказавшуюся от него сразу после рождения. Всех этих людей согревает любовь и привязанность Вани, все они повторяют: «Спасибо, что ты у нас был». Так в снегирёвском романе без всякой слащавости реализуется образ солнечного ребёнка.

Психические расстройства:
Кэти Гласс «Будь моей мамой. Искалеченное детство» (2011)

Литература по развитию детей с синдром

Книга патронатного воспитателя Кэти Гласс, сотрудника американской фостерской системы, — пожалуй, самая тяжёлая в списке. За последние годы мы стали очень политкорректными, сочувствуем детям с задержкой психического развития, научились работать с детьми с аутизмом и не коситься на детей с ярко выраженными особенностями развития. Но как быть с теми, на кого навешен ярлык «социально опасен»? Как быть с детьми, которые имеют психические расстройства и представляют собой не воображаемую, а вполне себе реальную угрозу благополучию и спокойствию окружающих?

Восьмилетняя Джоди Браун за четыре месяца сменяет пятерых попечителей. Её поведение неадекватно и агрессивно: «В следующую секунду Джоди стремглав влетела в комнату и сжала кулаки: — Они! Я вас всех побью до смерти! Вон! Ненавижу вас!». Кэти, более двадцати лет работающая в системе патроната, пытается выяснить, что стоит за пугающей психопатией девочки. И как только Джоди начинает доверять ей — единственной из всех «фостеров», кто сумел выдержать её вспышки, — перед Кэти вскрывается травма жестокого и патологического насилия.

Помимо уроков терпения и любви к сложному, глубоко раненному взрослым миром ребёнку, книга Гласс даёт хорошее представление о работе американской системы семейного устройства. При всех своих изложённых в книге недостатках она работает не в пример лучше нашей, отечественной. А кроме того, предостерегает против чрезмерной уверенности в своих силах: порой нанесённая ребёнку травма может быть настолько глубока, что исцелить её одной только любовью не удаётся. Любовь, впрочем, тоже не пропадает бесследно. В финале Джоди, пусть и расставаясь со своей приёмной мамой (девочке показано пребывание в детской лечебнице), находит для неё такие слова:

«Дорогая Кэти!

Спасибо, что ты присматривала за мной, и я бы хотела ещё остаться. Прости за всё плохое, что я сделала. Я ничего не могла поделать. Что-то меня заставляет. Ты единственная, кто смотрела за мной — и не злилась на меня… Когда меня вылечат, можно я вернусь и буду жить с вами? Ты будешь моей новой мамой? Я не хочу, чтобы у меня была старая».

Возможно, всем читать эту книгу не стоит, но тем, кого судьба столкнула с ребёнком, пережившим насилие, она однозначно нужна.

Источник