Людей с синдромом уникальные способности
Пока набирает популярность сериал “Хороший доктор”, где главный герой – врач, страдающий этим расстройством головного мозга, и по совместительству является гением, мы решили разобраться, что же такое синдром саванта, насколько он опасен или нет, откуда берется столь редкий синдром. Раньше о нем мало что говорили. Но он представляет собой огромный интерес, так как может сделать из человека гения, как это и случилось в сериале.
Что такое саванта
Это состояние, при котором у людей с диагностированными серьезными психическими отклонениями начинает развиваться определенный навык до совершенства. В результате человек становится гением в определенной узконаправленной области. К примеру, может разработаться феноменальная память и вычисления в уме, что поспособствует становлению гуру в математике.
Но такая гениальность является своего рода оазисом в общей тьме бессознательного поведения. Человек не может в большинстве ситуаций здраво мыслить, чувствовать, контролировать себя, свои мысли и поведение. Кроме одной области, в которой остаток разума полностью сконцентрировался.
Синдром саванта является редчайшим явлением. И он встречается примерно 1 на 1 000 000 людей.
История появления
Первый раз такая болезнь была обнаружена Джоном Лэнгдоном Дауном. Именно он является создателем синдрома Дауна. Произошло это в конце 19 века. Он заметил, что некоторые дети, которых признали “идиотами”, демонстрировали удивительные способности, к примеру, могли наизусть перечитать по памяти труды ученых как сначала до конца, так и наоборот. У других развивался профессионализм в рисовании или вычислениях.
Джон прозвал таких детей – idiot savants, где savants в переводе с французского языка означает ученый. Но позже в ходе исследований было обнаружено, что такие дети не совсем являются отсталыми. Их iq все таки оказался выше 40, что уже не было оснований считать их идиотами. Поэтому стали причислять к синдрому саванта людей с явными признаками аутического расстройства.
Этот вариант позже тоже был забракован, так как из всех диагностированных савантом только половина была с аутизмом. У остальных наблюдались другие расстройства нервной системы.
Поэтому ученые решили не конкретизировать этот синдром, а просто дать ему общее название – саванта.
В каких направлениях можно стать гением
В самых разнообразных сферах, в этом нет каких-то правил или доказанных закономерностей. Но существует общее – развивается он только при острой умственной неполноценности человека.
В рамках статистики, чаще всего люди становятся гениями благодаря такой неполноценности в следующих сферах:
- Искусство, такие люди часто становятся популярными художниками, которые могут творить шедевры. Может для многих людей это и покажется несуразным бредом, но в сфере искусства может быть признано редким талантом.
- Способность запоминать с одного только взгляда мельчайшие детали, цифры, считать в уме чуть ли не быстрее калькулятора. Прочитав один раз книгу, они могут воспроизвести ее наизусть дословно без ошибок.
- Распространенный талант савантизма – математические вычисления. Есть еще способность запоминать даты и числа любых событий. Такие могут сказать, что происходило с ними или с другими людьми в любую минуту их жизни. Даже если это было много лет назад.
- Четкая ориентированность на местности. Стоит только один раз мельком взглянуть на карту, и савант уже будет ориентироваться в незнакомом городе не хуже старожила.
Кстати, помните знаменитый голливудский шедевр – “Человек дождя”, главный герой Рэдмонт тоже страдал этим синдромом. А ведь он реальный прототип, который существовал в мире. Он мог наизусть воспроизвести 6000 книг, а также был ходячей энциклопедией практически во всех сферах жизни.
Как появляется синдром саванта
Нет точного пояснения и определения, как он может проявиться в людях. Ученые сходятся во мнении, что савантизм все-таки является врожденным “даром” на генетическом уровне. А все потому, что мозг у таких людей уже изначально действует по иному, чем у большинства здоровых людей без наличия отклонений. Они могут получать доступ к низкоуровневой информации, к которой у большинства людей нет доступа.
Еще одним отличием в строении мозга является отсутствие мозолистого тела. Именно это вещество соединяет два полушария. Чтобы восполнить такой недостаток, мозг начинает образовывать новые связи, что и становится причиной феноменальных талантов. Которые в свою очередь не доступны для здоровых людей.
Еще была установлена закономерность, что у мужчин этот эффект встречается в 6 раз чаще.
Редко, но все же было замечено появление синдрома саванта после серьезной травмы головного мозга с повреждением левой передней височной доли мозга. Есть даже исследования, в ходе которых добровольцы соглашались, чтобы ученые отключали им эту зону. И действительно, у них начинали проявляться признаки савантизма – появлялась феноменальная память, а у некоторых проявлялся дар к рисованию.
Есть также мнение, что савантизм можно пробудить самостоятельно при помощи таблеток и специальных медицинских препаратов. Но это единичные и крайне редкие случаи. В большинстве ситуаций высока вероятность, что человек навредит своему мозгу с безвозвратными последствиями.
Лечится ли синдром саванта и стоит ли это делать
Всем хочется быть гением, но с другой стороны – оставаться при этом в здравом рассудке.
Этот синдром не является заболеванием. По крайней мере, не входит в литературу психологов “Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам “.
Поэтому и вылечить его нельзя, раз его не существует официально. Диагностируют только аутизм, синдром Аспергера, болезни ЦНС. А также болезни и отклонения, которые связаны с нарушениями работы головного мозга.
Если искоренить признаки этих болезней, то и савантизм пропадет сам по себе. Были случаи, когда после выздоровления людям даже удавалось найти применение бывшей гениальности в обществе и реабилитироваться в привычной социальной жизни.
Источник
Многие люди владеют такими талантами как пение, танцы, но есть и те, кто обладает почти сверхчеловеческими способностями .
Некоторые из них приобрели свои способности внезапно, пережив травму или несчастный случай. Другим их дар доставляет немало трудностей в жизни. А есть и те, кто практически генетически предрасположены к своим сверхъестественным качествам.
1. Орландо Серрелл – синдром саванта.
Фотография из свободного доступа
После травм мозга небольшой процент людей может получить необычные способности. Их называют савантами . Как правило, саванты обладают удивительными математическими способностями или, например, могут нарисовать целый город в поразительных деталях.
Так описан случай, произошедший с Орландо Серреллом (Orlando Serrell), который в 1979 году, будучи в начальной школе получил травму мозга во время бейсбольной игры. В течение последующего года Серрелл начал испытывать головные боли, которые длились по несколько часов.
Однако к концу года он обнаружил у себя удивительные календарные способности , например, называя все понедельники в 1980 году. К тому же он помнил все детали каждого дня, как это происходит при гипертимезии – исключительной автобиографической памяти .
Хотя многие люди могут позавидовать таким способностям, саванты приобретают такие способности благодаря тому, что их мозг воспринимает все буквально и видит детали, на которых мы не обращаем внимание. Вот почему многим из них сложно сдавать экзамены в школе, где задают более широкие вопросы.
2. Тхай Нгок – 40-летняя бессонница.
Фотография из свободного доступа
Вьетнамский крестьянин Тхай Нгок (Thai Ngoc) перенес лихорадку в 1973 году, после которой у него развился тяжелый случай бессонницы . Сначала он думал, что этой пройдет через неделю другую, и не придавал этому значение.
Однако спустя 40 лет он все еще не спит , проведя больше 12 000 ночей без сна. Любой другой человек не выжил бы после такой продолжительной бессонницы, но единственной проблемой, обнаруженной у мужчины, были небольшие проблемы с печенью.
Нгок жалуется на небольшую раздражительность из-за отсутствия сна и прибегал ко многим методам лечения, даже пытался утопить проблему в алкоголе, но ничто не сработало.
Одной из причин объясняющей, как вьетнамец мог продержаться так долго без сна, является такое явление, как ” микро-сон “. Микро-сны возникают, когда мозг устал, и на несколько секунд человек засыпает. Примером такого явления является недолгое засыпание за рулем.
3. Шерпы
Фотография из свободного доступа
Шерпы нередко сопровождают альпинистов при восхождении на Эверест – высочайшую вершину мира.
Уже давно было замечено, что шерпы из Непала и тибетцы обладают способностями выживать в суровых горных условиях, находясь на высоте около 4 км над уровнем моря.
Совсем недавно исследователи выяснили, что у 87 процентов тибетцев есть определенный ген EPAS1 , который позволяет им расходовать на 40 процентов меньше кислорода , чем обычный человек. Благодаря этому уровень гемоглобина не повышается у них выше определенного уровня, что предотвращает проблемы с сердцем.
Согласно ученым, тибетцы унаследовали этот ген от денисовцев – вымершего вида людей . Денисовцы жили в области, где сейчас живут тибетцы, а их останки содержат тот же ген EPAS1.
4. Элизабет Сульсер – синестезия.
Фотография из свободного доступа
Многим знакомо необычное явление, называемое “синестезия”, когда органы чувств пересекаются . Например, вы можете ощущать вкус вишни, съедая красные конфеты, хотя у них может не быть вкуса. Другие люди могут чувствовать цвета с закрытыми глазами.
Элизабет Сульсер (Elisabeth Sulser) из Швейцарии зрение, слух и вкус смешались, благодаря чему она видит цветные звуковые волны и чувствует вкус музыки .
Сама женщина считала свои способности нормой и думала, что другие люди тоже могут ощущать вкус и видеть музыку и звуки. Сульсер – музыкант и ее способности очень помогают, позволяя ей сочинять симфонии и мелодии из цветов.
Однако у синестезии есть и обратная сторона. Так, например, люди, видящие звуки, постоянно отвлекаются в шумных зонах и часто страдают от головных болей.
5. С.М. – отсутствие страха.
Пациентка, которая известна под псевдонимом С.М., страдает от неизвестной болезни, из-за которой ее миндалевидное тело – часть мозга, отвечающая за страх, полностью повреждена.
Будучи матерью троих детей, она не чувствует страха, какой бы пугающей не была ситуация . Во время исследования она смотрела самые пугающие фильмы ужасов и прикасалась к языку змеи.
Будучи ребенком, С.М. вспоминает, что боялась темноты, но ко времени, когда она достигла подросткового возраста, ее миндалевидное тело была уже разрушено. Женщина вспоминает случай, когда однажды ночью к ней подбежал мужчина, приставив к горлу нож, а она не испугалась, а лишь спокойно ответила, что ему придется пройти через ее ангела-хранителя.
Свое состояние она описывает, как “странное”.
6. Дин Карназес – бесконечная выносливость.
Фотография из свободного доступа
Если вы когда-то участвовали в марафоне, то наверно знаете, что в какой-то момент вы чувствуете, что вам нужен отдых.
Мышцы американского марафонца Дина Карназеса (Dean Karnazes) обладают удивительными свойствами, благодаря которым он может бежать вечно .
Обычно тело человека получает энергию из глюкозы, которая вырабатывает молочную кислоту. Если накапливается слишком много молочной кислоты, вы начнете уставать. На организм Дина не влияет накопление молочной кислоты, и он не устает.
Дин начал бегать еще в старших классах, и в то время, как его одноклассники делали 15 кругов, он мог бежать по 105 кругов, пока его не просили остановиться. Он однажды пробежал 50 марафонов за 50 дней
7. Тибетские монахи.
Фотография из свободного доступа
В Южной Азии, особенно в Тибете монахи утверждают, что могут регулировать температуру своего тела с помощью древней формы медитации, называемой “туммо”. Согласно буддизму, что кроме жизни, которую мы проживаем, существует своего рода друга реальность. Практикуя “туммо”, монахи могут попадать в тот иной мир.
Во время практики они генерируют большое количество тепла. Ученые, изучавшие тибетских монахов, с удивлением обнаруживали, что температура их пальцев на ногах и руках повышалась на 8 градусов по Цельсию.
Туммо – не единственная форма медитации практики тибетских монахов. Они также с помощью медитации способны замедлять обмен веществ , который контролирует скорость, с которой организм расщепляет калории.
Люди с низким уровнем обмена веществ быстрее набирают вес, так как их организм не так быстро расщепляет калории. Медитируя, монахи могут снижать уровень обмена веществ на 64 процента , что позволяет им сохранять энергию. Для сравнения у обычных людей обмен веществ снижается на 15 процентов во время сна.
8. Наталья Демкина – девочка-рентген
Фотография из свободного доступа
Наталья Демкина – девочка из Саранска в России внезапно в возрасте 10 лет начала видеть людей насквозь . С юных лет она принимала людей, которые приходили к ней за помощью, чтобы она заглянула внутрь и рассказала об их болезнях.
Девочка утверждает, что обладает “вторым зрением”, которое позволяет ей видеть внутренние органы человека . Некоторые из ее диагнозов были точнее, чем у врачей. В 2004 году ее пригласили английские СМИ для участия в эксперименте, где она смогла продемонстрировать свои способности, описав все травмы, полученные женщиной в автокатастрофе. Также она приняла участие в передаче, организованной Discovery Channel , где ей представили 6 пациентов с разными нарушениями, из которых она четверым правильно поставила диагноз.
В 2004 году Наталья закончила школу и поступила в Московский государственный медико-стоматологический университет.
Источник
Синдром Аспергера воспринимается как форма аутизма. В сотрудничестве с интеллектуальными талантами он часто способствует оригинальности и развитию уникальных талантов.
Синдром Аспергера (AS) был впервые описан венским педиатром Гансом Аспергером. Это были дети, которые хотя и демонстрировали аутистические черты, но, с другой стороны, обладали общим или даже выше среднего интеллектом. Типичные черты АС включали в себя более слабое понимание социальных правил, низкий социальный и эмоциональный интеллект, буквальное понимание слов (неправильное понимание метафор), ограниченный и последовательный круг интересов или отсутствие зрительного контакта. Таким образом, в простоте речь идет о «социальных трудностях» индивида при сохранении хороших интеллектуальных способностей.
Синдром Аспергера по МКБ 10
Действующая в Европе Международная классификация болезней (МКБ-10) в настоящее время определяет синдром Аспергера среди распространенных нарушений развития. Этот термин относится к тому факту, что развитие человека с раннего возраста значительно ухудшается по нескольким причинам (распространяющийся = проникающий везде). МКБ-10 определяет синдром Аспергера как расстройство, характеризуемое качественными отклонениями в социальном взаимодействии, а также ограниченным стереотипным набором интересов и видов деятельности. Расстройство отличается от аутизма главным образом тем, что когнитивное (интеллектуальное) развитие не задерживается и не замедляется. Диагностические критерии синдрома Аспергера:
- нет клинически значимой задержки речи или когнитивного развития. Моторное развитие задерживается, особые способности распространены.
- качественные отклонения в социальном взаимодействии (критерии аутизма).
- необычайно интенсивный интерес, стереотипные модели поведения, интересы и действия (критерии как для аутизма).
- расстройство не может быть отнесено к другим распространенным нарушениям развития.
Синдром Аспергера по DSM-5
Диагностические критерии синдрома Аспергера, выпущенные Американской психиатрической ассоциацией в США, отличаются от МКБ-10. DSM-5 больше не использует диагноз «расстройство Аспергера», а вместо этого покрыт другими распространенными нарушениями развития в рамках общего термина расстройства аутистического спектра . Другие различия определяются в зависимости от уровня серьезности, основанного на степени помощи, необходимой для социального общения и стереотипного поведения (уровень 1, уровень 2 или уровень 3). Согласно DSM-5, расстройство аутистического спектра определяется как сочетание двух основных и трех дополнительных симптомов:
- постоянные недостатки в социальной коммуникации и социальном взаимодействии, которые существуют или доказаны в прошлом;
- ограниченные или стереотипные модели поведения, интересов и действий, которые присутствуют или присутствовали в прошлом;
- возникновение проблем относится к раннему периоду развития;
- симптомы должны вызывать клинически значимые функциональные нарушения в социальной, образовательной, профессиональной или других важных сферах жизни;
- симптомы не могут быть отнесены к интеллектуальным нарушениям или общей задержке развития.
Синдром Аспергера и талант
Предполагается, что от 7 до 10% людей с АС достигают интеллектуальных способностей на уровне интеллектуальных способностей (IQ выше 130), что значительно выше, чем в общей популяции. Просто более высокий интеллект, вместе с общей мотивацией заниматься и придерживаться действий, может часто приводить к замечательным действиям у этих людей. Примерами выдающихся личностей являются Алан Тьюринг (Код загадки), Альберт Эйнштейн или современный Грет Тунберг.
Одаренные знаменитости с синдромом Аспергера характеризуются рядом специфических особенностей. Еще с детства они проявляли огромный интерес к научным темам, по которым они могут получать огромные объемы, часто к научной информации. Они обычно задают много вопросов и дают бесконечные и сложные ответы.
Особенностью является отсутствие понимания его различий. Обычный странный человек знает, что другие люди считают его поведение необычным, в то время как одаренный человек с АС этого не осознает. Так часто люди с AS не знают, что они сделали что-то не нормальное или нормальное. Например, дети с АС считают свои подробные и профессиональные интерпретации нормальными и не осознают, что люди считают их память и знания необычными или исключительными. Для сравнения, одаренные дети без АС понимают тот факт, что другие люди вряд ли поделятся своими знаниями по этому предмету и поэтому удивлены их детальным знанием и отличной памятью.
Кроме того, из-за отсутствия социальной осведомленности люди с АС испытывают огромные трудности в понимании вещей с точки зрения других. Неврологи Vuilleumier и Pourtois (2007) объясняют, что у людей с АС миндалина и области мозга, связанные с социальными функциями, демонстрируют различные паттерны активации социальных стимулов, чем у людей без АС. Поэтому ребенок с АС может долго и однообразно говорить о любимой теме, не осознавая, что слушатель не заинтересован или хочет что-то сказать. В то время нам может показаться, что люди с АС даже не соблюдают самые основные правила социального поведения.
Мы также можем наблюдать взрывные эмоциональные реакции. Особенно часто дети реагируют с интенсивными и преувеличенными эмоциональными выражениями даже при небольшом и ненавязчивом раздражителе.
Одаренный ученик с синдромом Аспергера в школе
Основываясь на своем опыте, я также дал некоторые рекомендации для школ и учителей, чтобы они могли наиболее эффективно и чутко подходить к одаренным детям с АС. На данный момент они не могут быть полностью разбиты, но, по крайней мере, в краткой форме.
- обеспечить комнату отдыха в школе;
- знать интересы ученика и предлагать их в качестве альтернативы занятиям, от которых он отказывается;
- контролировать отношения между одноклассниками;
- привести других учеников к толерантности и объяснить мотивацию одаренных учеников с АС к необычным проявлениям;
- не привлекать внимание учеников с отрицательной оценкой АС;
- принятие сильных эмоциональных выражений и создание социально приемлемой альтернативы для их разрядки;
- индивидуальные консультации, ориентированные на положительные стороны ученика;
- познакомить ученика со сверстниками схожих интересов.
Источник