Логопедическая программа для детей с синдромом дауна

Логопедическая программа для детей с синдромом дауна thumbnail

Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом РДА в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997 г.,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Методика обучения детей глобальному чтению, С.В.Исханова Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также ситуаций игровых и учебных.

2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.

3.Растормаживание речи через:

  • Провоцирование на эхолалии и непроизвольные словесные инструкции
  • Упражнения в написании и анализе слов.
  • Обобщение и закрепление знаний по теме:
  •  «Звуковой анализ слов».
  • «Написание однослоговых слов с йотированными гласными»

4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.

5. Формирование активного словаря на материале  картинок, звуковых символов, глобального чтения написанных на карточках слов.

Образец индивидуальной программы логопедической работы с ребенком младшего дошкольного возраста с диагнозом синдром Дауна в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. ,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также разученных игровых действий с предметами («Накорми куклу», «Покатай в коляске», «Положи спать»).

2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.

  • Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки («Что шумит за окном», «Шумящие коробочки»).
  • Повторение и обыгрывание звуковых реакций и вокальной аутостимуляции ребенка с дальнейшим приданием эмоционального смысла.
  • Провоцирование самостоятельного звукоподражаний,  используя  игрушки домашних животных..

4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.

5. Формирование словаря на материале картинок, звуковых символов.

  тема: повторение :«Игрушки», «Посуда»,    знакомство: «Домашние животные».

Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом ДЦП в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика:  Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», Г.Г.Мисаренко «Обучение фонематическому анализу в начальной школе».

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1-ая неделя

Тема: Определение количества звуков с опорой на слух и движение артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания

2-ая неделя

Тема: Артикуляционная гимнастика. закрепление произношения заднеязычных звуков К-Г-Х

артикуляционная гимнастика в произнесении свистящих звуков

  • открытых слогах; «Повтори за мной» (ас-ос-ус-ыс)
  • закрытых слогах; «Запомни и повтори» (са-со-су-сы; за-зо-зу-зы, ца-цо-цу-цы))
  • в словосочетаниях; «Договори слово»
  • со стечением в словах: («Выбери картинку», «Придумай слова», «Замени звук»)

3-я неделя

Дифференциация (со звуками – заменителями, по этапам автоматизации звуков).

4-я неделя

      Слоговой анализ. Слоговые схемы слова. Дифференциация твердых и мягких звуков.

Пальчиковая гимнастика.  Массаж пальцев и кистей рук.

Источник

МОУ Есаульская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальная программа

по логопедии

Учащаяся: ________________________

Составил: логопед I категории: Филатова О.Б.

Пояснительная записка.

Расстройства речи у детей с нарушением интеллекта проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности. Речевые нарушения носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система. При нарушении интеллекта нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонетическая сторона, лексика и грамматический строй. Отмечается нарушение как импрессивной, так и экспрессивной речи, следовательно, страдает, или вообще не формируется письменная речь.

Требования к логопедической работе:

  1. Логопедическая работа носит индивидуальный характер, так как учитывает особенности речевого развития и структуру дефекта.

  2. Работа проводится над речевой системой в целом, основываясь на принципе поэтапного формирования умственных действий:

  • Материализация действий с опорой на вспомогательные средства;

  • Выполнение действий в речевом плане;

  • Выполнение действий во внутреннем плане;

  1. Проводится с максимальным включением всех анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности;

  2. Предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности:

  • Психические особенности ребенка;

  • Его работоспособность;

  • Особенности моторного развития;

  • Уровень сформированности речи;

  • Симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

  1. Увязывается с общим моторным развитием и, преимуществнно,с развитием ручной и артикуляционной моторики:

  • Оречевление действий;

  • Элементы логоритмики;

  1. Находится в соответствии с программой обучения родной речи, коммуникативным навыкам, то есть подготавливает детей к усвоению программы.

  2. При коррекции речи тщательно отрабатывается этапы закрепления речевых навыков.

  3. Закрепляет правильные речевые навыки в различных ситуациях.

  4. Проводит на занятиях частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению у данной категории детей.

  5. Используются тщательно дозированные задания и речевой материал, любая задача разложена на простейшие задачи;

  6. Поддерживает на логопедических занятиях не очень быстрый темп;

  7. Воздействует на эмоциональную сферу ребенка, то есть поддерживает интерес к исправлению речи;

  8. Включает тесную связь, для закрепления правильных речевых навыков в повседневной жизни и других занятиях, с педагогами, воспитателями.

  9. Проводится в тесной связи с лечащим врачом, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном соматическом фоне.

Читайте также:  Фото выставка детей с синдромом дауна

Содержание логопедической коррекционной работы:

1. Смысловой раздел:

  • Расширение у ребенка возможностей для понимания обращенной повседневной речи (Слова-указания, слова-просьбы, элементарные инструкции) и использование речи как средства коммуникации;

  • Развитие процессов восприятия, являющихся основой для формирования различных видов и свойств речи;

2. языковой раздел:

  • Формирование способности к элементарным речевым высказываниям в форме слова, простой фразы;

  • Обогащение пассивного словаря за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действительности, формирование умений сопровождать речью совершаемые действия;

  • Формирование навыков построения простой фразы бытового содержания;

3. Сенсоматорный раздел:

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

  • Развитие слухового восприятия неречевых и речевых звуков;

  • Развитие элементарного фонематического восприятия

  • Формирование простейших навыков звукового анализа;

4. письменная речь:

  • Формирование первоначальных навыков послогового чтения;

  • Формирование элементарных навыков письма.

Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушений высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, прежде всего нарушением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой особенностями речевого развития и структуры речевого дефекта.

Логопедическая работа должна проводиться, в основном индивидуально, учитывая тяжесть нарушения речи. Продолжительность занятия-25-30 минут. Возможно проведение подгрупповых занятий из 2-3 человек с учетом речевой патологии, продолжительность занятий 30-40 минут.

Характеристика проявлений дефекта:

Неврологический статус

и психологические особенности.

Болезнь Дауна. Умеренная умственная отсталость.

Психологические особенности ученицы:

  • Значительно снижен объём произвольного внимания.

  • Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения.

  • Низкий уровень эмоциональной устойчивости.

  • Преобладает наглядно-действенный тип мышления.

Состояние речи

  1. Импрессивная речь.

Речь соответствует лишь социально- бытовому уровню. Объем знакомых слов значительно ограничен. Понимание ограничено только в простой краткой инструкцией, с многократным повторением и предметным показом.

  1. Активный словарь.

Незначительный по объему, это обусловлено нарушением анализа и синтеза речедвигательного анализатора. Не владеет навыками обобщения и анализа слов, соотносить языковые знаки с определенным предметом и явлением. В речи употребляет отдельные слова простой слоговой структуры.

  1. Грамматический строй речи.

Речь состоит из отдельных слов, не согласованных между собой.

  1. Самостоятельная связная речь.

Не сформирована.

  1. Звуковая сторона речи.

А) звуки носят неустойчивый характер.

Б) звуко – слоговая структура слова нарушена, отмечены пропуски слогов, согласных, гласных, искажение звуков, многократное повторение.

В) фонематический слух нарушен. Не сформировано дифференциация звуков и слов. Навыками элементарного языкового анализа и синтеза не владеет.

6. Письменная речь и не сформирована.

Заключение: Системное нарушение речи тяжелой степени при тотальном психическом недоразвитии.

Занятия проводятся 4 раза в неделю по 25-30 минут. Планирование составлено на основе зоны ближайшего развития ребенка и содержит все разделы логопедической коррекции.

Весь материал разбит по лексическим темам и соответствует темам по развитию устной речи.

Источник

Раиса Хмелевская
Программа речевого развития детей с синдромом Дауна

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с синдромом Дауна разработана с учетом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей воспитанников. Данная программа по функциональному предназначению коррекционно-развивающей. Форма реализации программы – подгрупповая и индивидуальная. Срок реализации – 3 год.

Отличительной особенностью программы от уже существующих в этой области является то, что она ориентирована на развитие речи ребёнка с синдромом Дауна, а это означает процесс и результат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образовательные.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время большое количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К ним относятся и дети с синдромом Дауна. Особенность развития таких детей состоит в том, что у них нарушена познавательная деятельность, присутствует общее недоразвитие речи, снижена познавательная активность, снижен уровень понимания, отмечаются различные отклонения в поведении (неврозы, страхи, агрессивность). Развитие речи у детей с синдромом Дауна – это сложный многоуровневый и многофункциональный процесс, требующий от педагогов знаний этапов формирование речи у детей в норме, особенностей речевого развития детей с интеллектуальными особенностями, а также достаточного опыта в построении методики развития речи детей с синдромом Дауна и организации единого речевого режима среди всех педагогов.

Особенности развития речи детей с синдромом Дауна:

1. Понимание речи намного опережает развитие активной речи.

2. Зрительная память развита гораздо лучше слуховой.

3. Социальное и эмоциональное развитие являются наиболее сохранными сферами.

4. Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.

5. Сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого произношения.

Цель: развитие речи детей с синдромом Дауна.

•Задачи: Формирование общения «взрослый – ребенок».

• Расширение объема понимания обращенной речи.

• Формирование средств общения, доступных детям с синдромом Дауна.

•Использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, использование жестов и звуков. Все виды деятельности, игры, песенки и потешки, сопровождаемые движениями, должны подбираться с учетом данной задачи.

• Нормализация движений артикуляторных органов.

• Нормализация дыхания. Активизация вдоха и выдоха.

• Активизация звукопроизношения.

Методика и технология реализации:

Программарассчитана на три года дошкольного периода:

4-5 лет – первый год обучения;

5-6 лет – второй год обучения;

6-7 лет третий год обучения

Развитие речи и общения реализуется как на специально организованных занятиях логопеда и воспитателей, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях.

Программа носит цикличный характер, рассчитана для реализации в условиях детского дома на период 3 года. Программа реализуется в специально организованных и оснащенных помещениях детского дома с учетом возрастных и индивидуальных потребностей и особенностей воспитанников.

Целевая группа: воспитанники детского дома в возрасте от 5-х до 7-ти лет.

Состав исполнителей: педагогические работники учреждения, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Читайте также:  Лечение псевдобульбарного синдрома у новорожденных

Материальное обеспечение занятий: специализированные помещения детского дома, мольберт, компьютер, экран, мультимедиа проектор, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, методические материалы, наборы картинок по темам, игрушки, канцелярские принадлежности.

Формы реализации программы: работа по подгруппам и индивидуально, беседы, рассказы, показ иллюстраций, мультимедийных презентаций, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, речевые игры и упражнения.

Критерии эффективности программы:

– занятия адаптированы к социальным и психологическим особенностям развития детей;

используются различные методы работы;

каждое занятие имеет практическую часть;

все участники информированы о целях, задачах и формах работы.

Ожидаемые результаты:

• сформировано общение «взрослый – ребенок»

• достаточный объем понимания обращенной речи

• сформированы средства общения, доступные детям с синдромом Дауна

•в общении используются вербальные и невербальные средства: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, использование жестов и звуков

• нормализованы движения артикуляторных органов

• нормализовано дыхание, вдох и выдох активизированы

• звукопроизношения понятное окружающим, ясное, чёткое

Источник

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Цимлянского района»

Утверждаю:

Директор ГБУСОН РО

«СРЦ Цимлянского района»

____________ _________

«____» _____________ 20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей логопедической работы

для детей со сложным дефектом (синдром Дауна) 5-6 лет

в условиях социально-реабилитационного центра.

Учитель-логопед: Коровина Татьяна Леонидовна

г. Цимлянск, 2016

Пояснительная записка

«Синдром Дауна» – самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

Поддержка ребенка с синдромом Дауна – это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребёнка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-развивающий процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Данная индивидуальная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей раннего возраста с синдромом Дауна, которая составлена: 1. Методического пособия «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна», – авторы специальные педагоги – Жиянова П. М., Гимадеева М. Ф., сотрудники Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Даунсайд АП»; 2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год).

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа рассчитана на один календарный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Дауна опирается на сильные стороны их развития:

 относительная сохранность эмоций;

 сохранность зрительно-двигательного восприятия;

 достаточно высокий уровень имитационных способностей;

 относительная сохранность тактильной чувствительности;

 сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;

 сохранность эмоциональной памяти.

Цель: создание условий для успешной социализации ребёнка с особыми потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений.

Задачи:1. Коррекция речевого нарушения (недостатки звукопроизношения и фонационного оформления речи, фонематических процессов, слоговой структуры слов, лексики, грамматики, связной речи, речевого дыхания).

2. Коррекция неречевых процессов, сопутствующих речевому дефекту (внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, артикуляционной и мелкой моторики).

3. Формирование у ребёнка предпосылок учебной деятельности (психологическая и личностная готовность, освоение способов познания) Программа разработана в соответствии с основными принципами:

1) обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение коррекционной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;

3) содействие и сотрудничество ребенка и взрослых;

4) поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

7) возрастная адекватность коррекционного процесса (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

8) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Формы и методы работы

При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:

– наглядность;

– демонстрация;

– пояснение;

– наблюдение;

– сюжетно – ролевые игры;

– моделирование ситуаций;

– развивающие игры (настольные, подвижные);

– конструирование;

– свободное и тематическое рисование, графические задания.

Характеристика детей с синдромом Дауна.

У детей с синдромом Дауна понимание речи намного опережает развитие активной речи; зрительная память развита гораздо лучше слуховой; социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой; нарушение речи может быть усилено нарушением слуха; сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания; сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения; отставание речи при отсутствии других форм общения, вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

Читайте также:  Синдром отмены при отмене амитриптилина

Таким образом, формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных проблем.

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы

Настоящая программа предполагает занятия логопеда с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра в течение календарного года. Проводится 1 индивидуальное занятие, продолжительностью 15-20 минут.

Программный материал подобран с учетом зоны ближайшего развития детей. Индивидуальная программа, реализуется в 2016 году и направлена на развитие речевой коммуникации у ребенка с синдромом Дауна со сложной структурой дефекта.

Материальное обеспечение программы

Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, необходимо оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий: дидактические игры; игры, развивающие конструктивный праксис; предметные картинки по лексическим группам; серии сюжетных, последовательных картинок; доски Сегена; тематические наборы фигурок людей, животных, предметов; кубики; мозаики; книги для чтения; бумага для рисования; картон, цветная бумага; детские раскраски; цветные карандаши, фломастеры, краски, мячики. Все, что необходимо иметь в логопедическом кабинете, все приемлемо для работы с ребенком с синдромом Дауна. Кроме того, в логопедическом кабинете должны иметься игры-помощники для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Необходимо создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирование представлений о цвете, форме предметов.

Содержание индивидуальной программы коррекционной работы реализуется по следующимнаправлениям:

установление контакта с ребенком;

формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);

работа над развитием слухового внимания (неречевых и речевых звуков);

развитие общих речевых навыков (общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, голоса);

развитие понимания речи и обогащение словарного запаса;

формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы).

совершенствование произносительной стороны речи;

Тематическое планирование

Месяц

Лексическая тема

Словарь

Звукопроизношение

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

Общие речевые навыки

Январь

Зима

Зима, снег, мороз, снежинки, снеговик, лепить, падать, ехать, белый, холодный, мягкий, мой, моя, один, два, три, четыре, пять.

Уточнение произношения звука А

Хоботок

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Снежок»

Развитие дыхания.

Упражнение для

воспитания навыков

правильного

полного вдоха. Упр. «Снежинки»

Февраль

Игрушки

мяч, кубики, кукла, машина, мишка, пирамидка,

бросать, катать, играть,

желтый, красный, синий,

зеленый, круглый, мой, моя, один, два, три, четыре, пять..

Уточнение произношения звука У

Лягушка

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Шарик»

Игра «Паровоз» для

развития силы голоса

и темп речи.

Март

Одежда

Одежда, платье, кофта, юбка, брюки, шорты, футболка, рубашка, куртка, колготки, носки, пуговица, теплый, лѐгкий

красный, синий, желтый, зеленый, надевать, одевать, носить, застегивать, мой, моя, один, два, три, четыре, пять.

Уточнение произношения звука О

Бегемотик Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Рукавицы»

Развитие речевого

ритма, силы голоса.

Упр. «Игрушки

разговаривают»

Апрель

Мебель

Мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, полка, сиденье, спинка, ножка,

деревянный, красный, желтый, синий, зелѐный, сидеть, лежать, вешать, ставить,

хранить, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, один, два, три, четыре, пять, в, на, под.

Уточнение произношения звука И

Болтушка

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Кисточка»

Развитие дыхания.

Упражнение для

воспитания навыков

правильного

полного вдоха. Упр. «Надуем шарик»

Май

Весна

Весна, год, солнце, капель, ручей,

подснежник, птица, пригревать, припекать, таять, появляться, теплый, солнечный, мокрый, тепло, холодно.

Уточнение произношения звука У

Заборчик

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Скворечник»

Развитие

направленного

плавного выдоха.

Упр. « Подуй на

листик»

Июнь

Лето

Лето, солнце, трава, цветы, жара, загорать, зеленеть, купаться, река, море, озеро, отдыхать, плавать.

Звукосочетания АУ,УА, ИА

Накажи непослушный язычок

Заборчик

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Лето»

Развитие направленного плавного выдоха.

Июль

Насекомые

Насекомое, жук, бабочка,

пчела, шмель, муравей, крыло, глаз, летать, жужжать, порхать, большой, маленький, усики, один, два, три, четыре, пять, в, на, под, с.

Уточнение произношения звука М

Улыбка – трубочка

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Пчела»

Развитие

направленного

плавного выдоха.

Упр. « Бабочка»

Август

Домашние птицы

Птица, петух, курица, утка, гусь, индюк, корм, зерно, кормить, ухаживать, клевать, пруд, домашний, пестрый, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, твой, один, два, три, четыре, пять, на, у, в.

Уточнение произношения звука П

Лопатка

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Домашние птицы»

Развитие речевого

ритма, диапазона

голоса, улучшения

качества, окраски

(тембра) голоса.

«Кто как голос

подает».

Сентябрь

Домашние животные

Двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова, лошадь, коза, свинья, овца, баран, кошка, собака, рога, хвост, копыта, пятачок, шерсть, приносить, ухаживать, кормить, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, домашний, пушистый, белый, серый, черный, рыжий, в, на, у, под, один, два, три, четыре, пять.

Уточнение произношения звука Б

Дуем на

Лопаточку

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Коготочки»

Развитие речевого

ритма, диапазона

голоса, улучшения

качества, окраски

(тембра) голоса.

«Кто как голос

подает».

Октябрь

Дикие животные

Животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, лиса, заяц, медведь, белка, лось, голова, уши, лапа, хвост, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, в, у, на.

Уточнение произношения звука Т

Часики

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Дикие животные»

Развитие дыхания.

Игровая ситуация

«Прогулка в лесу»

Ноябрь

Семья

Семья, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, забота, радость, улыбка, младший, старший.

Уточнение произношения звука Д

Парус

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Семья»

Игра «Дует

ветерок» для

развития силы

голоса и темпа

речи.

Декабрь

Части тела и лица

Рука, нога, шея, живот, лицо, рот, нос, щека, глаз, ухо, волосы, смотреть, ходить, бегать, прыгать, говори?