Логопедический массаж при синдроме дауна

Логопедический массаж при синдроме дауна thumbnail

   Привожу простой вариант массажа лица и органов артикуляции. Он адаптирован для родителей и его несложно делать.
В каких случаях можно рекомендовать эти упражнения? 

1. В шесть-семь месяцев у ребенка не появился лепет
2. при произнесении звуков ребенком создается впечатление, что он это делает с трудом, у него”неловкий” язык и “непослушные” губы.
3. Ребенок легко произносит звуки, но они нечеткие/”смазанные”
4.У ребенка наблюдается поиск артикуляции, он не понимает как уложить язык и губы для произнесения звука/слова/слога.

Важно также помнить, что массаж должен нравиться ребенку.
Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны малышу, ими же и заканчивать.
Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку.
Предлагать малышу делать часть упражнений самому. Возможно он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Массаж лица и органов артикуляции

1. Массаж мышц лица

Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

   Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков – вниз.

   Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.

Логопедический массаж при синдроме дауна

   Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.

Логопедический массаж при синдроме дауна

   Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…»

Логопедический массаж при синдроме дауна

   Упражнение №5. Игра «Звонок».
Произносится нараспев:
– «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3),
– «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
– «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),
– «И – звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).

   Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.

   Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.

Логопедический массаж при синдроме дауна

   Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

Логопедический массаж при синдроме дауна

2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка

(Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом).

1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.
2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.
3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.
4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.
5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».
6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба»
7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».
8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.
9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.
10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».

   Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
   Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно. Удачи. Пишите, как получается.

Источник

здоровый малышКаждый родитель заботится о здоровье и правильном развитии своего ребенка. Если малыш здоров, и у него не диагностировано врожденных серьезных заболеваний, то в возрасте 3-4 года уже точно можно определить, существуют ли у него проблемы в речевой функции. До этого периода малыш только разрабатывает все мышцы речевого аппарата, подготавливая их к дальнейшему словесному общению. Это проявляется в виде «агуканья», коверканья слов, пропускания некоторых букв или заменой их на другие, шепелявостью. Такие виды речи для маленького ребенка являются естественными, и чаще всего проходят самостоятельно.

Если Вы замечаете, что у малыша происходит отставание в речевом развитии, то обязательно необходимо обратиться к опытному специалисту. Поход к логопеду не стоит оттягивать на годы.

осмотр у доктораЧем раньше Вы станете помогать своему ребенку, тем быстрее он справится с проблемой. Специалист изначально делает полноценный осмотр, чтобы установить причину дефекта.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника реклама таблеток

Подготовка к проведению процедуры

Чаще всего логопедический массаж ребенку назначается в комплексе с определенными упражнениями, которые помогут малышу укрепить мышечный аппарат. Такая процедура подразумевает под собой воздействие на определенные точки в зоне щек, губ, языка, ушей и рук. Сам массаж эффективнее всего может проводить специалист, но если Ваш ребенок беспокойно себя ведет в компании с посторонними людьми, то лучше его делать самостоятельно. Каждый родитель при желании может обучиться такому мастерству. Для этого необходимо пройти курсы и консультации специалистов, которые укажут на те техники, которые нужно использовать именно для Вашего малыша. Для начала стоит понять с какой целью делается массаж: для расслабления мышц или их тонуса.

Без назначения врача ни в коем случае не приступайте к самолечению!

К основным задачам логопедического массажа для детей относятся:

  • коррекция верного произношения всех звуков;
  • проработка речевых отклонений;
  • улучшение работы голоса и голосовых связок;
  • нормализация дыхания во время речи:
  • общее укрепление мышц ротовой полости и голосового аппарата;
  • уменьшение усиленного слюноотделения.

Помещение, в котором будет совершаться массаж должно быть хорошо проветрено, чисто и тепло.

комфортные условияПеред началом проведения процедуры необходимо позаботиться о правильном положении тела ребенка. Если он еще совсем маленький, то для массажа подойдет коляска. Зафиксируйте ее в положении полусидя.

Если ребенок уже постарше, то можно его уложить на спину. Обязательным моментом является то, что голова малыша должна быть запрокинута назад. Для этого под шею подкладывают небольшую подушечку в виде валика или свернутое легкое покрывальце. В этом случае массажист располагается справа или слева от ребенка в зависимости от того, правша он или левша. А также для данного вида массажа может подойти кресло с подходящей по высоте спинкой. В этом варианте массажист располагается сзади. Если ребенок сильно боится процедуры, то его можно усадить одному из родителей на колени и подложить руку под заднюю часть шеи.

Руки массажиста должны быть тщательно вымыты и продезинфицированы. А также можно использовать стерильные резиновые перчатки. Все украшения в виде колец, печаток, браслетов, часов необходимо снять, чтобы не травмировать кожу ребенка. Ногти также должны быть коротко острижены.

Данную процедуру проводите через два часа после приема пищи.

Как дополнительный материал нужно взять детское масло.

Необходимо учесть, что у логопедического массажа для детей есть некоторые противопоказания:

  • любые инфекционные заболевания и простуды;
  • повышенная температура;
  • наличие воспалений и вирусных проявлений в ротовой полости;
  • увеличение лимфоузлов.

Массаж лица

личный контакт с ребенкомНачните процедуру с приятного легкого поглаживания. Малыш не должен испытывать боли и дискомфорта. Подушечками пальцев по массажным линиям проводим в области лба, щечек, подбородка. В зоне лба передвигаемся руками ото лба к вискам. Идентичные линии проводим по бровкам. По щечкам передвигайтесь по трем основным линиям: от линии носика к височкам; от крыльев носика к центру ушка; от уголков рта к основанию ушка. В зоне подбородка производится поглаживание также от центра в стороны. Каждую линию проведите 3-5 раз. Перейдите к разминанию. Для этого по тем же линиям проводите пальцами, рисуя спиральку. Интенсивность надавливаний может немного меняться. После этого в том же порядке проведите очень легкое постукивание кончиками пальцев, имитируя дождик.

Разомните мочки ушка. На них находится большое количество точек, которые отвечают за работу всего организма.

Чтобы промассировать зону губ обычно используются круговые движения пальцами в одну и в другую сторону в течение 0,5 – 1 минуты. Далее, выписывайте спиралевидные линии от центра к уголкам. Сначала на верхней губе, потом на нижней. Совершайте легкие пощипывания двумя, потом тремя пальцами.

Массаж языка

массаж языка и щекДля этого вида массажа используются разнообразные логопедические инструменты. В домашних условиях лучше всего подходит обычная детская зубная щетка с мягким ворсом.

При этой процедуре обильно выделяется слюна, поэтому необходимо продумать, куда ее ребенок сможет сплевывать. Если карапуз совсем маленький, то тогда для сбора слюны используются марлевые салфеточки. Они укладываются под язык. Заменять салфетки на новые необходимо каждые две минуты.

Воздействие зубной щеткой должно быть без сильного надавливания. Движения в основном производите спиралевидные.

Рот ребенка должен быть широко открыт, а язык высунут и расслаблен.

При первых сеансах логопедического массажа для детей в домашних условиях определите границу рвотного рефлекса. Постарайтесь за нее не заходить. Уже со временем, когда малыш привыкнет к процедуре, увеличьте обрабатываемую площадь языка.

Техники бывают разные по этому виду массажа. Одна из них представлена ниже:

  1. Начните с легкого поглаживания языка в разных направлениях.
  2. Чтобы проработать продольные мышцы проводите щеткой от корня к кончику языка.
  3. На поперечные мышцы воздействуйте, рисуя линии от центра к краям.
  4. Совершайте круговые и спиралевидные движения по всей поверхности.
  5. Сделайте легкие похлопывания по всей поверхности языка.
  6. Проведите точечные надавливания.
  7. Для массажа уздечки языка совершайте движения снизу вверх.
  8. Окончите поглаживанием.

Для точного выполнения техник, просмотрите видео логопедического массажа языка для детей. Его должен проводить опытный специалист, который будет показывать мастер-класс и объяснять все свои действия.

Массаж кистей рук

массаж пальчиковНа руках расположено множество активных точек, каждая из которых отвечает за определенный орган. Мизинец связан с сердцем, безымянный пальчик – с печенью, средний – с работой кишечника и позвоночником, указательный отвечает за желудок, большой пальчик связан с головным мозгом. А также массаж рук положительно влияет на мелкую моторику.

Читайте также:  Астено вегетативный синдром и температура

Начните воздействие на эту зону с поглаживания кисти. Разомните каждый пальчик, начиная с мизинчика. Движение должно быть по направлению от ногтя вверх.

Подушечкой указательного пальца совершайте круговые движения по ладошке ребенка. Осуществите легкие постукивания пальцами по всей кисти малыша.

Проведите разветвляющиеся линии от основания ладони к каждому пальчику. Сделайте легкие пощипывания. Завершите массаж поглаживаниями.

Курс данных процедур может быть до 20 сеансов ежедневно. При необходимости через месяц можно возобновить лечение.

Логопедический массаж для детей с ДЦП и синдромом Дауна

массаж ребенку с ДЦПЕсли у малыша такое серьезное заболевание, как ДЦП, то комплекс массажа и лечебной гимнастики подбирается индивидуально. Хотя многие техники из описанных выше также применяются. Как дополнение для релаксации мышц языка, применяется воздействие на определенные точки: в подчелюстной ямке; симметричные носогубной складки; симметричные скуловых мышц и симметричные подчелюстных мышц. Это должны быть легкие надавливания или вращательные движения. При этом очень важна поза малыша, в которой будет делаться массаж. Для каждого ребенка она также подбирается индивидуально.

массаж малышу с синдромом ДаунаЛогопедический массаж для детей с синдромом Дауна проводится более интенсивный. Структура может повторять вышеуказанную, но необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом и узнать, какие техники он рекомендует добавить. Чаще всего это пощипывания, похлопывания и воздействия на точки.

Массаж должен быть приятен малышу и не вызывать негативных эмоций. Обязательно общайтесь во время процедуры с ребенком. Можете даже проводить массаж в виде игры, чтобы Вашему чаду было интересней.

Активизирующий логопедический массаж – видео

Мастер-класс логопедического массажа – видео

Источник

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДАУНА.

«Синдром Дауна» – самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

Умственная отсталость при синдроме Дауна имеет 3 степени тяжести, которые зависят от врожденных факторов и воспитания:

  • Дебильность. Характеризуется небольшой недоразвитостью психики, отсутствием способности широко мыслить, примитивным мышлением. Тип синдрома встречается в 5% случаев.

  • Имбецильность. Выражается в неспособности абстрактно и обобщено мыслить, среднем уровне недоразвитости. Форма даунизма отмечается в 75% случаев.

Идиотия. Форма синдрома, при которой пациент с даунизмом не может самостоятельно себя обслуживать. Уровень умственной отсталости не позволяет научить этому больного даунизмом. Встречается в 20% случаев.

Уровни моторного недоразвития у детей с синдромом Дауна

1 уровень Безречевые дети.

2 уровень Отдельные лепетные слова и словосочетания.

3 уровень Бытовой словарь и фразовая речь.

Индивидуально – психологические особенности:

  1. Медленное формирование понятий и становление навыков: снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа; необходимость большого количества повторений; низкий уровень обобщения материала; утрата навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

  2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно.

  3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер.

  4. Особенностью предметно-практического мышления, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность).

  5. Нарушение сенсорного восприятия (звуков, сигналов, представлений о цвете, форме, величине т.д.), что может быть связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

Одна из самых сложных проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. И понятно, что ни в какой специальной литературе зарубежных авторов невозможно найти необходимых советов и рекомендаций, так как обучение языку невозможно без учета его специфики. 
Овладение элементарными навыками разговорной речи у детей с синдромом Дауна задерживается. Зачастую дети данной категории не говорят вовсе или овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения с помощью общения с другими людьми затруднена, это мешает им как-то повлиять на события, происходящие в окружающем мире, больше узнать о нем.

Чаще всего, умение говорить развивается, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна присущи трудности в освоении грамматического строя речи, семантики. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания. Фразовая речь может появиться как к 6-7 годам, так и 10-12 годам. 

Логопедическая работа с детьми с синдромом Дауна делится на следующие этапы.

Первый этап_- обследование состояния речи. На первых занятиях выясняется уровень сформированности речевой функции. Важное внимание уделяется пониманию обращенной речи. Для обследования используются общепринятые в логопедии методы и приёмы. Но при этом необходимо учитывать сохранность интеллекта каждого конкретного ребенка. И, исходя из личностных особенностей каждого ребенка, подбираются методы и приёмы обследования.

Второй этап – установление контакта с данным ребенком. Это один из самых важных этапов, на котором необходимо заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, как к личности логопеда, так и к самим занятиям, уточнить, что интересует малыша, какие задания он выполняет с большим желанием, что бы в будущем использовать это в своей работе.

Читайте также:  Дети с синдром дауна ангелы

Третий этап – это собственно логопедические занятия. Стоит учитывать, что новые знания, ребенок с синдромом Дауна, усваивает очень медленно, в результате многократных повторений. И только правильно подобранная методика даст ребенку возможности быстро добиться успехов. Переоценка уровня возможностей ребенка может привести к составлению слишком трудной программы, а недооценка – к составлению слишком легкой программы, которой, не будет хватать занимательности. 

На первом этапе логопедические занятия начинаются с гимнастики: мимической, артикуляционной и дыхательной. Обязательно в комплекс включаются вокально- голосовые упражнения и упражнения на мелкую моторику, занятия логоритмики. В ходе выполнения артикуляционных упражнений, по мере подготовки артикуляционного аппарата, вызываются те или иные звуки. Наряду с этими упражнениями, ведется работа над пониманием обращенной речи. Весь комплекс артикуляционно- мимической гимнастики с элементами дыхательной гимнастики и вокально-голосовых упражнений предлагается детям в картинном материале. Демонстрируются как цветные, так и черно-белые картинки-раскраски, на которые дети очень хорошо реагируют. Постепенно, по мере усвоения какого-либо упражнения, оно либо усложняется, либо включается новое упражнение. Длительность индивидуального занятиясоставляет 15-20 минут, что соответствует нормам САНПиНа.

Таким образом, на данном этапе, а он длителен по времени, ведется работа над:

  • подготовкой артикуляционной моторики к постановке звуков, а точнее к правильному произнесению звуков;

  • вызыванием, по мере возможности, отдельных звуков: от звуков раннего онтогенеза [Н], [П],[Т], до более сложных звуков типа [Ш],[Ж],[Ч];

  • уточнением и обогащением пассивного словаря;

  • формированием мелодико-интонационной стороны речи;

  • развитием мелкой моторики рук.

На четвертом этапе ведется работа по формированию активного словаря. Зачастую, у детей с синдромом Дауна, появляются слова целиком, фонетически оформленные верно. В это время главное место занимает работа с книгой или картинкой. Благодаря многократному повторению и просмотру одних и тех же слов и картинок, ребенок уже на первых порах может освоить достаточно большое их количество и, отрабатывая правильное произношение, закреплять их. 

Чаще всего лучше начать с карточек (рисунков). Логопед называет предмет, изображенный на карточке. По ходу занятия постепенно дополняем рисунок деталями – у дома появляются окна, потом дверь, труба. 
На этом этапе необходимо вводить в разговор неоконченные предложения. Также используются задания типа «Дополни предложение», где вместо слова в конце предложения нарисована картинка. Например: «Мы увидели …(картинка лиса). Красивый хвост у …(картинка лиса). Рыжая шубка у …(картинка лиса). И т.д». Изолированно слово лиса ребенок произносил. Недоговаривая последнее слово фразы, ребенку дается понять, что от него ждут. Эти приемы удаются в том случае, когда ребенок пытается вспомнить слово или фразу и ждет от логопеда помощи. В случае если ребенок не отвечает на вопрос, то можно помочь ему помочь. Если он воспользуется подсказкой, можно задать первый вопрос, предоставляя ему возможность употребить нужное слово или фразу без помощи логопеда.

Можно использовать упражнения такого вида:

hello_html_5eaa1e4.png

Далее ведется работа с глаголами, наречиями, прилагательными, предлогами и т.д. Как можно раньше необходимо начинать работу по развитию лексики. Работа с книгой, а также можно использовать компьютер или планшет, поможет организовать работу над развитием речи, опираясь на зрительное восприятие, использовать большое количество разных тем и сюжетов, включая в себя расширение и обогащение словаря – и, соответственно этому, постоянную коррекцию произношения каждого нового слова.

Ребенок с синдромом Дауна не может ответить на вопрос не потому, что в голове у него пустота. Напротив, он перегружен беспорядочной информацией, неорганизованной и бессистемной. Мозг такого ребенка не в состоянии самостоятельно ее обработать. Ребенка с синдромом Дауна обучают говорить, начиная с простого, переходя все более к сложному. Вся работа должна быть последовательной и постепенной.

Но, все-таки, самым основным моментом в ходе логопедических занятий, необходимо научить ребенка языку общения. Общение – это не только умение произносить слова. Определение «общение» включает в себя также умение слушать, понимать, соблюдать очередность в разговоре, подражать и уметь завязывать беседу, при встрече приветствовать, при расставании прощаться. Речь может и должна быть использована для удовлетворения многих потребностей.

Чтобы научиться общаться с людьми так, как принято в обществе, ребенок с синдромом Дауна должен посещать детский сад, школу. Ребенка с синдромом Дауна возможно научить многому, что умеет делать обычный ребенок, но для этого нужно гораздо больше времени и усилий со стороны взрослых, и тогда он может достичь самых смелых результатов.

  • Сурикова Зинаида Владимировна

  • 12.05.1981 г.р.;

  • ГБОУ Салаватская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ;

  • 453260, Республика Башкортостан, г.Салават, ул. Октябрьская д. 36, кв.3.

  • Телефон 89174639346

  • e-mail z.v.surikova@mail.ru

  • паспорт: 8013 757277, выдан 29.05.2013г. отделом УФМС России по республике Башкортостан в городе Салават;

  • ИНН: 026604655998

  • номер страхового пенсионного свидетельства: 100-480-335 93

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Салаватская коррекционная школа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа город Салават Республики Башкортостан

Творческая группа.

Выступление на тему: «Особенности логопедической помощи детям с синдромом Дауна».

Выполнила: учитель-логопед Сурикова З.В.

23.10.2018г.

Источник