Массаж при гидроцефальном синдроме у грудничка

С диагнозом «гидроцефалия» родители грудничка могут столкнуться еще в родильном доме. Нередко также патологию обнаруживают позднее, после выписки. Растерянность и испуг новоиспеченных родителей вполне понятны, ведь патология считается довольно серьезной. Но гидроэнцефалопатия – вовсе не приговор, и современная медицина располагает множеством способов помочь ребенку. Из этого материала вы узнаете, как относиться к такому диагнозу и как лечить малыша.
О заболевании
Головной мозг ребенка омывается спинномозговой жидкостью, которую называют ликвором. Эта жидкость невероятно важна – она очищает и омывает мозг, доставляет к нему лейкоциты, необходимые для защиты. Выработка ликвора непрерывна. У здорового ребенка она не застаивается – омывая мозг, ликвор снова попадает в спинномозговой канал. При нарушении оттока церебральная жидкость начинает скапливаться в желудочках мозга и под его оболочками. Это состояние и называется водянкой, или гидроцефалией головного мозга.
Повышение уровня жидкости приводит к неминуемому и очевидному повышению давления внутри черепа. Под давлением некоторые структуры могут частично или полностью страдать, «вымываться». Тяжелая атрофическая гидроцефалия может иметь довольно разрушительные для мозга последствия.
Чем раньше у грудничка обнаружено такое состояние, тем лучше. Начальные стадии аномалии довольно легко устранимы без существенных последствий для здоровья крохи в будущем. Гидроцефалия средней степени вполне может привести к нарушению функционирования отдельных участков мозга, что может проявиться нарушением речи, психики, неврологическими патологиями, проблемами со слухом и зрением, координацией движений и движениями в целом. Если не оказать помощь ребенку с водянкой головного мозга, он может погибнуть.
Это состояние встречается в среднем у одного новорожденного на четыре тысячи.
Классификация и причины возникновения
У новорожденных различают два типа водянки – врожденную и приобретенную. Врожденные формы развиваются на фоне поражающих факторов еще в период внутриутробного пребывания малыша. Это может быть инфекция у мамы, особенно опасны заболевания в первом триместре. Вызвать скопление церебральной жидкости в мозге могут и определенные пороки развития центральной нервной системы.
Приобретенные формы недуга наиболее часто обнаруживаются у недоношенных малышей, а также у детей, которые получили родовую травму. Вызвать нарушение дренажных способностей ликвора может инфекция, которой малыш заразился после рождения, а также развитие опухоли в той или иной части мозга.
Классификация гидроцефалии подразумевает четкое разделение видов недуга по месту скопления жидкости. Она может быть наружной, внутренней или комбинированной. Наружная форма подразумевает застой жидкости во внешней оболочке, тело мозга не затронуто. Чаще всего наружная форма регистрируется у детей как последствие родовой травмы.
При внутренней форме ликвор накапливается в желудочках мозга, а при комбинированной, смешанной – и под оболочками, и в теле мозга. Это наиболее тяжелая форма патологии.
При обследовании стараются сразу выявить не только то, в каком участке происходит скопление жидкости, но и в каком месте возникла преграда для оттока. По этому признаку гидроцефалия может быть открытой и закрытой. В первом случае преград для движения ликвора не обнаруживается, но количество его вызывает существенные вопросы. При закрытой форме причина нарушения дренажа обычно кроется в аномалии строения желудочков или ликворных протоков. Скопление церебральной жидкости в этом случае почти всего затрагивает внутренние отделы мозга.
Если аномалию обнаруживают в течение двух суток после развития, в диагнозе появляется слово «острая». Подострая водянка развивается в течение нескольких месяцев, очень медленно и почти незаметно. Хроническая гидроцефалия присутствует у ребенка более шести месяцев и может довольно долго «скрываться», ведь накопление ликвора происходит постепенно. Чем ближе к хронической стадии, тем менее благоприятными будут прогнозы на будущее.
Компенсированной называют гидроцефалию, признаки которой не определяются внешне – малыш выглядит здоровым и ведет себя нормально. При ухудшении состояния и проявлении внешних признаков говорят о декомпенсированной форме заболевания.
Отдельно оценивается степень аномалии – она может быть умеренной или выраженной. По темпам развития водянка делится на прогрессирующую, стабильную и регрессирующую, при которой симптомы уменьшаются, идут на спад.
Развиться водянка головного мозга у новорожденного может и на почве резус-конфликта с матерью, и на почве имеющихся генетических заболеваний, и на фоне стремительных родов. Нередко она развивается уже после рождения из-за заражения менингитом.
Симптомы и признаки
Основным признаком гидроцефалии у новорожденного считается увеличенный размер головки. Если у здорового карапуза обхват головки на 2 сантиметра больше обхвата грудной клетки, то уже к полугоду ситуация меняется и пропорции становятся обратными. У ребенка с водянкой головка продолжает оставаться больше грудной клетки.
Для гидроцефалии свойственен довольно специфический вид черепа – лобные доли выпирают, голова выглядит несколько неестественно. Но у новорожденного такой признак дает о себе знать только при тяжелой форме недуга врожденного происхождения. Внешние изменения черепа при компенсированной водянке развиваются постепенно.
Нормой для новорожденного считается обхват головки в пределах 33-35 сантиметров. Но отклонения от базовых размеров еще не могут говорить о наличии водянки, ведь большая голова может быть всего лишь унаследованной чертой внешности маленького человека. Тревожным симптомом будет не исходный размер головы, а темпы ее роста. Если обхват за первый месяц жизни составил не 0,5-1 см, а 4 и более, доктор вполне может заподозрить у карапуза гидроцефалию.
Если к окончанию периода новорожденности обхват головки растет стремительно, могут появиться и дополнительные признаки, например, голубые прожилки вен на лбу и затылке малыша. К 28-дневному возрасту кроха даже не будет пытаться удерживать головку, не будет пытаться следить глазами за мамой и улыбнуться.
Кожные покровы над большим «родничком» будут выпуклыми и пульсирующими. Ребенок может демонстрировать плохой аппетит, беспокойный сон, постоянный плач и очень медленный набор веса. К двум месяцам может проявиться нистагм зрачков глаз и выпирание лобных долей. К этому же возрасту может проявиться расходящееся косоглазие.
Тяжелая водянка, требующая экстренного медицинского вмешательства, проявляется рвотой и монотонным плачем.
Постановка диагноза
Основным способом проверить опасения у новорожденных является проведение нейросонографии – УЗИ головного мозга через незакрытый родничок. При сомнительных результатах могут быть рекомендованы МРТ или КТ. Нейросонографию же теперь по распоряжению Минздрава проводят всем без исключения грудничкам в возрасте 1 месяца.
С гидроцефалией как диагнозом врачи часто перестраховываются, устанавливая превышение жидкости по результатам исследования 30-40% малышей. При этом формулировка может быть другой, свидетельствующей об обнаружении расширенных желудочков мозга. О повышенном давлении внутри черепа родители от неврологов слышат еще чаще. При этом большинству мам и пап нет ровным счетом никакого резона волноваться – количество ликвора у новорожденных может быть повышенным по вполне нормальным, физиологическим причинам. Поэтому важно следить за состоянием малыша в динамике.
Нейросонография сама по себе не может быть поводом для установления диагноза «водянка головного мозга». При серьезных визуальных отклонениях будет показана компьютерная томография или МРТ. Новорожденным такие методы диагностики проводят в состоянии глубокого медикаментозного сна (наркоза).
Если доктор рекомендует пройти эхоэнцефалографию или электроэнцефалографию, мама и папа грудничка вполне могут с чистой совестью отказаться. Эти методы не считаются информативными в случае гидроцефалии, но по старым стандартам продолжают назначаться.
Прогнозы и последствия
Если диагноз подтвердился, у любого здравомыслящего родителя возникает вполне резонный вопрос о прогнозах – что будет с малышом дальше? На этот вопрос ни один доктор не сможет дать ответа, поскольку прогнозирование при гидроцефалии считается делом неблагодарным.
Легкая открытая водянка обычно не имеет последствий, правда, при условии, что ее вовремя обнаружили и правильно лечили. При закрытой водянке окклюзионного типа последствия для здоровья и развития малыша практически неизбежны.
Врожденные формы водянки лечатся быстрее, чем приобретенные. Тяжелые глубинные формы заболевания нередко приводят к дебильности, психическим расстройствам, отставанию в развитии. На фоне тяжелой гидроцефалии может развиться детский церебральный паралич, эпилепсия.
Само заболевание в медицине считается излечимым. Неизлечимыми могут быть его последствия. Если за ребенком дома ухаживать и выполнять рекомендации врача, прогнозы более позитивны, чем прогнозы при аналогичной форме и стадии, но у ребенка, от которого отказались в роддоме и который попал в дом малютки.
Лечение
Основным официальным способом лечения считается хирургическое вмешательство. Но довольно часто при нетяжелых формах водянки врачи назначают и консервативное лечение. Его основу составляют мочегонные средства, которые способствуют выводу жидкости из организма. Помимо медикаментов, могут быть рекомендованы некоторые народные средства, например, лист брусники.
Чаще всего в схемах лечения присутствуют такие препараты, как «Диакарб» и «Аспаркам», «Маннитол» и препараты калия. Малышу рекомендуется гимнастика, массаж, иногда физиотерапия. Если за 3-4 месяца не происходит положительных изменений, повторное обследование показывает отсутствие какого-либо существенного эффекта, рекомендуется сделать операцию.
Чаще всего проводится шунтирование. В рамках вмешательства делают трепанацию черепа и выводят лишний ликвор через силиконовый шунт, введенный в желудочек мозга. Второй конец выводят в брюшную полость, прокладывая трубочку под кожей ребенка.
Шунтирование довольно опасно, осложнения возникают в 50-60% случаев. Шунт приходится менять, ребенку приходится снова переживать серьезное хирургическое вмешательство. Альтернативные дренирующие операции проблемы не решают, поскольку жидкость после однократной откачки может скапливаться снова и снова.
Большой популярностью пользуются эндоскопические операции. В современных клиниках и медцентрах установку шунта малышу стараются проводить именно таким способом.
После операции ребенок состоит на диспансерном учете у невролога пожизненно.
Мнение доктора Комаровского
Когда диагноз доказан и обоснован, родителям важно держать себя в руках, считает известный детский доктор Евгений Комаровский. Разумное и спокойное отношение к назначенной терапии – вот залог успеха. На практике все может быть совсем не так, как хотелось бы. Встревоженные и отчаявшиеся родители нередко начинают разыскивать остеопатов, которые гарантируют, что смогут без операции вправить косточки шеи и черепа грудничку на место, чтобы отток жидкости нормализовался.
Евгений Комаровский подчеркивает, что обращения к таким специалистам могут закончиться для ребенка и его мамы с папой довольно плачевно. Пользы от остеопатов, по словам доктора, официально нет. Да и врачей такой специализации нет. А последствия есть, и они весьма печальны.
О гидроцефальном синдроме у детей до года, его признаках, диагностике и прогнозах, смотрите в следующем видео.
Источник
Из практического опыта.
Ребёнку был почти год, когда мы начали делать массаж и гимнастику. В анамнезе гидроцефалия. У ребёнка была операция, поставили шунт, по которому, при скоплении излишней жидкости из полости желудочков головного мозга происходит отток в брюшную полость по трубочке расположенной под кожей. Ребёнок сильно отставал в физическом развитии, на момент начала наших занятий, девочка умела только переворачиваться, ей было 11 месяцев. Также с ней уже работал войта-терапевт. Нам предстояло проделать большую работу, т.к. в таком возрасте уметь только переворачиваться это серьёзное отставание.
Начали мы сразу с массажа и гимнастики. Первое время длительность массажа преобладала, а количество и временная доля упражнений в процедуре росли постепенно, нужно было дать ребёнку адаптироваться. Малышка на первых занятиях была не в восторге от тренировок, дети не любят напрягаться.
С массажем понятно, где-то расслабляли, но в основном тонизировали. Гимнастика была с особенностями, в связи с рекомендациями врача. Некоторые позы были нежелательны. Врач рекомендовал также не массировать живот.
Упражнений делали много на разные группы мышц.
Первая задача была, поставить ребёнка на четвереньки
Для этого укрепили первым делом плечевой пояс и брюшной пресс. Сначала ребёнок начал лежа на животе поднимать верхнюю часть туловища на вытянутых руках, опираясь в пол. Следующее умение — девочка лёжа на животе стала подтягивать под себя ножки и поднимать таз. Ну а потом встала на четвереньки. Родители повеселели) и ребёнок тоже, ей стало нравиться повторять свои новые умения и к гимнастике она стала относиться проще т.к. окрепла. Гимнастику мы делали ежедневно, с перерывом на выходные. Этих умений мы добивались примерно 2–3 месяца. Конечно в стандартных случаях это происходит в три раза быстрее, но у нас ребёнок с последствиями гидроцефалии. Хоть и были своевременно приняты меры по лечению, но на физическое развитие грудничка все равно оказано влияние.
Следующие этапы: раскачивания на четвереньках, учимся садиться
После того, как ребёнок встал на четвереньки самостоятельно, необходимо готовиться к ползанию, для этого сначала дети раскачиваются, «выпрыгивают» вперед, а потом начинают переставлять конечности. В те моменты, когда ребёнок раскачивается на четвереньках у малыша образуются нейронные связи между органами вестибулярного аппарата и пышечными группами, которые задействованы при ползании. Дети всегда начинают с маленькой амплитуды и постепенно увеличивают её по мере образования и запуска в работу нейронных связей. В нашем случае мы намеренно раскачивали ребёнка, чтобы ускорить процесс. Вестибулярный аппарат у девочки тоже медленно включался в работу.
Параллельно учились садиться двумя способами:
- со спины, через бочок, опираясь на одну руку, а другой держась за инструктора- массажиста
- присаживаясь с четверенек назад и справа или слева от ножек, ручки на опоре (столе)
Следующий этап учимся ползать, переставляем ручки и ножки, вырабатываем двигательный стереотип
Все новые умения медленно, но появляются. Через пол года родители отказались от войта-терапии, и решили оставить гимнатику.
(Статья написана детским массажистом Алексеем Владимировичем Матросовым для сайта happybabymassage.ru центра детского массажа «Счастливый малыш», копировать её запрещено!)
Мы продолжили, и новый и самый длительный и сложный для равновесия этап вертикализации ребёнка. Учимся вставать, стоять, приседать, шагать
Вставать с коленочек получалось сначала неуверенно, болтало во все стороны, но постоянным повторением упражнения, мы достигли успеха и малышка стала вставать уверенно и с одной ножки поднимать своё тело, хотя в начале с трудом с двух ног вставала. Окрепли ягодичные и бедренные мышцы (четырёхглавая). Укрепляли приседаниями. Для укрепления спины делали наклоны. Шаговые движения вырабатывали ходьбой с поддержкой за две руки, тоже сначала ребёнка качало во все стороны, но организм постепенно привык и движения стали увереннее. Потом стали для улучшения равновесия ходьбу с препятствием, зашагивая на ступеньку и спускаясь с неё.
Очень важный и незаслуженно мало используемый метод тренировки равновесия у детей, которые учаться ходить — ходьба по ступенькам. В последствии родители отмечали, что для ребёнка на улице это было одним из любимых занятий).
После тренировок с ходьбой и приседаниями, когда ребёнок стал увереннее себя чувствовать на ногах, уже не качало так сильно и девочка могла спокойно стоять но с поддержкой. Настало время потихоньку эту поддержку свести к минимуму и вовсе убрать. Для этого мы уже приседали держась одной рукой, ходили по столу держась за одну руку, вставали с коленочек держась за одну руку, пробовали стоять без поддерки, на улице родители много ходили с ребёнком. Важно было добиться, чтобы в сознании ребёнка постепенно вырабатывалось понимание, что нужно надеяться на себя, т.к. рука поддерживающая его всё время становиться всё «мягче и разболтаннее» (хитрости инструктора) и надежды на неё с каждым днём всё меньше и меньше. Постепенно угасает условны рефлекс выработанный на поддержку рукой. В итоге ребёнок начиля сам стоять без поддержки, и делать 2–3 шага сам. На этом мы закончили наш длительный курс по физической реабилитации ребёнка с последствиями гидроцефалии, который длился почти год. Занимались ежедневно, кроме выходных, изредка делали перерыв на 1–2 недели.
В заключении хочу сказать, для тех кого всё таки постигла такая беда с гидроцефалией, найдите хорошего массажиста или инструктора ЛФК и занимайтесь. Самим без навыков и понимания, что нужно делать заниматься с ребёнком лучше не надо, вы упустите время. Найдите специалиста по реабилитации детей.
Автор: массажист Алексей Владимирович Матросов
Источник