Мастер классы с детьми с синдромом дауна

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Левина Марина Гавриловна,
Лапина Марина Владимировна,
МБОУ ДО ЦТР «Октябрьский»,
г. Ижевск
Опыт работы с детьми с синдромом Дауна.
Одним из приоритетных направлений российского образования как раз является то, чтобы дети с особенностями развития имели равные возможности с другими детьми в получении образования. Остро назрела потребность во внедрении инновационных форм обучения, которые создадут детям с синдромом Дауна оптимальные условия обучения. А одна из примет современного времени – прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с особыми потребностями. И, как следствие такого прогресса, создание условий педагогической помощи и интегрированного образования таких детей.
Каждый человек живет свою жизнь с теми возможностями, которые у него есть. Дети с синдромом Дауна имеют те же права и должны иметь те же возможности для развития своего потенциала.И родители, и педагоги стали лучше сознавать потребность таких детей в особой заботе, они убедились в том, что эти дети могут так же, как и другие, с пользой для себя учиться, активно отдыхать и участвовать в жизни общества. С другой стороны — эти дети не только могут, но и любят учиться.
По своим физиологическим и психологическим особенностям они отличаются от обычных детей. У этих детей слабо развит интеллект, есть проблемы со зрением и речью. Чувствительность пальцев можно сравнивать с ощущениями обычного человека, который надев толстые перчатки пытается застегнуть пуговицы, вдеть нить в иглу, нарезать хлеб, пользоваться ножницами. Это дети с особыми образовательными потребностями.
На протяжении многих лет дети с синдромом Дауна не имели возможности реализовать свое право на образование. Таких детей признавали не обучаемыми и нуждающимися в уходе и лечении. В современном обществе специалисты считают, что детям с синдромом Дауна необходима помощь в развитии. Декоративно-прикладное творчество – это вид деятельности, который позволяет ребенку с синдромом Дауна независимо от уровня развития интеллекта, способностей и физического состояния, пройти адаптацию и сделать первые шаги к полноценной жизни в обществе.
Принимая решение заниматься с такими детьми, педагог должен быть психологически настроен на такое взаимодействие. Ведь дело не в ребенке, а как мы его воспринимаем.
Педагоги Центра творческого развития «Октябрьский» города Ижевска решились на такое взаимодействие. Первое что они сделали – это встретились со специалистами работавшими с такими детьми. На встречах педагоги узнали, что дети с синдромом Дауна обучаемы, что нужно иметь огромное терпение для получения результата взаимодействий.
Первое знакомство педагогов с детьми и родителями общественного движения «Солнечный Мир» произошло на мероприятии, посвященному дню именинника, на которое их пригласили представители Регионального общественного движения «Солнечный Мир» Удмуртской Республики.
У педагогов появилось еще больше уверенности в их желании заниматься с такими детьми, прошел страх, что не получится взаимодействия. Увидели, что это контактные дети, которым интересно все что происходит вокруг них, они так же нуждаются во внимании не только со стороны своих семей, но и окружающих. А эмоции полученные на мероприятии посвященному «Всемирному дню человека с синдромом Дауна», где педагоги провели мастер – класс по декоративно-прикладному творчеству, стерли оставшиеся сомнения в желании заниматься с детьми с синдромом Дауна.
Но не только психологически настроен должен быть педагог в работе с такими детьми, но и квалифицированно подготовлен. Так администрация учреждения ЦТР «Октябрьский» не однократно направляла педагогов на курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. На которых педагоги узнали о специфических особенностях присущих данной категории детей. Знание психофизиологических особенностей обучающихся (психические и психологические новообразования, память, мышление, внимание, воображение, речь, образовательная деятельность) позволит педагогам не только осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, но и осознанно, профессионально грамотно выбрать наиболее эффективные формы, приемы и методы обучения.
Общаясь с председателем РОД «Солнечный Мир» педагоги узнали о сайте благотворительного фонда зарегистрированного в России «Даун сайт АП». Это Всемирная благотворительная организация в поддержке людей с синдромом Дауна. В Москве есть филиал этой организации, куда обратилось наше учреждение ЦТР «Октябрьский» с просьбой о предоставлении методических материалов.
Работая над разработкой образовательной программы на учебный год для детей с синдромом Дауна, в летний период на базе учреждения ЦТР «Октябрьский» педагогами были проведены занятия по декоративно – прикладному творчеству. Эти занятия помогли выявить индивидуальные особенности, способности и возможности детей,
Учебному году педагогами была составлена программа по декоративно- прикладному творчеству для детей с ОВЗ «Радуга творчества». Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что возможности декоративно-прикладного творчества являются одной из эффективных форм реабилитации детей с синдромом Дауна, способствуют улучшению их морально-психологического состояния и расширению эмоциональной сферы, повышению уровня умственного развития, дает возможность разностороннего развития: ассоциативного мышление, чувство прекрасного, наблюдательность, самостоятельность
Из опыта работы педагоги узнали, что такие дети плохо концентрируют внимание, часто бывают рассеянны. Они могут не реагировать на вопросы, отвечать невпопад или, наоборот, становятся активными, включаться в работу, а потом резко происходит смена настроения – им больше не хочется участвовать в процессе занятия. Они замыкаются… Это усложняет процесс обучения. К этому нужно быть готовым.
Знание факторов, которые облегчают или затрудняют обучение, позволяет педагогам лучше составлять планы и подбирать задания, а также успешнее работать над их выполнением. Так же очень важным фактором успешности в обучении является совместная деятельность детей и родителей на мастер-классах, календарных праздниках, итоговых занятиях. Участие детей с синдромом Дауна в проведении «уроков добра» в разных объединениях нашего учреждения помогает в социализации этих детей.
Занимаясь с детьми с синдромом Дауна ручным творчеством: валянием из шерсти, бисероплетением, работой с бумагой, текстилем, педагоги раскрыли возможности этих детей. А достижения в конкурсах разного уровня еще раз дают понять, что эти дети могут и хотят развиваться, заниматься в учреждениях дополнительного образования. Да, у них есть отклонения в развитии, но в обстановке любви и заботы эти дети хорошо развиваются. Обучение детей с синдромом Дауна – непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям, и педагогам.
Список литературы:
1.Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. Москва 2013 Благотворительный фонд «Даунсайд АП»
2.Сьюзон Д.С. Ребенок с синдромом Дауна.. Москва 2012.Благотворительный фонд «Даунсайд АП»
3.Интернет источники:«Даунсайд АП» https://downsideup.org/ru
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Мастер – класс Мнемотехника с детьми с синдромом Дауна
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
мастер-класс «Использование мнемотехники при обучении детей с синдромом Дауна» Поп Е.В. Учитель начальных классов
2 слайд
Описание слайда:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский
3 слайд
Описание слайда:
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».
4 слайд
Описание слайда:
АКТУАЛЬНОСТЬ 1.Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. 2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление. 3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт. МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
5 слайд
Описание слайда:
ЗАДАЧИ: 1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии. 2.Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. 3.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память. 4.Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера. 5. Обучать детей правильному звукопроизношению. 6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
6 слайд
Описание слайда:
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
7 слайд
Описание слайда:
ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК По сугробам напрямик, Не корзина, не метла, Шел веселый снеговик. Не плитка шоколадная, А в руке его была А елочка нарядная!
8 слайд
Описание слайда:
Заучивание стихотворения «ЁЛОЧКА» Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. Н.Нищева
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Заучивание чистоговорок, потешек
11 слайд
Описание слайда:
Составление описательных рассказов
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Результаты – у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; – появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; – появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; – словарный запас выходит на более высокий уровень; – дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Вывод. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
15 слайд
Описание слайда:
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Специалист в области охраны труда
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-413377
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Первую группу набрали еще год назад Фото: vk.com/solnmir
Фото: vk.com
Есть миф, что дети с синдромом Дауна необучаемы, поэтому для них мало где организуют занятия допобразования – кружки, секции, студии. Такие ребята ходят чаще всего в коррекционные школы, а после уроков идут домой. В некоторых семьях родители пытаются восполнить пробел самостоятельными занятиями – они вместе рисуют, делают поделки.
– Но родительские амбиции требуют выполнения совершенной работы детьми, поэтому они ограничивают свободу проявления себя ребенком, лишая их инициативы, – рассказали авторы ижевского проекта «Солнечная ИЗО-студия, как эффективный метод абилитации детей с синдромом Дауна».
В прошлом году в студии запустили, тогда еще в качестве эксперимента, проект: родителей с детьми, у которых синдром Дауна, пригласили на занятия. Арт-терапию широко применяют в рамках реабилитационных программ на Западе для таких ребят. Рисование, лепка, изготовление поделок развивает мелку моторику, что особенно важно для детей с 1-1,5 лет. Опыт иностранных коллег показал – через творчество ребенок с синдромом Дауна получает необходимые навыки, он быстрее учится писать, становится самостоятельным и не так как раньше зависит от родителей в бытовом плане.
Помогают ребятам ассистенты-волонтеры Фото: vk.com/solnmir
Фото: vk.com
Год назад в Ижевске создали первую такую группу. В нее вошли 18 ребят от 5 до 14 лет.
– Занятия в творческих объединениях по традиционным методикам неэффективны для детей с синдромом Дауна. И дети, и их родители быстро утрачивают интерес к этим занятиям, – рассказали в общественном движении Удмуртской республики «Солнечный мир».
Цель проекта не только научить детей рисовать, конечно. Авторы проекта применяют методики, с помощью которых ребенок получает навыки, без которых его дальнейшая социализация невозможна. Эти умения пригодятся, когда воспитанник студии пойдет в школу.
– Проанализировав опыт занятий прошлого учебного года, мы пришли к выводу, что у детей с синдромом Дауна необходимо восполнить недостаток по формированию мелкой моторики, повышение компетенции педагога и произвести замену родителей на ассистентов, – сообщили в «Солнечном городе».
Сделать проект еще масштабнее удалось благодаря средствам президентского гранта. Теперь ИЗО-студия объединяет 100 семей. При этом всего в Удмуртии проживает 154 ребенка с таким диагнозом.
К проекту присоединились волонтеры, которые прошли специальное обучение. В основном это молодые люди от 16 до 30 лет. Общее число волонтеров пока составляет 25 человек, но в студии готовы принять еще желающих помогать детям. Добровольцы заменяют родителей на занятиях для ребят, которые не могут самостоятельно выполнять задания педагога.
В «Солнечном городе» уже видят положительный результат от участия ассистентов-волонтеров, дети становятся самостоятельнее и могут без страха оценок и наставлений выражать себя в творчестве.
Но это не значит, что родителям в студии нет места. Для них проводят специальные обучающие лекции: как заниматься дома с детьми, в каких случаях стоит поправлять ребенка во время рисования, а еще в «Солнечном городе» проводят родительские собрания, дают домашние задания, мастер-классы и устраивают совместные с детьми экскурсии.
– Проект будет считаться успешным, если из 25 участников студии у 25 будут сформированы основные навыки изобразительной деятельности, у 15 будет сформирован интерес к занятиям: они будут посещать занятия регулярно, у десяти рука будет подготовлена к письму, пять детей к концу учебного года начнут заниматься самостоятельно, без сопровождения ассистента, – сообщают авторы проекта.
Рисунки ребят попадут на выставку Фото: vk.com/solnmir
Фото: vk.com
По окончании годового курса работы ребят попадут на выставку, которую «Солнечный город» организует совместно с партнерами. Также планируется изготовить сувенирную продукцию и календарь с рисунками детей.
Источник
В Оренбурге и Оренбургской области живет около 700 детей с синдромом Дауна, которые воспитываются в семьях. Многим из них не хватает педагогической и социальной поддержки, и всем без исключения – позитивного, открытого, принимающего отношения общества.
«Все девять месяцев УЗИ настаивает, что малыш здоров, но рождается ребенок с синдромом Дауна. Врачи говорят: “Вам будет стыдно с ним гулять, пишите отказ”. Потом на детской площадке сердобольные мамочки требуют уйти вместе “со своим детенышем”. Говорят, что боятся заразиться», – рассказывала в одном из интервью информационному порталу «Орен 1» Елена Сидоренко, мама девочки с синдромом Дауна и руководитель оренбургского развивающего центра «Солнечные дети».
Когда Елене, несмотря на неимоверные трудности, удалось устроить своего ребенка в детский сад, она познакомилась еще с несколькими родителями «солнечных» детей. Они стали общаться и дружить, а в марте 2012 года учредили Автономную некоммерческую организацию, которую так и назвали: «Солнечные дети». Сейчас это успешный и востребованный развивающий центр. Работает он не только для того, чтобы организовать обучение и воспитание детей с синдромом Дауна, но и чтобы помогать их интеграции в общество, а также оказывать влияние на отношение окружающих к людям с ограниченными возможностями.
Именно с этой целью весной нынешнего года было решено снять документальный фильм о том, кто такие дети с синдромом Дауна, чего они могут добиться, если с раннего детства заниматься их развитием, как живут их семьи и как работает центр «Солнечные дети», где они получают всестороннюю помощь.
Идею поддержали областные и городские власти Оренбурга. Нашлись тележурналисты, готовые осуществить этот проект, а также многие другие неравнодушные люди, которые согласились тем или иным образом поучаствовать в нем. Один из таких людей – молодой художник Алекс Долль – человек, которого хорошо знают в Оренбурге, где он провел практически все свое детство. Он и сейчас частенько приезжает туда из швейцарского города Берна, где сначала учился в Высшей школе искусств, а потом остался жить, занимаясь живописью и зарабатывая продажей картин. В свои 26 лет Алекс сумел добиться того, к чему многие стремятся долгие годы. Выставки его работ проходили в Швейцарии, Италии, Германии, Франции, Лихтенштейне, а также во многих российских городах – от Москвы до Салехарда.
Алекс признается, что сначала, когда его пригласили принять участие в создании фильма о «солнечных» детях, он даже не понял, в чем суть проблемы. «В благополучной Швейцарии жизнь людей с ментальными нарушениями проходит по-другому, – говорит он. – Там отнюдь не редкость – увидеть в общественных местах детей с синдромом Дауна. Они гуляют в парках со своими родными и друзьями, катаются на велосипедах, ходят по улицам, ездят на общественном транспорте… Как правило, семьи, где есть такие люди, объединяются, помогая им развиваться и социализироваться. В Швейцарии обычное дело, если человек с синдромом работает, скажем, в супермаркете на кассе… А в России, как оказалось, такие люди нередко сталкиваются с непониманием, с негативным отношением общества».
Первым делом Алекс посоветовался со своим московским другом – телеведущим Михаилом Комлевым, который уже давно участвует в благотворительной и просветительской работе в поддержку детей с синдромом Дауна. Алекс попросил объяснить ему, как лучше построить общение с такими детьми, и Комлев дал ему всего один, самый главный, совет: «Единственное, что надо делать – это быть искренним с ними». Вооруженный этим напутствием, Алекс полетел в Оренбург, чтобы начать работу над проектом.
Предполагалось, что в документальный фильм должны войти, среди прочего, моменты общения «солнечных» детей с посторонними людьми, чтобы показать, как они относятся к чужому человеку, приходящему к ним извне. Таким человеком и стал Алекс Долль. «Сначала я пришел в гости в их центр, и мы с ними познакомились, – рассказывает он. – На следующий день мы отправились на прогулку в красивейший парк на берегу реки Урал. Мы туда шли по главной улице Оренбурга, держась за руки, и все обращали на нас внимание, а оператор снимал происходящее на камеру. Все это делалось для того, чтобы показать в фильме, каким образом можно выйти на контакт с этими детьми, как они себя ведут с окружающими, каким образом реагируют на внешние факторы среды, как нужно относиться к какому-то их особенному поведению».
С первой же встречи Алекс убедился в том, что если дети с синдромом Дауна кого-то полюбят, то от всей души. «Если они радуются, то невозможно не радоваться вместе с ними, – замечает художник. – Если они счастливы, то даже становится неловко, потому что для них не существует принятых в современном обществе границ между людьми. Они подходят, обнимают, целуют, оказывают знаки внимания. Это абсолютно обезоруживает, ведь в нашей обычной жизни не многие готовы к такому открытому проявлению чувств… Самое главное, что я о них понял – это совершенно, полностью, до глубины души искренние люди».
Впрочем, к «солнечным» детям Алекса пригласили не только для того, чтобы использовать его колоритный облик, личное обаяние и растущую популярность для привлечения внимания к задуманному документальному фильму и тем проблемам, которые в нем поднимаются. Важную роль сыграло также то, что Алекс – личность творческая, и радостью этого творчества он готов делиться с другими. Это вдохновляюще действует на любого человека, а что касается детей с синдромом Дауна, то через творчество они раскрываются, показывают себя, благодаря чему окружающим становится легче их понять и принять.
Было задумано, что Долль проведет с воспитанниками центра «Солнечные дети» несколько художественных мастер-классов. Он рассказывает об этом так: «Зная о том, что у этих детей есть проблемы с мелкой моторикой, что им трудно будет правильно держать кисть и работать ею, я пытался придумать, как лучше построить творческое общение с ними. Очевидно было, что не стоит использовать традиционные методики, которые применяются при обучении рисованию. Я решил исходить из того, что будет посильно и интересно моим новым маленьким друзьям. В голову пришла идея повесить на стены большие листы ватмана и предложить детям обводить фигуры друг друга, а потом раскрашивать получившиеся рисунки».
И вот первый мастер-класс начался. Сначала ребята обводили силуэт самого художника, потом – своих друзей. Конечно, все, включая Алекса, перемазались красками, но радости не было предела! После каждый взялся дорисовывать либо себя, либо другого участника мастер-класса. Это было очень интересно и поучительно, потому что позволяло лучше понять, как дети воспринимают себя и других людей.
Второй мастер-класс Алекс посвятил тому, чтобы познакомить детей с техникой под названием «нить дружбы». На большой лист фанеры в произвольном порядке прикрепили гвоздики. Эта поверхность и стала основой арт-объекта. Затем участникам мастер-класса было предложено взять несколько цветных нитей и протягивать их от одного гвоздика к другому в той последовательности, в какой им захочется. В итоге получился абстрактный объект, ценность которого в том, что ребята сделали его своими руками и трудились над ним вместе. «Очень важно – уметь работать в команде, и техника «нить дружбы» помогает тренировать этот навык, – подчеркивает Алекс. – Дети помогали друг другу, вместе стремились к результату и добились его. Кстати, и с художественной точки зрения это смотрелось красиво и необычно».
Третий мастер-класс позволил детям увидеть и опробовать еще одну интересную технику. С ее помощью можно получить изображение бабочек, цветов и других симметричных объектов. Делается это очень просто: лист бумаги делится вертикальной или горизонтальной линией надвое, у этой линии с одной стороны рисуется ровно половина, скажем, вазы с цветком, а потом, пока краски еще сырые, бумага сгибается по намеченной оси, чтобы рисунок отпечатался на чистой половине листа. Когда его снова разворачивают, и перед ребятами предстает законченное изображение, они радуются этому, как настоящему чуду…
Заключительный, четвертый мастер-класс был посвящен цветам. Ребята вновь использовали нитки, но уже по-другому: закрашивали их красками (каждую – определенным цветом), укладывали эти сырые нити на листе бумаги, закрывали другим листом, слегка прижимали рукой и осторожно вытягивали. При этом каждая нить оставляла на бумаге размытый след, а вместе они создавали оригинальную картинку. Помимо чисто эстетического удовольствия, такое занятие учит детей действовать последовательно и выполнять инструкции.
Завершая свой рассказ о мастер-классах, Алекс сказал: «Я надеюсь, что этим опытом воспользуются все желающие: родители, педагоги, воспитатели детских дошкольных учреждений. Ведь это просто, весело и интересно. И, даже не умея рисовать, можно благодаря этим приемам помочь особым детям выразить себя через художественное творчество, чтобы окружающие лучше понимали их».
Источник