Ментальная арифметика для детей с синдромом дауна

Ментальная арифметика для детей с синдромом дауна thumbnail

Нам часто задают вопросы: «Как Ментальная арифметика по методике «Абакус-центра» может помочь детям с ограниченными возможностями?», «Есть ли противопоказания к занятиям ментальной арифметикой?»

Ментальная арифметика, как любое образование – это способ развития ребенка. Можно сказать, что это инструмент развития. Сам по себе инструмент – это всего лишь возможность. А как конкретный ребенок будет учиться им пользоваться, зависит прежде всего от самого ребенка, от его психической и умственной организации. Любое обучение – это труд, требующий усилий. Здесь дети встречаются как с победами, так и с трудностями. Это закаляет характер и волю. И здесь выбирать родителям! Дать ребенку шанс справиться и открыть в себе новые возможности или спасовать.

Занятия по ментальной арифметике способствуют улучшению математических способностей, увеличивают мозговую активность, делая мозг не ленивым. Продуманная программа от «Абакус-центра» способствует развитию логики, концентрации внимания и памяти. Наша методика – это эффективный инструмент интеллектуального развития.

Исследования эффективности ментальной арифметики проводились неоднократно. По результатам исследований мы говорим о том, что методика «Абакус-центра» улучшает когнитивное развитие не только у обычных детей, но и у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Преподаватели наших центров с 2015 года работают с «особыми детьми» по программе «Ментальная арифметика Абакус». Индивидуально с преподавателями проходят занятия у детей:

  • С легкой ЗПР (задержка психического развития),
  • Аутичными чертами при сохранном интеллекте,
  • Легкой УО (умственная отсталость),
  • Нарушением межполушарных связей (Межполушарная дисфункция),
  • Гиперактивностью.

Занятия проводятся индивидуально, так как у каждого ребенка своя скорость освоения материала.

В коррекционных школах ведутся групповые занятия с детьми, у которых имеются нарушения зрения, слуха и письменной речи. По словам тифлопедагогов и сурдопедагогов результат от групповых занятий в коррекционных школах есть, и очень заметный. Для учеников важны не только интеллектуальные тренировки, но и эмоциональное развитие. На занятиях особое место занимают кинезиологические упражнения, в которых используются разнообразные интеллектуальные, командные игры и включаются элементы BrainFitness для детей.

С весны 2016 года Абакус-Центр и Языковой клуб «ВВС» сотрудничают с коррекционной школой №76 для слабовидящих и поздноослепших детей г.Тюмени. В рамках пилотной программы по нашей методике обучаются незрячие дети. За короткий срок они смогли освоить основы вычисления на счетах.

Еще В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Вся деятельность на занятиях ментальной арифметики построена таким образом, чтобы стимулировать у детей интерес к занятиям и знаниям.

В коррекционной школе занятия по ментальной арифметике проходят 1 раз в неделю (не более 40 минут) в рамках внеурочной деятельности. На занятии присутствует 10-15 детей. У детей всегда есть выбор пойти на занятие ментальной арифметики или заняться другим делом. И дети выбирают Ментальную арифметику. Они с большим удовольствием готовятся к занятию (раскладывают счеты, раздают рабочие тетради и т.д.) и занимаются на самом занятии. Особенно любимые виды работы: «Флеш-карты» и игры BrainFitness

У детей с проблемами зрения есть ряд сопутствующих нарушений. Раз они не видят или почти не видят, то они не умеют или им сложно визуализировать, представлять и удерживать образы. На занятиях ментальной арифметики запускаются компенсаторные механизмы, и дети справляются с задачами, которые считались для них просто недоступными.

Детям нравится преодолевать трудности: первому решить на время, сделать без ошибок или попросить у учителя задание потруднее. Трудно удержать интерес у детей с ЗПР или УО. Бывает, что у такого ребенка на одном из занятий получилось работать на счетах и произвести перевод образов абакуса в числа, а на следующем оказывается, что надо начинать с «чистого листа», с азов. Здесь к ребенку на помощь приходят школьные тьюторы и психолог.

С января 2017 года занятия перешли в новый формат: класс разделен на 2 группы, и занятия проходят по подгруппам. Это дает возможность педагогу и ребятам развиваться в индивидуальном темпе с разной скоростью овладения знаниями.

Для любого учителя очень важно, чтобы ребенок успешно овладел программным материалом, усвоил школьные знания по предметам. А ментальная арифметика является одним из способов развития ребенка его познавательной сферы. Мы сравнили статистические показатели школьного психолога по изучению познавательной сферы: внимание, память, мышление (см. диаграмму №1, №2, №3).

Диаграмма №1

Диаграмма №2

Диаграмма №3

При изменении числовых показателей линейная прямая показывает на увеличение качественного показателя (внимание, память) и стабильность (мышление). Можно сделать вывод, что ментальная арифметика как одна из форм работы ведет к росту познавательной сферы. Это подтверждают диаграммы № 1-3.

Читайте также:  Что такое положительный анализ синдрома жильбера

Обратим внимание на успеваемость по школьному предмету «математика» в мае 2016 г. и январе 2017г.. На диаграмме №4 видно, что вырос процент качества на 3,4%, Степень Обученности Учащихся (СОУ) на 6,6%.

Диаграмма №4

Таким образом, наблюдается положительная динамика по овладению школьного курса математики.

« … у ребенка загораются глаза, когда мысленно он представляет счеты, и то, как бы он на них работал, если бы они были перед ним (перебирая в воздухе пальцами), а главное – ведь он дает правильный ответ, складывая или вычитая в уме двух- и трехзначные числа или выражения из нескольких компонентов. Когда у ребенка спрашиваешь: «Как тебе это удалось?», дети часто отвечают: «Так это легко!», и тогда позитив, эмоции переполняют и тебя тоже, – рассказывает преподаватель коррекционной школы Корникова Л.Г.. – Разным детям равные возможности! Это подтверждается нашим участием в олимпиаде по ментальной арифметике. Мы принимаем участие, и за одной партой садится ребенок с ОВЗ и ребенок «норма», и у них блеск в глазах и улыбки на лицах, и победа над собой».

В Абакус-центре также работают с детьми с нарушениями межполушарного взаимодействия. Один из примеров работы с ребенком с нарушением межполушарных связей. Ученик знает все цифры, но при этом возникают трудности при решении примера 2+2. На занятиях по ментальной арифметике на скорость делает сложение и вычитание двухзначных чисел «простым методом» на абакусе, а также однозначных чисел с «помощью брата». На ментальном уровне решает сложение и вычитание однозначных чисел простым методом. Самое интересное, что ребенок начал применять ментальную арифметику в быту: считает сдачу в магазине, представляя абакус. Как отмечают родители, ребенок стал решать логические задачи.

При работе с «особенными детьми» Абакус-центр рекомендует включать в программу занятия следующие упражнения:

  • Счет на слух (Данное упражнение развивает слуховое внимание. Дети слышат числа и знаки только один раз, т.к. числа и знаки в упражнениях на слух не повторяются. Это улучшает концентрацию внимания и оперативную память. Регулярное выполнение этих упражнений увеличивает скорость обработки информации. Благодаря данному упражнению ребенок привыкает слышать, обрабатывать информацию и записывать ответ одновременно);
  • На визуализацию (Развивают воображение и гарантированно улучшают зрительную память ребенка);
  • С флеш-картами (Ребенок должен сосредоточиться на флеш-карте, чтобы правильно ответить на вопрос. Происходит быстрая смена Флеш-карт, при этом тренируется наблюдательность и фотографическая память).

Мы ждем ваших детей в Абакус-центре
и всегда верим в их лучшее будущее!

Авторы статьи:Ганиев Р.Р., Корникова Л.Г, Багаутдинов Р.Р

Поделитесь новостью в социальных сетях:

Источник

Здравствуйте, мои дорогие!

Сегодня затронем сложную тему.

Знаю, среди вас есть родители, которые воспитывают «особых детей». Например, с аутизмом, ДЦП, задержкой развития.

Можно ли им заниматься ментальной арифметикой? Можно и нужно.

Единственное, ребятам с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) требуется индивидуальное обучение. Ведь оно «заточено» под конкретного ребёнка, учитывает его особенности.

Дочитайте статью до конца, и вы узнаете, каких реальных успехов добиваются ученики.

Коррекционные возможности.

Первостепенная цель ментальной арифметики для «особых детей» — не просто развивающая, а ещё и коррекционная.

Индивидуальные занятия ментальной арифметикой помогут, если имеется:

  • лёгкая умственная отсталость;
  • расстройство аутистического спектра;
  • нарушение межполушарных связей;
  • задержка психического развития;
  • гиперактивность.

У многих ребят с ОВЗ особо сильно проявляется дисбаланс между полушариями мозга. В результате страдает внимание, реакция, память. Ментальная арифметика корректирует этот дисбаланс. Возникают стабильные нейронные связи.

Важно, чтобы уроки проходили индивидуально, желательно в домашних условиях. Тогда ученику с ОВЗ проще сосредоточиться. Его ничего не будет отвлекать.

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Абакус и не только.

Для учеников с ОВЗ важно системно развивать мелкую моторику рук, а также амбидекстрию — умение пользоваться двумя руками одномоментно.

Это как раз и дают занятия счётом на абакусе. С первых уроков дети двигают на счётах косточки. Учим их использовать обе руки. Играем в игры. Например, какая рука быстрее передвинет косточки. Или набираем число на абакусе, а затем просим показать его с помощью пальцев. С этими заданиями отлично справляются и ребята с нарушением зрения.

Разбавляем игры гимнастикой для непослушных пальчиков. Многие «особые ученики» страдают из-за спазма мышц, это помогает им расслабить руки. Ещё одно полезное упражнение — скоропись. Дети выводят одинаковые цифры или буквы быстро и аккуратно.

Физкультминутки помогают развивать общую и крупную моторику детей  с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья

На ментальном уровне.

«Счёт на слух» — ещё одно полезное упражнение. Стимулирует развитие слухового внимания. «Особый ребёнок» слышит число лишь раз, он вынужден концентрироваться. Чувствует себя Цезарем: одновременно слышит информацию, обрабатывает её и записывает ответ.

Читайте также:  Синдрома множественной эндокринной неоплазии i типа

Счёт на ментальной карте развивает воображение. Ученик представляет, что нарисованные смайлики или цветы — это косточки абакуса. Водит по ним пальцем и считает в уме.

Важна роль флеш-карт. Это картинки, на которых изображены ряды абакуса. Расположение косточек обозначает определённые числа. Только сосредоточившись, ученик даст правильный ответ. Педагог начинает менять карточки, с каждым разом быстрее. Это тренирует наблюдательность. Такие игры на визуализацию улучшают зрительную память.

Ментальный счёт — долгожданный этап. Ученик воображает счёты, мозг трудится. Ребёнок справляется в уме с многозначными числами.

Безграничные успехи.

Дети с ОВЗ становятся усидчивее, внимательнее, чувствуют себя успешными — вот главный результат ментальной арифметики.

Ребята с нарушением межполушарных связей, которым раньше было трудно сложить «2+2», начинают считать цены в магазинах. Эти истории рассказывают довольные родители.

В разы возрастают математические наклонности детей с аутизмом. Они качественно справляются с заданиями, легко запоминают результаты вычислений.

Ещё один плюс — это социализация детей с ОВЗ. Они участвуют в состязаниях по ментальной арифметике. Российский мальчик с ОВЗ в 2019 году победил на международном чемпионате UCMAS.

Это доказывает, что в ментальной арифметике нет границ. Главное — предусмотреть индивидуальное обучение, найти к вашему сыну или дочке особый подход. Тогда у него всё получится.

Заходите в онлайн-школу «Ментальная арифметика».

Онлайн-школа на сайте https: //marbir.ru, обучение для дошкольников и школьников и взрослых.

Рада, если ответила на вопросы, которые вас волновали.

Если нет, спрашивайте в комментариях.

Поделитесь статьей, чтобы увидели другие родители.

Подпишитесь на блог, не пропускайте обновления!

До встречи!

Источник

У большинства детей-дислексиков, которые испытывают серьёзные трудности с чтением и письмом, могут быть и выраженные сложности с математикой. Они проявляются в том, что ребёнку сложно складывать в уме даже двузначные числа, он не может воспринимать их на слух, что особенно проблематично во время математического диктанта. Да и в целом, он медленнее справляется с заданиями, чем его одноклассники.

Естественно, родители, когда видят проблему ребёнка, хотят ему помочь.

И вполне логичным кажется вариант с освоением ментальной арифметики, ведь дети, которые ей владеют показывают просто настоящие чудеса: они в уме легко и непринуждённо складывают трехзначные числа и практически мгновенно дают ответ на самый сложный вопрос.

Однако давайте разберёмся так уж ли полезна ментальная арифметика, особенно для детей-дислексиков.

Как «работает» ментальная арифметика?

Принцип счёта построен на том, что ребёнок в своем воображении представляет специальные счёты-абакусы и в голове передвигает нужные костяшки, получая тем самым нужные ответы. Абакус похож на классические советские счёты, разница только в том, что на каждой спице размещено по 5, а не по 10 костяшек. Передвигаются эти костяшки по особым правилам, которые дети и осваивают во время занятий.

Казалось бы, что всё отлично, но есть определённые минусы, про которые обычно центры, где учат ментальной арифметике, не рассказывают.

Механическое заучивание алгоритмов

На курсах дети просто запоминают алгоритмы, по которым им надо работать с примером, они не понимают, почему необходимо действовать именно так.

А ведь преподавание математики строится совершенно на других принципах. Простой пример: для того чтобы ученик сам «дошёл» до понимания алгоритма сложения столбиком, он учится сначала вычитать/складывать в пределах десяти, осознаёт разницу между десятками и сотнями и т.д.

Он просто в голове представляет свой абакус и считает по нему.

Специальные счёты-абакусы.

При изучении же ментальной арифметики ничего этого нет – детям просто дают готовые формулы, которые они заучивают без какого-либо понимания математических законов.

В итоге, когда ребёнок сталкивается с текстовыми задачами, то просто не может объяснить, как он к такому выводу пришел – он просто в голове представляет свой абакус и считает по нему. Другими словами, из ребёнка делают своего рода робота, который выдаёт верные ответы на вопросы.

Воображение не развивается!

При рекламе своих курсов «ментальщики» делают упор на развитие воображения у ребёнка. Но в действительности он держит в голове только образ одного абакуса, а это никак нельзя назвать развитием воображения.

И вот этот момент очень больно бьёт по детям-дислексикам, так как подсчёты в уме больше стимулируют работу правого полушария, которое ответственно за творчество. В итоге мозг ребёнка-дислексика ещё больше рассогласовывается, а значит, он начинает ещё большие трудности испытывать с обучением. Да, может он и начнёт, лучше считать, но проблемы с почерком и чтением, только усилятся.

Детям-дислексикам для того, чтобы решить свои трудности с обучением, наоборот, надо работать над обеспечением доминации левого полушария мозга. Почему именно так? Ответ в этой статье. Именно левое полушарие у нас отвечает за логику, а значит, и за обучение.

При дислексии требуется сохранять согласованную работу полушарий мозга!

Об особенностях работы мозга дислексика можно почитать ещё в этих статьях:

*Как устроен мозг дислексика?

*Полушария мозга: за что они отвечают и при чём здесь дислексия?

Из ребёнка делают
своего рода китайского счетовода

И ещё один нюанс, который стоит знать, перед тем как идти на курсы ментальной арифметики, – там не ПРЕПОДАВАТЕЛИ, а тренеры, то есть люди, которые далеки от образования. Вы уверены, что хотите отдавать своего ребёнка на обучение математике тренеру китайских счетоводов, а не настоящему учителю, который научит ребенка рассуждать над условиями задачи и аккуратно работать в тетради?

Читайте также:  До какого возраста синдром детской внезапной смертности

Уважаемые родители!

Для того чтобы помочь своему ребёнку-дислексику решить трудности с обучением, ему не нужны «волшебные» курсы и занятия. Основная задача – обеспечить согласованную работу мозга, а для этого необходимо:

  • Выполнять специальные физические упражнения, которые направлены на стимулирование полушарий мозга.
  • «Прокачивать» работу мозжечка, который оказывает прямое влияние на успехе в учёбе.
  • Формировать правильную нейродинамику в чтении и письме и новые нейронные связи в мозге.
  • Больше заниматься графокоррекцией, которая помогает решить множество психоэмоциональных проблем и способствует повышению академической успеваемости ребёнка.

Как эти все методики работают на практике, вы можете узнать на YouTube-канале учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которая более 30 лет оказывает помощь дислексикам всех возрастов.

Источник

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА ПРИ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА, РАССЕЯННОГО СКЛЕРОЗА, СЛАБОУМИЯ И Т.Д
МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА ПРИ ДИСКАЛЬКУЛЯЦИИ, ДИСЛЕКСИИ, БОЛЕЗНИ ЛАФОРА, БОЛЕЗНИ БАТТОНА, БОЛЕЗНИ НЬЮМЕНА-ПИКА, У ГИПЕРАКТИВНЫХ МАЛЫШЕЙ, У МАЛЫШЕЙ СТРАДАЮЩИХ ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ И Т.Д.

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА ПРИ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА: ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ
часто можно услышать словосочетание «старческий маразм», когда имеются в виду расстройства поведения у пожилых людей. Именно болезнь Альцгеймера – наиболее частая причина слабоумия, которое развивается в пожилом возрасте.
БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА – ЧТО ЭТО?

Отложение белка в виде так называемых бляшек, образование нейрофибриллярных комочков, которые состоят из поврежденных нейронов, – именно эти процессы становятся причиной разрушения нервной структуры мозга. В центральной части коры головного мозга отмирают нейроны, клетки мозга атрофируются, что приводит к необратимым изменениям психики.
На ранних стадиях болезнь проявляется забывчивостью, эмоциональными расстройствами, дезориентацией в пространстве, апатией. При прогрессировании болезни начинаются галлюцинации, проблемы с передвижением, неспособность узнавать даже близких родственников, судороги, невозможность принятия решений и выполнения простых умственных и даже физических действий – таких как умывание или прием пищи.
болезнь Альцгеймера значительно реже поражает людей с высоким интеллектом, которые постоянно развиваются. Причина в том, что у таких людей существует большее количество связей между нервными клетками, а значит, при гибели одних клеток потерянные функции могут передаваться другим, ранее не задействованным клеткам.

Первые проявления болезни Альцгеймера могут фиксироваться уже после 40 лет, но зачастую их путают с другими недугами. Так, проблемы с памятью и сном, повышенную тревожность можно ошибочно отнести к проявлениям постстрессового синдрома либо атеросклероза сосудов.

БЫВАЕТ ЛИ БОЛЕЗНЬ У ДЕТЕЙ?

Детям классический Альцгеймер не угрожает, это возрастная болезнь. Однако некоторые детские заболевания провоцируют развитие деменции у детей – потерю памяти, навыков, то есть приобретенного слабоумия.

Это болезни Лафора (отложение в головном мозге специфических структур), Баттена (отложение жировых пигментов) и Ньюмена-Пика (недостаток жизненно важного фермента).

ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДИКИ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ

Болезнь очень трудно поддается лечению, да и о профилактике врачи говорят с сомнением – считается, что если есть генетическая предрасположенность, то болезнь настигнет. Но отодвинуть проявления болезни как можно дальше – возможно. Специалисты говорят от здоровом питании, богатом витаминами группы В и фолиевой кислотой, снижении холестерина в крови и, конечно же, непрерывном умственном развитии. Именно постоянные тренировки мозга и развитие отодвигают проявления болезни и смягчают ее признаки на начальных стадиях.

Одна из эффективных методик профилактики старческого слабоумия – ментальная арифметика. Методика используется во всем мире для развития возможностей мозга, памяти, гармонизации работы обоих полушарий, тренировки нейронных связей мозга, скорости и качества мышления.
Классическая методика состоит из работы на специальных счетах, а затем обучения скоростному счету в уме, который для непосвященного человека кажется просто чудом. На самом деле – это естественные реакции мозга на тренировки.

В Азии и США методика ментальной арифметики официально используется для профилактики болезни Альцгеймера и рассеянного склероза. Существуют и курсы для людей, у которых уже проявились признаки болезни Альцгеймера. Их результаты не так эффектны по сравнению со здоровыми людьми, однако методика позволяет значительно замедлить разрушающие процессы. И, конечно, подход к обучению различается в случае профилактических курсов и работы с уже заболевшими людьми.

Источник