Мероприятия по профилактике синдрома вы
Синдром эмоционального выгорания диагностируется, включая следующие компоненты:
- Анамнез жизни и болезни, профессиональный анамнез. Врач уточняет наличие расстройства сна, аппетита, настроения, мотивации, признаков соматических заболеваний. Важно знать, какие события произошли недавно: смена рабочего места, развод, рождение ребенка.
- Наличие перенесенных заболеваний: язва, гастрит, депрессия, инфекции центральной нервной системы.
- Установление группы риска. Синдрому эмоционального выгорания больше всего подвержены специалисты в деятельности типа «человек–человек»: врачи, учителя, социальные работники, продавцы, менеджеры, воспитатели.
- Результаты психометрических исследований – шкала эмоционального выгорания Бойко, опросник эмоционального выгорания Маслач.
- Употребление лекарств, алкоголя, наркотиков, курение.
- Признаки психических расстройств: тревожность, возбуждение, рассеянность внимания, снижение объема памяти, эмоциональная лабильность, неадекватная самооценка, патологически сниженное настроение, пассивность, внешний локус контроль, чувство вины.
Общие рекомендации
Если ваша жизнь сопряжена со сферой деятельности «человек–человек» – вы подвержены высокому риску эмоционального выгорания. Чтобы снизить шанс и повлиять на провоцирующие факторы, следует выполнять рекомендации ниже. Они подходят для людей любой специальности: для медицинского работника или социального работника, педагога, юриста, психолога, руководителя, менеджера.
Способы профилактики:
Правильный отдых. Урегулируйте режим труда и отдыха. Работа – на работе, отдых – дома, на природе, с друзьями. Сотрудничество с людьми всегда предполагает бумажную писанину и бюрократию. Она может скапливаться. Но это не значит, что ее нужно доделывать дома: рабочие задачи, выполняющиеся дома или на досуге, всегда повышают вероятность эмоционального выгорания.
Если в свободное время вы продолжаете думать о работе, отвлекитесь – читайте, играйте на музыкальном инструменте или в компьютерные игры, смотрите фильмы. Когда вы не работаете дома, вы можете ощущать тревогу. Но не работать дома – нормально.
Концентрация на хобби особенно важна для врачей-онкологов, психиатров, медицинских работников паллиативной помощи. Эти специалисты чаще всего сталкиваются с тяжелыми пациентами. Если постоянно думать о них, врачи быстро эмоционально выгорают.
Физические упражнения. В неделю – минимум 3 раза по 30 минут. Любая доброкачественная физическая нагрузка снимает стресс и позволяет отвлечься от негативных мыслей. Нет определенного правила о том, как нужно заниматься. Это могут быть любые физические упражнения: плавание в бассейне, игра в футбол, катания на велосипеде, борьба, тренажерный зал или бег. Чтобы физические упражнения не стали рутиной, меняется вид спорта каждые несколько недель.
Сон. Во время сна восстанавливаются резервные силы, активнее работает иммунитет, вытесняются неприятные воспоминания, крепчают нервные процессы. Сон – один из основных факторов, препятствующих эмоциональному выгоранию и стрессу.
Выясните, сколько вы обычно спите, и сколько вам требуется времени, чтобы после сна почувствовать себя отдохнувшим. Если при средней длительности сна в 7-8 часов вы не отдыхаете, добавьте к следующей ночи 30 минут. И так до тех пор, пока в течение недели каждое утро вы не почувствует отдых и бодрость.
Рабочее окружение. Чтобы избежать эмоционального выгорания, организуйте рабочую обстановку и распорядок дня. Стандартный рабочий день должен содержать перерывы по 30 минут и большой перерыв на обед длительностью от 45 до 60 минут. Так вы избежите интеллектуальной нагрузки и разбавите обстановку.
Для офисных работников и всех, кто большую часть рабочего времени проводит за компьютером, рекомендуется делать простые физические упражнения. Это снижает мышечный тонус и препятствует заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Простая гимнастика: в течение 2-х минут делайте круговые движения шеей. Чтобы снять мышечное напряжение, выполняйте гимнастические упражнения: подтягивания, круговые движения туловищем, разминка суставов.
Распределение обязанностей. Сотрудник быстро выгорает, когда ему дают дополнительную рабочую нагрузку, которая не предусмотрена его обязанности и профессиональными навыками. Распределите равноценные обязанности, делегируйте задачи подчиненным или сотрудникам.
Важный профилактических фактор выгорания – умение отказывать. Когда не можете сказать «нет», вы сознательно копите рабочие задачи. Когда они набираются, сокращается время на выполнение основных дел. Под конец квартала или года вы понимаете, что на столе лежит стопка документов, которые вообще не хочется делать, ведь за них не доплачивают. Не берите дополнительные задачи, либо просите за них доплату.
Хобби и активная жизненная позиция. Смещать акцент с рабочих дел нужно куда-то. Чаще всего это хобби. Они помогают отвлечься, отдохнуть и получить удовольствие.
Черты личности, которые препятствуют выгоранию
Особенности личности – основные психологические факторы профилактики синдрома эмоционального выгорания. «Личностная выносливость» – это компоненты характера, которые способствуют высокой жизненной активности. Личностная выносливость, как черта характера, позволяет человеку контролировать жизненные ситуации и быстро реагировать на изменения. У людей в развитой личностной выносливостью всегда низкие показатели по признакам эмоционального выгорания.
Слабый эффект эмоционального выгорания наблюдается у людей, которые имеют активную тактику сопротивления стрессу. Когда появляется конфликт или неприятности на работе, люди с активной тактикой стараются уладить проблемы в ближайший срок. Люди с пассивной тактикой сопротивления стрессу выжидают решение от оппонентов, конкурентов и коллег. Они не берут ответственность на себя. У людей с пассивной тактикой всегда высокий риск эмоционального выгорания.
Существует внешний и внутренний локус контроля. Активный – когда человек приписывает неудачи и успехи своей деятельность. Если человек с внутренним локусом контроля опаздывает на работу, не успевает подготовить отчет или предлагает новую бизнес-идею, он приписывает это своим навыкам или огрехам.
Человек с внешним локусом контроля приписывает события, случившиеся с ним, внешним факторам. Сбил на дороге пешехода – виноват пешеход; не успех подготовить отчет – виноват программист, который не починил компьютер; перевыполнил план на 13% – «мне просто повезло».
Люди с внутренним локусом контроля страдают эмоциональным выгоранием гораздо меньше, чем с внешним.
Эмоциональному выгоранию препятствует адекватная самооценка. Низкая самооценка повышает риск развития эмоционального истощения, так как такие люди склонны винить себя или недооценивать собственные преимущества и профессиональную компетенцию.
Упражнения для профилактики
Психологическая модель Роберта Ассаджоли состоит из основной (ядерной) личности и частиц – субличностей. Из многих субличностей складывается основная личность. Роберт Ассаджоли под субличностью понимает социальные роли: муж, сын, сотрудник, друг, начальник или подчиненный, родитель и брат.
Часто субличности конфликтуют между собой: у отца одна жизненная позиция, у друга – вторая, у мужа – третья. Например, человек в роли отца твердит сыну: «Пить плохо». Тот же человек в роли друга выпивает каждые выходные перед сыном. Итальянский психолог утверждает: чтобы предотвратить синдром эмоционального, следует воссоздать единую картину субличностей в одну – целую и гармоничную.
Для этого он придумал такие методы в виде упражнений:
Упражнение «Круг субличностей»:
- Напишите на бумаге список своих желаний. Записывайте любые желания, которые придут в голову, независимо от их социальной значимости: поймать килограмм рыбы, купить новую гитару или посетить симфонический оркестр. Спрячьте список на один день.
- На следующий день достаньте список желаний. Перечитайте его. Вспомните и постарайтесь описать чувства, которые охватывали вас во время перечисления желаний. Есть ли такая субличность, которая имеет идентичные желания? Или есть субличность, которая осуждает некоторые из перечисленных желаний или считает их малозначимыми?
- Теперь постарайтесь прочувствовать желания субличностей и ваши собственные. Выпишите то, что хочется именно вам – не отцу, не другу, не мужу, не начальнику.
- Наберите 20 желаний. Отсейте и сократите список до 5 пунктов – это главные желания.
- Возьмите лист А4. Нарисуйте круг с диаметром до 20 см. Теперь нарисуйте в нем круг с диаметром 5 см. Центральное кольцо – это ваша личность. Распишите в нем 5 основных желаний.
- Теперь вспомните максимальное количество ваших субличностей. Дайте каждому из них имя. Например, заботливый, ответственный, сильный.
Это упражнение дает возможность лучше понять себя, свои истинные желания и навязанные желания обществом. Вы стали лучше распознавать свой голос и отличать его от голоса субличностей. Особенности синдрома в том, что выгоранию способствует незнание своих целей и желаний, и одним из признаков является деперсонализация – ощущение потери себя. Поэтому осознание себя – важный фактор профилактики эмоционального выгорания.
Упражнение «Негативная субличность»:
Негативные субличности часто мешают реализации плана. Они критикуют, провоцируют, обесценивают и подрывают доверие к себе. Представьте себе дело, которое вы давно хотите реализовать.
Представьте, что вы закончили его: построили дом, открыли кафе или написали книгу. Теперь представьте явления, которые могли бы помешать вам выполнить задуманное. Вычлените эти мысли из общего потока сознания и соберите их воедино. Вы только что создали негативную субличность, которая всегда вам мешает. Назовите ее, придумайте ей символ и нарисуйте ее на бумаге.
Заключите с ней «договор»: что вам нужно сделать, чтобы негативная субличность перестала критиковать и обесценивать. Подумайте, почему она делает именно это.
Упражнение помогает изучить свои страхи, помогает исследовать непродуктивные установки, которые мешают реализовать мечту.
Принципы жизни, препятствующие эмоциональному выгоранию
Синдром сгорания часто развивается у людей с непродуктивными и неосознанными установками. Программа профилактики включает перемену этих установок на продуктивные:
- Сила интеллекта может ослабить и нейтрализовать неприятные эмоции и жизненные события. Позитивное мышление всегда лучше, чем негативное. Всегда помните, что у стороны две медали – ищите позитивные стороны даже у наиболее неприятных событий. Подумайте, какие вы сможете получить выгоды, если завтра вас уволят?
- Припишите себе девиз: «Сейчас хорошо. Все, что происходит вокруг, делает меня сильнее.
- Неблагоприятные события жизни – это всегда временное явление. Подчините эти события себе и постарайтесь их перевернуть в позитивную сторону.
- Люди часто помнят о своих недостатках, забывая о достижениях. Ежедневно напоминайте себе о том, в чем вы сильны, что вы делаете лучше других.
- Вместо того, чтобы «пережевывать» негативные ситуации и эмоции, проанализируйте их – выясните причину, почему это произошло, какими последствиями это грозит. Всегда ищите как можно больше путей выхода.
- Конфликт решается сразу после его появления.
- Общайтесь с людьми, которые вам приятны.
- Любой человек, независимо от своих политических взглядов, внешнего вида, предпочтений в музыке или спорте имеет право. Он может спокойно проявлять свою индивидуальность. Свобода одного человека заканчивается ровно там, где начинается свобода другого.
- Вы имеете право на ошибку. Любой человек имеет право на ошибку. Ошибаться – это нормально. Ошибаться – значит что-то делать. Тот, кто ничего не делает, никогда не ошибается.
Этот небольшой тренинг поможет осознать истинные желания и оценить жизнь – так ли он хочет ее прожить, или нет. Если вы не удовлетворены, этот план работы составлен для вас.
Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/profilaktika-emotsionalnogo-vygoraniya
Источник
Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания
Медицинская практика показывает, что синдром профессионального выгорания может диагностироваться, согласно МКБ-10, по-разному: как “расстройство приспособительных реакций” (код F43.2) в связи со стрессовыми событиями, либо “проблемы, связанные с трудностями организации нормального образа жизни” (код Z73). См. Приложение 1.
Диагноз зависит от внимательной оценки соотношения между формой, содержанием и тяжестью симптомов; анамнестическими данными и личностью; стрессовым событием, ситуацией и жизненным кризисом.
В выраженных формах синдром профессионального выгорания подлежит полному и комплексному врачебному психотерапевтическому лечению с использованием всех средств врачебной психотерапии. Используются все основные этапы врачебной психотерапии: релаксация, излечение соматических, психиатрических и психосоциальных расстройств, коррекция, обучение (в том числе жизнь в болезни) и переучивание, социализация.
При этом применяется весь потенциал врачебной психотерапии: естественно-научный (медицинский), гуманитарно-личностный и социально-мировоззренческий подходы к терапии. Применяются психологические и психосоциальные воздействия и лекарства (включая лечение астении, депрессии и тревоги, налаживание сна, ноотропы, аминокислотные комплексы, витамины и т.д.), режим труда и отдыха, питания, движения, обеспечивается коррекция представлений о социуме и внутренней картины болезни, связь между страдающим больным, его “внутренним дитя” и лечащим врачом, социальная помощь и адаптация, проводится социальная реабилитация и реадаптация, физическая, психическая, коммуникативная и трудовая реабилитация, что позволяет добиться полноценного возврата (включения) пациента в макро- и микросоциум, в семью, к труду.
К сожалению, в ряде случаев развитие СЭВ заходит очень далеко, наблюдается стойкое негативное отношение к работе, к пациентам, коллегам. В таких ситуациях необходимым становится изменение места работы, переход на административный вид деятельности, работа, не связанная с людьми.
Именно поэтому так важны профилактические меры, предупреждающие эмоциональное, профессиональное выгорание, используя при этом различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).
Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие синдрома эмоционального выгорания среди персонала, то самопроизвольного улучшения не происходит.
Синдром выгорания оказывает воздействие на все аспекты мотивационной сферы человека. При этом происходит нарушение сбалансированности структуры мотивации и гармоничных отношений между ее компонентами: повышение степени дезинтегрированности структуры, перераспределение роли элементов и выпадение некоторых из них из общей системы мотивации.
Исследование феномена психического выгорания не могло не привести к мысли о существовании его антипода, характеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду. К. Маслач было предложено понятие “engagement” (“вовлеченность в работу” – как один из вариантов перевода), которое характеризуется прямо противоположными выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью. [42]
Все эти дефиниции можно определить общим понятием – мотивационная включенность, понимаемая как особое пролонгированное психическое состояние, выступающее “ядром” интрагенной (внутренней) активности субъекта. Вовлеченность – это желание предпринимать личные усилия, вносить свой вклад в деятельность организации для достижения ее целей. Существуют определенные механизмы формирования и повышения уровня включенности. При этом уровень ее сформированности и развития выступает как показатель меры собственного участия индивидуума в любом процессе, а значит, во многом определяет эффективность его деятельности.
Мотивационная включенность выступает условием формирования вовлеченности в профессиональную деятельность. Вовлеченность в работу может быть достигнута лишь в том случае, если данная работа пробуждает у людей:
· готовность, если этого требуют интересы организации, к дополнительным усилиям, не ограничиваясь должностными инструкциями;
· чувство самоуважения, основанное на удовлетворенности своими профессиональными достижениями и своей работой;
· заинтересованность в достижении значимых для организации рабочих результатов;
· ответственность за результаты своей работы. [49]
Вопрос о взаимосвязи и причинно-следственных отношениях между мотивацией и синдромом выгорания является малоизученным в настоящее время. Между тем, изучение данного феномена может оказаться весьма продуктивным с точки зрения возможности профилактики синдрома профессионального выгорания.
Профилактика синдрома профессионального выгорания должна осуществляться в следующих направлениях:
1. Просветительная работа о сущности и последствиях профессиональной деформации.
2. Создание комнат “психологической разгрузки” в лечебных учреждениях для медперсонала.
3. Организация работы клинического психолога.
4. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
5. Организация наставничества.
6. Учет мнения сотрудников при выборе предпочтительного коллеги.
7. Психологическое консультирование как возможность проработки профессиональных и личных проблем.
8. Проведение групповых методов работы – тренингов, антистрессовых программ.
9. Посильное решение жилищно-бытовых вопросов.
10. Активный отдых, санаторно-курортное лечение.
11. Постоянная внутренняя работа медицинского работника над собой, переосмысление поведения, рефлексия эмоциональных состояний. [51]
Концепция поведенческих профилактических мер, представленная в психологической литературе, фокусируется на первичной профилактике. Сюда относятся следующие мероприятия:
· улучшение навыков борьбы со стрессом (дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);
· обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;
· умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить “нет”;
· хобби (спорт, культура, природа);
· попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;
· фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий).
Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела. Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.
Еще на этапе обучения профессии желательно давать студентам такие навыки. Примером может служить проведение дебрифинга после критического события, который предполагает возможность выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным происшествием. Данный метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Через обсуждение после травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются от затяжного чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и могут продолжить дежурство. [38]
Необходима личностно-ориентированная подготовка врача с акцентом на способность формировать хорошие взаимоотношения с больным как фундамент для использования медицинских знаний и технологий. Врачи должны быть обучены продвинутым навыкам клинического интервью (контакт с “трудными”, умирающими больными, сообщение плохих новостей).
Пациентам необходимо давать информацию о стрессовом процессе, о его стадиях, о физических симптомах, наблюдающихся при этом и мероприятиях по управлению стрессом.
Широкое распространение получил метод образования по обучению личности справляться с трудностями на рабочем месте. Но, несмотря на то, что люди могут обучиться новым путям выхода из стрессовых ситуаций, они не могут применить полученные навыки в рабочей обстановке, т.к. их работа требует поведения по специфическому пути, организационная процедура обусловливает время и место, в котором проходит большая часть работы. Сотрудники распределены согласно рабочим функциям, а не личностной совместимости.
Стратегии по предотвращению внешних обстоятельств, вызывающих выгорание (комбинация первичной и вторичной профилактики), могут быть разделены на действия по изменению организации и руководства и на мероприятия, проводимые с работниками.
Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются:
· создание, поддержание “здорового рабочего окружения” (т.е. временный менеджмент, коммуникативные стили руководства);
· признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата);
· обучение руководителей (“ключевая роль” начальника в предотвращении выгорания). Руководитель должен обеспечить возможность участия сотрудников в принятии важных для них решений. Поддержка со стороны руководства порой даже более важна, чем поддержка со стороны коллег. Воздействовать можно практически на все факторы, способствующие развитию СЭВ.
Личностно-ориентированные стратегии:
· выполнение “тестов на пригодность” перед обучением профессии;
· регулярный профессионально-медицинский, психологический мониторинг;
· проведение специальных программ среди групп риска (например, Баллинтовские группы для учителей и врачей);
Баллинтовские группы впервые были организованы в Лондоне в середине 50-х гг. Михаэлем Баллинтом как тренинговые семинары для врачей общей практики. В отличие от традиционного клинического разбора или консилиума акцент в работе баллинтовской группы делается не на клиническом анализе ведения данного пациента, а на различных особенностях взаимоотношений врача с пациентом, на реакциях, трудностях, неудачах, которые врачи сами выносят на обсуждение. Группа врачей численностью 8-12 человек встречается несколько раз в месяц (продолжительность встречи 1,5-2 часа) на протяжении нескольких лет. Ведущими данных семинаров являются психологи или психиатры (1-2 человека). Стиль ведения занятий – недирективный. На групповых занятиях можно поделиться своими мыслями и чувствами, пришедшими в голову фантазиями, не имеющими на первый взгляд никакой рациональной связи с предметом изложения. Делается акцент на эмоциональное воздействие пациента на врача. Занятия в баллинтовских группах позволяют участникам прояснить стереотипы действий, препятствующие решению проблем, устанавливать более эффективные взаимоотношения с пациентами. В группу лучше не включать участников, находящихся на работе в прямом подчинении. В работе семинара могут использоваться ролевые игры, элементы психодрамы, тренинг сенситивности, приемы эмпатического слушания, невербальной коммуникации и др. [48]
В Приложении 3 дана программа “Профилактика профессионального выгорания сотрудников” групповых занятий, позволяющая ознакомить сотрудников с симптомами синдрома профессионального выгорания; выявить наличие или отсутствие этого синдрома у сотрудников; оказать помощь сотрудникам в ситуации профессионального выгорания.
Источник