Методика измерения психического выгорания синдром выгорания

Методика измерения психического выгорания синдром выгорания thumbnail

Теоретическое обоснование. Интерес к синдрому “выгорания” возник в зарубежной психологии в 1970-х годах, и до настоящего времени эта проблема широко изучается в контексте профессиональных стрессов.
Существуют различные определения “выгорания”, однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим, синдром “выгорания” обозначается рядом авторов как “профессиональное выгорание”, что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.

Синдром “выгорания” наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий.
Многие исследования показывают, что ключевую роль в синдроме “выгорания” играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе “человек—человек”, например, отношения между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтных ситуациях или при неблагоприятном психологическом климате в коллективе.
Наиболее ярко синдром “выгорания” проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягщены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы “выгорания” увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной природы. Соответствующим образом “выгорание” соотносится с количеством и качеством контактов, которые профессионал имел со своими подчиненными, клиентами, подопечными.
В настоящее время хорошо известны три модели “выгорания” и соответствующие им методы оценки. Согласно первой, одномерной модели, “выгорание” — это состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. Данная трактовка близка к пониманию “выгорания” как синдрома “хронической усталости”. Приверженцы одномерного подхода не ограничивают “выгорание” какими-либо определенными профессиональными группами.
Вторая модель предложена голландскими исследователями. Они рассматривают “выгорание” как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации, которая проявляется в ухудшении отношения к другим (подчиненным, коллегам), иногда и к самому себе.
Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома “выгорания” американских исследователей К. Маслоу и С. Джексон. В соответствии с данной моделью, “выгорание” понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая “выгорания” и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая — деперсонализация — проявляется в деформации отношений с другими людьми. Третий компонент “выгорания” — редукция личных достижений — может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Цель. Овладение методикой измерения психического “выгорания” согласно трехмерной модели данного синдрома.
Инструкция. Исследование проводится индивидуально или в группах персонала “сервисных” или коммуникативных профессий. Это медперсонал, учителя, директора, менеджеры, преподаватели, психологи, консультанты, агенты.
Испытуемым выдают лист для ответов (см. табл. 37), опросник и сообщают, что цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа “человек— человек” рассматривают свою работу и тех, с кем они тесно сотрудничают. Затем испытуемым предлагают 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Участник опроса должен внимательно прочитать каждое утверждение и решить, чувствует ли он себя так же относительно своей работы. Если у испытуемого не было подобного чувства, в листе для ответов он должен отметить позицию 0 (“ноль” — никогда). Если у него возникало такое чувство, ему следует указать, как часто это случалось, поставив “крестик” в клеточке балла, соответствующего частоте переживаний этого чувства.

Тестовый материал.

  1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
  2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
  3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
  4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и подчиненные, и использую это в интересах дела.
  5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами и подчиненными, как с предметами, без теплоты и расположения к им.
  6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.
  7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
  8. Я чувствую угнетенность и апатию.
  9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих подчиненных и коллег.
  10. В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.
  11. Как правило, те, с кем мне приходится работать, — малоинтересные люди, скорее утомляющие, чем радующие меня.
  12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
  13. У меня все больше жизненных разочарований.
  14. Я чувствую, что стал равнодушным и потерял интерес ко многому, что радовало меня раньше.
  15. Бывает, что мне безразлично то, что происходит с некоторыми моими коллегами и подчиненными.
  16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и ото всех.
  17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
  18. Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера.
  19. Я многое успеваю сделать.
  20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
  21. Я многое смогу еще достичь в своей жизни.
  22. Бывает, что коллеги и подчиненные перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка и интерпретация результатов.

В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам и фиксируются в листе для ответов (табл. 38).
Интерпретация результатов проводится на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал со средними значениями в исследуемой группе или с демографическими данными, представленными в таблице (см. табл. 39).

Читайте также:  Что такое синдром сухого глаза и как он лечится

Таблица 38
Средние значения по субшкалам для четырехпрофессиональных групп (данные российской выборки)

Группы

Возраст

Стаж

Субшкалы

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личных достижений

Менеджеры

32

3

21,1

10,7

31,5

Чиновники

43

7

17,0

7,6

32,5

Медицинские сестры

30

10

22,4

10,2

30,0

Врачи-терапевты

45

18

15,2

6,0

33,0

Таблица 39

Лист для ответов
Фамилия, имя, отчество _______________________________________________
Профессия___________________Возраст_____________Стаж_______________

Номер утверждения

Баллы

1

2

3

4

5

6

1.

22.

Ключ опросника ПВ

Субшкала

Номер утверждения

Сумма баллов (максимальная)

Эмоциональное истощение

1,2,3,6,8,13,14, 16,20

54

Деперсонализация

5,10,11,15,22

30

Редукция личных достижений

4,7,9,12,17,18, 19,21

Профилактика эмоционального выгорания

Источник

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание" (ПВ)  Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация: Н. Водопьянова, Е. Старченкова. Тесты для диагностики синдрома ПВ..  Опросник “Профессиональное (эмоциональное) выгорание” был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики “эмоционального истощения”, “деперсонализации” и “профессиональных достижений”. Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам “эмоционального истощения” и “деперсонализации” и низкие – по шкале “профессиональная эффективность” (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ:

Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).

Инструкция:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – “никогда”. Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – “ежедневно”. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, “ключ” и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Стимульный материал.

Вариант теста “Профессиональное (эмоциональное) выгорание” для учителей и преподавателей высшей школы.

теста

 Вариант теста “Профессиональное (эмоциональное) выгорание” для руководителей среднего звена

теста

 Вариант теста “Профессиональное (эмоциональное) выгорание” для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)

теста

Вариант теста “Профессиональное (эмоциональное) выгорание” для продавцов розничной торговли

Методика измерения психического выгорания синдром выгорания

Вариант теста “Профессиональное (эмоциональное) выгорание” для медицинских работников (врачей)

Методика измерения психического выгорания синдром выгорания

Лист (бланк) для ответов должен включать:

Фамилия, имя, отчество……………………………………

Возраст…………………………………………………………..

Пол………………………………………………………………….

Профессия/должность…………………………………………

Стаж работы в данной должности………………………..

Ключ к тесту “Профессиональное (эмоциональное) выгорание”

Методика измерения психического выгорания синдром выгорания

Интерпретация, обработка результатов.

В соответствии с общим “ключом” подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).

Уровни показателей выгорания.

Методика измерения психического выгорания синдром выгорания

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
 

Примечание. * отмечен “обратный” вопрос, который считается в обратном порядке.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.

При анализе индивидуальных показателей по шкале “профессиональная эффективность” следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале “персональные достижения” как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале “профессиональная эффективность” часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.

Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Показатели выгорания в различных возрастных группах

Методика измерения психического выгорания синдром выгорания

Показатели выгорания в зависимости от стажа работы

Методика измерения психического выгорания синдром выгорания

Раздел: тесты по психологии с ответами

Тесты по психологии личности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Спилбергера-Радюка.

Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)

Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР), Н. Водопьянова, М. Штейн.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.

Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.

Консультация психолога.

Источник

Ответственная и интенсивная работа, повышенное чувство ответственности, перфекционизм, высокие стандарты работы, чрезмерная нагрузка, неадекватная материальная и психологическая оценка, низкая социальная поддержка – основные предпосылки синдрома выгорания.

Длительный повышенный стресс вызывает функциональные нарушения в организме. Стремление добиться успеха любой ценой, постоянное давление определенных ситуаций, работа без длительного отдыха, подъем и неспособность эмоционально отключиться от проблем неизбежно приводят к эмоциональной пустоте и физическому истощению.

Синдром выгорания – это явление, затрагивающее все большее число людей. Это симптом или настоящее психоэмоциональное заболевание? Как отличить это состояние от депрессии?

Проблема социальная или медицинская?

Синдром выгорания сначала возник как социальная, а не медицинская проблема. 

Теоретическая модель синдрома выгорания с акцентом на социальные и личные этиологические причины начала разрабатываться в середине 1970-х годов. Феномен синдрома выгорания был впервые описан американским психологом Гербертом Фройндбергером. Специалист подчеркивал, что эта проблема может затронуть кого угодно – карьеристов, знаменитостей, работодателей и простых рабочих. А поскольку утомляемость – это нормальная физиологическая реакция на переутомление, она не считается болезнью. 

Синдром выгорания и сейчас иногда используется как бытовой термин, хотя в МКБ-10 патология кодируется Z73.0. Сегодняшний быстрый и активный образ жизни, бессонные ночи, неправильное питание, стресс на работе заставляют чувствовать себя усталым, истощенным, неспособным сконцентрироваться. В итоге человек приобретает целый набор болезненных состояний. Синдром выгорания медленно, но уверенно превращается в медицинскую патологию.

Что такое синдром выгорания

Синдром выгорания – это психологический синдром, который развился как специфическая реакция на длительный стресс, связанный с работой, и состоит из трех компонентов: истощение, деперсонализация и снижение трудоспособности. 

Истощение подразумевает истощение как эмоциональных, так и физических ресурсов. Деперсонализация или цинизм проявляется в безразличном отношении к пациенту или работе.

В настоящее время в литературе выделяют несколько типов синдрома выгорания в зависимости от «преданности делу»:

  • Тип рециклинга. Развивается, когда работа интенсифицируется до предела изнурения, прилагаются усилия для достижения целей, удовлетворения амбиций. 
  • Недостаточно стимулирующий тип. Развивается, когда работа монотонна, немотивирована и скучна, отсутствует личностное развитие. 
  • Тип истощения. Определяется как постоянный стресс, неудовлетворение, непризнание и неприятие.

Чем опасен синдром выгорания

Синдром выгорания имеет негативные последствия как для физического, так и для психического здоровья. 

  • Пациента беспокоят типичные психосоматические расстройства: сильные головные боли, гастрит, язвы, бессонница, утомляемость. 
  • Развиваются психопатологические расстройства: беспокойство, обсессивно-компульсивное расстройство, депрессия, параноидальные идеи, алкоголизм или другие аддиктивные патологии. 
  • Хронический стресс ухудшает иммунную функцию и снижает сопротивляемость организма инфекциям, увеличивает риск рака, гипертонии и диабета.

Распространенность и предпосылки

Нарушение особенно выражено в профессиональных группах с высокой интенсивностью работы, для которых характерны:

  1. большой объем обрабатываемой информации;
  2. отсутствие времени на принятие решения;
  3. эмоциональная перегрузка;
  4. сложные психологические ситуации в рабочей группе.

По мнению специалистов, этот синдром больше отражает психоэмоциональную составляющую хронической усталости. Сначала происходят негативные изменения в психоэмоциональной сфере, а затем ухудшается физическое состояние человека.

На формирование этого синдрома влияют и многие другие личностные характеристики человека:

  • низкая стрессоустойчивость;
  • впечатлительность;
  • слабая психика.

В современной медицинской литературе синдром психического истощения описывается в основном для занятий социальной сферы, имеющих психоэмоциональный компонент интенсивности труда. Однако некоторые психотерапевты отмечают, что глобальный механизм действия для развития «вызова» – это его природа, поэтому его исследования перспективны для различных профессиональных групп.

Причины развития синдрома выгорания

К социально-демографическим факторам риска относятся:

  • молодой возраст;
  • женский пол;
  • высшее образование;
  • семейное положение (холост / не замужем). 

Причины развития синдрома выгорания

У многих людей интенсивная умственная работа приводит к умственной усталости из-за необходимости постоянной высокой концентрации внимания, обработки больших объемов информации и наличия некоторых из связанных с этим вредных производственных факторов:

  • Тяжелые производственные обстоятельства.
  • Негативный психологический климат в микрокоманде.
  • Особые (тяжелые) условия труда.

Специалисты считают, что синдром является признаком определенных психологических состояний:

  • Хроническая усталость;
  • Депрессия;
  • Постоянный негативный стресс в результате несоблюдения ожиданий и полученного результата. Эта функция в основном связана с психоэмоциональным истощением.

Выгорание – это симптом синдрома хронической усталости (СХУ), который связан с несоблюдением определенных требований и способностью человека соответствовать этим требованиям.

Главный механизм, который вызывает именно «выгорание», – это прежде всего эмоциональное (затем физическое и когнитивное) истощение. Однако СХУ может быть вызван хроническим стрессом, чаще всего профессиональным.

Признаки синдрома выгорания

Выгорание существует уже довольно давно, и это постоянный фактор. Поэтому ощутимых соматических изменений в организме человека при легкой форме синдрома может не быть. Клинические признаки патологии можно наблюдать только при длительном развитии синдрома, когда пациент уже не может адаптироваться к ситуации.

Основные симптомы синдрома выгорания: 

  • В первую очередь, это эмоциональное истощение – человек чувствует себя усталым, утомленным уже утром, просто просыпаясь. Пациенты не хотят ничего делать, они не хотят идти на работу. Пропадает интерес к жизни, все становится безразличным. Появляется чувство безнадежности, исчезает чувство удовольствия. 
  • Во-вторых, человек избегает деятельности, связанной с работой, коллегами, потому что чувствует себя эмоционально нестабильным, дискомфортным. Вместо этого он предпочитает проводить время в одиночестве или с семьей. 
  • В-третьих, снижается мотивация расти, развиваться, совершенствоваться. Человек стоит на месте, и его достижения снижаются.

Важный признак «выгорания» – снижение КПД.

Типичные симптомы:

  1. Медленная передача информации;
  2. Подавление мышления при решении проблем;
  3. Сниженный уровень восприятия информации, что иногда приводит к определенным проявлениям депрессии;
  4. Беспричинное беспокойство, сонливость, раздражение, перепады настроения и т. д.

Синдром выгорания сопровождается или способствует обострению хронических заболеваний. В первую очередь это отражается на психофизиологических функциях, которые наиболее уязвимы к воздействию вредных факторов.

Физические симптомы синдрома профессионального выгорания:

  • чувство усталости в течение длительного времени;
  • частые головные боли и боли в мышцах;
  • изменения аппетита;
  • нарушения сна;
  • проблемы с восприятием;
  • потеря способности работать и общаться;
  • трудности с концентрацией внимания.

Эмоциональные симптомы:

  • чувство неудачи и сомнения в том, что было сделано;
  • чувство истощения, беспомощности;
  • чувство одиночества и пустоты;
  •  скука, депрессия, растерянность;
  • колеблющееся настроение;
  • недостаток мотивации;
  • цинизм, сарказм;
  • самообвинение;
  • чувство обиды;
  • чувство безнадежности;
  • нервозность;
  • повышенные требования к себе;
  • повышенная раздражительность;
  • неудовлетворенность.

Изменения в поведении:

  • уклонение от ответственности;
  • задержки и досрочное завершение работ;
  • изоляция от окружающих, коллег;
  • необходимые работы выполняются позже, сдвигая сроки;
  • употребление алкоголя, психотропных веществ;
  • сброс негатива и недовольства на окружающих;
  • самостоятельное лечение;
  • отсутствие интереса.

Группы риска:

  • Перфекционисты – люди, для которых нет ничего идеального.
  • Пессимисты – люди с заниженной самооценкой и негативным отношением к окружающей среде.
  • Люди, которые не доверяют другим и хотят все контролировать сами.

Признаки синдрома выгорания

Этапы развития нарушения. Отличие СВ от депрессии

Выгорание – это постепенный процесс, в котором прогрессирует потеря внутреннего идеализма, энергии и цели. 

Некоторые теоретики выделяют 4 фазы формирования выгорания: 

  • энтузиазм;
  • застой;
  • сопротивление;
  • апатия. 

Набор симптомов, которые преобладают при синдроме выгорания, связан не только с психоэмоциональным стрессом. Также это могут быть вполне объективные симптомы и физические проявления, такие как бессонница, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, перепады настроения. Поэтому очень важно различать, когда у пациента происходит выгорание, а когда он уже находится в депрессии.

Депрессия – более тяжелая стадия выгорания, которая уже является психоэмоциональным заболеванием. В этом случае уже преобладают симптомы, связанные с чувством тревоги, суицидными мыслями или фантазиями, психосоматическими расстройствами и резким падением уверенности в себе. 

Больной чувствует себя одиноким, никому не нужным, утомительным для других. И лечить его нужно синергетически – с помощью лекарств и психотерапевта.

Диагностика

Как диагностировать пациента, страдающего синдромом выгорания? У Всемирной организации здравоохранения нет структурного протокола по этому вопросу. Однако существует ряд анкет, которые позволяют человеку провести самооценку. Конечно, обследование – показатель субъективный, и даже после этого специалист не всегда может поставить этот диагноз.

В большинстве случаев синдром выгорания основан на хорошо известном наборе основных симптомов, поэтому важно исключить наличие других заболеваний, иначе лечение не будет успешным. Важно обсудить с психотерапевтом все привычки образа жизни, наличие физической активности, принимаемые лекарства. Это единственный способ определить, является ли это депрессией, синдромом хронической усталости или истощением.

Лечение

Сначала выгорание отражается на психоэмоциональной сфере человека. Поэтому если пациент не может изменить свое состояние, следует проконсультироваться с психотерапевтом. Выявляются и устраняются причины психологического порядка, обычно физическое состояние больного восстанавливается быстро.

Тщательный психологический анализ психологического и эмоционального состояния человека позволяет выявить начальную стадию и принять профилактические меры.

Если пациент знает свои черты личности: впечатлительность, слабую сопротивляемость стрессу, хрупкую психику, то он может сам решить, что делать с работой или другими обстоятельствами, которые вызывают постоянное психоэмоциональное давление.

Несколько советов:

  • Старайтесь больше общаться с людьми, которые вас поддерживают – с родственниками, друзьями.
  • Ежедневно находите время, чтобы полностью отключиться от социальных контактов (электронная почта, телефонные звонки, социальные сети).
  • Научитесь говорить нет, когда вы чувствуете себя истощенным.
  • Нужно больше двигаться, не сидеть в положении неподвижности более часа.
  • Откажитесь от алкоголя, никотина, сократите ежедневное потребление кофе.
  • Выделяйте столько времени, сколько вам нужно, для отдыха и сна. Рекомендуется засыпать до 11 часов вечера, когда начинается синтез мелатонина, а просыпаться до восьми часов утра. Минимальное количество часов сна – восемь часов.
  • Уменьшите потребление сахара, ограничьте перекусы – ведь продукты с высоким гликемическим индексом дадут лишь временное чувство удовольствия, но не решат проблему.
  • Ешьте больше продуктов, содержащих жирные кислоты омега-3 – лосось, сардины, скумбрия, водоросли, льняное семя, грецкие орехи.

Профилактика

Основные методы профилактики синдрома выгорания:

  • Обучение. Рекомендуется, чтобы студентов учили, как справляться с эмоциональным стрессом на работе; 
  • Организация рабочей среды. Позитивная рабочая среда – это гибкий график работы, который позволяет совмещать работу и семью, чувство профессиональной поддержки и признательности, а также возможности для профессионального развития. Кроме того, важно разделение рабочих задач, ответственности, социальная поддержка между коллегами;
  • Образовательное лидерство. Основано на предпосылке, что у каждого человека достаточно внутренних ресурсов и опыта, чтобы справляться с жизненными проблемами. Общаясь с клиентом, консультант поощряет другой взгляд на ту же ситуацию, признание предвзятых негативных предположений и замену их более адекватными решениями проблемы;
  • Симптоматическое фармакологическое лечение: антидепрессанты, бета-адреноблокаторы;
  • Психотерапия, такая как тактика релаксации, самооценка, стратегии управления стрессом.

Поделиться ссылкой:

Источник