Методики диагностики синдрома эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание – весьма неприятное состояние, которое может незаметно подкрасться, медленно нарастать и в результате подарить самую настоящую депрессию и/или наградить букетом неприятных соматических и психологических симптомов. Проблема диагностики эмоционального выгорания заключают в том что, симптомы этого состояния весьма расплывчаты и часто списываются на усталость, нехватку сна, отдыха и т.д. Некоторые же, напротив, стараются усмотреть выгорание там, где его нет, упуская из виду реальный источник проблем. Поэтому, проблема профессионального сгорания для вас актуальна, не отказывайтесь от помощи специалистов. Если эта мера кажется вам преждевременной, обратитесь к опросникам, которые могут использоваться в том числе для самодиагностики.
У нас представлены два самых известных теста для диагностики выгорания, которые вы можете пройти онлайн и абсолютно бесплатно. По прохождении опросников вы узнаете свой уровень эмоционального выгорания, причем с точки зрения разных методик (подробнее чуть ниже). Если этот уровень высок и вас действительно беспокоит ваше состояние, советуем не ждать, пока оно ухудшится, а уже сейчас начать борьбу с данным явлением – самостоятельно или с помощью специалистов. Самые распространенные способы избавления от синдрома эмоционального выгорания мы описываем в соответствующем материале.
Диагностика уровня эмоционального выгорания по В.В. Бойко
Один из самых известных опросников на данную тему – тест на эмоциональное выгорание В.В. Бойко, созданный в 1996 году. Эта методика подразумевает, что существует три стадии профессионального сгорания: напряжение, резистенция и истощение. Внутри каждой стадии (фазы) выделяется по 4 наиболее существенных и характерных симптома. Тест посчитает данные по каждому симптому и выведет выраженность той или иной фазы.
Опросник представлен в окне ниже. Он состоит из 84 вопросов, на которые предлагается ответить «Да» или «Нет». Обращаем ваше внимание, что под партнерами здесь понимаются не только собственно партнеры, но и клиенты и иные люди, с которыми вам приходится взаимодействовать в процессе работы.
Пройти тест по Бойко
Эмоциональное выгорание по Бойко
Организационные недостатки на работе (учебе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. Да Нет |
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. Да Нет |
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности. Да Нет |
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать/учиться (менее продуктивно, качественно, медленнее). Да Нет |
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого. Да Нет |
От меня как профессионала/человека мало зависит благополучие партнеров. Да Нет |
Когда я прихожу с работы/учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. Да Нет |
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). Да Нет |
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует долг, в том числе профессиональный. Да Нет |
Моя работа/учеба притупляет эмоции. Да Нет |
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, учебе, в жизни. Да Нет |
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний. Да Нет |
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. Да Нет |
Работа/взаимодействие с людьми приносит все меньше удовлетворения. Да Нет |
Я бы сменил место работы/учебы, если бы представилась возможность. Да Нет |
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь, в том числе профессиональную. Да Нет |
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты, в том числе деловые. Да Нет |
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. Да Нет |
Я настолько устаю на работе /учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. Да Нет |
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. Да Нет |
Иногда самые обычные ситуации общения вызывают раздражение. Да Нет |
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. Да Нет |
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. Да Нет |
При воспоминании о некоторых коллегах по работе/учебе или партнерах у меня портится настроение. Да Нет |
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. Да Нет |
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами и другими людьми. Да Нет |
Обстановка на работе/учебе мне кажется очень трудной, сложной. Да Нет |
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой/учебой: что-то должно случиться, как бы не до пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п. Да Нет |
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. Да Нет |
В общении я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла». Да Нет |
Я охотно рассказываю домашним о своей работе/учебе. Да Нет |
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы/учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). Да Нет |
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. Да Нет |
Я очень переживаю за свою работу/учебу. Да Нет |
Партнерам по работе/учебе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. Да Нет |
При мысли о работе/учебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. Да Нет |
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с начальством. Да Нет |
Я часто радуюсь, видя, что моя работа/учеба приносит пользу людям. Да Нет |
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе/учебе. Да Нет |
Некоторые стороны (факты) моей жизни вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. Да Нет |
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. Да Нет |
Я разделяю деловых партнеров на «хороших» и «плохих». Да Нет |
Усталость от работы/учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. Да Нет |
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. Да Нет |
Обычно я прихожу на работу/учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. Да Нет |
Я иногда ловлю себя на том, что работаю, взаимодействую с партнерами автоматически, без души. Да Нет |
Иногда встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. Да нет |
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. Да Нет |
На работе/учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. Да Нет |
Успехи в работе/учебе вдохновляют меня. Да Нет |
Жизненная ситуация, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). Да Нет |
Я потерял покой из-за работы/учебы. Да Нет |
На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов). Да Нет |
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. Да Нет |
Я часто с работы/учебы приношу домой отрицательные эмоции. Да Нет |
Я часто работаю через силу. Да Нет |
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам чем теперь. Да Нет |
Во взаимодействии с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье». Да Нет |
Иногда иду на работу/учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. Да Нет |
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. Да Нет |
Контингент партнеров, с которым я работаю/взаимодействую, очень трудный. Да Нет |
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. Да Нет |
Если бы мне повезло с работой/учебой, я был бы более счастлив. Да Нет |
Я в отчаянии из-за того, что на работе/учебе у меня серьезные проблемы. Да Нет |
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. Да Нет |
Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. Да Нет |
Чаще всего после рабочего/учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами. Да Нет |
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий/учебный день кончился. Да Нет |
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. Да Нет |
Взаимодействуя или работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. Да Нет |
Работа, взаимодействие с людьми (партнерами) очень разочаровали меня. Да Нет |
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. Да Нет |
Как правило, мой рабочий/учебный день проходит спокойно и легко. Да Нет |
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. Да Нет |
Моя карьера складывается удачно. Да Нет |
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой/учебой. Да Нет |
Некоторых из своих постоянных партнеров, знакомых я не хотел бы видеть и слышать. Да Нет |
Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. Да Нет |
Моя усталость на работе/учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями. Да Нет |
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. Да Нет |
Меня часто подводят нервы в общении с людьми, в том числе на работе/учебе. Да Нет |
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе/в учебе я утратил интерес, живое чувство. Да Нет |
Работа/взаимодействие с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. Да Нет |
Работа/взаимодействие с людьми явно подрывает мое здоровье. Да Нет |
Расшифровка теста на эмоциональное выгорание по Бойко
Симптомы
Всего в тесте анализируется 12 симптомов, каждый из которых может получить от 0 до 30 баллов:
- 0-9 баллов — несложившийся симптом;
- 10-15 баллов — складывающийся симптом;
- 16-30 баллов — сложившийся симптом.
Соответственно, результаты теста представляют собой своеобразную карту эмоционального выгорания с обозначением выраженности той или иной проблемы. При этом особое внимание следует уделить симптомам, набравшим больше 20 баллов.
[свернуть]
Фазы
Показатели по фазам получаются путем сложения очков входящих в них 4 симптомов. Таким образом, каждая фаза может набрать от 0 до 120 баллов:
- 0-36 баллов — фаза не сформирована (не выражена);
- 37-60 баллов — фаза формируется (выраженность пока не слишком яркая, но уже ощутимая);
- 61-120 баллов — фаза формирована (фаза выражена ярко).
Как правило, испытуемый набирает определенное количество баллов по каждой фазе. Это связано с тем, что обозначенные в ней симптомы являются наиболее типичными для той или иной стадии, но не уникальными. Иными словами, они могут появляться и в других фазах – это зависит от конкретной личности, особенностей ее характера и работы. Вместе с тем фаза, по которой получено наибольшее число очков, отражает текущий уровень эмоционального выгорания.
[свернуть]
Общий показатель
Если сложить сумму всех симптомов, мы получим общее значение по наличию или отсутствию эмоционального выгорания. Этот показатель может колебаться от 0 до 360 баллов. Соответственно, чем он выше, тем более выражено выгорание.
[свернуть]
Опросник эмоционального выгорания по методике Маслач
Еще одна известная методика по оценке эмоционального выгорания – опросник Маслач (или опросник Маслач и Джексон). Этот тест был создан в 1986 году, российская адаптация увидела свет в 2001-м благодаря работе Н.Е. Водопьяновой.
Здесь диагностика уровня эмоционального выгорания идет не по стадиям, а по главным чертам данного синдрома: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений. Соответственно, такие же названия получили и три шкалы, по которым выводятся результаты. По ним и судят о наличии или отсутствии выгорания, а также о том, над какими его сторонами нужно работать в первую очередь.
Существует несколько вариантов данного теста для представителей разных профессий – сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников, тех, кто работает в сфере продаж и т.д. На нашем сайте представлен универсальный общий вариант. Вам предлагается ответить на 22 вопроса, оценив, как часто в вашей личной или рабочей возникают те или иные ситуации.
Пройти тест по Маслач
Эмоциональное выгорание по Маслач
В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного. Полностью не согласен Частично не согласен Скорее не согласен Ни да, ни нет Скорее согласен Частично согласен Полностью согласен |
Во время работы я чувствую приятное оживление. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе. Не могу создать Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Мне удается это каждый день |
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит c некоторыми моими подчиненными и коллегами. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Мне кажется, что я слишком много работаю. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Моя работа все больше меня разочаровывает. Полностью не согласен Частично не согласен Скорее не согласен Ни да, ни нет Скорее согласен Частично согласен Полностью согласен |
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. Полностью не согласен Частично не согласен Скорее не согласен Ни да, ни нет Скорее согласен Частично согласен Полностью согласен |
Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю. Никогда Очень редко Редко Инонда Часто Очень часто Каждый день |
Я уверен, что моя работа нужна людям. Полностью не согласен Частично не согласен Скорее не согласен Ни да, ни нет Скорее согласен Частично согласен Полностью согласен |
Я чувствую угнетенность и апатию. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним). Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела. Полностью не согласен Частично не согласен Скорее не согласен Ни да, ни нет Скорее согласен астично согласен Полностью согласен |
Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
После работы я чувствую себя как «выжатый лимон» Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Я чувствую себя эмоционально опустошенным. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Расшифровка результатов по опроснику Маслач
Эмоциональное истощение
Эмоциональное истощение объединяет такие черты выгорания, как ощущение опустошенности, вялости, серости, бессмысленности и беспросветности жизни; отсутствие или значительное снижение положительных эмоций; чувство физической и психологической усталости и т.д. Результаты по этой шкале:
- 0-15 баллов – низкий уровень;
- 16-24 балла – средний уровень;
- 25-54 баллов – высокий уровень.
[свернуть]
Деперсонализация
К деперсонализации относится безразличие к работе и ее результатам, а также безразличие к коллегам, партнерам, клиентам. Это ситуации, когда работа выполняется скорее на автомате, для галочки или лишь бы была бы сделана. Зачастую речь не идет об откровенной халтуре, но и личной вовлеченности человек не испытывает. Результаты по этой шкале:
- 0-5 баллов – низкий уровень;
- 6-10 баллов – средний уровень;
- 11-30 баллов – высокий уровень.
[свернуть]
Редукция профессиональных достижений
Редукция профессиональных достижений – снижение мотивации к работе, негативная оценка своего труда в целом и его результатов в частности. Сюда также включает неудовлетворенность своими обязанностями; человек может считать, что он достоин лучшего места, чем текущее. Некоторые начинают сторониться своих обязанностей, перекладывать задачи на коллег и т.д. Результаты по этой шкале:
- 0-11 баллов – низкий уровень;
- 12-18 баллов – средний уровень;
- 18-48 баллов – высокий уровень.
[свернуть]
В заключение хотим напомнить: если синдром эмоционального выгорания не будет вовремя пресечен, то его усиливающееся влияние способно значительно ухудшить качество жизни и привести к серьезным психологическим проблемам и соматическим заболеваниям. Поэтому, если для вас или ваших родных и близких данная проблема актуальна, не откладывайте ее решение в долгий ящик.
Источник
Работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания как правило начинается с его диагностического исследования. Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любых видах и формах работы.
Объектом диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, эмоциональная и мотивационная сферы личности, социальная и профессиональная направленность.
Применяя психодиагностические методы, нужно руководствоваться принципом необходимости и достаточности для получения такой психологической информации, которая может реально помочь клиенту в решении его проблем. Сравнив достаточно устойчивые особенности клиента с требованиями, предъявляемыми профессией, консультант может помочь ему перестроить или достроить желательные качества.
В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностике состоит в том, что клиент актуализирует для себя возможные пути решения имеющихся психологических проблем в личностной и эмоциональной сферах.
Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство клиента с ее результатами, рекомендации консультанта, последующую коррекционно-развивающую и психотерапевтическую работу. Необходимо быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности.
Длительное время изучение синдрома эмоционального выгорания проводилось по методике: MBI (Maslach Burnout Inventory) C. Maslash, S.E. Jackson [16]. Она предназначена для измерения степени “выгорания” в профессиях типа “человек-человек”. Американские психологи К. Маслач и С. Джексон характеризовали синдром как эмоциональное опустошение. В дальнейшем методика была адаптирована Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой. Испытуемому необходимо выразить свое отношение по 22 утверждениям. Методика может использоваться для диагностики профессиональной деформации, в рамках системы профилактики негативных последствий, связанных с профессиональной деятельностью.
Помимо MBI в российской психологической и психотерапевтической практике широко используется методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В.В. Бойко. Этот личностный опросник предназначен для диагностики “синдрома эмоционального выгорания”, возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.
По мнению автора, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. “Выгорание” отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда “выгорание” отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов “да” или “нет”.
Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса:
“напряжение”: переживание психотравмирующих обстоятельств; неудовлетворенность собой; “загнанность в клетку”; тревога и депрессия;
“резистенция”: неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; эмоционально-нравственная дезориентация; расширение сферы экономии эмоций; редукция профессиональных обязанностей;
“истощение”: эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность (деперсонализация); психосоматические и психовегетативные нарушения. Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы “выгорания”, разработана методика количественного определения степени их выраженности.
Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
Способность к саморегуляции – очень важное качество, помогающее человеку сохранить внутреннее равновесие, не допуская в сознание сведения, несущие угрозу для его благополучия. Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу. Стрессоустойчивость – это свойство личности, включающее в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты, обеспечивающие оптимальное достижение цели без вреда для здоровья человека. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности, представленный в работах Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусовой позволяет диагностировать оценку уровня стрессоустойчивости (Приложение 1).
При диагностике эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых как внешними, так и внутренними факторами. На изучение нервно-психической неустойчивости предназначена методика “Прогноз” (Приложение 2).
Наряду с профильными психодиагностическими опросниками можно применять и другие методики, например, методику с использованием эмоциональных индикаторов, разработанную Е.А. Климовым и Г.Ф. Корольковой. Авторы данной методики считают, что эмоциональные переживания дают основания для прогноза профессиональной успешности и удовлетворения избранной профессиональной деятельностью, так как сигнализируют о совпадении или несовпадении определенных вариантов профессионального плана с тем желаемым образом, который сложился у человека на основе имеющегося опыта [13].
Рассмотрим общую схему психодиагностического подхода, основанного на использовании эмоциональных индикаторов.
После установления контакта с клиентом консультант предлагает ему вспомнить те увлечения, прошлые занятия, которые моделируют разные типы профессий. Например, при обсуждении занятий, относящихся к типу “человек-природа”, консультант стимулирует воспоминания клиента о его прошлом опыте общения с живой природой, получения информации из этой области, выясняет, насколько успешен был данный опыт. Наблюдая характер эмоциональных реакций консультируемого, возникающих в связи с его воспоминаниями о прошлых занятиях, относящихся к различным типам деятельности, он должен учитывать, что обнаруженное эмоциональное отношение может быть лишь косвенно связано с реальным жизненным опытом клиента. Анализируя данные, полученные в ходе беседы, консультант исключает те варианты занятий, воспоминания о которых сопровождались отрицательным или нейтральным эмоциональным тоном, и намечает для последующего обсуждения варианты, вызвавшие наиболее положительные эмоциональные переживания.
На втором этапе беседа строится в виде проигрывания вариантов выбора разнотипных профессий (“Предположим, что будет выбрана такая-то профессия…”). Обычно обсуждаются 2-3 варианта, из которых клиент затрудняется сделать выбор, или варианты, отобранные консультантом на первом этапе беседы. Консультант выясняет, как клиент представляет себе трудовые будни, профессиональные ситуации, ценности профессии. Если у консультируемого отсутствуют такие представления или они не соответствуют действительности, консультант сообщает ему необходимые сведения: особенности профессиональной среды, типичные трудовые задачи, предметы и средства труда и т.п. Этот прием требует от консультанта профессиографической эрудиции, умения доступно и достаточно образно описывать различные стороны той или иной профессии. Следует учитывать, что в данном случае сведения, сообщаемые клиенту, используются не столько как информационный, а скорее, как стимулирующий материал.
Консультант наблюдает за проявлением эмоционального отношения к описываемым ситуациям выбора. В зависимости от логики беседы этапы можно поменять местами. В процессе индивидуального консультирования консультанту необходимо учитывать представления клиента об уровне развития у него некоторых индивидуальных особенностей (Образ Я), необходимых для различных профессий. С помощью методики “Самооценка индивидуальных особенностей”, разработанной Л.Н. Кабардовой, консультант может выявить Образ Я консультируемого и соотнести его со следующими профессиональными сферами: “Обработка и анализ информации”, “Работа с механизмами и устройствами”, “Производство продуктов, изделий; ремонт”, “Взаимодействие с человеком”, “Создание художественных образов, произведений”, “Взаимодействие с миром живой природы”, “Взаимодействие с миром неживой природы”. Образ “Я в профессии” выстраивается на основе оценок свойств, относящихся к различным структурам личности, включая характерологические особенности, психические процессы, свойства нервной системы, физические качества, интересы, склонности, ценностные ориентации [11]. При анализе полученных результатов необходимо учитывать, что их достоверность во многом зависит от способности клиента к адекватной самооценке и его уверенности в себе.
Для того чтобы понять своеобразие индивидуальной мотивации профессионального выбора клиента и помочь ему осознать, что движет его выбором, полезно обратиться к классификации мотивационных факторов трудовой и профессиональной деятельности, разработанной А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелевым [12]. Мотивационные факторы включают весь комплекс обстоятельств, связанных с деятельностью человека в профессиональной сфере. При этом одни и те же обстоятельства для разных людей могут иметь совершенно различный личностный смысл. Схема мотивационных факторов может использоваться в консультации, во-первых, как средство ориентировки в потенциальном разнообразии мотивационных факторов клиентов, во-вторых, как основа для исследования формирующейся или сформировавшейся мотивации. Такие методики позволяют выявить актуальные мотивы клиента, а также уровень сложности поведения, который они способны вызвать. На основе этой схемы в процессе профконсультации могут применяться некоторые методические приемы, основанные на частичной ранжировке и парном сравнении. Например, такой прием используется в игре “Турнир высказываний” консультируемому предлагают для сравнения высказывания трех типов:
- 1) пожелания, чтобы профессия удовлетворяла определенным требованиям, обладала теми или иными особенностями. Например, “Хотелось бы, чтобы моя профессия оставляла много свободного времени”, “Хотелось бы, чтобы работа была недалеко от дома” и т.д.;
- 2) указания на сходство между поведением оптанта и социальными образцами аналогичного поведения. Например, “Я часто поступаю так же, как и мои друзья”, “Учителя редко бывают недовольны мной” и т. п.;
- 3) указания на силу отрицательных переживаний в ситуациях фрустрации тех или иных мотивов. Например, “Мне бывает до слез обидно, когда меня заставляют делать то, что мне неинтересно” и т.д.
Для каждой пары высказываний оптант должен назвать “счет матча”, т.е. выразить сравнительную степень своего согласия по 5-балльной шкале, например, 4:1:3.
Другой способ работы с данной методикой заключается в том, что консультируемому предъявляют список высказываний или карточек с отдельными высказываниями и предлагают отобрать наиболее и наименее подходящие из них.
Применение тех или иных психодиагностических методик зависит от уровня профессиональной квалификации специалиста, от содержания запроса клиента и как следствие от психодиагностических целей и задач исследования.
Источник