Методы профилактики синдром эмоционального выгорания

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания
в профессиональной деятельности специалиста»
Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения синдрома, признаками которого является снижение настроения, нежелание идти на работу, неудовлетворённость собой и увеличение проблем в общении. Поэтому профилактика профессионального выгорания становится сегодня одной из важных задач каждого специалиста и администрации учреждения в целом.
В рамках сегодняшнего выступления я предлагаю вам познакомиться с важной теоретической информацией о синдроме и практическими методами его профилактики.
Что же такое синдром профессионального выгорания?
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.
Этот термин стал применяться в нашей стране сравнительно недавно и описывает состояние деморализации, разочарования и крайней усталости, энергетического истощения, чувства перегруженности проблемами других людей. Это профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, – всех, чья деятельность невозможна без общения.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) – три лестничных пролёта в глубины профессиональной непригодности:
1-я стадия:
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
2-я стадия:
- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это осознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
3-я стадия:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Три аспекта (последствия) профессионального выгорания
Последствие | Проявления |
Первый – снижение самооценки | Как следствие, такие “сгоревшие” работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем они могут перейти в агрессию и отчаяние. |
Второй – одиночество. | Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения. |
Третий – эмоциональное истощение, соматизация | Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. |
Симптомы профессионального выгорания
Первая группа – психофизические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новыизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности иэнергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное. Сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа – социально-психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные , мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней стимуляции причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получается» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).
Третья группа – поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает;
- руководитель затрудняется в принятии решений;
- чувство бесполезности, невериев улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Для проведения диагностики или самодиагностики профессионального выгорания существуют различные методики:
- опросник В.В.Бойко, предназначенный для диагностики уровня эмоционального выгорания;
- опросник MBI (К.Маслач и С.Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой);
- Экспресс-диагностика «выгорания» и др.
А сейчас я вам предлагаю провести экспресс-диагностику «выгорания»:
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте | |||
1 | Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен | да | нет |
2 | Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления | да | нет |
3 | Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры | да | нет |
4 | То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики) | да | нет |
5 | На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. | да | нет |
6 | Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно | да | нет |
7 | С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной | да | нет |
8 | О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое | да | нет |
9 | Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям | да | нет |
10 | За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое | да | нет |
Оценка результатов
0 -1 балл – синдром выгорания вам не грозит
2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел
7- 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
Кроме этой методики можно и использовать простейшие диагностические приёмы, которые не требуют особой подготовки, не занимают много времени и имеют структуру игрового приёма.
Самооценка: Нарисуйте горизонтально 8 кружков и поставьте в один из них своё «Я». Чем левее находится кружок с «Я», тем выше самооценка.
Социальная заинтересованность: Восприятие себя частью группы или отдельно от других. На листе бумаги изображены треугольники, вершинами которых являются кружки, обозначающие других людей (родителей, коллег, друзей и т. д.). Вы должны разместить кружок, обозначенный «Я». Если кружок размещён внутри треугольника, значит Вы воспринимаете себя как часть целого, а если вне – то отдельно.
Идентификация: Нарисуйте в любом месте листа два кружочка. Обозначающих Вас и Вашего друга. Разместите эти кружочки внутри нарисованного большого круга. Если Ваш кружок оказался ближе к центру, чем кружочек другого, то это свидетельствует об эгоцентризме.
Тест отношения к жизни (моментальный тест на выявление отношения человека к жизни в целом): поставьте точку в любой плоскости.
Реалист | Фаталист |
Сензитивист | Авантюрист |
Постановка точки в той или иной плоскости предполагает склонность человека к тому или иному отношению к действительности и тип поведения.
Реалист: человек, реально оценивающий себя, свои силы и возможности, трезво смотрящий на вещи, живущий настоящим и не витающий в облаках. Розовые очки ему не к лицу, он знает, что сколько в этой жизни стоит.
Фаталист: человек, живущий под перстом своей судьбы. Он считает, что в жизни всё предопределено, что жизненный путь уготован заранее и наш выбор или не выбор был давно предрешён, а мы только следуем по начертанному пути.
Сензитивист: этот человек нуждается в поддержке в течение всей жизни. Ему необходима твёрдая опора, иначе он чувствует себя неуверенным и несчастным. В выборе жизненного пути ориентируется на советы и поддержку близких.
Авантюрист: его девиз – живём дин раз. Поэтому приключения и сомнительные авантюры его не пугают, он часто безрассуден. Живёт одним днём.
Иногда бывают случаи, когда человек ставит точку в центр пересечения плоскостей. Такого человека называют «Штирлиц». Он выбирает свою жизненную позицию в зависимости от обстоятельств и настроения. Может моделировать своё поведение и отношение к жизни как угодно.
К профилактике «выгорания» относится:
- Соблюдение правил организации труда – разграничение работы и жизни, работа не должна занимать большую часть жизни; физические и эмоциональные перегрузки; совмещение работы в различных направлениях.
- Организация командного подхода – возможность обсуждения проблем с коллективом, создание атмосферы взаимопомощи и эмоционального комфорта, возможность подмены специалистов, четкое распределение обязанностей и их соблюдение.
- Возможность повышения профессиональной квалификации.
- Организация и функционирование психологической службы в коллективе.
Для профилактики профессионального выгорания существует множество упражнений и игровых заданий:
- Упражнения, способствующие осознанию профессии и своих личностных особенностей:
– упражнения на развитие педагогической интуиции.
- Упражнения, направленные на поднятие творческой активности и способствующие сплочению коллектива:
– упражнения-энергизаторы,
– упражнения для развития способности принимать друг друга.
- Упражнения для развития познавательной сферы:
– упражнения для развития понимания устного текста,
– упражнения для развития активного слушания,
– упражнения, способствующие улучшению понимания и художественного выражения чувств.
- Приёмы по стабилизации психоэмоционального состояния и рекомендации для преодоления стрессовых ситуаций:
– методы быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения,
– упражнения по выведению из аудиторного шока (самопрезентационного, сценического, ораторского страха),
– методы кинезиологии для снятия стресса,
– релаксационные упражнения,
– упражнения для предупреждения возникновения синдрома выгорания,
– методы регуляции эмоциональной сферы.
Своевременное применение способов и средств профилактики способствует значительному снижению патогенного воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.
Успехов Вам и внутреннего равновесия!
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
От автора: Столкнувшись с эмоциональным выгоранием в своей профессиональной жизни, я осознала, как важно соблюдать “золотую середину” в жизни – правильно совмещать работу и отдых.
С радостью делюсь ценной для меня информацией.
Надеюсь, эта статья будет полезна.
Эмоциональное выгорание («эмоциональное сгорание») — вид профессиональной дисфункции у лиц, тесно общающихся с людьми, выраженный моральным, умственным и физиологическим истощением.
Признаки эмоционального выгорания:
- Моральное истощение – это стремление к одиночеству, зависть, злоба, обвинение, уход от ответственности.
- Умственное истощение – это безразличие к работе, хроническое нежелание идти на работу, отвращение, вспыльчивость, хроническое недовольство, потеря профессионализма.
- Физиологическое истощение – это хроническая усталость, головные боли, пониженный иммунитет, слабость в мышцах, нарушение в работе пищеварительного тракта, соматические заболевания.
Я рекомендую к прочтению книгу Кошелева А.Н. «Синдром белого воротничка, или профилактика эмоционального выгорания» – ссылка на сайт https://fictionbook.ru/static/trials/00/17/21/00172156.a4.pdf. В этой книге я нашла много полезного для себя и для своих клиентов. В книге можно пройти тест, определяющий наличие или отсутствие эмоционального выгорания, методы подробной диагностики и мн. др.
Возможные причины и варианты терапии эмоционального выгорания:
- Человек с чувством собственной неполноценности чрезмерно старается заслужить признание и любовь – через усердие и отличный результат своей деятельности. Терапия – осознать себя, свое достоинство независимо от рабочих моментов, поработать с психотерапевтом над чувством собственного достоинства.
- Человек не умеет вовремя дать себе отдых, качественно отдохнуть и набраться сил. Терапия – научиться вовремя отдыхать и полностью расслабляться.
- Человек находится в среде повышенного стресса, окружение требует полной самоотдачи. Терапия – научиться защищать себя от влияния, отстаивать свои границы, давать себе отдых.
- Человек слишком много общается с людьми, перегружая свою нервную систему, не успевает восстанавливаться. Терапия – сократить общение с людьми, дать себе побыть в одиночестве, где можно полностью расслабиться и наполниться силами.
- Человек неправильно расставил приоритеты в своей жизни. Увлекается своей работой, забывая о себе, забывая вовремя заботиться о своем здоровье. Терапия – проанализировать свои привычки полной самоотдачи и, возможно, жертвенности во имя работы.
- Высокая самоотдача в работе и отсутствие ожидаемого достойного вознаграждения. Человек теряет смысл в своих действиях, состояние напряжения от чувства несправедливости по отношению к нему. Терапия – работа с психотерапевтом над ожиданиями и выстраиванием границ, учиться отвлекаться и качественно расслабляться.
Чем опасно эмоциональное выгорание?
В результате хронического эмоционального выгорания могут развиться опасные заболевания, угрожающие жизни человека.
Выделяют 5 стадий эмоционального выгорания (согласно теории Гринберга):
1. “Медовый месяц”. Работник становится менее энергичным.
2. “Недостаток топлива”. Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном.
3. “Хронические симптомы”. Хроническая раздражительность, «загнанность в угол».
4. “Кризис”. Развиваются хронические заболевания.
5. “Пробивание стены”. Острая форма заболеваний. Угроза жизни. Карьера под угрозой. Профессиональная непригодность.
Эмоциональное выгорание – это действительно серьезно, и не стоит откладывать на потом решение этой проблемы.
ЕСЛИ ВЫ НАШЛИ У СЕБЯ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Как себя восстановить?
Живите по трем простым правилам:
1. удовольствие от мелочей жизни – “Мелочь, а приятно!”,
2. качественный отдых – “Отдых – всему голова!”
3. пробуждение силы тела – “Движение -жизнь!”
Способы восстановления:
- помощь психотерапевта
- общение с природой
- общение с животными
- медитация
- йога
- массаж
- все виды спорта
- сексуально активная жизнь
- банные процедуры
- иглоукалывание
- самовнушение
- психодрамма
- разборка причинно-следственных связей
- изменение внешности, стиля
- новое увлечение, хобби
- путешествия
- пробежки каждый день
- поощрение себя за каждую выполненную работу
- самоанализ
- арт-терапия и др.
Этапы восстановления:
1. Изучение способов восстановления.
2. Выбор наиболее подходящих способов.
3. Общение со специалистами, лечение при необходимости.
4. Составление плана действий на ближайший месяц и полгода.
Например, по субботам и воскресеньям вы находите время на те занятия, которые вам особенно по душе и наполняют энергией. План может быть таким: в субботу с 9.00. до 16.00. – Общение с природой, с 16.00. до 19.00. – Тренировка в спортзале, с 19.00. до 19.30. – Массаж.
5. Реализация запланированного и ежедневное ведение дневника выхода из эмоционального сгорания.
6. Самонаблюдение.
7. Профилактика эмоционального выгорания.
Как говорится, “Светя другим – не сгорай сам”!
ПРОФИЛАКТИКА: КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ?
Определите свои приоритеты, ответьте себе на несколько вопросов:
1. Важно ли, чтобы тебя все любили и уважали на работе? Можешь ли ты принять тот факт, что ты не червонец, чтобы нравиться всем? Хочешь ли ты заслужить одобрение руководства и доказать, что ты лучше других сотрудников?
2. Как часто ты берешь на себя чужую работу в нагрузку? Как часто делаешь всё, чтобы чувствовать себя “Героем труда”?
3. Умеешь ли ты говорить аргументированное “Нет” руководству, когда тебя просят тебя взять еще нагрузку, а ты уже перегружен своей работой?
4. Сколько часов уходит на полноценный сон? Заботишься ли ты о себе, чтобы хорошо выспаться и набраться сил для завтрашнего рабочего дня?
5. Есть у тебя время побыть одному и просто ничего не делать хотя бы пару часов в неделю?
6. Есть ли у тебя любимое хобби и любимые виды активного и культурного отдыха? (рисование, велосипедные прогулки, театры, кино и др.)
7. Есть ли у тебя любимая книга и любимые цитаты, которые тебя вдохновляют на то, чтобы наслаждаться жизнью и маленькими радостями?
8. Умеешь ли ты входить в “режим экономии энергии” в напряженные энергозатратные рабочие дни?
9. Какое место в твоей иерархии ценностей занимает работа? (ценности такие: здоровье, семья, отдых, работа, самообразование, самосовершенствование, богатство, творчество, хобби и др.)
Поразмышляй о том, как ты можешь заботиться о себе, как быть всегда в форме? Как быть хорошим профессионалом, не вредя себе самому?
Способы и упражнения для профилактики эмоционального выгорания
Для профилактики эмоционального выгорания
позволяйте себе маленькие радости,
качественно и регулярно отдыхайте и расслабляйтесь,
давайте своему телу хорошую нагрузку,
любите себя больше, чем свою работу,
чередуйте работу и отдых на рабочем месте правильно.
1. Способы поиска и анализа ресурсов:
1.
«Список личных ресурсов».
Составьте список своих ресурсов. Вспомните и о внешних, и о внутренних источниках: людях, которые вас окружают, местах, где бы вы хотели побывать, вещах, которые хотели бы иметь, творчестве, любви, искусстве и т.д. Подумайте, как вы можете сделать эти ресурсы доступными для себя, и с чего начнете. Если есть возможность, поделитесь своими мыслями с близким вам человеком.
2.
«Поощрения».
Составьте список того, что вы получаете позитивного от своей работы. Как вы профессионально выросли за эти годы, чему научились?
2. Способы управления дыханием (релаксирующие):
Предварительно нащупайте свой пульс на левом запястье или, если не получается, нащупайте на передней поверхности шеи пульсацию сонных артерий. Для этого большой и указательный пальцы образуют как бы «вилку», глубоко охватывая гортань («адамово яблоко») с обеих сторон, при этом слегка надавливая на шею подушечками концевых фаланг, до появления ощущения пульсации, мощного «биения» под пальцами. Выполняем процедуру расслабления и переходим на брюшное дыхание, вначале не контролируя его ритм. Затем начинаем дышать «на счет», используя в качестве метронома удары пульса. Начинаем с соотношения вдоха и выдоха 2:2 (два пульсовых удара – вдох, следующие два удара пульса – выдох). Дышим в этом режиме, непрерывно следя за пульсом и поддерживая заданное соотношение в течение 1-3 минут, до тех пор, пока установится стабильный, самоподдерживающийся, стационарный ритм дыхания, не требующий вашего постоянного вмешательства. Затем переходим к новому соотношению вдоха и выдоха, поддерживая его таким же образом: 2:3; 2:4; 2:5; 3:6; 3:7; 3:9… Задержитесь в этом спокойном и расслабляющем дыхательном режиме подольше… и возвращайтесь обратно, к исходному соотношению вдоха и выдоха, но уже с новым самочувствием и в новом настроении. Завершите упражнение активирующим выдохом.
3. Способы управления тонусом мышц, движением (укрепляющие нервную систему):
Тренажерный зал
Пробежки
4. Способы словесной поддержки:
В случае даже незначительных успехов нужно похвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! «Здорово получилось!» — Находите возможность хвалить себя почаще и от всей души!
С самого утра, когда вы еще лежите в постели, нужно сказать себе: “Сегодня меня ждет 3 счастливых момента! День будет прекрасным!” А вечером перед сном, подумайте о трех прекрасных моментах, а еще лучше запишите в дневник.
Напишите на листок бумаги 7 самых больших радостей от вашей работы, красиво украсьте текст и повесьте на видное место. Далее напишите, какую пользу вы приносите на работе, какие добрые слова вы слышали про результат ваших усилий, с кем на работе вам комфортно и радостно общаться, кто поддерживает вас. И наконец, вспомните те дни, когда вы испытывали радость на рабочем месте, и попытайтесь ради развлечения воссоздать это состояние!
5. Способы визуализации, предложенные Кошелевым А.Н.:
мысленное представление, проигрывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла, — это прием, помогающий строить реальность. Человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится, и — получает желаемое. (10 минут перед отходом ко сну и 10 минут утром. Всего 20 минут!). Этапы визуализации: • решите, чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках (мысленно создайте точные картины и сцены того, чего вы хотите добиться); • расслабьтесь; • в течение 5–10 минут мысленно представляйте желаемую реальность, как будто создавая видеофильм успешных действий. Важно помнить: при визуализации нужна систематичность. Здесь главное — практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте — сделайте несколько глубоких вдохов; упражняться в визуализации, пока ваша цель не осуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной-двух попыток визуализации. Если возникнут сомнения, — избегайте бороться с ними. То, против чего борешься, только сильнее укрепляется. Надо просто проигнорировать свои сомнения.
Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет…», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль. После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.
6. Способы настройки на приятные моменты на рабочем месте:
Создайте уютную обстановку на работе: пусть на столе стоит любимая фотография в красивой рамочке, а в столе лежит любимая шоколадка, которую вы скушаете в конце рабочего дня как поощрение. Пусть вокруг вас будет приятная для вас атмосфера, общайтесь с приятными для вас людьми. Позвольте себе в перерывах хорошо расслабиться, глубоко дышать, наслаждаясь ароматами духов, цветов или фруктов.
Если на работе сложилась непростая ситуация, вы перенапряглись, то попробуйте простой способ быстрого восстановления: уединитесь в дамской комнате, умойте лицо, руки и представьте, что вся усталость и раздражение впитывает вода из-под крана, все тяжелые мысли и состояния утекают в канализацию. Помассируйте кожу голову, рук, продышитесь, и напоследок помойте руки душистым мылом, насладитесь вашим любимым ароматом. Представьте, как с ароматом вы впускаете в себя солнечный свет и тепло, и внутри вас есть уголок природы, где вы можете по-настоящему отдохнуть и набраться сил.
Список литературы
- Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья. Сб. научных трудов. – СПб., 2000. – С.443-463.
- Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие – Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013.
- Кошелев А.Н. Синдром «белого воротничка» или Профилактика «профессионального выгорания», 2008.
- Лаврова О. С., Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Работник социальной службы.- 2007.
- Лэнгле А. Экзистенциальный анализ синдрома эмоционального выгорания. – Генезис, 2010.
- Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. – 2005. – №8.
- Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. Т. 22. №1. – С. 47-56.
- Салогуб А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб // Молодой ученый. – 2014.
- Старченкова, Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» [Текст] / Е.С. Старченкова. – СПб., 2002. – 357с.
- Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 2008. – № 8.
- Чутко С. Синдром эмоционального выгорания: клинические и психологические аспекты, 2014.
- Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увлеченность работой: Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие. – М.: Когито-Центр, 2015. – 137 с.
Будьте здоровы и счастливы! Пусть работа будет в радость!
С уважением.
Источник