Минимальная мозговая дисфункция гипердинамический синдром

Все мы встречали детей, про которых говорят: «катастрофа», «группа риска», «шило в попе», «ураган» и проч. Эти ребята не могут долго сидеть на месте, им нужно всё время куда-то спешить, что-то хватать, задавать миллион вопросов, не давая даже возможности собеседнику на них ответить. Они требуют к себе повышенного внимания, не слушаются старших, перебивают, болтают без умолку, зачастую вызывая у окружающих раздражение и даже негатив. Что же это такое? Плохое воспитание? Избалованность и вседозволенность? Педагогическая запущенность? Сложный характер? Любой вариант имеет право на существование. Но далеко не всегда ребёнок или его родители виноваты в таком поведении, и причина его может скрываться гораздо глубже.
В наше время мы всё чаще сталкиваемся с такими понятиями, как «гиперактивность» и «синдром дефицита внимания». Это проявления гипердинамического синдрома – поведенческого расстройства развития. Встречается у детей от 1.6 до 15 лет, у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек. Как правило, к 15 годам постепенно сглаживается.
Причины гипердинамического синдрома
Причины возникновения этого расстройства до сих пор точно не выявлены. Большинство специалистов склоняется к тому, что появляется оно из-за минимальной мозговой дисфункции, которая может быть вызвана травмированием головного мозга в пренатальный период (например, внутриутробная гипоксия плода), во время тяжёлых либо стремительных родов, экстренного кесарева сечения или уже после рождения (травмы головы в период формирования мозга – до 12 лет). В результате травматического воздействия некоторые клетки головного мозга перестают работать, и их функции берут на себя другие клетки, из-за чего нервная система постоянно перегружена. Ребёнку приходится расходовать вдвое больше энергии – для нормального развития и для компенсации мозговой дисфункции. Также к причинам возникновения относят наследственность, психологическую обстановку в семье и проблемы с экологией.
Основные симптомы гипердинамического синдрома:
- гиперактивность – чрезмерная двигательная активность, суетливость, повышенная тревожность, беспокойство, беспорядочные непроизвольные движения. Такая бестолковая кипучая деятельность приводит к переутомлению, которое выражается в ещё большем перевозбуждении. Это часто влечёт за собой нарушения сна;
- дефицит внимания – ребёнок испытывает сложности с концентрацией внимания. Ему трудно надолго сосредоточиться на чём-то одном, особенно если это для него не слишком интересно. Это не значит, что такого ребёнка совсем невозможно чем-то увлечь, напротив, если занятие ему по душе, он может даже погрузиться в него на несколько часов. Проблема в том, что в жизни далеко не всегда удаётся заниматься только тем, что нравится, поэтому ребёнку, имеющему нарушения внимания, приходится тяжело. Высидеть целый урок, решать задачи и примеры по определённому алгоритму, подчиняться общепринятым правилам и инструкциям для него мучительно;
- импульсивность – ребёнок сначала делает, потом думает (отвечает на вопрос, не дослушав его до конца, может без разрешения вскочить и куда-то побежать, потому что его что-то заинтересовало, даже если это происходит во время школьного урока). Импульсивный ребёнок не может уложить свои действия в жёсткие рамки правил поведения, он страдает от частых перепадов настроения, бывает вспыльчив и даже агрессивен.
Так как чаще всего гипердинамический синдром является следствием неврологических проблем, многие дети страдают от нарушений координации (например, испытывают сложности при завязывании шнурков, раскрашивании, имеют проблемы с равновесием, зрительно-пространственной координацией). Кроме того, у 66% наблюдаются такие расстройства, как дислексия и дисграфия, у 61% — дискалькулия. Также имеют место задержки речевого, психоречевого развития и заикание.
Итак, гиперактивный ребёнок – это вечный двигатель. Большинство учёных пришли к мнению, что до 5 лет ставить диагноз «гипердинамический синдром» нельзя. Однако заподозрить склонность к гиперактивности можно ещё в младенческом возрасте, когда малыш каким-то невообразимым способом умудряется выпутываться из пелёнок, в которые его только что заботливо запеленали, слишком быстро перебирает игрушки (хватает одну, тут же бросает, берёт другую только для того, чтобы тут же выбросить), часто беспричинно плачет, плохо спит. Такие дети зачастую раньше сверстников садятся, начинают ползать, ходить (вернее будет сказать, сразу бегать), говорить (чаще всего слишком быстро и неразборчиво). Когда гиперактивный малыш начинает передвигаться по квартире, родителям приходится все свои силы пустить на то, чтобы уберечь его от травм, а мебель и предметы быта — от разрушения. Именно эти дети чаще других опрокидывают комоды, стаскивают со стола скатерти вместе с посудой, собирают головой все косяки и углы в квартире, застревают между прутьями кроватки, вываливаются из манежа, носятся, как угорелые, теряются на улице и в общественных местах, убегают, могут резко выскочить на дорогу под колёса машины. Характерно, что такие дети не делают выводов из собственных ошибок (если уже падал с высокой горки или качели, не задумываясь, полезет туда снова). Часто имеют проблемы в общении, причём не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми, из-за свойственной импульсивности бывают вспыльчивы, но при этом не злопамятны (ребёнок может в порыве гнева разломать игрушку или толкнуть, но обиду долго держать не будет и через некоторое время станет вести себя как ни в чём не бывало). Дети с гипердинамическим синдромом часто кажутся взрослым эгоистичными, навязчивыми и грубыми. Но это не так. Им просто трудно сконцентрироваться, чтобы проанализировать эмоциональное состояние других людей (то есть они не думают, что могут расстроить, обидеть, вызвать раздражение у собеседника, им не хватает для этого внимания).
Чтобы облегчить жизнь гиперактивного ребёнка, необходимо следовать несложным правилам, а именно:
- выработать чёткий режим дня;
- стараться меньше ругать;
- разработать правила поведения (например, ввести систему поощрений и штрафов);
- чаще хвалить;
- учить правильно распределять силы;
- беречь от переутомления:
- меньше требовать;
- давать возможность выплеснуть энергию в активных играх;
- приучать к пассивным играм;
- поддерживать благоприятный психологический климат в семье.
Если вы замечаете за своим ребёнком подобное поведение, на него часто жалуются воспитатели или педагоги, и вы начинаете подозревать у него наличие гипердинамического синдрома, не нужно пытаться ставить диагнозы самостоятельно, необходимо обратиться к специалистам (неврологу и детскому психологу).
Лечение детей с гипердинамическим синдромом
Детям с гипердинамическим синдромом или с подозрениями на него показана консультация нескольких специалистов. В нашем центре существует услуга «Психолого-педагогический консилиум», которая обеспечивает системный, всесторонний подход к проблеме клиента. Для коррекции поведения гиперактивных детей, а также для устранения сопутствующих вторичных расстройств (дисграфия, дислексия, речевые расстройства, нарушения внимания, познавательной деятельности и проч.) требуется помощь психолога/нейропсихолога, дефектолога и логопеда. На первичной консультации специалисты совместно проводят беседу с ребёнком и интервью с родителями, в ходе которого выявляют наличие гипердинамического синдрома и его тип (смешанный, с преобладанием гиперактивности либо с яркой выраженностью дефицита внимания). После этого разрабатывается стратегия коррекции поведения. Также, как правило, клиенту дают направление к неврологу, который со своей стороны проводит диагностику и при необходимости назначает медикаментозное или физиотерапевтическое лечение в зависимости от сложности ситуации.
Отдельно стоит отметить коррекцию синдрома гиперактивности с помощью метода Томатис . Это мягкое нейросенсорное воздействие с помощью звука (сеансы проходят с специальных наушниках). Подробно о механизмах коррекции гипердинамии во время программы Томатис читайте в нашей статье . Данный метод успешно применяется в нашем центре.
Работа с родителями
Воспитание детей с гипердинамическим синдромом – процесс непростой, многие родители теряются, у них опускаются руки, пропадает вера в себя, поэтому им тоже не помешает помощь психолога. Специалист научит их правильному поведению с гиперактивным ребёнком, подскажет, как его воспитывать, общаться с ним, избегать конфликтов и стрессов. Важно выработать грамотную педагогическую стратегию для того, чтобы чётко организовать жизнь ребёнка, режим его дня, помочь ему адаптироваться в социуме.
Работа с гиперактивными детьми
Консультации у детского психолога помогут ребёнку повысить самооценку, обрести веру в себя, развить навыки социального поведения, снизят тревожность, научат самоконтролю. Общение со специалистом обеспечит атмосферу необходимого понимания и сопереживания вместо привычной критики и ругани. Психолог поможет гиперактивному малышу снять напряжение, научит расслабляться посредством таких методик, как арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Кроме того, нейропсихолог проводит нейрокоррекцию.
Занятия по методу Томатис уравновесят процессы возбуждения и торможения в мозге ребенка, помогут нейронным связям дозреть. Улучшат внимание и способность к концентрации в шумных местах. Снизят степень двигательной расторможенности.
Так как детям с гипердинамическим синдромом из-за их импульсивности сложно усваивать информацию, и часто у них развиваются вторичные нарушения (внимания, речи, познавательной деятельности и проч.), им необходима помощь сразу нескольких специалистов: детского психолога, дефектолога и логопеда. Их совместная работа направлена на формирование у ребёнка привычки к усвоению, переработке информации и применению полученных знаний и навыков на практике. Особенно важна эта работа в рамках подготовки детей к школе. Поэтому специалисты занимаются и с младшими школьниками для того, чтобы помочь им справиться со школьной программой; и с дошкольниками, чтобы подготовить их к школе и предотвратить развитие вторичных нарушений в процессе обучения.
Вам будут полезны следующие статьи:
- Синдром гиперактивости и дефицита внимания (СДВГ). Коррекция методом Томатис
- Трудности обучения в школе
Если Вы хотите записаться на психолого-педагогический консилиум или к одному из наших специалистов, позвоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
Источник
Услышав после посещения детского невролога диагноз ММД, многие родители хотят разобраться, что это за болезнь и чем она грозит ребенку. В неврологии патология относится к разряду перинатальных энцефалопатий. Аббревиатура расшифровывается – минимальная мозговая дисфункция. Диагностируется у 20% детей, достигших 6-7-летнего возраста. Преимущественно выявляется в процессе планового врачебного осмотра. ММД – это такое нарушение функциональности мозга, которое незначительно влияет на физические данные и психическое здоровье ребенка, что позволяет говорить о благоприятном прогнозе.
Определение заболевания
ММД у ребенка – это такое отклонение от нормального развития, которое характеризуется замедлением роста тканей мозга, расстройством диффузно-церебральной регуляции в структурах ЦНС разных уровней. Патологические процессы провоцируют аномальное восприятие внешнего мира и девиантное поведение, сбои в работе вегетативной нервной системы, расстройство психо-эмоционального фона.
Патология резидуально-органического происхождения (возникшая вследствие родовой травмы) развивается у детей из-за недостаточности функциональной активности отделов головного мозга. Как правило, носит легкий характер, выражается в небольших отклонениях поведения и сложности обучения без явного ухудшения интеллектуальных способностей.
Основные симптомы
Синдром мозговой дисфункции с минимальными проявлениями сопровождается задержкой развития отделов мозга, которые отвечают у детей за память, речевые навыки, внимание, восприятие. Интеллектуальное развитие общего плана остается в пределах нормы, ухудшаются способности к обучению и адаптации в социуме. Очаговое поражение корковых структур выражается в типичных нарушениях:
- Дисграфия. Сложности при освоении навыков письма.
- Дислексия. Затруднения при чтении.
- Дискалькулия. Неспособность к счету, выполнению простых арифметических действий – вычитание, сложение.
Признаки выявленной у детей мозговой дисфункции с малыми отклонениями полностью исчезают к 18-летнему возрасту в 40% случаев.
Признаки у детей
Синдром ММД у младенцев проявляется повышенной возбудимостью. Невзирая на правильно организованный режим ухода и питания, ребенок остается беспокойным, беспричинно плачет, кричит. Патологическое состояние сопровождается характерными признаками: избыточной моторной активностью и реакцией со стороны вегетативной нервной системы (повышенное потоотделение, синюшный оттенок или гиперемия кожных покровов, тахикардия, неровное, частое дыхание).
Когда ребенок кричит, повышается тонус мышц. Нередко наблюдается тремор (дрожание) рук и подбородка, клонус (быстрые, судорожные движения) стоп, спонтанно возникающий рефлекс Моро – разведение рук в стороны с открытыми ладонями. Другие признаки – затруднения при засыпании, вздрагивание во сне, спонтанное пробуждение, вялый сосательный рефлекс, склонность к срыгиванию.
У ребенка с выявленной минимальной мозговой дисфункцией замедляется психофизическое развитие. В возрасте 1-3 года наблюдается интенсивная моторно-двигательная активность, повышенная возбудимость, расстройства сна, снижение аппетита, малая прибавка в весе. Одновременно происходит незначительное отставание в двигательно-психическом развитии.
ММД у детей старше 3 лет проявляется девиантным поведением, нарушением речевой функции и артикуляции, снижением способностей к усвоению информации. Когда ребенок начинает ходить в школу, ему сложно наладить психологический контакт со сверстниками и учителями. Синдром дезадаптации – типичное нарушение, которое представляет собой утрату способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Патологическое состояние сопровождается признаками вегето-сосудистой дистонии и отклонениями психосоматической этиологии. Основные общие симптомы ММД:
- Моторная дисфункция в легкой форме.
- Гиперактивность. Чрезмерная подвижность, неусидчивость, неспособность сконцентрировать внимание на одном занятии. У ребенка нет терпения долго сидеть на одном месте. Во время урока в школе или занятия в детском саду он может без разрешения преподавателя встать с места и прогуливаться по классу.
- Повышенная потребность в произвольном внимании. Дефицит внимания выражается в неосознанном желании его привлечь всеми доступными средствами – ребенок с громким шумом выполняет любые действия, прерывает монолог учителя, делает ненужные движения.
- Быстрая утомляемость в процессе обучения. Он не может воспринимать новый материал дольше 10-15 минут.
- Трудности при запоминании новой информации.
- Непереносимость внешних раздражающих факторов: интенсивного света, шума, духоты, повышенной температуры воздуха.
- Укачивание в транспортном средстве с появлением тошноты и приступов рвоты.
Дисфункция мозга у пациентов флегматического типа темперамента приводит к состоянию заторможенности к концу активного дня, у пациентов с холерическим типом темперамента – к перевозбуждению. Их отличает от сверстников психоэмоциональная неустойчивость в случае неудачи, низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Нередко возникают неврозы, которые часто принимают форму фобий.
Проявление у взрослых
Статистика показывает, неврологический статус у 25% детей с ММД в старшем подростковом возрасте меняется, становится нормальным. У других симптомы частично продолжают наблюдаться без признаков психической патологии. Мозговая дисфункция, выявленная в детском возрасте, у взрослого человека после снятия диагноза может проявляться неврологическими нарушениями.
Для таких людей характерны признаки: импульсивность, неадекватное поведение в социуме, низкая самооценка. Они подвержены возникновению алкогольной и наркотической зависимости, часто меняют место работы, испытывают затруднения в построении длительных взаимоотношений с представителями противоположного пола.
Причины, вызывающие мозговую дисфункцию
Основные причины, провоцирующие минимальную мозговую дисфункцию, диагностированную у детей – патологии внутриутробного развития, травмы, полученные в результате расстройства родовой деятельности (аномальные значения силы, интенсивности, ритма сократительной активности мышц матки). Типичные осложнения патологических родов: гипоксия (кислородное голодание) с последующей ишемией мозга, родовые травмы (повреждения костных и мягких тканей), инфекционные поражения плода. Родовые травмы почти всегда вызывают сбои в работе периферической и центральной нервной системы новорожденного. Другие причины возникновения:
- Перенесенные матерью на любом этапе жизни соматические (телесные) болезни, сопровождающиеся хронической интоксикацией.
- Наследственная предрасположенность, в том числе алкогольная и наркотическая зависимость родителей.
- Нарушение процессов метаболизма.
- Патологические состояния при беременности, в том числе токсикоз, угроза прерывания.
- Перенесенные матерью в период беременности инфекционные заболевания, протекающие в острой форме.
- Аномальное течение родов, в том числе нарушение родовой деятельности, стремительные роды.
- Недоношенное состояние плода, нарушение функций жизнедеятельности. Недоношенный плод не готов к родовому процессу. В результате повышается риск повреждений.
Нанести существенный вред здоровью будущего ребенка могут инфекционные поражения матери с мало выраженной симптоматикой – токсоплазмоз, цитомегалия, хламидиоз, сифилис.
Диагностика
Диагностика преимущественно направлена на распознавание типа личности. Психодиагностика предполагает использование тестов для выявления специфических трудностей, возникших у ребенка, уровня его эмоционального развития, тревожности, моторной функции. Основные методики:
- Система Гордона. Показывает уровень общего развития.
- Тест Векслера. Принцип вербально-невербальной креативности.
- Тест Бердер-Гештальта. Определение уровня интеллекта и познавательных возможностей.
- Тест Тулуз-Пьерона. Определение уровня внимания.
Диагноз ММД – это такая патология, которая выявляется при помощи инструментальных методов, что позволяет делать обоснованные выводы о состоянии здоровья у ребенка. Проводится нейросонография, электроэнцефалография, реоэнцефалография, эхоэнцефалография. Рентгенологическое исследование шейного отдела позвоночника и черепа показано с целью дифференциации заболеваний органического происхождения.
Лечение
У детей старшего школьного возраста на фоне ММД возникает агрессия, сложности в построении отношений в семье и школе, снижается успеваемость, появляется желание устранить текущие проблемы при помощи алкогольных напитков и наркотиков. Необходима своевременная коррекция патологии, чтобы исключить усугубление ситуации. Медикаментозное лечение ММД у детей предполагает назначение препаратов:
- Снотворные средства. Нормализуют сон.
- Седативные средства. Регулируют двигательную активность, уменьшают нервную возбудимость, устраняют чувство тревожности и напряжение.
- Антагонисты дофаминовых рецепторов (Галоперидол, Галоприл, Сенорм). Для коррекции гиперактивности, беспокойства, отклонений поведения, лечения неврозов и фобий.
Одновременно показаны другие методы терапии: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия. Важно организовать ребенку правильное питание и режим дня, дозировать учебные нагрузки, создать в семье доброжелательную психологическую атмосферу.
ММД – небольшая дисфункция мозга, которая ухудшает способности ребенка к обучению и адаптации в социальной среде. Своевременная диагностика и коррекция помогут предотвратить негативные последствия.
Просмотров: 1 655
Источник