Ммд у детей с синдромом дауна

Ммд у детей с синдромом дауна thumbnail

На дворе 21 век, а аббревиатура ММД (минимальная мозговая дисфункция) то и дело мелькает в детских историях болезни. Особенно с его рождения до трёх лет.

Как такового медицинского диагноза минимальные мозговые дисфункции — нет. Но врачи давно заметили некоторые признаки, отклоняющиеся от нормы в развитии, и назвали их минимальными мозговыми дисфункциями. Признаки эти не складываются в понятие синдром и тем более болезнь, но врачи все-таки пишут эти буквы. Возможно для того, чтобы обратить наше внимание на развитие конкретного ребёнка до школы и не пропустить ничего важного. А так же вовремя обратиться за помощью к психологу, логопеду-дефектологу, неврологу если в этом будет необходимость.

Еще раз отмечу, современная наука и практика ушла далеко вперед с середины 20 века, когда единственным возможным вариантом для детского невролога при изучении анамнеза (истории болезни ребёнка) и жалоб родителя, было вместить в эти три буквы общий смысл фразы: “С ребёнком что-то не так”. Он бегает, вертится, задерживается в развитии, часто болеет, имеет родовую травму, асфиксию при рождении и внутриутробную гипоксию в анамнезе и прочее. В целом, имелось ввиду, что ничего страшного в этом нет, просто ребёнок находится в зоне особого наблюдения. И, по традиции, чтобы не быть для мамы плохим доктором, назначались какие-то лекарства, как правило: общеукрепляющие, витамины, ноотропы, сосудистые препараты и другое. Я придерживаюсь мнения, что таблеток полезных не бывает. И, к сожалению, многие неврологи, попали в ножницы: нужно что-то выписать, но диагноза нет. Но мы здесь не о фармокологии, а о психологическом и логопедическом опыте работы с такой проблемой. В этой статье я её так и обозначу — ММД (минимальные мозговые дисфункции).

Важно! Со временем, к общему ММД добавились расшифровки под вопросом, которые требовалось уточнить у психиатра. К психиатру, по сей день идут далеко не все. А зря. Можно просмотреть то, что требует медицинского включения и внимания и потерять время. А как известно, чем быстрее родитель сориентируется в ситуации и посодействует процессу коррекции, тем быстрее и качественнее будет результат.

Нам, психологам, приходилось и приходится работать с такими детьми и помогать им в решении трудностей с поведением, развитием, обучением и прочим. Много материалов по этому поводу было и есть. Давайте попробуем извлечь из этого пользу.

Если обратить внимание и направить ребенка в правильное русло, то в школе (как раз тогда, когда становится понятно, что было ММД) не придется волноваться и жалеть о потраченном времени.

Итак, ММД глазами психолога или если ребенку написали ММД и надо понять что с этим делать или не делать.

1. Точно — делать.

Во- первых ММД связана с последствием ранних повреждений головного мозга у детей. Безусловно, кто-то из родителей возможно достаточно осведомлен, что это такое.

В 60-е годы широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция» ММД. Минимальная мозговая дисфункция выражается в возрастной незрелости высших психических функций (внимания, памяти, мышления). ММД связано с трудностями в обучении, социальной адаптации, эмоциональными нарушениями, расстройствами поведения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. ММД у детей проявляется в виде нарушений психологического развития, сюда относятся: формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия), расстройств развития речи, расстройств развития двигательных функций (диспраксия); поведенческие и эмоциональные расстройства к ним относят: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения. ММД являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста, которые по статистике, к сожалению встречаются у каждого третьего из наших детей. 

2. Как проявляется ММД в разном возрасте?

ММД неврологи обычно пишут уже в первые месяцы жизни ребенка, в этот период родителям следует обратить внимание на наличие повышенной возбудимости у ребенка, нарушения сна, немотивированный беспричинный плач, избыточную двигательную активность, повышение мышечного тонуса, тремор различных частей тела, покраснения или мраморность кожных покровов, усиленную потливость, трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения. 

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с ММД часто отмечается повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка массы тела, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии. 

К 3 годам обращают на себя внимание повышенная утомляемость, моторная неловкость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. Нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез). Симптомы ММД нарастают к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Эта закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями предъявляемыми к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходиться на возраст 3 лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушение артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД в этом возрасте характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения.

3. Как распознать ММД самостоятельно?

Читайте также:  Синдромы проблем с щитовидной железой

Можно говорить о том, что причины возникновения ММД разнообразны, это: патология беременности и родов (тяжелое течение беременности); токсикоз первой половины беременности, (особенно первого триместра); угроза выкидыша; это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов; это нарушение сроков беременности (ребёнок рождается недоношенным или переношенным), затяжные роды со стимуляцией родовой деятельности, ускоренные, быстрые роды, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины, асфиксия, обвитие пуповины вокруг шеи, кесарево сечение, родовые травмы; инфекционные, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания матери; несовместимость крови плода и матери по резус фактору; психические травмы матери во время беременности, стрессы, физическая нагрузка; ребенок до года перенес инфекционное заболевание, сопровождавшееся различного рода осложнениями, получил травму или перенес операцию. 

Это всё говорит о том, что к сожалению ребенок относится к группе риска.

4. Пути помощи ребенку с ММД.

Если Вы распознали у ребенка ММД, тогда понимаете, что он как никто другой нуждается во внимании специалистов и ранней медико-психолого-педагогической поддержке.

Какие прежде всего нужны ребенку специалисты:

1. невролог/психиатр;

2. педиатр;

3. нейропсихолог;

4. логопед-дефектолог;

5. ЛОР;

6. учитель-логопед.

Врачи, невролог, психиатр и педиатр помогут подобрать ребенку адекватный курс медикаментозного лечения и дифференцировать диагноз. 

Логопед-дефектолог поможет развить ребенку познавательную и речевую сферы, подберет индивидуальную программу коррекции задержек психоречевого и психического развития, поможет детям с нарушениями интеллектуального развития. 

Нейропсихолог проведет диагностику готовности дошкольника к школе, диагностику развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и эмоционально-личностной сферы. Поможет понять причины школьной неуспеваемости ребенка и проведет коррекционные занятия, разработает индивидуальную программу коррекции познавательной сферы ребенка (развитие внимания, памяти, мышления), поможет понять причины плохого поведения ребенка и подобрать индивидуальную или групповую форму коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы. Научит новым способам реагирования на ребенка и общения с ним. Что даст вам возможность лучше понимать своего ребенка, быть ближе к нему и эффективнее как родителю, а ребенку даст возможность стать успешным в обществе, зрелым и развитым.

Учитель-логопед подберет индивидуальную программу коррекции расстройств развития речи, поможет понять в чем проблема речевого нарушения у ребенка, сформирует навыки письма, чтения и счета. 

ЛОР выявит заболевания ЛОР-органов (ухо, горло, нос). 

Что отличает ребенка, имеющего функциональные нарушения в работе мозга или (ММД, ЗПРР), от нормально развивающихся детей:

Задержка и нарушение речевого развития.

Проблемы обучения в школе.

Быстрая умственная утомляемость и снижение умственной работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).

Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.

Нарушения в поведении от вялости, сонливости в одиночестве, до двигальной расторможенности, хаотичности, дезорганизации деятельности в многолюдной, шумной обстановке.

Сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания).

Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления ( ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации).

Несформированность ориентации во времени и пространстве.

Повышенная двигательная активность.

Эмоционально-волевая неустойчивость (раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, неумение контролировать свое поведение в игре и общении).

В наше время все эти проблемы преодолимы, при своевременном обращении родителей к специалистам и оказании совместной комплексной помощи ребенку. Способов оказания помощи сейчас достаточно, чтобы помочь ребенку гармонично расти и развивать свой потенциал.

Существуют разные психологические программы индивидуальной и групповой помощи детям с ММД, которые направлены на:

1. снижение двигательной активности у детей во время учебного процесса;

2. повышение коммуникативной компетентности ребенка в семье, в детском саду и школе;

3. развить навыки распределения внимания, двигательного контроля;

4. обучение навыкам саморегуляции (умение владеть собой и конструктивно выражать свои эмоции);

5. сформировать навыки конструктивного общения со сверстниками;

6. формировать умение контролировать импульсивность своих действий;

7.узнать свои сильные качества и более эффективно их использовать;

8. формировать у родителей представление об особенностях детей, с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания.

Долгое время в психологических центрах было обязательным информирование родителей по этой проблеме. Возможно сейчас, вам это сможет помочь быстрее сориентироваться в том, какие именно программы и курсы нужны ребёнку и как быть, если вы заметили что-то из того, что здесь перечислено. В любом случае, рекомендую, все вопросы по этой теме, которые вас взволновали, обсудить с врачом-неврологом.

Статья подготовлена на основе психолого-педагогических методичек и современных взглядов доказательной медицины, которые требуют нашего внимания по сей день.

Читайте также:  Гипердинамический синдром у детей это

Детский семейный психолог, эксперт по детскому развитию, Ася Колбасина

Если вам понравилась статья — ставьте палец вверх, подписывайтесь на мой канал Я про детей. Рекомендуемая статья по проблеме речи здесь, жмите.

Будьте здоровы!

Источник

Синдром Дауна – это особое генетическое состояние, которое вызывает появление ряда характерных признаков и особенностей развития.

Малыши с синдромом Дауна развиваются не так, как обычные дети, а их двигательное развитие идет медленнее и с более долгими сроками возникновения тех или иных навыков. Кроме того, на общий ход двигательного развития оказывают влияние специфические затруднения, обусловленные наличием этого генетического состояния. Если понаблюдать за детьми с синдромом Дауна двух-трех лет, можно заметить, что они двигаются не очень уверенно, часто кажутся неловкими, оступаются, их походка имеет характерные особенности, они заметно дольше учатся бегать и прыгать, бросать и ловить мяч и т. д. Многолетние исследования позволяют утверждать, что малыши с синдромом Дауна не просто отстают в сроках своего двигательного развития, но имеют присущий только им порядок и профиль развития моторных навыков.

Рассказ об особенностях двигательного развития стоит начать с того, что биологическое стремление двигаться и осваивать мир в движении заложено в каждого ребенка независимо от наличия или отсутствия той или иной генетической аномалии или других особенностей его развития. Это биологическая закономерность, и задача взрослых, поняв причины и последствия двигательных затруднений, обеспечить малышу условия для реализации его двигательного потенциала, поддерживая и терпеливо развивая стремление к естественному движению.

В настоящее время нет сомнений, что подавляющее большинство детей с синдромом Дауна может освоить все необходимые двигательные навыки (исключение, пожалуй, могут иногда составлять только дети с дополнительными сложными медицинскими проблемами), но для этого необходимы усилия родителей и близких малыша, которые вместе со специалистами по раннему развитию обязательно должны уделить особое внимание тому, чтобы ребенок с их помощью осваивал все новые и новые двигательные умения и навыки.

В чем же состоят особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна и каковы причины особого пути их двигательного развития?

Рис. 1 на странице 8 наглядно иллюстрирует особенности двигательного поведения ребенка с синдромом Дауна первых месяцев жизни, о которых необходимо знать.

Ммд у детей с синдромом дауна

Рис. 1 

На левом рисунке изображен младенец в положении лежа на животе. В отличие от обычно развивающегося ребенка, малыш с синдромом Дауна, лежа на животе, «распластывается» по поверхности. Ребенку трудно распрямить и выгнуть спину, он пока не может приподнять голову опираясь на руки и удерживать такую позу, ноги его широко развернуты.

На среднем рисунке показана так называемая реакция Ландау у малыша с синдромом Дауна. Если обычные дети в таком положении поднимают голову, выпрямляя туловище и ноги, то малыш с синдромом Дауна «складывается пополам», его голова, руки и ноги повисают вниз.

Если положить младенца с синдромом Дауна на спину и потянуть его на себя за руки, то несложно заметить, как трудно ему оторвать голову от поверхности. На правом рисунке видно, что голова малыша с синдромом Дауна остается запрокинутой назад, тогда как обычно развивающийся ребенок согнет шею и туловище, отрывая голову от поверхности.

Подрастая, малыш постепенно учится передвигаться, переходить из одного положения тела в другое. В этот период специфические особенности двигательного развития тоже отчетливо заметны. Обратимся еще к одной иллюстрации (рис. 2).

 Ммд у детей с синдромом дауна

Рис. 2

На левом верхнем рисунке изображен малыш с синдромом Дауна на четвереньках. У него по-прежнему слишком широко разведены ноги, во время ползания они в первое время «разъезжаются» и скользят по поверхности, при освоении этого навыка ему далеко не сразу удается удержать их в нужном положении, правильно распределить вес тела и сохранить равновесие.

Когда ребенок с синдромом Дауна начинает ходить (правый верхний рисунок), он может довольно долго обеспечивать себе «широкую базу», то есть широко расставлять прямые напряженные ноги. Корпус малыша при ходьбе неподвижен, в первое время ему сложно удерживать равновесие и, балансируя, он высоко поднимает руки.

На левом нижнем рисунке – малыш с синдромом Дауна во время вставания. Такой малыш испытывает затруднения с сохранением равновесия при переходе из одного положения тела в другое и компенсирует это тем, что во время вставания опирается на руки, причем ставит ладони близко к стопам, тем самым смещая вес тела на ноги. Можно отметить, что обычно развивающиеся дети тоже проходят такую стадию освоения навыка вставания, но ребенок с синдромом Дауна значительно дольше пользуется только этим способом, не переходя к более совершенным, если его специально не тренировать.

В процессе перехода из положения лежа на животе в положение сидя (правый нижний рисунок) ребенок широко и симметрично разводит выпрямленные ноги в стороны (садится через шпагат), дополнительно «выталкивая» туловище руками. В этом случае малыш с синдромом Дауна использует присущую ему физическую особенность: чрезмерно эластичные связки и, благодаря этому, очень подвижные суставы. Важно понимать, что он при этом избегает более сложных с точки зрения поддержания равновесия положений тела, которые необходимы для свободных и разнообразных движений в будущем.

Читайте также:  Дети с синдромом дауна в 4 года

Во всех проиллюстрированных нами случаях несложно выделить одни и те же проблемы, не позволяющие двигательному развитию идти обычным образом.

Перечислим эти специфические особенности.
  1. Сниженный мышечный тонус. Практически все дети с синдромом Дауна появляются на свет с той или иной степенью мышечной гипотонии, которая уменьшается по мере взросления, но мышечный тонус все же не достигает нормы. Эта особенность служит основной причиной, затрудняющей формирование движений, и ее обязательно надо учитывать, оказывая содействие двигательному развитию любого ребенка с синдромом Дауна.
  2. Недостаточная стабилизация положения суставов. Дети с синдромом Дауна первых лет жизни не могут как следует стабилизировать суставы в нужном положении. Устойчивость и подвижность тела обеспечиваются согласованной работой разных мышечных групп, которая необходима для стабилизации не только суставов конечностей, но и позвоночника. Исследования показали, что у людей с синдромом Дауна способность управлять напряжением или расслаблением мышц вокруг суставов снижена, и, кроме того, они зачастую не могут полностью активизировать эти мышцы, а также имеют слишком эластичные связки.

По этой причине движения детей с синдромом Дауна часто бывают «смазанными», эти малыши порой могут казаться неловкими, недостаточно четко и точно переставляя ноги или пытаясь взять какой-то предмет. Если у обычных детей с увеличением возраста наблюдается постепенное уменьшение мобильности суставов (чем старше ребенок, тем суставы менее подвижны), то при синдроме Дауна в связи с пониженным мышечным тонусом заметное уменьшение подвижности суставов происходит только между пятью и десятью годами.

  1. Искаженная проприоцептивная информация. Мышечная гипотония, которая стоит первой в списке причин особого двигательного развития, влияет на способность ощущать свое тело, чувствовать его. Проприорецепторы, разбросанные по всему организму человека, постоянно информируют мозг о мышечных сокращениях или расслаблениях, о положении тела в пространстве, обеспечивая возможность произвольно им управлять. У детей с синдромом Дауна из-за мышечной гипотонии проприоцептивная информация искажается, им труднее ориентироваться в управлении телом, поэтому, например, они могут не успевать вовремя напрячь или расслабить ноги, совершая прыжок, или выставить руку для опоры.

Перечисленные особенности вызывают нарушения в так называемой системе постурального контроля, то есть в процессе координации различных систем организма, обеспечивающих возможность принимать и сохранять положения тела в покое и в движении. Именно нарушения в системе постурального контроля и порождают особенности, проиллюстрированные на приведенных рисунках.

Обычно малыш с синдромом Дауна, несмотря на определенные трудности, реализует свои двигательные возможности, а чтобы справиться с этими трудностями, использует компенсаторные способы того или иного движения. К примеру, трудно сесть, переходя в боковое сидение и помогая себе рукой, как это делаем мы с вами, и малыш, пользуясь гиперподвижностью суставов, широко разводит ноги в стороны и выталкивает себя руками в положение сидя, не сгибая корпус и не потеряв равновесия. Трудно ротировать туловище, чтобы перевернуться со спины на живот, и он помогает себе это сделать, выгнувшись, оттолкнувшись головой от опорной поверхности и перевалившись в нужное положение всем телом, опять-таки стараясь избежать трудных для него асимметричных положений тела.

Правильная организация занятий с малышом, учитывающая знание особенностей его развития, позволяет избежать формирования у ребенка стойких статичных и симметричных образцов движения. В противном случае дальнейшее развитие движений будет тормозиться существованием неправильных («патологических») двигательных образцов, вместо того чтобы эта промежуточная стадия переросла в качественные и разнообразные движения, которые позволят ребенку максимально реализовать его двигательный потенциал.

Взрослым важно понимать, что упущенные из виду трудности с поддержанием позы и недостаточно развитым чувством равновесия, присутствующие у малыша в первые годы жизни, могут наложить серьезный отпечаток на дальнейший ход его развития.

Итак, в развитии двигательных функций детей с синдромом Дауна можно выделить две основные проблемы.

Во-первых, такие дети испытывают сложности с поддержанием нужного положения тела, а во-вторых, им необходимы специальные занятия, направленные не только на освоение новых двигательных навыков, но и на улучшение качества движений, а также расширения двигательного разнообразия.

Поскольку разные периоды (фазы) двигательного развития неразрывно между собой связаны, то необходимо иметь в виду, что каждая успешно освоенная ступень закладывает фундамент для развития следующей и, наоборот, нарушения, оставленные без внимания на одной стадии, влияют на развитие двигательных возможностей ребенка на последующих стадиях. Другими словами, если не заниматься, к примеру, развитием асимметричных положений тела в том возрасте, когда ребенок умеет только лежать на спине или на животе, то в дальнейшем он будет испытывать трудности с использованием необходимой асимметрии при сидении, стоянии и ходьбе.

Источник