Монтессори терапия при синдроме дауна

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Каждому ребенку нужна защита. Ребенок с синдромом Дауна, еще более зависимое от участия взрослого существо. Его социальная поддержка, это целый комплекс проблем, связанных с выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. К сожалению, на протяжении многих лет считалось, что этот диагноз безнадежен для дальнейшего развития личности. Что такой ребенок не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал.
Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь детям с синдромом Дауна позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество.
Одной из первых программ «раннего вмешательства» в развитие детей со сложным дефектом, считается программа раннего обучения детей с синдромом Дауна. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», побуждает детей более полно взаимодействовать с окружающим миром, учиться! Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество.
По мере взросления ребенка с синдромом Дауна усиливается его стремление приобрести уверенность в себе, быть самостоятельным. Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, сумеет ли довести начатое дело до конца.
Поэтому мы обратили внимание на педагогическую систему Марии Монтессори.
Центральным понятием педагогической системы Марии Монтессори является саморазвитие. Процессы саморазвития и самореализации определяют специфику цели гуманистического воспитания: «создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом».
Именно воспитание в педагогической системе Марии Монтессори целенаправленно формирует у детей способность саморегуляции поведения и способствует самовоспитанию, при этом саморегуляция поведения в педагогической системе Марии Монтессори происходит за счет самостоятельной работы ребенка с автодидактическими материалами.
Педагогическая система Марии Монтессори по всеобщему признанию входит в десятку лучших педагогик мира. Во многих странах она считается элитарной педагогикой.
ЦЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ:
– Адаптировать технологию М. Монтессори к условиям дома-интерната;
– Доказать эффективность ее применения в процессе обучения и воспитания детей с синдромом Дауна разного возраста;
– Улучшить качество жизни детей с синдромом Дауна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ НА 2010 год:
– Создать условия для адаптации технологии М.Монтессори в условиях детского дома-интерната №1;
– Разработать и внедрить новые формы диагностирования уровня развития каждого ребенка и планирования учебно-воспитательного процесса в соответствии с принципами технологии М. Монтессори;
– Внедрить в практику работы новые формы организации обучения детей
/”Круги”, «Презентации», «Трехступенчатый урок»/.
ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ – группа детей с синдромом Дауна разного возраста в ИДДИ№1.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – процесс обучения и воспитания, построенный на данных педагогической диагностики.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: введение в практику учреждения технологию М.Монтессори позволит повысить эффективность процесса развития ребенка с синдромом Дауна, качество обучения, если:
– будет создана специально подготовленная среда;
– будут введены и использованы новые способы планирования и диагностики
результатов обучения;
– будут внедрены в практику новые формы организации обучения;
– будут соблюдены требования корректности к процедуре и результатам
диагностики.
Эксперимент проводится в ОГУ СО «Иркутский детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей»
Монтессори – педагог – Рудницкая Елена Викторовна
Высшая квалификационная категория
Директор ОГУ СО ИДДИ№1 – Скоробогач Леонид Иванович
Высшая квалификационная категория
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
– подбор и изучение специальной литературы по технологии Марии Монтессори;
– подбор и изучение специальной литературы по теме «Дети с синдромом Дауна»;
– изучение и внедрение специальной программы для детей с синдромом Дауна австралийского университета Маккуэри «Маленькие ступеньки»;
– подготовка педагогических кадров на спецкурсах по технологии
Марии Монтессори;
– подготовка развивающей среды, закупка и изготовление Монтессори-
материалов;
– создание социально-психологических условий, отвечающих требованиям Монтессори-педагогики;
– организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с
принципами технологии Монтессори;
– формирование групп детей разного возраста с синдромом Дауна.
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГУ СО «ИРКУТСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ№1
ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ИДДИ№1
____________ Л.И.Скоробогач
«____»__________2010г.
ПРОЕКТ «СОЛНЕЧНЫЕ ДЕТИ»
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
МАРИИ МОНТЕССОРИ
В ПРАКТИКУ РАБОТЫ
С РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППОЙ ДЕТЕЙ
С СИНДРОМОМ ДАУНА
В УСЛОВИЯХ
ИРКУТСКОГО ДЕТСКОГО
ДОМА – ИНТЕРНАТА №1
ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Подготовил
Монтессори педагог
высшей
квалификационной категории
Рудницкая Елена Викторовна
г. Иркутск
2010
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ИДДИ№1
ПО ТЕХНОЛОГИИ МАРИИ МОНТЕССОРИ
ПО ПРОЕКТУ «СОЛНЕЧНЫЕ ДЕТИ»
Сентябрь 2010 г. – Май 2011 г.
№ | Мероприятия | Сроки проведения |
1 | Установить контакт с другими учреждениями образования, здравоохранения и социальной защиты города и области | Сентябрь 2010г. |
2 | Активизировать сотрудничество с Иркутским государственным педагогическим университетом | Сентябрь 2010г. |
3 | Создание специально подготовленной среды в зонах: «Упражнения в | Сентябрь 2010г. |
4 | Внедрение учетно-отчетной документации по технологии Марии Монтессори | Октябрь 2010г. |
5 | Внедрение программы австралийского университета Маккуэри «Маленькие ступеньки» | Октябрь 2010г. |
6 | Пополнение развивающими материалами других зон группы | Ноябрь 2010г. |
7 | Осуществление коррекционных мероприятий по данным диагностики для | Декабрь 2010г. |
8 | Создание информационной брошюры «Синдром Дауна: мифы и реальность» | Январь 2011г. |
9 | Создание копилки документальных материалов о достижениях людей с синдромом Дауна «Сердца, где обида не живет» | Январь 2011г. |
10 | Проведение тренингов для специалистов для ознакомления с современными программами развития таких детей | Январь – февраль 2011г. |
11 | Обучение родителей лучшему взаимодействию с ребенком с синдромом Дауна | Февраль 2011г. |
12 | Организация семинаров для специалистов с целью ознакомления с особенностями развития детей с синдромом Дауна | Февраль 2011г. |
13 | Организация Недели понимания детей с синдромом Дауна накануне Всемирного Дня человека с синдромом Дауна (21 марта) | Март 2011г. |
14 | Создание презентации «Место под солнцем для солнечных детей» | Март 2011г. |
15 | Создание «Фотогалереи» – «Солнечные дети» | Апрель 2011г. |
16 | Итоговая педагогическая диагностика группы детей с синдромом Дауна разного возраста по технологии Марии Монтессори | Май 2011г. |
Источник
Интеграционные группы, в которых обучаются и развиваются дети от 8 месяцев до 18 лет с синдромом Дауна и с другими особенностями в развитии, наряду с обычными здоровыми детьми.
Что такое «Монтессори»
«Монтессори» — это образовательная система для детей, названная по имени создательницы, Марии Монтессори.
Кто такая Мария Монтессори?
Это женщина, чьё имя у всех на устах. Она — философ, учёный, педагог, психолог, медик, профессор антропологии и гигиены, а её портрет был напечатан на денежных купюрах наряду с королями и правителями.
В самом начале 20-го века она создала уникальную систему свободного воспитания детей. Мария Монтессори сумела доказать: дети учатся с увлечением, испытывают настоящее счастье познавательного труда, если только предоставить им свободу выбора, отнестись внимательно к их возрастным и индивидуальным способностям, перестать подгребать всех под общие стандарты. И с тех пор во всем мире открываются дошкольные группы и школьные классы, работающие по методу Марии Монтессори. Свободное образование становится все более популярным в разных странах и у разных народов.
Но в те времена Монтессори группа была экспериментом, который позже стал настоящим прорывом в образовании для многих стран в мире.
В чем особенность системы Монтессори?
Мария Монтессори начинала работать с очень сложными детьми — это были сироты, сильно отстававшие в развитии от своих сверстников. Результаты были ошеломляющие — эти дети не только догнали в развитии своих здоровых сверстников, но и по некоторым параметрам опередили их.
Мария Монтессори отследила и сформулировала законы, которым подчиняется развитие и формирование человека, его становление как неповторимой личности и его путь к самореализации. Первые группы, которые начали вести её последователи, посещали очень разные дети — они отличались по возрасту, состоянию здоровья, национальности и даже иногда разговаривали на разных языках.
В наше время система Марии Монтессори получила большое распространение в России. В Москве действует больше сотни центров и садов, для детей с 8 месяцев до 6 лет, которые так или иначе используют эту методику.
И тем не менее, здесь тоже есть свои проблемы, одна из которых — недоступность системы для тех, кому она предназначена.
Образование по системе Монстессори доступно не для всех детей
- Родители детей с синдромом Дауна не всегда могут привести своего ребёнка в группу, потому что все остальные начинают сторониться этого ребёнка, в некоторых случаях наотрез отказываясь находиться с ним в одном пространстве.
- Родители ребёнка иной национальности сталкиваются с обидными насмешками в свой адрес, также с нетерпимостью и зачастую негативным отношением, сформированном в нашем обществе различными предрассудками.
- Родители детей с физическими недостатками боятся, что их ребёнка не примут и будут сторониться, потому что он «не такой».
- Малообеспеченные семьи, живущие за чертой бедности, просто не могут позволить себе отвести ребёнка на занятия.
Мы решили изменить ситуацию
Впервые в нашем Центре создаётся интеграционная Монтессори-группа. Особенностью этой группы будет то, что дети с синдромом Дауна и с особенностями в развитии будут посещать эту группу наравне со здоровыми детьми.
Наша Монтессори-среда
2 кабинета, 4 комнаты и более 600 разновидностей материалов для детей от 1 года до 6 лет — центр «Радуга» обладает самой насыщенной и развивающей средой в ЮВАО, что официально подтверждено Ассоциацией Монтессори-Педагогов.
Наше решение
Мы, взрослые, собираем их под одной крышей, чтобы подарить им уникальный шанс стать свободными в выборе, добрыми, умеющими любить и принимать любовь, уверенными в себе и успешными людьми.
Сейчас детей, имеющих нарушения в здоровье, инвалидность или внешние физические недостатки называют детьми с особыми потребностями или «особенными детьми». К таким детям относятся настороженно, о них мало знают и их предпочитают избегать.
Мы уверены, что благодаря нашей работе люди станут толерантными, милосердными, высоконравственными, способными оказать помощь попавшим в трудную ситуацию, способными на искреннюю дружбу и свободный выбор, способными любить. Мы знаем, как это изменить!
Цели проекта
- Социализация детей с синдромом Дауна и других «особенных» детей;
- Формирование и укрепление навыков самостоятельности и самообслуживания у детей с синдромом Дауна;
- Развитие всех мозговых функций соответственно возрастным периодам детства;
- Пропаганда идей толерантности, терпимости и милосердия у всех активных участников проекта и пассивных наблюдателей.
Описание интеграционной группы
Формат работы интеграционные группы рассчитаны на детей от 8 месяцев до 7 лет. Дети до 3 лет посещают группу в сопровождении близкого взрослого или родителя, более старшие дети 3-7 лет могут находиться в группе самостоятельно. Вся работа разбивается на два этапа:
- Самые маленькие дети приходят в группу вместе со своей мамой.
- Дети начинают заниматься самостоятельно. Количество детей в группе — 8 человек. Количество педагогов в младшей группе 1, в старшей — 2.
Что даст проект «Солнечные дети» самим детям:
- Социальная адаптация, ребёнок будет уверенно чувствовать себя в обществе среди чужих людей;
- Развитие социальных и коммуникативных навыков;
- Развитие двигательной активности, владение своим телом, координация движений;
- Развитие мелкой моторики, сенсорных способностей;
- Развитие когнитивной сферы — внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
- Освоение математических символов и знаков;
- Подготовка к чтению и письму;
- Формирование навыков самообслуживания и ухода за окружающей средой.
Что даст проект “Солнечные дети” родителям и сопровождающим взрослым:
- Овладение приёмами взаимодействия со своим ребёнком;
- Умение замечать и принимать индивидуальные особенности своего ребёнка и других детей;
- Умение уважать желания и потребности ребёнка, быть активным участником в его жизни;
- Расширение знаний по развитию и воспитанию ребёнка;
- Уверенность в себе как в родителе, обретение новых отзывчивых друзей;
- Формирование толерантного отношения к людям, непохожим на большинство.
Что даст проект «Солнечные дети» сторонним наблюдателям:
- Все, кто увидит «особенных» детей, посещающих наш центр, осознают, что находиться рядом с такими детьми не страшно, что они в первую очередь тоже дети, как и их собственные.
- Возможно, кто-то изменит свои жизненные ценности и станет по-другому относиться к «особенным» людям.
- Посредством просветительской деятельности и наглядных примеров у очень многих людей разрушатся стереотипы о людях с синдромом Дауна.
- Ну и самое главное — взрослые люди станут терпимее, добрее и толерантнее, и обязательно передадут эти качества своим детям.
Продвижение проекта
В дальнейшем мы планируем вынести данный проект за пределы нашего центра, чтобы передать эту модель другим организациям, заинтересованным в привлечении внимания общества к острым социальным проблемам детей с синдромом Дауна и других детей, отличающихся от большинства.
Источник
Сенсорное воспитание ребёнка с синдромом Дауна в детском саду.
Перед моим выступлением я хотела бы рассказать старую индийскую притчу.
У одного человека в Индии, носящего воду, было два больших горшка, висевших на конце шеста, который он носил на плечах. В одном из горшков была трещина, в то время как другой горшок был безупречен и всегда доставлял полную порцию воды в конце длинной прогулки от источника до дома учителя. Треснувший же горшок доносил только половину. В течение двух лет это продолжалось ежедневно: человек, носящий воду, доставлял только полтора горшка воды в дом своего учителя. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А бедный треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был способен сделать только половину того, для чего он был предназначен.После того, как два года он чувствовал горечь от своей несостоятельности, в один день он заговорил с переносчиком воды возле источника:
— Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой.
— Почему? Чего ты стыдишься?
— В течение этих двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что эта трещина в моём боку приводит к тому, что вода просачивается в течение всего пути назад к дому твоего учителя. Ты делал эту работу и из-за моих недостатков ты не получал полный результат своих усилий, — удручённо сказал горшок.Переносчик воды почувствовал жалость к треснувшему горшку, и, будучи сострадательным, он сказал:
— Поскольку мы возвращаемся к дому учителя, я хочу, чтобы ты заметил красивые цветы по пути к нему.Действительно, когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути, и это успокоило его немного. Но в конце тропинки он опять почувствовал себя плохо, потому что через него просочилась половина его воды, и поэтому он снова принёс извинения водоносу из-за своей несостоятельности.Тут водонос сказал горшку:
— Ты заметил, что цветы росли только на твоей стороне пути, но не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке, и я воспользовался им с пользой. Я посадил семена цветов на твоей стороне, и каждый день, когда мы шли назад от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог брать эти красивые цветы, чтобы украсить стол моего учителя. Без тебя, просто такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме!
Этой притчей я хотела бы донести до Вас, что даже неполноценные по меркам большинства людей дети могут принести пользу обществу и быть сами при этом счастливы. Но только при условии, что педагоги будут дальновидными и принимающими их такими, какими они есть. Превратить недостаток в достоинство можно лишь если смотреть в далёкое будущее, а не жить проблемами настоящего. Детей с синдромом Дауна часто называют «особыми» детьми. И это действительно так, поскольку данный недуг является врождённым, обусловленным нарушениями в хромосомном наборе, и в целом дефект имеет довольно сложную структуру и различную степень вырженности. Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна представляет собой комплексную задачу. Несмотря на тяжёлую генетическую аномалию, такие дети всё же весьма жизнерадостны, улыбчивы и ласковы. Для развития таких деток необходимо приложить много усилий, терпения и упорства в воспитании и обучении. Но при должной заботе и постоянных занятиях такие малыши впоследствии смогут ходить в обычную школу, иметь много друзей, развить свои способности и таланты, а также стать самостоятельными личностями.В психолого-педагогическом словаре сенсорное воспитание (от лат. sensus – чувство) трактуется как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания.
Ещё в 1978 году А.А.Катаева утверждала, что сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов – внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой – оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
Современные педагоги и психологи также выделяют важную роль сенсорного воспитания:
- Стимулирует развитие интеллекта ребенка
- Формирует и систематизирует систематизация знания, которые ребенок получает из внешней среды;
- Обеспечивает целостное восприятие мира
- Способствует развитию воображения, любознательности и внимательности
- Подготавливает детей к предстоящему обучению
- Расширяет словарный запас
- Развивает все виды памяти (зрительная, образная, слуховая, моторная).
У детей с СД основной особенностью является то, что усвоенные детьми эталоны часто оказываются нестойкими, расплывчатыми, сенсорный и практический опыт не накапливается и без обучения фактически не возникает. Сенсорное развитие детей с нарушениями интеллекта имеет исключительную практическую важность.Большинство психологов сходятся во мнении, что основной формой воздействия на ребенка с синдромом Дауна должны выступать специально организованные занятия в игровой форме.
Педагогам важно помнить, что с детьми с синдромом Дауна надо работать, не теряя с ним визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.
Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.
ЗАДАЧИ Сенсорного воспитания:
• обучение восприятию отдельных предметов, выделению их из общего фона;
• обучение различению свойства и качества предметов: мягкий – твердый, мокрый – сухой, большой – маленький, громкий – тихий;
• формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. (цвет, форма величина)
• формирование поисковых способов ориентировки – пробы при решении игровых и практических задач;
• создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
Набор средств для детей с СД ничем не отличается от обычных наборов по сенсорному воспитанию:
Различные мозаики, наборы лоскутков ,разноцветные мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки с разным наполнением; надувные мячи (большие, средние и маленькие); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки, неваляшки разного размера; различные музыкальные инструменты; магнитофон; записи различных мелодий; набор муляжей, ёмкости для раскладывания акриловых камешков,бус, шариков,орбиз, мелких игрушек; коробки-вкладыши разных размеров и мисочки ;стучалки; трафареты, логический куб; дорожки с различным покрытием (нашитые палочки, губки,пуговицы, гладкая поверхность из кожзама, меховая поверхность и т.п.); небольшие реалистичные игрушки животных и их детенышей; наборы сыпучих материалов (горох, фасоль, мелкие камни и галька); разрезные картинки и пазлы; тактильная дорожка для стоп; кварцевый и кинетический песок, сухой душ из лент, возможно использование света- солнечных зайчиков, специальных лент со светодиодами.
Нужно помнить, что сильной стороной «солнечных деток» является отличное зрительное и тактильное восприятие (им нравится смотреть на предмет и трогать его), поэтому обучение должно строиться с обязательным учетом этих факторов. Педагогам стоит максимально направить усилия на развитие мелкой моторики рук с помощью обучения ребенка лепке, рисованию, ощупыванию и описыванию свойств объекта, собиранию мелких предметов, что в свою очередь будет способствовать дополнительному развитию мозга.
Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность.
Если ребёнок с синдромом Дауна ходит в обычный детский сад, то он проходит те же занятия, что и обычные дети,но адаптированные, т.к. главное при инклюзии – учитывать индивидуальный уровень развития. Необходимо ориентироваться на достижения воспитанника и динамику развития, подбирая разнообразные занятия от простого к сложному, возвращаясь время от времени к пройденному материалу. Главным условием обучения ребёнка с СД должен быть интерес, отсутствие у него негативных эмоций связанных с занятиями.
Сенсорное развитие – это эффективное направление работы по психологическому и педагогическому сопровождению детей с синдромом Дауна, при правильной организации дающее просто потрясающие результаты.
Пример картотеки дидактических игр
по сенсорному воспитанию для детей с синдромом Дауна в ДОУ.
Д/И «Цветной дождь»
Цель: Закреплять сенсорные способности детей различать и называть цвет, умение пользоваться кисточкой, развивать память, мышление.
Проведение: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 5 основных цветов. Раздает каждому рисунки с цветными тучками заданных цветов. Показывает действия – под тучками кисточкой ставить капли дождика соответствующего цвета. Потом предлагает детям по словесному указателю самостоятельно выполнить задание. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.
Д/И «Найди фигуру»
Цель: Формировать умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление.
Проведение: В гости приходит Мишка и приносит корзинку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель поотдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.
Д/И «Акриловые камешки»
ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности различать цвет и фактуру предмета, мелкую моторику.
Проведение: В таз наполненный арбизами засыпаются акриловые камешки, необходимо разложить их по мисочкам в соответствии с цветом, называя его.
Д/И «Лаборатория»
ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом мелкие предметы и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.
Проведение: Игра является усложнением предыдущей, проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала педагог показывает действия с пинцетом и акриловыми камешками, а потом предлагает детям разобрать их по чашечкам.
Д/И «Загадочные лоскутки»
ЦЕЛЬ: Развивать тактильное восприятие .
Проведение: Педагог выдает детям по нескольку лоскутков разной фактуры, после того как они их исследовали, предлагает найти такие же на ощупь в коробке с вырезанным отверстием. Дети по очереди выполняют задание.
Д/И « Ниточка с иголочкой»
ЦЕЛЬ: Развивать мелкую мускулатуру кисти рук, развивать внимание, тактильные ощущения.
Проведение: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка-кукла» и жалуется, что у неё появились дырочки на картинках и надо их заштопать, предлагает малышам шнуровку, педагог помогает каждому ребёнку освоить правильное выполнение задания. Постоянно вовлекает детей в результативную активность, чтобы сохранялся интерес.
Д/И «Разбери и собери пирамидку»
ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.
Д/И «Как звучат предметы»
ЦЕЛЬ: Развивать слуховое восприятие, тренировать в различении звуков.
Проведение: деревянным молоточком педагог стучит по двум – трём предметам,а затем дети отворачиваются и стараются на слух отличить по какому предмету ударил молоточек.
Д/И «Бизиборд»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, умение пользоваться выключателями, щеколдами, шпингалетами, крючками.
Д/И «Парочки из киндеров»
Цель: Формировать понятие вес, тренировать его ощущение.Развивать слуховое восприятие.
Проведение: Приготовьте несколько пар внутренних контейнеров из-под киндер сюрпризов разных по весу.Для этого наполните их разным содержимым: гречкой, гороком, мелкими камешками , скрепками.
Предложите малышу подобрать пару одинаковых по весу и звуку контейнеров.Обсудите эти признаки с ребенком.
Д/И «Островки спасения»
Цель: Развитие моторной ловкости, предупреждение плоскостопия, развитие тактильных ощущений стоп, восприятия цвета.
Проведение: Сначала можно исследовать все дорожки руками, назвать цвета. Затем педагог сообщает, что каждый цвет – это островок спасения от разных неприятностей, синий от жары, жёлтый от холода и т.д. Затем ребёнок становится на тактильную дорожку для стоп и выполняет задания по спасению – стать на красный коврик, на зелёный, на коврик с ракушками, потопать быстро ногами и т.д.,в конце игры пройти по всем коврикам и сказать какой для него сегодня самый приятный, а какой не нравится.
Д/И«Самомассаж»
Целесообразно проводить перед началом занятий., т.к. активизирует восприятие. Можно обучать выполнять самомассаж ладоней с помощью округлых и слегка гранёных акриловых камешков. Это способствует стимуляции тактильных ощущений , нормализации мышечного тонуса, формированию произвольных , координированных движений пальцев рук, при этом увеличивается объём и амплитуда их движений .
Источник