Наглядные пособия для детей с синдромом дауна

Александра Зинченко
Игры на формирование сенсорных эталонов у детей с синдромом Дауна
Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,
Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.
Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.
В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребёнка с синдромом Дауна в социум.
Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведётся по нескольким направлениям – формирование различных эталонных систем. А в рамках формирования конкретной эталонной системы работа ведётся в несколько этапов.
Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
Игры на сенсорное развитие.
«Рыбак» – развивать глазомер, сгибательные и разгибательные движения кистей рук. В двух мисках с водой лежат по 3 кубика и 3 шарика вперемешку – выбрать кубики в одну миску, а шары в другую – сачком.
Игры на развитие моторики
«Скатай ленту» – развитие общей моторики. На туалетную бумагу приклеить атласную ленту, разной длины и ширины – учить ребенка заматывать и разматывать ленту, развивая запястья.
«Поймай рыбку» – развивать ловкость, развитие моторики, запястья; развивать хватательные движения. В таз с водой накидать игрушек, которые вылавливать сначала руками, а затем сачком.
«Перелей водичку» – развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Сначала переливать воду из стакана в стакан, а затем в бутылочку с помощью воронки.
«Прокати шарик» – развитие крупной моторики и запястья. Можно взять кусочек теста. Сначала мама катает по ладошке ребенка шарик, а потом учим самого ребенка катать шарик круговыми движениями. Шарик может быть сначала большим, а затем поменьше.
«Слепи колобка» – из теста делать колобки разного диаметра.
«Вылечи куклу» – в прозрачный стакан с водой кинуть комком гуашь – учить размешивать (сделать кукле лекарство).
Игры с песком.
«Сыщик» – закапывать и откапывать мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась».
«Художник» – на влажном песке палочкой или пальчиками рисовать узоры. Можно выложить дорожку из камушков.
«Юный конструктор» – прикреплять прищепки на коробку из-под обуви или конфет – это будет ёжик. А если прикрепить на круглый поднос – это будет солнышко.
Игра «Опиши, яблоко»– развивать вкусовые ощущения; развивать речь детей.
«Перышко» – для развития дыхания. Дуем на перышко.
«Травка для коровки» – стимулировать звукопроизношение «му»; закреплять цвет; воспитывать интерес к рисованию.
«Волшебный мешочек» – развивать и активизировать речь детей. В мешочек положить игрушки животных. Попросить ребенка вытащить из мешочка животного. «Ой! А кого ты вытащил? Кошечку. А как она говорит? Мяу. Повтори».
«Угадай, кто кричит» – развивать слуховое внимание, активизировать речь детей.
Подготовила учитель-дефектолог Зинченко А. А.
Источник
Ольга Марьина
Дидактические игры с детьми с синдромом Дауна для воспитателей
Дидактические игры с детьми с синдромом Дауна для воспитателей.
Учитель-логопед: Марьина О. В.
ГБОУ Школа № 935 г. Москва
Ребенок синдромом Дауна, индивидуален в своем развитии, как и индивидуально развитие каждого ребенка. Но есть и общие особенности развития детей с синдромом Дауна.
Внимание у детей нестойкое и рассеянное.
Для этих детей необходимо неоднократное повторение пройденного материала.
Ребенок очень быстро утомляется от освоения нового материала.
Процесс обучения у детей у детей с синдромом Дауна на много медленнее, чем у обычных детей.
Так же надо не забывать, дети с синдромом Дауна отстают в физическом и умственном развитии на несколько лет от нормально развивающихся детей. Поэтому, занимаясь с такими детьми, нужно учитывать возраст развития ребенка. Еще необходимо брать во внимание, что ребенок с синдромом Дауна проходит те же стадии развития, что и нормально развивающийся ребенок, только с большим отставанием.
Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка.
А также нужно иметь в виду, что из-за проблем со зрением у большинства детей Даунов, наглядный материал должен быть не большим по объему, потому что они просто могут не рассмотреть его. Задание нужно будет повторить несколько раз.
Игра «Найди пару носку»
Цель: закрепить умение различать цвета.
Оборудование: набор деревянных носочков, с разными цветами и рисунками.
Ход игры.
Сначала ребенку надо наглядно показать настоящие детские носочки, Рассказать, что у каждого носка есть точно такой же носочек. Что они похоже друг на друга и цветом и рисунком (рисунок полоски). А когда найдет, потом повесить на веревочку сушить и прикрепить
прищепками.
Игра «Фрукты»
Цель: Расширить кругозор по теме «Фрукты». Учить узнавать фрукты по цвету и форме. Если у ребенка нет аллергии, можно использовать пищевые амортизаторы, в маленьких баночках для чувства обоняния. Чтобы ребенок узнавал фрукт по запаху.
Ход игры.
Показать ребенку фрукт, и спросить на каком фруктовом дереве растет?
Ребенок должен, правильно расставить фрукты по ячейкам.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развивать восприятие на ощупь. Учить узнавать силуэты животных и соотносить их с фигурками домашних животных.
Ход игры:
Достань из мешочка фигурку. Подумай, где ее место, Если ребенок затрудняется, можно предложить, положить силуэт животного, рядом с деревянной игрушкой.
Игра «Найди животных жарких стран».
Цель: формировать умение узнавать знакомые игрушки на картинках.
Оборудование: игрушки, предметные картинки.
Ход игры.
Отберите несколько игрушек животных жарких стран, расставьте на столе в ряд. Сначала проверьте, знает ли ребенок этих животных.Попросите: «покажи, где жираф; где слон; где тигр». Затем покажите ребенку картинку с изображением одной из выставленных игрушек-животных, пусть он ее хорошо рассмотрит, и попросите дать то, что нарисовано, не произнося название игрушки.
Игра «Как они говорят и ходят».
Цель: расширение кругозора детей; увеличение двигательной активности.
Задачи: Учить узнавать животных по картинкам;
показать детям как каждое из них «говорит» и ходит;
формировать умение произносить звукоподражания.
Оборудование: изображения животных на картинках.
Ход игры.
Показать ребенку картинку.Рассказать ему об этом животном: «Это мышка. Она серого цвета. У нее есть голова, тельце, лапки и длинный хвостик. Она маленькая. Живет в норке. Мышка говорит «Пи-пи-пи»».
Продемонстрируйте, как ходит это животное. И пусть ребенок попытается пройтись так же.
И так по очереди знакомить с разными животными.
Подчеркивайте особенности передвижения каждого животного, тогда ребенок лучше поймет и запомнит, какое оно и как передвигается. Так, например, медведь должен идти очень медленным тяжелым шагом. Мышка бежать быстрыми легкими шажками, а лягушка прыгать.
Предложите ребенку еще раз посмотреть на картинки. Назовите животное и попросите показать, как оно говорит и ходит.
Игра «Разложи овощи по банкам».
Цель: закрепить умение различать цвета, названия овощей.
Оборудование:рисунки овощей: красные и желтые помидоры, зеленый огурец, красный, желтый и зеленый перцы. Рисунки овощей разного размера. игрушка «уточка – хозяюшка» и игрушки утята. Силуэты банок с красной, желтой и зеленой крышками.
Ход игры.
Покажите ребенку игрушку уточка – хозяюшка. Прочтите рифмовку.
Уточка-хозяюшка у бабушки жила.
Уточка-хозяюшка, хозяйственной была.
Собирала овощи, в банки их сложили,
А потом консервами деток угостила.
Рассмотрите вместе с ребенком овощи на картинках.Попросите его помочь уточке разложить овощи в банки: красные овощи в банку с красной крышкой; зелёные овощи в банку с зелёной крышкой; желтые овощи в банку с желтой крышкой. После того, как все овощи будут разложены по банкам,предложить ребенку угостить уточек консервированными овощами: Большого утенка, большим красным помидором, среднего утенка зеленым огурчиком, а маленького утенка маленьким желтым перчиком.
Игра «Дары осени».
Цель: расширение кругозора и развитие речи ребенка.
Задачи: учить различать шишки, орехи, желуди и листья. Использовать в речи слова «еще» и «один».
Оборудование: поднос, блюдца, шишки, орехи, желуди и листья.
Ход игры.
На поднос положить орехи, шишки, желуди и листья. Предложите ребенку разложить все по отдельным блюдцам.При этом комментируйте действия ребенка: «Положи орех. Положи еще орех». Попросите ребенка показать, где лежат орехи?Продолжайте: «Сюда положи желудь. Еще один желудь. И еще один желудь» Помогите ребенку разложить шишки, листья.Все время комментируйте действия ребенка и просите показать: Где шишки? Где лежат листья? Где желуди?
Игра «Положи туда, куда скажу»
Цель: формировать умения ребенка различать предлоги, выражающие пространственные взаимоотношения двух предметов (на, в).
Оборудование: Книга, коробка, предметы мебели. Любой предмет желудь, орех, камешек.
Ход игры.
Положите перед ребенком выбранный вами предмет. Попросите ребенка положить этот предмет туда,куда вы скажете: на книгу, на стол, на стул, в коробку,
Игра «Найди животных жарких стран».
Цель: формировать умение узнавать знакомые игрушки на картинках.
Оборудование: игрушки, предметные картинки.
Ход игры.
Отберите несколько игрушек животных жарких стран, расставьте на столе в ряд. Сначала проверьте, знает ли ребенок этих животных.Попросите: «покажи, где жираф; где слон; где тигр». Затем покажите ребенку картинку с изображением одной из выставленных игрушек-животных, пусть он ее хорошо рассмотрит, и попросите дать то, что нарисовано, не произнося название игрушки.
Источник
Международный фонд содействия образованию детей с синдромом Дауна (DSEI) активно разрабатывает и выпускает для распространения комплекты наглядных материалов по развитию навыков детей с синдромом Дауна в разных сферах. Общее название серии таких материалов — «Смотри и учись» («See and Learn»). В 2009 году наш журнал представил программу развития речи, открывшую эту серию.
Совсем недавно наши английские коллеги сообщили о выходе первого комплекта материалов программы «Смотри и учись считать» («See and Learn Numbers»). Эта программа нацелена на обучение маленьких детей понятию числа, сопоставлению числа и количества, на овладение умением считать в пределах десяти. В ней также уделяется внимание обучению первым математическим представлениям о пространстве, времени и измерениях, включая такие их аспекты, как цвет, размер, форма, выстраивание по порядку, сортировка и паттерны.
Комплект первой ступени обучения математике — «Смотри и учись первым навыкам счета» («See and Learn First Counting») содержит материалы для занятий и подробное руководство, составленное так, чтобы помочь родителям и педагогам в обучении детей цифрам, словам, обозначающим числа, и умению считать в пределах первой десятки. Программа базируется на результатах научных исследований и анализе хорошо зарекомендовавшей себя практики обучения счету[1].
Программа составлена учеными и специалистами в области обучения детей с синдромом Дауна, признанными во всем мире. Она разработана с учетом конкретных трудностей, которые испытывают дети с синдромом Дауна, но может быть полезной и для других детей, обучение которых осуществляется наиболее эффективно, когда дети продвигаются вперед маленькими шагами с визуальной поддержкой.
Особенности программы:
- занятия следуют ключевым ступеням развития ранних навыков счета;
- чтобы помочь детям с особыми образовательными потребностями, акцент сделан на визуальной репрезентации понятий, используется простой язык и учитываются особенности работы кратковременной памяти;
- подробное руководство обеспечивает родителей и педагогов четкими, однозначными пошаговыми инструкциями;
- для отслеживания того, как продвигается ребенок, каждый комплект содержит формы для записи.
Программа также предусматривает обучение ключевым формам математического языка, необходимого на этой стадии занятий.
В комплект входят:
- формы для регистрации хода усвоения ребенком новых навыков;
- 60 плоских круглых пластиковых фишек;
- 10 ламинированных карточек с числами, представленными кружочками для фишек, и цифрами;
- 20 ламинированных карточек с цифрами от 1 до 10;
- 4 карточки с изображением животных (2 с медведями и 2 с обезьянами);
- 40 карточек с изображением корма для животных (20 с печеньем и 20 с бананом).
Когда начинать занятия
Комплект материалов «Смотри и учись первым навыкам счета» подходит для детей, которые понимают и могут произнести (или показать жестами), как минимум, 100 слов. У многих детей с синдромом Дауна этот этап соответствует 3 или 4 годам. Дети, которые проходят эту программу, могут одновременно работать над программой «Смотри и учись первым понятиям» («See and Learn First Concepts»), которая является второй ступенью программы «Смотри и учись считать». Следующей ступенью будет программа «Смотри и учись основам сложения» («See and Learn First sums»), предполагающая обучение сложению, вычитанию, умножению и делению чисел в пределах первой десятки.
Фонд поддержки образования детей с синдромом Дауна планирует проводить бесплатные семинары, на которых будут обсуждаться вопросы развития навыков счета. Для уточнения дат и времени проведения семинаров следите за информацией на сайте фонда.
[1] См. статью «Смотри и учись считать» в настоящем номере журнала.
Источник
Обучение детей с синдромом Дауна требует особого подхода. Наиболее сложным для них представляется освоение знаний из области математики. Им трудно овладеть даже начальными математическими навыками, необходимыми в повседневной жизни. Цель данного обзора – обсудить причины этих сложностей, рассказать о возможных путях их преодоления и представить читателю «Нумикон» – одно из средств современного педагогического арсенала, предназначенное для обучения детей началам математики. Нумикон – это набор учебного материала и специально разработанная программа для работы с ним. С конца 1990-х годов Нумикон широко используется в школах Великобритании как для работы с обычно развивающимися детьми, так и для обучения детей с синдромом Дауна. Накопленные за это время данные об эффективности Нумикона также представлены в обзоре.
Почему детям с синдромом Дауна так трудно дается математика?
Основные трудности в изучении математики связаны с тем, что математические понятия, как правило, абстрактны. Что такое, например, число «5»? В сознании взрослого человека оно связано с множеством различных образов и может означать очень разные вещи. Это и пять пальцев на руке, и пять свечек на именинном торте, и номер автобуса, и считалка «Раз-два-три-четыре-пять – вышел зайчик погулять». У детей с синдромом Дауна абстрактное мышление развито относительно слабо, поэтому для них при обучении счету необходимо представить число как можно бóльшим количеством разнообразных способов.
Восприятие чисел осложняется еще и тем, что принятая у нас система записи не имеет визуализированной структуры для чисел от 1 до 9. Например, в изображении цифр 5, 6, 7 ничто не указывает на то, что число 6 больше, чем 5, и меньше, чем 7. Заметим, что в некоторых системах само изображение числа указывает на его величину – достаточно вспомнить римские цифры или точки на гранях игральных костей. Мы, взрослые, уже забыли, как мы это осваивали, поэтому нам зачастую трудно понять, почему ребенок «буксует».
Когда наступает пора осваивать простейшие вычисления, такие как сложение и вычитание в пределах первого десятка, возникает еще одно препятствие. Дело в том, что у детей с синдромом Дауна сравнительно невелик объем кратковременной памяти, поэтому им трудно хранить в уме промежуточные результаты вычислений. Значит, им необходима зрительная опора.
Дополнительные трудности связаны и с языком, который используется в математике, то есть с терминологией. Начнем с того, что дети с синдромом Дауна относительно плохо слышат глухие согласные звуки, поскольку у них короткий ушной канал. Из-за этого они могут не понимать вас просто потому, что не расслышали.
Кроме аудиальных есть, конечно, и семантические трудности преподавания математики детям с синдромом Дауна.
Во-первых, многие математические понятия не абсолютны, а относительны. Например, число 10 – самое большое в ряду от 1 до 10. Но если рассматривать ряд от 1 до 100, десять окажется относительно маленьким числом. Или: даже очень большой карандаш меньше маленького автомобиля.
Во-вторых, одно и то же слово может обозначать как один объект, так и целый тип объектов. Даже простой вопрос «Сколько животных ты видел в зоопарке?» неоднозначен. Если имелись в виду виды животных, то правильным будет ответ: «Я видел слонов, тигров и львов (то есть всего 3)». А если имелись в виду отдельные животные, то ответ может быть таким: «Я видел трех слонов, двух тигров и четырех львов (то есть всего 9)». Знакомя детей с математическими понятиями, мы должны стремиться к максимальной ясности и когда объясняем какой-нибудь термин, и когда задаем вопросы.
Кроме того, одно и то же слово может иметь разные значения в математике и в повседневном языке. Например, «произведение». Число 30 – это произведение чисел 5 и 6. А «Лунная соната» – это музыкальное произведение. Или термин «больше»: «Какое число больше?» и «Какой ребенок больше?».
К сожалению, нередко случается так, что ребенок терпит неудачу за неудачей, только приступив к освоению математики. Это само по себе может отбить всякую охоту к дальнейшим занятиям, и тогда негативное отношение к математике и неуверенность в своих силах становятся для него самыми главными препятствиями.
Особенности преподавания математики детям с синдромом Дауна
На протяжении нескольких последних десятилетий педагоги – как исследователи, так и практики, – упорно искали пути решения описанных выше проблем. Этим исследованиям посвящены, например, работы [1] и [3]. Резюмируя эти труды, можно сказать следующее:
- Чтобы сформировать у ребенка понятие о числе, необходимо представлять числа как можно бóльшим количеством способов. Если у ребенка синдром Дауна, этому, вероятно, нужно уделить больше времени и внимания.
- При знакомстве с числами должны быть задействованы разные каналы восприятия, то есть разные органы чувств. У детей с синдромом Дауна относительно хорошо развито визуальное мышление, поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить наглядность обучения. А для улучшения результата надо подключить и осязание, и слух и кинестетический подход.
- Дети с синдромом Дауна усваивают новые знания медленнее, поэтому с ними целесообразно продвигаться более мелкими шагами, например разбивая одно задание на несколько частей.
- Надо создать поддерживающую среду, то есть сделать занятия как можно более интересными и приятными для ребенка и отмечать даже малейшие его успехи и достижения. При таком подходе у детей повышается уверенность в своих силах и образуется стимул для дальнейших занятий.
Нумикон – программа и набор учебного материала
Для обучения детей с синдромом Дауна с успехом используются различные материалы и наглядные пособия. Одним из них является Нумикон – набор наглядного материала и программа, разработанная для работы с ним. В Нумиконе числа натурального ряда от 1 до 10 представлены формами-шаблонами, окрашенными в разные цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Все формы, соответствующие одному числу, окрашены одинаково (например, все формы, соответствующие числу 3, – желтого цвета), чтобы детям было легче их запоминать и представлять в уме. Кроме того, структура набора отражает базовые свойства натуральных чисел (например, тот факт, что каждое следующее число «на один больше», чем предыдущее), а также связь между разными числами (например, равенства 4 = 2 + 2 или 4 = 1 + 3). В набор входят также разноцветные штырьки и панель, к которой можно прикреплять детали. Кроме того, имеется так называемый «волшебный мешочек» – в него помещают детали, чтобы распознавать их на ощупь. К набору прилагаются карты с заданиями, которые составляют основу программы.
С деталями набора можно производить множество различных манипуляций – можно просто рассматривать их и играть с ними; можно выкладывать в ряд в определенном порядке; можно сравнивать, накладывая формы друг на друга; можно выполнять сложение, соединяя формы, соответствующие разным числам. Действия с числами становятся наглядными и осязаемыми.
В 2003–2004 годах специалисты Международного фонда содействия образованию детей с синдромом Дауна (Down Syndrom Education International) провели специальное исследование, поставив перед собой следующие цели:
- убедиться, что Нумикон подходит для обучения детей с синдромом Дауна;
- выработать специальные рекомендации по применению и адаптации этой системы к нуждам таких детей.
В проекте приняли участие шестнадцать детей с синдромом Дауна в возрасте от 5 до 14 лет, которые учились в десяти разных школах, и их учителя. Четырнадцать детей посещали общеобразовательные школы, а двое – школу для детей с особыми образовательными потребностями. С некоторыми детьми родители занимались по Нумикону также и дома.
Исследователи и учителя, принимавшие участие в проекте, выявили целый ряд преимуществ Нумикона в разных сферах:
I. Счет и понимание природы натуральных чисел
- Нумикон проясняет основные свойства числового ряда, поскольку эти свойства представлены в программе наглядно и доступно для различных каналов чувственного восприятия (например, для осязания).
- Использование Нумикона помогает уяснить разницу между числами, названия которых звучат похоже, например «тринадцать» и «тридцать». На определенном этапе многие дети путают такие числа, но для ребенка с синдромом Дауна это может стать значительной проблемой. Когда ученик манипулирует деталями, каждая из которых представляет число, наставнику легко заметить, что ребенок не слышит или не понимает разницы между «тринадцать» и «тридцать». Те же детали помогут отработать понимание этой разницы. Кроме того, если ответ на задачу ребенок тоже дает с помощью детали, изображающей то или иное число, не возникает проблемы с тем, чтобы разобрать устный ответ. Это важно, потому что трудности с четким произнесением названий чисел тоже не редки.
- Увеличивается освоенная часть числового ряда. Например, дети, которые могли считать только до 10 в начале проекта, осваивают счет до 100.
- Нумикон помогает понять суть десятичной системы исчисления.
II. Понимание математических операций
- Детали Нумикона, изображающие четные и нечетные числа, существенно отличаются друг от друга на вид. Возможно, без опоры на эти внешние различия некоторые дети вообще не смогли бы понять разницу между четными и нечетными числами.
- Сложение наглядно иллюстрируется соединением деталей, а результат сложения можно сразу увидеть, не производя подсчет, поскольку каждое число у ребенка уже ассоциируется с определенной формой.
- Наглядно представлена связь между различными числами. Ребенку легко увидеть и усвоить, например, что каждое следующее число на единицу больше, чем предыдущее.
- Хорошо иллюстрируется удвоение чисел.
III. Знакомство с деньгами
Нумикон помогает детям научиться обращаться с деньгами, в частности понять, что бывают монеты разного достоинства. Для этого монеты сопоставляются с деталями из набора.
IV. Удовольствие от занятий
- Набор Нумикон вызывает у детей спонтанный интерес. Им хочется поиграть с фигурками, они по собственной инициативе рассматривают и изучают их, получая от этого большое удовольствие. Некоторые дети не всегда хотели выполнять задания, но поиграть с фигурками из набора хотелось всем. Этот фактор очень важен для вовлечения детей в работу с числами.
- При работе с Нумиконом ребенку не приходится много писать. В большинстве заданий базового уровня вообще не предполагается, что дети будут что-то записывать. Вместо этого ученики манипулируют фигурками и карточками из набора. Такой подход очень разумен, потому что большинство детей на этом этапе пишут медленно и неуверенно, им лучше сосредоточиться собственно на задании, а не тратить массу времени и сил, пытаясь записать пример или ответ. В некоторых школах поначалу возникали проблемы из-за того, что после урока не оставалось никаких записей. В связи с этим было предложено несколько решений. В рабочий журнал можно поместить, например, записи или фотографии, которые делает во время урока учитель. Задания, требующие от детей систематических записей, появляются в Нумиконе не раньше второго года обучения.
V. Легко оценить продвижение и направление развития каждого ребенка
Манипуляции с фигурками отражают мыслительный процесс ребенка. Как правило, учителю легче увидеть, в чем трудность или ошибка, чем понять это из объяснений ребенка, поскольку дети часто с трудом выражают свои мысли.
Прогресс, достигнутый тем или иным ребенком, также ясно виден.
VI. Простота планирования
При занятиях в группе Нумикон легко приспособить к потребностям того или иного ребенка. Структура программы Нумикон упрощает планирование занятий. Как правило, ясно, каким должен быть следующий шаг. Поэтому, выбрав очередную цель (эти цели зафиксированы на карточках программы Нумикон), можно составить план очередного занятия и работать ориентируясь на темп конкретного ребенка, а не на темп класса.
Польза для других детей
Занятия по Нумикону приносят пользу не только детям с синдромом Дауна, но и другим ученикам, отстающим в освоении основ математики. В одной из школ занятия по Нумикону проводились в небольшой группе, состоявшей из одного ребенка с синдромом Дауна и еще двух детей, у которых тоже были трудности с математикой. Детей объединили с двоякой целью: чтобы ребенок с синдромом Дауна занимался вместе с другими детьми и чтобы другие дети получили пользу от занятий с Нумиконом. Все три ребенка достигли хороших результатов. Двое наставников, занимавшихся с группой, подходили к занятиям творчески, используя помимо Нумикона и другие пособия. Одна девочка из этой группы, у которой не было синдрома Дауна, через некоторое время сделала настоящий скачок в понимании математики и смогла вернуться к занятиям математикой с классом. В этом случае Нумикон оказался настоящей опорой для ребенка, наилучшим образом подошел к особенностям ее мышления и помог включиться в общую программу. Ребенок с синдромом Дауна и другой ребенок, испытывающий трудности при освоении математики, занимались вместе оставшуюся часть года и оба достигли заметного прогресса в арифметических навыках. В проекте участвовала еще одна специальная школа для детей с отклонениями в развитии, там тоже использовали Нумикон в занятиях не только с детьми с синдромом Дауна и тоже обнаружили, что такие занятия полезны для многих детей.
VIII. Развитие других полезных навыков
- Многие задания Нумикона облечены в игровую форму. Предполагается, что участники игры выполняют определенные действия по очереди, при этом наставник может продемонстрировать правильные действия. В процессе так организованной игры развивается способность соблюдать очередность и слушать других.
- В процессе индивидуальной работы дети становятся более самостоятельными.
- Манипуляции с деталями Нумикона могут помочь в развитии мелкой моторики.
- Работа с Нумиконом может помочь детям запомнить названия цветов и научиться различать их.
Нумикон как часть программы инклюзивного обучения
Несколько десятилетий назад дети с синдромом Дауна (как и многие другие дети с особенностями развития) считались практически необучаемыми. Для них был закрыт доступ в общеобразовательные учебные заведения, им крайне редко удавалось найти работу, то есть они фактически становились изгоями в обществе. Сейчас ситуация в мире постепенно меняется. В Англии, в стране, где был создан Нумикон, начиная с 1970 года на правительственном уровне было принято несколько постановлений о запрете дискриминации людей с особыми потребностями и о мерах по их социализации. В 1999 году была разработана и утверждена национальная программа инклюзивного обучения. Цель этой программы – организовать обучение детей с особыми потребностями в обществе обычно развивающихся сверстников, причем так, чтобы особые потребности детей были удовлетворены и они действительно получали бы необходимые для жизни знания и навыки. Частью программы инклюзивного обучения является программа раннего вмешательства «Научим каждого ребенка считать» (Every Child Counts). Общество постепенно осознает, что математическая безграмотность детей, от которых отказываются педагоги, слишком дорого ему обходится. Отставание в математике становится причиной плохого поведения и прогулов в школе, неспособности к работе – и в таком случае человеку приходится выплачивать пособие, вместо того чтобы получать от него налоги. Также это становится причиной депрессий и преступности. В недавнем докладе [4] сообщалось о том, что каждый фунт, вложенный в программу «Научим каждого ребенка считать», сэкономит государству от 12 до 19 в будущем. Люди, владеющие элементарными математическими навыками, с гораздо меньшей вероятностью будут нуждаться в социальной поддержке или станут преступниками, чем те, кто этими навыками не владеет. Программа раннего вмешательства начинает использоваться в начале второго года школьного обучения (возраст детей 6 – 7 лет). Специальный учитель, работающей по этой программе, в тесном контакте с классным руководителем выявляет детей, достижения которых существенно ниже, чем у остальных детей в классе. Когда это сделано, этот учитель организует группу из четырех детей и занимается с каждым по полчаса пять дней в неделю в течение 12 недель. В процессе этих занятий активно используется Нумикон.
Первые две недели программы (10 уроков) посвящены не обучению, а только тестированию детей. Учителя на этом этапе с помощью специально разработанных тестов тщательно проверяют, что ребенок умеет делать. При этом упор делается на умения ребенка, а не на то, чего он делать не может. Выяснив, что именно ребенок действительно понимает, учитель может строить дальнейшее обучение на этом фундаменте. Тестирование проводится и по завершении программы, и через определенные промежутки времени в дальнейшем.
Уроки счета проходят в живой интерактивной форме, с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Дети получают удовольствие от занятий. Большое внимание уделяется созданию развивающей среды. Нумикон является не единственной, но важной составляющей этой среды. Используя этот материал, можно одновременно давать задания разной сложности разным детям. Кроме того, яркие и привлекательные детали набора сами по себе вызывают интерес и желание заниматься с ними. Всё это стимулирует мышление ребенка, помогает приобрести основные арифметические навыки и овладеть математической терминологией.
Вот каковы результаты проведения программы «Научим каждого ребенка считать» по итогам 2008/2009 учебного года [4]:
- У детей в среднем на 21 % возросла уверенность в себе и желание заниматься математикой.
- В школах, где учились дети, до начала программы ни от кого из них не ожидали, что этот ребенок сможет достичь национального стандарта по математике для возраста 7 лет. Однако более 72 % достигли его.
- Больше всех продвинулись дети, которые сначала были на самом низком уровне.
- Среднее увеличение так называемого «математического возраста» составляло 13,5 месяцев за 20 часов занятий.
- Тесты, проведенные через три и через шесть месяцев после завершения цикла занятий, показали, что дети продолжают успешно осваивать математику.
Список литературы
- Wing T., Tacon R. Teaching number skills and concepts with Numicon materials // Down Syndrome Research and Practice. 2007. Vol. 12, Iss. 1. P. 22–26.
- Nye J., Buckley S., Bird G., Evaluating the Numicon system as a tool for teaching number skills to children with Down syndrome // Down syndrome News and Update. 2005. Vol. 5, N 1. P. 2–13.
- Buckley S. Teaching numeracy // Down Syndrome Research and Practice. 2007. Vol. 12, Iss. 1. P. 11–14.
- Every Child a Chance Trust. Every Child Counts. The results of the first year 2008/2009. Report 2009. URL: www.everychildachancetrust.org
Купить нумикон
Источник