Нейропсихологические синдромы по локализации таблица

Нейропсихологические синдромы по локализации таблица thumbnail
I. ПАРОКСИЗМАЛЬНЫЕОсновной признак- приступообразное возникновение. Состояния внезапно возникают и быстро прекращаютсяПравополушарныеГаллюцинаторныйЛожные восприятия того, чего нет в действительности. Возможны зрительные, тактильные (осязательные), слуховые, обонятельные, вкусовые галлюцинации. Слуховые выражаются в мнимых ритмических звуках — музыкальных мелодиях, природных шумах — пении птиц, шуме прибоя. Обонятельные и вкусовые галлюцинации, возникающие обычно при поражении глубинных отделов височной доли правого полушария, имеют неприятный, тягостный характер.ДереализационныйВосприятие окружающего мира измененным, лишенным реальности. Возможны разнообразные ощущения, иные, чем в действительности, яркость света, искажения пространственных очертаний, контуров, размера, форм окружающих предметов (иногда разные по размерам, архитектуре дома и строения представляются одинаковыми). Крайний вариант – ощущение обездвиженное, мертвенности, обеззвученности мира, когда все движущееся (включая окружающих людей) воспринимается не подвижнымФеномены дереализации «Уже виденное» – Дежавю, «НикогдаОщущение того, что ситуация «уже пережита», «видена», «слышана», хотя подобного не было. Или, хорошо знакомая, много раз виденная, ситуация воспринимается как «незнакомая», «никогда не виденная», чуждая.не виденное» Жа мевю«Остановка времени»Ощущение того, будто время «остановилось». Оно обычно сочетается с крайним вариантом проявления дереализации. Цвета становятся тусклыми, объемные, трех мерные предметы — плоскими, двухмерными. Человек воспринимает себя утерявшим связи с внешним миром, окружающими людьми.«Растягивание времени»Время переживается как «растягивающееся», более долгое, чем обычно. Иногда сочетается с изменениями восприятия всего мира. Плоскостное или двухмерное представляется объемным, трехмерным, «живым, движу щимся», а серо-белое — цветным. Человек становится расслабленным, благодушным, даже эйфоричным.«Потеря чувства времени»Ощущение, что «времени будто нет», «освободился от гнета времени». Этому всегда сопутствует измененное восприятие всего мира. Предметы, люди кажутся более контрастными в эмоциональном восприятии больных — «более приятными».«Замедление времени»Ощущение, будто время течет более медленно. Восприятие всего мира, движений людей, предметов изменяется Люди представляются «кукольными, неживыми», их речь — «казенной». Движения воспринимаются замедленными, лица — «угрюмыми».«Ускорение времени»Время представляется текущим более быстро, чем привычно. Измененным воспринимается весь окружающий мир и собственное «Я». Мир «не естествен», «нереален», люди «суетливые», очень быстро двигающиеся. Хуже, чем в обычном состоянии, чувствуют свое тело. С ошибками определяют время суток, длительность событий.«Обратное течение времени»Ощущение, что «время течет вниз», «время идет в обратном направлении», «я иду назад во времени». Измененным воспринимается все вокруг и собственное «Я». Минуту назад состоявшиеся события воспринимаются как бывшие «давным-давно».Ритмическая повторяемостьМногократное повторение (через равные промежутки времени) виденного или слышанного. Ситуация как реальность уже исчезла, но в сознании она переживается вновь и вновь, будто еще есть в настоящем.переживанийПалинопсия«Визуальная персеверация». Уже отсутствующая в реальной действительности ситуация задерживается в поле зрения. Феномен может сочетаться с нарушением левого поля зрения, снижением, потерей топографической памяти.ДеперсонализационныйВ рамках синдрома деперсонализации описаны различные варианты измененного восприятия собственного «Я». Могут восприниматься измененными соматическое или психическое «Я», возможны их сочетания.Соматическая деперсонализацияВыражается в ином, чем привычно, ощущении собственного тела или различных его частей. При максимальной выраженности игнорируются (не воспринимаются) левые части, чаще — рука. Иногда нарушается ощущение целостности тела (или отдельные его части), оно «увеличивается» или «уменьшается». Возможно ощущение множественности, например, представляется, что не одна (левая) рука, а несколько. При этом, неспособны различить среди них свою — ту, что есть в действительности.Психическая деперсонализацияВыражается в измененном переживании своего «Я», своей личности, взаимоотношений, эмоционального контакта с людьми. Лишаются чувств, теряют контакт со всеми окружающими людьми, употребляя при этом фразу «ухожу в другое пространство», «становлюсь сторонним наблюдателем», без «всяких чувств» смотрю на то, что «происходит в пространстве».Тотальная деперсонализацияВключает изменение восприятия, соматического и психического «Я», которые как бы обретаются вновь, когда человек выходит из приступа. Одновременное возникновение ощущений «чуждости» собственного голоса, «физического расщепления тела на мельчайшие частицы», расщепления психического «Я», «все части тела существуют как бы самостоятельно, обладают своим «Я», помимо общего»Двухколейность переживанийСостояние, когда воспринимается только то, что есть справа. При этом возникает второй поток переживаний в виде не произвольного оживления, повторного проигрывания в сознания какого-то конкретного отрезка прошедшего времени. Сознание одновременно в двух мирах, в реальном и прошедшем.«Вспышка пережитого»Перестает воспринимать то, что есть в действительности. Весь возвращается в какой-то отрезок прошедшего времени. В сознании проигрываются все события, которые были в прошлом, переживаютсяв их истинной последовательности. Человек не воспринимает самого себя прежним, каким был в том отрезке прошлого.ОнейроидЧеловек перестает воспринимать себя и окружающий мир такими, какие они есть. В сознании переживает иной, нереальный мир, чаще — мир фантастических событий (полеты в космос, встреча с инопланетянами). После выхода из приступа мир выглядит лишенным пространственно-временных опор. В момент переживания онейроида часто появляется ощущение невесомости. Оно близко к «гравитационным иллюзиям», субъективным переживаниям изменения массы тела.Синдром эмоциональных иВозможны три варианта нарушения. 1) приступы тоски, страха или ужаса (при височной локализации поражения), сочетающиеся с вегетативными расстройствами, обонятельными, вкусовыми галлюцинациями, 2) эйфория с расслабленностью (при поражении теменно-затылочных отделов); 3) состояние без эмоциональности (при височно-теменно затылочном поражении), сочетающееся с явлениями дереализации, деперсонализацииаффективных нарушений2. ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕГаллюцинаторныйНаиболее часто возникают слуховые — словесные галлюцинации. Люди слышат голоса, окликающие по имени или сообщающие что-либо. Галлюцинации могут быть множественными, слышит сразу много голосов, не может разобрать содержания того, что они говорят.Синдромы речевых нарушенийПреходящие (моторные, сенсорные, амнестические) афазии, внезапно наступающие и быстро обрывающиеся.Нарушения мышленияЧаще возникают два противоположных друг другу состояния: 1) «провалы мыслей» — ощущение пустоты в голове, будто «прекратилось образование мыслей, человек выглядит тревожным, растерянным, на лице — выражение недоумения; 2) «насильственные мысли», «наплывы мыслей», «вихрь мыслей» — ощущение внезапного появления в сознании мыслей, не связанных по содержанию с текущей деятельностью; иногда стремительно, «как молния», появляется множество мыслей, «мешающих друг другу», «от этих мыслей пухнет голова»: ни одна мысль не завершается, не имеет законченного содержания; переживаются эти мысли с оттенком тягостности — невозможности освободиться от них до тех пор, пока не закончится приступ.Нарушения памятиВозможны два крайних варианта: 1) «провал воспоминаний» — беспомощность, невозможность вспомнить нужные слова, имена близких, свой возраст, место работы; сопровождается растерянностью, тревогой, 2) «насильственное воспоминание» — мучительно тягостное ощущение необходимости что-то вспомнить, но при этом остается недостижимым, что именно подлежит воспоминанию. Недоступность предмета осознания сочетается с тревожным ощущением, опасениями – что-то «должно случиться».АбсансВыключение из сознания деятельности, которой был занят до приступа. Поза, в которой застал больного приступ, сохраняется. Все признаки внимания в облике исчезают, взгляд становится неподвижным, лицо — «каменным». Длится мгновение, собеседник может принять вынужденную паузу естественной. Сам человек не помнит о случившемся. На приступ абсанса наступает полная амнезия. Долгое время приступы могут не замечаться самим человеком и окружающими. Становятся очевидными лишь по мере их усложнения за счет добавления речевых и других феноменов.Психомоторные припадкиДлятся минуты, часы, редко — несколько дней. Впадая в приступ, человек продолжает быть активным. Совершает разнообразные действия, иногда — сложную и последовательную психомоторную деятельность. От сумеречных состояний сознания эти припадки отличаются малой целесообразностью, меньшей последовательностью действий: бросаются бежать куда-то, начинают сдвигать с места чрезвычайно тяжелые предметы. Поступки и действия сопровождаются выкриками, обычно лишенными смысла. Поведение становится упорядоченным лишь по выходе из приступа, на который наступает полная амнезия.Сумеречное состояние сознанияВнезапно наступающее и вдруг обрывающееся состояние измененного сознания, для которого характерна реализация сложной последовательной психомоторной деятельности, заканчивающейся социально значимым результатом, а также полная амнезия на приступ. Условно можно различать два варианта 1) будучи в сумеречном состоянии сознания, продолжают реализовывать программу, которая была в сознании до наступления состояния; 2) впадая в сумеречное состояние сознания, совершают действия и поступки, никогда не бывшие в их намерениях, чуждые их личностным установкам; эти действия обычно определяются психопатологическими переживаниями — галлюцинаторными, бредовыми, возникающими вместе с наступлением измененного состояния сознания. Первый вариант совпадает с состоянием, известным как амбулаторный автоматизм. При втором варианте возможны злоба, раздражение, гнев, агрессивность.Синдром эмоциональных, аффективных нарушенийМногие из перечисленных выше пароксизмальных состояний (преходящие афазии, насильственные мысли и воспоминания), как правило, сопровождаются аффектом тревоги, растерянности. Возможны самостоятельные пароксизмы, в момент которых переживается аффект тревоги; на этот момент они становятся суетливыми, д беспокойными, нетерпеливыми. Выражают опасения: «что-то со мной должно случиться, что – не знаю». Эти опасения всегда обращены в будущее.1. ПравополушарныеКонфабуляторная спутанностьНарушение сознания, при котором человек дезориентирован в пространстве, во времени так, что реальную действительность воспринимает через содержание прошлого времени. Это выражается в обильных конфабуляциях. Случившееся только что определяется как события, бывшие когда-то в прошлом и в каком-либо другом месте (на работе, дома). Ничего из происходящего не запоминают. Могут быть двигательно- беспокойными. Слова «здесь» и «теперь» для них лишаются смысла.Корсаковский синдромВ состав синдрома обязательно входит дезориентировка в пространстве и во времени. Иногда человек дезориентирован относительно собственной личности. Амнезии — фиксационная, ретроконантероградная, конфабуляции (в ответ на вопрос, о том, чем занимался утром, может назвать событие, имевшее место много лет назад), ложные узнавания (в окружающих лицах «узнает» своих родных, близких, называет их по именам) Эмоционально личностные изменения (расслаблены, благодушны, эйфоричны, многоречивы, обнаруживают анозогнозию, при полной беспомощности, сами считают себя здоровыми). Расстройства восприятия пространства и времени (утром могут сказать, что вечер, ошибаются в сторону удлинения и в определении длительности событий). Корсаковский синдром часто сочетается с левосторонними гемипарезом, гемианестезией, гемианопсией, игнорированием левого пространства.Левосторонняя пространственнаяХарактеризуется прекращением восприятия (игнорированием) всего происходящего слева. Игнорируются все стимулы зрительные, слуховые, тактильные. Плохо чувствуют свое тело или вовсе его не воспринимают, чаще это относится к левым частям, особенно к руке. Игнорируют левую часть текста при чтении, левую часть бумаги при рисовании. При этом эйфоричны, расслаблены, появляется анозогнозия.агнозияТоскливая депрессияХарактеризуется тоской, двигательной, идеаторной заторможенностью. Триада симптомов возникает обычно при поражении височного отдела правого полушария. Малоподвижны, говорят тихо, медленно, лицо застывает в одном выражении.ПсевдологическийПодробно описывать как случившиеся с ними события, в действительности не имевшие места. Как правило, из таких псевдологических высказываний не извлекают никакой выгоды. Многоречивы, благодушны, быстро вступают в контакт с людьми.Эмоционально-личностные измененияНаиболее часто и ярко выражена тенденция к преобладанию благодушного или эйфорического настроения, неадекватного состоянию и тяжести. Снижается критика. Нередко неосознавание и отрицание своего заболевания, болезненности состояния — анозогнозия. Иногда эйфория сочетается с двигательной активностью вплоть до расторможенности. Веселы, многоречивы, подвижны, могут обнаруживать левостороннюю гемиплегию, слепоту, другие признаки глубокой несостоятельности.Расстройства сна и сновиденийЧасты жалобы на увеличение числа сновидении. «Впечатление такое, будто всю ночь вижу сны». Иногда возникают цветные сновидения. Им бывает трудно отличить то, что было во сне, от того, что происходило в действительности. У некоторых отмечается стереотипное повторение одного и того же сна, видят «тот же сон в той же последовательности».Периодический психозНапоминает маниакально-депрессивный психоз, периодически повторяются состояния, напоминающие гипоманиакальное и депрессивное. Отличаются большей активностью. При «хороших» состояниях повышено активны, продуктивны, мало спят, при «плохих» — вялы, сонливы, пассивны, утомляемы.2 «ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕДисмнестическийВ центре синдрома — ослабление словесной (вербальной) памяти. Забывают слова, имена, номера телефонов, действия, намерения. Забывание не доходит до степени невозможности воспроизведения нужной информации. У них есть понимание дефекта и активное стремление к компенсации. Заводят записные книжки, записывают все.Тревожная депрессияХарактеризуется тревогой, двигательным беспокойством, растерянностью. В бесконечных поисках покоя меняют положение, встают, садятся и вновь поднимаются. Вздыхают, недоуменно озираются по сторонам, вглядываются в лицо собеседника. Высказывают опасения, что с ними что-то должно случиться.Бредовой синдромВ центре синдрома — нарушение мышления с ошибками суждения, не поддающимися коррекции. Люди становятся подозрительны, недоверчивы, тревожны. Подозревают окружающих в недоброжелательном к ним отношении, намерении нанести им вред (отравить, изуродовать, плохо на них воздействовать). Внешне напряжены. Иногда отказываются от еды, лекарств.Изменения речиДо проявления афазий может быть речевая аспонтанность. Более частыми становятся оговорки, когда одно слово заменяют другим и сами этого не замечают. Речь становится менее развернутой, односложной.Расстройства сна и сновиденийИногда отмечается исчезновение сновидений, как один из признаков изменения сна.Эмоциональные и личностные измененияПри поражении лобных отделов люди менее инициативны, аспонтанны. Височных —более тревожны, напряжены, растеряны, наступает повышение бдительности, они постоянно мобилизованы. При поражении задних отделов левого полушария преобладает страдальческий оттенок в настроении.

Источник

Тверские детиТверские дети

1. Характеристика нейропсихологических синдромов (признаков, симптомов, маркеров)

Название синдрома

Признаки синдрома

Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований (базальных ядер) головного мозга

– эмоциональная неустойчивость, что может выражаться в частой смене настроения;

– быстрая утомляемость;

– неустойчивость и трудность переключения внимания;

– неадекватные поведенческие реакции на происходящее;

– малоподвижность таких детей может резко сменяться гиперактивностью;

– капризность, чувствительность, неуправляемость в поведении;

– патологическое упрямство;

– патологическая лень;

– нарушение формулы тела (излишняя полнота или недостаток веса);

– длительный энурез (до 10-12 лет);

– нарушения аппетита и сна;

– проявления аллергии или псориаза;

– метеозависимость;

– синкинезии, вычурные позы, ригидные телесные установки;

– недоразвитие тонкой моторики;

– излишняя активность и нерасчетливость движений, мимики и жестов;

– гримасничанье, тики, вскрикивания, похрюкивания, неконтролируемый смех;

– первичное нарушение праксиса поз (неспособность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия);

– затруднено формирование графической деятельности (почерк, рисование);

– речь хорошо развита, грамматически правильно построена, но характеризуется многословностью и нравоучениями (резонерство);

– мышление непродуктивно, неконкретно, не опирается на опыт, отсутствует обобщение;

– могут встречаться элементы заикания или скандирования, дизартрические проявления, преддыхание;

– большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания;

– эхолалия;

– эхопраксия;

– темп деятельности снижен;

– низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости: зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно, ухудшение памяти;

– могут наблюдаться тонические нарушения в руках;

– в школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружение, давление;

– слабый вестибулярный аппарат;

– мнестическая деятельность, как правило, в рамках возрастной нормы.

Возрастной период возникновения синдрома

Внутриутробный период развития ребенка

Основные причины возникновения синдрома

Повреждающие факторы в период внутриутробного развития ребенка:

– заболевания матери, употребление лекарственных препаратов;

– вредные привычки матери (алкоголь, курение, наркотики);

– неблагоприятная экологическая среда;

– стрессы, испуги, негативный эмоциональный фон матери.

Основные методы коррекции синдрома

– обеспечение неврологического здоровья ребенка;

– развитие вестибулярно-моторных координаций;

– развитие лобных структур головного мозга.

Если лобные отделы не сформированы, то прогнозируется интеллектуальная недостаточность. «Я хочу» – ведущая позиция на всю жизнь.

Читайте также:  Тревожный синдром при циркулярной депрессии

2. Синдром функциональной дефицитарности стволовых образований головного мозга (дисгенетический синдром) 

Название синдрома

Признаки синдрома

Синдром функциональной дефицитарности стволовых образований головного мозга (дисгенетический синдром)

– психическое развитие дисгармонично, со смещением этапов;

– лицевые асимметрии (асимметрия глаз, ушей, улыбки);

– неправильный рост зубов (часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше);

– нарушение формулы тела (излишняя худоба или полнота);

– нарушение формулы сна, трудности с засыпанием;

– гипо – и гипертонус мышц;

– телесные стигматы (стигмы, знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз;

– искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность);

– обилие пигментных пятен и родинок;

– нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение;

– глазодвигательные дисфункции (неравномерность парного движения глаз, отсутствие конвергенции глаз);

– выраженные девиации языка;

– обилие синкинезий, вычурных поз и патологических ригидных установок;

– латеральный профиль характеризуется несформированностью моторной (ведущая рука, ведущая нога) и сенсорной (ведущий глаз, ведущее ухо) асимметрий, что может выражаться в псевдолеворукости, обоерукости, обоеухости и т.д.;

– специфические особенности гормонального и иммунного статуса;

– аллергии, диатезы, нарушение работы эндокринной системы;

– проблематичное формирование навыков опрятности;

– энурез, энкопрез;

– у девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием;

– искажение порогов болевой чувствительности;

– неспособность к выполнению реципрокных (разнонаправленных) движений;

– нарушение автоматизации;

– нарушение ритмирования;

– школьная дезадаптация;

– нарушения фонематического анализа, отсутствие четкой связи между образом и словом, обедненность или несформированность речи, задержка в развитии обобщающей функции слова, склонность к речевым штампам;

– грубая патология пространственных представлений (90-градусные реверсии (развороты листа) при копировании и рисовании);

– восприятие фрагментарное с тенденцией к левостороннему игнорированию пространства;

– мерцающая функциональная включенность левого полушария в психическую деятельность, что является причиной нарушения поведения, трудностей при формировании учебных навыков (чтение, письмо, счет);

– избирательность памяти, тенденция к реминисценции;

– сложности с ударением;

– проявление неуклюжести на уроках физкультуры.

Эмоциональные расстройства  (совместно с синдромом функциональной дефицитарности подкорковых образований):

– незрелость эмоциональной сферы, при которой эмоции не выполняют функции регуляции поведения и межличностных отношений, и адаптивные функции эмоций, аффективный контроль больше ориентированы на витальные потребности и потребность в поддержании стереотипных взаимосвязей с окружающей средой;

–  эмоциональная «вязкость», тенденция к образованию зависимостей, невротических привычек и страхов;

– (реже) эмоциональная лабильность, выраженные колебания настроения;

– раздражительность и агрессивные проявления;

– негативные эмоции или своеобразная «эмоциональная тупость»;

– тенденция к стереотипному реагированию при необходимости адаптации к новым условиям.

Эти расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости.

Возрастной период возникновения синдрома

От рождения до 1,5 лет

Основные причины возникновения синдрома

– родовая травма шейных отделов спинного мозга;

– инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками;

– чрезмерное использование памперсов;

– депривация (недостаток телесного контакта);

– общий наркоз.

Основные методы коррекции синдрома

– обеспечение неврологического здоровья ребенка;

– развитие вестибулярно-моторных координаций;

– невесомость (плаванье, качели, батут, фитнесмячи и т.д.);

– дыхательные упражнения.

Дети трудно поддаются психологической коррекции, часто обучаются в коррекционных классах.

Читайте также:  Синдром раздраженной тонкой кишки симптомы

3. Синдром функциональной несформированности правого полушария головного мозга 

Название синдрома

Признаки синдрома

Синдром функциональной несформированности правого полушария головного мозга

– недостаточность развития пространственных представлений во всех формах;

– левостороннее игнорирование пространства;

– метрические и структурно-топологические метаморфозы (ошибки при оценке расстояний, углов, пропорций и т.д.);

– мозаичное восприятие;

– нарушения соматического и лицевого гнозиса, цветоразличения;

– нарушение дифференциации эмоций;

– склонность к обильному фантазированию, творческой активности, способности к перевоплощениям и, нередко, незаурядные артистические способности;

– наличие контаминаций («слепков» из двух фигур);

– в 80% случаев наблюдаются конфабуляции (вымыслы, допридумывания);

– псевдореминисценции (искаженные воспоминания, иллюзии памяти);

– в ряде случаев интеллектуальные операции имеют штамповый характер, который сохраняется с возрастом;

– дезориентация в собственном теле (соматические обманы): нарушение ориентации прикосновения; ощущение изменения величины, фактуры конечностей (особенно левой половины тела);

– ощущение множественности конечностей, фингерагнозия (нарушение ощущения пальцев), схемы тела;

– резонерство (нравоучения);

– вычурность;

– нарушение ритма речи;

– нарушение постановки ударений;

– речь и мышление остаются в пределах возрастной нормы.

Возрастной период возникновения синдрома

От 1,5 до 7-8 лет

Основные причины возникновения синдрома

– родовая травма шейных отделов спинного мозга;

– инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками;

– депривация (недостаток телесного контакта);

– общий наркоз;

– сотрясение мозга;

– эмоциональный стресс;

– раннее начало формирования учебных навыков.

Основные методы коррекции синдрома

– обеспечение неврологического здоровья ребенка;

– развитие таких высших психических функций как наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, пространственные представления, соматогнозис (восприятие тела), чувство ритма, зрительное восприятие, зрительная память, обоняние, осязание, вкус, восприятие шумов (звукоразличение), копирование.

4. Синдром функциональной несформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)

Название синдрома

Признаки синдрома

Синдром функциональной несформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)

– несформированность реципрокной координации рук и конвергенции глаз;

 – левостороннее игнорирование пространства;

– из-за обилия реверсий, восприятие перцептивного поля происходит справа налево, вычитание из нижнего числа верхнего, из левого правое, что снижает успешность формирования учебных навыков;

– несформированность фонематического слуха;

– аномия (отсутствие связи между образом и словом);

– «краевые» эффекты памяти (воспроизводятся первый и последний эталоны, середина информации забывается);

– использование различных стратегий решения интеллектуальных задач;

 – «функциональная автономность» полушарий головного мозга;

– амбилатеральность (несформированность) в отношении ведущей руки, ноги, глаза и уха.

Эмоциональные расстройства (совместно с синдромом функциональной несформированности правого полушария) (Горячева Т.Г., Султанова А.С. Эмоциональные расстройства при различный нейропсихологических синдромах в детском возрасте //Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2006):

– сниженный фон настроения;

– повышенная тревожность и склонность к аффективным вспышкам;

– (реже) нечувствительность в эмоциональных контактах, скупые проявления собственных эмоций;

– эмоциональная неустойчивость, раздражительность, обидчивость, сензитивность, гиперчувствительность к интонации речи;

– неадекватные привязанности (к матери, психологу, учителю и др.);

– недостаточная дифференциация эмоций, тенденция к выбору негативных эмоций при их распознавании;

– непонимание юмора в карикатурах.

Возрастной период возникновения синдрома

От рождения до 7-8 лет

Основные причины возникновения синдрома

– родовая травма шейных отделов спинного мозга;

– внутричерепное давление;

– общий наркоз;

– сотрясение мозга;

– эмоциональный стресс.

Основные методы коррекции синдрома

– обеспечение неврологического здоровья ребенка;

– развитие межполушарного взаимодействия.

Читайте также:  Синдром жильбера мкб 10 код

5. Синдром функциональной несформированности левой височной области головного мозга 

Название синдрома

Признаки синдрома

Синдром функциональной несформированности левой височной области головного мозга

– неспособность к речевому звукоразличению и пониманию речи, воспринимаемой на слух, что приводит к снижению успеваемости в школе по всем предметам;

– ребенок может жаловаться на то, что учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, в классе всегда шумно;

– такого ребенка приходится несколько раз окликать, прежде чем он услышит и поймет, что от него требуется;

– ребенок не слышит не только чужую речь, но и свою собственную;

– при чтении выявляется проглатывание окончаний;

– не развиты эмоциональная выразительность и интонации речи;

– в большей степени нарушается письменная речь и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха ребенка;

– не сформирован самоконтроль над собственной речью, в результате чего появляется многословие, но чаще – замкнутость, молчаливость;

– размытость границы слова, слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягкости-твердости, глухости-звонкости;

– слухо-речевая память развита недостаточно;

– дислексия;

– остальные психические функции развиты в пределах возрастной нормы.

Возрастной период возникновения синдрома

От 7-8 до 9-10 лет

Основные причины возникновения синдрома

– родовая травма шейных отделов спинного мозга;

– внутричерепное давление;

– общий наркоз;

– сотрясение мозга;

– эмоциональный стресс;

– все предыдущие синдромы.

Основные методы коррекции

– обеспечение неврологического здоровья ребенка;

– развитие межполушарного взаимодействия;

– слухо-речевое развитие ребенка.

6. Синдром функциональной несформированности лобных отделов головного мозга

Название синдрома

Признаки синдрома

Синдром функциональной несформированности лобных отделов головного мозга

– нарушение динамического пракcиса;

– не запоминают пробу «ладонь, кулак, ребро»;

– повышенная утомляемость;

– ребенок легко отвлекается,  не может сосредоточиться, быстро устает, часто бывает равнодушным ко всему окружающему, имеет проблемы с логикой, вниманием, самоконтролем над поведением, речью и эмоциями;

– недостаточность саморегуляции, произвольного внимания, программирования, целенаправленности и контроля над протеканием собственной деятельности;

– нарушена социальная адаптация к новым условиям;

– наблюдается склонность к упрощению программы, стремление к привлечению внешних опор при выполнении того или иного задания;

– школьная программа усваивается с трудом, социальная неспособность к обучению;

– речь бедная;

– фразы примитивные;

– слова, предлоги, слоги – не дописываются;

– не запоминаются простейшие правила;

– в письме характерны пропуски букв, снижена обобщающая функция речи;

– в возрасте 3-4-х лет наблюдается нарушение коммуникаций;

– в 6-7 лет, когда активно формируется произвольное внимание, обнаруживаются элементы полевого поведения, повышенная отвлекаемость;

– к 12-ти годам на первый план выступают снижение интеллектуальной активности, невозможность самоконтроля и прогнозирования, отсутствие критичности к самому себе;

– восприятие и память, как правило, бывают в пределах возрастной нормы.

Эмоциональные расстройства:

– нарушение контроля над эмоциями и незрелость высших уровней аффективной сферы;

– капризы;

– импульсивность;

– эмоциональная лабильность;

– агрессия и негативизм, особенно при попытках регламентировать их деятельность;

– нарушено «чувство дистанции» (особенно по отношению к взрослым);

– снижена потребность в общении и стремление к образованию глубоких эмоциональных связей, общение является более поверхностным;

– нарушение социальной адаптации.

Возрастной период возникновения синдрома

От 9-10 лет до 12-15 лет

Основные причины возникновения синдрома

– родовая травма шейных отделов спинного мозга;

– внутричерепное давление;

– общий наркоз;

– сотрясение мозга;

– эмоциональный стресс;

– все предыдущие синдромы.

Основные методы коррекции синдрома

– обеспечение неврологического здоровья ребенка;

– развитие межполушарного взаимодействия;

– развитие таких высших психических функций как абстрактно-логическое мышление, логика, анализ, внимание, самоконтроль, саморегуляция, ответственность, воля, любовь, альтруизм, удержание программ, коммуникации, рефлексия (самопонимание, самоанализ, чувство вины).

Источник