Нейропсихологические синдромы поражения глубоких отделов больших полушарий

Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий (типы) | Область поражения | Проявления дефекта |
Синдромы, связанные с поражением задних отделов мозга. | Кзади от Роландовой борозды, корковые ядерные зоны трех основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно-кинестетической. Они подразделяются на первичные (17,41,3-е), вторичные (18,19,42,22,1,2,5, 7-е) и третичные (37,39,40,21-е) поля. | |
Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры. | Нарушения симультанного принципа работы мозга. Зрительные агнозии (предметная, буквенная – при поражении левого полушария (у правшей), симультанная, цветовая, лицевая, оптико-пространственная –при поражении правого полушария), т. е. расстройства зрительной перцептивной деятельности. Нарушение зрительной памяти (дефекты рисунка), зрительного (модально-специфического внимания) игнорирование (чаще левой) части пространства. Нарушение оптико-пространственного анализа и синтеза: трудности в ориентировке внешнего зрительного пространства. Зрительно-пространственные нарушения могут проявляться и в двигательной сфере. В этих случаях страдает пространственная организация двигательных актов, в результате чего нарушается праксис позы, возникает пространственная (конструктивная) двигательная апраксия. Возможно сочетание оптико-пространственных и двигательно-пространственных расстройств, которое называется апрактоагнозией. Наконец, самостоятельную группу симптомов при поражении затылочно-теменных отделов коры (на границе с височными вторичными полями) составляют нарушения речевых функций в виде оптико-мнестической афазии («амнестической афазии» — по терминологии многих авторов). Особенностью этой формы речевых расстройств являются нарушения наглядно-образных представлений, вследствие чего затрудняется припоминание слов, обозначающих конкретные предметы. В нейропсихологические синдромы поражения затылочных и затылочно- теменных отделов коры больших полушарий входят гностические, мнестические, интеллектуальные, двигательные и речевые расстройства, обусловленные нарушениями модально-специфических зрительного и зрительно-пространственного факторов. | |
Синдромы поражения зоны ТРО — височно-теменно-затылочных отделов коры больших полушарий. | У больных отмечаются трудности ориентации во внешнем зрительном пространстве (особенно в право-левых координатах пространства). Эти трудности часто сочетаются у больных с нарушениями в графических оптико-пространственных операциях: понимании карт, схем, чертежей и т. п. Возможны и двигателъно-пространственные нарушения в виде конструктивной апраксии, трудностей написания букв (симптом зеркального копирования). Нарушения сложных интеллектуальных функций, связанных с процессами на «квазипространственном» уровне, речевые нарушения (семантическая афазия), нарушения символических «квазипространственных» категорий в виде первичной акалькулии (распад понимания разрядного строения числа и, как следствие, в нарушении счетных умственных действий). Нарушения наглядных мыслительных процессов, проявляющиеся в трудностях решения наглядно-образных задач (типа мысленного манипулирования объемными объектами) или задач на «техническое» мышление. Такие больные не могут прочесть технический чертеж, разобраться в устройстве механизма, понять принцип действия приборов и т. п. Интеллектуальные расстройства у данной категории больных проявляются также и на речевом уровне в виде непонимания соответствующих логико-грамматических конструкций, что препятствует успешному выполнению ряда вербально-логических интеллектуальных операций. | |
Синдромы поражения коры теменной области мозга. Нижнетеменной синдром. Верхнетеменной синдром. | Поражение тех постцентральных нижних и средних областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и речевого аппарата в первичных кожно-кинестетических полях, где размещен «сенсорный человечек» | Нарушения модально-специфических кожно-кинестетических факторов. Данные факторы, как и модально-специфические зрительные факторы, также отражают симультанный принцип аналитико-синтетической работы мозга, но в кожно-кинестетической модальности. «Теменные» синдромы включают в себя различные гностические, мнестические, двигательные и речевые нарушения, связанные с распадом тактильных (или «осязательных») симультанных синтезов. Тактильные агнозии. Пальцевые агнозии. неспособность больного опознать собственные пальцы с закрытыми глазами. При теменных очагах возникает также нарушение возможности опознания цифр и букв, «написанных» на коже (тактильная алексия). Данные формы гностических расстройств в большей степени связаны с поражением нижнетеменных отделов левого полушария (у правшей). Афферентная моторная афазия и кинетическая апраксия. Нарушения проявляются в виде ложных соматических образов (соматических обманов) — ощущений «чужой» руки, нескольких конечностей, уменьшения, увеличения частей тела (соматопарагнозия). При правосторонних поражениях теменной области коры собственные дефекты часто не воспринимаются больным —симптом, получивший название анозогнозии. К числу гностических теменных симптомов относится и нарушение «схемы тела» (соматоагнозия) — расстройство узнавания частей собственного тела, их расположения по отношению друг к другу. Эти нарушения также преимущественно связаны с поражением верхних отделов теменной области. Чаще всего больной плохо ориентируется в левой половине тела (гемисоматоагнозия). Нарушения тактильной памяти, тактильное невнимание. Описанные модально-специфические (гностические, мнестические) дефекты составляют первичные симптомы поражения теменных постцентральных областей коры; моторные (речевые, мануальные) нарушения можно рассматривать как вторичные проявления этих дефектов в моторной сфере. |
Синдромы поражения конвекситальной коры височной области мозга. | Кора левого полушария. Кора правого полушария. | Расстройство фонематического слуха, нарушение слухоречевой памяти, Вследствие нарушения фонематического слуха распадается целый комплекс речевых функций: письмо (особенно под диктовку), чтение, активная речь. Нарушение звуковой стороны речи ведет к нарушению и ее смысловой структуры. Возникают «отчуждение смысла слов» и вторичные нарушения интеллектуальной деятельности, связанные с неустойчивостью речевой семантики. Поражение зоны Т2 левого полушария ведет к другому височному синдрому. Его основой являются нарушения слухоречевой памяти, которые проявляются в форме акустико-мнестической афазии. На основе нарушения слухоречевой памяти возникает целая совокупность нарушений высших психических функций, т. е. особый нейропсихологический синдром. Нарушения неречевого и музыкального слуха, а также памяти на неречевые звуки и музыкальной памяти. В этих случаях больной не способен определить значение различных бытовых звуков и шумов (слуховая агнозия) или не узнает и не может воспроизвести знакомых мелодий (амузия). Нарушается слуховое внимание, появляются симптомы аритмии – трудностей в оценке и воспроизведении ритмических структур, состоящих из однородных или различных по интенсивности звуков. Симптомом поражения правой височной области мозга является также нарушение восприятия просодических (интонационных) компонентов речи. Интонационный аспект речи, отражающий и эмоциональную, и логическую семантику, перестает различаться больными; они часто не различают даже мужских и женских голосов. Вся эта совокупность нарушений свойственна больным-правшам с отсутствием скрытых признаков левшества. |
Синдромы поражения коры медиобазальных отделов височной области мозга. | Медиобазальные отделы коры являются составной частью первого (энергетического) блока. | Отделы коры височной области входят в лимбическую систему мозга, характеризующуюся очень сложными функциями. К ним относятся регуляция уровня бодрствования мозга, эмоциональных состояний, участие в процессах памяти, сознания и др. Первая группа симптомов — это модально-неспецифические нарушения памяти (слухоречевой и других видов). Вторая группа симптомов связана с нарушениями в эмоциональной сфере. Аффективные пароксизмы (в виде припадков страха, тоски, ужаса). Третью группу симптомов составляют симптомы нарушения сознания. В одних случаях — этопросоночные состояния, спутанность сознания, иногда галлюцинации; в других — трудности ориентировки в месте, времени, конфабуляции. При общих эпилептических припадках происходит полное отключение сознания с последующей амнезией на произошедшее. |
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
Источник